Византийская гимнография Гимнографические тексты В. п. представляют собой одно из главных достижений визант. поэзии. Один из древнейших поэтических текстов, прославляющих Страсти Христовы,- это произведение сщмч. Мелитона Сардского (III в.) «О Пасхе»; предполагается, что оно изначально имело богослужебное назначение. Параллели и прямые заимствования из него встречаются во мн. текстах В. п. Кроме обычных гимнографических жанров (тропаря, кондака, стихир и проч.) в В. п. употребляются и уникальные: 15 антифонов (единственный пример в году) и блаженны утрени (в отличие от литургийных блаженн утренние встречаются дважды в году - в В. п. и на Мариино стояние), 12 тропарей часов (аналоги - тропари на царских часах Рождества и Богоявления). Цикл антифонов сложился в X-XII вв., но отчасти восходит к древней иерусалимской традиции; в совр. Триоди антифоны насчитывают всего 40 тропарей и 15 богородичнов (изначально антифоны не имели богородичнов; в совр. Триоди крестобогородичном является только 15-й, а остальные богородичны прямо не связаны с темой В. п.; в нек-рых рукописях встречается большее число крестобогородичнов). В совр. литургических книгах антифоны представлены без стихов псалмов; оригинальные стихи сохранились в Типиконах Святогробском и прп. Георгия Мтацминдели, а также в нек-рых певч. рукописях (Sinait. gr. 734-735, X в.; Ath. Chil. slav. 307, XII в.). Антифоны сопровождаются 5 седальнами, последний из к-рых (            ) является одновременно и тропарем В. п. Седальны, как и тропари антифонов, предписывается петь по дважды (1-й поется аналогично тропарям пророчеств - с повторением окончания на «  » и всего тропаря на «    »), без богородичнов (в нек-рых рукописях указаны и богородичны к седальнам). Блаженны В. п. поются на 9; их ирмос (тропарь, выписанный первым: «    »), 6-й тропарь (не считая ирмоса), троичен и богородичен заимствованы из воскресных литургийных блаженн 4-го гласа. 12 тропарей часов восходят к древней иерусалимской традиции и, вероятно, древнее 15 антифонов утрени.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Хор: «Отче наш» Священник: «Яко Твое есть Царство...» Хор: " Аминь». Священник: " Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните». Хор (протяжно): «Тебе, Господи». В это время священник тайно читает главореклоненную молитву и возглашает: «Яко благословися имя Твое...» Хор: «Аминь. Буди имя Господне благословено отныне и до века» (трижды), 33-й псалом «Благословлю Господа на всякое время...» Священник: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор: " Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи помилуй» (трижды). «Благослови». Священник творит дневной отпуст по Уставу. Хор поет: «Великаго Господина...» Особенности чинопоследования Божественной литургии, совершаемой в седмичный день Божественная литургия святого Иоанна Златоуста , совершаемая в седмичный день, в сравнении с воскресной Литургией может иметь только три существенные особенности: Антифоны могут быть трех видов: Изобразительные – поются, кроме воскресных дней, также в праздники Богородичные и Господские недвунадесятые, в праздники великих, бденных, полиелейных и славословных святых, а также в дни памяти почти всех шестеричных 315 и некоторых малых 316 святых, которым в Типиконе указано петь Блаженны. Кроме того, изобразительные антифоны поются по субботам в течение всего года (даже в дни памяти малых святых, не имеющих Блаженн), а также в периоды пред- или попразднства двунадесятых праздников и в период пения Цветной Триоди. Текст изобразительных антифонов приведен в 4-й главе 1-й части данной книги. Праздничные – поются в двунадесятые Господские праздники (в сам день праздника), а также на Пасху и во все дни Светлой седмицы. Текст праздничных антифонов для определенного праздника можно найти в последовании службы данного праздника в Минее (или Триоди), а также в Типиконе и в богослужебном Апостоле. Вседневные – поются в те седмичные дни (кроме субботы) периода Октоиха, когда не исполняются изобразительные антифоны (т.е. в том случае, когда совершается служба малому святому (двум малым святым) или шестеричному (очень редко), не имеющих Блаженн).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Нельзя не упомянуть и о мнении И.А. Карабинова , что Великий канон в своей первоначальной версии был, скорее всего, несколько пространнее того, что мы имеем сейчас. Так как многие каноны, составленные святым Андреем, в последующие века сокращались редакторами богослужебных книг, то и Великий канон вряд ли избежал сокращений. В частности, древние славянские рукописи в 9-й песни сохранили несколько тропарей, отсутствующих в современной версии печатной Триоди 392 . В заключение отметим, что и другие два комплекса песнопений в службе четверга 5-й седмицы – 14 тропарей «Блаженн» и 24 стихиры «по алфавиту» – тоже приписываются святому Андрею. «Блаженны», по всей видимости, были составлены преподобным Андреем одновременно с каноном и в тесной связи с ним. Скорее всего, «Блаженны» в Иерусалиме пелись на утрене перед Евангелием, а само Евангелие тогда читали как раз по 6-й песни канона 393 . Именно поэтому и святой Андрей поместил их между 6-й и 7-й песнью канона. Но особенно хорошо заметна идейная связь между «Блаженнами» и каноном: в них не только выдерживается тот же стиль, что и в тропарях канона, но и обнаруживается чёткая тематическая последовательность: в 6-й песни ряд ветхозаветных образов завершается на личности Иисуса Навина, в тексте тропарей «Блаженн» воспоминаются деятели эпохи Судей, а в 7-й песни канона уже называются представители ранне-монархического периода. 24 стихиры уже не имеют столь тесной связи с каноном, их роднит только общая покаянная направленность. Да и их принадлежность преподобному Андрею не является бесспорной: в отдельных памятниках они приписываются преподобным Иоанну Дамаскину или Симеону Метафрасту 394 , хотя современные литургисты всё же их автором считают святого Андрея. Сам по себе комплекс стихир представляет собой древний кондак: его строфы последовательно начинаются с букв греческого алфавита (как у акафиста), все они имеют одинаковое количество мелодических строк и общий рефрен «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». История богослужения четверга 5-й седмицы Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Относительно структуры и жанрового состава синайских Миней IX–XII вв. можно сказать, что в расположении гимнографического материала их составители придерживались простейшего жанрового принципа: служба содержала седален, три стихиры и канон. На большие праздники объем гимнографии увеличивался: добавлялись тропарь, стихира стиховны, стихиры на «Хвалитех», в некоторых рукописях праздничные «блаженны», молебный канон. Около XII в. седален занял место после третьей песни канона, после шестой стали выписывать икос и кондак, после девятой – эксапостиларий. К древнему и уже в Византии исчезнувшему гимнографическому жанру относились праздничные «блаженны», тропари, припеваемые к стихам заповедей блаженств на праздничной (не воскресной) литургии 1013 . Структурно циклы праздничных блаженн следовали принципу построения песен гимнографического канона. Цикл насчитывал от трех до семи блаженн, чаще всего их было пять-шесть. Тропари–блаженны метрически и мелодически повторяли образец-самоподобен, в качестве которого использовали гласовую воскресную блаженну или авторский самоподобен. Эти циклы являлись не обязательными и известны лишь по отдельным Минеям. Так, в вышеупомянутом «энциклопедическом» комплекте Χ–XI вв., например, в декабрьской его Минее имеются блаженны песнописцев Андрея и Германа на память свт. Николая, на Предпразднство Рождества Христова, на Рождество Христово, на память первомч. Стефана, на Попразднство Рождества Христова 1014 . Другим особым жанром, свойственным немногим палестинским, а также южноитальянским Минеям ΧΙ-ΧΙΙ вв., оказался жанр «молебного канона». Эти «молебные каноны» были посвящены как широко известным, так и местночтимым святым византийского мира. Чаще всего под рубрикой «молебный канон» в Минее помещали обычный канон праздника. Так, в Sinait. Gr. 614 (Χ–XI вв.) на праздник вмч. Георгия после канона Космы под рубрикой «молебный канон» шел канон праздника Феофана, который в других кодексах помещен как основной. По всей видимости, эпитет «молебный» указывал не на особый жанр, но на функциональное предназначение – исполнить «молебное пение» на одной из служб в день особого торжества в местной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– если святой имеет Блаженны – 4 тропаря из 3-й песни канона предпразднества и 4 из 6-й песни канона святого. – если святой не имеет Блаженн – 4 тропаря из 3-й песни и 4 из 6-й песни канона предпразднства. В попразднство: – если святой имеет Блаженны – на 8: 4 тропаря из рядовой песни канона праздника и 4 из 6-й песни канона святого. – если святой не имеет Блаженн – тропари из рядовой песни канона праздника на 6 356 . Входной стих: В попразднство Господского праздника: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий...» (после слов «Сыне Божий» добавляется припев 2-го антифона праздника). В попразднство Богородичного праздника: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий, молитвами Богородицы поющия Ти: Аллилуйя» 357 . Тропари и кондаки по входе: Если служба совершается одному святому (малому или шестеричному), то порядок пения тропарей и кондаков такой же, как и в случае празднования памяти полиелейного святого в период пред- или попразднства (см. пункт «О бденном или полиелейном святом, если случится в период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника в седмичный день»). Если случится память двух святых в период пред или попразднства, то порядок пения тропарей и кондаков будет следующий: В Господском храме: – в предпразднство или попразднство Господского праздника: тропарь праздника (предпразднства) и тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства). – в предпразднство или попразднство Богородичного праздника: тропарь храма, тропарь праздника (предпразднства), тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства). В Богородичном храме: – в предпразднство или попразднство Господского праздника: тропарь праздника (предпразднства) и тропарь храма, тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства) 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Канон на утрени пелся с меньшею, чем ныне, торжественностью. В первом каноне — Космы — ирмос и тропари (которых большею частью 2, изредка 3) пелись по дважды, а второй — Иоанна Дамаскина — пелся без ирмосов на 6. Катавасия — ирмосы 1-го канона. Но нужно заметить, что Евергетидский устав не придавал такого значения количеству тропарей в каноне, какое придает нынешний устав, и не измерял этим количеством важности праздника. Например, на Введение, праздник, имеющий менее торжественное богослужение, чем Успение, он назначает для каждого из двух канонов пение на 8, как на Рождество Христово и Богоявление. Для всех же других праздников, имеющих два канона на утрени (Рождество Богородицы, Троицын день), он назначает именно такое исполнение, как для Успения: первый канон на 8 с ирмосами, второй на 6 без ирмосов. По 3 песни успенского канона взамен нашего ипакои, певшегося по Евергетидскому уставу на полиелее, положен простой седален того же (8-го) гласа: «Яже Бога заченши» (ныне положен 18 августа). Дальнейший чин утрени по Евергетидскому уставу представляет только ту особенность по сравнению с нашим, что стихиры на хвалитех положены на 6, а не на 4, как у нас; так и в большинство двунадесятых праздников. Литургию Успения Евергетидский типикон отличает от литургии всех богородичных праздников, назначая для нее, как в Господские праздники, особые антифоны (вместо изобразительных псалмов и блаженн). В нашем уставе это отличие исключительно Господских праздников; даже Сретение, как полубогородичный праздник, не имеет антифонов. Антифоны Успения по этому уставу такие: 1) Благо есть исповедатися Господеви... Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. 2) Господь воцарися, в лепоту облечеся... Спасины, Сыне Божий, от Девы рождейся, поющия Ти: аллилуиа. 3) Приидите возрадуимся Господеви... Тропарь праздника. Эти антифоны положены и на Преображение. У нас те же псалмы, но с другими припевами, служат будничными антифонами (для наиболее простых будней, когда не положено изобразительных псалмов и блаженн).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Троице, как, например, аллилуиа на постной утрене. Значение Блаженн Нигде в литургии нет такого стечения специально-праздничных песней, какое представляют собою Блаженны с их 8–12 тропарями. Это, можно сказать, самая праздничная часть литургии, особенно если принять во внимание напев их — наиболее богатый по мелодии из гласовых напевов. Неудивительно поэтому, что устав иногда отменяет и антифоны двунадесятых Господских праздников для сохранения Блаженн. Так, если память Иоанна Богослова случится в Вознесение, оставляются антифоны праздника и поются изобразительные псалмы только для того, чтобы на входе можно было почтить память святого песнью его канона. То же делается, если храм святого случится даже в Пятидесятницу [ 918 ]. История употребления Блаженны в составе литургии так тесно связаны с изобразительными, что появиться на ней могли только одновременно с ними, следовательно, сравнительно поздно (см. выше). Присутствие их на утрене Великого канона, Великого пятка и в чине погребения, столь близком по составу к утрене, может говорить за то, что первоначально они употреблялись на этой службе. Странно, что римско-католическое богослужение не использовало столь назидательной и художественной страницы Евангелия. Тропари и кондаки В мысли, что на входе священнослужителей в алтарь происходит вход туда и святых, Церковь, естественно, в этот момент воспевает святых, назначая после входа тропари и кондаки им. На литургии иногда (в будни) это единственное место, посвящаемое памяти дня. Потому из песней дня сюда выбраны самые общие, наиболее выражающие суть празднуемого события. Таким именно характером отличаются как тропари, так и кондаки, нередко восполняющие друг друга по содержанию (см. выше, с. 689), почему те и другие здесь (и только здесь) даются в соединении друг с другом. Эта группа песней старается обнять все памяти, соединенные с днем совершения литургии, в показание того, что бескровная жертва приносится о всех и за вся; на этом основании в будни на литургии поются тропарь и кондак и седмичного дня (в понедельник — безплотных и т. д.), более нигде — ни на вечерне, ни на утрене, ни на часах — не поемый.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Таким образом, предстоя Божественной Евхаристии, мы радуемся радостью неизреченной, которая омывает душевную скверну. «Господь для того и стал Человеком, чтобы принести Жертву, могущую нас очистить» (1, t. 63, col. 47), Жертву, могущую умиротворить расстоящееся, соединить Небо и землю, примирить человека с Богом, с братом своим и с самим собой». «Ты приступаешь к Жертве страшной и святой. Устыдись дела сего приношения: закланный предлежит Христос. И чего ради Он заклан и почему? Дабы умиротворить то, что на Небе и на земле, дабы тебя соделать другом Ангелов, дабы примирить тебя с Богом всяческих, дабы из врага и противника сделать тебя другом... Ради мира к брату твоему Жертва сия» (1, t. 49, col. 381–382). Благодаря Голгофской Жертве мы, будучи врагами... примирились с Богом ( Рим. 5:10 ). Однако речь идет не о простом восстановлении отношений между Богом и людьми. Речь идет о полноте жизни. Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяя яко в начале, в четыри Евангелия, мир орошая, тварь веселя, и языки верно научая покланятися Царствию Твоему (тропарь Блаженн, на утрене Великого Пятка). Даже то, чего не претерпел на Кресте Господь, то есть сокрушение костей, содержится в Таинстве, «да все исполнит» (1, t. 61, col. 200), «дабы мы стали сотелесными Ему» (1, t. 60, col. 477). Троическое Богоявление Совершаемая Церковью Евхаристическая Жертва является обобщением понятия Таинства Божественного Домостроительства и залогом постоянного присутствия этого Таинства в Церкви. Дело Божественного Домостроительства является делом Пресвятой Троицы; как говорит святой отец, «все принадлежащее Троице нераздельно» (1, t. 61, col. 608). «Где присутствует одна Ипостась Святой Троицы, там присутствует вся Троица, ибо нерасторжимо Она существует в Самой Себе и пребывает в единстве» (1, t. 60, col. 519). Сын и Слово стал плотью и вселился в нас, Отец благоволит тому, и Дух Святой содействовал Сыну с момента девственного и непорочного зачатия Его во утробе Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(а не с Христос воскресе...). Примечание 2. В послед. нед. Антипасхи, Тип., л. 359, сказано: «начинаются отднесь литии, сиречь, исхождения в притвор и Оглашения... Феодора Студита , в них же поем Слава, и ныне, стихиру евангельскую... Внемли, яко литии в притворе прежде 1 часа бывают и Оглашения Студитова. Потом час 1-й прочее обычно и совершенный отпуст». В этих выражениях содержатся такия мысли: 1) Прерванные на время выходы в притвор по воскресным дням для чтения Оглашений Студитовых и 1 часа (в последний раз были в нед. Ваий), а по седмичным для пения литии по усопшим (они прекратились с Великого четверга) с нынешняго дня, т. е. с недели Антипасхи снова начинаются. 2) Когда бывает чтение Оглашений (а оно бывает по воскресным дням), то в притворе сначала произносятся Оглашения Студитовы и поется тропарь Феодору Студиту , а потом уже читается 1 час (между тем, в седмичные, непраздничные дни раньше читается 1 час и притом во храме, а затем уже бывает выход в притвор и в нем пение литии о усопших). Часы перед литургией поются обыкновенные и трехпсалмные. Петь их полагается в притворе. Часы следует начинать так: Благословен Бог... Аминь. Христос воскресе... 3. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся... 3. Три псалма 3 часа, и т. Д На всех часах – тропарь и кондак праздника. Тропарь праздника. Слава святого. Кондаки – попеременно: на 3 час – святого, на 6 – праздника, на 9 – святого. Литургия Златоустого. От недели Антипасхи до отдания Пасхи начало литургии бывает такое: Благослови, владыко. Благословенно царство... Тропарь: Христос воскресе... 3. Ектения великая. После великой ектении поются изобразительные псалмы. Для блаженн в неделю Антипасхи берутся 3 и 6 песни канона праздника, обе на 8. Блаженна праздника, т.е. нед. Антипасхи, из канона песнь 3 на 4 и из канона святого песнь 6 на 4. По входе – тропарь: Запечатану гробу... Слава, и ныне, кондак: Любопытною десницею... Тропарь праздника и святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Естественно, что при такой календарной вариативности Минеи IX–XII вв. характеризует и разнообразие состава песнопений. Их изучение показало, что если каноны Космы вошли в поздние “иерусалимские” Минеи в полном объёме, то Иоанна и Андрея — лишь частично. Более же всего пострадали каноны одарённого песнописца святого Патриарха Германа (†730 или 742). В синайских Минеях IX–XII вв. обнаружено 18 его неизданных канонов, выпавших из книги в процессе унификации. Унификация Минеи происходила в соответствии с уставным предписанием (XI в.): “если в Минее на память какого-либо святого содержатся каноны разных песнописцев, то предпочтение отдаётся канону кир Космы. Если есть канон кир Иоанна и другого песнописца, то — Иоанна, если кир Феофана и других, то кир Феофана. А если же есть канон Иосифа, то он предпочитается всем остальным”. Так, в Минее XII в. Ath. Vatop. Gr. 218 помещено 27 канонов Иосифа, 22 — Феофана, 5 — анонимных, 1 — Иоанна. Каноны Иосифа, составленные в отличие от ярких и технически неоднородных канонов VII–VIII вв. по единообраз­ной схеме, как нельзя лучше отвечали задаче унификации. В результате из византийского богослужения выпали многие службы. При сравнении Минеи Sinait. Gr. 607 (IX–X вв.) c печатными греческими и славянскими книгами на март-апрель оказалось, что только 10 служб из 61 в издания вошли в полном составе. А из вышеназванных 107 мартовских и 102 апрельских в “иерусалимские” рукописные, а затем и печатные Минеи вошли 32 мартовских и 33 апрельских службы. Попытка собрать утерянные памяти была предпринята в стишных прологах, которые помещались после 6-й песни канона, например, в январской Минее ГИМ. Син. Греч. 331 (XIV в.) или в печатных Минеях, изданных в Венеции, где на каждый день указано до десяти памятей святых, при этом только одна-две имели особую службу, все остальные — краткий стишной пролог. Структура Миней IX–XII вв. Синайские Минеи IX–XII вв. содержали седален, три стихиры и канон. В целом они унаследовали структуру Тропология, приспособленную к порядку богослужения, с той разницей, что в начале служб поместили седальны, особые для каждого святого (что нарушало строгое следование богослужения), а в песни канонов вставили богородичны. На большие праздники объём гимнографии в Минеях, как и в Тропологии, увеличивался за счёт тропаря, стихир стиховны, стихир на “Хвалитех”, кондака, икоса, с XI–XII в. — эксапостилария, иногда праздничных блаженн и молебного канона.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010