14) Из Императорской Академии Наук – 1) «Сочинения Пушкина», издание Академии, том 1-й, издание 2-ое, и 2) «Материалы для истории Академии Наук», т. 10-й. 15) Из Императорской Археологической Комиссии – «Отчет Комиссии за 1897 год». 16) Из Императорского Русского Археологического Об- —214— щества – 1) «Записки Общества», т. X, выпуск 3 и 4; т. XI, вып. 1–4; 2) «Записки восточного отделения Общества», т. XII, в. 2–4 и т. в. 1; 3) «Протоколы заседаний Общества за 1897 и 1898 годы», в двух книгах; 4) Н. И. Веселовский, «История Общества, 1846–1896», в двух книгах. 17) Из Императорского Московского Археологического Общества – 1) «Древности. Труды Общества», тома 16–18; 2) «Древности. Труды археологической комиссии Общества», том 2, вып. 1; 3) «Древности восточные. Труды восточной комиссии Общества», т. 2, вып. 2; 4) «Материалы по археологии восточных губерний», том 3; 5) «Труды 10-го Археологического съезда в Риге, том III, и 6) «12-й археологический съезд в Харькове в 1902 г.», две брошюры, каждая в пяти экземплярах. 18) Из Императорского Православного Палестинского Общества – 1) «Православный Палестинский Сборник», вып. 51 (том XVII, вып. 3); 2) «Палестинский Патерик», вып. 10; 3) «Чтения о святой земле», XXII – XXX, XLVIII и L – LII; 4) «Сообщения Общества май-октябрь и приложения 1899 г. и январь-октябрь и приложения 1900 г. 5) «Сирия, Ливан и Палестина», по В. Кюине, вып. II; 6) «Палестинский Листок» – 1–8; 7) «Беседы», 1–11. 19) Из Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете – «Чтения в Обществе 1899 г.», книги 3 и 4; 1900 г., книги 1–4, и 1901 г., книга 1. 20) Из Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел – «Сборник», вып. 7. 21) Из Московского Архива Министерства Юстиции – его издание: «Централизация государственных архивов. Архивное дело на Западе» Д.Я. Самоквасова. 22) Из Нижегородской Губернской Ученой Архивной Комиссии – а) Действия комиссии: 1) «Памяти Н. И. Храмцовского»; 2) «Сборник статей, сообщений, описей и документов», т. IV; б) «Журналы заседаний» (XLVI – XLIX).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Два новых научных журнала учреждены в Санкт-Петербургской духовной академии 15 мая 2017 г. 18:08 15 мая 2017 года архиепископ Петергофский Амвросий благословил учредить на кафедрах богословия и истории СПбДА два новых научных журнала: «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии » и «Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии». «На кафедре богословия впервые в новейшей истории издается научный журнал. Это уникальный опыт. Выпуск подобного ежегодника является хорошим индикатором работы кафедры. Ежемесячно у нас проводятся богословские семинары, на которых сотрудники кафедры делятся своими последними научными изысканиями, выступают с докладами. Как раз эти доклады и будут входить в журнал. Таким образом, в нем будут представлены самые свежие научные наработки наших коллег. Также авторами журнала может стать сотрудник любой другой кафедры Академии так, что это еще и эффективный способ межкафедрального взаимодействия», отмечает священник Димитрий Лушников, заведующий кафедрой богословия Санкт-Петербургской духовной академии и главный редактор журнала «Труды кафедры богословия СПбДА». По словам доцента кафедры церковной истории Д.А. Карпука, главного редактора научного журнала Исторического общества, «в первую очередь, журнал предназначен для преподавателей и студентов Санкт-Петербургской духовной академии. Но публиковаться могут также и выпускники, что мы очень приветствуем, а также все заинтересованные в исторической тематике. Речь, в первую очередь, идет об истории церковной, в которой мы делаем акцент на истории Санкт-Петербургской духовной академии. Важно отметить, что без инициативы самих студентов этот проект был бы невозможен. Именно наши студенты составляют костяк общества, труды которого будут наполнять журнал на первом этапе». Оба академических журнала рекомендованы к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви и также включены в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). В Редакционный совет журналов вошли архиепископ Петергофский Амвросий, преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии, а также сотрудники ведущих светских вузов Северной столицы. Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4943737.ht...

923 Русская Старина 1888 г. Январь, 43–44 стр. Хотя в данном известии упомянутые лица и не названы Странниками, но местность, где, они схвачены, а тем более их ответы на допросе не оставляют сомнения в их Странническом происхождении. 925 Труды Ярославского Статистического Комитета 1866 г. выпуск 1-й стр. 224. Кельсиева II выпуск, стр. 61. 929 Интересно следующее замечание здесь этой рукописи, не мало характеризующее взгляды и убеждения сектантов: „Потом той Болотов приял дерзновенью своему от Бога возмездие велико: ибо когда помирал, бысть ему туга до такой тяжести, яко кричал от нестерпимой болезни, аки лютый зверь, и каялся о том и прощался, что много оскорбил людей и христиан мучил и желал хоть единого повидать и пред ним в том проститца, и тако душу свою изверже “. 930 Журнальное постановление Святейшего Синода 1841 г. 27 марта. См. Собрание постановлений до части раскола, состав. при Св. Синод. стр. 378. 931 Мы разумеем здесь главным... образом священника села Сопелок, Алексея Шестакова, Следственною Комиссиею действительно изобличенного в укрывательстве секты, за то преданного суду и низведенного в причетника. Дело Ярославской Духовной конситории 1854 г. 1077. Указ Св. Синода от 21 декабря 1854 г. 1077. 932 В дневнике г. Пискарева, на стр. 20, по этому поводу читаем: „Зиновьевский священник о. Алексей признался, что приходские священники боятся епархиального начальства показывать вновь открывающихся раскольников, чтобы не навлечь на себя подозрения“ в нерадении о пастве. 933 Тот же г. Пискарев продолжает: „Священник села Карповского, бойкий и откровенный, заявил, что в сокрытии истинного числа раскольников они (священники) находят денежные выгоды, которых не хотят уступить земской полиции. Однажды, говорил он, приехал ко мне становой и сказал: „быть не может, чтобы у тебя не прибавилось числа раскольников, дай-ка мне записочку, сколько их вновь прибыло. Я дал ему записочку, что ж вышло? Он взял с них деньги и за все общество раскольников, тут находящихся, прибавил пошлину“. О том же заключ. Министра Внутренних Дел о раск. стр. секты, разряд 3-й пункт 1-й; Кельсиев II, 56–57 стр.; IV, 32 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очень прискорбно слышать, что первый выпуск воспитанниц, который стоил Вам столь многих забот и скорбей, не вполне утешил Вас. – Будем надеяться, что второй выпуск будет признательнее к Вам и лучше оценит Ваши попечения и труды. Призывая Вам Божие благословение, с душевным к Вам уважением пребываю». 29-го ч., в воскресенье, после литургии совершен был мною водосвятный молебен на месте закладки здания Технологического Института, открываемого в Харькове частью на местные городские, а частью на государственные средства. На это обширное заведение ассигновано по смете около двух миллионов рублей. Производителем работ сначала был Петербургский купец Π. М. Быков, оказавшийся вскоре несостоятельным подрядчиком. Быков, явившись ко мне для приглашения к совершению водоосвящения, удивил меня множеством знаков отличия, не только русских, но и иностранных, украшавших его грудь. 1-го июля посетил меня на даче знакомый мне Московский купец Константин Васильевич Прохоров 2661 , изве- —161— 1875 г. стный ревнитель празднования воскресных дней и порицатель воскресных базаров. Бывши за литургией в Харьковском Кафедральном Соборе, он остался недоволен поспешным и невнятным чтением при богослужении, на что и жаловался мне. 5-го числа писал я в Витебск преемнику своему по кафедре Преосвященному Викторину: «Строго осуждаю себя за то, что так долго не отвечал Вашему Преосвященству на Ваше братское многосодержательное послание от 15-го апреля. Простите! Для меня очень приятно слышать, что порядки, мною заведенные в Кафедральном Соборе и вообще в епархии, Вашим Преосвященством одобряются, и Вы намерены их поддерживать. Впрочем, если бы Вы рассудили в чем-либо и отступить от этих порядков, я нисколько не буду в претензии, памятуя древнее изречение: novus rex, nova lex. Спрашиваете, есть ли у меня в Харькове Залучесье? Есть, и очень хорошее. Здешняя загородная дача, именуемая Всехсвятокое, немного далее от моего городского дома, чем Залучесье от Вашего. На даче дом так же, как и в Витебске, деревянный, немного, впрочем, поновее тамошнего, с небольшой при нем церковью. Дача занимает около 15-ти десятин земли; и все это пространство покрыто рощей из разнообразных деревьев, как-то: дуба, липы, клену, сосны и друг. Есть довольно и фруктовых дерев. Здесь сравнительно с Залучесьем один весьма важный и ощутительный недостаток – отсутствие воды. Не ближе, как в верстах двух, протекает небольшая, но чистая речка, куда я почти ежедневно и отправляюсь, разумеется, в экипаже, для купанья.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К этому надо прибавить необыкновенную серьезность его характера, его безупречную жизнь, в которой даже враги не могли найти хотя бы что-либо предосудительное, его пламенную ревность в деле поднятия нравственного уровня народа, а также в отношении исправления непорядков в церкви, его неудержимую смелость, прямолинейность и несгибаемую волю и, наконец, его взгляд на венец мучения как на высшую цель человеческой жизни». Отличительной чертой его характера была сильная общественная чуткость, всецелая увлеченность церковными проблемами своего времени. Что это были за проблемы? Прежде всего, вопрос о церковном возрождении: Чехия «славилась» богатым и развращенным духовенством. Затем проблема национальной самобытности. Дело в том, что в Богемском королевстве огромную роль играли немцы, которые в Чехии являлись проводниками католического влияния. Поэтому основную часть деятельности Яна Гуса составляли его богословские и культурные труды: создание чешского национального языка, исправление переводов Библии , собственное сочинение богослужебных гимнов и стихов на чешском языке. Его труды отличались национальной самобытностью и ориентацией на Евангелие, а все это он делал для того, чтобы чехи слышали Слово Божие и богослужение на понятном для них родном чешском языке. Все шло хорошо до тех пор, пока Ян Гус не начал обличать духовенство. Произошло это следующим образом: архиепископ пригласил его в комиссию по исследованию так называемых «чудес» в городе Вилснаке. Ян Гус резко выразил свое мнение относительно исследуемых чудес, назвав их обманом и провозгласив, что к вере в Бога приходят не через чудеса, а через слово Божие. В итоге, по факту выявленных фальсификаций архиепископ запретил паломничества в Вилснак, к великому неудовольствию тамошних клириков. Будучи назначенным к тому времени синодальным проповедником, в силу возложенных на него обязанностей, в числе своих слушателей Гус имел духовенство, которое безжалостно обличал в грехах и пороках, призывая их к целомудренной жизни и бескорыстному самоотверженному служению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16) От бывшего Румынского Министра Путей Сообщения инженера Панагиота Донича – его книга: Calendarul bisiricei de resarit in stil vechiu si stil nou. Craiova. 1898. 17) От Императорского Московского Археологического Общества – его издания: а) Древности. Труды славянской комиссии, том 2. Москва, 1898. б) Древности. Труды археографической комиссия, тома 1-го выпуск 2-й. Москва, 1898. 18) От ордин. профессора Академии В.А. Соколова – его книга: Иерархия англиканской епископальной церкви. Сергиев посад, 1897. Пять экземпляров. 19) От неизвестного чрез ордин. профессора Академии И.И. Цветкова – The holy Bible. Cambridge, 1841. 20) От экстраординарн. профессора Академии А.И. Шостьина – его брошюра: Нравственно-воспитательное значение музыки, по воззрениям Платона и Аристотеля. Сергиев посад, 1898. 21) От редакции Богословского Вестника 37 названий журналов за 1897 и 1898 гг. и 43 названия книг и брошюр. 22) От Ректора Императорского Томского Университета – Известия Университета, кн. 14-я, и брошюра: Очерк учения о преступнике с точки зрения уголовно-антропологической. 23) От бывшего библиотекаря Академии, свящ. Н.А. Колосова – его брошюра: Русское православное духовенство в нашей светской литературе 96–98 гг. 24) От Ректора Холмской духовной семинарии Архим. Евлогия – его брошюра: О Св. Тихоне Задонском и его творениях. 25) От и д. доцента Академии С Смирнова – его книга: Древнерусский духовник, в 2-х экземпл. —309— 26) От экстраорд. профессора Академии А.И. Введенского – его книга: Письма о современном искусстве. 27) От бывшего студента I курса Академии В.Н. Львова – книги: a) Prof. F. Laurent. Etudes sur l’histoire de l’humanité, t. 1. Bruxelles, 1861. б) Prof. Max Müller. Essais sur la mythologie comparée, les traditions et les coutumes. Paris, 1873. в) E. Bournouf. Introduction a l’histoire du buddhisme indien. Paris, 1876 и г) Prof. Max. Müller. Nouvelles études de mytliologie. Paris. 1898». Определили: Благодарить жертвователей. IX . Записки профессоров и преподавателей Академии: А. Беляева , А. Голубцова , П. Тихомирова , С. Смирнова и библиотекаря Академии К. Попова о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В сентябре епископ Дамиан представил копию протокола заседания Педагогического Собрания названного училища. Синод, в частности, постановил: допущенного к преподаванию церковного права В.И. Лазарева утвердить в должности преподавателя; оканчивающим обучение предоставить право на получение священнических мест, а при определении их на службу в юрисдикцию Болгарской Церкви соответствующее сношение сделать по окончании выпускных экзаменов. 1116 Осенью епископ Дамиан препровождал на утверждение форму свидетельства для выпускников училища. Предоставленную форму свидетельства для оканчивающих курс наук Русского Пастырско-богословского училища в Болгарии Синод утвердил, «сделав указания в оригинале редакционные поправки и дополнив его указанием на право оканчивающих названное училище на занятие законоучительской должности в низших учебных заведениях и младших классах средне-учебных». 1117 На очередном заседании Архиерейского Синода, в декабре 1925 года, были заслушаны отчет епископа Дамиана о переводных и выпускных экзаменах в октябре-ноябре и донесение епископа Серафима о результатах посещения им училища в качестве делегата Архиерейского Синода. Синод благодарил епископа Дамиана «за труды и старания по надлежащей постановке учебного и воспитательного дела вверенного ему училища». 1118 В первом номере «Церковных Ведомостей» за 1926 год помещена заметка: «Выпуск воспитанников Пастырско-Богословского училища в Болгарии». В ней говорится: 26 октября8 ноября 1925 г. торжественным актом закончился учебный год в Пастырско-Богословском училище и отпразднован первый выпуск воспитанников в количестве 10 человек – 9 русских и 1 болгарин. 4-годичный курс по богословским и философским предметам пройден в четыре семестра без перерыва, без зимних и летних каникул, с сентября 1923 г. по ноябрь 1925 г. Все окончившие поступили с общеобразовательным цензом. На выпускных экзаменах при делегатах от Русского и Болгарского Синода обнаружили отличные успехи. Трое из окончивших за выдающиеся курсовые сочинения получили премии, двое по 300 л. и одни 100 л. Два воспитанника представлены к награждению Библией , от Русского Архиерейского Синода выдаваемою. [Определение об этом напечатано в этом же номере журнала, там же названы фамилии – В. Лучанинов и И. Пучков.] Все окончившие получили аттестаты, дающие им право на священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Издавая свой первый сборник апологетических статей, мы мотивировали появление его в свет недостатком в то время в нашей богословской литературе полного, систематического, стоящего на высоте современных требований науки, оправдания Христианства, как богооткровенной религии, в его целом виде, во всем его содержании, и отсюда выводили: «до того времени, пока в нашей богословской литературе не явилась такая защита христианства, отвечающая всем живым запросам от нее современной науки вообще, нам думается, не будут излишними и отдельные защитительные статьи за христианство , как истинную, богооткровенную религию, касающуюся частных, но наиболее важных пунктов в целой области христианской религии. Такого рода статьи и представляют настоящее издание»... Настоящий, второй выпуск наших апологетических статей является в свет уже при другом положении нашей апологетической литературы вообще: в ней мы находим как цельные системы апологетики (профес. Рождественского, прот. Кудрявцева, прот. Тихомирова, прот. Добротворского, прот. Елеонского и др.), так и весьма ценные, высоконаучного характера монографии как по отдельным апологетическим вопросам, так и по целой группе вопросов, входящих в состав христианской апологетики (таковы труды, имеющие отношение к научной защите христианства, проф. В.Д. Кудрявцева, проф. Малеванского, проф. А.Ф. Гусева , проф. А.Д. Беляева , проф. М.Д. Муретова , прот. Бутквевича, проф. А.И. Введенского и др.). Но, при всем обогащении за последнее время нашей апологетической литературы серьезными трудами, не можем не признать весьма желательным большее и большее уравнение ее в своем достоянии с иностранными богословскими литературами и потому, питаем надежду, и сборнику наших апологетических статей не будет отказано хотя бы в самом скромном местечке среди отечественных произведений христианской апологетики за последние десятилетия. Не обольщая себя мыслью о каких-либо особенных достоинствах нашего издания, не хотим, однако и принимать на себя фальшивую личину скромности и решаемся сказать, что наши статьи, свободные от какой-либо компиляции из существующей уже у нас апологетической литературы, освещают многие из рассматриваемых в них вопросов с таких сторон, с каких едва ли можно встретить раскрытие их в других апологетических трудах современной нашей литературы 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

За рубрикой “Нравственное богословие”, которая уже была упомянута, следует заключительная рубрика “Библиография”, содержащая предысторию, историю и обзор содержания сборника “Богословские труды” (составил Е. С. Полищук), которую нельзя не признать крайне уместной и полезной на данном этапе существования сборника. Даже такой вынужденно краткий обзор показывает, что 38-й выпуск сборника “Богословские труды” — серьезное богословское издание, отличающееся широтой тематики и академическим уровнем ее рассмотрения. А между тем этот выпуск следует рассматривать как начало, как своего рода заявку на бытование издания в богословской среде. Очевидно, к уже имеющимся рубрикам будут добавляться другие; некоторые рубрики приобретут характер “скользящих”, или, скорее, “мерцающих”, то есть будут появляться не в каждом номере. Этого не нужно опасаться, поскольку обычно такое положение дел диктуется как имеющимися в портфеле редакции работами, так и соображениями объема издания. В частности, можно выразить пожелание, чтобы сборник публиковал рецензии на наиболее богословски значимые книги. При том общем уровне, который заявлен в 38-м выпуске, мнение рецензентов “Богословских трудов”, как представляется, будет достаточно весомым. Особо следует сказать о том, что “Богословские труды” призваны стать средообразующим изданием, то есть формировать круг православных богословов. С высокой степенью очевидности из этого следует, что должен быть сформирован и круг авторов (никоим образом не замкнутый и не определенный заранее; здесь редколлегия вынуждена ограничиваться пожеланиями). В этот круг с неизбежностью должны входить и молодые авторы, дабы обеспечивалась преемственность издательской традиции. Вышесказанное отнюдь не означает полной открытости сборника для публикаций; напротив, на редколлегию ложится тяжкое бремя отбора рукописей, что требует не только времени, но и, так сказать, особой издательской чуткости, потому что подчас нелегко (и по смыслу, и просто по-человечески) определить, какая рукопись безнадежна и исправлению не подлежит, с какой можно предложить поработать автору, а какая достойна редакторской обработки, пусть и самой кропотливой.

http://pravmir.ru/retsenzii-bogoslovskie...

Разделы портала «Азбука веры» 11 Мар 2024 Фото: bel-seminaria.ru Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью) представляет очередной, семнадцатый, выпуск журнала «Труды БПДС» Данный выпуск состоит из трех разделов. В первом разделе «Научные статьи и исследования» опубликовано 13 статей. Открывает раздел статья ректора семинарии, протоиерея Алексея Куренкова «Помощь православной психологии в преодолении неврозов», в которой описаны особенности и помощь православной психологии в области преодоления неврозов, выявлены антропологические и онтологические основы, особенности и основные конструктивные составляющие, направления современной православной психологии, а также определены ее цели и задачи. Основными темами первого раздела являются догматические, историко-богословские проблемы, вопросы церковного права и другие. Во втором разделе «Научные статьи магистрантов и студентов семинарии» представлены научные работы обучающихся в семинарии. Основными темами статей являются социальное служение церкви, дискуссия с атеистическим мировоззрением, вопросы догматики, а также особенности религиозной поэзии. Третий раздел журнала содержит публикации материалов международных научных мероприятий, проведенных в Белгородской православной духовной семинарии в течение второй половины 2023 года. Каждый публикуемый материал снабжен аннотацией и ключевыми словами на русском и английском языках, а также развернутой библиографией. Всего в издании 312 страниц. Ознакомиться с содержанием и скачать электронную версию журнала можно на сайте семинарии в разделе «Наука». Также электронная версия выпуска выставлена в Национальной электронной библиотеке (база данных eLibrary). Источник: Белгородская Православная Духовная семинария  Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3125 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/vyshel-ocherednoj-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010