Блаженный Андрей сохранил скот крестьянина Тотемского уезда Макисма Ручкова. Во время скотского падежа, свирепствовавшего в этой деревне, святой явился этому крестьянину и сказал: «Раб Божий, помолись блаженному Андрею Тотемскому и скот будет цел». Обрадованный крестьянин исполнил приказание святого, и скот его, действительно, не пострадал. Так прославил Господь Своего смиренного угодника. Амвросий Оптинский, преподобный Великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился, как принято считать, в день памяти святого Александра Невского 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича, отец которого был священник. «В какое число было мое рождение, — вспоминал впоследствии старец, — не помнила и сама матушка, потому что в тот самый день, как я родился, к деду в дом, где тогда жила моя мать, съехалось много гостей (дед мой был благочинным), так что мать мою должны были выпроводить вон, и она в этой суматохе и запамятовала, в какое именно число я родился. Должно полагать, что это было около 23 ноября». И, говоря об обстоятельствах своего рождения, отец Амвросий любил пошутить: «Как на людях родился, так все на людях и живу». При крещении новорожденному дано было имя Александр в честь святого благоверного князя. В детстве Александр был очень бойкий, веселый и смышленый мальчик. По обычаю того времени учился он читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видал и не слышал ничего худого, так как воспитывался в строго церковной и религиозной среде. Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И в училище, и в семинарии, благодаря своем богатым способностям, Александр Гренков учился очень хорошо . «Гренков мало занимается, — говорил его товарищ по семинарии, — а придет в класс, станет отвечать, точно как по писанному, лучше всех». Обладая от природы веселым и живым нравом, он всегда был душой общества молодых людей. В семинарии любимым занятием Александра было изучение Св. Писания, богословских, исторических и словесных наук. И поэтому ему никогда и в голову не приходила мысль о монастыре, хотя некоторые и предрекли ему об этом. За год до окончания он тяжко заболел. Надежды на поправление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Маркане обитель, в которой и собрал до 300 учеников. Скончался он в своей обители между 453 и 458 г. (по другим, в конце V в.). Преставление блаженного Андрея Христа ради юродивого Тотемского. Родом из седа Усть-Толщемского, он начал юродствовать в Галичском Воскресенском монастыре и проходил сей подвить 10 лет. Любимое место пребывания его было в городе Тотьме, у церкви Воскресения, на берегу реки Сухоны. Здесь, как будто лишенный рассудка, зимой и летом он ходил босой, в одежде худой и разодранной; пищей его были только хлеб и вода и то в таком малом количестве, чтобы только жить и не умереть. За такие высокие подвиги бл. Андрей еще при жизни удостоился дара чудотворений. Скончался он в 1673 г. У гроба его совершались чудеса. Над местом его погребения в 1707 г. устроена церковь в честь его Ангела – св. Андрея Стратилата. Ныне мощи его почивают под спудом в Успенской церкви у левого клироса. – Святителя Aмфuлoxiя, епископа Владимироволынского. По сказанию летописи, он хиротонисан в 1105 г. и преставился в 1122 г., (см. Святогор. мон. Волын. еп.). Празднование ему в Почаевской лавре с другими Волынскими святыми совершается 10 окт., в день возвращения Почаевской лавры к православию в 1831 г. 11 . Г. Св. апостола единого от семи диаконов. Из лика 70-ти, он принадлежал к числу 7 диаконов, избранных, апостолами, и трудился вместе с архидиаконом Стефаном. Родом он был из Кесарии Палестинской. Когда на церковь Иерусалимскую воздвигнуто было гонение, Филипп не убоялся «ярости беззаконных», прибыл с проповедью о Христе в Самарию и обратил здесь многих ко Христу. Между другими он крестил Симона волхва и евнуха царицы Ефиопской, которого он встретил на пути из Иерусалима в Газу, отправившись туда по повелению Ангела. ( Деян.8:5–13, 26–39 ). После крещения этого вельможи, ап. Филипп, будучи восхищен Ангелом, оказался в Азоте (на восточном бер. Средиземного моря, недалеко от Газы) и, проходя, благовествовалъ всем городам ( Деян.8:39–40 ). Придя в Кесарию и пробыв здесь в своем доме некоторое время, он возвратился в Иерусалим, где был поставлен свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Они потребовали, чтобы он разоблачился; он же понял, что его ждет, и сказал протодиакону с полным спокойствием: «Отчего ты не разоблачишь меня? Уже пришел час мой». И когда его разоблачили, казаки взяли его, повели на пытку и бросили на раскаленные угли. Ряса его загорелась. Казаки сорвали ее и стали его пытать. Митрополит же молчал и молился. Потом его повели на крышу собора (на скат) и поставили на край, и он упал и сейчас же убился, и, когда он был уже на земле, раздался страшный шум и стук, и великий страх напал на всех, и долгое время, минут 20, разбойники стояли повесив головы, не смея взглянуть один на другого, так они испугались. Но когда сбежалось в слезах духовенство, они разогнали его. Через час все же отдали им тело священномученика. Священники же перенесли его в собор, омыли раны и облачили в святительские одежцы. Все было сделано по уставу и церковным правилам. В 6 часов начался погребальный звон, а в 10 часов святитель уже  был погребен внутри собора. Отставной стрелец Иван Глухой показал, что у него была больна нога. В ночь, когда св. Иосиф упал с крыши, он почувствовал, что его тянут за ногу. Он встал и увидел, что на крыше собора горят три большие свечи, а посредине — огромное пламя с искрами поднимается к небу. Он в эту ночь вставал 9 раз и всякий раз видел это чудо. К утру же нога его исцелилась. И другие люди видели в эту ночь то же чудо. •  Свщмч. Иосиф родился в г. Астрахани, впоследствии он стал первым митрополитом Астраханским. Скорби и страдания сопровождали святого с юных лет до мученической кончины. Когда ему было 7 лет, во время смуты, произведенной сторонниками самозванца Лжедимитрия I, в дом его родителей ворвались казаки и один из них ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал всю жизнь.  •  По другим сведениям, был погребен через 9 дней.  •  Возведен в святительский чин в 1656 г, в Москве. Канонизация священномученика совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 г. Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый (+ 1673) Память его празднуется 10 окт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

отрок схимонах Боголеп, Черноярский, Астраханский Священномученик Иосиф, архиепископ Астраханский Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский и Каневский Феодор Алексеевич (1676 – 1682) Мученик Павел Русский Цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи (1682 – 1689) Мученик младенец Гавриил Белостокский Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) Преподобный Корнилий Переяславский Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский Святитель Питирим, епископ Тамбовский XVIII век Святитель Митрофан, епископ Воронежский Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) Святитель «Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский Преподобный Иов Анзерский Преподобномученик Пахомий Анна Иоанновна (1730 – 1740) Праведный Иоанн Русский, исповедник Святитель Иннокентий, епископ Иркутский Святитель Иоасаф, епископ Белгородский Елисавета Петровна (1742 – 1762) Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский Екатерина II (1762 – 1796) Святитель Софроний, епископ Иркутский Блаженная Ксения Петербургская XIX век Николай I Павлович (1835 – 1855) Преподобный Герман Аляскинский Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский Александр II Николаевич (1855 – 1881) Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский Александр III Александрович (1881 – 1894) Святитель Феофан, затворник Вышенский Николай II Александрович (1894 – 1917) Священномученик Иоанн Кочуров, протоиерей Царскосельский В. И. Ленин (1917 – 1924) Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Царственные мученики Преподобномученица вел. кн. Елисавета Феодоровна Преподобномученица инокиня Варвара Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский Священномученик архимандрит Сергий Мученик Иоанн Ковшаров И. В. Сталин (1924 – 1953) Мученик

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Преподобный отрок Схимонах Боголеп Черноярский, Астраханский. Июль, 24 1667 Страдание Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. Май, 11 1672 Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый. Октябрь, 10 1673 Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский и Каневский. Сентябрь, 7 1678 Святой мученик Павел Русский. Апрель, 6 1683 Святой мученик младенец Гавриил Белостокский. Апрель, 20 1690 Преподобный Корнилий Переяславский. Июль, 22 1693 Святитель Феодосий Углицкий, Архиепископ Черниговский. Февраль, 5 1696 Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Июль, 28 1698   XVIII в.   Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая. Январь, 24 XVIII в. Святитель Митрофан, Епископ Воронежский. Ноябрь, 23 1703 Святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский. Декабрь, 14 1707 Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Сентябрь, 21 1709 Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский. Июнь, 10 1716 Преподобный Иов Анзерский. Март, 6 1720 Преподобномученик Пахомий. Май, 7 1730 Праведный Иоанн Русский, новый исповедник. Май, 27 1730 Святитель Иннокентий, Епископ Иркутский. Ноябрь, 26 1731 Священномученик Констанций Русский. Декабрь, 26 1743 Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Декабрь, 10 1754 Святитель Павел, Митрополит Тобольский и Сибирский. Ноябрь, 4 1770 Святитель Софроний, епископ Иркутский. Март, 30 1771 Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский. Август, 13 1783 Преподобный Паисий Величковский. Ноябрь, 15 1794   XIX в.   Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Январь, 2 1833 Преподобный Герман, Аляскинский чудотворец. Декабрь, 13 1837 Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский. Февраль, 12 1840 Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Ноябрь, 19 1867 Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. Апрель, 30 1867 Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Март, 31 1879 Преподобный Амвросий Оптинский. Октябрь, 10 1891 Святитель Феофан, затворник Вышенский. Январь, 10 1894   Праведный Иоанн Кронштадтский. Декабрь, 20 1908

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Чрезвычайное благочестие было отличительным характером Василия, исполненного уважения к уставам святой Церкви, которая наслаждалась миром в тридцатилетнее его княжение, и подобно как при Иоанне славилась великими угодниками Божиими. Новгород и Псков, в последние годы своего величия, украсились новыми обителями, зиждителями коих были два соименные Саввы, Ефрем и Никанор, и двое владык, святые Евфимий и Иона, а на рубеже Ливонском ископана Печерская обитель, священнослужителями, бежавшими от гонений из Дерпта. Но наипаче процвел монастырями дикий север, который оживили своими пустынными подвигами выходцы Валаама и Белоозера, искавшие уединения в лесах новой Вологодской епархии, учрежденной на место Пермской. Уже издавна основались там Св. Дионисий Глушицкий и ученик его Григорий, и Павел Комельский; подражателями их были Корнилий и Феодосий Тотемский, и Антоний Сийский, и еще позже, при Грозном, три Александра, Комельский, Свирский и Ошевенский, и многие другие, чьи имена и деяния не могут взойти в краткий обзор сей. Знаменитые отшельники: Нил Сорский , писатель иноческого устава, и Кирилл Новоозерский и Нил Столбенский, спасавшийся в пределах Твери, где незадолго пред тем, просияла память Макария Колязинского, были также современниками Василия, а другом его и наставником великий Даниил, игумен Переяславский. Однакоже, в отсутствие ересей, иные темные облака пробегали по небосклону Церкви: несогласие возникло между Серапионом, Владыкою Новгорода, и игуменом Волоколамским Иосифом, которого не ограждал он от жестоких притеснений удельного Князя. Митрополит Симон, с согласия великокняжеского, покровительствуя новой обители, переписал ее к своей церковной области от Новгорода, за что Серапион наложил запрещение на игумена с братиею и горько выразился о лице Митрополита. Суд соборный лишил его престола, и в Троицкой лавре, прежней своей обители, блаженно окончил он дни свои на молитве, примиренный с Первосвятителем и с самим Иосифом. Удаление Св. Серапиона было весьма чувствительно для Новгорода, который после него, в течении семнадцати лет, оставался без Владыки, до посвящения Макария. Сей будущий Митрополит всея Руси, показал еще у Св. Софии, чего могли от него надеяться Церковь и отечество. Он ободрил духовенство и народ, огорченные долгим отсутствием Святителей: все монастыри мужеские и женские приняли от него устав общежития, обновился и украсился при нем древний Софийский храм, и в самый отдаленный север проникли его пастырские заботы: – там посланный им для проповеди слова Божия, инок Илия, обратил к Христианству диких обитателей, и с благословения Макария устроил первую церковь , во имя Крестителя, по просьбе самих Лопарей. 37. Варлаам

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Раз зимою, в самое холодное время ои шел босой и почти нагой на свою родину в Устье Толшемское на праздник св. архидиакона Стефана (27 декабря). Ветхое, изорванное рубище его было таково, что не только не могло согревать и защищать от холода, но едва прикрывало наготу его тела и он носил его более для соблюдения благопристойности. На дороге с ним встретились сибирские инородцы, кочевавшие по Сухоне, которые, видя человека босыми ногами стоявшего по колена в снегу, догадались, что это – человек Божий Андрей, о котором они знали по слуху. Старшина их Ажбакай, в св. крещении Аврамий, страдал в то время глазами и стал просить его о своем исцелении, за что давал значительную сумму денег. Блаженный Андрей не взял денег и не сказавши ничего убежал, но Ажбакай потер глаза снегом, на котором стоял юродивый, и тотчас же получил исцеление. – Тотемский воевода Максим Григорьев Ртищев долго страдая сильною головною болью, призвал к себе в дом Андрея и просил его помолиться за него Богу и испросить ему исцеление. Блаженный, указавши рукою на образ всемилостивого Спаса, находившийся в комнате воеводы, велел больному приложиться к нему с верою и лишь только воевода исполнил приказание юродивого, как тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. – Дети городских жителей нередко собирались на берег Сухоны близ хижины блаженного Андрея играть в свайку, однажды, когда во время игры они начали беспрестанно сквернословить, блаженный Андрей, с одной стороны не терпя их сквернословия, с другой – желая удержать их от такого скверного дела, вышел из своей хижины и погнал их прочь, все дети бросились бежать от юродивого, но один из них был столько бесстыден и дерзок, что обругавши блаженного самыми скверными словами, из всей силы ударил его железною свайкою. Удар мог быть смертельным, но благодать Божия без вреда сохранила блаженного, юный же нечестивец, рано созревший до такого бесстыдства и дерзости, немедленно был поражен Господом: с криком и ревом павши на землю, он лишился употребления ноги, впал в расслабление и вскоре помер.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый родился в 1638 году в крестьянской семье в Вологодской губернии, недалеко от Тотьмы. До десяти только лет прожил блаженный в доме своих родителей. Они не могли дать сыну образования, не научили даже простой грамоте, но воспитали в нем детски чистую веру в Бога, твердую и неизменную; приучили сына бояться Бога, молиться Ему и Его угодникам, ходить в церковь , строго соблюдать посты; научили всему тому, в чем сами полагали сущность веры Христовой. Во все воскресные и праздничные дни родители блаженного Андрея посылали его в приходскую церковь недалеко от дома, и церковь сделалась единственной школой для отрока. Здесь он скоро приобрел первые познания о Боге, и любовь к Нему прочно, на всю жизнь утвердилась в его детском сердце Использованы книги «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского , «Жития русских святых» в шести томах, 1993 года, «Жития и творения русских святых», 1994 года, «Святая юность», 1996 года. Педагогоческая деятельность Святого Праведого Иоанна Крондштатского Детская душа – живая Божия красота. Как же после этого мог достойный Богоносец отец Иоанн не любить детей! В школу отец Иоанн, по собственным его словам, вступил как делатель в питомник душ. Воспитыватель душ – такова была задача, которую поставил себе новый законоучитель (примеч. – отец Иоанн преподавал в Кронштадтском городском училище, а затем в Кронштадтской классической гимназии Закон Божий). Его взгляды на преподавание были довольно определенные. Он заявлял не раз, что задача каждого преподавателя – дать ученикам определенный, неисчезающий прочный фундамент, на котором он сам будет строить впоследствии прочное здание разумного жизнепонимания. Не количество, а прочность усвоенного важна. Отец Иоанн указывает и то, где и как, какими средствами приобретается эта прочность. Средство это – соединить знание с душой, слить со всем ее прежним духовным содержанием так, чтобы знание срастворилось, вошло как новое, постоянное качество духа, – преподавать только то, что может быть усвоено, переработано душой, умом и сердцем, а не памятью. «При образовании юношества о чем надо больше всего стараться? О том, чтобы стяжать ему просвещенные очеса сердца. Не замечаете ли, что сердце наше – первый деятель в нашей жизни, и во всех почти познаниях наших зрение сердцем известных истин (идея) предшествует умственному познанию. Бывает так при познаниях: сердце видит разом, нераздельно, мгновенно; потом этот единственный акт зрения сердечного передается уму и в уме разлагается на части, являются отделы: предыдущее, последующее; зрение сердца в уме получает анализ свой. Идея принадлежит сердцу, а не уму – внутреннему человеку, а не внешнему. Поэтому весьма важное дело – просвещенна очеса сердца при всех познаниях, но особенно при познании истин веры и правил нравственности».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

52 . Воплощение и Церковь . – МЦВ-к, 1914, 51–52. 53 . Церковь как союз любви. – Сост. Палицкий А. На запросы духа. Пг., 1914. 54 . Краеугольный камень Церкви ( Мф.16:13–18 ). – В память столетия (1814–1914) Императорской Московской Духовной Академии. С.П., 1914, 23 стр., и в Сборнике статей в двух частях: Ч. 1, С. П., 1914 (1915). 55 . Блаженный Андрей Тотемский – Сб. «Под благодатным небом», 1914, с. с. 119–121. 56 . Святой мученик Кельский, там же, с. с. 122–124. 57 . Святой мученик Нестор, там же, с. с. 137–139. 58 . Кто глава Церкви? (и на укр. яз.) – Листки для Галиции, С. П., 4. 59 . Кому принадлежала власть над всей Христовой Церковью во времена святых апостолов? (и на укр. яз.), там же, 10. 60 . О том, что римского папу не должно признавать видимым главой Христовой Церкви, там же, 12. 61 . Почему римского папу нельзя почитать за непогрешимого учителя веры, там же, 14. 62 . Как устроена в Галичине уния римскими папами, там же, 63 . Памятная лекция незабвенного учителя (К годовщине со дня смерти А.И.Введенского , († 23 февраля 1913 года). – МЦВед., 1911, 8, с. с. 147–153 (лекция о философской ответственности – см. Хр„ 1908, т. 3, с. с. 782–800). 64 . Христианства нет без Церкви. С.П., 1915, 67 стр. (No Christianity without the Church.–The Churchman, 1917, March 31, April 7th.). [Рец.: 1) [H. Г. –– ББЛ, 1916, 1–2; 2) С. – Прих. Л-к., 1911, 1, 3; 3) епископ Андрей (Ухтомский). Письма к пастырям Уфимской епархии. IX. Борьба с сектантством может быть только искренней, без умалчивания. – Уфимский епархиальный вестник. 1915, 6; 4) Утренняя звезда. 1915, 28 (10 июля); 5) РдСП, 1915, 29–30, с. с. 755–762, 32, с. с. 815–821; —153— 6) М-ий. ( В.П.Виноградов ). «Что думают и делают по епархиям во время войны?» – Хр., 1915, 6–7; 7) М.М.Тареев . – Хр., 1916, 1–2, с. с. 85–99 и 215–233 и в кн. «Философия жизни»; 8) [В. Г] –– Ц и Ж., 1916, 14]. 65 . Единство идеала Христова. Письмо к другу. – Хр., 1915, январь–февраль, с. с. 83–104 и 346–361. [Рец.: В. В.Розанов . Не надо брака... – Новое время. 1916, 4 апреля].

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 См. в четверг 5-й седмицы Великого поста (17 марта). 3 «Тогда церквонастоятель раздавает свещы братии, ихже вжигают ко всякому Евангелию» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 4 «Сии ектении глаголются от диакона, или от иерея пред седальными до 8-го Евангелия» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 5 Произносится перед чтением каждого Евангелия. 6 В приходской практике тропари антифонов зачастую исполняются без повторений. 7 «Седален... поется посреде церкве от канонарха. Слава: конец, И ныне: паки весь. На нихже не седим, но стояще поем, за еже кадит тогда иерей или диакон святую трапезу» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). «Не седим же на сицевых седальнах, за еже священнику кадити святый олтарь, но стояще поем я» (Постная Триодь, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Четверток вечера»). 8 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 611; Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 193, 349; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6-ти кн. Кн. 5: Пяток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 41; Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 190. 9 Стихи блаженн и тропари следует петь. В тех храмах, где выполнение этой уставной традиции представляется затруднительным, допускается стихи блаженн петь, а тропари к ним – читать. Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться. 10 По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. В Типиконе сказано: «От зде же диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-14/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010