Св. Яко подобает Тебе (т.е. потому что Тебе принадлежит) всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Св. Духу, ныне и присно и во веки веков. Л. Аминь. Д. Паки и паки миром Господу помолимся (т.е. еще и еще будем молиться Богу в мире). Л. Господи помилуй. Д. О свышнем мире и спасении душ наших. Господу помолимся. Л. Господи помилуй. Д. О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей, и соединении всех, Господу помолимся. Л. Господи помилуй. Д. О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (т.е. в него), Господу помолимся. Л. Господи помилуй. Д. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Л. Господи помилуй. Д. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Л. Господи помилуй. Д. Премудрость. (Уходит в алтарь). Во время чтения диаконом приведенной ектении, священник тайно читает вторую молитву верных: «Благий и человеколюбивый! Еще и много раз припадаем к Тебе и молимся, чтобы Ты внял молению нашему, очистил души и тела от всякой нечистоты плотской и душевной и даровал, чтобы мы без вины и осуждения предстояли святому Твоему престолу. Боже! Даруй и тем, которые с нами молятся, усовершенствование жизни, веры и духовнаго влияния; даруй им, которые всегда служат Тебе со страхом и любовью, без вины осуждения причаститься святых Твоих таин и удостоиться небеснаго Твоего царствия». Потом, по произнесении диаконом «Премудрость», возглашает: Св. Яко да под державою Твоею всегда хранимы: Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне и присно и во веки веков (т.е. чтобы мы, всегда охраняемые Твоим могуществом, прославляли Тебя, Отца и Сына и Св. Духа и проч. Служеб. 29 обор.). Царския двери отворяются для «великаго входа». На клиросе начинают петь «Херувимскую песнь». Л. Иже херувимы тайно образующее и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. (Перевод: Мы, которые таинственно изображаем теперь херувимов и жизнь дающей Троице воспеваем песнь, отложим все помыслы о делах жизни (Служеб. стр.31).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Св. Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое (то, что принадлежит Тебе). Л. Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную; нераздельной Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть; (т.е. увидели ны свет истины, получили Духа Небеснаго; нашли веру истинную; поклоняемся нераздельной Троице, потому что Она спасла нас). Во время этой песни, священник окаживает св. дары со словами: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя», ставит св. дискос со звездицей диакону на голову, который обративши взоры к царским дверям, безмолвно относит и ставит их на жертвенник. Сам священник берет св. чашу со словами про себя: «Благословен Бог наш», обращается с нею к народу и возглашает: Св. Всегда, ныне и присно и во веки веков. После этих слов священник относит потир в предложение и там ставит его, а лик поет: Л. Да исполнится уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей: аллилуия, аллилуия, аллилуия (т.е. Господи! Да исполнятся наши уста славословием Тебя за то, что Ты удостоил нас причаститься святым Твоим, Божественным, безсмертным и жизнь дающим тайнам; сохраняй нас в Твоей святыне, чтобы мы пожили, следуя правде Твоей. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.» Служеб. 55 стр.). Диакон выходит из алтаря северными дверями и, став пред царскими дверями, читает: Д. Прости приимши Божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа (т.е. с чистой душой причастившись святых, пречистых, безсмертных, небесных, животворящих, страшных Христовых Таинств, достойно возблагодарим Господа). Л. Господи помилуй. Д. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Л. Господи помилуй. Д. День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросившее, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Л. Тебе Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Л. И со духом твоим. Св. Горе имеем сердца (т.е. на небо вознесем сердца, (Служебник 39 об.). Л. Имамы ко Господу (т.е. имеем сердца вознесенныя ко Господу). Св. Благодарим Господа ( т.е. Возблагодарим Господа). Л. Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну Св. Духу, Троице единосущней и нераздельней. Во время пения, священник читает тайно «молитву благодарения»: «Достойно и праведно Тебя славословить, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте Твоего владычества, потому что Ты – Бог неописанный, недоведомый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, неизменный, Ты и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Ты из небытия воззвал нас к существованию, и отпадших снова возстановил, и не перестал действовать до тех пор, пока не возвал нас на небо и даровал Свое вечное царство. За все это благодарим Тебя, и единороднаго Твоего Сына и Духа Твоего Святаго, за все милости, дарованные нам, ведомыя и неведомыя, явныя и сокровенныя для нас. Благодарим Тебя и за это служение, которое Тебе угодно было принять от рук наших, хотя и предстоят пред Тобой тысячи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы, шестокрыльныя многоочныя высшия силы»… Затем, священник продолжает эту молитву во всеуслышание: Св. Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще (т.е. воспевая песнь победы, возглашая, взывая и говоря…(Служебник стр.40 обор.)… И здесь священник опять прерывает молитву, давая докончить ее народу. Лик доканчивая эту молитву, поет: Л. Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних (т.е. свят, свят, свят Господь сил. Небо и земля полны славы Твоей. Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне. Осанна в вышних! – (Служеб. стр. 40 об.). Во время возгласа священника и пения ликом «свят, свят, свят», диакон снимает с дискоса «звездицу», делает ею крест над дискосом, целует и полагает в сторону на престол; а потом, ставши на правой стороне и взявши рипиду, т.е. опахало, обмахивает им св. дары. В то же самое время священник читает про себя молитву: «С этими блаженными силами, человеколюбивый Господи, и мы взываем и говорим: свят Ты и пресвят, – Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый! Свят Ты и пресвят и чудно величие Твое! Ты так возлюбил мир, что даровал Сына своего единороднаго для того, чтобы всякий уверовавший в Него, не погиб, но получил жизнь вечную. Он, пришедши на землю, и все, что только нужно для нашего спасения, исполнив, в ту ночь, в которую предавался, а точнее Сам предавал себя за жизнь мира, взявши в Свои святыя, чистейшия и непорочныя руки хлеб, благодарив, благословив, освятив, разломив, дал святым Своим ученикам и апостолам со словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон вливает, сколько нужно, крестообразно внутрь потира теплоту, со словами: Д. Теплота веры, исполнь (т.е. исполненная) Духа Святаго (Служебник 51 стр.). После этого, поставив сосуд с теплотою, диакон отходит от престола и становится несколько поодаль его. Св. Диаконе, приступи. Диакон подходит, творит поклон и испрашивает у Бога прощение во грехах словами: «Ослаби, ослаби, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и неведении, яже во дни и в нощи, яже в уме и в помышлении: вся нам прости, яко благ и человеколюбец». Потом испрашивает прощение у всех. Священник дает св. хлеб, а диакон, принимая его, целует дающую ему руку и говорит: Д. Преподаждь мне, владыко, честное и святое тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Св. Такому–то, священнодиакону преподается честное и святое, и пречистое тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его, и в жизнь вечную. Потом, сам священник берет одну частицу св. хлеба и говорит: Св. Честное и пресвятое тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне, такому–то, священнику, во оставление грехов моих, и в жизнь вечную (Служебник стр.51 оборот). И, преклонив голову, читает следующие молитвы: «Верую Господи и исповедую, яко Ты еси во истину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое, и сия самая честная кровь Твоя; молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением; и сподоби мя неосужденно причаститися Твоих Таин, во оставление грехов и в жизнь вечную (т.е. Верую, Господи, и пред всеми исповедую, что Ты во истину Христос, Сын Живаго Бога, пришедший в мир спасти грешников, из которых я – первый. Верую также, что это – самое пречистое тело Твое, и это – самая чистая кровь Твоя. По этому молю Тебя: помилуй меня, и прости мне грехи мои, намеренные и ненамеренные, в слове или в деле, я знаемые и незнаемые, и удостой нас без осуждения причаститься Святых Твоих Таинств в прощение грехов и в жизнь вечную (Служебник стр. 51 об. и 52). «Вечери Твоея Тайныя (т.е. Сын Божий! Приими меня причастником Тайныя Твоей вечери» и проч.), днесь Сыне Божий причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем (Служеб. 52 стр.). – «Да не в суд, или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих таин, Господи, но во исцеление души и тела» (т.е. причащение Св. Твоих Таин, Господи, да не будет мне в осуждение и в наказание, но в исцеление души и тела (Служеб. 52 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время пения «Молитвы Господней», диакон препоясывает себя орарем для удобства во время причащения, хотя по «служебнику» несколько позже, в то именно время, когда он говорит «вонмем и пред тем, как священник, вознося св. хлеб, говорит «святая святым»… Священник же, доканчивая «Молитву Господню», говорит: Св. Яко Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков. Л. Аминь. Св. Мир всем. Л. И духови твоему. Д. Главы ваша Господеви приклоните. Во время последних слов священник тайно читает: «Царь невидимый! Благодарим Тебя, Который все устроил Своим неизмеримым могуществом, и по Своему неизреченному милосердию все воззвал из небытия к существованию. Сам, Владыка, с неба обрати внимание на подклонивших Тебе свои головы; потому что они подклонили их не плоти и крови, но Тебе страшному Богу. Поэтому Ты, Владыка, всем нам и все устрой во благо, сообразно с нуждами каждаго: сопровождай плавающих, сопутствуй путешествующим, исцели больных, врач душ и тел (Служеб. стр.48). Эту молитву священник прерывает тайно читать, чтобы конец ея прочесть громко, он возглашает: Св. Благодатию и щедротами и человеколюбием единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со пресвятым, благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков (т.е. по благодати, милостям и человеколюбию единороднаго Сына Твоего, с Которым Ты прославляем, также как и с Пресвятым и благим и жизнь дающим Твоим Духом и проч.). Л. Аминь. Во время пения «Аминь» священник читает вновь тайную молитву: «Господи Иисусе Христе Боже! Услыши нас с высоты жилища Твоего и с престола славы царствия Твоего, и прииди для того, чтобы освятить нас, Ты, Который в небе (горе) с Отцем седишь, и с нами здесь невидимо пребываешь; и удостой державной Твоей рукою преподать нам пречистое тело Твое и чистейшую кровь, а чрез нас и всем людям». Кончив чтение, священник задергивает завесу. В это собственно время диакон должен был бы, как мы выше сказали препоясываться орарем; но он препоясывается во время пения «Молитвы Господней». После того как завеса задернута, священник в алтаре, а диакон на амвоне делают по три поклона, читая про себя при каждом поклоне: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». Когда диакон увидит священника, простирающаго свои руки ко св. хлебу, чтобы совершить «святое возношение», тогда возглашает:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Д. Аминь. Священник, стоя перед престолом и обратившись к западу говорит: Премудрость – прости, услышим св. Евангелия. Мир всем (т.е. внимание; будем стоять прямо, чтобы слушать св. Евангелие, и да будет для того со всеми вами мир). Л. И духови твоему. Д. От Матфея святаго евангелия чтение. Л. Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Св. Вонмем (т.е. будем внимательны). Диакон читает евангелие, и по окончании его, священник говорит: Св. Мир ти благовествующему. Диакон, сняв, с аналоя евангелие, отдает его священнику в святых вратах и возвращается на амвон, а лик поет: Л. Слава Тебе Господи, слава Тебе. Диакон начинает читать сугубую ектению (усиленное, прилежное моление). Д. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Л. Господи помилуй. Д. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молимтися, услыши и помилуй. Л. Господи помилуй. Д. Помилуй нас Боже, по велицей милости Твоей, молимтися услыши и помилуй. Л. Господи помилуй (трижды). Д. Еще молимся о Благочестивейшем, самодержавнейшем великом Государе нащем Императоре Александре Александровиче всея России, о державе, победе, пребывании, мире, здравии спасение Его, и Господу Богу нашему, наипаче поспешити и пособити Ему во всех и покорити под нозе Его всякаго врага и супостата. Л. Господи помилуй (трижды). Д. Еще молимся о Супруге Его Благочестивейшей Государыне Марии Феодоровне. Л. Господи помилуй (трижды). Д. Еще молимся о наследнике Его, Благоверном Государе, Цесаревиче и Великом Князе Николае Александровиче, и о всем Царствующем Доме. Л. Господи помилуй (трижды). Д. Еще молимся о Святейшем Правительствующем Синоде (и о митрополите, или – архиепископе, или – епископе, нашем …) и всей во Христе братии нашей. Л. Господи помилуй (трижды). Д. Еще молимся о всем Их Христолюбивом воинстве. Л. Господи помилуй (трижды). Д. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем. Л. Господи помилуй (трижды). Д. Еще молимся о блаженных и приснопамятных, святейших патриарсех православных, и благоверных царех и благоверных царицах, и создателех святаго храма сего, и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, оставим толкования, возбуждающие недоумения и возражения, а будем, следуя заповеди Христа Спасителя, примеру и учению св. Отцов и учителей Церкви, и держась ближе текста литургийных молитв, объяснять наш чин литургии так, чтобы своими объяснениями, раскрывая прямой и естественный смысл обрядов, молитвословий и песнопений, в сознании верующих способны были бы оживить полную жизненного драматизма картину Церкви Христовой от начала ее существования до наших дней, а вместе с тем, были бы в состоянии поддержать и оживить благоговение к совершаемому во время литургии, со стороны присутствующих, и возбудить в них чувство глубокого уважения к мудрым устроителям и составителям этого чина. Это наше первое возражение. Второе возражение заключается в том, что мы лично не вполне сочувствуем и тем «не обширным археологическим и историческим соображениям», какие мы встречаем в книге о. Нечаева. Это наше возражение покажется, быть может, некоторым из наших читателей странным и даже ненаучным, и поэтому, мы постараемся прояснить нашу мысль. По нашему мнению, необходимо строго различать ученое исследование от книги, написанной «для благочестивых читателей», с целью дать им «удобопонятное руководство к надлежащему разумению принятого, установившегося в Церкви греческой и русской, чина литургии». Присутствие исторических и археологических соображений в первом весьма желательно и даже необходимо, и чем более данных и соображений в них этого рода, тем научное значение исследования может иметь большую цену и большее значение в глазах читателей и ученых; присутствие же этих «соображений» во второй, – в книге для назидательного учения, может не только не иметь такой цены и важности, а напротив, иногда, может приносить неожиданные и весьма печальные последствия, как раз противоположные тем, каких желал бы автор назидательной книги. По отношению к авторам нравственно-назидательных книг, по нашему мнению, можно бы рекомендовать то мудрое педагогическое правило, по которому наставнику и духовнику вменяется в обязанность первому не сообщать сведений, а второму не расспрашивать у кающихся о грехах, какие, по предположениям того и другого, излишни и непонятны их воспитанникам и духовным детям, с тем, чтобы неуместным и преждевременным сообщением и вопросами не нарушить их покойной мысли, и не возбудить порочного желания в сердце их на опыте узнать и проверить то, о чем они узнали.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

16 «Звездица» состоит из двух металлических дуг, соединенных между собой винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Звездица употребляется для того, чтобы, при покрытии дискоса воздухом, частицы, лежащие на дискосе, не смешивались между собой. Звездица означает ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся Спасителю. 17 «Копие» – нож, по форме напоминающий копье, острый с обеих сторон; употребляется на проскомидии для вынимания частиц из просфор; изображает копие, которым прободены были ребра Христовы. 19 «Губа», или губка, называемая «истиральною», употребляется для отирания чаши, по потреблении св. Даров. Кроме этой «губы», на Литургии употребляется губа «антиминская», полагаемая на антиминсе; она служит для отирания дискоса над чашею после того, как в чашу опущены все частицы, лежавшие на дискосе. 20 «Покровы», или «воздухи», числом три, – употребляются для закрывания дискоса и чаши. Из них два меньших имеют вид равноконечного креста; третий – больший, представляет продолговатое четыреугольное покрывало. Сообразно разным священным воспоминаниям, соединенным с разными частями литургии, покровы напоминают то пелены Младенца Иисуса, то пелену, обвивавшую главу Христа Спасителя, положенного во гроб, то плащаницу, то камень, приваленный ко гробу Господа. 21 «Подризник» – длинная, из мягкой – полотняной, или бумажной материи, одежда, с рукавами и отверстием для головы; надевается под другие священные одежды, или ризы, отчего получила и самое название. 22 «Еритрахиль» по-русски: «нашейник»; это – одежда, охватывающая шею сзади и чрез грудь доходящая донизу. Она означает благодать священства большую, чем та, какую получает диакон. 23 «Пояс» есть роды ленты, которого священник опоясывается поверх подризника и епитрахили для того, чтобы удобнее было священнодействовать. Пояс напоминает священнику, как Господь опоясался на Тайной Вечери, чтобы послужить апостолам и что Он всегда готов послать помощь Свою любящим Его. 24 «Набедренник», или «наколенник» есть четырех угольный, продолговатый плат, который, при помощи шнура или ленты, надеваемой на левое плечо, привешивается на правом бедре священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Молитва входа Иерей: Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам, и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Священник: Владыка, Господи Боже наш, установивший на небесах полки и воинства Ангелов и Архангелов для служения Твоей Славе! Сделай, чтобы со входом нашим совершился вход святых Ангелов, с нами служащих и славословящих Твою благость. Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон: Благослови, владыко, святый вход. Диакон: Благослови, владыка, святой вход! Священник благословляя, глаголет: Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник, благословляя, произносит: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Посем диакон подает Евангелие священнику, и целует священник Евангелие. Исполньшуся же конечному тропарю, входит диакон посреде, и став пред иереем, возвышает мало руце и показуя святое Евангелие, глаголет велегласно: Премудрость, прости. Затем диакон подает священнику для целования св. Евангелие. По окончании последнего тропаря, диакон, став впереди священника в Царских вратах, возвышает св. Евангелие и, показывая его [народу] возглашает громогласно: Премудрость! Станем благоговейно! Таже сотворив поклонение, входит во святый олтарь диакон и созади его священник. И диакон убо полагает святое Евангелие на святей трапезе. И, сотворив поклон, входит в св. алтарь, а за ним и священник. Диакон кладет св. Евангелие на св. престол, певцы же поют: Входное Аще же неделя, певцы поют: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу./Спаси ны, Сыне Божий,/Воскресый из мертвых, поющия Ти,/аллилуиа. Единожды. Хор в воскресенье: Придите, поклонимся и припадем ко Христу./Спаси, Сын Божий, из мертвых, нас, поющих Тебе:/Аллилуиа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

Что касается стиха на возложение ораря в современном греческом чине, он основан на изречениях Спасителя из Мф.20:26 и Мк.10:43 . В примечании к нему редактор ИЕР 2004 пишет, что он встречается в рукописной традиции, причём так же, как и «Свят, свят, свят Господь Саваоф...», с XVI b 158 . Почтенный редактор ИЕР 2004 поясняет, что вернул в употребление этот стих по двум причинам. Во-первых, было бы логично, если бы возложение ораря сопровождалось каким-нибудь стихом из Св. Писания, как это бывает в случае других богослужебных облачений. Во-вторых, стих «Хотяй быти вящший в вас, да будет вам слуга», в отличие от «Свят, свят, свят Господь Саваоф...», указывает на служение. На служение же диакона указывает преимущественно и сам орарь, возлагаемый при чтении этого стиха 159 . Обе эти причины представляются нам достаточно вескими. Стихи при надевании набедренника и облачении в фелонь ( 5 и 6 ) в греческом ИЕР 2004 не имеют концовки, подчёркнутой в русском тексте. После венецианского Евхология 1571 г., вышедшего под редакцией Иоанна Нафанаила, ИЕР 2002 и ИЕР 2004 являются первыми, насколько нам известно, греческими изданиями Божественной литургии, которые совсем не добавляет концовки «всегда, ныне и присно...» к стихам, читаемым при облачении. В «Иератиконах» предыдущего поколения (в ИЕР 1977 и в его переизданиях) все стихи, читаемые при облачении, кроме стиха на возложение ораря, имеют эту концовку, а кроме того предваряются фразой «Господу помолимся. Господи, помилуй» 160 . То же видим и в первом элладском «Иератиконе» ИЕР 1962, только стих при надевании поручей печатается без обсуждаемой концовки. «Иератиконы» константинопольской традиции не приводят начальную фразу, а концовку добавляют к стихам, относящимся к стихарю, к поясу и, как и в русском Служебнике, к набедреннику и фелоню. Старопечатные Евхологии и другие греческие издания Божественной литургии прибавляют рассматриваемую концовку к стихам, относящимся к некоторым облачениям. Обычно стихи, читаемые при облачении, представлены в них в том же виде, что и в русских Служебниках, только концовка иногда добавляется и к стиху на надевание пояса. Начиная с изданий 1880-х гг., концовка прибавляется и к другим стихам, а также появляется фраза «Господу помолимся. Господи, помилуй». О дальнейшей судьбе стихов, читаемых при облачении, в греческих богослужебных книгах мы только что говорили. Причиной удаления концовки и начальной фразы из ИЕР 2002 и ИЕР 2004 было, вероятно, их отсутствие в древних рукописях 161 , а в отношении фразы существует также и примечание, что в данном случае она «не к месту, поскольку за ней не следует никакого прошения» 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010