Наконец, взявши пятую просфору, вынимает частицу говоря: Св. О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных и благочестивых царей и благочестивых цариц, блаженных создателей святаго храма сего, или святыя обители сея. Вторую частицу вынимает за архиерея, его рукоположившего, если он уже умер. После вынимает частицы за других усопших, которых пожелает помянуть, или о ком его просили помянуть, называя каждого усопшего по имени и за каждого вынимая особую частицу, со словами: Св. Помяни, Господи, такого-то. Далее вынимает частицу со словами: Св. Помяни Господи и всех в надежде воскресении, жизни Святыя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, человеколюбче Господи. Последнюю частицу священник вынимает за самого себя и говорит: Св. Помяни Господи и мое недостоинство и прости мое всякое согрешение, вольное и невольное. Все эти частицы, вынутые из пятой просфоры, священник ставит на дискос, внизу тех частиц, которые были вынуты из четвертой просфоры и полагает их на дискос внизу агнца. После этого каждый православный может подавать просфору для вынутия части: «о спасении и оставлении грехов рабов Божиих» – живых, кого угодно (о здравии), а также «о памяти и оставлении грехов рабов Божиих скончавшихся, кого угодно (за упокой). Когда все это будет кончено, священник, взявши губку, собирает на дискос частицы внизу агнца, чтобы они лежали плотно и ни одна не выпала (Служ. 11 об.). Диакон приносит потом кадило и говорит священнику: Д. Благослови владыко кадило. Господу помолимся. Священник благословляет кадило, говоря: Св. Кадило тебе приносим Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа (Служеб. 11 об. и 12 стр.). Д. Господу помолимся. Священник берет звездицу, окаживает ее и ставит над св. хлебом со словами: Св. И пришедши звезда, ста верху, идеже бе отроча (т.е. И звезда пришла и остановилась над местом, где был младенец). (Слав. текст – Мф.2:9 , а также

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воздвижение – возвышение, поднятие. Воздух – под этим словом разумеют покров, которым покрывают во время литургии и потир и дискос вместе. Воня – благовоние, благоухание. Воплощение – принятие на себя плоти, вочеловечение. Воскресение – возстание из мертвых, оживотворение. Вочеловечитися – человечестно воспринять, человеком стать. Вседержитель – всемогущий Бог. Вульгата, слово латин., значит общенародный, ославленный, оглашенный. Под этим именем разумеют латинскую Библию , которую исправил Иероним по сличении ея с подлинником еврейским и греческим. Эта вульгата употребляется в римской церкви. Выну – всегда. Выя – шея. Вечная память – вечное блаженство. Виссон – тонкая пряжа, употреблявшаяся на полотно, желтого или пурпурового цвета. Гефсимания – долина при горе Елеонской, где молился Христос пред Своим страданием. Глаголати – говорить, сказывать. Глагол – слово, речь. Голгофа, слово еврейское, значит лобное место находящееся близ Иерусалима, на западной стороне. Горе – вверх, вверху, высоко. Град Иудов есть Хеврон, который был дан колену Иудину. Гроб – в Св. Писании иногда означает пещеру, в которой погребались умершие. Диптихи – две таблицы при жертвеннике в алтаре, из коих на одной изображены имена живых, а на другой – умерших; эти таблицы читаются диаконом при проскомидии. Теперь их называют синодики, поминанья или помянники. Дискос, греч. слово, от  δσκος – блюдо, на котором полагается святый хлеб во время литургии. Дискос на литургии означает одр, на который, по снятии с креста, было положено тело Христово, при чем священник и диакон знаменуют Иосифа и Никодима. Доброподобный – славный победами. Довлеет – довольно, полно. Дориносимый – состоит из греческ. слова  δρυ – копье, и русского «носимый», т.е. окруженный, носимый стражами и телохранителями. Достояние – наследие, наследство, имение. Еврей – есть общее название иудеев, кои происходят от Евера, правнука Симова. Единоборец – μονομχος – который борется с другим, один на один. Елей – деревянное масло, выжатое из оливковых ягод.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тем не менее, в центральной молитве церковного богослужения – анафоре, – рассказ о Небесной литургии в полной мере сохраняется доныне, и этим подчёркивается как неразрывная связь с литургической традицией древней Церкви, так и эсхатологическое измерение Божественной Литургии, в которой верным является и подаёт Себя в пищу Господь Сил и через которую мы созерцаем как Небеса и Славу их, поминая равно и совершившиеся ради нашего спасения события домостроительства Божия, и День Грядущего Царства. 1  См. обширную библиографию, например, в книге: Bibliographies for Biblical Research: New Testament Series. Vol. 21: The Book of Revelation. Lewiston (NY), 1997. 2  См. обзор этой литературы и обширную библиографию в книге: Old Testament Pseudepigraphia/J.H. Charlesworth, ed. New York, 1983–1985. Vol. 1–2; Charlesworth J.H., Mueller J.R. The New Testament Apocrypha and Pseudepigraphia: A Guide to Publications with Excursus on Apocalypses. London et al., 1987. (American Theological Library Association Bibliography Series; 17); The Jewish Apocalyptic Heritage in Early Christianity/J.C. Vanderkam, W. Adler, eds. Assen; Minneapolis, 1996. (Compendia rerum ludaicarum ad Novum Testamentum: 3, Jewish traditions in early Christian literature; 4). 3  Обзор важнейших анафор и раннехристианских евхаристических молитв см., например, в нашей статье «Анафора» во 2 томе «Православной Энциклопедии». 4  См., например: Nusca A.R. Heavenly Worship, Ecclesial Worship: A «Liturgical Approach» to the Hymns of the Apocalypse of St. John. Roma, 1998; Eskola T. Messiah and the Throne: Jewish Merkbah mysticism and early Christian exaltation discourse. Tubingen, 2001. (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2; 142). 5  Об описаниях Небесной литургии в Откровении св. Иоанна см.: Brinkmann B. De visione liturgica in Apocalypsi S. Ioannis//Verbum Domini: Commentarii de re biblica. Roma, 1931. Vol. 11. P. 335–342; Peterson E. Der himmlische Kultus in Kapitel 4 und 5 der Geheimen Offenbarung//Liturgisches Leben. Regensburg, 1934. Bd. 1. S. 297–306; Mowry L. Revelation 4–5 and Early Christian Liturgical Usage//Journal of Biblical Literature. Middletown (Connecticut), 1952. Vol. 71. P. 75–84; Cothenet E. Liturgie terrestre et liturgie celeste d’apres l’Apocalypse//L’assemblee liturgique et les differents roles dans l’assemblee – Conferences Saint-Serge: 23 e semaine d’etudes liturgiques (Paris, 1976). Roma, 1977. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae» : Subsidia; 9). P. 143166; Vassiliadis P. Apocalypse and Liturgy//St. Vladimir’s Theological Quarterly. Crestwood (NY), 1997. Vol. 41. P. 95–112; Σκιαδαρσς ., πρωταττρεσβ. Λειτουργικς σκηνς κα μνο στν ποκαλψη το ωννη. Θεσσαλονκη, 1999. (Βιβλικ Βιβλιοθκη; 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

121 Иногда вместо песни «Достойно есть» поется ирмос 9-ой песни утреннего канона, с праздничным припевом; иногда же один ирмос 9-ой песни. Этот ирмос – один, или вместе с припевом – называется «задостойником». т. е.: «вместо – достойно». 122 «Диптиха» – множественное число слова «диптихос», что буквально по-русски значит: «две складки». Диптихом называлась в древности таблица, состоявшая из двух складок, или листов, на которой записывались имена. В древнее время были диптихи Епископов, диптихи людей живых, диптихи умерших. В Служебнике в этом же месте говорится о диаконе, что он, «читает те диптихи, которые содержат помянник умерших». О существовании в глубокой христианской древности обычая молиться за усопших свидетельствует св. Кирилл Иерусалимский («Тайновод. поуч. 5, 5). 125 Выражение: «одними устами, одним сердцем» не только указывает на взаимную любовь и единомыслие верующих, которые должны проникать их во время литургии, но и на удобопонятность того языка, на котором совершается Богослужние. Эта последняя цель достигается Православною Греко-Российской церковью, совершающей Богослужение на языке народа или современном, или, хотя и устарелом в оборотах речи и выражениях, но по духу доступном всем и каждому. 126 В древнее время все молитвы, относящиеся к совершению таинства св. Причащения и сопровождающие его, читались священником в слух народа. Впоследствии, ради сокращения времени, отведенного на совершение литургии, стало обычаем читать эти молитвы тихо, – в слух же народа произносились только краткие возгласы, за которыми следовали ответы хора. Посредством таких и ответов имели в виду дать возможность молящимся участвовать умом и сердцем в совершении таинства. Позднейшая практика принята и Православной Русской Церковью, и остается в силе до настоящего времени. Поэтому, если бы кто из верующих пожелал ясно представить и понять весь ход действий, относящихся к освящению Даров и течение молитвенной мысли в этой части литургии, тот должен внимательно прочитать и связать в одно нераздельное целое тайные молитвы священника, его возгласы и ответы хора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Д. Господу помолимся. Священник берет «покровец», окаживает его и покрывает им весь дискос со словами всего 92 псалма: Св. Господь воцарися, в лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси. Воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрясения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высотах Господь. Свидения Твоя уверишася зело. Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дней. (Перевод по Библии на русском языке, изд. Синода: «Господь царствует: Он облечен величиен, облечен Господь могуществом и препоясан. Потому вселенная тверда, не подвигнется. Престол Твой утвердил искони Ты – от века, Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. Откровения Твоя несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгия дни). Д. Господу помолимся. Покрый владыко. Священник берет другой «покровец», окаживает его и покрывает св. потир, говоря: Св. Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля (т.е. Христе! Твое могущество покрывает небеса, и славою Твоей полна земля). Д. Господу помолимся. Покрый владыко. Священник берет большой покров т.е. «воздух», окаживает его, и покрывает им потир и дискос, со словами: Св. Покрый нас кровом крилу Твоею, и изжени от нас всякаго врага и супостата; умири живот наш, Господи; помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко благ и человеколюбец (т.е. покрой нас покровом Твоего могущества; отринь от нас всякаго врага и супостата; соделай мирною нашу жизнь; помилуй нас и весь мир и спаси наши души, по своему милосердию и человеколюбию). Потом священник берет снова кадило и окаживает «предложение», т.е. жертвенник с приготовленными св. дарами, говоря трижды: Св. Благословен Бог наш сице благоволивый, слава Тебе. Диакон за каждый раз прибавляет: Д. Всегда, ныне и присно и во веки веков. И с благоговением и священник и диакон – оба делают три поклона, после чего диакон, взявши кадило, говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нельзя, однако, не заметить, что этот предпочтительный выбор мог мотивироваться и таким основанием: все другие молитвы разрешительные понимаются таковыми только в связи с полным совершением исповеди; между тем, как сказано выше, по идее первого регламентатора исследуемого чина, при совершении последнего и не могло быть исповеди в строгом смысле слова; следовательно, для настоящаго случая требовалась молитва, усвоившая значение разрешительной и вне исповеди, как подобающего исчисления содеянных грехов; молитва-же: «Господь примилостивый да ущедрит тя» и оказывалась вполне подходящею для того, раз и помещаемой в ряду священнических молитв пред литургией, ей приписывалось значение молитвы разрешительной «от всякого греха». Останавливаясь на тексте и содержании всех рассматриваемых молитв, мы не можем не сделать несколько историко-критических замечаний. – Первая молитва – «Владыко Господи... едине имеяй власть отпущати грехи...», будучи составною частью «последования ко св. причащению», – приписывалась не «божественному Дамаскину», как это есть у нас теперь 88 , а св. Иоанну Златоустом у 89 ; внесенная же в чин причащения больных она, обыкновенно, не надписывается ничьим именем; только единственный раз, в ряду огромного множества памятников, и здесь она надписана, как «молитва святого Иоанна Златоустог о ко святому причащению» 90 . Это устранение надписания именем Златоуста над данною молитвою, как составною частью чина причащения «вборзе», обусловливается едва ли не тем, что в последнем случае она получает другое значение. Между тем как в «последовании ко св. причащению» она – молитва чисто субъективная, – есть просительное обращение к Богу о себе же самого совершителя ее, – здесь она получает в известной степени объективное значение, как моление священника за лице, принимающее причащение. Вместе с такою особенностью, касающеюся внутренней стороны трактуемой молитвы, она и со вне резко отличается от того текста, в каком мы читаем ее, как составную часть «последования ко причащению». Такие отличия во всей их полноте сохранились до настоящего времени. Они настолько заметны, даже при беглом сравнении, и настолько проникают собою весь текст, что признавая несомненным единство греческого оригинала для данной молитвы, как составной части и «последовать ко св. причащению» и «чина причащения вборзе», мы вместе с тем должны признать одно из двух – или различие славянского перевода в том и другом случае, или весьма усердную и тщательную перефразировку ее в последнем чине. Первое предположение будет, кажется, вероятнее, если принять во внимание, что при указываемых внешних отличиях, не только суть, но и частности содержания молитвы в обоих случаях совершенно тожественны. Такою тожественностью и обясняется тот (впрочем, чрезвычайно редкий) факт, что и в чине причащения «вборзе», только с выше отмеченною внутреннею особенностью, мы встречаем иногда данную молитву в том тексте в каком она читается и в «последовании ко св. причащению» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Ставши на обычном месте, диакон говорит: Д. Господу помолимся. Священник про себя читает молитву входа: «Владыко, Господи Боже наш! Ты, Который в небе устроил разряды и сонмы ангелов и архангелов для прославления Своего, – сделай, чтобы с нами вошли в алтарь и ангелы, которые вместе с нами служили бы и прославляли Твое милосердие. Потому что Тебе принадлежит всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Св. Духу, ныне и присно и во веки веков (Служебн. стр. 20). По окончании молитвы, диакон, показывая правой рукой с орарем к востоку, говорит: Д. Благослови владыко святый вход. Священник благословляет с словами: Св. Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно и во веки веков. Когда пение на клиросе кончится, диакон становится пред священником и, показывая Евангелие, говорит: Д. Премудрость прости (т.е. стойте прямо). После этих слов, он со священником входит в алтарь и полагает Евангелие на престол. Л. Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси нас Сыне Божий, воскресший из мертвых, поющия ти: аллилуиа. После сего читаются или поются тропари и кондаки – праздничные или дневные, по уставу. По окончании тропарей, диакон, преклонив пред священником голову, говорит: Д. Благослови владыко, – время трисвятого. Священник, благословляя его, говорит: Св. Яко свят еси Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Св. Духу, ныне и присно (не доканчивая возгласа). Между тем диакон, выйдя из алтаря, становится близ царских дверей, и обратившись к иконе Христа, говорит: Д. Господи, спаси благочестивыя и услыши ны. Затем, указывая на весь народ, доканчивает возглас священника: Д. И во веки веков. Клирос. Аминь. Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный, помилуй нас. Во время пения на клиросе трисвятого, священник читает молитву трисвятого в алтаре, про себя: «Боже святый! Ты, Который пребываешь в среде святых, Которого трисвятою песнью (свят, свят, свят) воспевают серафимы, славословят херувимы и превозносят все небесныя силы; Ты, Который из небытия все воззвал к существованию, создал человека по Своему образу и подобию и украсил его всяким Своим совершенством; Ты, Который даешь просящему премудрость и смысл и не отвращаешься от грешника, но даруешь ему средство ко спасению – раскаянию; Ты, Который удостоил нас смиренных и недостойных рабов своих и теперь стать пред страшным Твоим престолом и приносит Тебе должное поклонение и славословие, – Сам, Владыко, приими и от уст нас грешных трисвятую песнь, и найди нас Своею милостию; прости нам всякое согрешение, вольное и невольное; освяти наши души и тела, и даруй нам, чтобы мы свято служили Тебе во все дни нашей жизни, за молитвы Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время пения херувимской песни, священник читает про себя «Никто из тех, которые скованы стремлениями и влечениями плотскими, не заслуживают приходить или даже приближаться сюда для служения Тебе – Царю славы, потому что для самых небесных сил служить Тебе – дело великое и страшное. Но впрочем по Своему неизреченному и неизмеримому человеколюбию, Ты, в самом точном и полном значении, был человеком и для нас Архиереем, и как Господь всех передал нам священнодействие этой спасительной и безкровной жертвы; потому что Ты, Господи Боже наш, един владычествуешь над всем небесным и земным, Ты, возседающий на престоле херувимском, Ты – Господь серафимов и царь Израилев, Ты един святый и в среде святых живущий! Тебя-то, единаго милостиваго и скородоступнаго, и молю я: обрати внимание на меня грешнаго и никуда негоднаго раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от дурных помыслов (от лукавой совести). И меня, облеченнаго благодатию священства, укрепи (восполни) силой св. Духа предстать этому святому престолу Твоему, и священнодействовать святое и пречистое Твое тело и честную кровь. Вот я, склонивши свою выю, прихожу к Тебе и молюсь: не отврати Лица Твоего от меня и не отринь от числа служителей Твоих; но удостой, чтобы многогрешным и недостойным рабом Твоим были принесены эти дары, потому что Ты, Христе Боже наш. И приносящий и приносимый, и принимающий и раздаваемый, и Тебя прославляем с Божественным Твоим Отцем и Пресвятым и благим и жизнь дающим Твоим Духом, теперь всегда и в вечные веки» (служ. стр.30 и 30 об.). После сего священник читает 50 псалом: «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей и по великому благоутробию Твоему изгладь преступления мои» и т.д. с чтением этого же 50 псалма диакон, с благословения священника, берет кадило, окаживает алтарь, священника и весь народ, потом, с поднятыми кверху руками, священник читает трижды херувимскую песнь: «Иже херувимы тайно образующе». И по окончании, отходит к предложению, т.е. к св. дарам на жертвеннике. Здесь, у жертвенника пред св. дарами, священник молится, чтобы Господь Иисус помянул в своем царстве всех, за кого вынуты части, всех, за которых и не вынуты от «неведения, забвения или множества имен». Диакон окаживает св. дары и, три раза произнося про себя: «Боже очисти мя грешнаго», говорит священнику: «Возьми владыко» (служебник 31 стр.). Священник берет «воздух» и возлагает на левое плечо диакона со словами: «Возьмите руки ваша во святая, и благословите Господа», а на голову ему ставит св. дискос; сам же берет потир (т.е. чашу) и идут оба от жертвенника северными вратами к престолу. Впереди псаломщик несет большую свечу (служ. 31 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Также (взяв) чашу после вечери (ужина), Он (Господь Иисус Христос ) возблагодарил Бога и подал ее св. Апостолам, говоря» 107 ; Прочитав эти слова и показывая правой рукой на св. чашу, священник громко произносит: «Пейте из нее (из этой чаши) все! Это – Моя кровь, – кровь Нового Завета, которая за вас и за многих проливается (Мною), для прощения грехов» 108 . Хор вторично отвечает: «Истинно так». Во время вторичного пения хором: «истинно так» священник продолжает читать «молитву благодарения»:  «Итак, вспоминая эту заповедь Спасителя (»это делайте в Мое воспоминание» Лк. 22:19 ) и все, что потом Он совершил для нас: крест, погребение, воскресение в третий день, вознесение на небеса, седение на престоле с Богом Отцом и Святым Духом и (что он совершит, т. е.) второе и славное, будущее пришествие в мир»; Прочитав эти слова, священник громко произносит: «Мы, принося Тебе Твои дары от Твоих слуг (рабов) за всех людей и за все Твои благодеяния» 109 , Хор, оканчивая слова священника, поет: «прославляем Тебя, благословляем Тебя, благодарим Тебя и молимся Тебе, Боже наш». При возгласе священника: «Мы, принося Тебе» и проч., диакон отлагает опахало, которым он веет над св. Дарами и, сложив крестообразно руки, поднимает св. дискос и св. чашу над Престолом 110 . Затем, по поставлении св. дискоса и св. чаши на Престол, оба священнослужителя наклоняют головы; священник, – читая молитву, невидимо присутствующему Богу-Отцу: «При этом приносим Тебе нашу словесную (молитвенную) и бескровную жертву, призываем Тебя, просим и (преклоняя колена) умоляем: пошли Святого Твоего Духа на нас и на эти, предлагаемые Тебе, дары» 111 . По окончании молитвы, священник и диакон, стоящий близ – справа от первого, – трижды покланяются предъ святымъ Престоломъ, читая такъ, что могутъ слышать одинъ другого: «Господь, пославший в третий час дня Пресвятого Твоего Духа на Апостолов Твоих, Ты – Милостивый не отними даров Его и от нас, и оживотвори нас, молящихся Тебе» 112 . (Диакон) произносит стих: «Боже, сделай сердце мое чистым и дух правый обнови внутри меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

При пении хором символа веры 97 , священник берет воздух со св. Даров, чтобы, при совершении Евхаристии, они не были покрыты, поднимает его над дискосом и чашей и колеблет над св. Дарами 98 , читая тихо: «верую, что есть единый Бог...» и т. д. до конца. Если несколько священников совершают Литургию, то они все поднимают воздух и держат его над св. Дарами, колебля и читая тихо – каждый: верую и прочее. Кончив читатъ «исповедание веры, священник принимает воздух от св. Даров, целует его и, согнув, полагает на св. Престоле вместе с покровцами (обычно, влево от дискоса). После того, как хор кончит петь символ веры , диакон, стоящий вне алтаря – на амвоне, приглашает народ стоять благоговейно, со страхом и приносит Богу благодарность во взаимном согласии, имея в уме и сердце мир. Он говорит: «Будем стоять достойно! (т. е. сознавая всю важность, происходящего теперь, священного действия). Будем стоять со страхом! Станем внимательно – в мире ума и сердца – приносить святое возношение! Хор от лица народа отвечает на этот призыв словами: «Милость мира, молитву благодарности» 99 . Возгласы священника, предшествующие освящению Даров При пении хором Слов: «милость мира...» диакон, поклонившись, входит в св. алтарь и, взяв опахало (рипиду), благоговейно веет им над св. Дарами. Священник же, по окончании пения; «милость мира», (обычно, обратясь к народу лицом и благословляя его рукой), произносит апостольское благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, в общение (участие) Святого Духа пусть будут со всеми вами» ( 2Кор. 13:13 ). Хор: «И с твоим духом» (пусть будет благодать Господа нашего Иисуса Христа, которую ты на нас призываешь). Священник: «На небо вознесемся сердцами» 100 . Хор: «Мы обратились сердцем к Богу». Священник: «Будем благодарить Господа». Хор: «Следует и справедливо покланяться Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единой по природе и не раздельной». Во время пения хора, священник тихо читает «молитву благодарения, или евхаристии». «Следует и справедливо Тебя прославлять, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте Твоего владычества. Следует, – так как Ты – Бог невыразимый, непостижимый, невидимый, недоступный уму человека, вечный, неизменяемый, Ты – Отец и единородный Твой Сын и Святой Твой Дух. Справедливо Тебя прославлять, так как Ты воззвал нас из небытия к бытию; когда мы пали, – восстановил и все, не переставая, делал ради нас, пока не возвел нас на небо, пока не даровал нам Свое царство, которое должно наступить. За все это благодарим Тебя и единородного Твоего Сына и Святого Духа; благодарим за все милости, оказанные нам, за те, которые знаем и за те, которые неведомы нам, за явные в тайные. Благодарим Тебя и за то, что Ты благоволилъ принять от наших рук эту бескровную жертву, хотя Тебе и служат тысячи архангелов и бесчисленное множество ангелов, многоочитые, возвышенные херувимы 101 и шестокрылые, парящие серафимы 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010