Л. Аминь. Д. Помолитеся оглашеннии Господеви. Л. Господи помилуй. Д. Вернии о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Л. Господи помилуй. Д. Огласит их словом истины. Л. Господи помилуй. Д. Открыет им евангелие правды. Л. Господи помилуй. Д. Соединит их святей своей соборней и апостольстей церкви. Л. Господи помилуй. Д. Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Л. Господи помилуй. Д. Оглашении! Главы ваша Господеви приклоните. Л. Тебе Господи. Во время чтения этой эктении, священник читает про себя молитву об оглашенных: «Господи Боже наш, иже на высоких живый, и на смиренныя презираяй, иже спасение роду человеческому ниспославый, единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа, – призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоншия Тебе своя выя, и сподоби я во время благополучнее бани паки-бытия, оставления грехов и одежди нетления: соедини их святей Твоей соборней и апостольстей церкви, и сопричти их избранному Твоему стаду» (27 обор. Служебника). По окончании ектении, священник возглашает: Св. Да и тии с нами славят пречестное и великолепное имя Твое Отца и Сына и Св. Духа ныне и присно и во веки веков. Л. Аминь. Священник раскладывает антиминс. Д. Елицы оглашеннии изыдите, оглашеннии изыдите, елицы оглашеннии изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся (т.е. те, которые оглашенные, идите вон; оглашенные выходите; те, которые оглашенные, выходите; чтобы никого не было в церкви из оглашенных. А верные еще и еще будем молиться Богу»). Л. Господи помилуй. Д. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Л. Господи помилуй. Д. Премудрость. Между тем священник, по раскрытии антиминса и во время произнесения приведенных слов диаконом, читает про себя «первую молитву верных:» «Господи Боже сил! благодарим Тебя, Который удостоил нас и теперь предстать святому Своему престолу и припасть к Твоему милосердию с молитвой о наших грехах и заблуждениях народа. Боже! приими наши моления; сделай, чтобы мы были достойны приносить Тебе моления, прошения и жертвы безкровныя за всех людей Твоих; и нас, которых избрал Ты на это служение, исполни силой Духа Твоего Святаго, для того, чтобы без осуждения и преткновения в чистом свидетельстве нашей совести, мы могли всегда и везде призывать Тебя, и чтобы Ты, вняв нашим молитвам, был к нам милостив, в избытке Своего милосердия». (Служебник стр.28 и 28 об.). По произнесении диаконом слова «Премудрость», священник возглашает, доканчивая прочитанную про себя молитву:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После того как чтец укажет, откуда будет чтение, диакон еще раз повторяем: «Будем внимательны»! Затем читается Апостол. По окончании чтения Апостола, священник, говорит чтецу: «Мир тебе». Чтец произносит: «И в твоей душе пусть будет мир». При начале чтения Апостола, священник садится на стоящее справа от горнего места, у восточной стены алтаря, кресло, а диакон кадит сперва св. Престол, жертвенник, и алтарь, затем иконостас, священника, клиросы и народ. По окончании чтения Апостола, священник поднимается с кресла, благословляет, чтеца и, как выше сказано, говорит: «мир тебе». Чтение Евангелия За чтением Апостола следует чтение Евангелия 61 . Чтение Евангелия изображает проповедь Господа Иисуса Христа народу. Как пред чтением Апостола всегда читается прокимен, так, после чтения Апостола, пред чтением Евангелия, всегда поется: «аллилуия», т. е.: «хвалите Бога». Диакон пред пением «аллилуия». Говорит: «премудрость», точно также как говорит это и пред чтением прокимна 62 . Во время пения «аллилуия» священник читает молитву, предшествующую чтению Евангелия: «Владыко, любящий людей, зажги в наших сердцах невещественный свет Богопознания; открой наши духовные очи, чтоб мы могли понять Твою евангельскую проповедь ; вложи в нас чувство благоговения к Твоим святым заповедям; и мы, – при таких Твоих спасительных действиях, – оставим все свои плотские, грешные влечения, поведем жизнь духовную, думая и заботясь лишь о том, что может послужит нам для угождения Тебе. Так молимся мы, Христе Боже, Тебе потому, что Ты – единственный свет наших душ и наших тел и, как такой свет, мы прославляем Тебя с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, любвеобильным и все совершенствующим Твоим Духом, теперь и всегда, и во веки». Кончив каждение и «отложив кадило на обычное место», или отдав его церковнослужителю, диакон подходит к священнику, прочитавшему уже молитву пред Евангелием, и, подклонив ему голову свою, держа и орарь со св. Евангелием, просит у него благословения, говоря: «Дай мне, господин, благословение твое, (чтобы я был в силах прочесть на пользу верным положенное) на (сегодня) чтение из Евангелия святого славного Апостола и Евангелиста» (имя его: напр. «Матвея», или: «Марка»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Хор: «Истинно так». Великий Вход После возгласа священника, следует, перенесении Великий Святых Даров с жертвенника на Престол, или, так называемый, «Великий вход» 72 . Вслед за возгласом священника: «Чтобы мы, всегда охраняемые» и проч., диакон открывает царские двери, берет кадило с ладаном и, приняв благословение священника, кадит крестообразно, св. Престол, весь алтарь, солею с иконостасом, священника и народ, наполняя, таким образом, благоуханием тот путь, которым будут перенесены Святые Дары с жертвенника на Престол. Во время этого каждения диакон читает 50-й псалом – «помилуй мя Боже», и «тропари умилительные».  Одновременно с открытием царских врат, хор начинает петь «Херувимскую песнь " 73 . «Мы, таинственно изображающие херувимов и поющие Животворящей Троице трисвятую песнь 74 , оставим теперь всякую житейскую заботу, чтобы поднять Царя всех (созданий), которого невидимо сопровождают, вооруженные копьями (копьеносят), ангельские чины 75 . Хвалите Бога». Во время пения Херувимской песни 76 , священник, стоя пред св. Престолом, тихо читает молитву: «Никто из тех, что связаны желаниями и удовольствиями плоти, не достоин приходить и даже приближаться сюда, для служения Тебе, – Царю славы, так как (не только для людей, но и) для самих небесных сил (ангелов) служит Тебе дело великое и страшное. Однако, по своему невыразимому и неизмеримому человеколюбию Ты в самом точном и полном значении был человеком; как первосвященник и (как) Господь всех. Ты передал нам священнодействие этой спасительной и бескровной Жертвы. Господи, Боже наш! Ты один владычествуешь над всем небесным и земным. Ты восседаешь на херувимском престоле. Ты – Господь серафимов и Царь Израилев. Ты – один свят и среди святых обитаешь. Тебя единственно милостивого и благосклонно выслушивающего моления, призываю я: посмотри сострадательно на меня грешного и бессильного Твоего служителя, очисти мое сердце, мою душу от дурных помыслов; укрепи меня, получившего благодать священства, силой Святого Твоего Духа приступить к этому Твоему святому. Престолу и священнодействовать Святое и пречистое Твое Тело и честную Твою Кровь. Вот я приближаюсь к Тебе, склоняя голову свою; молюсь; не отврати взор Твой от меня; не исключи меня из числа служителей Твоих; удостой, чтоб Твой грешный и недостойный слуга принес Тебе эти дары; ибо Ты – Христос, Бог наш Сам принес на кресте великую жертву, и Ты Сам приносишься, как жертва. Ты, как Бог, принимаешь жертву, и Ты отдаешь в пищу всем верным Свое Божественное Тело и Животворящую кровь. Тебя прославляем мы с безначальным Твоим Отцом и Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, теперь, всегда и вечно».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Природа тварного, абсолютно относительного духа, непонятная из себя, становится абсолютно понятна лишь из абсолютного духа, который себя запечатлевает в относительном духе постулатами абсолютности. Различение ипостаси и усии само по себе не имеет в себе ничего, что бы не соответствовало абсолютности Существа Божия и, согласно Откровению, Бог есть Личное Существо, имеющее в себе бесконечную жизнь. Втор. 32:40 : «Я подъемлю руку свою к небесам и говорю: живу Я вовеки». Соотнесённость, неразделимость ипостаси и усии мы узнали в природе тварного, относительного духа. Однако, в ней мы натолкнулись на непреодолимые трудности и противоречия, которые, очевидно, не могут относиться к Абсолютному Духу. К Абсолютному существу неприменимо определение жизни как возникновения, становления, процесса. Жизнь Божества есть вечная жизнь, в которой ничего не изменяется и не прибавляется, но все содержится единым, вечным актом, и совершенно нет места временности и возникновению. У Бога «несть пременения, ниже преложения стен» ( Иак. 1, 17 ). «В начале Ты, Господи, землю основал еси и дела руку Твоею суть небеса: та погибнут, ты же пребываеши, и вся, яко риза, обветшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ( Пс. 31:26–8 ), «Ты бо еси Бог неизречен, недоведом, непостижим, присно сый, такожде сый» (из евхаристической молитвы литургии св. Иоанна Злат.). Вечная жизнь означает, что всё, присущее Божеству, Ему неотъемлемо присуще, связано неразрывно с его личным самосознанием. В личном самосознании даже и тварного духа запечатлена вечность, я имеет самосознание, как невозникающее и сверхвременное. В Абсолютном же Духе в его личном самосознании соположено и Его жизненное самоопределение, как вечная жизнь. Но это означает и то, что вечная жизнь, нераздельно слитная с личным самополаганием и в него включённая, не имеет в себе ничего возникающего, незавершённого и несовершенного, никакой потенциальности, ничего меонального. Поэтому она не является для Абсолютного Духа ни в какой степени и ни в каком смысле данностью, как присущей ему и Его определяющей природой или необходимостью. Нет, она всецело, до конца и насквозь является актом, в котором нет никакого факта, данности, продукта. Природа в Божестве есть Его вечная жизнь, самоопределение, самополагание, actus purissimus. Божественная личность сама есть единственный источник Своей усии или жизни. Божественная жизнь ипостасно прозрачна, и абсолютное самосознание не встречает себе границ ни в какой данности. Ипостасное самополагание и усийное, сущностное, жизненное самоопределение здесь есть единый тождественный акт, в жизни Божества нет ничего, что не было бы до конца актуально. Ипостась и природа, столь ощутимо различные в тварном духе, в Божестве соединяются в божественном акте абсолютного самополагания: Сый, Ягве, Я есмь, Который Я есмь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Св апостолы могли исцелять всякий недуг человеческий. Вот какие права и обязанности преподаны новозаветному священству. В момент хиротонии на посвящаемого снисходит Божественная благо­дать, всегда немощных врачующая и преподаются ему те же самые права и обязанности, которые некогда были преподаны Христом Спасителем святым апостолам. И вот, при наличии Божественной благодати и преподанных прав, пастырь совершает Божественную литургию, Бескровную Жертву, во время которой снисходит та самая Божественная благодать, которая сходила и на свв.апостолов, могущая не только очищать разные проказы на теле, смягчать преступление человека пред Богом и прочее, как это было в Ветхом Завете, но она (Благодать) может попалить все прегрешения человека и сделать греш­ника – праведником, вознести человека в обители небесные. Насколько высоко, свято и многотрудно служение пастыря, насколько оно, если сердечно со вниманием к себе и всему стаду совершается, есть самоотверженный подвиг, указанный Иисусом Христом. Новозаветный пастырь – добровольный повседневный мученик, воинствующий добрый воин, подвизающийся добрым подвигом веры для вечной жизни ( 1Тим.1,18,6,12 ), спостраждущий благовествованию Христову по силе Бога ( 2Тим.1,8 ). Много дано пастырю, но и много спросится с него, а поэтому пастырь должен постоянно подражать Христу в молитве за пасомых, нелицемерной любви к пастве, в научении истинам веры своих пасомых и т.д., чтобы предстать пред Пастыреначальником и будущим Судией делателем непостыдным, верным делателем, дабы мог сказать Ему: «Се, аз и дети, яже ми дал есть Бог» ( Евр.2,13 ). Вот почему пастырь должен иметь любящее сердце к своей пастве, потому что без любви он не осуществит возложенное на него дело. Любовь не превозносится, не поступает легкомысленно, а пастырь имен­но не должен быть легкомысленным. Она делает пастыря благоразумным, степенным и основательным. Любовь не превозносится, не гордится, выше других себя не почитает, но перед всеми смиряется, всем послушна, покорна, снисходительна. Любовь, по учению свв.отцов, есть отрицание всех страстей и вселяется в сердце по изгнании их. Она не только истребляет страсти, по­роки, но даже не дозволяет им получить начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

97. § 20. См. к этому изображение св. Сампсона, ibid . p . 98). Под таким названием (δσ κ ος), восходящим к глубочайшей дохрист. древности, древние греческие христиане употребляли небольшое блюдо, для св. хлеба. Свою древнюю христ. форму он сохранил до нас. (Goar, р.98. § 24. См. рисунок дискоса р. 99). Так, именно, λγχη , древние греки назвали небольшой ножичек, имеющий, действительно форму копья, в воспоминание голгофского (Goar, р.99. § 30). Так описательно передаем греч. θζσον, точное значение которого заколи  или зарежь ( Goar , р. 100. § 36) неудобно. В слав.-русск. жертва, пожри скрывается также это первое значение. В этом случае древние греки называли вино не ονος, a νμα =живой источник воды. Этим названием они хотели выразить истечение крови из пронзённого бока Иисуса Христа (вино красно, как и кровь). Goar, р. 101. § 39. Точно передаются θυμιατριον чрез курильница и курение; но эти выражения слишком у нас опрощены. Звездица=στερσχον в древности и теперь представляет из себя две металлических дуги, сложенных крестообразно в центральной своей точке (См. у Goar " a рисунок, р. 99). В древности и теперь различаются три покрова для св. даров: два малых и равной величины, - для дискоса и чаши, - и один большой, который со всех сторон закрывает малые покровы. Его название воздух есть пере­дача греч. ρ =воздух; назывался он также у греков νεφλη =облако. Оба названия объясняются в символическом смысле ( Goar , p . 105. § 51). Так передаём: δσαντε κ τς χερας , что сам Goar переводит: actis in crucem manibus ( p . 51. § 51). Но это выражение во всяком случае не­достаточно ясно, и замечательно, что оно не отразилось на нашем служебнике (см. издание 1890 года). Греческ. ποιε πλυσιν, чему в нашем служебнике отвечает творит отпуст, Goar понимает, как finem imponit = полагает конец (всему богослужению, или отдельной части его), заканчивает (р. 105. § 53). παλατου есть огрецизированное латин. palatii , по поводу которого Du Cange замечает, что только иногда здесь разумелось высшее чиновничество ( ibid .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Переходя к материальной антропологии по нашей условной терминологии мы будем иметь дело главным образом с Дамаскиным как с христианским поэтом и церковным песнописцем А в этом отношении св. Иоанн по словам святителя Филарета, «более высок чем во всех других отношениях здесь он неподражаем». 236 В литургических произведениях Дамаскина мы видим несравненно более творчества и самостоятельности, чем во всех других его сочинениях. В то же время богатство и разнообразие мыслей не уступают здесь и красоте формы. О творении человека св. Иоанн в самогласне поет «Начаток мне и состав зиждительное Твое бысть повеление восхотев бо, от невидимаго же и видимаго жива мя составити естества от земли тело мое создал еси, дал же ми еси душу божественным Твоим и животворящим вдохновением». 237 Подчеркивая неправоту мнения Оригена , Дамаскин говорит об одновременном сотворении души и тела. 238 В частности, о творении тела человеческого Дамаскин замечает, что Бог создал человека «руками невидимыми», а в другом месте что Он вообразил его «персты». 239 Говоря о созданной по образу Божию нашей красоте 240 , песнописец, подобно Тертуллиану , Августину 241 и другим отцам предполагает некоторый отпечаток образа Божия даже и в гармонично сложенном теле человека В отношении же к душе Бог , по словам св. отца, «сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным , весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами». 242 Поставив человека царем и начальником всей земли 243 , Бог устроил для него как бы особый дворец рай. 244 Невинное и блаженное состояние человека в раю Дамаскин описывает такими чертами «телом пребывая в месте божественном и прекрасном душою (чело век) жил в высшем и более прекрасном месте жившего в нем Бога имея своим жилищем и славным покровом, и будучи облечен Его благодатью и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом созерцанием Его, подобно тому, как какой-либо иной Ангел». 245 «Поставив (первого) человека в общение с Собою 246 , Бог , говорит Иоанн, чрез это возвысил его до нетления». 247 Однако человеку надлежало еще чрез испытание непоколебимо утвердиться в добре. Поэтому и дана была ему заповедь; сохранив ее, человек добыл бы себе бессмертие и сделался бы сильнее смерти. 248

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Переходя к материальной антропологии, по нашей условной терминологии, мы главным образом будет иметь дела с Дамаскиным, как христианским поэтом и церковным песнописцем. А в этом отношении св. Иоанн, по словам святителя Филарета, «более высок, чем во всех других отношениях; здесь он неподражаем» 86 . В литургических произведениях Дамаскина мы видим несравненно более творчества и самостоятельности, чем во всех других его сочинениях. В то же время богатство и разнообразие мыслей не уступают здесь и красоте формы. О творении человека св. Иоанн в самогласне поет: «Начаток мне и состав зиждительное Твое бысть повеление: восхотев бо, от невидимого же и видимого жива мя составити естества, от земли тело мое создал еси, да же ми еси душу божественным Твоим и животворящим вдохновением " … 87 Подчеркивая неправоту мнения Оригена , Дамаскин говорит об одновременном сотворении души и тела 88 . В частности о творении тела человеческого Дамаскин замечает, что Бог создал человека «руками невидимыми», а в другом месте, что Он вообразил его «персты» 89 . Говоря о созданной по образу Божию нашей красоте 90 , песнописец, подобно Тертуллиану , Августину 91 и другим Отцам, предполагает некоторый отпечаток образа Божия даже и в гармонично сложенном теле человека. В отношении же к душе «Бог», по словам св. Отца, «сотворил человека непричастным злу, прямым нравственно добрым, безпечальным … весьма украшенным всякою добродетелию, цветущим всякими благами» 92 . Поставив человека царем и начальником всей земли 93 , Бог устроил для него как бы особый дворец – рай 94 . Невинное и блаженное состояние человека в раю Дамаскин описывает такими чертами: «телом пребывая… в месте божественном и прекрасном, душою» человек «жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и … славным покровом, и будучи облечен Его благодатию, и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его, подобно тому как какой-либо иной Ангел» 95 . «Поставив (первого) человека в общение с Собою 96 , Бог», говорит Иоанн, «чрез это возвысил его до нетления» 97 . Однако человеку надлежало еще чрез испытание непоколебимо утвердиться в добре. Поэтому и дана была ему заповедь; сохранив ее, человек добыл бы себе безсмертие и сделался бы сильнее смерти 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

Л. Господи помилуй (трижды). Д. Еще молимся о плодоносящих и дородеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Л. Господи помилуй (трижды). Во время этой эктении, священник читает про себя молитву прележнаго моления: «Господи прилежное (т.е. усиленное) сие моление прими от Твоих раб, и помилуй нас, по множеству милости Твоея, и щедроты Твоея ниспосли на ны, и на вся люди Твоя, чающия от Тебе богатыя милости». Затем делает возглашение: Св. Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и св. Духу, ныне и присно и во веки веков. Л. Аминь. Если будет приношение об усопших, диакон читает следующую ектению: Д. Помилуй нас Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй. Л. Господи помилуй (трижды). Д. Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (таких-то) и о еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному. Л. Господи помилуй (трижды). Д. Яко да Господь Бог учинит души их, и праведнии упокояются. Л. Господи помилуй (трижды). Д. Милости Божия, царства небеснаго и оставления грехов их, у Христа безсмертнаго Царя и Бога нашего просим: Л. Подай Господи. Д. Господу помолимся. Во время чтения диаконом приведенной ектении, священник читает в алтаре про себя следующую молитву: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, – Сам Господи покой душу усопших раб Твоих (таких-то), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание, – всякое согрешение, содеянное ими словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое истина». Затем громко. Св. Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб Твоих (таких-то), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков (Служеб. стр. 26 об. и 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лик: Подай, Господи. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Хор: Подай, Господи. Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим. Хор: Подай, Господи. Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Добрых и полезных душам нашим, и мира мирови, у Господа просим. Хор: Подай, Господи. Доброго и полезного душам нашим и мира миру у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим. Хор: Подай, Господи. Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим. Хор: Подай, Господи. Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим. Лик: Подай, Господи. Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Подай, Господи. Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. Молитва перед св. Причащением Священник: Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко человеколюбче, и просим, и молим, и мили ся деем, сподоби нас причаститися Небесных Твоих и страшных Таин, сея Священныя и Духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение. Священник: Тебе вручаем всю жизнь нашу и надежду, Владыка Человеколюбец, и просим Тебя, и молим, и умоляем: удостой нас причаститься Твоих небесных и страшных Таинств, этой священной и духовной Трапезы, с чистой совестью, во отпущение грехов, в прощение согрешений, в общение с Духом Святым, в наследие Царства Небесного, в дерзновение пред Тобою, не в суд или во осуждение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010