85 Булгаковский Д.Г., [священник]. Практическое руководство к наглядному усвоению русского правописания. Для начальных и полковых школ, приготовительных и низших классов средних учебных заведений и пособие для городских и уездных училищ. Изд. 2-е, с значительными переменами. – СПб.: Тип. Ф. Елеонского и Кº, 1884. – 31 с. 93 Разрядный список воспитанниц Виленского женского училища духовного ведомства за 1886/7 учебный год//Литовские епархиальные ведомости. – 1887. – 23 (часть официальная). – С. 191–192. 95 Булгаковский Д., священник. На память христолюбивым благотворителям Лужецкой Рождества-Богородицкой церкви по случаю возобновления и освящения её. – СПб.: Тип. Е.А. Поздняковой, 1886. – С. 6–7. 99 Булгаковский Д., священник. На память христолюбивым благотворителям Лужецкой Рождества-Богородицкой церкви по случаю возобновления и освящения её. – СПб.: Тип. Е.А. Поздняковой, 1886. – С. 13. 101 Троице-Одигитриевская-Зосимова пустынь – женский общежительный монастырь Верейского уезда Московской губернии (ныне Московской обл.). Основание общине положил монах-пустынножитель Зосима (Верховский) , который после скитаний по Сибири поселил здесь своих двух сестёр и скончался в 1833 г. В 1841 г. община утверждена правительством и в 1856 г. преобразована в общежительный монастырь. 102 Булгаковский Д., священник. На память христолюбивым благотворителям Лужецкой Рождества-Богородицкой церкви по случаю возобновления и освящения ее. – СПб.: Тип. Е.А. Поздняковой, 1886. – С. 15. 107 Слово, возможно, происходит от белорусского «гонар», «ганаровы» – почёт, почётный. Можно предположить, что «погонаровать» означало придать почтенный, благолепный вид. 109 Булгаковский Д., священник. На память христолюбивым благотворителям Лужецкой Рождества-Богородицкой церкви по случаю возобновления и освящения её. – СПб.: Тип. Е.А. Поздняковой, 1886. – С. 11. 113 Скуфья (от греч. σκφος, «чаша») – повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Представляет собой небольшую круглую черную, мягко складывающуюся шапочку. В древнерусской церкви скуфью носили, по древнему обычаю греческой церкви, не только священники, но и диаконы для прикрытия головы, на маковке которой выстригался небольшой круг (гуменце). Фиолетовая бархатная скуфья дается представителям белого духовенства как награда – вторая после набедренника. Значение награды скуфья получила с 1797 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казани на месте обретения 8 июля 1579 г. Казанской иконы Божией Матери . Основан ок. 1579-1584 гг., первоначально женский. XVI в.- 1918 г. Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. В. Турина. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. В. Турина. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Сведения об устроении К. м. приводятся в «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него», составленной ок. 1594 г. сщмч. Ермогеном , митр. Казанским (ГИМ. Син. 982), и известной в многочисленных списках XVII-XIX вв. Согласно Повести митр. Ермогена, после обретения образ крестным ходом перенесли в казанскую ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен 1-й молебен, а затем - в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от иконы происходили исцеления. С обретенного чудотворного образа выполнили копию, описание явления и чудес от иконы и послали в Москву царю Иоанну IV Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, к-рые дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь повелел поставить на месте обретения иконы девичий мон-рь и «дать довольную милостыню священному собору и игуменье из своей царской казны и 40 сестрам [установить] годовое содержание». В К. м. были построены деревянные храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», зимняя ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с трапезной, кельи, ограда. Казанскую икону «честным крестным ходом и с молебным пением» перенесли в новоустроенный мон-рь (Повесть. 2006. С. 39). Обитель была основана в период с 8 июля 1579 г. (день обретения Казанской иконы) до 18 марта 1584 г. (дата кончины царя). Первый документ, в к-ром упоминаются мон-рь и, очевидно, его 1-я игумения Петронилла («Петранила»), датирован 25 июля 1584 г. Это грамота казанскому воеводе Г. А. Булгакову, в которой царь Феодор Иоаннович повелел «отмежевать» обители дер. Кузьмино-Займище (М. Дербышки; ныне в черте Казани) (РГАДА. Ф. 281. ГКЭ (Казань). 13/6421). Настоятельницы, насельницы и священнослужители

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Дата основания : 1995 Статус : действ. Адрес : Тульская обл., Алексинский р-н, с. Колюпаново Сравнительно небольшой женский монастырь. Создан в 1995 при восстанавливаемой церкви над могилой блаженной Евфросинии Колюпановской. Подробнее... Успенский Новомосковский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1995 Статус : действ. Адрес : Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Пионерская, 15 Мужской монастырь, образованный в 1995 при первом строящемся на территории города храме, на окраине городского парка. В настоящее время достаточно многолюден, опекает ряд храмов в окрестностях города. Подробнее... Богородице-Рождественский женский монастырь в Туле [ править править код ] Дата основания : 2000 Статус : действ. Адрес : г. Тула, пос. Горелки, ул. Мирная, 17Б Web : http://inokini-tula.ru/ Монастырь создан в 2000 как мужской, в 2001 преобразован в женский с переводом сюда сестер, с 1990-х живших в Щегловском монастыре. Подробнее... Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь [ править править код ] Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь Дата основания : 1859 Архитектор : 1860-1864: Бочарников А. Г. - строительство по собств. проекту Статус : действ. Адрес : г. Тула, ул. Лизы Чайкиной, 1 Телефон : 8 (4872) 41-30-24 ; 8 (4872) 41-64-96 В 1868г. по просьбе тульских горожан был заложен мужской монастырь " в память избавления императора от угрожавшей ему опасности " - покушения студента Дм.Каракозова на Александра II. Два храма, кельи и колокольня были построены на средства схимонаха Варсонофия (в миру - московского купца Василия Манарухина), внесшего еще и капитал в 30 тыс.рубл. на содержание обители. Тульский купец Струков пожертвовал монастырю 42 дес. земли в 4 верст. от Тулы, близ Щегловской архиерейной дачи, отчего монастырь и получил свое название. Подробнее... Казанский Папоротский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 2001 Статус : действ. Адрес : Тульская обл., Богородицкий р-н, с. Папоротка

http://azbyka.ru/palomnik/Тульская_облас...

НИКОЛАЕВСКИЙ-МАКОШИНСКИЙ, муж., в уезде города Сосницы, бывший под управлением игумена. О времени основания сих обителей сведений нет; также и о подробностях, до них касающихся, ничего неизвестно. Все они уничтожены и обращены в приходские церкви в 1786 г. АНТОНИЕВ-ЛЮБЕЦКИЙ, муж., бывший под управлением игумена. ТРОИЦКИЙ-КОСТЯНСКИЙ, муж., в бывшем городе Костянске, находившийся под управлением игумена. РЯБЦЕВСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж., бывший под начальством игумена. АНДРОНИКОВСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж., бывший под управлением архимандрита. СПАСКИЙ-КЛЮСОВСКИЙ, муж., находившийся под управлением игумена. ВОЗНЕСЕНСКИЙ-ПУШКАРСКИЙ, женский, в 65 верстах от Стародуба, где ныне село Пушкари. УСПЕНСКИЙ-МУТИНСКИЙ, женский, в 40 верстах от уездного города Глухова. БОГОСЛОВСКИЙ, женский, в уездном городе Козельце. УСПЕНСКИЙ-ПЕЧЕНЕЖСКИЙ, женский. ПОКРОВСКИЙ-МАКОШИНСКИЙ, женский, близ Николаевского Макошинского монастыря. ВЕТХОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. близ уездного города Нежина, на острове Красном. Когда эта обитель основана, неизвестно, уничтожена же давно, и была приписанною к Благовещенскому Нежинскому монастырю. БОГОРОДИЦКИЙ-ТМУТАРАКАНСКИЙ, муж. Он был основан в XI веке св. Никоном, игуменом Киевопечерским, который построил здесь церковь Пресвятой Богородицы и некоторое время пребывал в уединении; потом, собрав иноков и учредив обитель, во всем подобную Киевопечерской, возвратился в Киев. Монастырь этот давно уже не существует. – По розысканиям и соображениям новейших писателей, Тмутараканское Княжение находилось на правой стороне Остра, при соединении сей реки с Десною, где теперь село Старогородка, в одной версте ниже города Остра. ПОКРОВСКИЙ-ШУМАРОВСКИЙ, или ШУМУРОВСКИЙ, женский, в Мглинском уезде, при селе Шумарове, близ Почепа. О времени основания сего монастыря, сведений нет; он уничтожен в 1786 году. Здесь древняя деревянная церковь – ныне приходская – во имя Живоначальной Троицы, с приделом Покрова Божией Матери; в ней находится издавна чудотворная икона Тихвинской Богородицы. В 1838 году церковь эта, по ветхости, построена вновь, с приделами Тихвинской Божией Матери и Митрофана, епископа Воронежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Троицк. Казанско-Богородицкий женский монастырь. Свято-Казанский женский монастырь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История возникновения монастыря начинается в Чебаркульской крепости, где в конце 30-х годов XIX века образовалась женская монашеская община. Через некоторое время часть сестер переселилась в Челябинск, дав начало челябинскому Одигитриевскому монастырю. Остальные монахини переехали в Троицк, образовав самостоятельную общину, а затем Казанский монастырь. Местом для строительства Казанского женского монастыря выбрали возвышенность западной окраины города. Официальной датой основания монастыря считается 1851 год. Троицкая женская община была возведена в «нештатный» монастырь с дозволением держать такое количество монахинь, которое обитель может содержать без пособия от казны. К концу XIX века он считался одним из богатейших в Оренбургской епархии, центром просвещения. В 1897 году при монастыре была открыта одна из первых школ в Троицке - " Николаевская школа для девочек " . При монастыре действовали больница и аптека, швейная мастерская, был открыт приют для сирот. Монастырь славился своей иконописной мастерской. Иконами, написанными в Троицке, царский кабинет награждал отличившихся по службе казаков. К сожалению, Казанский женский монастырь прекратил свое существование после революции. В архиве Троицка хранится документ, датированный 1927 годом. В нем говорится, что все монастырские здания " по распоряжению центрального правительства обращены под культурно-просветительские нужды " . В дальнейшем монастырь был почти полностью разрушен, за исключением сохранившегося до сегодня храма во имя Преображения Господня. Вновь обитель была открыта в 1996 году. С этого времени монастырь не просто существует, в нем начала возрождаться духовная жизнь. Сегодня главный храм монастыря – храм Преображения Господня – окруженный многочисленными современными строениями, включая здание соседствующего авиатехнического колледжа, остается самым высоким в городе. Он хорошо виден даже из микрорайонов, расположенных не в центральной части города. Источник: Троицк74.ру Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38296

Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь. Единственное сохранившееся здание Одну из самых уникальных женских обителей – Борисовский Тихвинский монастырь в Курской губернии – основал ближайший сподвижник императора Петра I, знаменитый фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. А заложил эту обитель сам царь Петр. Да, да, тот самый Петр I, который вошел в историю как решительный борец с колоколами, монахами, патриархальными бородами и патриаршеством! Пушкин, перечисляя в поэме «Полтава» сподвижников Петра I, дает очень точную характеристику Шереметеву – «благородный». Действительно, фельдмаршал Шереметев, по воспоминаниям многих современников, отличался особым «внутренним благородством». Принадлежа к древнему роду, он, в отличие от других сподвижников царя, уважал традиции своих предков, богатое наследие Московской Руси. Так, в благодарность за победу русских войск над шведами 1701 году, на том месте, где стояла походная церковь, Борис Шереметев построил храм святителя Петра Московского, ставший, вероятно, первой церковью строившегося Санкт-Петербурга. Во всех походах фельдмаршала сопровождал особо чтимый им «знаменосный» Тихвинский образ Божией Матери, ни одно сражение не начиналось без молебна перед этой иконой. Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович дал обет построить в случае победы монастырь в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Решив в 1709 году дать шведам генеральное сражение, Петр I назначил его на 26 июня. По совпадению именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконе. И благочестивый фельдмаршал уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Авторитет Шереметева был таков, что царь послушался своего фельдмаршала. Днем позже, командуя центром русской армии, Шереметев отличился беспримерным мужеством: находясь под жесточайшим огнем, он остался невредимым даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил его от смерти.

http://pravoslavie.ru/2810.html

653. Богородицкий – Рождественский, женский, ныне приходская церковь в селе Лыскове, Нижегородской губ., Макарьевского у., в 5 вер. к югу от Макарьева, близ впадения р. Сундовика в Волгу, с правой ее стороны. По писцовым книгам 1624 – 1626 год. он значился уже существующим и в 1764 г. упразднен. В нем были 2 каменные церкви Рожд. Богородицы и Владимирской Божией Матери. “Ист. Росс. Иер.», V, 30; “Зап. Археолог. Общ.», X, 372; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 623, 16; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 196 душ крест.). 654. Богородицкий – Сретенский, женский, ныне приходские церкви Сретения Владимир. Богородицы и Александра Невского, в гор. Переяславле, Владимирской губ. О нем известно, что он уже существовал в 1660 г., когда им управляла игум. Наталия. До 1744 г. принадлежал к Синодальной области, в этом году передан в ведение Переяславских архиепископов, в 1764 г. упразднен с припискою к городскому собору и в 1788 г. обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», III, 381; V, 507; Ратшин, 49; “Владим. губ. вед.», 1854 г., 30 (Мон. быв. в Переясл., как и в “Ист. Росс. Иерар.» показан за два монаст. Богородицкий и Сретенский); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 726; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 491 (кратк. историч. опис.). 655. Богородицкий – Сретенский – Карачунский или Корочунский, мужской, ныне село Карачун, Воронежской губ., Задонского у., в 55 вер. к юго-вост. от Задонска, на границах уездов Усманского и Воронежского, по правому берегу р. Воронежа. Неизвестно когда основан, но он уже существовал в первой четверти XVIII ст. и в 1629 г. упоминается игум. Феодосий. В 1659 г. приходил «на Воронеже Крымский хан и Корочунский монастырь разорили без остатку и выжгли, строителя взяли в полон, а братью всех и крестьян посекли». После этого он был возобновлен и состоял за Воронежским архиерейск. домом; в 1764 г. упразднен и церкви его обращены в приход. “Ист. Росс. Иер.», IV, 343; Болховитинов, “Ист.-геогр. опис. Воронеж. губ.», 179; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1856 г.», Отд. III, 12, 29; на 1863–64 г., 21; “Воронеж. губ. вед.», 1848 г., 22; 1851 г., 33; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 845, 11; Второв, “Воронеж. акты», II, 146 (о разорении м-ря в 1659 г.); III, 53 (роспись оклада с вотчин 1658–59 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Брестский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь — православный монастырь Брестской епархии, расположенный на Госпитальном острове в Брестской крепости. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Брестский Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь, милостью Божией, начал путь возрождения в 2001 году. История этой древней обители нам, к сожалению, мало известна. Из сохранившихся свидетельств самое раннее упоминание о Брестском Рождественском монастыре относится к 1480 году. Однако основана обитель была гораздо раньше, так как в XV веке мы видим уже обустроенный мужской монастырь с двумя храмами: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Честного Креста. Существуют предания о зарождении на сем месте иноческой жизни вскоре после Крещения Руси (988 г.), но документально подтвердить это на данный момент не представляется возможным. Покровителем Свято-Рождество-Богородицкого монастыря и всей Брестской земли является поборник за веру и правду преподобномученик Афанасий (Филиппович). Господь судил этому дивному мужу жить в тяжелые годы. Смута, римско-католическая экспансия, жестокое угнетение православных - таково было его время. Святой преподобномученик был призван на игуменство в Брест из Купятицкого монастыря, который находился под Пинском. И без того тяжкий крест игуменства делался в то время игом почти непосильным обычному человеку. Но невозможное человекам возможно Богу. Святой Афанасий, смиряясь под крепкую руку Господню, избравшую его, делается игуменом сразу двух монастырей: Симеоновского (более древнего) и Рождественского. Управляемые святым наставником, обители стали настоящими светочами Православия. Вопреки окружающему нечестию, вопреки гонениям, поношениям и издевательствам, вопреки тлетворному духу времени, вопреки даже обычной человеческой слабости и страху. «Рождественский монастырь, - как пишет историк протоиерей Константин Зноско, - был не только рассадником благочестия, но и центром, откуда раздавался мощный голос против унии по всему Полесью». Причиной этому было конечно же то, что здесь бесстрашно действовал против унии преподобный Афанасий. Дыша ненавистию и злобой, униаты не раз нападали на монастырь и на самого преподобного, добивались ареста этого доблестного патриота и страдальца за веру.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестский_женс...

Бузулук. Тихвинский Богородицкий женский монастырь (новый). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Тихвинский Богородицкий Бузулукский женский монастырь Основательницею и строительницею монастыря была крестьянская девица из деревни Михайловки Бузулукского уезда Евфимия Герасимовна Овсянникова. В 1835 году общество купцов и мещан города Бузулука отвело Евфимии Герасимовне Овсянниковой четыре десятины земли на краю города, рядом с городским кладбищем, для устройства на этой земле женской обители. В 1848 году 20 сентября был заложен первый деревянный корпус с домовой церковью во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. 30 января 1849 года первый домовой храм общины был уже освящен. 30 июня 1850 года Преосвященнейшим Иосифом, Епископом Оренбургским и Уфимским, произведена закладка каменного трехпрестольного храма во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворного Тихвинского образа. В 1860 году община преобразована в общежительный монастырь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Это была первая женская обитель во всей Самарской Епархии. В 1861 году была закончена постройка каменного холодного трехпрестольного храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери, 10 октября 1861 года храм был освящен. На южной стороне монастырской ограды 8 сентября 1865 года был заложен третий (теплый) храм во имя Святой Троицы. Освящен 16 сентября 1869 года Преосвященным Герасимом, Епископом Самарским и Ставропольским, храм во имя Святой Троицы с примыкавшим к нему каменным одноэтажным корпусом. В 1890 году закончена постройка каменной колокольни, на которую 8 сентября поднят пожертвованный одним благотворителем, пожелавшим не открывать своего имени, колокол в 308 пудов 35 фунтов. В приготовлении кирпича и доставки строительных материалов для всех этих построек первые насельницы общины, которых в то время было до 100 человек, положили много своих трудов: сами они возили воду, кирпич, песок и известку к месту построек, носили кирпич на верх строящихся каменных зданий и пр. Все означенные постройки произведены на добровольные пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=26018

А вот и не мелочь. В списке: «Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл». Но Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь расположен в г. Путив ле, что в 42 км от Глухова. Желающие могут найти и другие несоответствия «перечня» жизни. В списке 12 объектов. Сообщают, что вопрос передачи храмовых строений «находится на контроле у советника президента Ростислава Павленко», который «редактирует этот список с учетом интересов и пожеланий Варфоломея и его экзархов». Вещь, конечно, удивительная. Итак, список. И наш комментарий. 1. «Киево-братский Богоявленский монастырь (в Киево-Могилянской академии)...» Сказано громко, но монастыря в наличие нет. В храмовом здании с 2007 года располагался раскольничий академический «храм» «УПЦ КП». «УПЦ КП» - самоупразднённая структура 15 декабря на собрании в музее «София Киевская». Заметим, что после самоупразднения на строение мог бы претендовать и Иерусалимский патриархат: в 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан учредил в монастыре братство, почему монастырь и назывался братским. 2. «Свято-Вознесенский Фроловский (?) женский монастырь в Киеве (Киевская епархия УПЦ)...» Если речь о Флоровском монастыре канонической УПЦ, то это известная святыня и «передача» её - рейдерство в пользу Стамбула и его закулисы - действо глумливое и кощунственное, призванное к разжиганию межрелигиозных волнений. Кроме прочего, обитель связана с мировым православием: здесь приняла постриг преподобная Александра (Мельгунова), основательница Дивеевской монашеской общины. Неслучайно на наружной стене одного из храмов изображен знаменитый подвиг молитвенного стояния святого Серафима Саровского. 3. «Межигорский Спасо-Преображенский монастырь...» Речь о резиденции Януковича, которая в иные времена являлась резиденцией Брежнева и Щербицкого. От древнего монастыря Спаса Белого на территории остался колодец. Если Порошенко решил подарить Варфоломею не только колодец, то будет занятно, когда Янек через международные суды вернёт себе имение, подаренное ему Ющенко, а Варфоломей двинется оттуда «с вещами».

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/30/sp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010