Липецкая область (монастыри) Материал из Азбука паломники Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1867 Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в кон. 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 - монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002. Подробнее... Задонский Рождество-Богородицкий монастырь [ править править код ] Дата основания : нач. XVII в. Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, г. Задонск Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном. Подробнее... Задонский Тихоновский Преображенский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1873 Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, ур. Скит (7 км С г. Задонск) Монастырь был устроен в 1873 попечением В. П. Воейкова в 7 верстах севернее Задонска, при открытом в 1865 новом кладбище Задонского монастыря. Первоначально мужской, в кон. XIX в. сооружены каменные собор, ограда, корпуса келий. Закрыт в нач. 1920-х, был занят детской колонией, позже госпиталем, с 1958 - психбольницей. Восстановлен в 1992 как женский. Подробнее... Знаменский Елецкий женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1683 Архитектор : Шарлемань И. И.: (колокольня) Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., г. Елец, ул. Слободская, 2А

http://azbyka.ru/palomnik/Липецкая_облас...

В Чувашской митрополии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих 3 октября 2021 г. 13:13 28-29 сентября 2021 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих игумена Петра (Еремеева) , наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря , выездная экспертная группа посетила Чувашскую митрополию с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих и решения о выдаче представления. В состав выездной экспертной группы вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета комиссии, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря. Курсы для монашествующих начинают свою работу на базе Центра подготовки церковных специалистов имени святителя Гурия Казанского и четырех учебных площадок, которые охватывают все семь мужских и женских монастырей митрополии. Выездная экспертная группа посетила Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Алатыре, его Рождественский скит, Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь в г. Алатыре, Иверский Богородицкий женский монастырь в с. Шерауты ( Канашская епархия ), Тихвинский Богородицкий женский монастырь в г. Цивильске, Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке в г. Чебоксары, Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Чебоксары, Александро-Невский мужской монастырь, расположенный в Моргаушском районе в местности Каршлыхи.

http://patriarchia.ru/db/text/5849259.ht...

Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь - православная женская обитель в Рязанской области, основанная в 1390 году. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью. С 1993 года возрожден как женский. Содержание История [ править править код ] Св. блгв. кн. Олег Рязанский Основан в 1390 году Великим князем Олегом Ивановичем Рязанским на высоком берегу реки Старицы, при впадении в неё реки Солотчи. Долгое время монастырь являлся северным сторожевым форпостом Переяславля-Рязанского. До самой своей кончины Олег Рязанский непрестанно заботился о монастыре, здесь же впоследствии принял иноческий сан и был похоронен. Его сын Федор Олегович, внук Иван Федорович, а также последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря. В начале XIV века в монастыре был похоронен Салахмир, родоначальник знатных рязанских фамилий Вердеревских, Апраксиных, Дувановых. В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1570—1580-х годах монастырь считался одним из главнейших на Руси. Он вошёл в число 46-ти крупных и значимых обителей России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет пришёлся на конец XVII века и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия. Именно при нём обитель приобрела свой нынешний вид. В 1768 году река Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм монастыря. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью, в нём находилась колония для несовершеннолетних преступников. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах началась реставрация зданий. В 1993 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Стараниями настоятельницы игумении Варвары (Самариной) и насельниц обитель преобразилась. Вновь здесь звучит молитва, возрождается монашеская жизнь. Престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября. На территории Солотчинского монастыря находятся два действующих храма: Сошествия Святого Духа на апостолов – зимний и Рождества Пресвятой Богородицы – летний. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Солотчинский_Р...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕСНИНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Первоклассный мон-рь РПЦ, находился в c. Лесна Константиновского у. Седлецкой губ. (ныне Лесьна-Подляска Люблинского воеводства, Польша). Л. м. первоначально относился к Холмско-Варшавской епархии РПЦ, с 1905 г.- к Холмской епархии. После 1917 г.- в юрисдикции РПЦЗ. В 2007 г. Л. м. перешел в юрисдикцию неканонической т. н. Русской истинно православной Церкви . История Л. м. в России Леснинский Богородицкий мон-рь. Фотография. 1909 г. Леснинский Богородицкий мон-рь. Фотография. 1909 г. 25 апр. 1884 г. состоялось определение Синода РПЦ об учреждении женской общины в с. Лесна. Община получила леснинский костел закрытого мон-ря паулинов, к-рый в 1875 г., после воссоединения униатов Холмской Руси, был передан православным, перестроен и освящен в 1881 г. По приглашению архиеп. Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского) 19 окт. 1885 г. из Москвы в Лесну прибыли первые насельницы - Е. Б. Ефимовская с 5 сестрами. Прежде чем принять предложение архиеп. Леонтия, она посетила оптинского старца прп. Амвросия (Гренкова), чтобы получить его благословение. Леснинская обитель начала свою миссию в Юж. Подляшье, в местности, населенной униатами и католиками. Первоначально община не имела ни земельных угодий, ни достаточных денежных средств, а насельницы жили в хлебном амбаре. Большую помощь в деле устройства обители оказывали Синод и российское правительство. Община стала быстро возрастать, и 26 авг. 1889 г. она была преобразована в первоклассный монастырь; граф. Ефимовскую, принявшую монастырский постриг с именем Екатерина, возвели в сан игумении Л. м. В 1899 г. обитель посетил св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) и преподал благословение инокиням. При Л. м. были созданы различные школы: 2-летняя церковная (с 4 классами), жен. педагогическая, муж. сельскохозяйственная. Общее количество учащихся доходило до 1000. Насельницами был организован приют на 300 сирот, основана больница с амбулаторией и аптекой. Был заложен ботанический фармакологический сад, построена паровая мельница, осушены болота и на их месте создана система прудов для занятий рыбоводством. При обители было основано скотоводческое хозяйство, начато разведение шелковичных червей, построены кирпичный завод, пекарня, свечной завод. В Лесну провели ветку железной дороги.

http://pravenc.ru/text/2463595.html

56. Богородицкий – Казанский , женский, общежительный, при гор. Мокшане, Пензенской губ. Он основан в 1700 г., упразднен в 1764 г. и церковь его обращена в городское кладбище. Около церкви образовалась женская община, признанная правительством в 1861 г., причем за нею утверждена пожертвованная земля. В 1881 г. община переименована в общежительный монастырь. (“Ист. Росс. Иер.”, V 94; “Памят. кн. Пензен. губ. на 1864 г.”, 98; “Сенат. ведом.”, 1862 г., 9; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1881 г., 130, ст. 840; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1861 г., 17 (учрежд.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 961 (строит. Никифор, 1722–27 г.). 57. Богородицкий – Казанский – Ключегорский , женский, общежительный, Самарской губ., Бузулукского у., Таллинской волости, в 70 вер. к сев.-вост. от Бузулука, при селе Ключегорье (Талла). Существовавшая здесь с 1875 г. женская община в 1880 г. переименована в женский монастырь. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1880 г., 66, ст. 458; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1880 г., 98; 1884 г., 247. 58. Богородицкий – Лесненский , женский, 1-го класса, при посаде Лесно, Седлецкой губ., Константиновского у., в 12 вер. к зап. от уез. гор. Янова. С 1754 до 1863 г. здесь существовал католич. монастырь ордена паулинов, который за участие монашествующих в мятеже был закрыт, а костел с чтимою народом иконою Божией Матери передан православному ведомству и обращен в правосл. церковь . В 1884 г. с целью противодействия латино – польской пропаганде между воссоединенным из унии местным населением разрешено здесь учредить жен. общину с устройством при ней школы для девочек, больницы и богадельни. В 1889 г. община возведена на степень монастыря 1-го класса. Икона Божией Матери, известная под именем Леснинской, явилась русским пастухам в 1683 г. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1884 г., 55; 1889 г., 106; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 254; Батюшков, “Холм. Русь”, 118, 173 (изображение чудотвор. иконы), прилож., 3 (объяснение к рисунк.); “Церковн. вед.”, 1889 г., 32, 307 (возведение в м-рь), 37, прибавл., 1091 (слово по случаю преобразов. общины в м-рь) 1101 (торжество открытия м-ря); 1890 г., 12 (штат).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Знаменский Елецкий женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Знаменский Елецкий женский монастырь - православная женская обитель в Липецкой области. Монастырь основан в первой половине XVII века. Был закрыт в 1929, возвращен Церкви в 1997 и действовал в качестве приходского храма до 2004 года. Содержание История [ править править код ] История женского монастыря на Каменной горе в Ельце уходит своими корнями в начало 17 столетия. Тогда, в 1628-1629 годах монахом Савватием в лесу на «старом городище», занимавшим обрывистый каменный мыс, образованный рекой Ельчик и оврагом Каменный верх, был построен скит с деревянной церковью во имя «Рождества Пресвятыя Богородицы и Ея честныя иконы Знамения Курския». В нескольких кельях жили по два-три старца из Троицкого монастыря. В 1657 году в скиту проживало 5 монахов. В это время, при поддержке Елецких купцов благотворителей и воеводы была построена вторая церковь во имя Николая Чудотворца, тогда же монастырь был обнесён деревянным забором. Тихая и уединённая жизнь монахов Троицкой обители закончилась в 1683 году, когда поступил указ епископа Митрофана о преобразовании Каменогорского скита в женский монастырь. В это время в обители действовали храмы, построенные ещё монахами скита. Так же Троицкий монастырь передал насельницам часть своих земель. В 1764 году с учреждением штатов «Елецкий Богородицкий» женский монастырь был упразднён указом Екатерины Второй. Монахиням предписывалось покинуть обитель и переселится в единственный оставшийся штатным монастырь епархии – Воронежский Покровский. Но, несмотря на указание покинуть монастырь, елецкие монахини продолжали жить в своих кельях на Каменной горе. В 1769 году во время большого пожара в Ельце сгорели и все постройки Знаменского монастыря. Монахини жили в уцелевшем каменном погребе, покрытом дубовыми ветвями. Позже силами благотворителей для стариц выстроили новую келью по просьбе епископа Тихона Задонского. А в 1770 году силами прихожан на месте сгоревшей обители был выстроен новый небольшой деревянный храм во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы, а при нём открыт приход. Постепенно росло число сестёр, поселившихся на месте прежнего монастыря. В связи с чем, ельчане в 1774 году решили ходатайствовать о восстановлении в городе женского монастыря, однако получили отказ. Посетив любимый им Елец в последний раз в 1779 году, святитель Тихон Задонский побывал и на Каменной горе, увидел население её, и благословил всех монашествующих и указал место строительства соборного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Знаменский_Еле...

Если в летописи,– Новгородской 1, говорится о заложении монастыря: «заложи игумен Кюрьяк и князь Всеволод церковь камяну, манастырь св. Георгия, Новегороде», то этой нисколько не необходимо понимать так, чтобы монастырь существовал уже прежде. Но совершенно можно понимать так, что Всеволод, приступив к строению монастыря, избрал будущего ему игумена, который бы непосредственно заведовал стройкой и который бы потом собрал братию. 3 . Воскресенский, женский, находившийся вне города, в одной версте от него, при озере Мячине, упоминается в 1136г. (преосвященный Макарий. I, 341, см. в списке каменных церквей 4 . Варваринский, женский, находившийся на Софийской стороне, близь Власиевской церкви, упоминается в 1138г. (преосвященный Макарий I, 177, в списке каменных церквей 5 . Зверин (после Зверин-Покровский), женский, находящийся на Софийской стороне, на конце города вниз по Волхову и на берегу этого последнего, за Земляным валом; упоминается в 1148г. 6 . Аркаж Успенский, находившийся вне города, построенный в 1153г. игуменом Аркадием, после епископом Новгородским (1156–1162, в списке каменных церквей 7 . Свято-Духов (ныне женский), находящийся в одном конце города со Звериным, упоминается в 1162г. 8 . Благовещенский, находившийся за городом, построенный архиепископом Илиею (Иоанном) с братом Гавриилом в 1170г. (в списке каменных церквей 9 . Иоанно-Предтечев, женский, находившийся на Софийской стороне, в Неревском конце, упоминается в 1179г. 10 . Хутынский преподобного Варлаама, находящийся вне города, построенный в 1192г. См. о нём выше стр. 491 . 11 . Кирилловский в Нелезене, находящийся вне города, упоминается в 1196 году, когда в нём заложена каменная церковь , но кажется – не устроен вместе с этой последней, а существовал уже ранее (в списке каменных церквей 12 . Николо-Островский, находившийся в 7 вёрстах от Новгорода, между рекой Вишерой и речкой Вельей (после 1764г. село,– История Иерархии, V, 379 fin.) построенный архиепископом Мартиреем в 1197г. 13 . Евфимиин, женский, находившийся на Торговой стороне, в Плотниках или Плотницком конце, на Запольской улице, построенный в 1197г. одной богатой Новгородкой («постави Полюжая, Городьшиниця дъци»). 14 . Спасо-Нередицкий, находившийся вне города, построенный в 1198г. князем Ярославом Владимировичем (в списке каменных церквей 15 . Михалицкий на Молоткове, Рождество-Богородицкий, женский, находившийся на Торговой стороне, в Плотницком конце, на краю города у Земляного вала (в настоящее время приходская церковь ), построенный в 1199г. супругой сейчас помянутого князя Ярослава Владимировича (В Новгородской III летописи рассказывается об особом чуде, подавшем повод к построению монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Елабуга. Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь. Неизвестная часовня. Часовня. Не действует.   Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1869. Архитектор:Ю.А. Боссе Адрес: Республика Татарстан, город Елабуга, улица Горького, д. 119А. Координаты: 55.761284, 52.079373 Проезд: С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с кругов ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с круговым движением на улицу Горького. Через 300 метров ворота монастыря будут справа от дороги, метрах в 100. Часовня располагалась башенке, примыкающей к воротам слева. Со стороны центра города - на выезд в сторону Набережных Челнов, налево на первом перекрестке с круговым движением. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 18 августа 1869 года при вратах ограды монастыря в левой башне была освящена часовня. В часовне находился иконостас из пяти икон: Господа Вседержателя, Казанской Богородицы, Иоанна Крестителя, великомучениц Параскевы Пятницы и Варвары. Из статьи А. М. Елдашева «Елабужский Казанско-Богородицкий женский общежительный монастырь», Православный Собеседник, издание КДС 1 2002 г. Комментарии и обсуждение Ввиду крайне неблагополучного состояния часовни, она полностью разрушена, и начато ее восстановление в первоначальном виде. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=30183

Бузулук. Тихвинский Богородицкий женский монастырь (старый). Собор Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинский собор /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичный храм в формах русско-византийского стиля, сооруженный в 1850-1861 гг. попечением игум. Евгении (Овсянниковой). Четырехстолпная пятикупольная постройка. Боковые приделы Михаила Архангела и Стефана Архидиакона. Закрыт не позже 1920-х гг., венчания сломаны. Используется как гараж городскими электросетями.   В 1850 году 30 июня Преосвященнейшим Иосифом, Епископом Оренбургским и Уфимским, произведена закладка каменного трехпрестольного храма, размером 16 и 20 сажен во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворного Тихвинского образа. В следующем 1861 году была закончена постройка каменного холодного трехпрестольного храма и 10 октября был освящен, по благословению Его Преосвященства, Благочинным того же монастыря, священником Александром Петровичем Островидовым, главный престол в этом храме во имя Божией Матери, в честь ее чудотворного Тихвинского образа. Тем же священником Островидовым 16 мая 1862 года был освящен придел на правой стороне во имя Архистратига Михаила, а 16 мая 1863 года на левой стороне придел, устроенный во исполнение обета Евфимии Герасимовны, во имя первомученика Архидиакона Стефана.  В годы Первой мировой войны в монастыре, а также на его самарском подворье, размещались лазареты для раненых. В 1922 году уездная комиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала из монастыря все ценные предметы церковной утвари. В это время в нём проживало ещё 170 сестёр. В январе 1929 года Тихвинский Богородицкий женский монастырь был закрыт постановлением Бузулукского окрисполкома, утверждённого Средневолжским крайисполкомом 28 января 1930 года. В 1935 году советской властью обитель была передана в энергетическое ведомство. В главном соборе, Тихвинском, была размещена дизельная электростанция, в других — склады. В 1936 году кельи монастыря стали камерами пересылочной тюрьмы, где велись пытки и расстрелы заключённых, в том числе представителей духовенства и насельников двух бузулукских монастырей. Именно там был заточён и принял мученическую смерть местночтимый схимонах Максим (Пилипцов).

http://sobory.ru/article/?object=40299

Свято-Троицкий женский монастырь (Старый Ковыляй) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий монастырьженский монастырь Краснослободской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Старый Ковыляй Темниковского района Республики Мордовия, в 40 км от известного Санаксарского Богородично-Рождественского монастыря. История монастыря начинается с возникновения в 1860 году женской монашеской общины в селе Ковыляй Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне Старый Ковыляй Темниковского района). В 1875 году Святейший Синод утвердил общину в статусе монастыря, присвоив ему другое наименование — Троицкий (по главному собору). Монастырь закрыт в 1926 году, постройки сломаны. Из всех построек монастыря сохранился один каменный корпус, в котором долгое время располагалась сельская, участковая больница. В 2001 корпус был возвращен церкви. В настоящее время женский монастырь возрождается, приходская Рождесто-Богородицкая церковь передана обители в качестве подворья. Содержание История [ править править код ] Ковыляйский Свято-Троицкий (в честь Пресвятой Троицы) женский монастырь был обязан своим появлением благотворительной деятельности княжны Надежды Даниловны Бибарсовой, представительницы старинного знатного татарского рода, принявшего православие в кон. XVII в. Русское с. Ковыляй Краснослободского у. Пензенской губ. (ныне Старый Ковыляй Темниковского р-на РМ) сложилось в кон. XVI – нач. XVII в. как часть первой засечной черты. До Смуты село было вольным, но затем, в результате пожалований поместий служилым мурзам, верстанным по Темникову и Кадому, попало в крепость к татарским помещикам, несшим охрану сначала Темниковской, а потом и Саранской засеки. Крестившиеся владельцы Ковыляя (Бибарсовы, Кугушевы, Девлеткильдеевы) превратились в русских князей, некрестившиеся со временем переселились. Деревянная Никольская церковь появилась в Ковыляе до 1614, а в 1699 прихожане срубили себе новый храм, во имя Рождества Христова. Кн. Н. Д. Бибарсова на средства брата Я.Д.Бибарсова построила новую каменную Рождественскую церковь с приделами Николая Угодника, Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. 18 сентября 1826 церковь освятил епископ Пензенский Амвросий (Орнатский). Этот храм стал колыбелью монастыря. Вокруг него собралась первая группа мирских черниц. Официальным устроителем богадельни выступил князь Я. Д. Бибарсов, как старший в семье и основной владелец села, на самом деле этим занималась Н. Д. Бибарсова, решившая основать обитель и получившая на это благословение старца-затворника Сканова монастыря Якова Михайловича Баранова и прп. Серафима Саровского. Первый вариант общины возник в виде богадельни, но цель ставилась иная: приют-больница должна была перерасти в полноценный монастырь, устроенный по старческим канонам.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010