Он родился в 1889 году в город Астре, в Пелопоннесе, учился сперва в иерусалимской богословской школе Святого Креста, под опекой своего дяди, лиддского архиепископа Герасима, а потом в афинском университете, где и окончил курс по физико-математическому факультету. В 1866 году возвратившись в Иерусалим, он был назначен преподавателем математики в Крестной школе, в которой и оставался до закрытия её в 1873 году, а потом, уже в сане архимандрита, Герасим был послан в Константинополь, в качестве представителя иерусалимского патриарха. В 1877 году Герасим был возведён в сан архиепископа филадельфийского и, перед открытием конгресса в Берлине в 1878 году, был послан сюда для отстаивания интересов патриархии по вопросу о возвращении святым местам имений, конфискованных в Румынии. Усилия его здесь остались тщетными. И в последующее время Герасим, по поручению восточных патриархов, вёл переговоры непосредственно с румынским правительством, с целью улаживания дела об имениях в Румынии, преклонённых св. местам, но опять безуспешно. В 1884 году Герасим перемещён на кафедру скифопольскую, а в следующем году занял антиохийский патриарший престол. В звании первоиерарха антиохийской церкви, Герасим проявил, выдающуюся деятельность. Он заботился о снабжении сельских церквей необходимой утварью, умножил школы и улучшил их положение, обратил внимание на церковную проповедь , в частности среди арабского населения, противодействовал иноверной пропаганде и т. п. В 1891 г. блаженнейший Герасим был избран на вакантную иерусалимскую патриаршую кафедру. После Герасима патриаршествовал Спиридон (1891–1897 гг.), прежде архиепископ вифлеемский. Он родился в 1839 году на острове Кипре, учился в Иерусалиме под руководством своего дяди, митрополита Петры – Мелетия и служил в иерусалимской патриархии. В 1884 г. архимандрита Спиридон был возведён в сан архиепископа фаворского, в следующем году перемещён в Акру, а в 1886 году – в Вифлеем. При вступлении на патриаршую кафедру Спиридон дал обещание открыть в Дамаске духовное училище и содержать его на свой счёт, заботиться об улучшении местных православных школ, поддерживать материально благотворительные учреждения в Дамаске и противодействовать иноверной пропаганде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

1 . Запрет на ношение священнических одежд духовенством, не имеющим канонического и законного рукоположения от архиереев канонической Элладской Церкви; 2 . Заключать в монастыри монахов и монахинь, странствующих по стране и агитирующих за присоединение к расколу, кроме этого, лишать права ношения монашеских одежд тех лиц, которые были пострижены старостильниками; 3 . Храмы и монастыри, незаконно захваченные раскольниками, должны были возвращаться Элладской Церкви 313 . В качестве одного из средств по ликвидации раскола стало решение Министерства Исповеданий и Народного Просвещения от 10 октября 1950 г., согласно которому для старокалендаристов был закрыт доступ к богословскому образованию на факультете теологии Афинского университета 314 . Осуществление данного правительственного постановления вызвало волну негодования с раскольничьей стороны, поскольку домашнему аресту были подвергнуты все «флоринитские» иерархи во главе с митрополитом Флоринским Хризостомом 315 . Кроме того, многих старостильнических священнослужителей насильно брили и переодевали в мирскую одежду, а некоторых из них даже арестовывали и подвергали ссылке. Все афинские храмы старостильников, после изъятия литургических сосудов, были закрыты и опечатаны. Гражданские власти пресекли произвольное перемещение по Греции бродячих монахов и монахинь. Во многих местах раскольники проводили демонстрации протеста, нередко оканчивавшиеся беспорядками. Так, в Патрах при столкновении с полицией погиб старостильнический священник, тело которого впоследствии, из-за опасения ответственности, было тайно захоронено 316 . Несмотря на активные меры, предпринятые правительством с целью оказания давления на старостильничество, данная религиозная политика оказалась недолговременной. Уже 16 июля 1952 г. в греческом парламенте по инициативе депутатов Зорбаса, Горгиса и Скутериса состоялось обсуждение вопроса целесообразности давления на старостильничество со стороны гражданской власти, после чего новым премьер-министром Николасом Пластирасом (1945, 1950–1952 гг.) было утверждено решение о прекращении давления на схизматиков 317 . Окончательное прекращение давления на старостильничество было осуществлено в 1954 году, когда все раскольнические храмы были снова открыты 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посвящение 30-го градуса В «Уставе Ареопага 30-го градуса» делаются не менее серьёзные заявления. «Великий учитель», обращаясь к посвящаемому, говорит ему о добродетелях, «упражнение в которых необходимо для того, чтобы сделать себя достойным звания кадоша, что значит святой, очищенный» (стр. 18). Значит, и в масонстве есть «святые» и «очищенные»! Разумеется, таким «святым» и «очищенным» может быть и буддист, и еврей. Но христианин, даже самой святой жизни, если он не масон, является для них «скверным». На странице 25 читаем, как «Великий учитель» говорит посвящаемому: «Другим пунктом нашего учения является то, что все метафизические системы стремятся к достижению абсолютной реальности, но ни одна из них не может сказать, что обладает окончательной и полной истиной». Стало быть, и христианство? Так как же после этого можно утверждать, что масонство не анти-христианское и не сатанинское общество? Однако вернёмся к тексту масонской книги. «Вдобавок, отметим, что в любой религии есть свои священные богодохновенные книги, в то время как в масонстве таких книг нет, уставы же являются произведением человеческим и содержат правила совершения церемоний» (стр. 28). Но бесчисленные религии первобытных народов не имели «священных богодохновенных книг», но не перестают же от этого они быть религиями. В религии древних греков также не было «священных богодохновенных книг». Неужели от этого она перестаёт быть религией? В так называемой естественной религии также нет «священных богодохновенных книг». Может, из-за этого она уже не религия? Ещё в книге говорится: «Может ли кто-нибудь уличить хоть одного масона или всё масонство как организацию хоть в одном антирелигиозном и антицерковном действии?» (стр.29). Хоть в одном действии?! Да всё, совершаемое масонами: все церемонии, учение масонства – это ядовитые стрелы, направленные против христианской веры и Церкви. Документ Пятый официальный документ масонской книги – «Заявление масонской организации», поданное ее президентом А. Дзазопулосом нынешнему Афинскому архиепископу Хризостому 3 октября 1963 года. В нём масоны протестуют против сравнения их со свидетелями Иеговы, которое сделал архиепископ в одном из своих публичных выступлений, имея в виду их враждебное отношение к Церкви. В своём «Заявлении» А. Дзазопулос повторяет утверждение о том, что масонство не является религией, ссылаясь при этом на докладную записку богословского факультета Афинского университета, и ещё раз заверяет в том, что греческие масоны – верные чада Церкви. Ничего нового мы в этом «Заявлении» не видим, потому и опускаем его. Документ

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Скачать epub pdf Выступление митрополита Навпактского и Святовласиевского Иерофея (Влахоса) , текст которого предлагается читателям сайта «Православие.ру», состоялось на конференции, посвященной теме кремации мертвых, которая была организована Священным Синодом Элладской Церкви 3 марта 1999 года. Содержание Богословская оценка Пастырские и экклесиологические последствия     Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Священный Синод Элладской Церкви за то, что поручил мне высказаться по данной проблематике, которая столь волнует современное греческое общество. Речь не идет о том, чтобы я исчерпал эту сложную тему; я затрону в ней лишь богословские и экклесиологические аспекты. Другие стороны этой проблемы будут рассмотрены моими содокладчиками. Вначале я хотел бы сказать, что в специальном исследовании профессора богословского факультета Афинского университета Георгия Антураки «Погребение, кремация и воскресение мертвых: свидетельства традиции и культуры» предоставлен богатый материал на эту тему. Я же сегодня остановлюсь на трех узловых моментах. Первый. Все культурные народы древности заботились о своих умерших даже больше, чем о живых, и, кроме того, у большинства народов была возможность выбора между погребением или сжиганием мертвого тела. Считается, что сжигание было вызвано страхом перед мертвым человеком или чтобы уничтожить трупы, которые считались источником заразы. В Греции, и древней, главным образом в классические времена, и сегодняшних дней, преобладает традиция погребать своих мертвых, поскольку веровали, что душа непогребенного человека не может войти в Элисейские равнины 1 и блуждает до тех пор, пока не обретет могилу. Тем не менее, в гомеровскую эпоху мы встречаемся с примерами сжигания тел умерших. В новые времена кремация мертвых была принята во Франции после революции апрельским указом 1789 года. Сегодня кремация широко распространена в различных Протестантских Церквах, в атеистических сообществах, среди масонов. Второй. Сжигание умерших в древности всегда имело два существенных признака. Во-первых, оно сопровождалось определенным религиозным обрядом; во-вторых, никогда не применялся метод полного уничтожения, превращения в пепел. После сжигания тела собирались оставшиеся кости, они клались в дорогой ковчежец и захоранивались в отдельных могилах. То есть было и сжигание, и погребение тела, но не полное испепеление. Кремация в специальных печах является нововведением, неизвестным в древние времена. Это нужно особо подчеркнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Игуменство Иоанникия, около 1779 года. Теперь каждый мог насладиться учением преподобного Неофита, так как в 1779 года в Венеции на средства архимандрита Кипрской архиепископии Киприана изданы две службы и «Завещание» преподобного. Игуменство Иоакима Мелиссовукаса, 1815–1821 годы. Игумен Иоаким – геройски погибший клирик обители, организовавший в период турецких гонений движение сопротивления монахов туркам, которое закончилось печальными событиями 9 июля 1821 года, когда турецкие власти вырезали и повесили сотни монахов и высшее церковное руководство во главе с национальным героем-мучеником архиепископом Киприаном. Брошенный после ареста в никосийскую тюрьму, игумен Иоаким твердо и непоколебимо стоял в отеческой вере и не поддался на уговоры паши принять ислам и сохранить тем самым себе жизнь, за что был посажен на кол. Игуменство Иакова Мирианфа, 1898–1933 годы. Этот почтенный подвижник-игумен восстановил много зданий в обители. Он избавил ее от долгов, внося значительные собственные средства. Он поправил экономическое положение монастыря, соорудив протяженный оросительный канал в Анатолике, чтобы монастырские поля могли в достаточном количестве получать воду. Его мягкий и скромный характер привлек в обитель много новой братии. Монахи, собравшиеся вокруг игумена Иакова, составили весьма сплоченное братство, в котором царили любовь и согласие. В 1918 году после голосования был введен в действие первый в новейшее время устав монастыря. Игуменство Лаврентия Михаилиду, 1933–1962 годы. Племянник игумена Иакова, первый из монахов, окончивший богословский факультет. С 1926 года преподавал, не получая за это платы, богословские дисциплины в пафской гимназии. Что же касается собственно монастырских дел, то он продолжил практику прививки рожковых деревьев, введенную его дядей, посадил пять тысяч миндальных деревьев, две с половиной тысячи рожковых, пятьсот маслин и сотни лимонных деревьев, а также продолжил работы по предотвращению эрозии почвы на площади в 24 га на ферме подворья в Анатолике. Он заново отстроил монастырские здания, превращенные в руины землетрясением 1953 года, и добавил новые постройки к южному крылу монастыря. При его настоятельстве молодые монахи отправлялись учиться на богословском факультете Афинского университета. В это же время возрастает исследовательский интерес к творениям преподобного Неофита, а профессор Иоаннис Цикнопулос публикует избранные места из сочинений преподобного в научном журнале «Κυπριακς Επουδς».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Расточайте всюду дела любви 29 апреля 2010 г. в греческой прессе впервые было опубликовано последнее обращение архиепископа Христодула к своему народу. Его мы и предлагаем вашему вниманию. Нас, студентов-иностранцев обучающихся на богословском факультете Афинского университета, высокими гостями было трудно удивить. В наше общежитие наведывались проверяющие из иностранного отдела, архимандриты и епископы. Бывали и встречи с митрополитами, пожелавшими побеседовать с будущими, как предполагается, богословами и церковными деятелями. Сообщение о том, что к нам собирается прийти глава Элладской Церкви, блаженнейший архиепископ Христодул, хоть и не стало для нас потрясением, но все же заставило оглянуть ленивым глазом наши комнаты. А то, что он любит пообщаться не в формальной обстановке, было уже хорошо всем известно. Странно, но память моя не удержала, какой это был год, то ли 99-й, то ли 2000. Помнится, что незадолго до нашей встречи, как уже бывало не раз, греческие газеты писали, что опять по статистическим опросам глава Элладской Церкви побил все рейтинги популярности, оставив далеко после себя политиков, футболистов и телезвезд. На вопрос, кому более всего доверяет греческий народ, ответ был однозначным – Христодулу. Первые полосы газет пестрели его фотографиями, его интервью растаскивались на цитаты, рассказанные им анекдоты передавались из уст в уста. За ним гонялись журналисты, толкуя и перетолковывая его слова, а он ничего и не скрывал и ни от кого не бегал. Просто он был глава Церкви и считал, что без Православной Церкви не может быть никакой Греции. К тому моменту, когда он был избран 29 апреля 1998 года архиепископом Афинским и всея Эллады, он был широко известен как один из самых плодотворных церковных иерархов – блестяще образованный (юридический и богословский факультеты с отличием плюс докторская диссертация о старостильном расколе в Греции), знающий английский, французский, немецкий и итальянские языки, много пишущий в самых серьезных газетах и журналах, выступающий по радио и на телевидении. Но это все оставалось бы красивыми словами, если бы за ними не стояли конкретные дела и ощутимые результаты.

http://pravoslavie.ru/41648.html

Кроме того, изменения коснутся и докторских степеней. Если раньше церковные докторские степени присуждались без защиты диссертации, как признание выдающихся заслуг церковного ученого, то теперь эта степень будет предполагать защиту докторской диссертации, и к ней мы будем применять все те же требования, которые применяются государственной аттестационной комиссией к светским докторским диссертациям в области гуманитарных наук. — Вы получили богословское образование у нас, учились на Западе и знакомы с обеими этими системами изнутри — какие преимущества и недостатки есть у каждой из них? — Везде свои сложности. Я окончил Киевскую духовную академию и семинарию , учился в Греции на богословском факультете Афинского университета, писал диссертацию в Англии. Когда мы разрабатывали реформу, то нам хотелось объединить все лучшее, что есть в этих трех системах, и создать свою, синтетическую. Греция славится очень хорошим фундаментальным образованием, но там достаточно сложно писать диссертацию, по множеству причин; в Великобритании, напротив, фундаментальное образование, может, и не такое блестящее, но великолепно продумана система работы над диссертациями. Там студент, перед тем как он будет допущен к написанию работы, обязан пройти спецкурс в области научной методологии: этот курс включается в обязательную часть магистерской программы. Этот элемент мы позаимствовали и для нашей системы. В российской светской науке существует предвзятое отношение к церковным исследователям, потому что некоторые из них действительно просто не владеют методологией научного исследования в достаточной мере, сегодня наша задача — разрушить этот стереотип. — Если церковные исследователи будут руководствоваться только научной методологией, останется ли в их диссертациях место для конфессиональной составляющей? — Безусловно. В чем заключается эта конфессиональная составляющая? Об этом можно прочитать целую лекцию. Нужно уметь синтезировать установки традиции и научные методы, этому нужно просто научиться. Я не думаю, что между традицией и научными методами может быть конфликт. Ведь если мы ссылаемся на традицию — мы всегда ссылаемся не на традицию вообще, а на конкретных отцов, на конкретные тексты. Это работа с источниками, и она одинаково обязательна как для церковного, так и для светского ученого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203485...

Алексей Реутский, Диана Горская Примечания Указ Президента РФ от 14 октября 2017 г. 480 «О праздновании 1100-летия крещения Алании». Юбилейные торжества намечены на 2022 г. Синкретизм — смешение и неорганичное сочетание разнородных религиозных направлений, культовых положений и вероучений в процессе взаимодействия религий в историческом развитии. «Наши старшие» — уважительное название людей пожилого возраста в Северной Осетии, обладающих высоким нравственным авторитетом, хорошо знающих свой народ, внесших большой вклад в развитие республики в той или иной сфере. Преимущественно это относится к интеллигенции. В XIV в. государство Алания было уничтожено татаро-монгольскими завоевателями. Ключевым стал 1395 г., когда армия аланов была разбита на р. Кизил-дон. Вытесненный в горы с плодородных долин осетинский народ несколько веков вел борьбу за выживание. В 1743 г. Осетия обратилась к императрице Елизавете с просьбой о покровительстве, а в 1774 г. официально вошла в состав Российской империи. Основанный в 1784 г. Владикавказ стал первой отечественной крепостью кавказского региона. СОИГСИ — Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева. УГМК — Уральская горно-металлургическая компания. Справка Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачев) родился в 1968 г. в Ставрополе. После школы служил в армии. В 1990 г. принял монашеский постриг и был рукоположен в священный сан. В 1992 г. закончил Ленинградскую духовную семинарию . В 1990-1997 гг. — штатный клирик Екатеринодарского кафедрального собора Краснодара. С 1997 г. — сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями . С марта по сентябрь 1998 г. находился в служебной командировке в составе российского Ограниченного контингента миротворческих сил в Боснии и Герцеговине. В 1998-2002 гг. обучался на богословском факультете Афинского государственного университета. С октября 2002 г. — сотрудник Секретариата межправославных отношений Отдела внешних церковных связей . С июня 2013 г. — епископ Аргентинский и Южноамериканский. С июня 2016 г. — епископ Владикавказский и Аланский, с декабря 2017 г. — архиепископ. С октября 2019 г. — заместитель председателя ОВЦС. Владеет греческим, английским, разговорным арабским (египетский диалект) языками.

http://patriarchia.ru/db/text/5736778.ht...

Еще много лет назад, когда мне афонские старчики предложили снимать фильм о Паисии, я, конечно, был в недоумении. Но потом, по промыслу Божьему, было такое стечение обстоятельств, что я понял, что снимать фильм об отце Паисии действительно нужно. Отрабатывая эти обязательства, мы сделали первую серию с перепугу, и потом мы сделали шесть серий. Кстати, тот старец, ученик отца Паисия, отец Ефимий, когда мы уточняли, сколько серий снимать-то, подумал-подумал и говорит: «Снимайте, сколько душе угодно». Я говорю: «Ну всё-таки, не больше какого числа?» А он говорит «Ну, не больше ста». Я понял, что это шутка, но мы сейчас сняли семь серий, а вчера как раз, буквально наступив себе на руки, утвердили еще 13 серий.      Эта тема намного больше. Это уникальная личность наших времен. На святой горе Афон многие старцы говорили: «Такие, как Паисий, бывают раз в тысячу лет или раз в 700 лет». Один афонский старчик сказал: «Если всех монахов на Афоне собрать и выжать, как из апельсинов выжимают сок, то Паисия всё равно не получится». Это действительно пророк нашего времени, который триста пророчеств высказал, и половина уже сбылась. Это человек, у которого действительно внутри будто, как он говорил, черно-белый телевизор. Он мог помолиться – и ему открывалась вся жизнь человека. Паисий видел даже народы, ему были открыты события до скончания века. У нас в фильме мы касаемся этого очень бережно, потому что если рассказывать о тех множествах чудес, которые Паисий сотворил, в это вообще никто не поверит, это будет даже нехорошо. Мы в фильме показываем лишь те вещи, которые может вместить глаз обывателя мирского. И, конечно, Паисий Святогорец – совершенно уникальная личность, которая создала совершенно новое богословие. Не книжное богословие. Это человек, имевший два класса образования, отказавшийся от всякой терминологии и на простых примерах рассказавший самые глубокие истины, в которых богословы не могут разобраться. Я видел в Афинском университете, на богословском факультете прославленных профессоров, знающих десяток языков, написавших много книг – и они ездили к Паисию взять благословление на написание книги, на то, как раскрыть богословское понятие. Как это академик может приехать к человеку, у которого два класса образования? У него действительно было духовное великое зрение, он очень точно давал наставления.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=231...

Элладская Православная Церковь выступила в защиту факультета социальной теологии Афинского университета 19 мая, 2011. Дмитрий Британов По словам Священного Синода Элладской архиепископии, руководства факультета и членов Совета Афинского университета, греческим Министерством образования воздвигнуты настоящие гонения на старейшее богословское учебное заведение страны. Афины. 19 мая. ПРАВМИР — Руководство старейшего богословского учебного заведения Греции — факультета социальной теологии Афинского университета — обратилось к Президенту Греции, премьер-министру греческого правительства, главному прокурору Верховного Суда Греции, депутатам греческого парламента, архиепископу Афинскому и всей Эллады, митрополитам Элладской Православной Церкви и всем гражданам Греческой республики с обращением, в котором говорится о беспрецедентный гонениях на факультет социальной теологии со стороны Министерства образования Греции. По словам руководства факультета, греческое Министерство образования обвиняет факультет в «клановой системе управления», когда на административные должности назначаются только члены определенных семей. Еще в ноябре прошлого года Министерство образования на основании этого подозрения запретило совершать любые административные изменения в составе преподавательской корпорации факультета. По словам авторов обращения, подобная мера по закону может быть только временной и не должна продолжаться более двух месяцев. Тем не менее, Министерство образования не сняло свой запрет до сих пор, что уже привело к разрушительным последствиям в административной работе факультета. Более того, за два дня до начала государственных экзаменов Министерство образования неожиданно закрыло доступ факультета к компьютерной сети Афинского университета. По утверждению авторов обращения, Министерство образования стремится уничтожить факультет социальной теологии, но поскольку не имеет возможности формально закрыть факультет, то старается просто блокировать его работу, чтобы деятельность факультета прекратилась, так сказать, естественным образом.

http://pravmir.ru/elladskaya-pravoslavna...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010