Поэтому образ основателя ислама требовал изменения и улучшения. Несоответствие между фактическим жизнеописанием «посланника Аллаха» и его идеализированным восприятием в позднейшем исламе, по всей видимости, служит главным доказательством редактирования «жития» Мухаммада и объясняет появление новых историй, оправдывающих и восхваляющих его 88 . Такая тенденция проявляется в том, что мусульманские богословы, вследствие сложившейся ситуации, стараются приписать Мухаммаду свойства непогрешимости и безошибочности уже в христианском понимании, однако при этом, по словам исследователя ислама Августа Мюллера, «замалчивают большинство историй, для них почему-либо щекотливых» 89 . Следует также отметить очевидную лёгкость, с которой изменялись и редактировались важные с религиозной точки зрения тексты, особенно в ранней истории ислама. Нравственный критерий оценки истинности или ложности пророческой миссии – самый весомый и легкодоступный для любого человека вне зависимости от его богословской образованности и убеждений. Нравственным чувством и сознанием наделён от Бога всякий человек – это неотъемлемая часть нашей личности; голос нравственного чувства помогает нам распознавать добро и зло. Очень важно, что сами мусульмане считают так же, они признают нравственный аргумент весьма важным при доказательстве пророческих притязаний Мухаммада. Однако внимательное прочтение исламских первоисточников самым убедительным и серьёзным образом свидетельствует против нравственного совершенства основателя ислама. В том числе и на основании нравственного облика Мухаммада христиане не могут признать его пророческую миссию и назвать его истинным Посланником Божиим. Объективность современных мировоззренческих систем с точки зрения христианской апологетики Диакон Кирилл Петрович, студент 5 курса Термин «мировоззрение» в настоящее время получил очень широкое распространение и используется повсеместно – начиная от философских трудов и заканчивая бытовой речью. Мировоззрение – понятие, которое находится в центре жизни любого человека, вне зависимости от того, задумывался ли он когда-нибудь об этом или нет: «Мы все реалисты,– отмечает католический священник Михаил Хеллер,– Если бы это было не так, окружающий мир быстро разрушил бы нас...» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В пошивочном цехе обновлен ассортимент тканей, продолжается развитие вышивального участка, начат выпуск шитых жемчугом окладов на иконы. Создан новый участок по изготовлению иконостасов различной сложности и размеров, украшенных позолотой, с отделкой ручной и машинной резьбой, участок компьютерного моделирования и дизайна, где по желанию заказчика разрабатываются проекты иконостасов и храмовых интерьеров. Совершенствуется работа по выпуску икон типографским способом. Сотрудники предприятия фотографируют лучшие иконы в храмах и монастырях, а затем доносят до верующих красоту этих дивных образов. Несмотря на то, что в деятельности предприятия есть отдельные недостатки, надеюсь, что они усилиями тружеников “Софрино” будут устранены. Поддержка и развитие этого предприятия – наша общая забота. Ведь оно, отличаясь высоким уровнем профессионализма и производственной культуры, не только стало гордостью нашей Церкви, но и получило широкую известность во многих странах мира. VII. Издательская и информационная деятельность Говоря о книгоиздательской деятельности Русской Православной Церкви, можно констатировать, что количество публикуемой церковной литературы с каждым годом возрастает. Во многих регионах созданы православные издательства, активно осваивается наше духовное наследие: переизданы многие значительные труды святых отцов, русских богословов, церковных историков. Впрочем, издание святоотеческой литературы не может ограничиваться лишь репринтной перепечаткой переводов, сделанных в XIX веке: необходимо издавать новые переводы, а также современные монографии, посвященные отцам Церкви, где их учение излагалось бы живым современным языком, доступным широкому читателю. Оставляет желать лучшего и степень научной проработки некоторых богословских изданий. Хотел бы призвать тех, кто трудится в области православного книгоиздательства, обращать большее внимание на качество издаваемых книг, а не только на их количество. Рынок сейчас заполнен разного рода церковной литературой, но далеко не вся она находится на должном богословском, научном, духовном и эстетическом уровне.

http://sedmitza.ru/lib/text/429352/

Вопрос о возможной святости Леонтия Византийского не может быть разрешён в настоящий момент, но мы можем обратиться к словам отечественного патролога святителя Филарета Гумилевского : «Если высокие качества известных лиц, их высокая образованность и подвижническая жизнь не подлежат никакому сомнению и они пользуются уважением Церкви, хотя и не входят в число святых, то, не дозволяя себе без воли Духа Божия называть их святыми Отцами, мы должны признавать их знаменитейшими учителями Церкви; иначе, следуя примеру Церкви, мы должны называть их блаженными учителями, блаженными Отцами и ставить их вслед за святыми Отцами» 631 . Леонтий Византийский , без сомнения, велик тем вкладом, который внес в развитие и становление учения о Богочеловеческом Лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Раздел VII. Психология Психология характера и христианское учение о добродетелях Иеродиакон Севастиан (Назаренко), студент V курса СЗО СПДС, Леонова Н.А., кандидат психологических наук, доцент, старший преподаватель СПДС Одним из направлений психологии, активно развивающимся в настоящее время, является христианская психология, опирающаяся на представления о человеке, сложившиеся в христианской антропологии. Важным этапом этого процесса является сопоставление понятий, описывающих человека, выработанных в системе психологического и богословско-аскетического знания: «личность», «сознание», «самосознание», «потребность», «мотив», «страсти», «добродетели», «воля», «чувства» и др. Проблема соотнесения такого рода понятий поставлена в ряде публикаций, к примеру в одной из первых работ по христианской психологии «Начала христианской психологии» 632 , а также в монографии Л.Ф. Шеховцовой и Ю.М. Зенько «Элементы православной психологии» 633 . В настоящем исследовании делается попытка соотнесения понятия «характер», рассматривающегося в психологии как свойство личности, формирующееся в процессе воспитания и самовоспитания, и «христианской добродетели», которая рассматривается в нравственном богословии как свойство «эмпирической личности», результат жизненного подвига богоуподобления, сознательного выбора личностью пути следования Божиим заповедям 634 . При наличии общих моментов (и добродетели, и характер формируются прижизненно) их разделяет духовно-нравственный и мировоззренческий контекст, выделение и описание которого чрезвычайно важно и в теоретическом, и в практическом плане, например, в воспитательной и психотерапевтической работе. Следует отметить, что в настоящее время существует лишь небольшое количество работ, в которых бы рассматривалась эта проблема. В их число входит вышеупомянутое исследование Л.Ф. Шеховцовой и Ю.М. Зенько.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В христологических дискуссиях веков прямые ссылки на Священное Писание и мнения авторитетных отцов прошлого продолжали использоваться, но утратили своё абсолютное значение, так как спорящие стороны – халкидониты и монофизиты – использовали один и тот же корпус авторитетных текстов 572 . Сотериологические аргументы в это время сохраняют исключительно важное значение, однако не являются абсолютными и единственными для разрешения накопившихся между христианскими фракциями разногласий 573 . Католический кардинал К. Шенборн, рассуждая о развитии христианского богословия, приходит к мысли о невозможности разрешения вопросов единобожия и христологии без применения инструментария греческой философии: «Два главных вопроса христианского богословия – проблема единобожия и учение о вочеловечении – требовали философского осмысления. И оно оказалось возможным лишь на том пути, когда христианские богословы стали осваивать греческую ментальность и тем самым подвели христианское благовестие к встрече с греческим мышлением» 574 . Сторонний взгляд католического кардинала согласуется с мыслями православного исследователя патристической мысли С.Л. Епифановича , который отмечал, что христологический вопрос «с VI в. начал постепенно выходить уже из фазы своего глубокого жизненного сотериологического освещения и переходить в фазу тонкой, но сухой диалектической борьбы» 575 . Тем не менее византийская философия по форме и задачам отличается от философии позднейших времен, включая средневековую католическую схоластику. Отличительными качествами, характеризующими византийскую философию, являются: – глубокая зависимость от богословия и духовной жизни Церкви; – инструменты философского мышления, используемые в византийском богословии, не занимали главенствующего положения. Так, например, основываясь на общих онтологических предпосылках, несториане и монофизиты считали, в отличие от сторонников Халкидона, соединившиеся во Христе природы частными, приходя при этом к диаметрально противоположным богословским выводам;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается вопроса о степени смешения славянского язычества с Православием, мнения волхвов разных деноминаций расходятся достаточно широко – от указания на заимствования православной традицией некоторых языческих элементов или даже равномерного смешения язычества с Православием до полной ассимиляции Православия язычеством. Приверженцы последнего мнения утверждают, что русское язычество исторически победило Православие, навязав ему своё учение (богословское содержание) при сохранении от исходной христианской веры лишь терминологии и внешней формы. Мнение это крайне радикальное, делающее совершенно непонятной причину неприятия Православия неоязычниками в настоящее время и поэтому не нуждающееся в обсуждении. Что касается самого термина с приставкой «нео-», то она также вызывает нарекания, современные язычники заявляют о восстановлении именно исторической, существовавшей ранее дохристианской языческой религии. Тем не менее, исходя из ряда объективных критериев, неоязыческие течения являются скорее нетрадиционными сектами. В пользу этого мнения можно отнести следующие замечания. В любой религии центральное место занимает учение о Боге, из которого вытекают все остальные положения и правила религиозной системы. В новейших псевдославянских культах единое общепринятое учение о богах, а также письменные источники традиции отсутствуют, если не считать Книгу Велеса, по которой Москва основана 1400 лет назад 68 , а Новгород – «в промежутке 4550–3400 лет назад» 69 . Но и по многим другим критериям историческая наука делает вывод о фальсификации данного текста, датируя его серединой прошлого века 70 . Русский фольклор, который современные язычники используют в качестве основы для «реконструкции», в течение последнего столетия был выхолощен и унифицирован советским агитпропом до совершенно лубочного состояния. Также серьёзное влияние на него в течение многих столетий оказывалось со стороны Церкви. Как следствие возникает риторический вопрос о принципиальной возможности восстановления древних традиций с использованием современного этнографического материала. А с учётом отсутствия у древних славян письменности и полной утратой предания о порядке совершения ритуалов и обрядов, говорить даже о теоретической реальности их реконструкции не представляется возможным. На практике попытка решить указанную проблему приводит к повсеместному обращению волхвов к собственным фантазиям и закономерному нежеланию акцентировать внимание на разнице в проведении обрядов между общинами, чтобы не вызывать неудобных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Современные работы по христианскому богословию почти не переводились. Затем стали выходить оригинальные работы. Проблематика духовного опыта не привлекала исследователей за небольшим исключением (С. Хоружий) 98 . Тема святости, и в том числе юродства Христа ради, не вызывала особого интереса. Первая книга на русском языке, посвященная юродству, вышла в 1994 году 99 . Затем в 2005 году выходит переработанное и дополненное издание, в котором несколько изменена общая концепция и добавлен материал по русскому юродству 100 . Поскольку эта книга почти 20 лет оставалась единственной работой российского автора, посвящённой теме юродства, рассмотрим её подробнее. Сергей Аркадьевич Иванов – ведущий научный сотрудник Института славяноведения и балканистики Российской Академии Наук, автор многих публикаций по византийской культуре и агиографии – рассматривает юродство как феномен культурной антропологии. Он выбирает культурологический подход к юродству и отмечает: «Наше исследование предпринимается с историко-культурных позиций» 101 и «носит сугубо светский характер» 102 . С. А. Иванов пишет: «Наша цель – исследовать непосредственное происхождение, а также оформление и бытование реального культурного феномена, который мог возникнуть лишь во вполне определённых исторических условиях» 103 . Он намеренно дистанцируется от богословского дискурса и церковной традиции и рассматривает феномен юродства с позиции внешнего наблюдателя. С. А. Иванов отмечает: «Для православного вопрос стоит таким образом: как извлечь из памятников культуры свидетельства о реально существовавших юродивых? Мы же ставим в каком-то смысле противоположный вопрос: что побуждает культуру творить образ юродивого и как этот конструкт характеризует самое культуру?» 104 . Такой подход позволяет рассматривать феномен юродства в любом, самом широком контексте, но, в то же время, делает образ юродивого производным от внерелигиозных смыслов. Разумеется, автор имеет право на выбор метода своего исследования и во многих случаях вынужден сознательно ограничивать область изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, в юродском действе присутствуют не только сам юродивый и зритель-участник, но и Бог . Причиной действий юродивого, их смыслом и целью является Христос. Юродивый – это человек, причастный Божественной реальности, а зритель может стать его соучастником и сопричастником. Ради этого юродивый выходит к людям, ищет и находит в толпе хотя бы одного человека, способного и готового к такому соучастию. Причём это должно произойти сразу, здесь и сейчас. Свидетель хотя бы в некоторой степени приобщится к реальности, в которой юродивый уже пребывает, и пребывает постоянно. Без этого акт юродства не имеет смысла, своего собственного смысла. Любой пересказ или последующая интерпретация действий юродивого действительно будут лишь культурным феноменом. И только такой культурный факт доступен научному исследованию, описанию и пониманию. Такой подход представлен в книге С. А. Иванова достаточно подробно и полно. Но самое интересное и важное в феномене юродства в этом случае остаётся вне фокуса внимания автора. Явно требуется другой подход, дополнительный, при котором будут использоваться иные методы – философский, метафизический, богословский. Требуется другой взгляд на человека – религиозный, христианский, через призму православного духовного опыта, аскетики. Затем С. А. Иванов переходит к анализу собственно христианских истоков юродства и его истории. Он отмечает, что «юродство вызревало в культуре постепенно» 126 . «В христианских текстах слово σαλς впервые стало употребляться применительно к монахам-отшельникам, сначала к египетским, а потом и к сирийским» 127 . Само христианское монашество возникает после этапа мученичества в ранней Церкви. «Юродство возникает тогда, когда христианство не подвергается гонениям, а христианское государство – угрозе со стороны иноверцев; когда жертвенность, мятежность, парадоксальность раннего христианства постепенно уступают место покладистости и компромиссу» 128 . Юродство как тип святости появляется как радикальная форма аскезы и самоотречения внутри монашества, а затем как проекция монашества в мир в специфической, «превращённой» форме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 2002 году создан Консультативный совет глав протестантских церквей России, в который входит и РС ЕХБ. Цель совета – координация деятельности различных протестантских деноминаций на территории Российской Федерации 350 . В настоящее время структурно Российский союз ЕХБ состоит из общин и объединений общин, которые составляют 7 территориальных округов (Уральский, Центральный, Южный, Северо-Западный, Поволжский, Дальневосточный, Сибирский). Высший орган управления Союза – Всероссийский съезд представителей региональных объединений. Съезд проходит раз в четыре года и принимает решения по всем вопросам деятельности Союза, как вероучительным, так и организационным. Существует Совет Союза – орган оперативного руководства, действующий в период между созывом Съезда и собирающийся не менее двух раз в год. Общее руководство текущей деятельностью Союза ЕХБ России осуществляет Председатель, избираемый Съездом на 4 года и не более чем на 2 срока подряд 351 . Российский союз ЕХБ является учредителем Московской богословской семинарии ЕХБ. Данное учебное заведение готовит служителей для общин и учителей приходских школ и имеет несколько филиалов (в Ростове-на-Дону, Хабаровске, Челябинске и др.). Согласно собственной статистике Российского союза евангельских христиан-баптистов за 2019 год, на территории России действуют 1664 общины с общей численностью прихожан – 71 991 человек 352 . Богословский анализ основополагающих доктрин баптизма Учение о спасении Прежде чем приступить к изложению и анализу баптистской сотериологии, необходимо сделать несколько общих замечаний, содержание которых непосредственно связано с учением евангельских христиан о спасении. Первое, что необходимо отметить. Логично связывая спасение с искуплением человечества, баптизм исходит из того, что грехопадение первых людей приводит их к утрате, прежде всего, собственной праведности, безгрешности, данной им Богом при сотворении. Искупление же есть возвращение (реставрация) утраченного, то есть восстановление «нравственного подобия своему Творцу».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анализ учения баптизма, в том числе российского, показал, что понять эту протестантскую деноминацию и тем более полемизировать с её представителями только на основе Священного Писания невозможно, ввиду вольного толкования Писания. Логика богословской мысли баптизма раскрывается главным образом в его учении о спасении и имеет два основных, несогласных друг с другом течения. Главное, что можно увидеть, анализируя сотериологию баптизма,– это юридический подход к пониманию грехопадения и искупления и, как следствие, ко спасению человека. Согрешив, Адам потерял лишь свою праведность, данную Богом, а Христос страданиями на Кресте заплатил вместо человека Собой за возврат этой праведности (доктрина о так называемой заместительной жертве). Чтобы получить эту праведность обратно, человеку нужно уверовать в Жертву Христа и принять Его как своего личного Спасителя. Спасение воспринимается баптистами как процесс, который запускается с появлением в человеке веры и происходит в его земной жизни в несколько этапов: призыв, обращение, оправдание, возрождение, соединение со Христом, усыновление и освящение. Очень важный момент сотериологического учения: духовная жизнь человека после его прихода к вере (этап освящения) не играет в процессе спасения практически никакой роли, так как уверовавший человек, пройдя все предыдущие этапы, уже спасён. В этой доктрине во всём объёме раскрывается сильное влияние кальвинизма на баптистское богословие вообще. Это же учение повлияло на отношение баптистов к таинствам крещения и причастия. Отрицая благодать, как действие Божьей Силы на человека, баптисты фактически отрицают значение качества духовной жизни человека после обращения. Принимая с определёнными оговорками кальвинистское учение о предопределении, баптисты неминуемо приходят к отрицанию необходимости каких-либо таинств как средств спасения и освящения христианина. Полемика с православными по этой теме приобретает в устах баптистов наиболее жёсткие и зачастую грубые формы. Исходя из предпринятого анализа видно, что для оправдания своей сотериологии баптисты вынуждены констатировать принцип «только Писание». Исключив из богословского дискурса Предание, в котором заключён многовековой опыт экзегезы Священного Писания, баптисты не могут доказать правоту своего взгляда на спасение, да и вообще оправдать своё вероучение. При этом для доказательства своей правоты, то есть для доказательства принципа «sola Scriptura», баптисты обычно используют метод выдёргивания цитат из общего контекста, а также словам или стихам, касающимся частного случая, присваивают более широкое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При допустимости планирования семьи посредством ограничения рождаемости, российский баптизм категорически отрицает дозволенность абортов, рассматривая их, как убийство полноценного человека 433 . Виновность в грехе аборта возлагается на всех лиц, имевших причастность к ситуации, как то мать, отец или врач, делающий аборт 434 . Запрет также касается использования верующими контрацептивов, действие которых является абортивным. Заключение Проведённый анализ истории и богословия евангельских христиан-баптистов позволил прийти к следующим выводам. Корни российского баптизма уходят в так называемое штундистское движение, которое в свою очередь было принесено на территорию нашего государства меннонитами, проповедовавшими среди малороссийских немцев-колонистов. Баптистские историки стараются доказать, что баптизм не является импортированным в нашу страну религиозным движением, ссылаясь на некое духовное пробуждение среди российских сектантов – молокан, хлыстов и т. д. При этом, как показывает исторический анализ, изначально русские сектанты к появлению штундизма и баптизма не имели никакого отношения, став адресатами этого учения лишь спустя годы. Для проповедников нового учения молокане и другие религиозные диссиденты стали привлекательной публикой именно по причине своего враждебного отношения к Православию. Течение, называемое «евангельским христианством» (пашковцы), также не является чем-то органично возникшим в среде русского населения. Прозябшее в среде петербургской знати благодаря проповеди английского барона Гренвиля Редстока, оно хотя и занималось активной издательской и проповеднической деятельностью, но вплоть до объединения с основным баптистским движением оставалось малочисленной сектой. Важным этапом укрепления баптизма в России стало объединение евангельских христиан, начавшееся ещё до революции и закончившееся лишь в середине ХХ века. Необходимо отметить, что в созданном Союзе евангельских христиан-баптистов нет окончательного богословского и духовного единства и до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010