О святом Макарии Египетском говорится в житии, что сей «преподобный непрестанно возносился умом в горняя». Житие святого Ефрема Сирина повествует, что «в молитве святой пребывал непрестанно, днем и ночью». Живший в конце XVII – начале XVIII вв. юродивый Прокопий Вятский «ночью со слезами покаяния непрестанно молился» (Память 21 дек.). Другой русский юродивый XVII века, св. Андрей Тотемский, принял подвиг юродства с благословения своего монастырского настоятеля. После чего, «с непрестанной молитвой на устах, с постоянной думой о Боге блаженный стал обходить окрестные города и обители», при этом внешне он выставлял себя пред людьми безумным (Память 10 окт.). И последний, с виду простой, но в действительности удивительный пример из жизнеописания новопрославленного свят. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Об этом архипастыре сообщается, что во время своей вечерней трапезы (как правило единственной) он не оставлял непрестанной молитвы, «ел... всегда с четками и при этом творил молитву» («К 25 летию кончины Архиеп. Иоанна», Иером. Петр (Лукьянов), Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилл, Н. И., США, 1991 г.). Многия столетия отделяли свят. Иоанна от древних иноков Александрийского общежития, которые по описанию преп. Иоанна Лествичника «и за трапезою не престают от умственного подвига» непрестанной молитвы («Лествица» сл. IV, гл. 17), но мы наблюдаем полное единство их делания, вплоть до точного повторения. Более глубокое знакомство с жизнеописанием святителя Иоанна показывает, что он действительно уподоблялся древним подвижникам, своим непрерываемым благодатным богообщением. Не являются ли приведенные выше примеры вернейшим свидетельством живой преемственности исихазма в лоне Православия? Для удобства уяснения христианского делания – непрестанной молитвы, которая, как уже говорилось, по сути, отождествляется с богообщением, скажем последовательно о ея видах, а затем о степенях ея совершенства. Глава вторая. Виды непрестанной молитвы Прежде всего укажем на то, что молитва , в понимании свв. отцов, это не просто какая-то словесная формула, а это состояние или чувство. По-преимуществу же она есть покаянное чувство к Богу. Уяснив сие, легко понять: почему в разное время и в разных местах подвижники умного делания употребляли не одинаковые молитвы. Ведь главным были не те или иные слова молитвы, а благодатные покайнные плоды, которые она приносила.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogoob...

Тем не менее, продолжалась торговля с Европой, работали до 70 фабрик и заводов. В 1780 г. город стал центром наместничества, объединившего Вологодскую, Архангельскую и Велико-Устюжскую губернии. А в 1796 г. Вологда стала центром новой губернии, поглотившей Велико-Устюжскую. Перепланировка Избежавший перепланировки при Екатерине II, город являл природную гармонию: дома росли в нём как цветы на лугу. Среди улиц едва ли была хоть одна прямая. Привольно квакали лягушки на болотах. Одно болото сохранялось даже в детинце – в самом центре; в честь соседней Казанской церкви это болото называли Казанским. В первую четверть XIX в., при губернаторе Брусилове, Вологду начали застраивать по новому плану. Засадили деревьями соборную гору, проложили широкие березовые бульвары. Сегодняшний центр в основном соответствует этому плану. Святые [ править править код ] Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Блаженный Андрей Тотемский Святой блаженный Андрей родился в крестьянской семье в 50 верстах от Вологды. Хотя родители его были безграмотны, они учили его христианской жизни своим примером. А церковь, которую он посещал, закончила его воспитание. Подвижническую жизнь его началась с того, что он ушел на безмолвие. За время его отсутствия его родителей не стало. Юноша поступил в Галичский монастырь Костромской епархии, где старец Стефан, настоятель обители, и направил Андрея на путь юродства Христа ради. Андрей оставил монастырь и отправился в город Тотьму, где его никто не знал. Там он поселился около Воскресенской церкви. Ночи он проводил в молитве. Днем собирал милостыню и раздавал ее бедным. И зимой и летом он ходил босой, в лохмотьях, питался лишь хлебом и водой. Каждый год он обходил святыни и при жизни был чудотворцем... Раз он встретил главаря дикарей Аждакая, который был болен глазами. Тот стал его просить об исцелении. Юродивый убежал, а Аждакай умылся снегом, на котором стоял блаженный, и исцелился! От подвигов подвижничества и лишений, которым Андрей подвергал себя, он вскоре захворал. Он предвидел день своей кончины, и этот день провел в молитве, потом призвал священника, исповедался и причастился святых Христовых Тайн. Другу своему, пономарю Воскресенской церкви Иоанну он сказал: « Брат Иоанн, душа моя разлучается от тела, приготовь, что надо для погребения» . Иоанн поцеловал ему руку и вышел в слезах. Вернувшись, он нашел блаженного скончавшимся со скрещенными на груди руками. Вся комната была полна благоухания.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологда

Адрес : ул. Лесотехникум, Тотьма, Вологодская обл., Россия, 161300 Святые мощи преподобного Феодосия Тотемского почивают в Спасо-Суморином монастыре. г. Тотьмы Вологодской области. При гробе преподобного совершались чудеса. В 1796 году при перестройке Вознесенской церкви его мощи были обретены нетленными. Как отметил жизнеописатель, «всех чудес преподобного Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их давно уже перестали...». Возвращение и перенесение святых мощей, изъятых при советской власти, в Тотьму совершилось 14 сентября 1994 года. в 2016 г. перенесение мощей в Спасо-Суморином монастырь. Адрес: Вологодская обл., г.Тотьма, наб. Кускова, д.7 Святые мощи блаженного Андрея Тотемского находятся в г. Тотьме под спудом в церкви Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Блаженный Андрей зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, с. Варницы В Церкви Воскресения Христова (с.Варницы) под спудом покоятся святые мощи праведного Максима, иерея Тотемского , который некоторое время был в городе священником Воскресенской церкви, где и был погребен. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства Христа ради, постоянно находясь в посте и молитве. Скончался блаженный Максим в глубокой старости 16 января 1650 года. Местное почитание святого началось в 1715 году в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, Погореловское с/п,д.Погорелово Почитание преподобного Вассиана Тиксненского началось в 1647 году, когда во время моровой язвы у места его погребения многие немощные получили исцеление. В настоящее время установлен поклонный крест на месте церкви Св. Троицы, где покоились мощи преп. Вассиана Тиксненского. Надпись на табличке: Преподобный отче наш Вассиане, моли Бога о нас. Грязовецкий р-н [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. V; Описание о российских святых. С. 155; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 18; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиц. культуры Севера: (К 500-летию г. Сольвычегодска): Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1992. С. 31; Соскин А. И. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент.: А. Н. Власов. Сыктывкар, 1997. С. 169. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Верюжский. Вологодские святые. С. 693; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 559; Голубинский. Канонизация святых. С. 357; Попов В. Сольвычегодская старина//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 45-47; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 243. З. Н. Мехреньгина Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/674101.html

По преставлении игумена Стефана, когда Андрея уже ничто не привязывало к монастырю, он оставил Галич и придя в Тотьму поселился на берегу Сухоны у церкви Воскресения Христова. Здесь не знаемый никем, он тайно служил Господу, продолжая свой подвиг юродства. Днем он ходил по городу как юродивый, а ночи проводил в молитве. Если добрые люди давали ему милостыню, то он тайно раздавал ее другим нищим. Постоянно пребывая в посте и молитве, с любовью перенося все наносимые ему оскорбления и обиды, блаженный Андрей благодушно терпел мороз и перемены погоды. Идя таким тесным, прискорбным путем, он достиг высокого нравственного совершенства и исполнился таких духовных дарований, что еще при жизни обнаружил в себе благодать Божию, многим являлся во сне и подавал исцеления больным. Как необыкновенна была жизнь блаженного Андрея, исполненная трудов и лишений, оскорблений и поруганий, так необыкновенна была и блаженная кончина его—безболезненная и мирная. Предвидя близость ее, блаженный в последний день своей жизни призвал пономаря Воскресенской церкви Иоанна Яковлева, которого любил и удостаивал своей дружбы, и сделал ему некоторые тайные поручения и наставления относительно спасения его души. Затем усердно и долго молился о царствующем граде, о граде Тотьме и о всем мире и просил у всех себе прощения, а пономарь, упав ему в ноги, просил у него прощения себе. Простившись со всеми и благословив своего друга, блаженный Андрей просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его Святых Тайн. Причастившись, он начал склоняться как бы ко сну, но тотчас же воспрянул и, подозвав к себе Иоанна, сказал: «Брат, пришло время разлучения души с телом, приготовь все нужное для моего погребения». Иоанн со слезами зажег свечу пред образом и покурил в комнате фимиамом, а блаженный Андрей, оградив себя крестным знамением, начал кончаться. Тогда Иоанн, не зная, что ему делать, поцеловал руку умирающего и ненадолго вышел из комнаты. Когда же возвратился то нашел его умершим с крестообразно сложенными на груди руками, а комнату, наполненную благоуханием.

http://pravicon.com/info-1770

В 1670 году пономарю Воскресенской церкви города Тотьмы Иоанну явилась икона Святой Троицы на западном берегу острова Дедов. Иоанн показал обретенную икону тотемскому юродивому Андрею. В 1673 году перед смертью своей блаженный Андрей завещал священнику (Иоанн был уже рукоположен) построить часовню на острове и поместить туда Троицкую икону. Овдовев, Иоанн постригся в монахи с именем Иона.В 1697 году приехал в Тотьму новый воевода Федор Авраамович Лопухин с дочерью Евдокией, первой супругой Петра Великого. По просьбе Ионы Лопухин отдал ему весь остров Дедов для устроения там Троицкой обители. Вкладчиками обители были воевода и его дочь.В 1698 году для явленной иконы построена часовня Святой Троицы. В 1706 году освящена первая деревянная холодная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1715 году построена вторая деревянная церковь, но она осталась неосвященной. В этом году Дедовская пустынь приписана к Спасо-Суморину монастырю, игумен Спасо-Суморина монастыря распорядился продать достроенное здание Всехсвятской неосвященной церкви.Через 12 лет Дедовой пустыни возвращена самостоятельность. Монахи снова начали строить теплую церковь, и в 1732 году теплая деревянная церковь освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1754 году освящена новая деревянная Сергиевская церковь взамен обветшавшей. В 1762 году на острове построили небольшую каменную Покровскую церковь вместо деревянной. В 1764 году по просьбе жителей Дедовская пустынь не упразднена, а оставлена с одним священником и причетником на содержании города. В 1765 году начали пристраивать к Покровской каменной церкви каменную Троицкую церковь, до этого в Троицкой Дедовой пустыни была только часовня Святой Троицы. В 1770 году холодная Троицкая каменная церковь с шатровой колокольней в одной связи освящена, маленькая теплая Покровская церковь осталась при Троицкой церкви приделом. С 1832 года пустынь снова приписана к Спасо-Суморину монастырю.Через несколько лет ветхую деревянную Сергиевскую церковь разобрали и устроили в каменной церкви второй теплый придел – преподобного Сергия Радонежского. В начале 20-го века вся земля на острове (пашня, сенокосы и лес) принадлежала Спасо-Суморину монастырю. Церковь, окруженная каменной оградой с настоятельскими кельями в ней, стояла на западном конце Дедова острова. Над землянкой основателя пустыни старца Ионы с южной стороны пустыни стояла часовня. За оградой располагались деревянные строения: дом для братии, баня, амбар, погреб и скотный двор. Скот выпасали на восточном залесенном конце острова. Перед церковью с запада росли ели и сосны. В этой хвойной рощице любили прогуливаться горожане.

http://sobory.ru/article/?object=22385

Место погребения А. Т. почиталось жителями Тотьмы. В житии описаны 8 посмертных чудес святого, последнее из к-рых датировано 20 дек. 1716 г. По прошению тотьмичей архиеп. Великоустюжский и Тотемский Иосиф благословил строительство церкви над гробом А. Т. В 1707 г. вместо старой колокольни Воскресенской ц. была выстроена ц. во имя мч. Андрея Стратилата - святого, тезоименного А. Т., и к этому же времени, по предположению Е. Е. Голубинского , относится установление местного празднования блаженному. В кон. XIX в. мощи А. Т. почивали под спудом в новом здании Воскресенской ц. (в наст. время районная б-ка им. Н. Рубцова), выстроенном в 1749 г. на месте сгоревшей Андреевской ц. по сведениям И. Верюжского, мощи святого находились у левого клироса Успенской ц., расположенной рядом с Воскресенской (ныне филиал районного краеведческого музея). Изображение А. Т. было помещено в одном из клейм серебряной раки прп. Феодосия Тотемского , находившейся в нач. XX в. в Суморином тотемском мон-ре . Местная канонизация А. Т. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . В Минее (МП) под 10 окт. помещены тропарь и кондак А. Т. В службе Собора Вологодских святых А. Т. упомянут в 1-м тропаре 9-й песни канона утрени. Ист.: Повесть о житии юродивого Андрея Тотемского//Памятники письменности в музеях Вологодской области: Кат.-путев. Вологда, 1989. Ч. 1. Вып. 3: Рукописные книги XIX-XX вв. Вологодского обл. музея. Прил. 2. С. 263-272; Минея (МП). Октябрь. С. 262; Май. Ч. 3. С. 464. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 72-76; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. М., 1880, 1994р. С. 680-689; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 40; Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 322-323; Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М., 1895. С. 258-260; Голубинский. Канонизация святых. С. 159; Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни/Сост. в 1849 г. П. Савваитовым, пересм. и доп. Н. Суворовым (1896), И. Суворовым (1911). Вологда, 1911. С. 21; Григоров Д. А. Тотьма и ее окрестности//Тотьма: Ист.-лит. альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 131-138, 248-266; Хрусталев М. Ю. Тотемские святые//Там же. С. 60-61.

http://pravenc.ru/text/115330.html

27) Максим Тотемский священник (18 янв.) † 1650 г. 70 . 28) Андрей Тотемский (10 окт.) род. 1638 г. † 1673 г. в вологодских пределах в селении Усть-Тотемском. Проф. Голубинский говорит, что он умер в 1674 г. 71 . 29) Иона монах Пешношского монастыря Московск. губ., Дмитровск. уезда подвизался во второй половине XVII в. † 1737 г. в лесу и найден охотниками чрез несколько месяцев после смерти совершенно нетленным. О его подвигах было писано в светской литературе, напр. в «Маяке» за 1845 г. т. VI и в Московских губернских ведомостях за тот же год. Последний из юродивых не канонизован. У Преосв. Сергия, архим. Леонида, у Савваитова, Барсукова, Толстого, Поселянина, Кайдалова и др. упоминается еще до 26 юродивых, сведения о которых находятся в рукописных святцах местных монастырей и церквей, но они не канонизованы. Все исторические сведения из жизни поименованных св. юродивых, строго проверенные критикой, вошли в состав нашего сочинения в качестве фактических данных, подтверждающих известное нравственное положение. Чтобы определить значение и смысл самого названия, какое св. церковь прилагает к поименованным угодникам Божиим, необходимо название «юродивый» рассмотреть в связи с другими наименованиями, составляющими принадлежность каждого юродивого и помещающимися в их житиях. В самых повествованиях св. юродивые – монахи именуются преподобными, мирские именуются праведными и блаженными. Конечно, св. церковь , усвояя св. юродивым различные наименования, выражающие их свойства и добродетели, кроме прославления их, имеет целью еще и то, чтобы возбудить в сердцах всех членов церкви благочестивую ревность к достижению той славы, какую заслужили пред Богом св. юродивые. «Мужества святых, говорит св. Димитрий Ростовский , ими же, Богу помогающу, крепце противу плотских вожделений ратоваша, памятствовати потребно быти разумеем, яко образ добродетельного их жития разумеюще, себе самих возбуждаем к тех подражанию» 72 . Сообразно этому св. намерению не бесполезно вникнуть в смысл и значение тех наименований, какие св. церковь усвояет св. юродивым. Все юродивые именуются святыми. Если производить слово святой – γιος от греческих же слов: отрицательной частицы а и γ – земля, то оно будет означать такого человека, который живет жизнью не земною, а небесною, т. е. который не прилепляется ни к чему земному, порочному, а всем существом своим постоянно стремится от земли горе – к Богу, и для которого земля есть не более, как место изгнания, истинное же отечество его на небе (Филип. Ill, 20). Русское слово святой можно производить от славянских слов: свыше и ятый, т. е. такой человек, который жизнью своею показывает, что он стоит выше всего земного, принадлежит к горнему миру, и который делами своими возвышается над прочими земнородными. Еврейское слово кадош означает отделенного, избранного из всех и назначенного на служение истинному Богу 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из немногочисленных произведений иконописи за ее пределами известен образ «Спас на престоле с Тотемскими чудотворцами» из с. Голоустного на оз. Байкал, написанный тотемским иконописцем Феодором Никоновским ок. 1790 г. (ИркОХМ). Облик М. близок к изображению на иконе избранных Тотемских святых 2-й пол. XVIII в., но отличается более длинными и пышными волосами и бородой. Это единственный из известных образов XVIII-XIX вв., на к-ром святой представлен со скрещенными на груди руками, но именно этот иконографический вариант получил распространение в совр. церковном искусстве как в самой Тотьме, так и за ее пределами. В 2004 г. на сев. стене ц. Воскресения в Варницах худож. А. С. Пестерев выполнил мозаичный образ М. со скрещенными на груди руками. В иконографии икон-пядниц с поясным изображением М., созданных совр. иконописцами, аналогично сложены руки, но есть нек-рые изменения в прическе и форме бороды. Лит.: Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. М., 1994, 2009р. С. 665. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый, Сольвычегодский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВИКТОР Семенович Усов (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 8 янв. в Соборе Вологодских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/2561590.html

Блаженный Андрей, 384 уроженец с. Усть-Толщемского, по смерти родителей жил в Галичском воскресенском монастыре у одного инока. Живший здесь подвижник Стефан подал ему совет принять на себя иго юродства для Христа и – Андрей стал юродом. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде; пищею служили ему только хлеб и вода. Каждый год обходил он для поклонения святыне окрестные обители и опять возвращался в Воскресенскую обитель. – По смерти наставника своего Стефана перешел он в Тотьму и поселился у церкви воскресения Христова на берегу р. Сухоны. – Здесь он продолжал подвиги юродства: днем ходил там и здесь, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, тайно раздавал он нищим. Наконец он еще при жизни обнаруживал в себе благодать Божию, исцеляющую недуги. – Раз зимою шел он по обыкновению босой, к храмовому празднику, за 50 верст от Тотьмы. С ним встретился на дороге старшина дикарей Ажбакай, страдавший глазами; зная по слуху Андрея, он упрашивал его исцелить глаза его и давал ему значительную сумму денег. – Андрей, не взяв ничего, убежал; Ажбакай умылся снегом, на котором стоял юродивый и получил исцеление. – Почувствовав близость кончины, блаженный позвал к себе воскресенского пономаря Иоанна, которого любил, и просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его св. тайнами. – Причастившись св. тайн, попросил клирика оставить его одного; потом позвал его сказал: «брат, пришло время разлучения души с телом». – Иоанн в слезах зажег свечу пред иконою и покурил фимиамом. В след затем блаженный тихо скончался с руками, сложенными на груди крестообразно; его похоронили, по его желанию, под колокольнею. Десять лет юродствовал Андрей. Кончина его последовала 10 окт. 1673 г. когда было ему 35 лет от роду. По кончине своей блаженный Андрей прославился чудесами. На раке преп. Феодосия тотем. 1800 г. в клеймах изображены: преп. Вассиан тиксенский, Андрей юродивый тотемский, Прокопий юродивый устьянский и блаж. Максим тотемский. 385 Память о преп. Феофане печерском

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010