Архив Пн Богословское творчество в Русской Церкви. 50 лет альманаху «Богословские труды» 12 мая 2011 г. 13:36 Сборник стал «брешью» в атеистической системе, единственным на долгие годы периодическим богословским изданием. Правда, работ современных авторов было сравнительно немного. О чем можно и о чем нельзя было прочесть на его страницах, пишет ответственный секретарь редколлегии «Богословских трудов» Е.С. Полищук. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» 5, 2011). История создания «Богословских трудов» переносит нас в середину 1940-х годов — время первого возрождения Русской Православной Церкви после невиданных гонений на нее со стороны атеистической власти в СССР. В 1943 году возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии». В 1944 году в Новодевичьем монастыре в Москве открылись Богословский институт и Пастырские курсы, которые через два года были преобразованы в Московские духовные академию и семинарию. Бдительная цензура Первые попытки создания периодического издания, целиком посвященного богословской тематике, относятся к 1946 году. Такие материалы печатались и в ЖМП, но помещать в нем богословские статьи было затруднительно из-за популярного характера этого издания и его небольшого объема. Между тем до революции 1917 года в МДА выходил серьезный богословский печатный орган — «Богословский вестник». Неудивительно поэтому, что первые шаги в деле создания специального богословского журнала были направлены на возобновление именно этого издания. Разрешение было получено, подтверждением чему является сохранившийся в архиве Издательства Московской Патриархии проект редакционного обращения к читателям первого номера журнала. В нем говорилось о том, что как возрожденная высшая духовная школа является по духу и силе преемницей прежней духовной академии, так и возобновляемый «Богословский вестник» должен возродить свои лучшие традиции прежних лет, отражая жизнь и развитие богословской науки, что крайне важно «при наличии огромного тяготения к Русской Церкви зарубежных Православных Церквей», возлагает на МДА и ее печатный орган «высокую миссию быть средоточием научно-богословской мысли всего мирового Православия» и «привлечет к себе большое внимание церковной общественности православного Востока, Балканских и других стран». Конечно, при обосновании необходимости издания главный акцент делался на его значении для внешнего мира, прямо вытекающем из его миссии стать «выразителем идей и чаяний вселенского православия», что будет полезно «и нашему Отечеству». Подобная икономическая аргументация с успехом использовалась и в последующие годы государственного пленения Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1476471.ht...

А. Н. Виноградов – один из первых русских ученых, выступивших в защиту родной старины. Его предложения о спасении русских деревянных храмов, разрушение которых «грустная для науки потеря и невозвратная» 158 , звучат актуально и теперь. В 1879–1880 гг. А. Н. Виноградов знакомится с работами по китайской и иранской уранографии. Отсюда решение заняться ориенталистикой, прежде всего для понимания «культурного развития русского народа в связи с восточными» 159 . В мае 1880 г. А. Н. Виноградов принимает постриг и имя – Алексий. Синод назначает его на иеромонашескую должность в Пекинскую Духовную Миссию 160 . Время первой миссии (1881–1887) – самое плодотворное для Алексия. Была собрана сорокапудовая коллекция – рукописи, книги, предметы искусства. В 1886 г. он публикует первую синологическую работу «Труды западных христианских миссий в Китае» («Исторический очерк западных христианских миссий в Китае»). Ее цель – подготовка русских миссионеров с учетом опыта католических проповедников в Китае. В 1887 г. по состоянию здоровья Алексий возвращается в Россию. В 1888–1895 гг. он издает крупнейшие китаеведческие исследования, среди которых особое место занимает миссионерский отчет «История Библии на Востоке», т. 1 – штудия энциклопедического характера, целиком посвященная Китаю, к сожалению, с незаконченным приложением. Не хватало средств. В это же время вышли: «Китайская библиотека и ученые труды членов Императорской Российской Духовной и Дипломатической миссии в г. Пекине или Бэйцзине (в Китае)» с приложением каталога (названия книг приведены в иероглифическом написании, в русской транскрипции и переводе), «Миссионерские диалоги М. Риччи с Китайским ученым о Христианстве и язычестве с обзором Китайско-Церковной, Римско-Католической Литературы с XVI по XVII ст.» – ценный богословский трактат и библиографический справочник, «Древне-патриархальные династии царей Ассуро-Вавилонии и Персии, Китае, а также у Евреев и Магометан». Кроме того, Алексий публикует гигантский компендиум по истории Библии, ее текстов и их критики – «История Английско-Американской Библии» в трех томах. Он завершает исследования церковной архитектуры и печатает обобщающую работу «О церковных памятниках древнерусского зодчества в епархиях Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII в.» 161 . Два его труда, «Китайско-русские разговоры на Северном Пекинском наречии» и «Очерки Китайских памятников архитектуры», не вышли из-за отсутствия средств для их публикации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24. Собором одобрены труды Издательства Московской Патриархии, признано необходимым восстановление повсеместной подписки священнослужителей и приходских библиотек на «Журнал Московской Патриархии» и другие центральные церковные периодические издания. Собор считает весьма важным и своевременным изыскание средств для поддержания и развития центральных церковных периодических изданий и иных средств массовой информации, находящихся или могущих находиться в будущем в ведении Московской Патриархии и синодальных учреждений. Об издательской деятельности Русской Православной Церкви (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 19) 19. Содействие центральной издательской деятельности, активно ведущейся даже в нынешних сложнейших условиях, должно стать заботой всего церковного организма. Приветствуя труды епархий, приходов, монастырей и различных церковных учреждений в данной сфере, Собор одновременно полагает необходимым поддержать Издательство Московской Патриархии и Издательский Совет Московского Патриархата, координирующий издательскую деятельность в Русской Православной Церкви. Каждый священнослужитель и верующий настоятельно призывается подписываться на официальные общецерковные издания. Издательскому Совету предписывается иметь попечение о богословском, научном, духовном и эстетическом уровне литературы, выпускаемой епархиями и иными каноническими церковными подразделениями, которые в свою очередь должны неукоснительно представлять в Совет свои издательские планы и экземпляры выпущенных книг, журналов и газет. Все издаваемые церковные календари следует приводить в соответствие с официальным календарем, выпускаемым Издательством Московской Патриархии. Считая приоритетным для Издательства Московской Патриархии выпуск богослужебных книг, Собор одновременно указал на необходимость согласования с Издательским Советом издания всей богослужебной литературы, выходящей в канонических церковных подразделениях. Даже полемическая литература должна хранить дух братолюбия, избегать обвинений в ереси и тяжких грехах, дабы не присваивать себе прерогативы церковного суда. Собор напоминает о крайней важности всестороннего развития церковных средств массовой информации – печатных и электронных – на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях. Об издательской деятельности Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Вообще, как видно, доселе велась довольно слабая и малоуспешная борьба против подлинности Пятокнижия. Образованное общество мало склонялось к новым гипотезам, особенно когда видело, что составители их нередко переменяли свои мысли и отказывались от своих гипотез. С другой стороны его поддерживали труды защитников подлинности; таковы труды Мабильона, Купера, Хейдеггера, Витсия. Но, судя по характеру литературы и умственного направления 18-го в., не трудно было ожидать, что борьба не угаснет, а усилиться. Так и было. Вся первая половина 18-го в. прошла как будто тихо. Но, в середине его – в 1753г. вышло сочинение придворного врача Людовика XIV Астрюка: «Рассуждение об оригинальных мемуарах, которые служили Моисею при составлении книги Бытия». В медицинской науке ему приписывается открытие lues venerea, а в богословско-рационалистической «открытие истинных первоисточников книги Бытия». Говорят, что медицинские занятия болезнями, описываемыми в Лев. 12 и 15 гл., натолкнули его на изучение Библии , плодом коего было составление гипотезы об иеговистической и елогистической записях, как источниках Бытия. Мысль о записях, которыми будто бы пользовался писатель книги Бытия, как мы видели, не новая: ее нередко высказывали в 17в. Новизна мнимого «открытия» Астрюка состояла в том, что он указал характеристические черты этих записей: употребление имен Божиих: Иегова для иеговистической и Елогим для елогистической. Кроме этих двух «обширных» записей он допускал десять меньших документов без ясных характеристических черт. Все эти записи и документы без изменений, по его мнению, взяты Моисеем и составили книгу Бытия. «Открытием» французского ученого врача-неспециалиста поспешили воспользоваться немецкие специалисты-библеисты: Иоанн Давид Михаелис и Эйхгорн. Последний начал свое исагогическое исследование положением, что он будет изучать ветхозаветные книги не как богодухновенное писание, а просто как собрание писаний, интересных по своей седой древности и отдаленности происхождения. Гипотеза Астрюка, по которой так «прости и естественно» представляется происхождение Бытия, ему должно была понравится и он принял ее, продолжив елогистическую запись на первые две главы кн. Исход (Repertorium. 1779г.). С тех пор иеговистическая и елогистическая записи, как составной элемент Пятокнижия, доселе составляют неизменную принадлежность рационалистических сочинений, только с различными видоизменениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Вспомним также, какую роль в физике сыграла предложенная Резерфордом планетарная модель атома, в соответствии с которой атом состоит из относительно небольшого положительно заряженного ядра, в котором сосредоточена почти вся масса атома, вокруг ядра вращаются электроны – подобно тому, как планеты движутся вокруг Солнца. Благодаря этой модели физики смогли выявить множество закономерностей не только на уровне атомов, но и в масштабе планетарных систем. Таких примеров, когда предложенная теория обеспечивала науке скачок, великое множество. Православная миссиология как наука совершенно не имеет теоретической базы. Обусловлено это, в частности, тем, что, едва зародившись на заре XX века, миссиология была сокрушена 1917 годом вместе со всей системой духовного образования. Конечно, это не значит, что в области православной миссии нет богословских трудов. Чтобы опровергнуть подобное мнение, достаточно вспомнить «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращённых в христианскую веру» святителя Иннокентия (Вениаминова) или «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе» преподобного Макария (Глухарёва). Существовали и миссионерские научные школы. Самым ярким примером здесь служит школа профессора Казанской Духовной Академии Н.И. Ильминского . Однако святоотеческие труды могут лишь послужить основой для научных исследований, но сами по себе ими не являются. А научные разработки второй половины XIX – начала XX века сильно устарели и во многих своих аспектах потеряли актуальность в современных информационных реалиях. Кроме того, очевидно, что было выбрано неверное направление для развития этой науки. Ведь до катастрофы 1917 года изучение миссиологии в духовных школах проходило в процессе освоения исторических дисциплин, что, конечно, не позволяло ей развиваться полноценно и самостоятельно. Со времени получения Русской Православной Церковью свободы в начале 90-х годов ХХ века ситуация почти не изменилась. Несмотря на серьёзные практические наработки последних десятилетий, православная теология так и не обеспечила миссионеров мощными и эффективными теоретическими основами. Данная статья призвана частично восполнить этот пробел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Куда зайдёт по этой дороге наша богословская мысль – угадать не трудно. Когда утерян критерий истины, и нет уже руководства святоотеческого, блуждание возможно и широкое, и свободное... если богословская мысль и работа не возвратятся к тем забытым сокровищам духа, которые способны, как бы живой водой, окроплять сухой скелет нашей богословской науки и ввести в него дыхание жизни. Это воистину будет освобождение из тяжкого плена и вступление на новый и в то же время на старый путь богословствования. С этой точки зрения вступления богословской мысли на истинный путь своей работы, мы и приветствуем издания «Религиозно-философской библиотеки» М. А. Новоселова. В этом отношении первый же выпуск, по самому уже названию, может рассматриваться как бы программным для всех последующих издании «Забытый путь опытного Богопознания»... Среди вышедших выпусков есть и такие, которые посвящены вопросам, выдвинутым потребностями современной жизни. Но и здесь издатель берет для решения этих вопросов не чуждую нам западную мысль, а главным образом мысль лучших наших же русских мыслителей... И здесь у него, как и в религиозных специально выпусках, остаётся девизом: нужно идти к своим родным великанам мысли и духовного творчества. В этом отношении выпуски и специально богословские, и философские идут одинаковым путем... Кто знает, какую роль могут сыграть эти небольшие книжки «Религиозно-философской библиотеки» в деле поворота нашей богословско-философской мысли на забытый и брошенный путь? Дай Бог , чтобы миссия этих изданий увенчалась успехом» (Таврические епархиальные ведомости, 1909, 8 – цит. по: 84). 14 10 На одном из экземпляров отдельного оттиска этой работы сохранился автограф: «Многоуважаемому Павлу Александровичу Флоренскому с благодарностью за идею. Составитель. 1916, XII, 4». 16 Печатные труды священника Павла Флоренского приводятся в хронологическом порядке, по году публикации. На первый порядковый номер делается ссылка в данной работе; в скобках стоит порядковый номер, под которым закреплена работа в «Указателе печатных трудов священника Павла Флоренского» (см.: Богословские труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

И все же эти документы в совокупно­сти позволили исследователю воссоздать истори­чески верную действительность. Состав докумен­тов, которые образовались в ходе этого процесса, практически тот же, что и в судебно-следственных делах ХХ столетия. И фальсификация истины, подтасовка фактов, искажение реалий те же, что в 1920-х–1930-х годах. И все же эти документы в совокупности позволили исследователю вос­создать исторически верную действительность. См.: Священник Олег Митров. Опыт написания житий святых новомучеников и исповедников Российских//Труды. Выпуск 1. Новомученики ХХ века. М., 2004. С.25; Он же. Житие священномученика Арсения (Мацеевича; 1697-1772), митрополита Ростовского. Тверь., 2001. РГАДА. Ф.6. Оп.1. Д.399. Игумен Дамаскин (Орловский). Откры­вающие небо//Православный журнал «Фома». Октябрь, 2007. С. 33. Там же. С.32-33. УФСБ по Калужской обл. П-12172. Отечественные архивы. 5, 2000. Козлов В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII–XIX веков. М., 1996. Романова С.Н. Отечественные архивы. 2001. С. 5. Ковалик С.Ф. Революционное движение 70-х гг. XIX века. Процесс 193-х. М., 1906; Богина С.Л. Следственное дело П.М. Войнаральского как источник по истории хождения «в народ» революционных народников в 1874 г.//Труды МГИАИ. М., 1967. Т.23 и др. (см. источники и литература). Кронштадтская трагедия 1921 года. М., 1999. Кн.2. С.176, 184-188, 458 и др.; Следственное дело Патриарха Тихона. Сб. документов по материа­лам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С.153; Академическое дело. 1929–1931 гг. Вып. 1. СПб., 1993.; Вып. 2. Ч.1. СПб, 1998; др. (см. источники и литература). Алексеев В.В., Нечаева М.Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века. Ч.1. Екатеринбург, 2000; Ч.2. Челя­бинск – Екатеринбург, 2002. Указ. соч. Ч.2. С.6. Имеется в виду «дело князей» 1926–1927 г.//УФСБ по Тверской обл. Д.20593 с. Указ. соч. Ч.2. С.31. Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крым­ский//Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Тверь, 2007. Май. С.272-386. 1 Пет. 4, 12. Головкова Л.А. Особенности прочтения след­ственных дел в свете канонизации новомучеников и исповедников Российских//Альфа и Омега. М.,2000. 4; То же//Региональные аспекты исторического пути Православия: архивы, ис­точники, методология исследований. Историческое краеведение и архивы. Вологда, 2001. Вып.7. С.69-77; То же. Богословский сборник. Приложе­ние. М., 2000. Бердинских И.В. Архив Вятлага НКВД–МВД СССР и его история//Отечественные архивы. 2007. С.13-18. Консультации получены от специалиста, воз­главлявшего в течение 1972—1987 годов Цен­тральную экспертно-проверочную комиссию при Главном архивном управлении РФСФР.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

– Общий характер письменных тем в значительной мере устраняет этот элемент и делает из сочинений прекрасное средство для заключения о степени развития, способностях, порою даже о характере начитанности и вкусах писавшего. Признавая преимущественное значение за письменными работами, Совет всегда отдавал предпочтение сочинениям перед проповедью: первые он ценил втрое, а вторую – вдвое, руководясь тем, что в сочинениях развитие писавшего естественно должно гораздо более выразиться, чем в проповеди. Правильность такого способа оценки на приемных испытаниях подтверждалась последующею судьбою принятых. Их успехи в общем обыкновенно отвечали тем представлениям о них, которые были составлены на приемной оценке. XX. Рассуждали: О назначении из процентов с капитала Митрополита Московского Макария двух премий: а) в 485 рублей – за лучшие печатные труды наставников Московской Духовной Академии и б) в 291 р. – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии. Справка: 1) В собрании Совета Академии 26 января текущего 1911 года на премию Митрополита Макария в 485 руб- —90— лей представлены были сочинения ординарных профессоров Академии С.С. Глаголева («По вопросам логики») и Μ.Μ. Тареева («Религиозная жизнь»). – К соисканию премии в 291 рубль допущена была магистерская диссертация священника Е.А. Воронцова под заглавием: «Домасоретская и масоретская Библия, как манускрипт, в связи с историей древне-еврейского письменного дела. Выпуск первый. Общие положения». – 2) Правил о присуждении премий Митрополита Московского Макария – а) п. 13: «Через два месяца после январского заседания Совета, в мартовском заседании происходит обсуждение достоинства представленных на премии сочинений и присуждение самых премий»; б) п. 15: «В том же заседании Совета решается вопрос, какое из сочинений, написанных на степень магистра, заслуживает премии». – 3) По § 110 лит. б п. 11 устава духовных академий «присуждение в подлежащих случаях премий за ученые труды» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

470 См.: Свт. Симеон, архиеп. Солунский. Премудрость нашего спасения. М., 2009. С. 536; Мансветов И.Д. О песненном последовании (σματικ κολουθα): (Его древнейшая основа и общий строй)//Прибавления к творениям св. отцов. 1880. Ч. 26. Кн. 3. С. 765–766; Шмеман А. , протопресв. Введение в литургическое богословие. М., 1996. С. 195. 471 См.: Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. II: Εχολγια). Киев, 1901. С. 12. 472 См.: Кекелидзе К.С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 144. 473 См.: Goar J. Εχολγιον sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines divinae liturgiae. Paris, 1667. P. 35–37. 481 См.: Дмитриевский А.А. Вечерние светильничные молитвы: Историческая судьба их, положение в древнейших евхологиях славяно-русских и греческих и нынешнее место в Служебнике//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1888. 36. С. 20. 486 См.: Арранц М. Молитвы и псалмопение по константинопольскому песненному последованию: Дополнение к диссертации СПб Духовной Академии 1978 г. Рим, 1997. С. 50. Хотя некоторые евхологии предписывают читать эту молитву и на утрене, озаглавливая её так: εχ πρ το εαγγλιον το ρθρου (Εχολγ. ркп. 958 Синайской библиотеки X в.– Дмитриевский А.А. Т. II: Εχολγια. С. 52). 491 Дмитриевский А.А. Утренние молитвы: Историческая судьба их, содержание и положение, какое они занимали в древнецерковной практике и в древнейших евхологиях//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1886. 42. С. 184–185. 493 Данная молитва идентична молитве прилежного моления на Литургии: «Господи Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб...» (см. РНБ. Соф. 526). 494 По мнению свящ. М. Желтова , данная надпись является указанием на [ С 7] и [ У 12] – см.: Желтов М., свящ. Чины вечерни и утрени в древнерусских служебниках студийской эпохи//Богословские труды. Вып. 43–44. М., 2012. С. 460, 461, 466. 495 Более полный анализ Служебников этой эпохи см. в: Желтов М., свящ. Указ. соч. С. 446–447, 450–458.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной основателя журнала «Альфа и Омега» М.А. Журинской 4 октября 2013 г. 21:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования Я.Г. Тестельцу в связи со смертью его супруги, видного ученого и публициста, основателя журнала «Альфа и Омега» М.А. Журинской. Я.Г. Тестельцу Уважаемый Яков Георгиевич! Со скорбью воспринял известие о кончине Марины Андреевны Журинской. Выражаю Вам, а также всем родным и близким почившей свои искренние соболезнования. Марина Андреевна — выдающийся ученый-филолог, талантливый переводчик и публицист — почти 20 лет посвятила трудам на ниве духовного просвещения российского общества. Православный богословский журнал «Альфа и Омега», основателем, издателем и бессменным руководителем которого была усопшая, стал одним из наиболее востребованных изданий среди отечественной христианской периодики. Будучи глубоко верующим человеком, Марина Андреевна вырастила не одно поколение учеников, с которыми она делилась своими обширными знаниями, богатым жизненным и профессиональным опытом. Надеюсь, что ее последователи продолжат ее усердные труды по развитию православной журналистики. Всемилостивый Господь да упокоит душу новопреставленной рабы Своей в селениях праведных.  +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Марина Андреевна Журинская родилась 26 июня 1943 года. Выпускница филологического факультета МГУ, защитила диплом по хеттологии. Около 20 лет проработала в Институте языкознания РАН. Специализация — общая типология, общая грамматика, грамматическая семантика. Кандидат филологических наук, автор более ста научных трудов. В середине 1970-х годов Марину Журинскую назначили координатором проекта «Языки мира», который она вела до 1986 года. Цель проекта — разработка теоретических принципов описания любого языка и выпуск энциклопедии «Языки мира». В 1975 году приняла крещение (с именем Анна). С 1994 года издатель и редактор журнала «Альфа и Омега». Бессменный автор журнала «Фома». Член редколлегии сборника «Богословские труды». Скончалась в Москве 4 октября 2013 года. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3280566.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010