Находился в г. Воронеже. Основан в 1836 г. После обретения в 1831 г. мощей свт. Митрофана , еп. Воронежского, и причисления его в 1832 г. к лику святых 16-17 сент. того же года в Воронеже для поклонения мощам пребывал имп. Николай I Павлович . Эти события позволили свт. Воронежскому и Задонскому Антонию (Смирницкому) в 1834 г. обратиться в Синод с предложением об учреждении нового монастыря «для ознаменования должного благоговения к угоднику Божию, согласно желанию благочестивых граждан Воронежских». Свт. Антоний предлагал настоятелем М. В. м. быть «местному архиерею, согласно заведению, в лаврах принятому, и иметь ему жительство в своем доме, а кафедральным собором, вместо Благовещенского, в коем опочивают святые мощи, назначить Троицкий градский собор». К докладу были приложены планы Воронежа и Благовещенского собора, а также приписанных к нему архиерейского дома, консистории и духовного уч-ща, возведение к-рых свт. Антоний намеревался осуществить в буд. мон-ре. Воронежский губернатор Д. Н. Бегичев, поддержавший инициативу архиепископа, обратился в Мин-во внутренних дел и просил содействия начинанию архиерея. Поддержка губернатора была необходима. Наплыв паломников (до 60 тыс. чел.) к мощам свт. Митрофана в 1830-1831 гг. привел к вспышке холеры, что вызвало опасения в Мин-ве внутренних дел. Синод, рассмотрев 30 нояб. 1835 г. обращение свт. Антония, в докладе имп. Николаю I сообщал, что после прославления святителя Благовещенский собор «сделался местом беспрерывного собрания благочестивых посетителей... сюда стекаются во множестве почти из всех областей империи всякого состояния люди». В итоге свт. Антонию было разрешено учредить при соборе муж. мон-рь «с малыми пожертвованиями от казны». Обители присваивался 1-й класс с настоятельством епархиального архиерея и именованием кафедрального Митрофанова Благовещенского мон-ря. Штат М. В. м. планировалось объединить со штатом архиерейского дома, обитель «снабдить от казны землями и угодьями», а служителей кафедрального собора перевести в городской Троицкий собор, «чтобы в монастыре были одни монашествующие». 1 авг. 1836 г. император, рассмотрев доклад Синода, собственноручно определил: «Быть по сему».

http://pravenc.ru/text/2563456.html

В 2003 г. назначен директором регионального общественного благотворительного фонда «Фонд святителя Митрофана» по строительству Благовещенского кафедрального собора Воронежской епархии. В 2005 г. возведен в сан архимандрита. В 2009 г. поступил в Общецерковную аспирантуру и докторантуру  на кафедру «Управление и каноническое право» по программе повышения квалификации. В том же году в составе рабочей группы Воронежской областной Думы участвовал в разработке стратегии Воронежской области в направлении межнационального и межконфессионального мира, здорового образа жизни. Был председателем комиссии Общественной палаты Воронежской области «По воспитанию нравственности, сохранению духовного наследия и свободе совести», членом межконфессионального консультативного совета при Воронежской областной Думе. По благословению ректора Общецерковной аспирантуры  митрополита Волоколамского Илариона прослушал курс изучения английского языка в Оксфордском колледже St. Claer. 23 октября 2009 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора Воронежской епархии. В 2010 г. защитил дипломную работу по теме «История архитектуры и святыни Покровского кафедрального собора г. Воронежа» в Московской духовной академии. В составе официальных делегаций Русской Православной Церкви сопровождал правящего архиерея в зарубежных командировках (Святая Гора Афон, Иерусалим, Афины, Болгария, Венгрия, Чехия). Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. ( журнал 73 ) избран епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии. Наречен во епископа 17 сентября 2011 г. в  Покровском кафедральном соборе  г. Воронежа. Хиротонисан 18 сентября за Литургией в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. ( журнал 137 ) назначен правящим архиереем новообразованной Россошанской епархии . Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 61 ) почислен на покой по состоянию здоровья и направлен в распоряжение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия. Местом пребывания на покое определен г. Воронеж. Образование:

http://patriarchia.ru/db/text/1589807.ht...

Накануне весь Воронеж праздновал это знаменательное событие в течение двух дней масштабными торжествами и праздничными мероприятиями. Открытие собора предварил массовый крестный ход - это из Покровского храма в новый Благовещенский собор торжественно перенсли мощи святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и священномученика Воронежского. Уже в новом храме состоялось праздничное Всенощное бдение. И вот настало 6 декабря, когда в день памяти святителя Митрофана Благовещенский собор распахнул свои двери для всех богомольцев. После чего митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) отслужил в стенах возрождённого Божиего дома праздничную Божественную литургию. В определении места для памятника святителю Митрофану все воронежцы были едины во мнении: рядом с его собором. И сегодня величественный бронзовый памятник ему возвышается в сквере Благовещенского кафедрального собора, на главной аллее Первомайского сада. Она ведёт к храму с проспекта Революции, и, наверное, это не простое совпадение - всё рано или поздно возвращается на круги своя. История всё расставляет по своим истинным местам, не случайно средства на этот памятник собирались методом " краудфандинга " - общественного финансирования, которое давно известно на Руси и без всяких новомодных иностранных терминов. Так у нас испокон веков и строили храмы - всем миром! Ныне Благовещенский собор столицы Черноземья входит как минимум в пятёрку крупнейших православных церквей России. Своим величавым обликом этот храм обязан, прежде всего, недюжинной высоте: она равняется 85 метрам, а в крайней точке достигает 97 метров. И это делает его одним из высочайших храмов уже не только России, но и всего православного мира. Сегодняшнее здание кафедрального Благовещенского собора находится в самом центре древнего Воронежа, оно спроектировано в традициях русско-византийского зодчества авторитетным отечественным архитектором Владимиром Петровичем Шевелёвым. При этом здание не имеет внешнего сходства с первоначальным каменным зданием Благовещенского храма, однако, по мнению специалистов, очень похоже на другой утраченный в годы советской власти воронежский храм - Владимирский собор, авторство которого приписывают одному из представителей архитектурной школы Константина Тона.

http://sobory.ru/article/?object=03549

Слушали… П[ункт] 3. Сообщение М. Г. Худякова о том, что портреты архиереев из бывшего митрополичьего дома приняты Музейной комиссией и перевезены в Казанский монастырь и что приступлено к принятию на учет памятников искусства и старины в кафедральном соборе. Постановили: 3. Развесить в парадных покоях Казанского принятых под охрану, портреты, написанные не позднее середины XIX столетия. Уполномочить т[оварища] Худякова произвести в срочном порядке учет всех памятников искусства и старины, находящихся в кафедральном соборе, предметы же, не употребляющиеся в настоящее время при богослужении, передать на хранение в Центральный музей.   45 6–9 сентября 1924 г.– Протокол 13 заседания Музейной комиссии при Академцентре Татнаркомпроса   Присутствовали: В. В. Егерев, Н. И. Воробьев, М. Г. Худяков. Слушали… П[ункт] 3. Доклад Н. И. Воробьева и Худякова об осмотре Раифской пустыни и лесной дачи. Постановили: Принять к сведению. Принять меры к перевозке из Раифской в Казань портретной галереи и трона м[итрополита] Тихона Предложить общине произвести неотложный ремонт по указаниям Музейной комиссии… П[ункт] 7. О бумагах, касающихся церковного имущества и оставшихся от прежнего состава Музейной комиссии. Постановили: Поручить Худякову разобраться в старых делах и принять меры к выяснению [наличия] имущества, находящегося в ведении Музейной комиссии.   46 16 сентября 1924 г.– Протокол 14 заседания Музейной комиссии при Академцентре Татнаркомпросе   Присутствовали: В. В. Егерев, Н. И. Воробьев, М. Г. Худяков. Слушали… П[ункт] 8. Сообщение М. Г. Худякова о том, что согласно п[ункту] 3 протокола 11 Музейной комиссии из ризницы кафедрального собора передано в Центральный музей 85 предметов, в том числе: Ефремово Евангелие, Тверское Евангелие 1478 года, шитая плащаница XVI века, Лаврентьевский саккос и др. 8. Постановили: Принять к сведению. Предложить Центральному музею занести поступившие предметы в инвентарные книги.   47 Акт   1924 года сентября 16 дня мы, нижеподписавшиеся, настоятель кафедрального собора Андрей Поликарпович Яблоков, член Музейной комиссии при Академическом центре Михаил Георгиевич Худяков, староста кафедрального собора Серафим Григорьевич Угрюмов и священник того же собора Александр Николаевич составили настоящий акт о том, что на основании декрета от 5 октября 1918 года, постановления ВЦИКа от 2 января 1922 года пар[аграф] 5 Инструкции отдела музеев от 4 марта 1922 года и постановления Музейной комиссии при Академическом центре ТНКП от 26 августа 1924 года протоиерей Яблоков, староста Угрюмов и священник Сердобольский сдали предметы искусства и старины, составляющие достояние государства и находившиеся в пользовании общины верующих кафедрального собора и хранившиеся в означенном храме, а гражданин Худяков принял эти предметы на хранение в Центральный музей ТССР.

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

Изъято было и высокохудожественное Евангелие XVIII века из Крестовой церкви архиерейского дома. «Особое мнение» музейной комиссии не осталось без внимания, и Центральный музей прислал резолюцию: «оставить», которую вскоре отменили, и большой потир и Евангелие 1759 года из собора были изъяты. Усилиями музейного отдела все же удалось отстоять лампады-подсвечники (6 штук), оклад Елисаветинского Евангелия под условием предоставления верующими соответствующего количества серебра. Помимо упомянутых ценностей смогли вернуть еще 7 панагийных крестов и договориться об освидетельствовании в Наркомфине изъятых вещей, среди которых был «дискос Кир Адриана». Впрочем, многие вещи, опротестованные экспертами музейного отдела, секретарь комиссии по изъятию церковных ценностей все же «усиливался отправить в Москву». С мая 1923 года по сентябрь 1925 года собор был действующим, а решением ТЦИК от 20 сентября 1925 года был вторично закрыт и передан музейному отделу. 1926 года ноября месяца 29 дня НКФин, а именно управление неналоговых доходов сообщает в ТЦИК, что кафедральный собор музейным отделом приводится в порядок и будет открыт для обозрения как музей-памятник XVI века. В мае 1929 года тучи стали сгущаться над величественным храмом: сначала Казгорсовет просил Президиум ТЦИКа разрешить разбор закрытых церквей (среди прочих и кафедрального собора) в июне того же года, учитывая острую нужду в строительных материалах. Президиум разрешил Горсовету разобрать часть зданий кафедрального собора, к чему последний дал распоряжение приступить уже 27 июня 1929 года. Хотя Государственная Академия Истории Материальной Культуры, обследуя храм с 23 июня по 14 июля 1929 года, нашла состояние кафедрального собора удовлетворительным, памятник в связи с большим историческим значением требовал подробного исследования. Секретным постановлением от 26 ноября 1929 года за 1107/с Президиум ТЦИК по вопросу разбора кафедрального собора в паре с НКВД не видит «необходимости в особом постановлении Президиума, так как церковь давно уже закрыта особым постановлением ТЦИК, и вопрос о разборе является лишь вытекающим из бывшего постановления о ликвидации» (тогда была разобрана часть построек, принадлежавших собору). В начале марта 1932 года ускоренными темпами начали разбирать «коридор» (т.е. высокое крыльцо) и остатки колокольни, само же культовое здание музейный отдел передал Центральному архиву под архивохранилище. Указами Президента РТ и постановлением кабинета министров Благовещенский собор в 1995 году передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». Из издания «Православный собеседник» 2-2017 г, протоиерей Владимир Мухин «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы ХХ столетия» Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 2005 году к 1000-летию Казани в России выпущена  почтовая марка  с изображением Благовещенского собора

http://sobory.ru/article/?object=02525

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем скорбеть от того, что мы в краткой разлуке со Святейшим Патриархом. Иногда обстоятельства, которые могут показаться печальными, приводят к большей радости. Вот и сейчас то, что мы не можем воочию увидеть Святейшего Патриарха, принять его благословение, — это скорее всего для того, чтобы ваша ближайшая с ним встреча была еще более радостной. А вы будьте уверены: издалека, из Первопрестольного града, Святейший Патриарх благословляет всех вас и каждого в отдельности, пришедшего в этот святой храм». Митрополиту Дионисию сослужили:  митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , глава Смоленской митрополии;  епископ Вяземский и Гагаринский Сергий ;  епископ Рославльский и Десногорский Мелетий ; игумен Александр (Карпиков), благочинный Гагаринского округа, настоятель Благовещенского собора г. Гагарина; протоиерей Олег Переверзев, секретарь Вяземского епархиального управления, настоятель храма Введения во Храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы; протоиерей Валерий Калинин, благочинный Вяземского округа, настоятель Преображенского храма г. Вязьмы; протоиерей Владимир Титов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Гагарина; духовенство Вяземской епархии. Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьмы (регент Елена Платонова) и хор Благовещенского собора г. Гагарина (регент Наталья Ишкова). В храме присутствовали: депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Смоленской области С.И. Неверов; председатель Смоленской областной Думы И.В. Ляхов; глава администрации Гагаринского района Смоленской области П.В. Хомайко; глава администрации Темкинского района Смоленской области С.А. Гуляев; строители, благотворители и благоукрасители храма, православные добровольцы. На телеканалах  «Союз» ,  «Спас»  и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция богослужения. Трансляция была выведена на большой экран, установленный перед храмом.

http://azbyka.ru/news/mitropolit-voskres...

18 авг. 1909 г. переведен в Благовещенск на должность кафедрального протоиерея при градо-Благовещенском соборе. Одновременно с осени того же года законоучитель Благовещенской мужской гимназии, председатель Совета Благовещенского православного братства Пресв. Богородицы (основано в 1886 еп. Гурием (Буртасовским) ), епархиальный цензор проповедей. Также состоял наблюдателем за преподаванием Закона Божия в низших школах Мин-ва народного просвещения, председателем Благовещенского общества трезвости (с 1910), редактором «Благовещенских ЕВ» (февр. 1911 - янв. 1912), делопроизводителем Благовещенского отдела Имп. Православного Палестинского об-ва и председателем Епархиального комитета по устройству быта беженцев (с 1915). В февр. 1910 г. организовал в Благовещенске чтения по вопросам веры и христ. жизни, открывшиеся его лекцией «Разбор трагедии Л. Андреева «Анатэма» с положительно-христианской точки зрения». Лекции сопровождались исполнением духовных песнопений, большим знатоком которых он был. В 1915 г. опубликовал «Лекции по методике Закона Божия». В 1920 г. выехал с семьей в Харбин и 1 июня был назначен 2-м священником кафедрального собора во имя свт. Николая. В 1923 г. определен настоятелем харбинской ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Иверская». При Иверской ц. были организованы Музыкальные курсы (с окт. 1927, с 1929 открыты церковнопевч. курсы) и Богословские курсы (с февр. 1928). В эмиграции особенно ярко проявилось преподавательское дарование и организаторские способности прот. Н. Вознесенского, к-рый был бессменным зав. Богословскими курсами, где преподавал Свящ. Писание НЗ и правосл. богослужение. Он также преподавал Закон Божий в Коммерческом уч-ще КВЖД (до нач. 1925), редактировал в Харбине нравственно-церковный ж. «Вера и жизнь» (1925-1926), продолжал работу над учебными пособиями по истории христ. церкви, православно-христ. учению и богослужению, в частности опубликовал 2 изданиями учебник «История русской церкви». С 1931 г. некоторое время был председателем епархиального «Попечительства о бедных духовного звания».

http://pravenc.ru/text/178149.html

НА РТ, ф. Р–271, оп. 1, д. 163, л. 101–102. Машинописная копия, не подписанная и не заверенная. Не ранее 7 октября 1919 г. Спасо-Преображенский мужской монастырь в Казанском Кремле, основан в 1556 г. архимандритом Варсонофием. В 1918-19 гг. монастырь вместе с Казанским кремлем был закрыт военными властями. Окончательно закрыт в конце 1924 г., в нем располагалась воинская часть. Позднее был полностью разрушен. РТ, ф. Р–271, оп. 1, д. 163, л. 1–3 об. Рукописный подлинник, написанный черными чернилами, приписки – фиолетовыми и черными чернилами; подписи – автографы; в левом верхнем углу первой страницы регистрационный штамп Казанского епархиального совета от 21 сентября 1919 г. и от 4 октября 1919 г., на последний странице штамп журнала Казанского епархиального совета 4271 с резолюцией епископа Анатолия (Грисюка) 1920 от 21 сентября/4 октября: «Исполнить настоящее постановление, т. е. направить доклад на усмотрение Высшей церковной власти. Епископ Анатолий». – Верно Регистратор Вл. Краснов. Машинописный вариант доклада с небольшими стилистическими отличиями (Там же, л. 17–18 об.) подписан архимандритом Иоасафом, протоиереем Руфимским, священником Александром Лебедевым, временно исполняющим обязанности секретаря Казанского епархиального совета А. Нутовым, помощником делопроизводителясвященником Петром Грачевым). Крепость – просторечное название Казанского Кремля, широко употреблявшееся казанцами в начале ХХ в. Протокол обыска в деле отсутствует. Александр Иванович Четаев (род. 1865 г.), в 1919 г. священник Благовещенского кафедрального собора; с 1934 г. священник Смоленско-Димитриевской церкви в Козьей слободе. 21 января 1936 г. арестован, приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. Петр Александрович Рождественский (род. 1871/1872 г.), кандидат богословия; протоиерей, ключарь кафедрального Благовещенского собора Казани, законоучитель женской гимназии. Ушел из Казани в начале сентября 1918 г., умер в Сибири. Гурий (Руготин; † 5декабря 1563 г.), свт., первый архиепископ Казанский и Свияжский (1555–1563 гг.). Рака с мощами свт. Гурия и его посох хранятся в церкви Ярославских чудотворцев Арского кладбища Казани.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Степанов А. Ф. Художественные сокровища ризницы казанского Благовещенского собора: обретенные и утраченные Издревле ризницы русских храмов наполнялись ценными богослужебными предметами, многие из которых ныне признаются шедеврами русского искусства. Хранившиеся в ризнице кафедрального Благовещенского собора Казани вклады упоминаются уже в первых писцовых описаниях города, в частности в писцовых книгах 1566–1568 гг.: «Церковь соборная Благовещение Пресвятые Богородицы камена. Поставлена из государевы казны… Воздух шит по камке по синеи золотом и серебром щелки. А покупано золото, и серебро, и шолки из государевой казны. А в мере воздуха сажень с лохтем. Подложен тафтою червчатою бурскою, опушка атлас цветнои. А шила воздух княж Юрьева Темкина княина. И опушка приклад ее ж, а камку дал Михаило Лыков, а подкладку дал Кузма Федоров». Судьба сокровищ этой ризницы в 1-й половине XX в. является предметом настоящего исследования. В конце сентября 1919 г. в Благовещенском соборе прошел обыск, в ходе которого чекисты обнаружили запертую стальную дверь. За дверью помещалась ризница собора, где хранились богослужебные предметы XV–XIX вв. Хранитель ризницы настоятель собора протоиерей Андрей Яблоков ушел из Казани вместе с другими представителями казанского духовенства накануне захвата города войсками Красной армии в сентябре 1918 г. и ключей от ризницы не оставил. Чекисты объявили, что будут ломать дверь, а ризницу подвергнут обыску, что и последовало 29 и 30 сентября. Над церковными сокровищами нависла угроза конфискации. Вкратце об этих событиях уже писал казанский историк, проф. Б. Ф. Султанбеков. В основу его статьи легли материалы по истории Казанской епархии анонимного автора, современника описываемых событий, составленные не позднее 1925 r.[iv] Целью настоящей работы является публикация документов о борьбе казанской интеллигенции за сохранение православных памятников старины в первые годы советской власти, а также выяснение, какие памятники церковного искусства удалось сохранить в Национальном музее Республики Татарстан.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Благовещенский собор является уникальным храмом, поскольку сохраняет нетронутым часть соборного некрополя. Под алтарем Благовещенского собора располагался храм, освященный в 1896 году во имя Всех святых. Этот храм являлся усыпальницей казанских архиереев, здесь находилось семь погребений, которые не сохранились. Зато сохранились погребения пяти митрополитов и трех архиепископов в самом Благовещенском соборе и погребения двух архиепископов в придельном храме. Таким образом, Благовещенский собор для Казанского края имеет то же значение, что Ризоположенский храм Московского кремля для Края Московского и Софийский собор для Новгородского. В соборе до революции хранилась гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Среди других святынь Благовещенского собора - одна из наиболее известных - древняя келья архиепископа Гурия, обнаруженная в 1841 году при перестройке Борисоглебского придела. На восточной стене кельи находилась древняя фреска XVI в. - образ Нерукотворного Спаса. В 1906 году была отстроена часовня над этой кельей. В советское время часовня использовалась как подсобное помещение для дворника. Однако сама келья при реконструкции 90-х годов была обнаружена заложенной кирпичом, в результате чего древняя фреска в не пострадала и сохранилась до настоящего времени. После пожаров XIX в. собор долгое время не расписывался. И только в 1870 году для росписи кафедрального собора из Владимирской губернии был вызван известный иконописец Н.Л.Сафонов. Так в трапезной части Благовещенского собора возник уникальный цикл росписей, связанный: с обретением и прославлением Казанской иконы Божией Матери; рукоположением митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретением митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия. На сводах и стенах трапезной части собора находятся изображения святых, во имя которых были освящены казанские храмы - св.Киприана и Иустинии; Кизических мучеников; благоверных князей Феодора, Давида и Константина и т.д.

http://sobory.ru/article/?object=02525

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010