В 1969 году рукоположен в пресвитера, а через полгода возведен патриархом Афинагором в сан архимандрита. После вступления на Константинопольский престол в 1972 году патриарха Димитрия была образована Личная патриаршая канцелярия. На должность заведующего пригласили архимандрита Варфоломея, который на следующий год был рукоположен в митрополита Филадельфийского. В должности заведующего канцелярией преосвященный Варфоломей оставался до 1990 года, когда был перемещен в Халкидонскую митрополию с титулом митрополита геронта Халкидонского. С марта 1974 года и до своего восхождения на Вселенский престол являлся членом Священного Синода, а также многих синодальных комиссий. Владеет греческим, турецким, латинским, итальянским, английским, французским и немецким языками. Опубликовал большое количество статей, исследований и выступлений на самые различные темы. Является одним из основателей Общества права Восточных Церквей и в течение ряда лет был его вице-президентом. В продолжение 15 лет был членом и 8 лет заместителем председателя комиссии «Вера и порядок» ВСЦ. Принимал участие в Генеральных ассамблеях ВСЦ в Упсале (1968), Ванкувере (1983) и Канберре (1991). На последней ассамблее избран членом Центральной и Исполнительной комиссий ВСЦ. Представлял Вселенский Патриархат на многих межправославных и межхристианских конференциях, а также входил в состав различных делегаций. Почетный член фонда Pro Oriente (Вена), почетный доктор богословского факультета Афинского университета, Московской духовной академии, философского факультета Критского университета, кафедры охраны окружающей среды Эгейского университета (остров Лесбос), Лондонского университета, Католического университета города Левена (Бельгия), Православного Свято-Сергиевского института (Париж), факультета канонического права Университета города Эз-ан-Прованс (Франция), Эдинбургского университета, Богословской школы Святого креста (Бостон), Богословского института святого Владимира (Нью-Йорк), богословского факультета Ясского университета, пяти кафедр Фессалоникийского университета, американских университетов Georgetown, Tuft, Southern Methodist, университета имени Демокрита г. Ксанфи (Греция) и многих других.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Традиционно высшим богословским учебным заведением Греции является богословский факультет университета. В годы предстоятельства архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула (1998-2008) были учреждены богословские школы нового типа – Высшие богословские академии. Сегодня и богословские факультеты, и академии находятся на полном государственном обеспечении. Их деятельность регулируется государственным законодательством. Они выдают дипломы государственного образца. Тем не менее, выпускники академий, в отличие от выпускников факультетов, не могут преподавать в средней школе. Университеты обладают полной автономией, и Церковь не имеет никаких законодательно закрепленных механизмов влияния на осуществление богословскими факультетами своей деятельности. Академии были учреждены с целью создать систему высшего богословского образования, которая находилась бы под контролем Церкви. Однако достичь этой цели пока не удалось, поскольку это противоречит действующему греческому законодательству. В результате, как на факультетах, так и в академиях поступающие не сдают специальных экзаменов по богословию, для поступления им не требуется благословение епископа или священника, Церковь не имеет никакого формального влияния на избрание членов профессорско-преподавательской корпорации и осуществления ими своей деятельности. Система богословского образования в Греции регулируется законом о высшем образовании 1982 года. Сейчас готовятся новые законодательные рамки, в которых предположительно будут отражены нормы Болонского процесса. Греция вступила в Болонский процесс в 2003 году. Однако принципы этого процесса внедряются в университетах со значительным запозданием. Кроме того, нет единой государственной политики по внедрению Болонского процесса. Сами университеты, факультеты или даже отделения факультетов решают, в какой мере применять у себя болонские нормы и участвовать в европейских образовательных программах. Так, например, богословский факультет Фессалоникийского университета уже перевел свою учебную программу в европейскую кредитную систему (ECTS), при том что богословский факультет Афинского университета такой переход еще не осуществил. Переход на кредитную систему на богословском факультете Фессалоникийского университета был осуществлен на основании методологических рекомендаций греческой Организации государственных стипендий. Из всех отделений Фессалоникийского университета в европейской программе Tuning участвуют только три: архитектуры,  истории искусств и богословское отделение богословского факультета. Богословский факультет стал одним из первых православных высших богословских учебных заведений, применивших компетентностный подход для разработки своих учебных программ.

http://bogoslov.ru/article/1259617

3 Примечание переводчика 4 Необходимость перевода с греческого языка на сербский докторских диссертаций наших богословов существует давно. Они заслуживают того, чтобы их читали и отечественные богословы, и студенты, люди книги и науки, а особенно – верующий народ Божий, полнота Христовой Церкви. Это и послужило причиной перевода данной докторской работы, тогда иеромонаха, а ныне епископа Афанасия, получившей очень высокую оценку не только профессорской комиссии Афинского университета, но и целого ряда богословов и филологов. 5 В нашем переводе, насколько это было возможно, мы сохранили язык и стиль автора, писавшего на греческом языке, с переводом ознакомлен и сам автор труда. В текст не было внесено изменений, за исключением перефразированных автором ряда выражений и добавленных (им же) отдельных слов, кратких пояснений или святоотеческих цитат. Хотя, по его собственному признанию, сейчас он многое изменил бы, дополнил, расширил, но основную концепцию экклесиологии апостола Павла оставил бы неизменённой. Согласно действующей тогда инструкции Афинского университета (1967) о представлении докторских работ кандидат должен был представить Комиссии и краткое резюме своей работы. Приводим здесь и этот текст: Заметка о докторской диссертации «Экклесиология Апостола Павла по святому Иоанну Златоусту » (догматическое исследование), представленная Богословскому факультету Афинского университета иеромонахом Афанасием (Евтичем) . Считаем, что представление данной докторской диссертации вносит новый вклад в великую тему Экклесиологии, которая, как известно, находится в центре внимания современного православного богословия. Тщательное изучение Посланий святого апостола Павла, чьё Евангелие о Церкви включает в себя полную экклесиологию, показывает, что вся Тайна Церкви содержится в Личности Богочеловека Христа и через Него – в Троичном Боге. Поэтому взгляд на Церковь как на «Домостроительство Благодати» в Троице явленного Бога (1 глава работы), является по нашему мнению, значительным вкладом в экклесиологию.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В первой части книги собраны официальные масонские документы: 1) «Основные принципы» масонства, согласно «Конституции Великой Ложи Эллады»; 2) «Докладная записка богословского факультета Афинского университета относительно масонства», поданная в 1933 году в Священный Синод Элладской Церкви; 3) «Ответ масонских руководителей Элладской Церкви»; 4) «Докладная записка масонской организации Греции» Афинскому архиепископу Спиридону; 5) «Заявление масонской организации», поданное её президентом Афинскому архиепископу Хризостому; 6) статья профессора Афинского университета Димитрия Баланоса; 7) другая статья того же автора; 8) письмо прокурора суда первой инстанции Сироса Хоидаса в журнал «Алúфиа» («Истина»), 1867г.; 9) письмо министра образования и религий г-на Ф.Турковасилиса к митрополиту Сирскому, 1933г.; 10) статья из газеты «Кафимеринú» («Ежедневная»), посвящённая кончине масона – Вселенского патриарха Василия. Во второй части книги изложены взгляды масонов на отношения с Элладской Церковью . Эти взгляды выражены в статьях президента масонской организации Греции г-на А.Дзазопулоса, помещённых в журнале «Илисó»: «Что такое масонство», «Критика взглядов профессора богословия Афинского университета г-на П.Трембеласа», «Ответ профессору г-ну П.Трембеласу». Эти три статьи продолжают порядок нумерации предыдущих официальных документов и названы соответственно: документ документ 12 и документ 13. В нашем критическом обзоре мы точно следуем порядку изложения, принятому в книге «Элладская Церковь и масонство». Несомненно, нашу работу нельзя назвать строго систематической: она не свободна от повторений. Но мы думаем, что, когда речь идёт о критическом разборе какого-либо текста с целью его опровержения, наилучший метод – идти за врагом след в след. Считаем нужным отметить и то, что прежде чем приступить к опровержению постулатов каждого масонского документа, мы дословно приводим сам этот документ. В данной работе мы не касаемся истории масонства: его зарождения и развития. Всех желающих ознакомиться с этой темой мы отсылаем к вышеупомянутому труду профессора г-на П.Трембеласа «Масонство» (1957, 2-е изд.), а также к книге г-на Н.Псарудакиса «Тёмные силы и христианство » (1964, 2-е изд.) В обеих книгах читатель найдёт ценные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

1922–1927. Обучается на богословском факультете университета г. Чернэуць (Черновцы). 1923–1924. Обучается на литературном факультете Бухарестского университета. 1927. Заканчивает 4-й курс Чернэуцкого университета и защищает диплом по богословию под руководством проф. Василия Лоикитэ на тему «Крещение детей». 1927–1928. Проходит стажировку на богословском факультете Афинского университета по догматике и церковной истории. 1928. Осенью защищает в Чернэуцком университете докторскую диссертацию на тему «Жизнь и труды патриарха Досифея Иерусалимского и его связи с Румынскими княжествами». 1928–1929. В Мюнхене стажируется на курсах проф. Августа Гейзенберга, отца знаменитого физика. Совершает поездки в Берлин, Париж и Белград для стажировки и поиска сведений о подлинниках трудов свт. Григория Паламы. 1929. По возвращении на родину назначен профессором догматики в Андреевской богословской академии г. Сибиу. Здесь же преподавал апологетику (1929–1932, 1936–1937), пастырское богословие (1932–1936) и греческий язык (1929–1934). 1930. Посещает в Константинополь с целью розыска и копирования богословских трактатов свт. Григория Паламы; в том же году женится на девице Марии. 1931. 10 мая у четы Стэнилоае рождаются первенцы-близнецы: Думитру (проживет лишь 4 месяца) и Мария (тоже умрет рано, в 14-летнем возрасте, в 1945 г.). 8 октября Думитру рукоположен во диакона. 1932. 25 сентября рукоположен во священника. 1933. 8 октября в семье Стэнилоае рождается дочь Лидия, принявшая Святое Крещение от священника Иоанна Лупаша, трансильванского профессора-историка. 1933. В Сибиу выходит книга о. Думитру «Послевоенный католицизм». 1934. 1 января он назначен директором газеты «Румынский телеграф», и служение это исполняет в течение 11 лет, до мая 1945 г. Одновременно являлся членом епархиального собрания архиепископии Сибиу и советником архиепископа. 1936. В июне назначен ректором Богословской академии в г. Сибиу, должность эту исполняет в течение 10 лет, до 1946 г. 1938. В Сибиу выходит его фундаментальный труд «Жизнь и учение св. Григория Паламы».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

В этом случае больной стремится к общению с людьми, желает стать причастным их любви, почувствовать облегчение от общения с ними. В противоположном случае, когда вера отсутствует или поверхностна, иными словами, отсутствует доверие воле Божьей и Бог превращается в противника и неприятеля, болезнь ожесточает человека, делает его неприступным и труднодоступным. Я славлю Бога за то, что в такой трудный период в моей жизни Он укрепил и усилил мою веру и дал мне возможность пережить и сделать образом жизни все то, чему я учил и благовествовал другим все прошлые годы. Я благодарю Его за то, что я не один, так как рядом со мной постоянно находятся мои духовные чада, сострадающие мне в моей болезни; за то, что я могу с большей легкостью расставлять приоритеты жизненных ценностей и пренебрегать жизненными слабостями и мелочами; за то, что более легко могу прощать и простирать руку снисхождения к тем, кто меня огорчил или причинил боль в прошлом». Будущий архиепископ родился 17 января 1939 году в греческом городе Ксанфи.   В 1962 году закончил юридический факультет Афинского университета, а в 1967 — богословский факультет в том же учебном заведении. Во время учебы на юридическом факультете был рукоположен в диакона (1961 год), а в 1965 — во пресвитера. В течении девяти лет нес послушание проповедника и духовника в храме Успения Божией Матери в Старом Фалироне (Афины), а затем — в течение семи лет — секретаря Священного Синода Элладской Церкви. 14 июля 1974 года он был хиротонисан во епископа с титулом митрополит Димитриадский. 28 апреля 1998 года Синодом Элладской Православной Церкви был избран Архиепископом Афинским и всея Эллады. Архиепископ Христодул имеет ученую степень доктора богословия, получил диплом выпускника Афинского университета на кафедре французской и английской филологии. Свободно владеет французским и английским, а также итальянским и немецким языками. Является автором большого количества книг научно-богословского и нравоучительного характера. Статьи Архиепископа Христодула постоянно публикуются в Церковном бюллетене и в светской прессе.

http://pravmir.ru/kto-vveryaetsya-bogu-v...

Обращаясь к анализу богословия митр. Иоанна (Зизиуласа), мы сталкиваемся с эпистемологической проблемой: правильное, адекватное понимание мысли митр. Иоанна (Зизиуласа) предполагает знание и понимание его богословской методологии, а это, равным образом, невозможно без осмысления и постижения его богословской системы в целостности. Мы попадаем в, казалось бы, парадоксальную ситуацию, которую можно охарактеризовать как некий замкнутый «методологический круг». В свою очередь, это указывает на то, что постижение сути богословской системы митр. Иоанна (Зизиуласа) в отрыве от изучения его методологии – задача бесперспективная. Методология митр. Иоанна (Зизиуласа) определяет не только развитие, но и итоги его богословских взглядов, поэтому имеет принципиальное значение для адекватного понимания его мысли. Немалая часть критических откликов появилась именно из-за превратного понимания и ошибочной интерпретации мыслей греческого богослова . На формирование богословских взглядов митр. Иоанна (Зизиуласа) повлияли такие богословы, как Г. Флоровский, Н. Афанасьев, В. Лосский, Х. Яннарас. Его интерес к современному западному богословию связан в первую очередь с именами К. Барта, К. Раннера, К. Гантона и И. Конгара. Большинство работ написаны, как отмечает сам митр. Иоаннн (Зизиулас), на Западе, «в контексте западной богословской проблематики» . Среди философов ХХ в. его внимание привлекают прежде всего работы М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, М. Бубера, Э. Левинаса. Иоанн Д. Зизиулас родился в 1931 году в Греции в селе Катафигио (Катафийон), недалеко от города Козани . Получив среднее образование, он поступил на богословский факультет в университет г. Салоники. Через несколько лет его семья переехала в г. Афины, и он был вынужден перевестись в местный университет. Параллельно с обучением в Афинском университете, он прошел полный курс обучения в Экуменическом Институте Всемирного Совета Церквей в Bossey (Швейцария). Его одаренная натура и стремление к знаниям не позволили ему остановиться на достигнутом, и по окончании Института при ВСЦ И. Зизиулас поступил в аспирантуру в Гарвардский Университет США. Здесь он обучался у таких выдающихся ученых, как протестантский профессор богословия Пауль Тиллих, профессор классической филологии Вернер Йегер, православный богослов и патролог прот. Георгий Флоровский и др. Живое общение с такими глубокими и опытными учеными принесло свои плоды.

http://bogoslov.ru/article/4415073

Как свидетельствует газета «И катемирини» , Элитис продолжает восприниматься греческим обществом как наиболее «современный» из всех выдающихся греческих поэтов. Его понятный народу гимнический пафос, напоминающий о творениях Романа Сладкопевца и Иоанна Дамаскина — это пафос личной борьбы за свободу и творчество — и эта борьба, по мнению многих друзей, является лучшим продолжением в наши дни борьбы греков за независимость, для которой язык церковной проповеди и церковного искусства продолжает оставаться важным. Участие духовенства в юбилейных торжествах было бы столь же важным шагом в восстановлении «греческой идентичности», как и непредвзятое исследование роли Церкви в событиях 1821 г. Другая тема дней — новые заявления политически активного митрополита Пирейского Серафима. На этот раз митрополит выступил с упрёками, адресованными другой поместной Церкви — Сербской, пишет «То вима» . Поводом для заявления стала отставка одного из епископов, в которой греческий митрополит разглядел тревожные тенденции. По его мнению, Сербская Церковь постепенно отходит от своей прежней критики «синкретического экуменизма, папизма и антихристианского Просвещения»: в последнее время не делалось никаких заявлений об истреблении сербов в хорватском марионеточном государстве во времена Второй мировой войны, но при этом на богословском факультете Белградского университета состоялся торжественный приём католической делегации. Как мы видим, ревностный митрополит мыслит участие духовенства в политике только как обращение к прошлому, и признаёт только один вид борьбы — стратегически продуманную защиту от внешней агрессии. Другие выступления митрополита, о которых пишет газета «Та неа» , такие как критика предлагаемых Министерством юстиции мер по борьбе с экстремизмом и расизмом — отличаются столь же случайным выбором противника. Иную стратегию избрал митрополит Афинский Иероним — его политической позиции посвящена статья в газете «И катимерини» . По мнению обозревателя газеты, позиция афинского митрополита становится всё более жёсткой и определённой: если раньше он рекомендовал воздерживаться от заявлений о текущей политике, чтобы не превращать Церковь в «группировку», то теперь он сам стал во главе критиков нового образовательного стандарта для старших классов школы, в котором преподавание «религии» (так можно перевести греческое название предмета, который по содержанию близок «Закону Божьему»: он включает в себя Священную и церковную историю и катехизис) сделано факультативным. Но в отличие от других противников нового стандарта, говорящихо «дехристианизации» школы, митрополит Иероним переводит разговор в правовую плоскость — хотя образовательный стандарт принимает государство исходя из своих соображений, народ имеет право узнавать в том числе в школе о христианстве как основе своей духовной жизни. Таким образом, безупречная публичная позиция Церкви возможна по мнению Афинского митрополита вокруг вопроса о народной (национальной) идентичности.

http://pravmir.ru/grecheskaya-identichno...

Неа Мони на Хиосе. 18 сентября 1882 года. Игумен Никифор». Возможно, что и диаконская вакансия, полученная им в Афинах и дававшая кое-какие дополнительные средства к существованию, найдена была с помощью монастырского начальства. Зачисленный в университет по поручительству Николая Дамаласа, студент-иеродиакон выделялся особой любовью к наукам и уже на втором году обучения получил по конкурсу стипендию А. Пападакиса 64 (денежная помощь Патриарха Александрийского и братьев Хоремисов стала к тому времени, по-видимому, уже недостаточной или вовсе пресеклась ввиду египетских событий, о которых мы говорили выше). На положенное для соискателей стипендии испытание Нектарий Кефалас явился во вторник 12 марта 1883 года в 3 часа пополудни. Проходившее в присутствии профессоров Никифора Калогераса (декана богословского факультета), Николая Дамаласа, Анастасия Кириакоса, Панайота Павлидиса и Зикоса Росиса, оно продолжалось до семи часов пополудни. Результаты стали известны спустя два месяца, 3 мая 1883 года, и на их основании победителем конкурса был признан («единогласно», как сказано в факультетском отчете) Нектарий Кефалас, о чем свидетельствует приказ ректора от 19 мая 1883 года: «Решением Академического совета от 7-го числа настоящего месяца утвержден отчет богословского факультета по итогам конкурса на стипендию из доли наследства А. Пападакиса, среди участников коего Вы найдены лучшим. Посему назначаем Вас стипендиатом доли означенного наследства до конца Вашего обучения на богословском факультете при ежемесячном пенсионе в сто (100) старых драхм, считая с указанного дня решения совета. Вам же надлежит вести достойную сего жизнь и в конце каждого академического года представлять в ректорат свидетельства своих преподавателей, откуда явствовало бы, что по должном испытании Вашего прилежания Вы признаны заслуживающим возобновления настоящей стипендии. Ректор Π. Г. Кириакос. Секретарь Г. Канелидис». На богословском факультете он прослушал следующие курсы: догматическое и нравственное богословие (профессор Зикос Росис); Ветхий Завет и древнееврейский язык (профессор Панайот Павлидис); Новый Завет (профессор Николай Дамалас); пастырское богословие, патрология и христианская археология (профессор Никифор Калогерас); история Церкви (профессор Анастасий Кириакос и доцент Георгий Дервос); апологетика (доцент Спиридон Сукрас); церковная риторика, гомилетика и катехетика (доцент Игнатий Мосхакис); история догматов (доцент Прокопий Икономидис) и христианская символика (доцент Янис Месолорас).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Однажды, когда я вместе со своим отцом была в том доме, находились там и некоторые дамы и барышни, полковник Псиллас, брат госпожи Траймбер и другие, одна из дам по имени Мелпо говорит моему отцу: – Господин Герасим, ты не женишь Яннакиса? – Но ведь он любит монашество. Если вам удастся изменить его мнение, я не против. С того дня мне стали частенько докучать этим вопросом, и я была вынуждена реже бывать в этом доме. Часто я посещала афинское кладбище и подолгу там сидела, думая о тщетности человеческой жизни. Оттуда отправлялась в университетскую библиотеку, где погружалась в чтение. 3. Обучение и слушание лекций на Филологическом и Богословском факультетах. Болезнь и смерть отца. Поездка в Салоники и мысль о посещении Святой Горы Афон Я проходила обучение как вольный слушатель на Филологическом и Богословском факультетах. Когда я была на IV курсе, мой дорогой отец после непродолжительной болезни предал свою душу Богу, что погрузило меня в великую печаль. Мир стал для меня слишком чуждым! Все мне казалось тьмой и мраком! Тщетно пытались друзья и знакомые утешить меня. Из моего сердца ушла всякая радость, и оно наполнилось скорбью. Сама жизнь казалась мне бременем. Меня съедало единственное желание – уйти из этого мира и, если бы это было возможно, и из этой временной жизни. Наплакавшись и предавшись вдоволь скорби, я раздала все, что у меня было в доме, чтобы свободно идти в другое место – в монастырь или в какой-нибудь исихастирий. Мне пришла идея поехать на Афон и начать там монашескую жизнь, поэтому я отправилась в Салоники. В Салониках я встретила двух монахов с Афона и поведала им о своем желании монашества и о том, что решила уйти на Афон. Они поддержали меня в моем выборе, рассказав мне, что на Святой Горе очень много монахов и множество монастырей, скитов и других исихастириев. Вступивший на Святую Гору может избрать по желанию любой вид монашеской жизни: или пребывать на послушании у старца, или жить в киновии, или в особножительном монастыре. К тому же они добавили, что на Святой Горе есть много добродетельных отцов и очень хорошие духовники.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010