Якутск, 1892; Речь, произн. при встрече Его Имп. Высочества вел. кн. Сергия Александровича в Рязанском кафедр. соборе июля 1897 г.]//Рязанские ЕВ. 1897. Отд. неофиц. 15. С. 456-457; Речь, сказанная в собрании Миссионерского Казанского съезда в КазДА 2 авг. 1897 г.//Там же. 19. С. 609-616; Сведения о состоянии Якутской епархии за истекшее семилетие (1889-1896)//Там же. 22. С. 723-728; 23. С. 755-759; 24. С. 791-796; 1898. 1. С. 8-14; Слово, сказанное в Вознесенском касимовском соборе 29 мая 1897 г. по случаю открытия действий Касимовской противомусульм. миссии//Там же. 1897. 16. С. 512-515; Слово, сказанное в монастырском храме Касимовского жен. монастыря при служении в сем храме//Там же. С. 516-519; Речь пред отпеванием тела в Бозе почившего преосв. Александра, еп. Тамбовского и Шацкого, 17 сент. 1898 г.//Там же. 1898. 21. С. 735-738; Речь, сказанная при открытии Педагогических курсов для учителей и учительниц церковно-приходских школ 21 июня 1898 г. в Рязанской ДС//Там же. 14. С. 465-470; Слово, сказанное 8 июня 1898 г. при открытии Съезда миссионеров пред молебствием в Архангельском соборе//Там же. 13. С. 433-437; Слово, сказанное в Успенском кафедр. соборе пред молебствием по случаю открытия в Москве памятника в Бозе почившему имп. Александру II, 16 авг. 1898 г.//Там же. 18. С. 617-622; Слово, сказанное при освящении кладбищенского храма в г. Егорьевске 25 авг. 1898 г.//Там же. 20. С. 701-705; Слово, сказанное 16 авг. 1898 г. при погребении Спасского архим. Серафима//Там же. 18. С. 628-631; Беседа пред молебствием в Семинарской церкви к съезду учителей и учительниц церк.-приходских школ на Педагогические курсы 1 июля 1899 г.//Там же. 1899. 16. С. 510-516; Новогодние думы о нуждах внутр. миссии нашей Церкви//МОб. 1899. 1. С. 1-13; Речь Ее Имп. Величеству, вдовствующей государыне имп. Марии Феодоровне, после панихиды при гробе благовернаго государя цесаревича и вел. кн. Георгия Александровича на станции Рязань-Уральск//Рязанские ЕВ. 1899. Отд. неофиц. 15. С. 473-474; Речь, сказанная в кафедр.

http://pravenc.ru/text/2562822.html

Не принимая на себя критику или защиту Павла, позволю себе отметить показавшийся мне странным факт, что тогда как почти все органы нашей светской печати (Византийский Сборник т. III 1890 г., т. IV 1897 г., т. V 1898 г., т. VI 1899 г.: Историч. Вестник май 1897 г. [∑.], апр. и сент. 1898 г. [С.], февр. 1899 г.; Русская Мысль лек. 1890 г., март и сент. 1898 г.; Русский Вестник янв. 1897 г. и март 1899 г. [под заглавием: „В старой Москве " ]; Русское Обозрение апр. 1897 г.; Археологич. Известия и Заметки 1. 9 – 10 и 11 – 12 1898 г. [А. К]; Наблюдатель Л; 2 1898 г.; Киевская Старина авг. 1899 г. [г. Савва]: Москов. Вед. 1895 г. 126 и 1896 г. 313; Русские Вед. 1896 г. и 1898 г. 88, 137 и 296; Новости 1896 г. Кремль 1897 г. Новое Время 1895 г. и Прибавление к 1898 г. под заглавием: „В Москве XVII века»), несмотря на различие направлений, отнеслись серьезно и сочувственно к труду Павла, нельзя этого сказать о духовных журналах. Так, орган Москов. Духовной Академии, Богословский Вестник в библиографической статье о вышедших уже четырех выпусках приходит к следующему заключение: „записки Павла Алеппского, несомненно, преувеличивают добродетели и благочестие казаков, особенно же московитов... Павел – свидетель подкупленный в пользу русского народа богатой милостыней, вывезенной его отцом из нашей земли“. (См. Богослов. Вести., сент. 1899 г.). Не говоря о том, что это прямо противоречит следующему месту у Павла (вып. IV. стр. 21): „Бог свидетель, что я лжи не говорю и не взял с них взятку за то, что я так хвалю их“, оно неверно уже по одному тому, что Павел писал дневник для своих соотечественников, и ему, конечно, никогда в голову не приходило, что его записки будут читаться в России. Неоднократно в них он жалуется, что принужден писать украдкой, из опасения, чтобы московиты не узнали, что он ведет записки и описывает, что ему приходится видеть и наблюдать. В его записках немало юмора и не совсем лестных для нас отзывов. Непростительно также Душеполезному Чтению (авг. 1898 г.) в своей довольно обширной статье, озаглавленной: „Святая Русь“ и состоящей почти исключительно из выписок, сказать, что Павлу и его отцу „приходилось поневоле участвовать во всех постах и богослужениях, чтоб не лишиться щедрой царской милости“. Подобного суждения нельзя вывести из постоянных жалоб Павла на продолжительность и утомительность русских служб и строгость постов, и оно находится в противоречии с самым положением Павла и его отца, как патриарха. Из настоящего выпуска журнал узнает, какую милостыню получил патриарх от Алексея Михайловича и на что оп ее употребил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 Августа 1898 г. На конверте: Денежный на триста рублей в гор. Ганге в Финляндию о. иерею Якубову – в пользу православной школы. Игумении Таисии (Солоповой). 14 августа 1898. Кронштадт Достопочтенная добрая Матушка Игумения Таисия! Г. Министр Внутр Дел ответил мне в благоприятном для новой Воронцовской общины смысле 633 . Слава Богу! Дай Бог вам крепости, и сил, и бодрость духа для продолжения начатого святого дела. Я здоров; благодарю Бога. Протоиерей Иоанн Сергиев. 14 Августа 1898 г. Госпоже Журавской. Не позднее лета 1898. Кронштадт 634 Денежный пакет на 1 р. с благодарностью получил. Преподаю вам, по данной мне благодати, Божие благословение, и да помилует вас Господь по своей великой милости и болящего Митрофана Протоиерей Иоанн Сергиев. Священнику Александру Якубову. 4 сентября 1898. Кронштадт Досточтимый собрат Александр Иванович ! Благодарю за скорое уведомление о получении моей лепты на вашу школу 635 . Присылаю еще триста рублей, ибо вижу настоятельную нужду вашу. Да поощрит Вас, любезный собрат, мое братское сочувствие вашему святому делу учительства русских детей в инославном крае. Сказано в Писании: брат от брата помогаем яко град тверд 636 . Дай Бог, чтобы Русские люди, добрые и отзывчивые, отнеслись к вам доброжелательно, деятельно и даятельно 637 . Ваш во Христе собрат протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев. 4 Сентября 1898 г. Кронштадт. М. Н. Милютиной. 4 сентября 1898. Кронштадт Дорогие и милые во Христе сестры – Мария Николаевна и Ольга Александровна! Ваше ко мне письмо, в котором так сквозит ваша вера в Господа и любовь к ближнему, тронуло меня до умиления. Молю Господа моего, Благого и Скоропослушливого, да исцелит Он верную рабу Свою Юлию, не исцеленную никаким врачом земным – и в то время, когда я пишу эти строки, да получит она, по вере моей в Господа, всякое облегчение и совершенное исцеление рабы Его Юлии, и прощение грехов ее. – Вам мой сердечный поклон. Протоиерей Кронштадтского Собора Иоанн Сергиев 4 Сентября 1898. На конверте·.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Б. Степени магистра богословия – кандидаты богословия: а) преподаватель Вологодской духовной семинарии Иван Тюрнин за сочинение под заглавием: «Книга пророка Софонии. Историко-экзегетическое исследование», Сергиев Посад, 1897 г.; б) преподаватель Саратовской духовной семинарии Александр Прозоровский за сочинение: «Сильвестр Медведев. (Его жизнь и деятельность). Опыт церковно-исторического исследования», Москва, 1896 г.; в) преподаватель Кишиневской духовной семинарии Сергей Маргаритов за сочинение: «Лютеранское учение в его —19— историческом развитии при жизни Мартина Лютера». Изд. 2-е. Кишинев, 1898 г. и г) инспектор Новгородской духовной семинарии иеромонах Евдоким (Мещерский) за сочинение под заглавием: «Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. – Опыт библейско-исторического исследования», Сергиев Посад, 1898 г. – Все означенные лица удостоены были степени магистра богословия после предварительного защищения своих диссертаций в присутствии Совета Академии и приглашенных им сторонних лиц и утверждены в означенной степени указами Святейшего Синода: Тюрнин – от 27 января 1898 года за 480, Прозоровский – от 27 января 1898 года за 479, Маргаритов – от 16 июля 1898 года за 3738 и иеромонах Евдоким – от 16 июля 1898 года за 3739. – Кроме того – указом Святейшего Синода от 20 января 1898 года за 324 утвержден в степени магистра богословия законоучитель Московского училища Ордена Св. Екатерины, кандидат богословия, священник Иоанн Арсеньев, удостоенный Советом Академии означенной степени за сочинение под заглавием: «Ультрамонтанское движение в XIX столетии, до Ватиканского собора (1869–70) включительно», Харьков, 1895 г. в предшествовавшем 1896–97 учебном году. В. Степени кандидата богословия удостоены Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, 42 студента, окончивших в отчетном году академический курс; из них 19 – с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, если представят диссертации на степень магистра и защитят их установленным порядком; остальные 23 – с правом на получение означенной степени по выдержании новых устных испытаний по тем предметам, по коим они не оказали успехов, соответствующих степени магистра, и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Марии Николаевне Милютиной от Протоиерея Иоанна Сергиева. Печатается по: РНБ. Ф. П. Л. Вакселя, 3960. Публикуется впервые. Игумении Таисии (Солоповой). 12 сентября 1898. Кронштадт Дорогая, неоцененная Матушка Игумения Таисия! Покорно прошу тебя принять в твою благословенную обитель (Леушинскую) трех дочерей торговца Корсакова 638 . Они воздыхают, как по родной матери, по твоей обители, воспитавшей их 639 , и по тебе – их наставнице. Надеюсь, что не откажешь в моем о них ходатайстве. Протоиерей Иоанн Сергиев. 12 Сентября 1898. Игумении Таисии (Солоповой). 19 сентября 1898. Кронштадт Достопочтенная Матушка Игумения Таисия! Благоволи допустить учиться в твоей Леушинской учительской школе 640 как верном рассаднике религиозного просвещения девочку Людмилу Цветкову, плачущую о том, что ее уволили из училища. Таких детей не надо отталкивать, а следует давать простор их желанию учиться. Твой слуга Протоиерей Иоанн Сергиев. 19 Сентября 1898 г. Ректору Московской Духовной Академии архимандриту Арсению (Стадницкому). 30 сентября 1898. Кронштадт Ваше высокопреподобие сердечно уважаемый о. Ректор! В ответ на Ваше ко мне письмо – сим выражаю мое сердечное сочувствие Вашему прекрасному намерению – открыть Ц -приходскую школу в посаде 641 ; и – шлю Вам мою лепту 200 рублей в почин святого дела. Вашего высокопреподобия, о. Ректор, покорный слуга и сослужитель, Протоиерей кронштадтского Собора Иоанн Сергиев. 30 Сент 1898. В Канцелярию по управлению детскими приютами. Конец сентября 1898. Кронштадт Всею моею душою сочувствую благотворительным учреждениям этого рода и жертвую мою лепту на это доброе дело 642 . Духовенству кронштадтского католического костела. 3 октября 1898. Кронштадт Уезжая в Москву 643 по слезной просьбе одного больного, близкого и дорогого мне человека, я как священник и поборник христианской любви, мира и единения, шлю дорогому юбиляру – католическому костелу и представителям церкви католической 644 мои искренние пожелания мирного и долголетнего преуспеяния во славу Божию 645 …

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

По словам японского религиоведа Басабе, в сегодняшнем японском обществе господствует мнение, что человек самоуверенный, амбициозный, имеющий цель в жизни, не нуждается ни в какой религии. Это своеобразное ницшеанство и является преградой для обращения японцев в христианство, в то время как примитивный японский языческий шинтоизм явно не может привлекать высоко образованных современных японцев. Русский Дальний Восток и Корея После продажи Аляски и создания самостоятельной дальневосточной епархии православная миссия на русском Дальнем Востоке стала развиваться более активно и последовательно. За последнюю треть XIX века в православие было обращено 17,5 тысяч туземцев. К 1900 г. в распоряжении Камчатской епархии было 24 миссионерских стана, 17 священнослужителей, 17 катехизаторов, 23 школы почти с 500 учениками; за один 1899 г. было крещено 626 камчадалов. Тогда же епархиальный центр был перенесен из Петропавловска-Камчатского в Благовещенск-на-Амуре, а во Владивостоке открыта вторая миссионерская епархия. Петропавловско-Камчатская епархия возродилась накануне Первой мировой войны, ее епископом был Нестор, позже эмигрировавший в Маньчжурию и ставший активным миссионером, в частности в Индии и на Цейлоне; после Отечественной войны Нестор вернулся в СССР и, после срока в концлагере, закончил свои дни митрополитом Кишиневским и Молдавским. Население Уссурийского края, полученного Россией по мирному договору с Китаем в 1858 г., состояло из корейцев, гольдов, маньчжуров и китайцев. Активным миссионерством среди них занялся неутомимый епископ Иннокентий (Вениаминов) , перенеся в 1862 г. свой епархиальный центр из Якутска, где он окрестил почти все 300-тысячное якутское племя, в Благовещенск. Здесь он окрестил почти 10 тысяч корейцев, многие из которых к концу века переселились в Корею. Так в 1897 г. возникла Корейская православная миссия русской Церкви, вначале почти не действовавшая, поскольку корейское правительство отрицательно относилось к христианским иностранным миссиям и особенно опасалось соседнего русского внедрения в страну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колокола для нового собора привезли из Воронежа. Шатры и купола изготовили на местном судостроительном заводе. Сусальным золотом главы и кресты покрывал мастер из Подмосковья– для этого ему вместе с дочерью пришлось на два года переехать в Благовещенск. Первую литургию в еще недостроенном соборе отслужили в 2000 году на Рождество. Праздничную службу показывали в прямом эфире областного телеканала. Новый собор был рассчитан на 540 молящихся. Его архитектурный облик повторяет облик старинной каменной Покровской церкви Благовещенска: крестообразный план, три придела, восемь глав, скупой декор в русском стиле. Началом полноценной жизни храма можно считать 2003 год: в январе здесь начались регулярные богослужения по воскресеньям и праздничным дням, в июне собор освятили архиерейским чином, а в октябре сюда перенесли чудотворный образ Албазинской Божией Матери, главной амурской святыни. В 2009 году у кафедрального собора был установлен и освящен памятник основателям города и области — генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию (Вениаминову), первому архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому. В 2012 году при епископе Благовещенском и Тындинском Лукиане (Куценко) собор был обновлен, украшен новыми иконами и святынями. Албазинская икона Божией Матери для удобства молящихся была перенесена в отдельный придел. В 2015 году после капитального ремонта для увеличения вместимости храма на входе в него был устроен новый застекленный притвор. Высота внутри – 21,12 м, высота колокольни – 32,5 м. Масса самого большого колокола – 1280 кг, диаметр 1,2 м. Площадь храма – 825 кв. м, в цоколе размещаются склад, просфорня, библиотека, кухня, трапезная, несколько служебных помещений и помещение воскресной школы. Площадь прихрамовой территории – 5 тыс. кв. м, из них озеленений – 1,5 тыс. кв. м. Внутри двора имеется дорожка из тротуарной плитки шириной 3,5 м для совершения крестных ходов. Здесь же, во дворе находятся могилы первого священника Благовещенска протоиерея Александра Сизого, доктора Михаила Давыдова и двух неизвестных. До 2002 года их останки хранились в областном музее.

http://sobory.ru/article/?object=09344

7) Настольные часы завещаю внуку моему Иоанну, а золотые карманные – Евсевию Вениаминовым 41 . Из наличных денег, какие останутся, до пятисот рублей раздать детям сестер моих и родным моей матери, по усмотрению наследника моего. 1 Так озаглавили мы поправки, написанные митрополитом Иннокентием (тогда еще архиепископом) в 186З году, по поводу напечатанной протоиереем Громовым статьи, касающейся биографии Владыки. 2 Была у меня давно еще написана статья о моем детстве, воспитании и о путешествии из Иркутска в Америку; но она погибла в пожаре в 1858 году. 3 Из коих Господь привел меня быть первым но счету на трех: е Америке, в Якутске и на Амуре в Благовещенске. 4 У меня было самое дело это, полученное из Иркутск. дух. конс. в числе прочих дел; но, к сожалению, погибло в пожаре. 5 Произнесенное Иннокентием (Всениаминовим) в г. Иркутске в Воскресенской церкви, на другой год по рукоположению его во всящеинника, в присутствии преосвященного Михаила II Иркутского. Ив. Б. 7 Сказанная Алеутам на острове Уналашке в вновь сооруженной пр. Иннокентием церкви Вознесения Господня. Ив. Б. 9 Это слово было произнесено на острове Уналашке, с таким чувством и одушевлением, что все почти слушатели были тронуты до слез (Иннокентий митр. Моск., стр. 32). Ив. В. 15 Город Благовещенск так наименован графом Амурским в память архиепископа Камчатского Иннокентия, который некогда в сане священника служил в Иркутске при Благовещенской церкви. «Ныне говорит протоирей Громов, появляется в газетах оспаривание этого факта, и наименование г. Благовещенска стараются произвести из другого начала. Не трудитесь! я был очень близок, как духовник, к графу Амурскому, и слышал из уст его, что Благовещенск наименован в честь архиепископа Иннокентия». (Иннокентий Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. Ивана Барсукова. Москва 1883 г. стр. 423). 16 Рукоположение совершал Архиепископ Иннокентий совместно с Архиепископом Евсевием Иркутским, в градской Иркутской Воскресенской церкви. Ив. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Миссионерские заботы архиепископа Иннокентия простирались и на более отдаленные народы, жившие по Амуру и даже за границей Китая, где оказывались люди, слышавшие христианскую проповедь и выражавшие желание креститься. В 1858 году в Усть-Зейской станице был заложен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и основан г. Благовещенск, который стал главным городом всего Приамурья. В Благовещенск была перенесена кафедра святителя Иннокентия, и оттуда он намеревался начать проповедь Евангелия китайцам. После Айгунского договора, подтверждавшего права русских на все течение Амура и Уссурийский край, были созданы благоприятные условия для дальнейшего просвещения Приамурья, заключено соглашение, по которому всем христианским миссионерам предоставлялась там полная свобода Евангельской проповеди. Тогда же в Камчатской епархии были открыты два викариатства – в Новоархангельске и Якутске. Дважды (в 1860 и 1861 гг.) святитель Иннокентий встречался с апостолом Японии – святителем Николаем (Касаткиным ; †1912), которому передал свой духовный опыт. Когда святитель Иннокентий был уже митрополитом Московским и Коломенским (с 5 января 1868 года), благодаря его усилиям были учреждены самостоятельная Якутская епархия (1870) и Православное Миссионерское Общество, председателем которого он оставался в течение 9 лет. За свою выдающуюся миссионерскую деятельность святитель Иннокентий по праву именуется Апостолом Камчатки и Америки. Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский 212 (память 16 февраля н. ст., 1836–1912) в течение 52 лет (1860–1912) занимался распространением Православия в Японии. Из них восемь лет он изучал страну, народ, язык, нравы и обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать. К 1868 году отец Николай уже бегло говорил по-японски, знал историю Японии лучше многих японцев. В то же время отец Николай изучил и английский язык, который становился международным. В 1870 году он был возведен в сан архимандрита и назначен главой учрежденной тогда же Российской Духовной миссии. К 1878 году в Японии насчитывалось 4115 христиан, богослужение осуществлялось на японском языке, издавались духовно-нравственные книги, в Токио действовала семинария и четыре училища, в Хакодате два училища, регулярно издавался журнал «Церковный Вестник».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, сбылось заветное желание алеутского апостола – Камчатского архиепископа Иннокентия, писавшего в письмах Ан. Н. Муравьеву и графу А. П. Толстому относительно протоиерея Д. В. Хитрова, что «лучшего для Якутской епархии и не найти», – видеть о. Димитрия епископом и своим ближайшим помощником и сотрудником; сбылось, но лишь наполовину: епископом о. Димитрий стал, но помогать своему равноапостольному учителю, по принятию епископского сана, ему не пришлось. 19-го ноября 1867 г. скончался Филарет, митрополит Московский, а 5 января 1868 г. последовало Высочайшее назначение на Московскую митрополию нового митрополита, Камчатского архиепископа Иннокентия. Как раз в это время надо было совершать хиротонию протоиерея Димитрия Хитрова во епископа Якутского, на место выбывшего на Ново-Архангельскую кафедру преосвященного Павла. По соображениям архиепископа Иннокентия, эта хиротония должна была совершиться в Иркутске, потому что ни предназначенный к рукоположению протоиерей Хитров, ни сослужитель в совершении хиротонии, преосвященный Вениамин, не могли прибыть в Благовещенск ранее мая месяца, тогда как ему нужно было спешить к месту нового служения – в Москву. Но дела сложились иначе: преемник преосвященного Иннокентия, епископ Селенгинский, викарий Иркутской епархии, Вениамин, да и сам протоиерей Димитрий Хитров, в начале, февраля 1868 года, неожиданно прибыли в Благовещенск, что и было причиною изменения предположения преосвященного Иннокентия о выезде в Москву, и он нашел удобным для себя совершить хиротонию уже в Благовещенске, а не в Иркутске. Таким образом, хиротония протоиерея Д. В. Хитрова во епископа совершилась в городе Благовещенске (на Амуре), в Благовещенском кафедральном соборе 9 февраля 1868 года, причем имя его Димитрий было переименовано, по его собственному желанно, на Дионисия. Замечательно, что хиротония эта прилучилась быть в знаменательный для православных обитателей Сибири день, 9 февраля. В этот день в 1805 г. совершилось торжество открытого чествования и перенесения, из деревянной Тихвинской церкви в соборную каменную Вознесенскую, святых мощей прославленного нетлением и чудотворениями первого Иркутского архипастыря, Иннокентия, – торжество, прославившее и прославляющее Сибирь, преимущественно Восточную, и с того времени поныне привлекающее ко гробу угодника поклонников со всей России! В память сего события, которому наступает уже столетие, в 9 день февраля, ежегодно из Иркутска совершается в Вознесенский монастырь крестный ход с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, находящейся в кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010