С ним встретился на дороге старшина дикарей, Ажбакай, страдавший глазами; зная по слухам Андрея, он упрашивал его исцелить глаза его и давал ему значительную сумму денег. Андрей, не взяв ничего, убежал; Ажбакай умылся снегом, на котором стоял юродивый, и получил исцеление. Почувствовав близость кончины, блаженный позвал к себе воскресенского пономаря Иоанна, которого любил, и просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его Святыми Тайнами. Причастившись Святых Таин, попросил клирика оставить его одного; потом, позвав его, сказал: «брат, пришло время разлучения души с телом». Иоанн в слезах зажег свечу пред иконою и покурил фимиамом. Вслед за тем блаженный тихо скончался с руками сложенными на груди крестообразно; его похоронили, по его желанию, под колокольнею. Десять лет юродствовал Андрей. Кончина его последовала 10 октября 1673 года, когда было ему 35 лет от роду. По кончине своей блаженный Андрей прославился чудесами. На раке преподобного Феодосия Тотемского 1800 года в клеймах изображены: преподобный Вассиан Тиксенский, Андрей, юродивый Тотемский, Прокопий, юродивый Усьянский, и блаженный Максим Тотемский 667 . Святых мучеников Евлампия и Евлампии Пострадали в гонение Диоклетаново и Максимианово. Евлампий, юноша, скрывавшийся с другими христианами в тайном месте, был послан ими в Никомидию купить хлеба. Увидев над воротами прибитый царский указ против христиан, стал порицать его, за то схвачен язычниками и представлен на суд. Судья убеждал Евлампия воздать честь богам и, найдя его непреклонным, предал пыткам: после бичевания и терзания тела железом его пытали огнем. Услыша о том, сестра его Евлампия пришла на место мучения и, исповедуя себя христианкою, сказала мучителю: «И я готова терпеть за Христа, как и брат мой Евлампий». Мучитель велел бить ее по лицу, и бита была до изуродования. Евлампий укреплял сестру, говоря: «Не бойся, сестра, убивающих тело, а душу погубить не могущих». (см.: Мф. 10, 28 ). После сего мучитель велел выколоть очи Евлампию, а сестру повесить за волосы и бить.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Оставив святительство, он продолжил служение Богу в пещерах Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1122 году. Празднование его памяти 10 октября, совместно с другими святыми Волынского края, было установлено в 1831 году. Блаженный Андрей Тотемский Блаженный Андрей Тотемский родился в 1638 году в селе Усть-Тотемском и уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря в Галиче, Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради. Блаженный поселился в городе Тотьме на берегу реки Сухоны у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом он ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он все раздавал нищим. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. Однажды зимой к юродивому явился слепой по имени Ажибокай, предлагая ему болыпую сумму денег и прося исцеления, но юродивый убежал. Тогда Ажибокай вымыл глаза снегом, на котором стоял блаженный, и тут же прозрел. Блаженному Андрею было открыто время его кончины. Он исповедался, причастился Святых Таин и мирно отошел к Богу. Над его могилой была воздвигнута колокольня храма святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа), имя которого он носил. У гроба блаженного Андрея засвидетельствованы многие исцеления. 11-й день Святой апостол Филипп Святой апостол Филипп был родом из Кесарии Палестинской. Книга Деяний повествует, что он имел четырех дочерей, которые пророчествовали ( Деян.21:9 ). Впоследствии святой Филипп был поставлен апостолами во диакона. По рукоположении он вместе со святым первомучеником и архидиаконом Стефаном усердно служил верующим, заботился об убогих, сиротах и вдовах. Во время гонения на Иерусалимскую Церковь святой Стефан был убит, и все христиане рассеялись по областям Иудеи и Самарии. Святой апостол Филипп проповедовал Христа в Самарии, совершая многие чудеса и исцеления, изгоняя лукавых духов. В Самарии находился знаменитый волхв по имени Симон. Услышав благовестие святого апостола о Царствии Божием и о Имени Иисуса Христа, он также уверовал и крестился вместе с другими ( Деян.8:5–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благодать Божия, обнаружившаяся в блаженном Андрее еще при жизни, не переставала действовать и от его гроба. После погребения блаженного – под колокольней Воскресенской церкви открылся как бы источник исцелений, даже земля, принесенная с его могилы, прогоняла болезни и возвращала здоровье, вследствие чего с каждым годом возрастало в народе благоговение к памяти блаженного Андрея. Это побудило прихожан Воскресенской церкви построить (чрез 34 года по кончине блаженного), вместо колокольни, церковь над его гробом, если и не в его собственное имя (так как чудеса и мощи блаженного Андрея не были свидетельствованы и высшею церковною властью он не был причислен к лику святых, то хотя в честь ангела его – мученика Андрея Стратилата. По их прошению архиепископа великоустюжский и тотемский Иосиф дал 20 октября 1707 года благословенную грамоту и приказал построить церковь в имя св. мученика Андрея Стратилата над гробом трудника Христова Андрея юродивого – Ныне мощи праведного Андрея почивают под спудом в каменной Успенской церкви у левого клироса. Над ними устроена деревянная золоченая гробница, осененная балдахином. Память его совершается 10 октября, в день его преставления. Из чудес, во множестве совершавшихся по преставлении святого, современниками записаны и дошли до нас следующие: Тотемский гражданин Симеон Болонин был полгода нездоров, во время болезни отнялась у него нога, почему он не мог никуда выходить из дому. Раз он видит во сне, будто он стоит в церкви и молится блаженному Андрею пред его гробом, а на гробе стоит большая чаша, полная земли, и слышит он от гроба голос: Симеон! возми из чаши обеими руками и пересыпай с руки на руку, – когда он стал пересыпать в руках землю, она сделалась мукою. Он припал после того к гробу блаженного Андрея, прося у него исцеления и вскоре затем проснулся, чувствуя облегчение болезни, так что на другой день мог придти ко гробу святого, он тотчас же сделался совершенно здоров. Пелагее Корниловой – жене крестьянина Дениса Пудова, – Тотемского уезда, раменской волости – долгое время страдавшей лихорадкою, явился в вечернее время св. Андрей подошедши к ее постели, сказал: «обещайся блаженному Андрею, что на Тотьме у Воскресения Христова близ реки Сухоны, и приложись ко гробу его и будешь здорова. Пелагея со слезами начала обещаться и молиться святому и тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою, – но когда выздоровевши она два дня не подумала об исполнении своего обещания, то на третий день снова сделалась нездоровою хуже прежнего. Чрез несколько дней ночью опять явился ей святой, держа в руках св. Евангелие, и сказал ей: «Что же ты не пришла помолиться к блаженному?» Больная опять начала со слезами обещаться и говорила: «святче Божий прости меня грешную». Тогда св. Андрей велел ей приложиться к св. Евангелию, когда же Пелагея стала отказываться, считая себя нечистою и недостойною, святой взял ее за руку и поднял с постели. Болезнь ее тотчас же прошла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный Андрей родился в 1638 году «в пределах Вологодских», в селении Усть-Тотемском. По смерти родителей он пришел в город Галич, где и поселился у одного инока Воскресенского монастыря. Живший здесь подвижник Стефан подал ему совет принять на себя иго юродства для Христа, и Андрей стал юродствовать. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде; пищей служили ему только хлеб и вода. Каждый год обходил он для поклонения святыне окрестные обители и опять возвращался в Воскресенскую обитель. По смерти наставника своего Стефана перешел он в город Тотьму и поселился у церкви Воскресения Христова на берегу реки Сухоны. Здесь он продолжал свой подвиг: днем ходил, юродствуя по городу, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, тайно раздавал он нищим. Еще при жизни блаженный Андрей обнаруживал в себе благодать Божию, исцеляющую недуги. Раз зимою он шел, по обыкновению, босой к храмовому празднику, за 50 верст от Тотьмы. С ним встретился на дороге старшина дикарей Ажбакай, страдавший глазами; зная по слуху Андрея, он упрашивал его исцелить глаза его и давал ему значительную сумму денег. Андрей, не взяв ничего, убежал; Ажбакай умылся снегом, на котором стоял юродивый и получил исцеление. Почувствовав близость кончины, блаженный позвал к себе воскресенского пономаря Иоанна, которого любил, и просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его Святыми Тайнами. Причастившись Святых Тайн, попросил клирика оставить его одного; потом, позвав его, сказал: «брат, пришло время разлучения души с телом». Иоанн в слезах зажег свечу пред иконою и воскурил фимиамом. Вслед за тем блаженный тихо скончался с руками, сложенными на груди крестообразно; его похоронили, по его желанию, под колокольнею храма Воскресения. Десять лет юродствовал Андрей. Кончина его последовала 10 октября 1673 года 456 , когда было ему 35 лет от роду. По кончине своей, блаженный Андрей прославился чудесами. Память его местно чтится в день кончины 10 октября 457 ; мощи почивают под спудом в городской Воскресенской церкви 458 . Блаженный Максим Тотемский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Современный Галактиону замечательный подвижник был Иринарх Ростовский. Он принял пострижение на 30-м году жизни в Борисоглебском монастыре. Не довольствуясь обычными подвигами, он надел на себя тяжёлые вериги и оковы на ноги. Потом он затворился безвыходно в келлии, достал трёхсаженную цепь и приковал себя к стулу. За свои высокие подвиги он удостоился дара прозрения. Иринарх предсказал польскому воеводе Сапеге, что он будет убит, если не выйдет из России, что вскоре исполнилось. Блаженный подвижник скончался 13-го января 1616 года. Любимый русским народом подвиг юродства находил подражателей и в XVII веке. Этим подвигом прославились: Киприан, подвизавшийся при устье реки Уводи, в 7-ми вёрстах от села Воскресенского (Ковровского уезда, Влад. губер.), известного теперь под именем пустыни Киприановой; Максим тотемский, священник, юродствовавший 45 лет, Андрей тотемский, начавший подвиг юродства в галичском Воскресенском монастыре и перешедший потом в г. Тотьму, где продолжал свой подвиг. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, – тайно раздавал нищим. Скончался в 1673 году и по кончине своей прославлен чудесами. На юге России прославился высокими подвигами преподобный Иов, настоятель Успенской обители на Почаевской горе. Иов, сын православных родителей, прозванных Железо, начал свои иноческие подвиги в угорницком Спасском монастыре в Червонной Руси. Князь Константин Константинович Острожский, узнав о его благочестивой жизни, выпросил его у Угорницкого игумена для должности настоятеля в своей Дубинской обители. Благочестивый игумен собрал в Дубинский монастырь многочисленное братство, которое по его наставлению усердно занималось изучением писаний св. отцов. Гонение, воздвигнутое на православных после смерти князя Константина, заставило Иова удалиться в Почаевскую обитель, где, по неотступной просьбе братии, он принял на себя настоятельство. За несколько лет до кончины преп. Иов принял великую схиму с именем Иоанна и большую часть времени проводил в пещере, в строгих подвигах поста и молитвы. От продолжительного молитвенного стояния ноги преподобного отекли и покрылись ранами. Гниение ран было так сильно, что тело кусками отпадало от костей, но подвижник с удивительным терпением переносил тяжкие страдания. Он скончался 28-го октября 1651 года, ста лет от роду, предсказав день смерти своей за неделю. Период четвёртый. Русская Церковь под управлением Св. Синода

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Это был радостнейший день в жизни пр. труженика Леонида и уже последнее деяние его на пользу устрояемой им обители. По перенесении монастыря на новое место, блаженный старец большую часть времени проводил в уединенной молитве и безмолвии, выходил из кельи только в церковь и совершенно устранил себя от управления обителью. Как светильник, тихо догорал он и исполненный дней с небольшим чрез два года почил от своих трудов и переселился в обителя вечные к блаженному лицезрению Той, святому и чудотворвому образу Которой он предстоял столь долгое время. Блаженная кончина его последовала 17 июля 1654 г. Мощи пр. Леонида почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской цервви; здесь же доныне сохраняется тяжелая и шестовая власяница его и как при жизни блаженного старца, так и ныне ежегодно бывает большое стечение богомольцев в девятую пятницу по Пасхе. Праведный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Св. праведный Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский чудотворец, родился в июне 1638 года в приход Усть-Толшемском, находящемся верстах в 50 от г. Тотьмы. До десятилтнего возраста он воспитывался в дом своих родителей – крестьян. Еще и ныне крестьяне не очень много заботятся о воспитании своих детей, а в царствование Михаила Феодоровича, когда народ только еще начинал поправляться после бедствий и раззорения от самозванцев, воспитание детей в среде простого народа стояло еже ниже, тем более, что ни учителей, ни училищ еще не было» Все тогдашнее образование ограничивалось изучением азбуки, часослова и псалтири, умением написать свое имя и приложить руку, но и оно было долею только не многих счастливцев, сыновей богатых родителей, а небогатые родители Андрея не могли дать ему и этого. Набожные, но мало понимавшие сущность православной веры они учили сына только бояться Бога, власть поклоны пред св. иконами, соблюдать посты и ходить по праздникам в церковь , в чем, по мнению большинства народа того времени, и заключались все требования веры. К счастью отрока недалеко от их селения находилась приходская церковь и родители Андрея – сами усердные к ней – посылали Андрея к богослужению во все воскресные и праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

40) Преподобный Онуфрий, строитель бывшего Катромского Николасвского монастыря при Катромском озере. Мощи его тамо под спудом; но когда скончался, неизвестно. 41) Преподобный Филипп, игумен, основавший в 1447 году Спасо-Казанский монастырь на р. Сухоне. Мощи его там на погосте под спудом. Память Ноября 15. В Тотемском уезде: 42) Преподобный Феодосий, игумен Спасо-Суморина монастыря, преставился 1568 г. января 28. Мощи его обретены в 1796 году и почивают открыто в сем монастыре. Память января 28. 43) Преподобный Вассиан, пустынник, на Тиксне реке, основатель бывшей Тиксеснской пустыни, преставился 1633 г. Сентября 12. Мощи его под спудом в Тиксненской приходской церкви. Память 12 Сентября. 44 и 45) Преподебные Григорий и Кассиан, Авнежские чудотворцы, основатели монастыря бывшего Авнежского в Авнежских волостях. Они убиенны Татарами и Вятчанами в 1392 году, июня 15. Мощи их под спудом в Авнежской приходской церкви. Память июня 15. 46) Блаженный Максим, священник Тотемский, юродствовал 45 лет, преставился в 1650 г. января 16. Мощи его в городской церкви, что у варниц. Почитание его началось с 1715 года. Мощи его под спудом. Память января 16. 47) Блаженный Андрей, Тотемский юродивый, уроженец Устья Толшемского, ученик преп. Стефана Галицкого, скончался 1674 года Октября 10, будучи 35 лет и 4 месяцов от рождения, а юродствовал 10 лет. Погребен в Тотемской Воскресенской градской церкви. Мощи его под спудом и почитаются издавна. Память 10 Октября. 48) Преподобный Агапит, основатель бывшего Маркушевского монастыря на речке Маркуше; убиее в 1584 году, мая 21. Мощи его под спудом в приходской Маркушевской церкви. Память мая 21. В Вельском уезде: 49) Праведный Прокопий, Устьянский. Когда жил и скончался, неизвестно. А мощи его открыто почивают в Усьянской приходской церкви. Они свидтен. Память июля 8 4 . В Никольском уезде: 50) Преподобный Тихон, основатель Крестогорской Тихоновой пустыни при реке Вохне. Жил около половины XVII столетия. Мощи его там под спудом. В г. Устюге и Устюжском уезде:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все это они делают для обмана людей простых, несведущих в Святом Писании. Из житий святых знаем, что и в древние времена очень мало было истинно юродивых; а что же сказать о нынешних юродивых? Если и есть из них истинные рабы Божии, то очень редкие, а по большей части нынешние юродивые – это праздношатающиеся дармоеды, развращенные нравами и других, под видом благочестия, развращающие, говорят они более притчами, при людях много молятся, постятся, а когда никто их не видит или когда находятся в местах своих сборищ, они предаются таким гнусным порокам, которых, по слову апостола, срамно есть и глаголати 266 . О таковых «подвигах» нынешних тунеядцев-юродивых рассказывает в своей «Исповеди» один из раскаявшихся мнимо-юродивых, нам современных. Он после «несколько лет», проведенных им в «юродстве», обратился на путь истины и правды, как об этом с раскаянием повествует в собственной «Исповеди», в начале коей замечает, что все обстоятельства его юродствования изложены по чистой истине, о чем свидетельствуется самим Богом 267 . Глава III Христа ради юродивые – истинные угодники Божии. – Преподобный Исаакий Затворник 268 . – Блаженный Прокопий Устюжский. – Иоанн Устюжский чудотворец. – Михаил Клопский. – Николай Кочанов Новгородский. – Феодор Новгородский. – Иаков Боровицкий. – Николай Псковский чудотворец. – Максим Московский. – Василий Московский. – Иоанн Московский. – Блаженный Исидор Ростовский. – Иоанн Власатый. – Лаврентий Калужский. – Прокопий Вятский. – Андрей Тотемский. – Максим Тотемский. – Георгий Шенкурский. – Киприан Суздальский. – Симон Юрьевецкий ПреподобныЙ Исаакий Затворник Преподобный Исаакий служит примером тому, что нельзя пройти по пути жизни духовной, не подвергаясь искушениям, но не может быть такого искушения, которого не вынесли бы силы человеческие, укрепляемые силою благодати Божией ( 1Кор. Х:13 ). Исаакий был богатый купец города Торопца. Пожелав быть иноком, он раздал все свое имение нищим и пришел в пещеру к преподобному Антонию с просьбою постричь его в иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

блаженного Максима, оконтуренная деревянным киотом. Ныне же место упокоения блаженного Максима, одного из великих тотемских молитвенников, находится в запустении. БЛАЖЕННЫЙ АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ родился в 1638 году в селении Устье Толшемском, расположенном при впадении реки Толшмы в реку Сухону. Житие повествует, что в детстве он любил уходить в пустынные места, где подолгу молился. После смерти родителей, будучи десятилетним ребенком, он стал странствовать, переходя от одной святыни к другой и питаясь подаянием. Наконец, он пришел в город Галич (Костромской край), где нашел приют в Воскресенском монастыре у преподобного Стефана Галицкого, став его учеником и духовным сыном. Блаженный Андрей часто беседовал со своим духовным наставником, внимая его духовным поучениям. Постоянно пребывая в посте и молитве, Андрей каждое лето ходил по окрестным городам и селениям для поклонения святыням. Игумен Стефан, духовными очами прозрев в нем будущего угодника Божия, благословил его безмолвствовать и быть юродивым Христа ради. Кроме того, сам блаженный практиковал непрестанную Иисусову молитву . После смерти учителя Андрей перешел жить в Тотьму, где поселился у градской церкви Воскресения Христова на берегу реки Сухоны. Юродствуя днем, ночи проводил в молитвах. Благотворил нищим и раздавал им все свои подаяния. Благодаря стремлению к духовной жизни, блаженный достиг высокого нравственного совершенства. Сохранились свидетельства тому, что многим он являлся во сне и исцелял больных еще при жизни. Незадолго до кончины праведный Андрей завещал пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву (будущему иеромонаху Ионе, основателю Троице-Дедовской пустыни) построить на острове Дедове часовню. В ней же поставить явленную икону Святой Троицы. Он же предсказал, что со временем на том месте будет обитель монахов. Исполненная высокого духовного совершенства, жизнь блаженного Андрея была недолгой. После десяти лет юродства он скончался 10 октября (23 октября н. ст.) 1673 года в возрасте тридцати пяти лет.

http://pravicon.com/info-3497

Вскоре после кончины блаженного Андрея Господь прославил его даром чудотворений. Место погребения его сделалось источником исцелений, и много больных приходило туда за помощью. Больные брали землю с могилы блаженного, и земля эта, по молитвам его, возвращала им здоровье. Жители города Тотьмы видели эти чудеса, и среди них с каждым годом росло глубокое благоговение к памяти почившего святого. Это побудило их просить о постройки церкви над гробом блаженного. 20 октября 1707 г. архиепископ Великоустюжский Иосиф дал на это разрешение, и церковь была построена. Так как блаженный Андрей не был причислен тогда к лику святых, то церковь была построена не во имя его, а во имя его Ангела, святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа/1 сентября). В настоящее время мощи блаженного Андрея почивают под спудом в каменной Успенской церкви города Тотьмы, у левого клироса. Память блаженного чтится местно. Из посмертных чудес блаженного Андрея расскажем лишь некоторые. Житель Тотьмы Симеон Болонин полгода был болен; во время болезни у него отнялась нога и он был не в силах ходить. Часто молился Симеон блаженному Андрею, прося помощи, и вот раз он видит во сне, будто он в церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробе стоит чаша, полная земли. Вдруг из гроба послышался голос: «Симеон, возьми из чаши обеими руками и пересыпай с руки на руку». Когда больной исполнил это, то земля в его руках сделалась мукою, и он стал просить блаженного Андрея об исцелении. Проснувшись, Симеон почувствовал некоторое облегчение от болезни и мог придти в церковь ко гробу чудотворца, где и получил полное исцеление. Крестьянка Тотемского уезда Пелагия Пудова долго страдала лихорадкой. Однажды вечером явился ей блаженный Андрей, подошел к ее постели и сказал: «Обещайся сходить к блаженному Андрею, что на Тотьме, у Воскресения Христова, близ реки Сухоны; приложись ко гробу его и будешь здорова». Обрадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обещание. Через два дня она опять сделалась больной хуже прежнего и снова во сне явился ей блаженный Андрей, на этот раз с евангелием в руках. «Что же ты не пришла помолиться блаженному?» — сказал святой. «Святче Божий, прости меня, грешную», — ответила крестьянка, вспомнив свое обещание. Святой дал ей приложиться к Евангелию, взял ее за руку и поднял с постели совершенно здоровой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010