Переславль-Залесский. Богородицко-Сретенский Новодевичий монастырь. Карта и ближайшие объекты Сретенский Новодевичий монастырь (Богородицко-Сретенский или Сретенско-Владимирский Новодевичий монастырь)женский монастырь в кремле Переславля-Залесского, основанный в 1659 году. В 1660 году им управляла игуменья Наталья, а в 1677 году «при Новодевичьем монастыре Богодицы Владимирския» значился поп Василий Иванов. До конца 30-х годов XVIII века все строения монастыря были деревянные. Сохранившиеся здания Сретенского Новодевичьего монастыря относятся к XVIII в. Собор Сретения Владимирской иконы Божьей Матери и церковь Александра Невского были построены в 1740-е годы на средства переславского купца и фабриканта Ф. Угримова,  владельца полотняной мануфактуры. В XVIII веке возведены высокая четырёхъярусная каменная колокольня и стены вокруг монастыря. Каменный келейный корпус построить не успели. Сретенский Новодевичий монастырь упразднён в 1764 году, вместе с упразднением Переславской епархии, обе церкви стали приходскими. Большая часть монастырской ограды и колокольня были разрушены в 1933 году. В черте Переславского Кремля, близ Красной площади, невозможно не обратить внимание на два высоких пятиглавых парных храма - собора Владимирской иконы Божьей Матери и церкви Александра Невского. Наблюдательный путешественник обязательно заметит и находящийся справа от церквей небольшой участок старинной монастырской ограды, подсказывающей, что здесь некогда располагалась обитель. В уездном городе Переславле-Залесском внутри крепости существовал Богородицко-Сретенский женский монастырь. Время основания в различных источниках указывается разным. В некоторых источниках говорится просто – «когда был образован, сведений нет». Первые документальные сведения относятся к 1659 году, где говорится, что им уже управляла игуменья по имени Наталья. В эти времена все постройки были деревянными, а какими – это история умалчивает. По переписным книгам 1677 года упоминается деревянная церковь «при Новодевичьем монастыре Богородицы Владимирской». Вот и вся информация, достаточно скудная на то время.

http://sobory.ru/article/?object=22326

Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь. Единственное сохранившееся здание Одну из самых уникальных женских обителей – Борисовский Тихвинский монастырь в Курской губернии – основал ближайший сподвижник императора Петра I, знаменитый фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. А заложил эту обитель сам царь Петр. Да, да, тот самый Петр I, который вошел в историю как решительный борец с колоколами, монахами, патриархальными бородами и патриаршеством! Пушкин, перечисляя в поэме «Полтава» сподвижников Петра I, дает очень точную характеристику Шереметеву – «благородный». Действительно, фельдмаршал Шереметев, по воспоминаниям многих современников, отличался особым «внутренним благородством». Принадлежа к древнему роду, он, в отличие от других сподвижников царя, уважал традиции своих предков, богатое наследие Московской Руси. Так, в благодарность за победу русских войск над шведами 1701 году, на том месте, где стояла походная церковь, Борис Шереметев построил храм святителя Петра Московского, ставший, вероятно, первой церковью строившегося Санкт-Петербурга. Во всех походах фельдмаршала сопровождал особо чтимый им «знаменосный» Тихвинский образ Божией Матери, ни одно сражение не начиналось без молебна перед этой иконой. Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович дал обет построить в случае победы монастырь в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Решив в 1709 году дать шведам генеральное сражение, Петр I назначил его на 26 июня. По совпадению именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконе. И благочестивый фельдмаршал уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Авторитет Шереметева был таков, что царь послушался своего фельдмаршала. Днем позже, командуя центром русской армии, Шереметев отличился беспримерным мужеством: находясь под жесточайшим огнем, он остался невредимым даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил его от смерти.

http://pravoslavie.ru/2810.html

Цивильск. Тихвинский Богородицкий женский монастырь. Храмы монастыря: Другие постройки монастыря: Автор: Lepoli Снято: 20 августа 2013 Добавлено: 21 августа 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Тихвинский монастырь, общежительный, заштатный, в городе Цивильске. Основан в 1671 — 1675 годах цивильскими гражданами в благодарность за освобождение города от бунтовщика Стеньки-Разина. Сначала монастырь был мужским, но в 1870 году обращен в женский. В нем находится глубоко чтимая Тихвинская икона Божией Матери, написанная в 1675 году с иконы, находящейся в городском соборе. Празднество ей совершается 17 октября. При монастыре школа и приют. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Начало истории Тихвинского монастыря связано с крестьянской войной 1670-1671 гг. под предводительством Степана Разина, разбойные набеги, которого не обошли и город Цивильск. " Воровские " казаки подошли к стенам города 1 октября 1671 года и начали штурм Цивильска, изначально выстроенного в 1584 году, как крепость и имевшего крепостные стены из дубовых кряжей с глубоким рвом. Город охранялся преданными 250 стрельцами, 5 пушкарями, и почти десятком наемников - ландскнехтов. Взять такой город силой было не так-то просто. Долго пытались " разбойники " взять город, но не смогли, тогда решено было окружить крепость и взять ее измором. Жители более двух недель защищали город, но силы истощались, и они уже хотели бежать в соседние Чебоксары. Но в ночь на 17 октября (30 октября н. ст.) жительница Цивильска вдовица Иулиания Васильева " сподобилась явления от Образа Богоматери Тихвинской, (находившегося в иконостасе Цивильского Троицкого Собора - прим. автора) и услышала от нее слова, что мятежники город не возьмут. А когда город получит спасение, то жители должны будут, построить монастырь в Ее честь за городом между реками Большой и Малый Цивиль, между болотами и Стрелецкими лугами " . Предсказание Божией Матери сбылось на другой же день: все казаки и возмущенные ими чуваши чудесно были поражены слепотой, вследствие которой в их лагере началось междоусобие, и они стали истреблять друг друга. Цивиляне воодушевленные этим событием вышли из города и прогнали " разбойников " .

http://sobory.ru/article/?object=05010

Малая Пица. Малопицкий Скорбященский женский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Малопицкий Скорбященский женский монастырь Богородицкий Мало-Пицкий монастырь, общежительный, при селе Малой Пице, Нижегородского уезда, в 66 верстах от Нижнего-Новгорода. Учрежден в 1900 году из Скорбященской женской общины, открытой в 1884 году на месте богадельни. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» 4 февраля 2014 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Скорбященский женский монастырь вновь получил официальный статус. К этому времени был восстановлен келейный корпус. Летом 2015 года завершилось восстановление домового храма в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Сегодня в нём ежедневно проводятся богослужения. http://dkb-nne.ru Монастырь Богородицы «Всех скорбящих Радость» находится в селе Малая Пица Дальнеконстантиновского района Нижегородской области. Эта небольшая обитель была основана по благословению Преподобного Серафима Саровского. Первоначально женская богадельня возникла при селе Большая Пица (Камкина) Нижегородского уезда, где в конце XVIII века жила крестьянка Марфа Димитриева. Оставшись вдовой, она отправилась в Саровский монастырь, чтобы спросить у саровских старцев совета о своей дальнейшей жизни. Встретилась она и с преподобным Серафимом Саровским, который выслушал ее и благословил вести подвижническую жизнь в молитвах и посте, сохраняя в чистоте свое вдовство. Вернувшись в село, Марфа Димитриева построила недалеко от приходской церкви во имя Михаила Архангела небольшой дом, в котором поселилась в уединении. Спустя некоторое время к ней попросились на жительство несколько девиц и вдовиц, желающих вести подвижническую уединенную от мира жизнь. Среди первых насельниц богадельни была дочь пономаря местной церкви Евдокия Державина и крестьянская девица из села Низовка Анна Ивановна Голявина. Подвижницы жили соблюдая устав общежительных монастырей. Так шли годы, умерла Марфа Димитриева. С общего согласия сестры избрали своей начальницей Евдокию Державину. Несмотря на трудности жизни, все больше приходило к ним женщин, которые желали жить по монастырскому уставу. Небольшой дом вскоре стал им тесен, и Евдокия Державина с помощью своих родных, смогла построить возле храма более просторный дом, в котором поселились все ее духовные сестры. Так было положено начало женской богадельни в селе Большая Пица, небесным покровителем которой стал Архангел Михаил.

http://sobory.ru/article/?object=10895

Елабуга. Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1857 и 1868. возрождён в 1995 г. Архитектор:Ю.А. Боссе Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, город Елабуга, улица Горького, д. 119А. Координаты: 55.761264, 52.07947 Проезд: С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с кругов ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с круговым движением на улицу Горького. Через 300 метров ворота монастыря будут справа от дороги, метрах в 100. Со стороны центра города - на выезд в сторону Набережных Челнов, налево на первом перекрестке с круговым движением. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Женский монастырь в г. Елабуга был основан в 1868 году попечением местного купца И.И. Стахеева. Монастырские постройки возводились по проекту архитектора ГА. Боссе. В1857-1868 гг. в центре монастыря был выстроен главный монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. С восточной и северной сторон стояли большие трехэтажные каменные корпуса, где находились кельи насельниц. Часть северного корпуса была занята монастырской больницей, а в его восточной части в 1887 году был устроен храм в честь великомученицы Варвары. С западной стороны монастырского двора находился небольшой двухэтажный дом игуменьи. Постройки были обнесены красивой каменной оградой, с южной стороны которой находилась арка монастырских ворот с восьмигранными башенками привратников. После революции в стенах монастыря расположился детский городок Наркомпроса, но одновременно продолжал действовать храм и сохранялась община из 150 монахинь, что по новым меркам было совершенно недопустимо.

http://sobory.ru/article/?object=10275

Республика Татарстан Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Петропавловский собор (Казань) Республика Татарстан — субъект Российской Федерации, республика (государство). Входит в Приволжский федеральный округ, является частью Поволжского экономического района. Образована на основании Декрета ВЦИК и СНК от 27 мая 1920 года как Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика. Согласно пункту 2 статьи 1 Конституции Республики Татарстан 1992 года, наименования «Республика Татарстан» и «Татарстан» равнозначны. Столица — город Казань . Содержание Православие в Татарстане [ править править код ] На территории Татарстана православие получило широкое распространение после завоевания Русским государством Казанского ханства в 1552 году и дальнейшей колонизации края. В 1555 г. была учреждена Казанская епархия. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточнорусских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). В состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, вятская земля, в 1556 г. - территория бывшего Астраханского ханства и Сибирской епархии, затем были включены гг. Уфа, Симбирск, Сызрань, Елабуга. К 1917 г. территория К.Е. ограничилась пределами Казанской губернии, позднее - административно-территориальными границами Марийской, Чувашской АССР, с 1993 г. - Республики Татарстан. В республике православие исповедуют русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, а также небольшая часть татар. К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось: церквей - 794, монастырей - 27, часовен - 419. В XX веке количество храмов существенно сократилось - до 1989 года, когда епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало всего два храма. В настоящее время в Казанской епархии в 20 благочиниях зарегистрированы 226 православных организаций РПЦ (на 1 января 2005), действуют около 200 церквей, 8 монастырей, из них 6 мужских и 2 женских: Раифский Богородицкий мужской монастырь (Зеленодольский район, пос. Раифа); Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и Кизический мужской монастырь в г.Казани; Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь (Верхнеуслонский район); Семиозерский мужской монастырь (Высокогорский район), Свияжский мужской монастырь (Зеленодольский район), Казанско-Богородицкий женский монастырь в г.Елабуге и женский Зилантов монастырь в Кировском районе г.Казани. Населённые пункты [ править править код ] Святыни Татарстана [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

Барнаул. Казанско-Богородицкий монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Барнаульский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь. Основан по благословению свт. Макария Невского.  В авг. 1900 г. община была обращена в общежительный монастырь, мон. Парфения возведена в сан игумении. К нач. XX в. были построены келейные корпуса, хоз. здания, открыта школа для девочек, 1 марта 1895 г. освящена во имя свт. Иннокентия Иркутского домовая церковь, 8 июля 1899 г. заложен, 1 окт. 1904 г. освящен собор в честь Казанской иконы Божией Матери, 20 мая 1907 г. освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери молитвенный дом. К 1910 г. Б. К. м. стал одной из крупнейших обителей Сибири. В обители подвизались 71 монахиня, 81 послушница, служили 3 священника. При Б. К. м. существовала церковно-приходская школа (на 25 чел.), в которой преподавали насельницы, иконописная, живописная, матрицная, златошвейная мастерские. После 1917 г. в монастырь перешли насельницы разоренных монастырей Алтайского края, число сестер возросло до 300 чел. В 1920 г. монастырь был преобразован в сельскохозяйственную Богородицкую трудовую общину, в 1921 г. закрыт, имущество передано в ведение губернского отдела народного образования. В монастырских корпусах разместились курсы красных учителей, затем сельскохозяйственный техникум, 3 детских дома, в 1925-1926 гг. на территории монастыря находилась тюрьма. Последняя настоятельница монастыря игум. Мариамна (Фролова) в нач. 1921 г. была арестована как «одна из активисток в подготовке кулацкого восстания в с. Сорокино» и приговорена к расстрелу, замененному 10 годами заключения; в 1924 г. игум. Мариамна была освобождена. В 1925 г. за «сокрытие церковных ценностей» снова арестована, вскоре освобождена. В 1938 г. игумения была арестована в 3-й раз, признана виновной «в участии в контрреволюционной церковно-монархической повстанческой организации» и 11 марта расстреляна, многие сестры также были репрессированы. От монастырских построек сохранились: храмовой придел, настоятельский корпус, дом причта, школа, крепостная стена. К 2002 г. сохранившиеся здания монастыря объединены в комплекс «Женский монастырь Богородицы Казанской», которому постановлением Алтайского краевого законодательного собрания от 30 июня 1997 г. присвоен статус памятника архитектуры краевого значения. В зданиях монастыря размещается следственный изолятор. Ведутся разговоры о передаче зданий монастыря церкви, но пока без результата.

http://sobory.ru/article/?object=20722

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАДОНСКИЙ ТЮНИН (ТЮНИНСКИЙ) БОГОРОДИЦЕ-ТИХОНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЗАДОНСКИЙ ТЮНИН (ТЮНИНСКИЙ) БОГОРОДИЦЕ-ТИХОНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Липецкой епархии), находится в 5 км севернее г. Задонска Липецкой обл., на левом берегу р. Дон, близ дороги, соединяющей задонский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской и задонский Тихоновский в честь Преображения Господня женский монастыри . По преданию, землями, на к-рых позже расположился З. м., в разное время до XVIII в. владели Богородицкий мон-рь и семья Тюниных, в связи с чем местность называлась Тюнино. Считается, что на месте будущей монастырской ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Ф. Тюнин имел пчельник с колодцем, и настоятель задонского Богородицкого монастыря игум. Прохор обращался к царю Михаилу Феодоровичу с челобитной о возврате этой земли ( Болховитинов. 1912. Вып. 11. С. 110; Геронтий (Кургановский). 1873. С. 12; Нольде. 1865. С. 2-5). С 70-х гг. XVIII в. Тюнино принадлежало г. Задонску. 1813-1861 гг. Основание З. м. связано с почитанием еп. Воронежского и Елецкого свт. Тихона Задонского . В период пребывания на покое в Богородицкой обители в 1768-1783 гг. святитель уединялся недалеко от лесного источника. Подвижник, рассказывая о Тюнине своим келейникам, замечал, что это «святое и весьма приятное» место «утешает дух... радостью точно рай земной» ( Казанский. 1871. С. 55-56). Вскоре в полутора верстах на север от слободы Тёшевки, на высоком берегу р. Дон, в густом лесу, с оврагом над Тюнинским источником поставили деревянную, а затем каменную часовню (Запись исцелений, совершившихся при гробе угодника Божия свт. Тихона до открытия св. мощей его: Ркп.//ВКМ. 4338-2. Л. 6 об.). Позднее, в нач. XIX в., сюда были переселены крестьяне пригородной слободы Арканы, или Тёшевки.

http://pravenc.ru/text/182473.html

Брест. Рождество-Богородицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь находится на Госпитальном острове Брестской крепости в черте города Брест Брестской области Беларуси. Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь расположен на месте мужского монастыря, основанного в 1480 году, на территории которого действовали две церкви: Богородицкая и во имя Животворящего Креста. В 1596 году монастырь был передан унии, но в 1633 году вновь возвращен православным. Монастырь упразднен в 1930-х годах, все ветхие здания снесены в связи с началом возведения крепости. Возрождение женского монастыря стало возможным лишь в 2001 году. От городских властей монастырь безвозмездно получил 2-хэтажное каменное здание полковой школы 84-го стрелкового полка и 88 соток земли. При монастыре действует Рождество-Богородичная домовая церковь, где совершаются регулярные Богослужения. Послушницами монастыря ведутся все хозяйственные дела, а также в стенах обители работают швейный цех и мастерские. http://www.guidebook.by/architecture/monastery/ Православный женский монастырь Брестской Епархии, расположенный на Госпитальном острове в Брестской крепости. Ранее остров назывался Волынское предместье, с середины XIX в. — Волынское укрепление Брестской крепости, в древности эта территория известна как Замуховечье. В южной части Волынского предместья г. Бреста издревле существовало два мужских православных монастыря — Рождества «Пречистое Богородицы» (впервые упоминается в 1480 г. — XVII-XVIII в.) и св. Симеона Столпника (XI-XV? — 1824 г.). Их точное месторасположение ко времени возрождения в 2001-2002 гг. современной женской обители не было известно. А решающим фактором возникновения её в том месте, где она сейчас располагается, стало наличие полуразрушенного здания на балансе Свято-Николаевского гарнизонного собора (с 1997 г.) — казематированного редюита середины XIX в. Это памятник военного зодчества, который составлял вторую линию обороны Брестской крепости.

http://sobory.ru/article/?object=13540

II. Монастыри в Восточной России К оглавлению В Восточной России татары опустошили в 1237 г. города Рязань, Москву, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Тверь, Муром и многие другие. Везде они опустошили и монастыри: одни пожгли, другие ограбили, а иноков и инокинь частию умертвили, частию увели в плен. То же самое повторялось несколько раз и впоследствии, особенно в первый, тягчайший период монгольского ига, когда даже сами князья русские, враждовавшие между собою, неоднократно призывали татарские полчища для опустошения пределов отечества . К изумлению, однако ж, оказывается, что и в этот период некоторые монастыри в Восточной России восставали из своих развалин, а другие созидались вновь. Во Владимире на Клязьме, бывшем великокняжескою столицею, уже в 1239 г. являются архимандрит Дионисий, игумены и черноризцы, находившиеся при встрече тела великого князя Георгия Всеволодовича, убитого татарами на реке Сити, следовательно, были и монастыри. В частности, здесь упоминаются еще в XIII в. монастыри: Рождественский, или Рождество-Богородицкий, называвшийся великою архимандритиею, в котором погребено (1263) тело святого Александра Невского; Успенский женский, где погребены две супруги и дочь того же великого князя, и Константино-Еленинский, откуда игумен Феодор возведен был (1276) на кафедру епископии Владимирской и Суздальской. Первые два монастыря основаны были в прежнее время, имя последнего встречается в первый раз . В Суздале из прежних монастырей продолжали существовать Ризположенский женский, пощаженный монголами, и Борисоглебский Кидекоцкий, в котором в 1239 г. освящена была Ростовским епископом Кириллом каменная церковь. Вновь устроен монастырь Александровский женский, благоверным князем Александром Ярославичем Невским, этот монастырь служил усыпальницею для суздальских княгинь, как свидетельствуют доныне сохранившиеся памятники двух из них XIII в. В том же столетии мы видим четыре монастыря в Ростове: один из преждеоснованных — Авраамиев-Богоявленский, из которого взят был на кафедру Ростовскую архимандрит Игнатий (в 1261 г.), и три новые: Петровский, построенный Ордынским царевичем Петром при епископе Игнатии (1261–1288); Спасский — женский, созданный ростовскою княгинею Мариею Михайловною († 1271) и называвшийся Княгининым, и Иоанновский, откуда поставлен был (1288) во епископа Ростову игумен Тарасий .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010