И в минувшем 1912 году были факты записи кандидатов архиерейства. Так, были предварительно записаны в официальный кодекс: архимандрит Панарет, протосинкелл Янинской митрополии, окончивший курс на богословском факультете Афинского университета и, кроме того, сдавший экзамен перед корпорацией профессоров Халкинской школы, как это требуется Общими канонисмами 27 ; архимандант Неофит Ламнадарий, окончивший курс в Великой народной школе в Константинополе и в Афинском университете и сдавший дополнительный экзамен в Халкинской богословской школе 28 ; архидьякон Халкидонской митрополии Апостол Кавакопул, окончивший курс 13 лет тому назад в Халкинской богословской школе 29 ; архимандрит Евфимий Агрители, окончивший учение пять лет тому назад в Халкинской богословской школе и состоявший протосинкеллом Мефимской митрополии; в июле он был избран епископом Зилон, помощником Амасийского митрополита 30 . Наконец, в октябре 1912 года, по определению священного синода, был записан в каталог кандидатов архиерейства протосинкелл Митилинской митрополии кир Василий 31 . Таким образом, св. синод Константинопольской Церкви довольно нечасто производит акт записи кандидатов архиерейства в официальный патриарший кодекс, причем руководствуется (в частности, относительно образования кандидатов) требованиями Общих канонисмов. Внесение кандидатов архиерейства в официальный кодекс является обязательным для каждого из них, хотя этот акт может быть совершен и незадолго до избрания того или иного кандидата на епископскую кафедру. Во всяком случае, предварительное ознакомление патриарха и священного синода с каждым из кандидатов архиерейства производится при посредстве синодального обсуждения его достоинств, на основании которого потом бывает и синодальная его запись в официальный кодекс. Конечно, возможны и действительно бывают отрицательные суждения членов синода о том или другом кандидате, в результате которого определяется отсрочка его записи или даже совершенное устранение от кандидатуры в архиерейство. Но при указанной системе записи кандидатов происходить в результате то, что Вселенский патриарх и его священный синод в каждый данный момент имеют на лицо несколько бесспорных и достойных кандидатов, из среды которых и могут избрать заместителя той или другой архиерейской кафедры. Такой порядок исключает недостаток в кандидатах для епископского служения в Церкви и обеспечивает необходимый их запас для данного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Система богословского образования в Греции в нынешнем состоянии имеет три уровня, которые не вполне совпадают с Болонской системой. Нормативный срок обучения на первом уровне (пред-дипломный уровень) составляет 4 года, при этом студент может закончить первый уровень раньше или позже. Нормативный срок обучения на втором, последипломном уровне – 2 года. Но в большинстве случаев студенты заканчивают его за 3 года. На этом уровне предполагается посещение занятий и написание последипломной работы, аналогичной магистерской диссертации. В рамках данной программы выпускник получает т.н. последипломную специализацию. Все предметы делятся на три категории: обязательные, обязательные по выбору и факультативные. За освоение каждого курса студент получает количество учебных единиц, соответствующее количеству часов преподавания предмета в неделю. На богословском факультете Афинского университета за весь курс дипломного обучения студент должен получить как минимум 204 (на богословском отделении) или 207 (на отделении социального богословия) единиц. На богословском отделении Фессалоникийского университета надо получить 176 единиц, на пастырско-социальном – минимум 165 единиц. Третий уровень предполагает написание докторской диссертации. Традиционно в греческой системе образования, несмотря на то, что она создавалась под немецким влиянием, не существует докторской хабилитации. Преподавательские должности на факультете – выборные. Раньше в выборах принимали участие только члены корпорации факультета. В настоящее время к выборам могут привлекаться также представители других факультетов или учебных заведений. Существует четыре вида преподавательских должностей: одна доцентская (λκτωρ) и три профессорских (πκουρος καθηγητς, ναπληρωτς καθηγητς, καθηγητς). В Греции отсутствует единые государственные образовательные стандарты. В рамках своей университетской автономии каждый факультет сам разрабатывает свои учебные программы. Поэтому учебные программы богословских факультетов в Афинах и Фессалониках заметно отличаются. Такое разнообразие учебных программ не только не расценивается как недостаток, но воспринимается как норма.

http://bogoslov.ru/article/1259617

и в ΕΠΙΣΚΕΨΙΣ 22 (15.05.1991) 461, σ. 12–14.) 4       См Βλ. Φειδ, Τ πρβλημα το σκοπο τς παιδεας ες τν νετερον λληνισμν, Αθνα 1985. 7 · Johannes, cardinal Willebrands, «Die Bedeutung der Einheit der Christen fur Europa», в книге Europa – Krise und Hoffung , изд. Kommissariat der Deutschen Bischôfe , Bonn , Doc. 8, c. 24. 8 Χρυσοστμου Κωνσταντινδη, Μητροπολτου Μρων (νν Γροντος φσου). ’Ορθδοξοι Κατψεις, τ. 1, Κατερνη, 1991, с 367 9 Плюрализм, который не ограничивается единством – конфузия; единство, которое не зиждится на плюрализме – тирания. 10 Выступление на открытии XI Международного Последипломного Богословского Семинара, организованном Православным Центром Вселенской Патриархии (Шамбези, Женева. 01. 05. 1990). См. το Σαμπεζ. Смотри также Οκονομικς Ταχυδρμος 36 (06.09.1990), σ. 65–70; в ΕΠΙΣΚΕΨΙΣ 21 (01.07.1990) 440, Σ. 2–3. 11 (Доклад на VII Всегреческом Богословском Съезде Всегреческой Ассоциации на тему «Православие в Объединенной Европе» (Афины, 07–09. 09. 1990), в Εκκλησιαστικ λθεια 315 (01.10.1990), σ.3 κα 7; см также в ΕΠΙΣΚΕΨΙΣ 21 (01.10.1990) 446, σ. 16–17) 12 См. Δαμασκηνο Παπανδρου, Μητροπολτου βετας, ρθοδοξα κα » Ηνωμνη Ευρπη, ΤΕΡΠΟΣ 1989. 15 Cm Patristic and modem theology в книге Procès verbaux du ler Congrès de théologie orthodoxe, 1939, c. 241 и далее. 16 Joseph cardinal Ratzinger, L " Europe: un héritage qui engage la responsabilité des chrétiens. В книге Joseph cardinal Ratzinger, Damaskinos Métropolite de Suisse: L " héritage chretien de l’Europe, «Τρτος», 1989, cc. 18–20. 17 Выступление на церемонии присвоения звания Почетного Доктора Кафедры Богословия Богословского Факультета Афинского Университета, 26. 11. 1990. В ΕΠΙΣΚΕΨΙΣ 22 (15.02.1991) 455, σ. 12–16; в ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΗ ΝΑΥΣ, Ζ, 30 (ολιος, Αγουστος, Σεπτμβριος 1991), σ. 8–10 κ.ξ. 18 Выступление на церемонии присвоения звания Почетного Доктора Московской Духовной Академии в ΕΠΙΣΚΕΨΙΣ 23 (31.10.1992) 484, σ. 22–27. 19 Выступление на открытии IX Международного Последипломного Богословского Семинара, организованном в Православном Центре Вселенской Патриархии (Шамбези, Женева, 03.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То, что православное богословие в прошлом было подвержено влиянию западных богословских систем, вряд ли нуждается в доказательствах. 85 Однако существует мнение, что и ныне православное богословское образование находится в плену у Запада. Один из таких авторов, Хр. Яннарас, утверждает, что греческое богословие все еще академично, а потому чуждо православному этосу. Это академическое богословие проникло в Грецию с учреждением в 1837 году богословского факультета в Афинском университете. Последний функционирует по образцу немецких университетов; факультет богословия – «верная копия богословских факультетов Германии». 86 Вопрос не ставился бы столь категорично, если бы такой образец «учитывал специфические черты и использовал источники православного богословия, отличные от западных». 87 Не возник бы он и столетием позже, когда на таких же основаниях начал действовать факультет богословия Салоникского университета (1941–1942). Точка зрения греческого философа Яннараса проста: западная рационалистическая методология не соответствует задачам православного богословия – она только вредит Православной Церкви. Тенденция к западным заимствованиям опасна, ибо она способствует отрыву Православия от его прошлого. «Но, пишет Яннарас, – нельзя безнаказанно отвергать собственные корни. Трагический результат не заставил себя ждать... В целом в сфере церковной жизни наше первенство среди православных Церквей – первенство, основанное на богословской традиции, а не на национализме, – поставлено под сомнение и, судя по всему, может быть утрачено. Эта потеря будет иметь трагические последствия для всего Православия, для Вселенской Церкви, и ответственность греческого академического богословия за такой поворот событий весьма велика». 88 Тема западного влияния представляет, таким образом, серьезную проблему для Православия. По этому вопросу не прекращаются внутри православные споры. И раз уж об этом предупреждают сами православные, нельзя игнорировать тот факт, что не все православные богословские утверждения имеют одинаковые ценность и вес. 89 Отцы догматического богословия

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Ученый секретарь Киевского религиозно-философского общества, воссозданного в 2003 году по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира, научный сотрудник Института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины Н.Г. Филиппенко осветила этапы становления КРФО и судьбы его главных представителей в своем докладе «Киевское религиозно-философское общество: уроки истории». После перерыва пленарное заседание международной научно-богословской конференции продолжил доктор богословия, профессор богословского факультета Афинского университета архимандрит Николай (Иоаннидис), который в своем докладе «Изучение св. Григория (Паламы) в русскоязычной и грекоязычной среде» затронул спорные вопросы в современной историографии паламизма. Председатель Издательского отдела УПЦ, заведующий кафедрой КДАиС протоиерей Владимир Савельев предложил вниманию участников форума свой доклад «Святоотеческие воззрения на природу имени и слова в контексте иконоборческих споров». Еще один представитель КДАиС профессор Академии архимандрит Нестор (Соменок) рассказал о педагогическом наследии Киевских духовных школ в своем докладе «Синтез русского академического богословия и церковно-академической науки: вклад КДА». Актуальной богословской проблематике был посвящен доклад «Тропарь третьего часа в трудах еп. Порфирия (Успенского) и в современном литургическом богословии», с которым выступил на форуме заведующий сектором церковной археологии ЦМиАР О.Г. Ульянов. В завершение пленарного заседания прозвучал доклад заведующего кафедрой религиоведения Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля, профессора В.Д. Исаева «Сакральная педагогика в православной традиции Христоцентризма». В первый день работы международной научно-богословской конференции в Киеве Блаженнейшему митрополиту Владимиру и другим ее участникам были подарены новые номера журнала «Христианская мысль» — возрожденного печатного органа Киевского религиозно-философского общества. Следующие три дня участники конференции посвятили обсуждению широкого спектра научных и богословских проблем на многочисленных секциях и круглых столах. Всего на международной научно-богословской конференции «Православие и современность: опыт встречи» в Киеве прозвучало более 50 научных и богословских докладов, представленных богословами и философами Украины, России, Греции, Франции.

http://patriarchia.ru/db/text/638126.htm...

За аэродромом, к счастью, нас ждал джип миссии, и было радостно поговорить по-гречески с таким всегда улыбающимся, «свежим» человеком, каким была Матина. Матина – молодая девушка-гречанка из Мельбурна, австралийка во втором поколении, которая на много месяцев приезжает в миссию, чем оказывает ей значительную помощь. С первыми лучами восходящего солнца, еще не выспавшись, мы вышли на раннюю раздачу молока детишкам, ожидающим за железной решетчатой дверью. Они нетерпеливо щебетали, белоснежные улыбки беспрестанно вспыхивали на их чумазых черных личиках. Одетые в разноцветные лохмотья и босые, они дрожали от холода. Их глазенки смотрели на нас с огромным любопытством и страхом одновременно, Я думаю, они все время спрашивали сами себя, что это мы за «фрукты» такие. Наша работа заключалась в том, чтобы разделить их на две шеренги (очень трудно установить дисциплину у детей, не знающих, что такое школа), раздать всем печенье, а потом отвести обе шеренги к узкому и длинному столу, с которого каждый брал по кружке горячего молока. Было очень трогательно смотреть на то, как старшие помогали младшим, и, если маленькие выпивали не все молоко, ребята постарше переливали его в где-то раздобытые пластиковые бутылочки из-под воды, чтобы малыши выпили его попозже. Раздача молока продолжалась примерно полтора часа. Потом ребята разбежались группами по 5–10 человек, а я, у которой всегда карманы были полны карамелек, одаривала ими плачущих детей. Улыбки блестели, и сладкие голосочки прощались с нами «Bonjour, madame! A demain» («Добрый день, госпожа! До завтра!»). Это обещание они всегда сдерживали. Через несколько дней боголюбивейший епископ Игнатий поручил мне готовить для семей посылки, которые нужно было отвезти в две деревни, расположенные примерно в 100 км от миссии. Договорившись с остальными членами нашей группы, Хрисанфом Маргонисом – студентом богословского факультета Афинского университета и Ники Папагеоргиу – профессором богословия Салоникского университета, мы распределили обязанности и приступили к работе. Следовало нагрузить посылками джип таким образом, чтобы осталось место и для нас. Нужно было выехать вечером, чтобы к утру быть уже на месте: утром жители деревни собираются в церкви, и мы должны раздать им посылки.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Новым Предстоятелем Элладской Церкви избран митрополит Фивейский и Левадийский Иероним 7 февраля 2008 г. 14:37 7 февраля 2008 года в Благовещенском кафедральном соборе города Афин состоялись выборы Предстоятеля Элладской Православной Церкви . Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады избран митрополит Фивейский и Левадийский Иероним . Фонарь перед кафедральным собором Афин трижды включился и погас, сообщая о том, что избран новый Архиепископ. Собравшиеся верующие встретили это известие аплодисментами, передает корреспондент РИА «Новости». Архиепископ Иероним избран во втором туре голосования, получив более половины голосов митрополитов-выборщиков. Митрополит Иероним пользуется большим авторитетом в Синоде и среди верующих. Он выдвигал свою кандидатуру и на выборах Предстоятеля Церкви в 1998 году, но с разницей в несколько голосов уступил будущему Архиепископу Христодулу . Биографическая справка Митрополит Фивейский и Левадийский Иероним (в миру Иоаннис Лиапис) родился в 1938 году в местечке Инофита в Беотии. Окончил философский и богословский факультеты Афинского университета в 1967 году. Окончил аспирантуры Грацского (Австрия), Регенсбургского и Мюнхенского университетов. Некоторое время работал в Афинском археологическом обществе. Рукоположен в диакона и пресвитера в 1967 году. Протосингел Фивейской и Левадийской митрополии (1967-1978), настоятель монастырей Преображенского Сагмата (1971-1977) и преподобного Луки (1977-1981), Генеральный Секретарь Священного Синода Элладской Церкви (1978-1981). Архиерейская хиротония состоялась 4 октября 1981 года. Преосвященный Иероним состоял членом следующих Синодальных комиссий: стипендиальной, по церковному образованию, по церковной собственности, по связям Церкви и государства. Исполнял обязанности помощника главного редактора радиостанции Элладской Церкви. Возглавляемая владыкой Иеронимом Фивейская митрополия занимает первое место среди митрополий Элладской Православной Церкви по количеству клириков, имеющих научные степени или диплом о высшем богословском образовании. Преосвященный Иероним — автор многих статей, исследований и трудов по богословской, социальной и исторической тематике. За книгу «Средневековые памятники Эвбеи» в 1970 году был награжден премией Афинской академии наук. Митрополит Иероним — почетный доктор медицинского факультета университета Крайова (Румыния) и президент Греческого кардиологического общества. РИА «Новости»/Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/361013.htm...

— Раньше в системе богословского образования степень магистра богословия считалась выше кандидатской. Как новая магистерская степень будет соотноситься с кандидатской? — С церковными кандидатскими и докторскими степенями существует такая же неразбериха, как и со светскими. Российский кандидат наук условно соответствует западному «доктору философии», а доктор — «заслуженному профессору». Церковные степени кандидата богословия, магистра и доктора в том виде, в котором они существовали раньше, не совпадали ни с зарубежной, ни со светской системой. Теперь мы постараемся их привести в соответствие с мировой практикой. Безусловно, кандидат будет выше магистра, как это и принято в светской системе высшего образования. Нашу магистерскую степень мы будем приравнивать к степени магистра светского вуза или зарубежного университета, а кандидатские степени постараемся приравнять к степени кандидата наук, с одной стороны, и к зарубежной степени «доктора философии» — с другой. Все это существенно повышает требования к написанию кандидатских сочинений. Кроме того, изменения коснутся и докторских степеней. Если раньше церковные докторские степени присуждались без защиты диссертации, как признание выдающихся заслуг церковного ученого, то теперь эта степень будет предполагать защиту докторской диссертации, и к ней мы будем применять все те же требования, которые применяются государственной аттестационной комиссией к светским докторским диссертациям в области гуманитарных наук. — Вы получили богословское образование у нас, учились на Западе и знакомы с обеими этими системами изнутри — какие преимущества и недостатки есть у каждой из них? — Везде свои сложности. Я окончил Киевскую духовную академию и семинарию , учился в Греции на богословском факультете Афинского университета, писал диссертацию в Англии. Когда мы разрабатывали реформу, то нам хотелось объединить все лучшее, что есть в этих трех системах, и создать свою, синтетическую. Греция славится очень хорошим фундаментальным образованием, но там достаточно сложно писать диссертацию, по множеству причин; в Великобритании, напротив, фундаментальное образование, может, и не такое блестящее, но великолепно продумана система работы над диссертациями. Там студент, перед тем как он будет допущен к написанию работы, обязан пройти спецкурс в области научной методологии: этот курс включается в обязательную часть магистерской программы. Этот элемент мы позаимствовали и для нашей системы. В российской светской науке существует предвзятое отношение к церковным исследователям, потому что некоторые из них действительно просто не владеют методологией научного исследования в достаточной мере, сегодня наша задача — разрушить этот стереотип.

http://patriarchia.ru/db/text/136641.htm...

Это, впрочем, неудивительно: оба они – питомцы немецких университетов. Даже после создания кафедры патрологии в Афинском университете подавляющее число исследований греческих патрологов обрывалось в лучшем случае на V в., а аскетическая письменность в целом и исихазм в частности не рассматривались как темы, достойные внимания. Димитрий Баланос (1877–1959), профессор патрологии Афинского богословского факультета, в сочинении «Византийские церковные писатели от 800 до 1453 г.», изданном в Афинах в 1951 r., показал, например, полное непонимание существа и богословского значения исихастских споров. «Действительно печально, что столько пролили чернил и столько сил потратили весьма чтимые в иных отношениях мужи эпохи, вступившие в полемику столь страстно как с той, так и с другой стороны, именно тогда, когда государство находилось в таких тяжелых условиях, – вопрос, «столь не укладывающийся в нашей логике " " 722 , – так характеризует автор значение событий, являвших собой поворотный пункт развития православного богословия. Α о великом мистике Симеоне Новом Богослове Баланос пишет: «Симеон пытался отыскать глубочайшее символическое значение в том, что совершается во время священнодействий. Он же, со своим болезненным мистицизмом, потрясавшим его современников, и развитой фантазией, стал предтечей исихастов XIV в.». Так ставится под сомнение ортодоксальность не только греческой богословской письменности XIV в., но и всего мистического богословия исихастов. Фактически Баланос сыграл роль одного из зачинателей набравшего в дальнейшем силу (преимущественно на Западе) антипаламизма и антиисихазма. Однако общий научный климат Греции в середине XX в. начал меняться, и взгляды Баланоса были уже скорее исключением, чем правилом. Его современники вполне оценили значение святоотеческого наследия во всем его многообразии. Личность и богословие Григория Паламы заняли в этот период важнейшее место в новогреческом богословии и церковной истории. Дискуссия, развернувшаяся вокруг наследия Паламы, вылилась в диалог о самосознании православного богословия и поиске его места в международном церковно-историческом контексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

235 Впрочем, оставляем это известие на ответственности нашего востоковеда…    Историки Греческой церкви, когда сообщают сведения о богословском афинском факультете, то непременно при этом упоминают о Ризариевской школе, или гимназии, находящейся в Афинах. Что это за школа, и какое отношения она имеет к богословской науке и духовным интересам? Ризариевская гимназия, по мысли ее основателей — греков, братьев Ризариев, должны была сделаться чемто вроде Духовной семинарии в Афинах. Обладая большим капиталом и желая помочь духовному образованию в Греческом королевстве, они, по завещанию, отказали свои богатства на устроение школы в Афинах, которая должна была обучать и воспитывать юношей, имеющих в виду сделаться впоследствии священниками в Греции. Некоторые из воспитанников должны были и содержание получать от школы же в качестве пансионеров. Ризариевская школа открыта в 1844 г. 236 Имеет 5 классов, в которых изучаются следующие науки: 1) греческий и латинский языки, 2) история и география, 3) математика, 4) физика, 5) элементарная философия, 6) французский язык, 7) христианская нравственность, 8) катехизис, 9) священная и церковная история, 10) догматика, 11) введение в Св. Писание, 12) литургика, 13) проповедь (практические упражнения), 14) каллиграфия, рисование, церковное пение. Первый класс имеет собственно приготовительный курс и похож на элементарную греческую школу, второй-четвертый — аналогичны трем высшим классам гимназий с тем различием, что в Ризариевской школе богословские предметы и латынь изучаются пространнее, пятый же класс предназначен для изучения высшей богословской науки. Курс последнего года устроен был так, что ученики богословского класса могли нужные им науки слушать в университете вместе со студентами богословского факультета на этом факультете. 237 (Очевидно, университет и Ризариевская школа и по местоположению находятся друг подле друга.) Но, несмотря на все это, школа оказалась бесплодной. В первые годы существования школа оказалась под влиянием таких лиц, как Фармакид, уже известный нам: богословские науки преподавались в духе, чуждом Православию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010