Тотемский воевода Михаил Григорьевич Ртищев долго страдал сильными головными болями. Не получая ниоткуда помощи, воевода обратился к блаженному Андрею и, призвав его в свой дом, просил его помолиться. Блаженный велел воеводе приложиться к образу Спасителя, находившемуся в его комнате, и когда он приложился к святой иконе, то почувствовал себя здоровым. На берегу реки Сухоны в Тотьме обыкновенно собирались городские дети и играли в свайку. Во время игры они часто спорили между собою и, так заспорив однажды, беспрестанно сквернословили. Блаженный Андрей слышал это из своей хижины и, не потерпя их сквернословия, погнал детей прочь. Дети побежали от него, но один из них обругал святого и ударил железной свайкою. Господь сохранил блаженного от удара без вреда, но дерзкого мальчика немедленно наказал. Тут же с криком упал он на землю и скоро умер. 10 лет блаженный Андрей юродствовал Христа ради. Скончался он в молодых годах, всего 35 лет от роду, вероятно, истощив свое тело тяжелыми подвигами. Кончина его была мирной и непостыдной. Предузнав заранее день своей смерти, блаженный приготовился к ней. Призвав своего друга — пономаря Воскресенской церкви Иоанна Иаковлева, он отдал ему свое посмертное завещание и потом встал на молитву. Долго молился он о царствующем граде, о городах русских, о всем мире православном, и усердна была предсмертная молитва святого. Окончив молитву, блаженный просил себе прощения, затем попросил пригласить священника для исповеди. Когда священник окончил исповедь и причастил блаженного Андрея Святых Таин, подвижник начал склоняться как бы ко сну и, подозвав к себе Иоанна Иаковлева, сказал: «Брат, пришло время разлучения души с телом: приготовь все нужное для моего погребения». С глубокой скорбью зажег Иоанн лампаду перед образом и покурил в комнате фимиамом. Видя, что блаженный начал кончаться, он со слезами поцеловал руку умирающего и ненадолго вышел из комнаты. Возвратившись снова, он нашел блаженного Андрея уже умершим и комнату — наполненной благоуханием. Кончина блаженного Андрея последовала 10 октября 1673 г. Весть о ней скоро разнеслась по окрестным городам и селениям, и множество народа собралось ко гробу подвижника. Все увидели ясное, спокойное лицо блаженного, поняли действие на нем Божественной благодати и прославили Бога. Многие вспомнили тогда чудесные явления им блаженного Андрея, полученные исцеления по его молитвам, вспомнили сказанные им слова, на которые прежде не обращали внимание и которые сбылись в свое время. Вспомнив все это, знавшие блаженного убедились, что среди них жил угодник Божий, истинный человек Божий, и с великим почетом похоронили его тело под колокольней Воскресенской церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Только современники жития блаженного Андрея могли видеть всю трудность его подвига. Зимою, в лютую стужу, летом в нестерпимый жар, блаженный ходил постоянно с босыми ногами и в ветхой, разодранной одежде, едва прикрывающей наготу его тела. Питаясь несколькими кусочками хлеба, он раздавал нищим все даяния, которые щедро изливались на него Христолюбцами. По кончине преподобного игумена Стефана, блаженный Андрей перешел в город Тотьму и там поселился при церкви Воскресенья Христова. Десять лет юродствовал в Тотьме блаженный Андрей, подавая многим исцеления от разных болезней. Прозрев наступление своей кончины, преподобный Андрей причастился Святых Тайн и, подозвав к себе пономаря Воскресенской церкви, которого очень любил, заповедовал ему что-то тайно и просил приготовить все для погребенья. Пономарь зажег свечу перед иконою и приготовил кадильницу с фимиамом. Блаженный Андрей перекрестился, сложил крестообразно руки и предал Господу дух свой. От роду ему было 35 лет. Это было 10-го октября 1673 года. В самую минуту преставления блаженного келья исполнилась благоухания. Мощи его почивают под спудом в Тотемской Воскресенской градской церкви. Октября 12-го церковь Вологодская совершает память преподобного Амфилохия. Особенного описания жития преподобного Амфилохия не было и сведения о нем почерпнуты из жития св. Дионисия, основателя Глушицкой обители. В 1417 году, Амфилохий будучи уже иеромонахом пришел из Великого Устюга к св. Дионисию и просил дозволить ему поселиться в обители Глушицкой. Св. Дионисий, объяснив преподобному Амфилохию всю суровость жития в обители, не только благословил инока быть его сподвижником в посте и молитве, но сотворил с ним завет не разлучаться до конца жизни. Подвижничество преподобного Амфилохия было истинным подражанием житью праведного Дионисия, и далеко распространилась слава о кротости, терпении, смирении и нищелюбии чудного инока Амфилохия. Перед кончиною своею, св. Дионисий назначил преподобного Амфилохия своим преемником. И достойно пас Христоименитое стадо Глущицкого монастыря преподобный Амфилохий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Незадолго до кончины блаженный вернулся в Воскресенский монастырь. Здесь он и поселился. В день смерти Андрей просил пономаря Иоанна пригласить священноинока Афанасия, который исповедал и причастил его Святых Тайн. — Брат! — сказал Андрей Иоанну.— Пришло время разлучению души с телом! Приготовь все для моего погребения. Со слезами стал умолять Иоанн Андрея не покидать их, горе его было глубоко и искренно. — Всё от Бога,— говорил блаженный, утешая его,— поди, оставь меня одного... Иоанн вышел. Через несколько часов он снова вошел в келью Андрея. Блаженный лежал с крестообразно сложенными на груди руками. Он окончил свой земной путь. Похоронили Андрея, как он завещал, под колокольней храма Воскресения Христова. Десять лет юродствовал о Христе блаженный Андрей Тотемский, много чудес прославили его имя после кончины. Сила веры Множество народа собралось у лесной кельи отца Серафима. Старец каждый день удалялся сюда, ища уединения, но последнее время много народа приходило сюда к нему, Среди собравшихся было много больных, слепых и увечных. У самой дороги, под сосной, на траве сидел расслабленный: он не владел ни ногами, ни руками, и пять человек едва донесли его до кельи старца. Вот показался на дороге отец Серафим. Он шел, опираясь на свой посох; на старце был белый холщовый балахон, на голове камилавка, за плечами котомка со Святым Евангелием. На груди отца серафима висел большой крест — благословение матери, с которым старец никогда не расставался. Лишь только он поравнялся с расслабленным, больной хотел протянуть к нему руку... и не мог. — Батюшка, помогите,— едва прошептал он. Отец Серафим остановился. — К докторам надо обращаться, если хочешь лечиться от болезней,— сказал он. — Я много лечился,— горячо возразил больной,— но, видно, не такая моя болезнь, чтобы доктора могли вылечить меня... Грешен я, отче, грешен... и за грехи покарал меня Бог... Лишь благодать Божия может исцелить меня, я твердо в это верю. Молю тебя: помолись за меня! Сам я не дерзаю обратиться к Богу с такой молитвой, а твои молитвы угодны Богу, Господь услышит твою святую молитву!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

На Вотче крестьянин Кирилл Федоров Мальцев три месяца был в расслаблении и не мог поднести руки к устам. Св. Андрей, явившись ему во сне, подошел к его постели и сказал: «Кирилл хочешь ли быть здоровым?» Когда Кирилл ответил ему: охота встать человек Божий, тогда св. Андрей, взявши больного за руку, поднял его и велел сходить приложиться к его гробу. Пробудившись Кирилл нашел себя совершенно здоровым. Тотемской окологородной волости, деревни Чернякова крестьянка Анна Петрова, жена Наумова, шесть месяцев была в столь сильном расслаблении, что лежала как мертвая, не имея силы пошевелить ни руками, ни ногами, ни глазами повести, ни принять пищи и питья, никого из семьи она не узнавала. Семейники ее стали молиться о ней блаженному Андрею и принесли от гроба его земли, положили в воду и влили ей в уста. С час времени после сего Анна лежала как мертвая, потом поднялась и села на своей постели, прославляя блаженного; с того времени она стала совершенно здоровою. На Устье Толшемском Дмитрий Васильев Кулаков полтора года страдал головною болезнью и был совершенно глух. Ночью явился ему св. Андрей и, подошедши к его постели, сказал: Димитрий обещайся св. Андрею, что на Тотьме у Воскресения Христова, отпет молебен Димитрий начал молиться и просить святого и тогда же получил исцеление. Тотемского уезда, царевской волости, в деревне Давидовской был скотский падеж. Св. Андрей, явившись крестьянину той деревни Максиму Васильеву Ручкову, сказал: раб Божий! помолись блаженному Андрею тотемскому и скот твой будет цел. Крестьянин с радостью исполнил приказание святого при его гробе и скот остался здоровым и целым. Преподобный Тихон Крестогорский Об этом угоднике Божием не дошло до нас никаких известий, кроме того, что в 7187 (1679) году он основал в 60 верстах от г. Никольска на реке Вохме Крестогорскую Тихонову пустынь, обращенную в 1764 году в приходскую церковь . Пустынь его была самая бедная, земли имела очень мало и во все время непродолжительного (85 лет) своего существования управлялась строителями. Имени Тихона Крестогорского нет в Историческом словаре о святых, ни у Филарета черниговского в его соч. «русские святые», ни в полном месяцеслове архим. Сергия, но авторитет ученого составителя списка вологодских угодников митрополита Евгения ручается за то, что этот неизвестный подвижник не без основания помещен им в списке св. вологодских угодников и без всякого сомнения у м. Евгения были достаточные к тому причины и доказательства, нам неизвестные, а может быть и на всегда утраченные. Ныне в приходской церкви один престол посвящен имени Тихона Амафунтского, вероятно, это был день тезоименитства подвижника. Преподобный Филипп Яиковский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Уверовал преподобный Павел слову преподобного Сергия и возвратясь с молитвою, действительно нашел свою келью не поврежденною. Октября 7-го 1412 года, предчувствуя наступление смерти, преподобный Сергий собрал иноков, прощальным словом заповедовал им взаимную любовь и строгое исполнение правил церковных, благословил их и приобщившись святых Тайн Господних, скончался среди общего плача. Тело его было погребено близь созданной им церкви Происхождения Честных Древ. Прошло более двухсот лет. Однажды, в ночном видении, явился преподобный Сергий одному благочестивому иноку Нуромско-Спасского монастыря и возвестив ему, что он грешный Сергий, некогда бывший начальником монастыря, повелел ему объявить игумену и братии, чтобы они поспешили открыть гроб его, ибо настало время, что Господу не угодно оставлять его в неизвестности. При этом преподобный указал и самое место, где находится его гроб. Трижды повторялось явление преподобного Сергия, в сонном видении, иноку, который считал его за мечтание и упорно молчал. Тогда жестокая болезнь внезапно поразила его. Видя в этой болезни наказание за ослушание воли Божьей, инок, с сердечным покаянием, спешит сообщить о своих видениях игумену. Он указал и самое место, где находился гроб св. Серия, и на этом месте, внезапно, получил совершенное исцеление от болезни. В царствование Благочестивейшего Государя Алексея Михайловича и во время патриаршества Никона, мощи преподобного Сергия были перенесены в монастырскую церковь , где и поныне почивают. По упразднении монастыря в 1764 году, церковь обращена в приходскую. Октября 10-го церковь Вологодская совершает память преподобного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого. Блаженный Андрей родился в 1638 году, в селении Усть – Тотемском. Будучи только десятилетним отроком, но одаренный уже умом опытного мужа, Андрей тайно оставил дом родительский и, скрываясь от людей, пребывал в безмолвных пустынях, непрестанно предаваясь молитве. По истечении нескольких лет, блаженный Андрей пришел в г. Галич, где поместился в монастыре у игумена преподобного Стефана Галичского, который прозрев в Андрее угодника Божия, благословил его безмолвствовать и быть Христа ради юродивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сюда прежде всего надобно отнести св. Ольгу († 969 г.), которая так известна усмирением древлян, состоявших, как ныне известно, в пределах Волынской губернии. За сим следуют: св. равноапостольный князь Владимир, просветитель Волыни и основатель многих ее городов и храмов; прп. Никола Святоша, кн. Черниговский, который в 1099 г. был князем Луцкого удела на Волыни, и сверх сего в различные времена княживший в Дорогобуже, Пересоннице (Ровенского уезда) и в других местах древней Волынской области. И многие–многие другие посещали Волынскую епархию или для «смотрения и наставления», или занимались устроением Волынской Церкви в смутные времена. Наконец, даже святые и равноапостольные братья–просветители славянские Кирилл и Мефодий находятся в непосредственном ближайшем союзе с землей Волынской, т. к. история прямо говорит, что в числе других стран они также посылали проповедников и в пределы Волынские, так что вследствие этого, по сказаниям древних писателей, пределы Моравской епархии св. Мефодия простирались в самую глубь земли Волынской, до рек Буга и Стыри. Андрей Тотемский, блаженный Блаженный Андрей родился в июне 1638 г. в крестьянской семье Усть-Толшемского прихода, верст на 50 отстоящего от города Тотьмы (уездный город Вологодской губернии). Крестьяне–родители не могли дать сыну образования, которого тогда и не было на Руси, не дали даже простой грамотности, слабо распространенной в тогдашней деревне среди крестьян. Но несомненно, они воспитали в нем детски чистую веру в Бога, твердую и неизменную; приучили сына бояться Бога, молиться Ему и Его угодникам, ходить в церковь, строго соблюдать посты — научили всему тому, в чем сами полагали сущность веры Христовой. Во все воскресные и праздничные дни родители блаженного Андрея посылали его в приходскую церковь, не далеко отстоящую от села Усть-Толшемского. И церковь сделалась единственной школой для блаженного отрока. Здесь он скоро приобрел первые познания о Боге, и любовь к Нему прочно, на всю жизнь утвердилась в его детском сердце. Благочестивым отроком овладела мысль о необходимости служить одному Богу; все думы и делания мальчика направлялись к тому, чтобы служение Ему поставить единственной задачей жизни и найти средства осуществить эту задачу. В храме он услыхал, что мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19), и потому покинул мир; услыхал еще, что истинный слуга и последователь Христа должен оставить отца и матерь (Мф. 19, 29), и потому ушел из родительского дома в пустынные места, жил там, как птица, не заботясь о пище, думая только о Боге и об угождении Ему. Мирская жизнь уже не стесняла теперь блаженного, и он свободно предался молитве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В христианские времена власяницей обыкновенно называется шерстяная одежда, носимая прямо на голом теле, причем иногда она скрывалась под верхнею одеждою. Ношение на голом теле власяницы основывалось на примере пророка Илии и святого Иоанна Предтечи, обыкновенною одеждою которых была власяница из верблюжьего волоса 272 . С третьего века о ней часто упоминают христианские писатели. Святой Киприан внушает падшим умилостивлять Бога слезами, уничиженным лежанием на земле, ношением власяницы. В среде монашества с четвертого века эта же одежда входит чуть не в всеобщее употребление. Так святой Андрей, после того, как его признали сумасшедшим и отпустили на волю, «взем нож, иде на студенец, и совлек с себя ризу, раздроби ю на пласты 273 ; святой Исидор Твердислов, решив принять на себя подвиг «юродства», «от риз совлечеся» 274 . Святой Василий блаженный «ни ризного одеяния на теле своем ношаше и наг хождаше и в зиме и лете» 275 ; святой юродивый Устюжский Иоанн «пребываше наг, точию едино рубище имея по чреслех своих. Егда же и в срачице прилучашеся ходити ему, и он ю ветху имеяше, и никогдаже измовену» 276 ; святой Прокопий Устюжский ходил «в единой ветхой рубищной и раздраной одежде полунаг сущи, рубищную же носимую одежду имеяше с единого рама спущену и плещи обнажены 277 ; святой Иоанн Большой Колпак по Москве ходил почти нагой 278 ; святой Георгий Шенкурский носил «гнусную и раздраную ризу, студа ради телесного покрывая тело свое, якоже достоит покрыти 279 ; святой Андрей Тотемский ходил в раздранной одежде 280 ; святой Симон Юрьевецкий зимою и летом имел одну длинную раздранную рубашку 281 ; святой Николай Кочанов носил ветхую одежду, а святой Феодор Новгородский ходил полунагим, святой Николай Псковский носил длинную рубашку, подпоясанную веревкой: святой Максим Московский почти нагим бегал по улицам Москвы; святой Лаврентий калужский зимой и летом ничего не носил, кроме рубашки и овчинного кожуха; святой Прокопий Вятский всегда рвал одежду, которую ему давали носить 282 ; святая Исидора «простым платом сквернавым покрывание главу свою» 283 . Иные из юродивых носили власяницу как например: Фаддей олонецкий 284 , Исакий Печерский 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возражая, что многие с голубиною кротостью могли открыто возращать в себе семя добра, не имеет силы в глазах того, кто знает, что люди одарены не одинаковыми дарованиями, как естественными, так и благодатными. Значит, скрытность святых юродивых не может служить основанием того, чтобы считать, «юродство» противным природе человеческой. Глава V. Вид физической жизни святых юродивых: скитальческая жизнь, скудость в одежде, босоножие, провождение жизни вне жилищ или в непокрытых «хлевинах», спанье на голой земле. Нравственный смысл этих лишений. Все странности в образе жизни святых юродивых происходили вследствие отрешенности их от ума и от скрытности; иначе такой образ жизни не мог образоваться. При взгляде на жизнь святых юродивых прежде всего бросается в глаза их скитальческая жизнь. Вступая на подвиг «юродства», они покидали все мирское, порывали всякую связь с родными: святой Симеон покидает нежно любящую свою мать, святой Андрей пренебрегает своим положением у вельможи для «бегания», святой Прокопий, раздав имение свое, поселяется в Хутынском монастыре, а потом «юродствует» в городе, святой Иоанн Устюжский бегает по улицам полуобнаженный, святой Михаил Клопский пренебрегает своим княжеским достоинством, святые Николай и Феодор Новгородские пребывали вне отеческого дома и постоянно ходили по Новгороду, святой Максим Московский, оставив свое жилище, родных и близких сердцу, бегал по улицам Москвы, святой Василий блаженный, оставив род свой и дом отеческий ходил по улицам Москвы, святой Исидор Ростовский, «утаився всех, изыде из дому своего» и, поселившись в Ростове, проводил дни на городских торжищах, святой Прокопий Вятский, оставив родителей своих, «хождаше по всяк день от церкви к церкви, по торгу и по улицам», святой Андрей Тотемский тоже постоянно странствовал, святой Симон Юрьевецкий, тайно удалившись от родных и знакомых, скитался по полям и в безлюдных местах, святой Серапион Синдонит тоже не имел определенного пристанища и всегда странствовал, святой Виссарион путешествовал по монастырям 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На наружной стене Зографа представлено «мучение 26 зографских иноков, сожженных папою в монастырской башне 10 октября 1284 года за Православие» 664 . По январскому счету годов это было 10 октября 1283 года. Император Михаил, не дойдя до Сербии, скоропостижно умер в 1283 году. Ныне известно «исповедание» вдовы Михаила, где она обязалась пред Церковью не поминать души усопшего мужа своего Михаила. «Царственность моя, – писала она, – ненавидит и считает гнусным то дело (унию), которое недавно случилось в Церкви и смутило ее всю… поскольку же Церковь Божия осудила Векка (патриарха) за хульные догматы его и с ним Мелитиниота и Метохита и отлучила от общения с собою, то и царственность моя, вследствие такого решения ее, достойно считает их отобщенными и отверженными. А так как та же святая Церковь Божия определила не удостаивать уставных поминовений и скончавшегося супруга моего, владыку и царя, за помянутое дело и смятение, то и царственность моя, предпочитающая всему страх Божий и покорность Святой Церкви, одобряет и принимает это определение и никогда не понудит совершать поминовение о душе владыки и супруга моего» 665 . Преставление блаженного Андрея Тотемского Блаженный Андрей 666 , уроженец села Усть-Толщемского, по смерти родителей жил в Галичском монастыре у одного инока. Живший здесь подвижник Стефан подал ему совет принять на себя иго юродства для Христа, и – Андрей стал юродом. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде; пищею служили ему хлеб и вода. Каждый год обходил он для поклонения святыне окрестные обители и опять возвращался в Воскресенскую обитель. По смерти наставника своего Стефана перешел он в Тотьму и поселился у церкви Воскресения Христова на берегу реки Сухоны. Здесь он продолжал подвиги юродства: днем ходил он там и здесь, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, тайно раздавал он нищим. Наконец он еще при жизни обнаруживал в себе благодать Божию, исцеляющую недуги. Раз зимою шел он, по обыкновению босой, к храмовому празднику, за 50 верст от Тотьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2 августа), «нагоходец», «постом и бдением и мразом и теплотою солнечною и слотою и дождевным облаком» «выше естества нашего подвизался» (из тропаря и жития), дни проводивший среди нищих и убогих, ночью молившийся на папертях храмов, великий провидец, исцелитель пьяниц... Блаженный Николай Саллос, юродивый Псковский (1–1576. 28 февраля), спасший в 1570 г. Псков от страшной расправы Царя Uoahha IV Грозного... Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский чудотворец († 1580. 3 сентября и 12 ноября), отличавшийся особым смиренномудрием, терпением и непрестанной молитвой... Блаженный Иоанн, Московский чудотворец († 1589. 3 июля), друг преподобного Иринарха, предсказавший Смутное время, нашествие иноплеменных, называвшийся «Большой Колпак и Водоносец» по веригам, им носившимся, и трудам, на себя возлагаемым... Блаженные: Георгий Шенкурский († 1462. 23 апреля), Иоанн Устюжский († 1494. 29 мая), Иаков Боровицкий († 1540. 23 октября), Киприан Суздальский († 1622. 2 октября), Максим († 1650. 16 января) и Андрей († 1673. 10 октября), Тотемские, прославившиеся чудесами, проистекшими от их мощей. Митрополит Кирилл на церковном Соборе 1274 г. во Владимире, указывая на страшные бедствия от татарского ига, говорил: «И все это постигло нас за то, что мы не хранили правил святых Отцов наших», омрачили их «облаком еллинской мудрости». К согласованию всей жизни именно со святыми канонами и направлял деятельность Собора великий ревнитель веры. Мы читали выше послание преподобного Феодосия, обличавшего «кривоверов», «двоеверцев», не отстаивающих свое истинное Православие. Строго боролись с еретиками наши иерархи. Анафеме предает святой митрополит Петр еретика Сеита. Святые: Геннадий, архиепископ Новгородский, и Иосиф Волоколамский (Волоцкий) сокрушают злостных еретиков – жидовствующих. Святой Иосиф выпустил 16 обличительных посланий, или «слов», против жидовствующих (послания эти известны под названием «Просветитель»), «Буде ты позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единыя врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010