Архив Пн В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви явил обретенный чудотворный образ и совершил Литургию в Успенском соборе Кремля 4 ноября 2023 г. 13:38 4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В этот день в России отмечается государственный праздник День народного единства.  Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Успенский собор Московского Кремля с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. У врат Успенского собора секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков и благочинный Воскресенского церковного округа Московской (городской) епархии , настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы протоиерей Александр Дасаев приняли великую святыню и перенесли на престол в алтаре Успенского собора.  После входных молитв и облачения Его Святейшества чудотворную Казанскую икону вынесли из алтаря на солею. Поднявшись на солею, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал об обретении чудотворного Казанского образа Божией Матери, перед которым молились князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Икона была украдена в 1918 году из Казанского собора на Красной площади г. Москвы. Место ее нахождения до последнего времени оставалось неизвестным.  Святейший Патриарх Кирилл благословил чудотворным образом Божией Матери участников богослужения. При пении величания икона была перенесена на аналой в центре Успенского собора.  За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Григорий , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Никандр , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; протопресвитер Владимир Диваков; протоиерей Александр Дасаев; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области; протоиерей Феодор Рожик, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе г.

http://patriarchia.ru/db/text/6074511.ht...

Борисоглебск. Церковь иконы Божией Матери " Достойно есть " . Часовенная церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» или «Милующая» /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Часовня в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть» находилась на Хлебной площади рядом со Сретенским храмом. Ее разобрали в 1901 г. после того как был построен Сретенский храм. Часовенная церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» или «Милующая» Благодарные жители в ознаменование чуда избавления от эпидемии холеры решили воздвигнуть на месте совершения молебна часовню в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть». Каменная часовня была построена попечением и стараниями купца Стефана Иванова. 19 ноября 1873 года состоялось торжественное освящение её престола при огромном стечении народа. Здание часовни, относительно небольшое по размеру, имело величественный и законченный в архитектурном плане вид, было достаточно высоким. (О точных размерах часовни в настоящее время судить невозможно, так как план первоначального строительства сгорел при пожаре 17 августа 1876 года. Здание часовни находилось у пересечения нынешних улиц Бланской и Третьяковской, частично на территории Котельно-механического завода). Часовня была приписана к Преображенскому Собору города, клир которого и совершал в ней богослужения. Для поклонения верующих здесь был поставлен чудный афонский образ Богородицы «Достойно Есть». Перед этим образом жители города возносили непрестанные благодарственные молитвы Небесной Владычице. Число людей, прибегающих под кров Божией Матери всё возрастало. К каменному зданию часовни была сделана более обширная деревянная пристройка. Часовня постепенно начала приобретать вид полноценного храма. Тамбовский епископ Виталий (Иосифов), посетивший г. Борисоглебск в середине 80-х годов XIX века, сделал замечание о тесноте помещения часовни и выразил пожелание ещё более расширить здание, так как приток молящихся был достаточно велик. Таким было и пожелание верующих. Необходимо отметить, что к этому времени у часовни уже сложился свой, достаточно многочисленный приход, насчитывающий в среднем до 1500 человек. В 1884 году часовня получила статус церкви и стала именоваться Часовенной, а в официальных документах Часовенной Богородичной церковью. С этого момента в храме велись метрические книги. Усадебной и пахотной земли церковь не имела.

http://sobory.ru/article/?object=41118

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери «Живоносный источник». Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Содержание статьи Икона Божией Матери «Живоносный источник» Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления). Иконографически образ Божией Матери «Живоносный источник» восходит к византийским изображениям типа «Владычица Победодательница», который в свою очередь восходит к изображению типа «Знамение». Первоначально икона «Живоносный источник» передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан. На Светлой седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход. В этот же день на литургии читается Евангелие об изгнании торгующих из храма. Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник» В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

http://pravmir.ru/ikona-bozhiey-materi-z...

Вахитовский район. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Варлаамовская). Варлаамовская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Смоленско-Варлаамовская церковь, каменная, построена неизвестно когда, и на какие средства. Однако первое упоминание о ней существует уже в 1726 году. Престолов два, теплые: главный – во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел - во имя Варлаама Хутынского. На начало ХХ века приход очень маленький всего - 24 дома, около ста прихожан. Священник Григорий Иванович Львов, 60 лет. Церковь стояла посередине улицы Большой Варламовской (ныне ул. Мартына Межлаука) и прекрасно просматривалась с двух ее сторон. Полностью разрушен храм в 1932 году. По материалам издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии» Казань-1904 г, Православный Собеседник 1 КДС г. Казань-2008 г. Смоленско-Варлаамская церковь находилась недалеко от церкви московских чудотворцев, на улице Варлаамской и поперечной Ямской. В первое время своего основания, по всей вероятности до XVIII ст., церковь Смоленско-Варлаамская носила другое название и состояла из двух храмов: церковь деревянная Преображения Господня освящена была в 1655 г., при этой церкви был придел Благовещения Богородицы; вторая церковь была каменная во имя Божией Матери чудотворной ее иконы Казанской с приделом Варламия, когда была построена эта каменная церковь – неизвестно. В настоящее время прихожане уже не имеют даже воспоминаний о церквах во имя Преображения Господня и Казанской иконы Божией Матери: признак, что они давно переименованы. Теперь главный храм – во имя иконы Смоленской Божией Матери, так он называется с 1789 г. Деревянная церковь Варлаама чудотворца существовала до пожара 1749 г., а в этом пожаре она погорела и, вероятно, уже после пожара вся устроена была каменною. При главном храме Смоленской Божией Матери в трапезе имеется придел во имя препод. Варлаама, чудотворца хутынского. Церковь в народе известна, главным образом, под именем Варлаамовской. В одной связи с каменною церковью находится каменная колокольня, устроенная одновременно с самою церковью. Только по бокам колокольни сделаны в 1857 г. небольшие пристройки: для жительства церковного сторожа и кладовая.

http://sobory.ru/article/?object=33085

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Икона Божией Матери Казанская Казанская икона Божией Матери. Возлюбленные братия и сестры, сегодня мы с вами торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников. Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую. Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага. Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и предводительствуемые Ею приблизились к Москве.

http://pravoslavie.ru/49469.html

Гдов. Собор Державной иконы Божией Матери в Кремле. Карта и ближайшие объекты Собор Державной Богоматери построен в 1991 г. на основе обмеров древнего собора Димитрия Солунского, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Действует. Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. Он восстановлен в прежних формах, характерных для Псковского зодчества на месте разрушенной фашистами в 1944 году церкви Дмитрия Солунского. Храм одноглавый, четырехстолпный с скругленными снизу столбами, кубической формы, трехапсидный. Купол расположен на барабане с шестью окнами, украшенном традиционным орнаментом. Над окнами - бровки. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Над входом несимметричная двухпролетная звонница. После восстановления храм освящен во имя иконы Божией Матери " Державная " . Гдов – районный городок с живописными руинами старинной крепости, внутри которой стоит Собор иконы Державной Божией Матери. Это первый храм с 1917 года в области, построенный заново в 1990 году на месте разрушенного. Строили его всем миром, но большую сумму денег пожертвовал на храм архимандрит Лев. История появления храма такова: настоятель будущего Собора отец Михаил поехал к отцу Николаю (Гурьянову) на остров Залит посоветоваться и испросить благословения: строить ли храм, потому что трудности ожидались немалые. И не успев задать старцу вопрос, получил ответ: «А храм в Гдове строить надо». И далее старец сказал, что назвать его нужно в честь иконы Державной Божией Матери. Отец Михаил посетовал: «У нас и иконы такой нет, батюшка». Тогда старец вынес для будущего храма свою икону Державной Божией Матери, она сейчас в Соборе. Собор в крепости назывался в древности св. Дмитрия Солунского. И ныне в храме три престола: в честь св. Дмитрия Солунского, главный храм – иконы Божией Матери Державная, а южный престол освящен в память святого новомученика Православной Церкви Митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, расстрелянного большевиками.

http://sobory.ru/article/?object=00279

Закрыть itemscope itemtype="" > В Санкт-Петербурге пройдут торжества, посвящённые празднованию иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 21.05.2022 877 Фото: Предоставлены организаторами По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 29 мая 2022 года в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга пройдут торжественные мероприятия, посвященные празднованию иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Это радостное событие объединит не только православных трезвенников города и области, но и всех людей, придерживающихся здорового образа жизни. В 2015 году была положена эта добрая традиция, на которую откликнулись сразу около 700 человек. По мнению организаторов, праздничные мероприятия должны не только способствовать объединению трезвых здоровых сил нашего города, но также обратить внимание духовенства на возрождение трезвеннических дореволюционных традиций, центром которых исторически всегда был Санкт-Петербург. Организаторами праздника выступили Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, Общественная организация «Трезвый Фронт», Благотворительная общественная организация «ФАВОР» и трезвеннические общины города. Образ Божией Матери для освящения праздничных мероприятий прибудет из храма во имя Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при Заводе АТИ г. Санкт-Петербурга. Торжества, посвященные празднованию иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», начнутся в 17.00 с соборного молебна «О трезвом возрождении России» у Никольского храма Александро-Невской Лавры. Затем состоится крестный ход с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» по территории Лавры. В 18.30 пройдет духовный праздничный концерт в Святодуховском Духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры. В концерте примут участие: - Хор храма Спаса Нерукотворного Образа, - Диакон Сергий Учанейшвили, - Антон Галицкий, автор-исполнитель, - Ольга Братчина, автор-исполнитель, - Антон Слон, лидер группы «Лунный пес»,

http://ruskline.ru/anonsy/2022/05/21/v_s...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господу Богу угодно было прославить многие из списков с Казанской иконы, даже непервоначальных...» Дискуссии о местонахождении явленной Казанской иконы Божией Матери в XIX - начале XX вв. 18.04.2018 1763 Время на чтение 105 минут Несмотря на то, что история явленной Казанской иконы Божией Матери (первообраза) достаточно хорошо изучена и отражена в научной и церковной литературе, её местонахождение на протяжении уже более полутора веков продолжает оставаться предметом дискуссий. Согласно официальной церковной версии, явленная икона постоянно пребывала в г. Казани - в Казанском Богородицком женском (девичьем) монастыре (КБМ), основанном на месте её чудесного явления (обретения) (произошедшем, согласно церковному преданию, 8 июля 1579 г.), откуда она была похищена 29 июня 1904 г.(1) Однако с 1830-х гг. факт явленности («подлинности», «оригинальности») находившейся в КБМ Казанской иконы Божией Матери начал оспариваться. В изданиях по истории г. Санкт-Петербурга появились утверждения о том, что в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г. Санкт-Петербурга, построенном в 1801 - 1811 гг., пребывает явленный образ, который был принесён в начале XVIII в. по повелению Царя Петра I Алексеевича из г. Москвы, куда, в свою очередь, он был доставлен в «Смутное время» из г. Казани. Позднее данная версия «утвердилась» в книге религиозной писательницы А.С. Наумовой «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери, с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», изданной в г. Санкт-Петербурге в 1867 г.,(2) и в первом выпуске исследования «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», изданного в 1869 г. Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом под председательством епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии, впоследствии - архиепископа Казанского и Свияжского Павла (в миру - П.В. Лебедева) (1827 - 1892)(3). Так, в исследовании «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» сообщалось, в частности, что в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Образ Казанской Божией Матери прошёл через всю Россию» Участники патриотического автопробега «От общей Победы — к общему миру!» передали в дар Главному храму Вооруженных сил РФ икону «Державный Покров» 07.09.2020 1058 Время на чтение 3 минуты В среду, 2 сентября, участники Международного патриотического автопробега «От общей Победы — к общему миру!» Всероссийской организации «Боевое братство» и Женское православно-патриотическое общество передали в дар Главному храму Вооруженных сил Российской Федерации икону Казанской Божией Матери «Державный Покров». Икона Казанской Божией Матери «Державный Покров» написана иконописцами артели «Уфимский иконостас». На ней изображены спасители Отечества: образ Казанской иконы Божией Матери, священномученик Ермоген (Гермоген) - патриарх Московский и всея Руси и руководители Народного ополчения Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на фоне Московского Кремля. Икона была передана участникам проекта «От общей Победы — к общему миру!» Женским православно-патриотическим обществом перед началом проекта. В проекте приняли участие: Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство», Всероссийское добровольческое молодежное общественное движение «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи " Волонтерская Рота Боевого Братства " », Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Проект проходил при поддержке Министерства обороны России. Образ Казанской Божией Матери прошёл весь путь по маршруту патриотического автопробега «От общей Победы — к общему миру!» через всю Россию. Акция стартовала в День памяти и скорби в Приморье 22 июня 2020 года. Казанская икона Божией Матери прибыла к храму на специально изготовленном пьедестале на крыше легендарного автомобиля ГАЗ М-20 «Победа», который возглавлял автопробег. На церемонии передачи присутствовали представители Боевого братства, Юнармии, Волонтерской роты, Женского православно-патриотического общества, Крестного хода «Святая Русь», руководители артели «Уфимский иконостас», а также представители Министерства обороны и военнослужащие.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/07/ob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010