Какими же были принципы, заложенные в основу устройства Греческой Церкви «отцами» Элладской автокефалии? Согласно «Провозглашению», которое стало также первым уставом Элладской Церкви, во главе Церкви находится король (ст. 1). Управление же Церковью передается постоянному Синоду из пяти членов, назначаемых правительством (ст. 2-3). Примечательно, что Синод именовался «Священным Синодом Греческого Королевства». Только в 1850-м году, когда Константинопольской Патриархией был издан Томос о даровании Элладской Церкви автокефалии, Синод был переименован в «Священный Синод Греческой Церкви». В сопредседатели Синода вводился «королевский представитель» (Βασιλικς Επτροπος), назначавшийся королем, без визы которого ни одно решение Синода не имело силы (ст. 9). Эта должность была аналогична должности обер-прокурора Священного Синода в Русской Церкви. Синодальная система, заложенная в основу функционирования Элладской Церкви с самого момента ее образования, существует до сих пор. Тем не менее, в Греческой Церкви всегда существовало сознание, что система управления, ей навязанная, антиканонична и чужда самой природе Церкви. После провозглашения автокефалии Элладской Церкви, со стороны церковной иерархии неоднократно предпринимались попытки исправить существующее положение, однако они, как правило, имели лишь относительный успех. Такие попытки предпринимались, например, в 1868 году, затем в 1914, 1922 годах. Определенных успехов удалось достичь с восшествием в 1923 году на Афинскую кафедру профессора богословского факультета Афинского университета архимандрита Хризостома (Пападопулоса). Став Афинским епископом и главой Греческого Синода, он начал активно работать над тем, чтобы изменить существующий статус Элладской Церкви, привести его в соответствие с канонической традицией Православия. Этому способствовало то, что в том же году власть в Греции в результате военного переворота перешла к генералу Н. Пластирасу. 31 декабря 1923 года правительство издало «Уставной закон Автокефальной Церкви Греции», который по сути стал ее новым Уставом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

— Такая опасность существовала всегда. Почему мы думаем, что застрахованы от нее сегодня? Опасность не в системе, понимаемой как схема, как некий скелет образования. Опасность исходит от вызовов современного общества, которые мы можем наблюдать: размывание нравственных корней, влияние средств массовой информации на душу молодого человека, оказывающее разлагающее действие на его нравственное состояние. Задача Церкви — противостоять подобным вызовам современности. В данном случае, если бы Болонский процесс по своей сути противоречил Православию, мы бы не согласились участвовать в нем. Если на определенном этапе мы поймем, что аккредитация для нас неполезна, можно просто от нее отказаться, и государство не будет выдавать диплом государственного образца. При этом мы не окажемся за бортом законодательного поля нашей страны, поскольку без лицензии мы не имеем права жить, а без аккредитации можем. — В высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви сложились свои традиции в преподавании тех или иных богословских дисциплин, в воспитании будущих пастырей Церкви. Предусматривает ли Болонский процесс сохранение данных традиций? В какой форме, на Ваш взгляд, сочетаются традиция богословского образования и образовательные западноевропейские принципы Болонского процесса? — Болонский процесс не ставит целью отмену системы образования того или иного государства. Он лишь унифицирует все системы образования, дает ориентир, понимание того, какому уровню соответствует то или иное учебное заведение. При такой унификации мы сможем более широко пользоваться интеллектуальным потенциалом европейских православных учебных заведений. Нельзя полностью перечеркивать западный опыт. Например, богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов готовы, но не могут принять наших студентов до тех пор, пока нас не признает государство. — Болонский процесс, так или иначе, подразумевает идею о единстве научного исследования и учебного процесса. Не приведет ли это к «уравниванию» образования богословских учебных заведений Русской Церкви?

http://patriarchia.ru/db/text/1368555.ht...

С докладом по итогам учебного года выступил проректор по учебной работе профессор М.С. Иванов. Ректор Академии архиепископ Верейский Евгений сообщил Совету об освобождении иеромонаха Мелетия (Соколова) от должности старшего помощника проректора и назначении его заведующим подготовительным отделением по работе с иностранцами, а также о назначении исполняющим обязанности старшего помощника проректора Ю. Ф. Василенко. Иеромонах Мелетий (Соколов) сообщил Совету о работе, которая ведётся в настоящее время в Академии по подготовке иностранных студентов. На начало учебного года в московских духовных школах числилось 57 студентов из дальнего зарубежья, а именно: из Болгарии (4 человека), Чехии (3), Венгрии (1), Польши (8), Сербии (2), Македонии (2), Боснии и Герцеговины (13), Израиля (1), Германии (3), Франции (3), Швеции (2), Китая (11), Корейской Народно-Демократической Республики (4), Индонезии (2). Уровень знания русского языка поступающими иностранными студентами не позволяет им понимать лекции, читаемые перед остальной аудиторией. Задача подготовительного отделения – научить иностранцев нормативной русской речи и богословской терминологии, а также ввести их в предметы, изучаемые в Семинарии. Далее Совет заслушал сообщение проректора по научной работе преподавателя иерея Владимира Шмалия о деятельности научной части во втором учебном полугодии. Основным направлением деятельности научной части была подготовка работы кафедр как основных структурных подразделений учебной, научной и методической деятельности Академии. Состоялось подписание соглашений о сотрудничестве между Московской духовной академией и Богословским факультетом Афинского университе- —774— та 1758 , а также Богословским факультетом Фессалоникийского университета, Богословским факультетом университета г. Гёттинген. Установлены контакты с Богословским факультетом университета г. Гейдельберг. В ближайшее время планируется установление связей с богословскими факультетами г. Хельсинки и г. Иоэнсу. Секретарь Совета иерей Павел Великанов сообщил Совету о состоявшихся защитах кандидатских диссертаций и дипломных работ выпускниками Академии, а также дипломных работ выпускниками Семинарии 1759 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посему, рекомендуя Вашему Святейшеству означенного иеромонаха Нектария, пребываю в надежде, что Вы и по отличающему Вас человеколюбию к безвинно страждущим, и по особой, истинно отеческой ко мне любви должным образом позаботитесь о рекомендуемом, могущем сообщить к тому же и самые достоверные сведения об интересующих Вас обстоятельствах кончины приснопамятного Сурьяса. Не имея иной просьбы, подписываюсь с наиглубочайшим к Вашему Всесвятейшеству почтением. Хиос, селение Мирминки, 3 июля 1881 года. Духовный сын Вашего Всесвятейшества К. И. Проиос 58 ». Из письма святого, которое приводится ниже, мы узнаем, что Патриарх составил о нем самое благоприятное впечатление, принял «радушно» и, желая укрепить свою кафедру достойными и образованными клириками 59 , всерьез позаботился обеспечить ему финансовую поддержку в случае обучения на богословском факультете Афинского университета. В архиве Александрийской Патриархии сохранился черновик ответа Софрония Проиосу: «С радостью получив 3-го числа текущего месяца сыновнее Ваше письмо, участливо рекомендующее нам силиврийского уроженца иеродиакона Нектария, с просьбой позаботиться о его устройстве, сообщаем в ответ, что нашелся некий христианин, готовый оказывать содействие означенному иеродиакону до завершения им курса в Национальном университете, вследствие чего тот отбывает сегодня на египетском пароходе для исполнения возвышенного своего намерения». В письме не объявлено, кто этот неназванный «христианин» (в приведенном тексте Патриарх обозначил его буквами «.κ.», но потом зачеркнул и аббревиатуру). Но можно думать, что это был один из братьев Хоремисов. Сохранившиеся данные, во всяком случае, показывают, что Нектарий Кефалас периодически, а в гимназический период, кажется, постоянно получал помощь от братьев Хоремисов: Яниса, Демосфена и Микеса 60 . Впоследствии те же братья поддерживали литературно-издательскую деятельность владыки Нектария, скупая крупные партии его книг 61 . Исполненный признательности, он неизменно различными способами (через письма, посвящение книг и т. п.), а при всяком благоприятном случае и устно изъявлял им свою любовь и благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Вторая часть доклада будет посвящена изложению понятия о Священном Предании Церкви. Здесь я хотел бы сказать о том, что православное богословие рассматривает как живой источник, постоянно действующую первооснову Предания, а именно о литургической жизни Церкви и молитвенном опыте христианина. В контексте этого литургического опыта будет представлена попытка сформулировать понятие «богословия», точнее, напомнить о том, как осознавало и осознает данное понятие живое Предание Церкви. Третья, заключительная часть доклада посвящена академическому богословию. Вопрос о взаимоотношении Предания и современных научных методов будет представлен не в контексте хорошо известной дилеммы «Афины или Иерусалим», противопоставляющей выводы науки Преданию Церкви. Имеет смысл исследовать не столько то, чем сегодня является академическая наука, сколько то, какой она должна бы быть или могла бы быть. В конце концов, это поможет с большей ясностью обозначить пути, по которым, я надеюсь, научное богословие будет развиваться в XXI веке. § 1. Божественное Откровение как мировоззрение. Мир Священного Предания Церкви — это, прежде всего, уникальное и универсальное мировоззрение. В истории европейской цивилизации оно пришло на смену мифологической и философской космологии эллинистической эпохи. Хронологически этот переход совпадает с периодом христианских апологетов и завершается созданием христианской цивилизации, вошедшей в историю под именем «Византии». Многовековая история Восточной Римской империи — это время, когда мировоззрение, основанное на Предании Церкви, было господствующим, никакой серьезной конфронтации с наукой и научным богословием не было. Ярким примером синтеза Предания и науки является творчество святителя Василия Великого, сочетавшего абсолютную приверженность Церкви и ее Преданию с утонченной эллинистической образованностью. Будучи иерархом Церкви, он получил прекрасное по тем временам образование в Афинской Академии. В своих проповедях и научно-богословских трактатах он раскрывал различные стороны церковного Предания, при этом нередко апеллируя к античной учености. Помимо целого ряда фундаментальных трактатов на богословские, экзегетические и нравственные темы, святителю Василию приписывают создание литургии, которая до сих пор совершается в Православной Церкви в особо торжественные дни. Анафора этой литургии представляет собой свод всех основополагающих догматов Церкви, изложенных четко и последовательно, как в Символе веры, и преломленных через литургический опыт Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3648570.ht...

«В начале» этого пути «был» Григорий Папамихаил. Его классический труд «Святой Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский», изданный в Петербурге и в Александрии в 1911 г., считается первым научным исследованием на греческом, в котором изображается личность и богословие Паламы в свете исихастского движения XIV в. 1 Приснопамятный профессор Богословского факультета Афинского университета сосредоточил свои усилия в данном сочинении, а также в двух работах той же самой тематической направленности, изданных в 1908 2 и 1910 3 , на объяснении мистики, подвижничества, безмолвия и вообще на основных характеристиках проявления и развития богословия святого Григория Паламы . Одновременно он опроверг критические подходы к этой теме предыдущих исследователей Троицкого, Гельцера и Успенского. А именно не согласился с ними, когда они стремятся доказать отсутствие преемства в богословии православного Востока XIV в. с богословием единой Церкви великих Отцов вплоть до VIII в.; они сводят причины столкновения Паламы с Варлаамом только к области философского противостояния, совершенно не учитывая богословскую и, значит, бытийно-эмпирическую составляющую. Далее в своих рассуждениях они приходят к выводу, что победа мистики есть «поражение схоластики, то есть рационалистического характера западноевропейского богословия... поражение сильного западноевропейского культурного влияния», непосредственным результатом чего оказывается представление об Афоне «как причины до XVIII в. постепенного окаменения и выхолащивания эллинизма», a параллельно «как истинного очага Православия». Из вышесказанного становится ясно, что такие воззрения отражают «традиционную» полемическую позицию Запада по отношению к чему бы то ни было, что прежде всего связывается с богословием Востока в XIV в., и обнаруживают недостаток критериев и предпосылок для более глубокого понимания столь важной темы. Вопрос об отношении сущности и энергий в Святой Троице, который в дальнейших изысканиях займет центральное место в прочтении и изложении богословия Паламы, кажется, специально не интересовал академического преподавателя, хотя, конечно, в его трудах встречаются отдельные критические замечания, весьма ценные для той дискуссии, которая разразится в последующие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Хотя здесь, очевидно, речь идет об учебнике, переведенном с русского языка, однако само появление Герменевтики весьма значительно, так как свидетельствует о пробуждении интереса к библейской науке вообще и к толкованию Священного Писания в частности. Этот интерес во многом омрачался внесением антибиблейских идей и модных веяний из Европы на сербскую землю. Влияние Дарвина, Чернышевского, Писарева, Бихнера 538 и других становилось все более ощутимым в сербском гражданском обществе. То, что в семидесятые годы XIX века появился даже механический материализм, видно, в частности, и по переводу работы [Э.] Геккеля «Естественная история миротворения» 539 . Перевод выполнил ученик Юрия Даничича А. Радованович (есть ученые, которые и Юрию Даничичу приписывают деизм и «идеализм гегельянского типа») 540 . Ветхозаветная экзегеза у православных румын и у греков Все больший интерес к Библии и библейским проблемам ощущался в XIX веке и у православных румын и греков. Правда, этот интерес проявляется в основном в рамках школьного богословия. Этому во многом способствовало основание Афинского богословского факультета в Греции, а в Румынии – теологических факультетов, сначала в Яссах (в 1860–1864 гг.), а потом в Бухаресте (в 1881–1883 гг.; включен в состав университета в 1890 году). Носители школьного богословия этого времени в Греции и Румынии, как и в остальных православных землях, формируют свою позицию по отношению к библейскому Откровению под влиянием – в то время очень развитой – библейской теологии Запада и разных тенденций, которые в ней преобладают. Временами становится все более заметной, несмотря на острое сопротивление официальных и неофициальных церковных кругов, тенденция использования научных результатов западной библейской науки. Если до последнего времени преобладал интерес к нравственно-религиозным и поучительным аспектам ветхозаветного и новозаветного Откровения, то в этом веке и у православных богословов появляется интерес к текстуально-историческому аспекту Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Широта взглядов и чуткость помогли этому Иерарху и Богослову стать выдающейся личностью. Среди званий и наград, которыми он был справедливо удостоен как труженик Богословской Науки и Православной Церкви, прежде всего, – высокое академическое звание почетного доктора Богословского Факультета Афинского Университета, официальное принятие в Афинскую Академию в качестве члена-корреспондента и высокая почетная награда Московской Духовной Академии. Зная хорошо весь печальный прогресс современного мира, он постоянно подчеркивает спасительную роль, которую может сыграть в современном обществе объединенное и постоянно обновляемое Православие, способное освободить без чрезмерных усилий, выходящих за рамки сохранения Сокровища, и крайнего рационализма православную, христианскую полноту. В своих содержательных и безупречных докладах и выступлениях, собранных в настоящей книге, он, благодаря своему многостороннему взгляду и широте богословской мысли, делает критические выводы по основным направлениям современной миссии Православия, необходимости объединения Православных народов, подготовки повестки дня будущего Святого и Великого Собора Православной Церкви, развития межправославных и межцерковных диалогов, исключительной роли Первопрестольной Вселенской Патриархии в осуществлении современной миссии Православия и большого вклада Православного Центра в развитие межправославных и межхристианских отношений, проблематики новой европейской реальности, необходимости организовать Православную диаспору во всем мире, православной точки зрения об экологических проблемах, подлинного содержания понятия апостольской преемственности (гармоничное внутреннее единство между преемственностью чина и преемственностью веры) как абсолютный критерий истинного апостольского характера, а также других важных вопросов Православия, рассматриваемых этим неутомимым, разносторонним и смелым Иерархом с помощью методичных и четких взглядов, идей, замечаний и суждений, направляющим богословскую мысль по православному пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонид, митрополит (Горбачев Леонид Эдуардович) Дата рождения: 26 октября 1968 г. Дата хиротонии: 17 июня 2013 г. Дата пострига: 18 июня 1990 г. День ангела: 18 июня Страна: Россия Биография: Родился 26 октября 1968 г. в Ставрополе. В 1970 г. семья переехала в Краснодар. В 1985 г. закончил среднюю школу, в 1985-1986 гг. работал лаборантом на кафедре аэродинамики и динамики полетов в УЛО в/ч 26265. В это же время нес послушание пономаря в Георгиевском храме Краснодара. В 1986-1988 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1988-1989 гг. трудился в должности чтеца-певца Георгиевского храма Краснодара и был иподиаконом архиепископа Екатеринодарского и Кубанского Исидора . В 1989-1992 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии . 8 апреля 1990 г. в связи с рукоположением архиепископом Исидором во диакона был переведен на экстернат. 18 июня 1990 г. архиепископом Исидором пострижен в монашество, 8 октября — рукоположен во иеромонаха. В 1990-1997 гг. — штатный клирик Екатеринодарского кафедрального собора г. Краснодара. В 1995-1997 гг. — ключарь собора; также окормлял ИТК 17 строго режима г. Краснодара, детский туберкулезный диспансер «Ромашка» и городской дом ветеранов. В 1997 г. переведен в Москву на должность сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями . С марта по сентябрь 1998 г. находился в служебной командировке в составе Отдельной воздушно-десантной бригады Ограниченного контингента миротворческих сил в Боснии и Герцеговине. С октября 1998 г. по сентябрь 2002 г. обучался на Богословском факультете Афинского государственного университета и являлся заштатным клириком русского нижнего храма вмч. Пантелеимона на Ахарноне (Афины, Греция). С октября 2002 г. — сотрудник секретариата межправославных отношений Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Направлялся в краткие служебные командировки на Афон, в Финляндию, Индию. Распоряжением Священного Синода с мая 2003 г. по декабрь 2004 г. — сотрудник Русской духовной миссии в Иерусалиме .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3010997...

Игуменство Иоакима Мелиссовукаса, 1815–1821 годы. Игумен Иоаким – геройски погибший клирик обители, организовавший в период турецких гонений движение сопротивления монахов туркам, которое закончилось печальными событиями 9 июля 1821 года, когда турецкие власти вырезали и повесили сотни монахов и высшее церковное руководство во главе с национальным героем-мучеником архиепископом Киприаном. Брошенный после ареста в никосийскую тюрьму, игумен Иоаким твердо и непоколебимо стоял в отеческой вере и не поддался на уговоры паши принять ислам  и сохранить тем самым себе жизнь, за что был посажен на кол. Игуменство Иакова Мирианфа, 1898–1933 годы. Этот почтенный подвижник-игумен восстановил много зданий в обители. Он избавил ее от долгов, внося значительные собственные средства. Он поправил экономическое положение монастыря, соорудив протяженный оросительный канал в Анатолике, чтобы монастырские поля могли в достаточном количестве получать воду. Его мягкий и скромный характер привлек в обитель много новой братии. Монахи, собравшиеся вокруг игумена Иакова, составили весьма сплоченное братство, в котором царили любовь и согласие. В 1918 году после голосования был введен в действие первый в новейшее время устав монастыря. Игуменство Лаврентия Михаилиду, 1933–1962 годы. Племянник игумена Иакова, первый из монахов, окончивший богословский факультет. С 1926 года преподавал, не получая за это платы, богословские дисциплины в пафской гимназии. Что же касается собственно монастырских дел, то он продолжил практику прививки рожковых деревьев, введенную его дядей, посадил пять тысяч миндальных деревьев, две с половиной тысячи рожковых, пятьсот маслин и сотни лимонных деревьев, а также продолжил работы по предотвращению эрозии почвы на площади в 24 га на ферме подворья в Анатолике. Он заново отстроил монастырские здания, превращенные в руины землетрясением 1953 года, и добавил новые постройки к южному крылу монастыря. При его настоятельстве молодые монахи отправлялись учиться на богословском факультете Афинского университета. В это же время возрастает исследовательский интерес к творениям преподобного Неофита, а профессор Иоаннис Цикнопулос публикует избранные места из сочинений преподобного в научном журнале «Κυπριακς Επουδς».

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010