И теперь мы молимся во время Божественной Литургии: И сподоби нас (позволь нам), Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати: Отче наш , Иже еси на небесех… Размышляя над откровением Бога н жизни народа Ветхого Завета и в жизни Церкви Нового Завета, ясно видно, что Бог есть Любовь , и что во всех Его действиях в мире Бог Отец через Иисуса Христа и Святого Духа являет Своё Существо как Любовь.Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши… И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. ( 1Ин.4:7–10, 16 )…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ( Рим.5:5 ) Будучи этой Любовью , наш Небесный Отец совершает всё возможное для жизни и спасения человека и мира, потому что Он «долготерпелив и многомилостив» и желает простить человеку его грехи, чтобы тот мог войти в Его Жизнь и Любовь. В псалме Давида, который обычно поётся в Церкви в начале Литургии, тоже говорится об этих благодатных Божьих свойствах:Благослови, душа моя. Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои… Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. ( Пс.102 ) …Творца небу и земли… В первой главе Книги Бытия дано библейское описание творения. Творить  – здесь означает создавать из ничего; давать существование тому, что раньше не существовало; или, как говорится в Литургии св. Иоанна Златоустог о: «приводить из небытия в бытие». Православное учение о творении говорит, что один Бог – нетварен и существует вечно, а всё остальное было Им сотворено. Однако Господь не творил всё в отдельности и зараз. Сначала Им была сотворена первичная основа бытия, и затем, в течение времени (возможно миллионов лет, см. 2Петр 3:8 ), эта основа бытия творческой силой Божьей, в неё вложенной, произвела всё то многообразие, которое наполняет теперь Божий мир.…Да произрастит земля зелень… Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую… Да произведёт земля душу живую по роду её… ( Быт.1:11, 20, 24 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Это вразумление матери нашей св. церкви да утвердится в нашем сердце, братия мои, сколько возможно, прочнее и глубже! Аминь. Поучение X Перед божественной литургией Преждеосвященных Даров читается и девятый час; тогда как перед литургией св. Василия Великого и Иоанна Златоустог о читаются только третий и шестый. Девятый час описывает последнее великое мгновение, когда все совершилось в деле нашего искупления, и когда Господь наш Иисус Христос, Божественный Искупитель, преклоне главу предаде дух свой Богу Отцу 29 . Вся тварь содрогалась от страха, видя мертвым на кресте Господа своего и Бога: и завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго, ... и земля потрясеся, и камение распадеся, и гробе отверзошася ( Мф.27:51–52 ). И тьма бысть по всей земли, и померче солнце ( Лк.23:44–45 ). И вот св. церковь делает кающегося христианина как бы самовидцем этих событий, и тем располагает его к пламеннейшей молитве пред Спасителем его, к чистосердечному покаянию перед Ним. На девятом часе по обычаю читаются три псалма; восемьдесят третий, восемьдесят четвертый и восемьдесят пятый. В первом из этих псалмов выражается пламенное желание праведника войти в блаженные, возлюбленные для души Его, селения Господа, войти после долгого и тяжкого томления среди шатров нечестия, в юдоли плача. Понятно, братия мои, чья душа так пламенно стремилась к Отцу Небесному, в Его вечные обители, стремилась из юдоли плача, из шатров нечестия. Это душа возлюбленного нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, совершившего наше спасение, и на крестном жертвеннике принесшего Себя в жертву за грехи наши. «Коль возлюбленны жилища Твои Господи сил, тайно взывал Он без сомнения к Богу Отцу Своему, предавая за нас дух свой; – истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и тело мое рвутся к Богу живому. И птичка находит дом, и ласточка гнездо себе, в котором кладет птенцов своих, у олтарей Твоих Господи сил, Царю мой и Боже мой! Блаженны пребывающие в дому Твоем, которые непрестанно хвалят Тебя! Блаженны человеки, которых сила в Тебе, и у которых в сердце шествие к Тебе! Проходя долиною плача, они превращают ее в источники; и дождь одевает ее благословениями. Идут сонм за сонмом, являются пред Богом на Сионе. Господи Боже сил! услыши молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже – защитник наш, приникни и воззри не лице Христа Твоего. Ибо день один во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога дома Божия, нежели жить в шатрах нечестия. Ибо Господь Бог есть солнце и щит; Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности не лишает благ. Господи сил! Блажен человек уповающий на Тебя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

В одном из них рассказывается о самарянах, крещенных Филиппом, одним из семи диаконов, который, нужно полагать, не имел права совершать возложение рук. В другом передается об учениках ефесских, принявших крещение Иоанново, и еще не слышавших о существовании Св. Духа. В том и другом случае очевидно необходимо было указать действие Духа, – в первых как людях, стоявших во враждебных отношениях к иудейству; в других, как не имевших понятия о силе Духа. То же нужно сказать о том случае, когда рассказывается о сошествии Св. Духа на язычников во время проповеди Петра и о проявлениях Его. В рассказе о крещении евнуха о сошествии Св. Духа упоминается, но не упоминается о проявлениях Его, потому что крещение это совершилось случайно и проявления Духа были бы бесцельны. Что касается наконец того, что в двух последних случаях сошествие Св. Духа совершилось независимо от рукоположения, то это исключение, отнюдь не говорящее против обыкновенного способа сообщения Духа. В первом случае сошествие Св. Духа на язычников во время проповеди имело целью особенным образом показать язычникам божественность христианства; в последнем крещение совершено Филиппом, который не имел права совершать рукоположение, а между тем исключительное положение евнуха потребовало, чтобы он получил Духа Святаго. И вообще нужно сказать, что в апостольское время Дух Божий действовал и независимо от обыкновенных человеческих средств, как хотел. Коль скоро так произвольно толкуют приведенные места, которые ясны как день белый, то более естественного и прямого отношения к другим местам, относящимся к происхождению рассматриваемого таинства, нельзя и ожидать. В первом послании Иоанна читаем: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все; помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: но самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно» 61 . Подобно этому говорить апостол Павел в послании к Коринфянам: «утверждающий же нас С вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Последняя же также не есть какое-то случайное происшествие в Его жизни, которого могло бы и не произойти. Напротив, в нем сосредоточенно выражается жертвенный характер всех ее событий, и его поэтому не могло не быть. Единый Безгрешный, пришедший на грешную землю, дышавший ее зачумленным воздухом и живший среди грешников, неизбежно должен был испытывать крестную муку уже ранее приближения Голгофского Креста. Вся неизбежность его, внешняя и внутренняя, была для Него совершенно очевидна и неоднократно выражаема Им, притом с растущей настойчивостью 5 Поэтому странным и неверным является мерить Его жертвенный путь лишь пространством от Гефсимании к Голгофе, когда он, начавшись от Вифлеема, чрез Египет, вел Его чрез все места Его земного пребывания 6 Мысль о том, что жертва Христова простирается на всю Его земную жизнь, на все Боговоплощение, выражена и в следующих текстах Послания к Евреям: Христос, «входя в мир, говорит: жертвы и приношения... не восхотел, но тело уготовал Мне... Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (10: 5, 7); «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (10: 10). Эта же мысль об универсальном характере жертвы Христовой выражается и в литургических текстах, которые также отнюдь не позволяют приурочивать Божественную литургию к одному лишь воспоминанию о Тайной Вечери (см. на литургии св. Иоанна Златоустог о молитву благодарения на Достойно: «Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшия возставил еси паки и не отступил еси, вся творя, дóндеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее...» и далее, в начале эпиклезиса: «Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (и то же, но еще пространнее, на литургии св. Василия Великого ). 4. Жертва небесная и земная Согласно учению Послания к Евреям, Христос, как Первосвященник, принесший жертву на земле, ее приносит и в небесах: «...образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Алексей Зюков 16 ноября 2013г. 02:29 Уважаемый, а когда мы с тобой на ты перешли? Я не помню, чтобы мы пили брудершафт?! Или Вы с высоты своего величия имеете право на неуважение к другому? 06 ноября 2013г. 23:36 Спаси Господи! Побольше бы таких прекрасных статей, чтобы нам нечем было оправдывать свою теплохладность, леность и нерадение. «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». (Откр. 2:4-5) Михаил Ершов 07 ноября 2013г. 18:52 Чтобы правильно воспринимать это  посредственное " статью-исследование " , нужно  прежде всего правильно оценивать свое душевное и духовное состояние. Для этого нужно больше и чаще читать святых отцов Церкви, чаще исповедоваться у опытных или просто нормальных (без либеральных замашек) священнослужителей и придерживаться заветов и советов этих достойных христиан. Некоторым особенно интеллектуальным и возвышенным  натурам будет полезно прочитать и усвоить следующее воспоминание епископа Арсения (Жадановского), духовного сына св. прав. Иоанна Кронштадтского : «Мне, однажды, передавали по поводу частого причащения следующий случай. Одна особа привыкла каждый день причащаться. На неё обратило внимание духовное начальство. Поручили духовнику проверить её. Духовник, соображаясь с устроением указанной особы, предложил ей каждый раз исповедоваться и, когда считал неудобным, советовал ей не подходить к Св.Чаше. Но было уже поздно для неё такое духовное руководство. Она не смущалась и каждый день продолжала причащаться, переходя с одной церкви в другую. За ней, далее проследили и нигде не допускали до причащения. И эта особа не стала стремиться в церкви причащаться, а вообразила, что ей уже дано божеское право самой благословлять хлеб и вино, и причащалась дома ежедневно, совершая якобы литургию над просфорами и вином. Дело её однако кончилось печально. Она сошла с ума и в настоящее время находится в лечебнице умалишённых. Так к Св. Причастию нужно относиться с глубоким благоговением, иначе на почве частого и недостойного принятия Св. Таин может возникнуть самообольщение». http://blagogon.ru/digest/114/

http://bogoslov.ru/article/3594846

(Бесед. о милост.). О древних христианах также известно, что в дни праздничные они обыкновенно посещали больных и заключенных в темницах, и старались различными средствами облегчить участь их, не смотря на то, что подобные посещения нередко были не безопасны. В дни праздничные христиане прежних времен оказывали милости должникам и рабам, первым прощая долги, последним давая свободу; устраивали в домах своих трапезы для нищих. Так, о преподобном Исаии есть известие, что он во дни субботние и воскресные устроил в своем доме три и даже четыре трапезы для бедных. (Жит. преп. Памвы, «Чет.-Мин.»). Проводя таким образом дни праздничные, мы будем, по заповеди, святить их. Такое празднование будет достойно христианина и не останется без награждения, ибо, по словам Иоанна лествичника , за благочестивое провождение праздничных дней «Бог ущедряет дарами рабов Своих». («Лествица», настав. к пастыр., гл. 3, стр. 378). 4. Святоотеческие свидетельства о достойном препровождении воскресного дня I. «Будем праздновать, учит св. Григорий Богослов , не пышно, но божественно, не наш праздник, но праздник Владыки нашего, не праздник немощетвования, но праздник уврачевания... Не будем составлять лики, пресыщать зрение, оглашать слух свирелами, нежить обоняние, осквернять вкус, тешить осязание... Не будем вдаваться в козлогласование и пьянство, с которыми сопряжены любодеяния и студодеяния (Римл. XIII, 13); ибо от худых учителей и уроки худы, или лучше сказать, от негодных семян и нивы негодны». (См. «Твор. св. отцов» в русск. переводе 1844 г. ч. III, стр. 236). II. «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя (для общественного Богослужения) только один – и ты тратишь его на мирские занятия»! (Св. Златоуст о св. евхар.). III. «Агнец Божий заклан для вас; кровь Господня предлагается на жертвеннике; серафимы преклоняют колена пред алтарем, а вы остаетесь без почтения; вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь в себе благодать вашего Бога»! (Там же). IV. «Пусть никто не уклоняется от празднества святой литургии в день воскресный, и никто не пренебрегает служением Богу дома, в то время, когда другие идут в церковь ». ( Блаженный Августин in. psalm.). 5. Об освящении и покое воскресного дня I. Воскресный покой с исторической стороны. В след за рассказом о сотворении мира, в Библии говорится: так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (2, 1 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

32 …во имя Иоанна Крестителя… – Иоанн Креститель, или Предтеча, – библейский пророк, ближайший предшественник и предвестник Иисуса Христа, которого он крестил в реке Иордан; был заключен в темницу царем Иродом Антипой, умерщвлен по наущению Иродиады, любовницы Ирода. Христос сказал о нем: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ). 33 …Иоакима и Анны… – По преданию, отец и мать Девы Марии. 34 …или Василия Великого … – Василий Великий (Каппадокийский), выдающийся богослов и церковный писатель IV в., признан святым; как уже отмечалось, его литургия, наряду с литургией Иоанна Златоуста, принята русской православной церковью. 35 …таинственный вертеп… – Здесь: пещера, в которой, согласно Евангелию, волхвы обнаружили Богоматерь с младенцем Иисусом. 36 Обкадив звездицу… – Звездица – предмет церковной утвари, представляющий собою две перекрещенные дуги, устанавливается на дискосе и прикрывает приготовленные просфоры. 37 …покров, называемый святым воздухом… – Последний из трех употребляемых во время литургии покровов, им производится веяние воздуха над св. Дарами, что знаменует осенение их Духом Божиим. 38 …благоухание ладана и смирны… – См.: «…Войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф.2:11 ). 39 …всем услуживший и умьшший ноги. – См.: «…Влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» ( Ин.13:5 ). 40 …перед святым престолом. – Престол – возвышение, важнейшее место в алтаре, символизирующее Божий престол. 41 …о чесом бо помолимся, не вемы… – См.: «…не знаем, о чем молиться…» (Рим., 8, 26). 42 …Мария с Иосифом… – Дева Мария, Богоматерь, и ее обрученный муж, плотник из Назарета. 43 …взошед на амвон… – Амвоном именуется выдвинутая вперед часть так называемой солеи – возвышения со ступенями перед иконостасом. 44 …пророков, апостола… – Имеются в виду священные христианские книги: ветхозаветных пророков, деяния и послания апостолов.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

Еще именуется это Таинство Причащением, опять на основании слов Св. Писания. Апостол Павел учит: мы все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17); не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10, 21). По изъяснению св. Иоанна Дамаскина, сие Таинство называется Причащением потому, что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова . 1 Евхаристия называется еще и вечерей Господней, поскольку установлена за вечерей и сама есть вечеря, служащая подкреплением и напутствием для странствующих в сем мире учеников Христовых. Апостол Павел писал, укоряя христиан Коринфа: Вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню (1 Кор. 11, 20.) Евхаристия называется трапезою Господней, ибо в сем Таинстве предлагается в спасительную пищу Тело и Кровь Христовы. В приведенном выше отрывке Послания к коринфянам апостол говорит: Не можете быть участниками в трапезе Господней (1 Кор. 10, 21). В писаниях Святых Отцов и Учителей Церкви находим и многие другие наименования Евхаристии, например: таинственное благословение 2 , святая 3 ; в Литургиях свтт. Василия Великого и Иоанна Златоустого: Господне Таинство, спасительное Таинство 4 , хлеб небесный 5 , хлеб Божий 6 , хлеб Господень , чаша благословения 7 , чаша спасения 8 , страшная чаша 9 и чаша жизни 10 , таинство чаши 11 , священные и Божественные тайны 12 , страшные тайны 13 , совершенное и необходимейшее напутствие 14 , и другие. Все эти наименования свидетельствуют о том, с каким благоговением Святые блаженные Отцы взирали на сие Таинство, созерцая его святость и величие. И нам подобные названия внушают мыслить и говорить о святейшем Таинстве не иначе как с глубоким благоговением. Обетование Спасителя об установлении Причащения Иисус Христос, как премудрый и всеблагой: Учитель, действиями и словами заранее приготовлял учеников к причастию высоких, небесных тайн, подобно тому как Он предсказывал Свои страдания, смерть и воскресение. Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет (Мф. 17, 22—23; ср. 20, 18—19; Ин. 2, 19; 16, 16). Так обещал ниспослать Святого Духа: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин. 14, 16). И при этом Спаситель Сам открывал ученикам, что должно произойти в последующее время: И вот Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется (Ин. 14, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

О начале человеческой жизни в момент оплодотворения однозначно говорят данные эмбриологии и генетики, согласно которым жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. Единственным объективным и научно-обоснованным признаком того, является ли конкретное живое существо человеком, является его человеческий геном. Человеческий эмбрион, начиная со стадии зиготы, безусловно, удовлетворяет этому условию, а это значит, что получая от организма матери в нужном количестве кислород и питательные вещества, он со временем разовьется в, так называемую, «полноценную личность». В этом смысле эмбрион ничем не отличается от уже рожденного ребенка и с точки зрения науки. Согласно вероучению Православной Церкви началом человеческой жизни в единстве ее телесной, душевной и духовной составляющих является именно зачатие-оплодотворение. Об этом свидетельствуют Священное Писание, каноны Вселенских соборов, труды святых отцов, литургика, церковные праздники Благовещенья, Зачатия Пресвятой Богородицы, Зачатия св. Иоанна Предтечи, современные документы, такие как Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Одним из самых ярких свидетельств этого является евангельское повествование о встрече Приснодевы Марии и св. праведной Елизаветы, о внутриутробном таинственном общении младенцев Иисуса и Иоанна, которые произошли через несколько дней после Благовещения – воплощения и вочеловечивания Предвечного Бога. Кто из православных христиан станет отрицать бытийность при этом Господа Иисуса Христа во всей полноте его Божественной и человеческой природ, последняя из которых была на стадии бластоциста до имплантации? «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем». ( Лук.1:41-44 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/abortivnoe-dej...

После сцены неверия Фомы мотив закрытой двери возвращается ( Ин 20:19. 26 ). Настойчивое подчеркивание этой мнимо реалистической детали указывает на символику епифании и божественности Воскресшего, так как. по древнему» представлению, о котором уже шла речь в связи с ложными дверями египетских гробниц, лишь бог может входить через закрытые двери. Тексты Откровения и Евангелия от Иоанна с их отчетливыми пространственными представлениями о путях Спасения и епифании. вступая во взаимодействие с другими текстами и архитектурными формами, давали существенный импульс формированию пространственно-символического устройства христианского храма. Здесь образ двери обсуждавшихся текстов мог бы находим, соответствие на одном из подступов к «райским» пределам алтаря – в главном входе храма или в главном проходе алтарной преграды. 3.1 В самом деле, текст Евангелия от Иоанна мог вовлекаться в иконографию входа в храм. Показательна в этом смысле уникальная по разработанности символика царских дверей константинопольской Св. Софии, которые считались главными из многочисленных дверей этого храма и вели из нартскса в наос. Перед ними патриарх произносил молитву входа, сопровождаемый пением тропаря «Единородный Сыне», и с этого образа Воплощения начиналась литургия как путь Спасения. Напутствием входящим в наос патриарху, императору и народу служили слов;» из притчи, о которой только что шла речь. – о Пастыре Добром и овцах: «Я еемь дверь: кто войдет мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин. 10:9 ). На них раскрыто Евангелие на рельефном изображении етимасии в центре верхней панели Царских врат. Этот текст обетования, синонимичный образу пастыря в люнетах катакомбных арко- солиев или над входом в мавзолей Галлы Плацидии (Равенна. V в.) 1127 , дополняется текстом епифании и просвещения, помещенным в тимпане над царскими дверями 1128 . В этой контаминации ( Ин. 20:19. 26 и 8:12) – «Мир вам. Я свет миру» – первую часть составляют слова Воскресшего ученикам, интересовавшие меня в связи с символикой закрытой двери. В литургии Св. Софии с се акцептом на теологеме Воплощения актуальной становится христологическая перспектива образа «крытых дверей в Ин. 20 . раскрывающаяся на фоне текста о видении Храма пророку Иезекиилю: «И привел он меня обратно ко внешним воронит святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел 1129 ими, и они будет затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет» ( Иез. 44:1–3 )

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010