Анастасий в Женеве, настоятель Крестовоздвиженского каф. храма в Женеве (5.5.19572.10.1993), правящий архиерей Западно-Европейской епархии РЗЦ (12.11.19632.10.1993), настоятель храма-памятника Св. Иова в Брюсселе (13.2.1964), возведен в сан архиепископа (18.6.1964), временно управляющий Австрийской епархией (19651971), настоятель церкви Всех русских святых в Париже (кон. 1960-х гг.4.10.1973), постоянный член Архиерейского Синода РЗЦ, 1-й заместитель председателя Архиерейского Синода (25.7.19872.10.1993), духовный руководитель юношеской организации «Витязи», председатель объединения «Православное Дело», иконописец, расписал Св.-Николаевскую церковь в Лионе. Лит.: 30-летие архипастырского служения преосвящ. архиепископа Антония. РМ. 14.5.1987 Петр, монах. Памяти архиепископа Антония Женевского. ПР. 1993. 21 Кончина Антония, архиепископа Женевского. ВГЕ. 1993. 5 Кончина архиепископа Антония. SOP. 1993. 182 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии Буевский A.C. Антоний (Бартошевич) архиеп. ПЭ. Т. 2. Антоний ( Блум Андрей Борисович ; 6.7.1914, Лозанна, Швейцария – 4.8.2003, Лондон, Великобритания), митрополит. Сын русского дипломата, но материнской линии – племянник знаменитого композитора А.Н. Скрябина. Детство провел в Персии, переселился с родителями во Францию (1923), активный член РСХД, прихожанин Трехсвятительского подворья в Париже (1931), состоял в юрисдикции МП, окончил биологический и медицинский факультеты Парижского университета (1938), тайно принес монашеские обеты (10.9.1939), военный хирург в рядах французской армии во время 2-й мировой войны (19391940), затем работал врачом в Париже, во время 2-й мировой войны участвовал в движении Французского Сопротивления, пострижен в монашество (17.4.1943), иеродиакон (27.10.1948), иеромонах ( 14.11.1948), рукоположение совершил митр. Серафим (Лукьянов) в Париже, командирован в Великобританию в качестве духовного руководителя Англо-православного Содружества св. Альбания и прп. Сергия (19481950), настоятель Успенской церкви в Лондоне (1.9.19504.8.2003), игумен (7.1.1954), архимандрит (9.5.1956), епископ Сергиевский, викарий Западно-Европейского Экзархата МП с местопребыванием в Лондоне (30.11.1957), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Николай (Еремин) в храме Трехсвятительского подворья в Париже, член делегации РПЦ на съезде Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961), архиепископ Сурожский, управляющий самостоятельной епархией МП в Великобритании (10.10.1962), возведен в сан митрополита (3.12.1965), патриарший экзарх в Западной Европе (3.12.19655.4.1974), член ЦК Всемирного Совета Церквей (19681975), подал прошение об уходе на покой но состоянию здоровья (1.2.2003), уволен на покой (30.7.2003). Автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности, почетный доктор наук Абердипского университета (1973), Кембриджского университета (1996), Московской Духовной академии (1983) и Киевской Духовной академии (1999).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P., Le Christ dans la pensée russe. P., 1970,1986; La dialectique de la liberté et de l’autorité. Thessal., 1970; L’Art de l’icône: La théologie de la beauté. P., 1972, 1981 (рус. пер.: Искусство иконы, богословие красоты. Клин, 2005); L’amour fou de Dieu. P., 1973, 1997; La nouveauté de l’Esprit. Begrolles, 1977; Le buisson ardent. P., 1981. Литература: Ковалевский П. E. Кончина проф. П.Н. Евдокимова //ВРСХД. 1970. 97. С. 169–170; Клеман. О. Памяти П.Н. Евдокимова //ПМ. 1971. Вып. 14. С. 95–97; Он же. Orient-Occident: Deux passeurs: Vladimir Lossky et Paul Evdokimov. Gen., 1985; Contacts. 1971. 73/74 [вып., посвящ. E. J; Рус. писатели эмиграции: Биогр. сведения и библиогр. их книг по богословию, религ. философии, церк. истории и правосл. культуре: 1921–1972/Сост.: H. М. Зернов. Бостон, 1973; Phan Р. С. Culture and Eschatology: The Iconographical Vision of P. Evdokimov. N. Y., 1985; Giuliodori C. Intelligenza teologicadel maschile e del femminile: Problemi e prospettive nella rilettura di von Balthasar e P. Evdokimov. R., 1991; Celora G. Evdokimov: Voce dell’Ortodossia in Occidente. Bologna, 1995; Незабытые могилы. М., 1999. T. 2. C. 467. Митрополит Антоний Сурожский Размышления на пути к Пасхе Проповедь «Размышления на пути к Пасхе» печатается по: Митрополит Антоний Сурожский . О слышании и делании. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. Проповедь в неделю Торжества Православия печатается по: Антоний (Блум Андрей Борисович; 9.06.1914, Лозанна, Швейцария – 4 августа 2003, Лондон) – митрополит Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) с титулом Сурожский. Предки по линии отца – выходцы из Шотландии – обосновались в России в нач. XVIII в., мать – урожд. Скрябина, сестра композитора А.Н. Скрябина. Раннее детство А. Блума прошло в Персии, где его отец, сотрудник российской дипломатической службы, был консулом. С 1923 г. А. Блум вместе с семьей проживал во Франции, окончил среднюю школу, биологический и медицинский факультеты Сорбонны (Париж).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

59 Епископ Вениамин (Милов , 1889–1955) – три раза в течение жизни (в 1929, 1938 и 1949 гг.) был арестован, подвергался пыткам, провел многие годы в лагерях и на поселении. С июля 1946 г. жил в братстве Троице-Сергиевой Лавры. С 1946 г. – преподаватель, с 1947 г. – доцент, в 1948–1949 гг. – профессор по кафедре патрологии и инспектор Московской духовной академии. Также преподавал апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, много проповедовал. 4 февраля 1955 г. хиротонисан в епископа Саратовского и Балашовского. 12 мая 1955 г. подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». 60 Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий , 1877–1961) – архиерей и одновременно профессор медицины. Был тайно пострижен в монашество в 1923 г. и тогда же хиротонисан в епископа. С апреля 1946 г. – архиепископ Симферопольский и Крымский. Удостоен Сталинской премии первой степени (1946) за результаты научных трудов по гнойной хирургии. Провел в ссылках в общей сложности 11 лет. В апреле 2000 г. реабилитирован и в том же году прославлен в сонме святых – новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 61 Илия (Карам, 1903–1969) – с 193S г. митрополит Гор Ливанских (Антиохийская Православная Церковь ). Несколько раз, начиная с 1947 г., приезжал в СССР. Биографические сведения о нем крайне скудны, а трактовки целей и содержания его визитов – противоречивы. 62 Протоиерей Михаил Лебедев(1890–1979) – в 1915 г. окончил Петербургскую духовную академию. Преподавал в советских школах историю и обществоведение, уволен за религиозные убеждения. В 1946 г. рукоположен в священника и через полгода приглашен архиепископом Кириллом (Поспеловым) на должность настоятеля Пензенского Успенского кафедрального собора. 64 Митрополит Антоний (Блум, 1914–2003) – выдающийся просветитель, известный проповедник и богослов, иерарх Русской Православной Церкви. Монашество приял в 1943 г. С 1957 г. епископ Сергиевский, викарий Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата (с пребыванием в Лондоне). С 1962 г. – архиепископ Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. В 1965 г. возведен в сан митрополита. Доктор богословия honoris causa Московской духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алексий (Сергеев Виктор Михайлович, 1899–1968), архиепископ Рязанский и Шацкий в 1942–1943 гг., в 1924 г. рукоположен в диаконы, в 1927 г. пострижен в монашество с именем Алексий, в 1928 г. рукоположен в сан иеромонаха, в 1932 г. возведён в сан архимандрита, в 1935 г. хиротонисан во епископа Каширского, в 1942 г. назначен архиепископом Рязанским и Шацким, в 1945–1946 гг. находился в США, где занимался вопросами положения и жизни Русской Православной Церкви в Америке, в 1957 г. назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским, с февраля 1958 г. находился на покое. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович, 1877–1970), Святейший Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 гг. Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович, 1929–2008), Святейший Патриарх Московский и всея Руси в 1990–2008 гг., ранее епископ (1961), архиепископ (1964), митрополит (1968) Таллиннский и Эстонский до 1986 г., в 1986–1990 гг. – митрополит Ленинградский и Новгородский (одновременно управлял и Таллиннской епархией), с 1964 г. управляющий делами Московской Патриархии и постоянный член Священного Синода. Алексий , монах Руссика, подвизавшийся на Крумице, скончался в 1962 г. Амвросий (Бусарев Александр Николаевич), иеродиакон, подвизался на Афоне с марта 1976 г., ранее – в Псково-Печёрском монастыре. Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич , 1873–1965), с 1936 г. первоиерарх РПЦЗ, до 1944 г. проживал в Югославии, затем в Мюнхене, с 1951 г. – в США. Антоний (Блум Андрей Борисович, 1914–2003), архиепископ Сурожский (Великобритания), впоследствии митрополит, в 1965–1974 гг. был экзархом Патриарха Московского в Западной Европе, в 1968–1975 гг. член Центрального комитета ВСЦ, известный православный проповедник. Антоний (Мельников Анатолий Сергеевич, 1924–1986), архиепископ, митрополит (с 1975 г.) Минский и Белорусский в 1965–1978 гг., митрополит Ленинградский и Новгородский в 1978–1986 гг. и член Священного Синода, выпускник МДА, доктор богословия, пострижен и рукоположён в иеромонаха в 1950 г., в 1950–1951 гг. инспектор Одесской духовной семинарии, в 1952–1956 гг. инспектор Саратовской духовной семинарии, преподаватель гомилетики и практического руководства для пастырей и одновременно секретарь Саратовского епархиального управления, в 1956–1963 гг. ректор Минской духовной семинарии и наместник Жировицкого Успенского монастыря в сане архимандрита, в 1963–1964 гг. ректор Одесской духовной семинарии и наместник Одесского Успенского монастыря, в 1965 гг. епископ Белгород-Днестровский, викарий Одесской епархии, с 1979 г. возглавлял созданный в Ленинграде филиал Отдела внешних церковных сношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Амвросий, епископ Медиоланский (340–397) — святитель, один из Отцов Церкви. Анатолий (Кузнецов) (род. в 1930 г.), архиепископ Керченский, викарий Сурожской епархии. Анатолий Александрович — шофер в Издательском отделе. Андрей о. — священник церкви в с. Михайловское под Москвой. Андрей Рублев (ок. 1360 или 1370–1430) — преподобный, русский иконописец. Анна — монахиня, сотрудница митрополита Вениамина (Федченкова). Анна — монахиня, несшая послушание в покоях Патриарха Алексия Симанского. Анна Владимировна — см. Нечаева А.В. Анна Ивановна — см. Быстрова А.И. Анна Иоанновна (1693–1740) — императрица Всероссийская с 1730 г. Анна Ярославна  (XI в.) — королева Французская, дочь князя Ярослава Мудрого, жена короля Генриха I Капета. Антоненко Григорий Карпович — протодиакон Богоявленского Елоховского собора. Антоний (в миру — Андрей Борисович Блум) (1914–2003) — митрополит Сурожский , духовный писатель, проповедник. Родился в Швейцарии в семье дипломата. С 1923 г. жил во Франции. Окончил биологический и медицинский факультеты Парижского университета. Несмотря на то, что жил в эмиграции, всегда был клириком Московской Патриархии. В войну участвовал в движении Сопротивления. Монашеский постриг принял в 1943 г. В 1848 г. был назначен на служение в Лондон. Архиерейская хиротония состоялась в 1957 г. С 1962 г. носил титул архиепископа Сурожского, в 1966 г. возведен в сан митрополита. Антоний (Мельников) (1924–1986) — митрополит Ленинградский и Новгородский (с 1978 г.), студент Богословского института первого набора. Антоний Печерский (ск. в 1073 г.) — преподобный, основатель Киево–Печерской Лавры. Антоний (Храповицкий) (1863–1936) –митрополит Киевский и Галицкий, один из трех кандидатов в Патриархи на Соборе 1918 г. («самый умный» из иерархов Русской Православной Церкви), в 1920 г. эмигрировал, председатель Карловацкого Синода. В юности был знаком с Достоевским, друзья предполагали, что Алешу Карамазова писатель списал с него. Арий (256–336) — ересиарх IVb. Арсений (Стадницкий) (1862–1937) — до революции митрополит Новгородский и Старорусский. Молдаванин по национальности. С 1910 г. возглавлял Новгородскую кафедру, на Соборе 1918 г. был одним из трех кандидатов в Патриархи. Его называли «самым строгим» иерархом Русской Православной Церкви. С 1922 г. в ссылке, в 1933 г. назначен на Ташкентскую кафедру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Антоний (Блум Андрий Борисович, 19.06.1914–04.08.2003, Лондон), епископ Русской Православной Церкви, митрополит Сурожский. Философ, проповедник. Близко сотрудничал с митрополитом Иоанном в 1960е годы. Антоний (Варжанский Михаил Антонович, 28.01.1890–28.05.1971), епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Виленский и Литовский. С 1958 по 1961 год – настоятель Русской Православной Церкви в Дрездене, затем благочинный приходов в ГДР. В этот период сблизился с Владыкой Иоанном (Вендландом) . Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 04.02.1862–23.02.1936), митрополит. В 1918 году был одним из трех кандидатов на Патриарший Престол. В 1922 году привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном. Отбывал ссылку в Средней Азии. В 1933 году назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. В это время туда приехал архимандрит Гурий, которого он благословил на тайное служение Литургии в домашних условиях и дал антиминс. Скончался в Ташкенте, погребен на городском кладбище. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич, 02.07.1887–28.10.1962), епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии, исповедник. О своем жизненном пути и церковном служении писал так: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дел 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». Отбывал срок в Зырянском крае, в Туруханском крае, в Соловецких, Беломоро-Балтийских, Онежских, Сибирских, Темниковских лагерях. Последние годы жил в Петушках Владимирской области. Очевидцы свидетельствуют, что любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто с ним соприкасался. Многие из тех, кого Владыка Афанасий тайно рукоположил во священники, в дальнейшем снискали славу истинных подвижников благочестия. Некоторых из них, например епископа Стефана (Никитина), на открытое служение вывел митрополит Гурий. Епископ Афанасий канонизирован 20 августа 2000 года. Афинагор I (Аристоклес Спиру, 25.03.1886–07.07.1972), Вселенский Патриарх с 1 ноября 1948 года (избрание) до своей смерти. Митрополит Иоанн встречался с ним в период своего заграничного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Другой человек купил пять пар волов, у него дело, у него призвание, он что-то должен с этими волами делать. Третий приглашенный отвечает: «Я только что женился сам, я не могу прийти на твой пир. Как я могу прийти на твою радость, когда мое сердце переполнено моей, собственной? Для твоей радости в моем сердце места нет. Если я приду на твою радость, я должен на минуту забыть свою. Нет, этого я не сделаю!» Разве это не то, что так часто мы делаем в том или другом виде? Я хочу сказать, что у нас сердце чем-то переполнено и в нем нет места, чтобы разделить чужую радость или чужое горе. Это же страшно подумать! — дружба с Богом. Митрополит Антоний Сурожский О душа моя, придет время, ты уйдешь от всех, и тебя все оставят. Друзья позабудут. Богатство тебе не понадобится. Красота увянет, не станет силы, высохнет тело, и душа погрузится во мрак. Кто протянет тебе руку в этой тьме и одиночестве? Только Христос Человеколюбец, если ты в жизни своей Его возлюбила. Он выведет тебя из тьмы к свету, из одиночества на Небесный Собор. Думай об этом день и ночь и стремись к этому. И да поможет тебе Христос, Царь любви. Аминь. Святитель Николай Сербский Именной указатель Августин Аврелий, блаженный (354–430) — епископ Гиппонский (Иппонийский), виднейший латинский богослов, философ, один из великих западных учителей Церкви. День памяти — 29 июня. Антоний Великий, преподобный (ок. 251–356) — раннехристианский подвижник и пустынник, почитаемый как основатель отшельнического монашества. Уединенно прожил в пустыне около 70 лет. День памяти — 30 января. Антоний Сурожский, митрополит, в миру Андрей Борисович Блум (1914–2003) — епископ Русской Православной Церкви, философ, проповедник, автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности, один из авторитетных современных богословов. Булгаков Сергей Николаевич, протоиерей (1871–1944) — русский философ, богослов. Варсонофий Великий, преподобный († ок. 600) — палестинский подвижник, подвизался в монастыре аввы Серида в Палестине близ города Газы, 50 лет провел в затворе. Книга «Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» была переведена на русский язык и издана в XIX в. старцами Оптиной пустыни. День памяти — 19 февраля.

http://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe

Много внимания проблеме времени уделяет митрополит Сурожский Антоний (Андрей Борисович Блум, 1914–2003). Его трудно признать типичным представителем исихастской традиции, однако влияние исихазма на него было немалым. Первый его духовник был из Валаамского монастыря, который принадлежит к традиции русского исихазма. Духовник, согласно воспоминаниям Антония, поднимался до опыта созерцательного молчания. Какого именно опыта? Вряд ли можно однозначно определить, однако нет сомнений, что этот опыт связан с исихастским подвигом. Прежде чем стать священником, Антоний, по совету Г.Флоровского , методично вчитывался в исихастские тексты. Продолжалось это около 15 лет. Первое время своего служения в священном сане Антоний вместо проповедей читал тексты Силуана Афонского . Он общался с учеником Силуана – Софронием Сахаровым , наконец, Антоний и сам учил об Иисусовой молитве, основываясь на прочитанном и на личном опыте 498 . Размышления о человеке у Антония разворачиваются не только в аскетическом русле, но и как материал пастырского богословия, психологии религиозного опыта, гомилетики. Антоний окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны, много лет был врачом, и воззрение на человека с эмпирической, научной точки зрения было ему свойственно в полной мере. Вся мысль Антония антропологична. Однажды Антония спросили: «Вы верите в Бога, а во что верит Бог?» Он ответил: «В человека». Подобный ответ позволяет судить, насколько антропологическим было его мироощущение, если это сказывалось даже на предмете его религиозной веры. Подобный ответ выводит религиозную мысль за пределы, отделяющие религиозную веру от неверия. Здесь обнаруживаются возможности диалога между людьми разных убеждений, поскольку человек – единственная точка соприкосновения в диалоге между верующим и неверующим. Согласно Антонию, «человек – это та реальность, которая составляет тему жизни всякого человека» 499 . О сути времени Антония побуждал задумываться, так сказать, его экзистенциальный опыт. Так было задолго до того, как он стал предметно исследовать природу времени «с точки зрения философии времени» 500 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

он запретил Евлогия в служении и разорвал молитвенное общение с ним. То был первый раскол эмигрантской Церкви: в ней появились «евлогианцы» и «карловчане». Вскоре последовал и другой раскол. В 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский), управлявший русскою Церковью в (канонически весьма неясной) должности «заместителя местоблюстителя патриаршего престола», направил всем заграничным клирикам русской Церкви предписание дать письменное обязательство лояльности советскому правительству. Это требование Москвы еще не породило раскола: владыка Евлогий предложил смягченную формулировку требования как «обязательства не делать амвон ареной политики», и в такой форме обязательства были даны. Но несколько позднее раскол все же совершился. В 1930 г. Евлогий принял в Лондоне участие во всеанглийском молении о страждущей русской Церкви; вскоре после этого, указом Московской патриархии он был уволен от церковного управления, и его преемником был назначен митрополит Литовский Елевферий. Однако в подчинение Елевферию перешла лишь малая часть духовенства и мирян; а митрополит Евлогий достиг соглашения со Вселенским (Константинопольским) Патриархатом о том, что подчиненные ему приходы будут приняты в юрисдикцию Вселенского Патриарха в качество особого Русского Экзархата. Тем самым, эмигрантская Церковь оказалась разбита уже на три группировки-юрисдикции, не имевшие взаимного общения: «карловчане», управлявший которыми Синод не имел признания ни одной из православных Церквей, «евлогианцы», образовавшие Экзархат Вселенского Патриархата, и небольшая часть, сохранившая подчинение Московской Патриархии. В основе своей, подобное строение (или нестроение?) она сохранила и до сего дня. Юрисдикция, представляемая экзархатом митрополита Евлогия, занимает в этом спектре центральное положение, сразу в ряде аспектов: она была наиболее многочисленна и, кроме того, придерживалась наиболее взвешенных, центристских позиций, стремясь соблюдать отделенность Церкви от политики. Сходной линии придерживалась и иерархия русской Церкви в США. Карловацкая юрисдикция, политизированная, резко антисоветская и монархическая, представляла правое крыло, тогда как малая часть эмиграции, оставшаяся в каноническом подчинении Московского Патриархата, может рассматриваться как левое крыло, хотя ее представители в подавляющем большинстве отнюдь не были сторонниками большевиков и сделали свой выбор по церковным, а не политическим основаниям, видя свой долг в сохранении единства Церкви. Весьма стоит указать, что при численной малости, московская юрисдикция включала в себя целый ряд крупных деятелей Церкви и богословов: к ней, в частности, принадлежали В.Н.Лосский (1903–1958), митроп. Вениамин (Федченков) (1880–1961), митроп. Антоний (Блум) (1914–2003), архиеп. Василий (Кривошеин) (1900–1985), архим. Софроний (Сахаров) (1896–1993), иконописцы о. Григорий Круг и Л.А.Успенский и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Протоиерей Георгий Флоровский (1893–1979): «Древние отцы не колебались говорить о « естественном » и " физическом » общении, реалистически объясняли евангельский образ Лозы виноградной... В Евхаристии снимается человеческая непроницаемость и исключительность. Верующие становятся » сочленами « во Христе, и чрез это – сочленами другу» 839 . «Евхаристическое общение не есть только духовное или нравственное единство, не только единство переживания, воли и чувства. Это – реальное и онтологическое единство, осуществление единой органической жизни во Христе» 840 . Епископ Вениамин (Милов) (1887–1955): «Во время пения песни «Тебе поем...» совершается пресуществление святых Даров в Тело и Кровь Христовы действием Святого Духа» 841 . Митрополит Антоний Сурожский (Блум) (1914–2003): «В причащении Святых Тайн хлеб и вино, ставшие Телом и Кровью Христовыми, воспринимаются нашими устами, глотаются, пронизывают нас, все самые великие дары Божии достигают нас, доходят до нас через нашу телесность – и это так дивно». Епископ Иларион (Алфеев) (род. 1966): «Православная Церковь безусловно верует, что в Евхаристии хлеб и вино становятся реальными Телом и Кровью Христа, а не только символическим изображением Тела и Крови» 842 . Известный литургист, заслуженный профессор МДЛ А.И. Георгиевский (1904–1984) пишет: «Литургиею называется общественное богослужение, на котором не только возносятся молитвы к Богу, но и приносится Ему, под видом хлеба и вина, таинственная, умилостивительная Жертва Тела и Крови за спасение всех людей – живых и умерших, и совершается Таинство Святого Причащения... За возношением Святых Даров, во время пения «Тебе поем...», следует... пресуществление» Святых Даров 843 . Веру в пресуществление исповедовал и митрополит Вениамин (Федченков) 844 (1880–1961), который известен как человек, весьма глубоко понимавший и ощущавший православное богослужение, особенно Евхаристию. Протоиерей Григорий Дьяченко (1850–1903): «О Таинстве Причащения. Таинство это в Новом Завете называется Вечерью ( 1Кор. 11:20 ), Трапезой Господней ( 1Кор. 10:21 ), Причащением Плоти и Крови Христовой ( 1Кор. 10:16 ) и преломлением хлеба ( Деян. 2:42; 20:7 ). Под этим именем разумеется такое Таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина причащается истинного Тела и истинной Крови» 845 . «Последуя примеру апостолов, мы в Таинстве Причащения под видом хлеба приемлем самое Тело Господне и под видом вина приемлем Кровь Христову, иначе сказать, мы веруем в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. Как совершается это пресуществление , мы не понимаем и не пытаемся постигнуть разумом, так как хорошо знаем, что вера перестала бы быть верою, если бы всё в ней сделалось понятным. Мы веруем, что истинно и действительно хлеб становится Телом, а вино – Кровию Христовыми» 846 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010