Важное место в Посланиях «апостола язычников» занимает учение об основных христианских добродетелях. В данном исследовании даётся систематизация добродетелей по тексту Посланий, на основе святоотеческой экзегезы и православной богословской традиции. Совершенство духовной жизни христианина увенчивается венцом всех добродетелей – любовью, которая включает в себя весь комплекс всех благих деланий. Все добродетели являются основами духовной жизни христианина, без которых человек не может приблизиться к Богу. Следование Священному Преданию и Священному Писанию Проходя свой жизненный путь, человек, стремящийся к единению с Богом, должен достигать совершенства, к которому ведёт духовная жизнь. Основы духовной жизни изложены в Священном Писании и Священном Предании. Их важность в том, что они богодухновенны, и в том, что ведут человека к совершенству: Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим.3:16–17 ). Святитель Иоанн Златоуст , толкуя это изречение апостола, обращает внимание на важность применения в жизни верующего Священного Писания для совершенствования: «...для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным. Вместо меня, говорит, ты имеешь Писания; когда пожелаешь узнать что-нибудь, то можешь узнать отсюда. Если же так сказано Тимофею, который был исполнен Духа (Святого), то не тем ли более нам?» 193 . В Писании, то есть в ряде Священных книг, о котором говорит апостол Павел, можно найти «необходимое к изучению истин веры и благочестия; в нём указывается и путь к обличению лжи и нечестия; в нём подаётся и сила, и увещания к исправлению порочной жизни и образа мыслей; наконец, он же служит и к наказанию, то есть наставлению в жизни добродетельной, примерами и убеждениями» 194 . Новозаветное апостольское учение, предлагаемое адресатам, как заявляет сам апостол Павел, есть именно слово Божие, а не слово человеческое: приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть поистине, – которое и действует в вас, верующих ( 1Фес.2:13 ), и подтверждением чего служит то, что «это слово обнаруживает на них (адресатов. – Свящ. Д.Л.) своё чудесное действие, подавая им силы в перенесении страданий от своих неверующих соплеменников» 195 . В данном контексте, по слову святителя Феофана Затворника , апостол Павел утверждает мысль о том, что переданное им слово «просветляет понятия, исправляет чувства, упорядочивает нравы, а внешне – сопровождается дарами благодати Святого Духа» 196 . «Несомненно, апостол Павел был исполнен Духа Святого, дававшего силу пророчествовать ( 1Кор.2:10–13 ) и говорить „иными языками“ ( 1Кор.14:18 ), как Он давал говорить даже вновь крестившимся язычникам ( Деян.19:6 )» 197 , – пишет протоиерей Стефан Жила.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второй момент. Исходя из указанного выше понимания грехопадения и искупления, смысл того, что сделал для людей Христос, заключается в Его смерти за грешников (вместо грешников), посредством которой Он становится жертвой умилостивления, принесённой Богу-Отцу. В этой связи баптизм отстаивает доктрину так называемой «заместительной жертвы» Иисуса Христа. Опору данной доктрины баптисты находят в ветхозаветном законодательстве, в частности в Лев.6:24–30 (установление жертвы за грех), Лев.16:20–22 (обряд с козлом отпущения), а также в 12 главе книги Исход (установление Пасхи). Пророческие слова из Ис.53:5–6 – Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились... и Господь возложил на Него грехи всех нас – тоже, по мнению баптистских богословов, указывают на заместительный характер жертвы Христа. В Новом Завете евангельские христиане также находят подтверждение своей точки зрения. В этом смысле интерпретируются следующие отрывки: Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками ( Рим.5:8 ); Христос умер за грехи наши по Писанию ( 1Кор.15:3 ); Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец ( Ин.10:11 ). Таким образом, баптизм представляет смерть Христа как расплату за грехи людей. Этот, по своей сути законнический, подход рождается из понимания справедливости как основной (довлеющей) характеристики Бога-Отца, а также из представления о Нём как строгом судье и «мироправителе», Который не может простить грех, основываясь только на покаянии падшего, но «может простить грех только тогда, когда прежде понесено наказание». «Иисус умер, чтобы не нарушалась справедливость, как часть Божьей природы» 353 . Доктрина «заместительной жертвы» появилась в реформаторстве, а в баптистском богословии доводится до крайнего предела. При этом все богословские построения данной доктрины логически приводят к фактическому отрицанию смысла всей земной жизни Иисуса Христа, кроме того её периода, который связан непосредственно с Его страданиями и распятием на Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее в следующей же главе Евангелия от Марка Христос спрашивает учеников, о чём они рассуждали по пути в Капернаум? Они не хотели отвечать, потому что спорили о том, кто из них больше. Тогда Господь наставляет их: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою ( Мк.9:35 ). Христос задаёт вопросы не потому, что не знает на них ответа, но с целью утвердить людей в истинном учении. В Книге Деяний помещён крайне ценный для данного исследования отрывок, когда один из апостолов также с испытывающего вопроса начинает свою проповедь. Апостолу Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошёл. И вот, муж Эфиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Эфиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице ( Деян.8:26–29 ). Дух Святой – то есть Сам Господь Бог – повелевает Филиппу начать проповедь. Апостол осуществление данной задачи начинает именно с испытывающего вопроса. Филипп подошёл и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? ( Деян.8:30 ). Далее начинается оглашение вельможи евангельским учением, и в качестве ответной реакции на проповедь следует его крещение. В практическом плане миссионеру нередко приходится поступать по примеру Христа и Его апостолов. При взаимодействии с незнакомой аудиторией непросто выявить интересующие её проблемы, и единственный путь – это испытывающие вопросы. Третья группа – это пустые вопросы . Они задаются не с целью что-либо узнать, так как вопрошающий уверен, что на них либо не существует ответа, либо тот, кого он спрашивает, этот ответ знать не может. Самый известный евангельский пример – это вопрос Пилата Христу: что есть истина? ( Ин.18:38 ). Задавая этот вопрос, Пилат был уверен, что не получит на него ответа, и тут же вышел. По структуре вопрос может быть односложный и многосложный . Односложный содержит в себе лишь один вопрос, многосложный – два или более вопроса. Пример многосложного вопроса содержится в житии святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Во время богословского диспута мусульмане задали равноапостольному Кириллу такой вопрос:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Третий момент. Следствием Голгофской Жертвы Христа стало полное примирение Творца и творения. И именно в такой последовательности. Рассматривая слова апостола Павла: Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его ( Рим.5:9–10 ),– баптисты приходят к выводу, что святой апостол имеет в виду, что именно Бог испытывает чувство вражды к человеку из-за грехов последнего. Справедливости ради стоит сказать, что данная точка зрения не является общепринятой: в данном вопросе жёсткой дискуссии баптистам помогает избежать общее восприятие примирения – как процесса, инициатором которого стал Бог . «Именно Бог, печалясь о роде человеческом, предлагает людям мир; именно Он сделал все необходимое для того, чтобы примирить человека с Собой» 354 . Четвёртый момент, необходимый для понимания баптистского учения о спасении, относится к вопросу об усвоении (распространении) плодов Искупления. В этом вопросе богословского единства у баптистов нет – так называемые «общие баптисты» противостоят баптистам «частным». Первые, находясь под влиянием арминианского богословия (Якоб Арминий годы], голландский богослов), утверждают, что каждый человек имеет возможность получить дар Божьей Благодати, необходимой для обретения спасительной веры. Человек, обладая свободной волей, может этот дар принять или отвергнуть. Их оппоненты склоняются к кальвинизму (Жан Кальвин годы], французский теолог) и соответственно считают, что плоды Подвига Христова могут распространяться только на тех, кто ко спасению предопределён. Переходя к изложению непосредственно баптистского учения о спасении, необходимо сказать, что основным положением данного учения является доктрина о так называемом «личном спасении по вере». Основной текст, на который баптисты опираются в разработке названной доктрины, – Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф.2:8–9 ). Здесь необходимо отметить, что баптизм, являясь протестантской деноминацией, не признает учения о благодати как о Божественной энергии, понимая её как «незаслуженное благоволение» или «милость Божью» 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Учитывая все вышесказанное, представим в заключительной части нашего очерка в качестве иллюстрации толкование одного из известных библейских фрагментов, отмечая соответствующие пункты. Сразу отметим, что наша цель в данном случае – наглядное воплощение представленной герменевтической модели, а не желание полностью исчерпать смысл анализируемого фрагмента. Поэтому в предлагаемом далее комментарии многие этапы будут представлены в сжатом виде, а второстепенные экзегетические мнения будут или изложены очень коротко, или опущены вообще. Итак, возьмём хорошо известный фрагмент, в котором повествуется о сотворении человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:26–27 ). (1) Рассматриваемый фрагмент является частью описания шестого дня творения мира, содержащегося в Быт.1:24–31 . Само повествование о шестом дне творения по содержанию распадается на две части: создание земных животных (1:24– 25) и творение человека (1:26–31). Человек – венец всего творения, все предыдущие творческие акты Господа можно рассматривать как подготовку земли к появлению на ней человека. Потому данный отрывок является кульминацией всего повествования главы 1 Бытия, причём особенно важными в богословском отношении являются начальные стихи (1:26– 27), в которых содержатся две важнейшие догматические истины: 1) творению человека предшествует особый совет Божий; 2) человек, в отличие от всех других существ, сотворён по образу и подобию Бога. История толкования Быт.1:26–27 богата различными идеями и очень интересна. Стоит отметить, что уже в неканонической Книге Премудрости Соломона мы находим, возможно, самый ранний богословский комментарий к этой фразе. Так, в Прем.2:23 сказано: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, то есть автор книги высказывает мнение, что образ Божий заключается в бессмертии человеческой души. В дальнейшем в иудейской и христианской традиции появляются другие многочисленные концепции относительно истолкования выражения по образу Нашему по подобию Нашему 254 , которые ради краткости нашего комментария мы не будем освещать в историческом контексте (тем более что важнейшие из них будут обозначены далее при рассмотрении различных экзегетических мнений) 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн В Издательстве Московской Патриархии вышел юбилейный номер сборника «Богословские труды» 24 марта 2022 г. 12:40 В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет выпуск 50 сборника «Богословские труды». К читателям обратился председатель редколлегии сборника «Богословские труды» митрополит Волоколамский Иларион : «Новый выпуск сборника " Богословские труды " продолжает сложившуюся тенденцию сотрудничества со специалистами ведущих духовных школ России, отечественных и зарубежных вузов, что обеспечивает традиционно высокий уровень научных исследований. Раздел " Публикации " открывается текстом первой редакции 1823 г. " Христианского катихизиса святителя Филарета (Дроздова) " с разночтениями по редакциям 1827 и 1839 гг. Публикация позволяет наглядно проследить эволюцию этой вероучительной книги в контексте изменения церковной и светской политической ситуации 1820-1830-х гг. В предисловии содержится информация об истории изданий Катихизиса и о принципах публикации. А.Г. Кравецкий и М.В. Мирошниченко публикуют текст предисловия и несколько глав из защищенной в 1917 г. диссертации иеромонаха Германа (Вейнберга) " Службы русским святым, появившиеся за синодальный период русской церковной жизни " . Диссертация представляет собой историко-текстологический комментарий к значительной части текстов, входящих в новые служебные минеи (12 томов), вышедшие в 1978-1988 гг. Текст иеромонаха Германа дополнен сведениями о той редактуре, которой описанные им службы подвергались в XX в. перед включением в новые служебные минеи. Основным источником здесь является архив этих миней, который в настоящее время хранится в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Раздел " Исследования " охватывает довольно широкий спектр областей церковно-исторического знания. В статье Д.Ф. Бумажнова представлен обзор раннехристианской литературы с точки зрения отношения к животным вообще и к вопросу о наличии животных в эсхатологическом раю в частности, а также рассмотрена проблема раннехристианского антропоцентризма. Д.Ф. Бумажнов исследует произведения святых отцов и церковных писателей, апокрифы и другие источники. Автор приходит к выводу, что так называемая ученая традиция, за исключением святого Иринея Лионского, демонстрирует поразительную нечувствительность к теме животных: богословы не делали животных объектом специальных размышлений, говоря о них лишь по тому или иному не связанному с ними напрямую поводу.

http://patriarchia.ru/db/text/5910989.ht...

Издательство Московской Патриархии регулярно осуществляет выпуск Православного церковного календаря в настольном, стенном и сувенирном исполнении. К большому сожалению, следует отметить участившиеся случаи " пиратского " издания церковных календарей, часто имеющих недопустимо низкий уровень. Издательство Московской Патриархии отнюдь не пытается стать монополистом в выпуске календаря: оно с радостью предоставляет церковным и светским издательствам сведения о церковных праздниках и приветствует выпуск ими календарей. Однако нужно делать различие между " оцерковленным " светским календарем, где указаны православные праздники, и календарем с богослужебными указаниями и чтениями, в котором недопустимы расхождения и ошибки. Вот почему все календари такого рода полезно выпускать в контакте с Издательским Советом и Издательством Московской Патриархии. Недопустимо решение календарно-литургических вопросов частными лицами, а также случаи, когда Преосвященные продают заказанные ими календари в Москве и по всей территории Русской Церкви. Издательство Московской Патриархии за межсоборный период выпустило большое количество церковно-официальной, богослужебной, святоотеческой, церковно-исторической и иной литературы, продолжило издание сборника " Богословские труды " . Возобновляется выпуск журнала " Пчелка " , готов к печати первый номер журнала " Православное обозрение " . Совместно с ИТАР-ТАСС начат выпуск в печатном (и планируется в электронном) виде информационного вестника " Православный мир " , который будет публиковать сведения о новых законах, нормативных актах и иных документах, регулирующих взаимоотношения Церкви и государства, а также постановления церковного Священноначалия с последующими разъяснениями и комментариями. На базе Издательства Московской Патриархии с 1996 года действует Институт церковной журналистики, где обучается двадцать пять православных молодых людей. Деятельность института расширяется, и полагаю, что сегодня, когда так остра потребность в православных журналистах, его труды очень существенны. Считаю нужным отметить научную работу Издательства Московской Патриархии, особенно по созданию компьютерных поисково-информационных систем и освоению Интернета, а также проводимую церковно-общественную деятельность.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

: Богословские труды. Сборник 38 > : Богословские труды. Сборник 38 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Тридцать восьмой выпуск сборника “Богословские труды” представляет собой “первенца” реализации новой программы, составленной редакционной коллегией во главе с Высокопреосвященным Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, Председателем Богословской комиссии Русской Православной Церкви 1 . Сразу следует сказать, что труды редколлегии не остались втуне: сборник разительно отличается от предыдущих выпусков и позволяет вспомнить времена своего славного прошлого. Совершенно оправданным представляется то, что сборник начинается публикацией текста выступления Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на заседании редколлегии сборника 14 марта 2002 г., когда Владыка обнародовал новую программу издания “Богословских трудов”. Это позволяет вдумчивому читателю более четко понять логику составления сборника и представить себе его дальнейшие перспективы. Разумеется, нереально было бы ожидать, что в первом же выпуске сборника новая программа будет реализована во всей своей полноте, тем более что она включает в себя не только определившиеся темы и направления, но и проблемы, которые еще предстоит решать. Но многое из программы уже нашло в выпуске свое отражение. По собственному опыту мы знаем, что периодические издания живут своей жизнью и подчас подсказывают редакции те или иные решения; это — признак их жизнеспособности. Будем надеяться, что в последующих выпусках “Богословских трудов” опубликованная программа не только будет находить свое все более полное воплощение, но и будет обогащаться в процессе издательской практики; это тем более вероятно, что она к этому явно предназначена, так как, как уже было сказано, содержит в себе проблемные установки, которые и будут разрабатываться в дальнейшем. Собственно говоря, уже данный выпуск показывает, что сборник уверенно претендует на высокий статус основного богословского издания Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/retsenzii-bogoslovskie...

6) К этому же разряду В. В. Болотов относит из напечатанного в «Христианском Чтении»: 1) «Троякое понимание учения Оригена о Св. Троице» (Речь перед публичной защитой магистерской диссертации). 1880. Т. I. 1–2. С. 68–76. 2) «Немецкая богословская литература. (Библиографические замет-; ки)». (Рефераты о 15-и книгах: Гольстена, Липсиуса, Гельцера, Бригера, Буркгардта, Францисса, Бахмана, Гергенрётера, Шмида, Ландерера, Бюлера, Михелиса, Лаурина, Зома и Дикгофа). 1881. Т. II. 9–10. С. 514–574. 501 1 .3. «К истории внешнего состояния Константинопольской церкви под игом турецким». 1882. Т. I. 1–2. С. 138–172; Т. И. 9–10. С. 353–384. 1 .4. «Иностранная богословская литература. (Библиографические заметки)». (О 12-и книгах: Кейма, Лангена, Ленера, Шегга, Функа, Дрэзе-ке, Рисселя; Копаллика, Гуйлью, Грегоровиуса, Марра [Marrast], Гавэ). 1882. И. 11–12. С. 796–835; 502 1883. Т. I. 5–6. С. 778–817. 503 III) Оригинальные труды с серьезным, по его собственной оценке, научным знанием относятся частью А) специально к истории восточных негреческих Церквей. Таковы прежде всего его: а) этюды из церковной истории Египта. 1) «Рассказы Диоскора о Халкидонском соборе». (Перевод с коптского «Похвального слова Макарию, епископу города Ткоу» и «Примечания. Церковно-исторические очерки и наброски»)//Христианское Чтение. 1884. Т. И. 11–12. С. 581–625; 1885. Т. I. 1–2. С. 9–94; то же в сборнике «Сердечный привет» в память пятидесятилетия служения митр. Исидора в архиерейском сане. СПб., 1884. С. 169–299. В отдельных оттисках: выпуск первый (131 стр.). b) «Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского». С экскурсом «А. Ignatiana у коптов» в конце («Примечания. Церковно-исторические очерки и наброски»); другой набросок Б, который должен был содержать очерк истории города Пемдже (Оксиринха), не появлялся//Христианское Чтение. 1886. Т. I. 3–4. С. 334–377. В отдельных оттисках:: выпуск второй (С. 133–177). – Общее заглавие для первого и второго; выпусков: «Из церковной истории Египта. По Revue egyptologique, pube sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Reviollout. 1880. P. 187-; 189; 1881. P. 21–25; 1883. P. 17–25,27–33». [«Ревилью и его издания»].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Подобно первому выпуску, и этот выпуск труда автора может быть полезным пособием при преподавании церковной истории. Допущенные отступления от программы оправдываются существом дела. Пополняя разные пробелы книги Смирнова, автор дает в целом более живое и обстоятельное изображение церковной жизни в рассматриваемую эпоху. Патрологический отдел получает у него совершенно иную постановку в сравнении с изложением Смирнова. Прилагая к книге карту, автор идет навстречу с давних пор отмечаемой потребности в этом приложении для семинарского преподавания церковной истории. Издана книга в типографском отношении хорошо, как и первый выпуск, хотя желательно было бы устранение некоторых корректурных недосмотров. Между прочим, должна бы быть исправлена орфография «Афанасий» (С. 29–30,59 и всюду далее), «Эфиопия» (С. 30), «Евстафий» (С. 57 и далее), «Тримифунт» (С. 57). Отдельные места и в этом выпуске могут давать повод к замечаниям. История, например, арианского спора после смерти Константина Великого (С. 63–64) изложена в слишком уже общих чертах, с опущением некоторых важных для понимания истинного положения дел фактов. Здесь, например, совсем не упоминается о Сердикском соборе, задуманном в качестве Вселенского и имевшем в известном смысле важное значение в этой истории; повторяется, между прочим, ошибка учебника Смирнова, вытекающая из неправильного отнесения этого собора к 347 г. (ср. у автора: С. 229), будто Афанасий возвратился из второго изгнания в 349 г. (вместо 346); нет упоминания и о составляющем на деле поворотный пункт в истории волновавших тогда Восток догматических споров Александрийском соборе 362 г. Маркелла Анкирского автор вводит в свою книгу; но нужно было бы отметить то значение, какое имел он со своим предполагаемым «савеллианством» в истории именно арианского спора; у Смирнова он и совсем не упоминается, но без выяснения его роли в действительности нельзя правильно понять истории богословских споров того времени. С. 67: Аполлинарий не только не выступал против арианского учения о принятии Сыном Божьим одного тела без души, но и сам первоначально, по-ви-димому, вполне разделял это мнение и потом лишь известным образом видоизменил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010