Постановили: Уведомить отдел юстиции, что хотя взятые вещи представляют огромное художественное и историческое значение, Подотдел [принимая] во внимание к желанию общины верующих готов в соответствии с декретом от 25 июля («Известия ЦИК» 163) передать ей взятые на хранение предметы с тем, что они по-прежнему будут находиться на учете Подотдела, который сохраняет за собой право пользования ими для научных работ   17 15 октября 1920 г.– Извещение представителю [k] церковно-приходской общины Благовещенского собора т[оварищу] Покровскому   Вследствие ходатайства церковно-приходской общины при Казанском Благовещенском соборе о передаче церковных вещей, вывезенных из Кафедрального собора и хранящихся в Губмузее, в пользование общины, Наркомюст Тат[арской] республики сообщает, что означенные вещи (3 архиерейских саккоса, 4 митры, 1 панагия, 1 наперсный крест, 4 архиерейских омофора, 5 палиц, 3 пары поручей, 1 набор скрижалей для архиерейской мантии, 1 фелонь, 2 епитрахили, 3 воздуха, 2 хоругви и 2 евангелия) могут быть переданы во временное пользование общины кафедрального собора представителю данной общины, имеющему соответствующий мандат от общины, с тем чтобы означенные вещи по прежнему находились на учете Музейной секции, которая сохраняет за собой право пользоваться ими для научной работы. Зам[еститель] народного комиссара юстиции ТССР Э. Мухитдинова [l] Секретарь Николаева [m]. 15 октября 1920 г. 5623. Вх. 4982, 4776 .   18 8 декабря 1920 г.– Протокол 40 заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б. Ф. Адлер, А. М. Миронов, П. М. Дульский, К. В. Харлампович, М. И. Лопаткин, В. П. Соколов, В. В. Перцев, А. Н. Тришевский, П. А. Радимов, В. В. Егерев… П[ункт] 1. Приняли к сведению представленную А. М. Мироновым выписку протокол 82 заседания Президиума Тат[арского] Наркомпроса от 17/IX 1920 г. об утверждении состава работников Отдела по делам музеев, охране памятников природы, искусства и старины: Председателя Адлера, инструкторов Перцова, Радимова, Соколова и Тришевского (последний и хранитель музейного фонда), члены подотдела по охране памятников искусства и старины: русского историка Харламповича, историка Востока Губайдуллина архитектора Егерева, археолога Худякова, этнографа Адлера, художника Дульского, членов коллегии подотдела музеев: заведующего художеств[енным] музеем Миронова, заведующего учебным музеем Лопаткина, члена Подотдела охраны природы Тюшнякова П[ункт] 7.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. П. Соколов, М. И. Лопаткин, В. В. Перцев, А. Н. Тришевский… Слушали: п[ункт] 2. Отношение Рабоче-крестьянской инспекции от 28 апр[еля] с препровождением копии постановления Президиума исполкома от 24 апр[еля] о том, что «вещи, взятые из казанского кафедрального собора, как не употребляемые при богослужении и имеющие историческую ценность и значение, возвращению не подлежат и могут быть хранимы только в музее»; б) сообщение Б. Ф. Адлера о том, что заведующий Рабоче-крестьянской инспекцией разъяснил на днях вызванному им представителю Общества археологии, истории и этнографии, что вещи, взятые из собора, должны быть возвращены в собор. Постановили: принимая во внимание: а) неопределенность точки зрения на данный вопрос местных властей, б) вмешательство в это дело Всероссийской Чрезвычайной комиссии и в) несомненную заинтересованность в нем Всероссийской коллегии по делам музеев, –снестись с последней, изложив все обстоятельства дела.   15 6 августа 1920 г.– Протокол 24 заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б. Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. П. Соколов, В. В. Перцев, П. А. Радимов, А. Н. Тришевский, В. В. Егерев П[ункт] 8. Заслушали тезисы Постановления Совета Народных Комиссаров о реквизициях и конфискациях, оглашенные в 163 «Известий ЦИК» и ввиду разногласий в толковании его в приложении к вещам из ризницы кафедрального собора, постановили просить Б. Ф. Адлера выяснить вопрос в бытность в Москве.     16 8 октября 1920 г.– Протокол 32 заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б. Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. В. Перцев, М. И. Лопаткин, П. А. Радимов… П[ункт] 6. Слушали:Запрос Народного комиссариата юстиции, нет ли со стороны Подотдела препятствий к передаче общине кафедрального собора предметов ризницы, взятых в Губмузей на хранение.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Беседы в воспоминание празднуемых церковью священных и великих событий, произнесенные на всенощных бдениях. Вологда. 1856. Было еще два издания. Поучения православного священника к своим прихожанам, по руководству пространного христианского катихизиса. Вологда. 1860. – Изд. 3-е. 1861. Было еще 4-е изд. Беседы в воспоминание древних священных событий и приснопамятных лиц. М. 1862. – 2-е изд. 1864. Было и еще издание. Поучения. Год I. М. 1864. Краткое изображение церковного устава. М. 1866. Церковно-проповедническое трехлетие, три части. М. 1867. Беседа с самим собою, или мысли на досуге. Вол. 1868. Громов Прокопий Вас., кандидат того же курса. Назначен наставником церковной истории и еврейского языка в иркутскую Семинарию. В 1823 году рукоположен во священника иркутской благовещенской церкви, а в следующем году переведен к Тихвинской церкви и произведен в сан протоиерея. В 1830 г. определен кафедральным протоиереем иркутского собора. В 1831 г. переведен. на службу в Камчатку в качестве настоятеля Петропавловского собора. В 1846 г. возвратился в Иркутск и получил место настоятеля Спасской церкви и должность смотрителя иркутских духовных училищ. В 1862 году получил опять должность кафедрального протоиерея. В 1863–1870 был редактором епархиальных ведомостей В 1871 г. принял на себя временное исправление обязанностей наставника Семинарии по классу руководства для пастырей церкви и еврейского языка. Из печатных трудов его известны: Слова и речи, произнесенные в камчатской и иркутской епархиях. Спб. 1857. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий, первый епископ иркутский. Иркутск. 1868. Путь из Иркутска в Камчатку (Иркут. епарх. ведом. 1869. 2–9, 12, 16–18 20). Историко-статистическое описание камчатских церквей и замечательных на сем полуострове событий. Уроки практического руководства для пастырей. Иркутск, 1873. Краснопевцев Васил. Иван., магистр IV курса (1824). Назначен профессором истории в тульской Семинарии. В 1825 году рукоположен во священника тульского кафедрального собора и в следующем году получил сан протоиерея. В 1835 г. определен инспектором тульской Семинарии. В 1853 получил должность кафедрального протоиерея в тульском соборе. В 1855 г. оставил службу при Семинарии и в том же году скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

26-го сентября был произведен обыск в кафедральном соборе и при осмотре собора была обнаружена на хорах запертая стальная дверь. Присутствовавшие при обыске дали показание, что эта дверь ведет в соборную ризницу, ключи от которой были увезены протоиереем А. Яблоковым, ушедшим при отступлении чехов из Казани в сентябре прошлого года. Так как дверь простыми средствами и способами открыть не представлялось возможным, то губ[ернская] Чрезв[ычайная] Ком[иссия] 29-го сентября пригласила слесарей и в присутствии члена Казанск[ого] подотдела по делам музеев и охране памятников старины П. Дульского, члена совета О[бщест]ва археологии профессора Стратонова, члена Епархиального совета архимандрита Иоасафа и трех членов губ[ернской] Чрезв[ычайной] Комиссии дверь была взломана посредством устройства пробоин на месте замков, после чего ризница, состоящая из 2-х комнат, была осмотрена, и в ней кроме церковных предметов ничего найдено не было, о чем был составлен соответствующий акт. 30 сентября представители губ[ернской] Чрезв[ычайной] комиссии предъявили ордер на «конфискацию всех ценностей, не имеющих исторического значения», и наметили [для этого] древние облачения XVII и XVIII веков, шитые жемчугом и представляющие весьма интересный художественный материал. После переговоров с представителями местной власти постановление о немедленной конфискации было отменено до составления точной описи предметов и фотографирования их. В этот же день подотделом были посланы в Москву две телеграммы следующего содержания: 1) «Москва, Мертвый, 9, Всероссийская Коллегия охраны памятников искусства. Председательнице Троцкой. Вскрыта ризница кафедрального собора. Местная власть конфискует жемчужное шитье и другие редкие памятники XVI–XVIII веков. Необходима срочная защита, о чем просит Казанский подотдел. Телеграфируйте Дульский». 2) «Москва, Мертвый, 9, Отдел охраны. Содействуйте срочной защите редких памятников ризницы кафедрального собора, которая конфискуется. Об этом одновременно дана телеграмма Троцкой. Дульский».

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 Пятиярусная колокольня и трапезная с двумя приделами Благовещенского собора гармонично сочетаются с пятиглавым четвериком ранней постройки. Доминируя над всеми строениями Боровска, собор изяществом своих архитектурных форм украшает тихий уездный городок. Белые объёмы зданий Благовещенского собора, выделяющиеся пятиярусной колокольней, шпиль которой тонкой струной устремлён в небо, доминируют над преимущественно двухэтажным Боровском и играют ведущую роль в городском ансамбле. После всех перестроек собор приобрёл свой торжественный облик, и ему по праву принадлежит статус кафедрального. Построенный на возвышении и являясь памятником архитектуры федерального значения XVIII-XIX веков, он не только красив, но и имеет оригинальную архитектуру, состоящую из двух объёмов. Двусветный четверик ранней постройки с низкой алтарной полуциркульной апсидой на востоке, бесстолпный, с высокими узкими окнами, увенчан пятью луковичными главками с крестами на тонких барабанах. Они украшены рустовкой, создающей при помощи штукатурки имитацию разбивки поверхности барабанов на прямоугольники. Четыре боковые барабаны глухие, центральный имеет стрельчатые окна. Низкая алтарная часть четверика в восточной части с полуциркульной апсидой имеет три окна, через которые проникает много света в помещение алтаря. Пятиярусная колокольня начала XIX века построена в стиле русского классицизма с некоторыми элементами барокко (с колоннами, изящными арками, большими окнами). Три первых яруса колокольни представляют собой четверик, украшенный на третьем ярусе маленькими фронтонами, которые зрительно гармонируют с фронтонами крыши трапезной. Над фронтонами третьего яруса оборудованы окна иллюминаторного типа в половину окружности, забранные стрельчатыми решётками. Четвёртый ярус является ярусом звона. Здесь размещено 15 колоколов (6 старых и 9 - вновь изготовленных). На пятом ярусе колокольни через 150 лет после пожара 1857 года вновь начали действовать часы-куранты, место которых полтора столетия занимали муляжи циферблатов. Куранты через сложную систему подключены к колоколам, и каждые четверть часа они мелодичным звоном информируют боровчан о точном времени.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Председательствовал проф[ессор] Б. Ф. Адлер… Слушали: п[ункт] 3. Доклад П. М. Дульского об охране ризницы казанск[ого] кафедральн[ого] собора. Постановили: Вещи ризницы, перевезенные в Губ[ернский] музей, оставить в последнем на хранении. Постановление в предыдущих заседаниях о перевозке их для хранения в Народный банк отменить.   11 Письмо Музейного подотдела в Казанский епархиальный совет   В Казанский епархиальный совет. Подотдел просит совет срочно уведомить, где он находит удобным хранение церковных вещей из ризницы собора: в музее или Нар[одном] банке; если в музее, то необходимо прислать прочные сундуки. Кроме сего коллегия просит прислать 24 сего декабря к 11 час[ам] утра своего представителя с ключами для осмотра крыши собора на предмет ремонта, ключи от ящика, где хранятся вещи ризницы. Председатель Б. Адлер [h]. Делопроизводитель [ подпись]. Дек[абря] 23 дня 1919 г. 222.   12 24 апреля 1920 г.– Выписка из протокола заседания Президиума губисполкома   Слушано: 9. О возврате церковной утвари, опечатанных ГубЧК в кафедральном соборе. Постановлено: Предложить Раб[оче]-кр[естьянской] инспекции ответить, что вещи, взятые из собора, для богослужения не употребляются и как исторические подлежат хранению только в музее, а потому возвращению не подлежат. С подлинным верно: Управделами губисполкома [ подпись]. 24 апреля 1920 г. С копией верно: секретарь [ подпись].   13 23 апреля 1920 г.– Уведомление рабоче-крестьянской инспекции в Казанский епархиальный совет   В Казанский епархиальный совет. Казанская Рабоче-крестьянская инспекция уведомляет, что вещи, взятые из казанского кафедрального собора как не употребляемые при богослужении и имеющие историческую ценность и значение, возвращению не подлежат и могут быть хранимы только в музее. Основание: постановление заседания Президиума губисполкома от 23 апреля 1920 г. Заведующий Раб[оче]-кр[естьянской] инспекции И. Гаврилов [j]. Секретарь [ подпись]. 28 апреля 1920 г. 2223.   14 2 мая 1920 г. – Протокол 11 заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

По вопросу о ризнице кафедрального собора последовало сообщение Б. Ф. Адлера, что в Центре отнеслись отрицательно к передаче ее Подотделом – собору, но примирились с фактом ввиду сохранения Подотделом за собой права наблюдения за вещами и научного изучения их.   19 Особо ценные церковные предметы казанских храмов и монастырей, взятые на учет Казанским музейным подотделом   1) Сосуды Маркелловские (чаша, дискос, звездица, блюдце). 2) Сосуды Адриановские. 3) Крест Маркелловский. 4) Крест Тихоновский. 5) Крест Луки Конашевича 6) Евангелие 1700 года. 7) Панагия Вениаминовская 8) Панагия Спас Нерукотворный. 9) Крест наперсный Господь Саваоф. 10) Кадило в стиле barocco. 11) Кадило 1803 г. 12) Сосуд для освящения хлебов 1810 г. 13) Саккос коронационный. 14) Воздухи белый глазет. 15) Воздухи бело-розов[ая] парча. 16) Наперсные кресты.   20 10 марта 1922 г. – Протокол 93 заседания Коллегии Казанского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы   Присутствовали: Харлампович К. В. (пред[седатель]), Миронов А. М., Сокол В. П., Воробьев Н. И… [Слушали]: «7. К. В. Харламповичем прочитано: Постановление ВЦИ Комитета от 23 февраля и Инструкция о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих. Постановили: Ввиду того, что Инструкцией предполагается участие в оценке художественных и исторических древностей губернского отдела по делам музеев, делегировать А. М. Миронова и В. П. Сокола в состав комиссии по изъятию церковных ценностей при Тат[арском] исполкоме». Председатель К. Харлампович, Н. Воробьев, Вл. Сокол [n].   21 10 апреля 1922 г.– Приложение к протоколу 97 заседания Коллегии Казанского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы   [Присутствовали: Миронов А. М., Сокол В. П., Воробьев Н. И.] В отдел охраны памятников старины и искусства. Вл. П. Сокол. При проверке описи предметов, намеченных к изъятию из кафедрального собора в Казани, на месте оказалось следующее: Опись составлена весьма поверхностно, бегло и весьма суммарно.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

С 1918 г. после издания декретов о конфискации и национализации национального культурного достояния казанские любители старины энергично включились в работу по сбору, учету, описанию и сохранению коллекций и отдельных предметов искусства. Ситуация осложнилась после резкого обострения Гражданской войны летом 1918 г. и бегства из Казани вместе с антибольшевистскими силами значительной части казанской интеллигенции. Те, кто остались, объединились вокруг Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (ОАИЭ) и вокруг Казанского городского музея, с августа 1919 г. вокруг Казанского подотдела Всероссийской коллегии по охране памятников искусства, старины и природы при Наркомпросе РСФСР. Главой Казанского подотдела по делам музеев (далее – Музейный подотдел) и одновременно директором Казанского музея являлся видный этнограф и музеевед профессор Б. Ф. Aдлep[v], он же возглавлял совет ОАИЭ до отъезда за границу в феврале 1922 г. Его заместителем на обоих гражданских постах являлся искусствовед П. М. Дyльckuй[vi]. На постах председателя совета ОАИЭ и председателя Музейного подотдела Адлера сменил историк православия на украинско-белорусских землях и исследователь казанских древностей К. В. Xapлaмnobuч[vii], который исполнял и должность директора Казанского музея поочередно с Дульским и Н. И. Bopoбьebым[viii]. Ученым секретарем Музейного подотдела и коллегии Казанского музея, заведующим историко-археологическим отделом, а также секретарем совета ОАИЭ в течение нескольких лет был археолог и историк М. Г. Xyдяkob[ix]. Историк И. А. Стратонов[х] до высылки из страны в 1922 г. возглавлял губернский архив, являлся членом коллегии Музейного подотдела, входил в совет ОАИЭ, был старостой прихода кафедрального Благовещенского собора. Искусствовед, профессор Казанского университета А. М. Mupohob[xi] входил в коллегию Музейного подотдела, руководил всеми художественными отделами музеев региона, возглавлял Музей изящных искусств и древностей Казанского государственного университета. Должности секретаря в обоих музейных центрах, а также в секции археологии и искусства ОАИЭ исполнял и П. Е. Kophuлob[xii]. Исполнение этих должностей осуществлялось, как правило, бесплатно при очень скромном окладе (пайке) по основному месту службы.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Пойдем, поклонимся пред Господем, сотворшим ны, яко той есть Бог наш, просветит лице свое на ны и помилует ны, той бо есть Бог кающихся, той нас имать спасти в векы вся, тому слава и држава и всяка похвала и поклонение Отцю и Сыну и св. Духу, ныне и присно и во векы веком, аминь. Из неизданных памятников древней русской литературы Учительные Послания священника московского Благовещенского собора Сильвестра к Казанскому воеводе Александру Борисовичу (Шуйскому-Горбатому) После того как, благодаря исследованиям гг. Соловьева 27 , Порфирьева 28 и Забелина 29 , в науке о русской старине окончательно установилось понятие, что известный «Домострой» XVI века не есть, в целом своем составе, произведение благовещенского священника Сильвестра, которому обыкновенно дотоле его приписывали, что о. Сильвестр был не более, как списатель или редактор, а может быть даже просто владетель, собственник, древнейшего из дошедших до нашего времени списков этого замечательного памятника древне-русской литературы, что во всяком случае, в «домострое» Сильвестру с полною достоверностью может быть приписана лишь одна последняя LXIV глава (по изданию Голохвастова, во Временнике моск. общ. ист. и древн. за 1849 год т. I) надписывающаяся во всех списках именем Сильвестра, и содержащая наставление его «единочадному» сыну своему Анфиму, – единственным литературным произведением, несомненно ему принадлежащим, оставалась челобитная Сильвестра к московскому собору, по поводу обвинения его Висковатым в общении с еретиком Башкиным, напечатанная в актах исторических (т. I, 328). Предлагаемые два послания, которые мы извлекаем из рукописного сборника конца XVI-ro века (следовательно почти современного автору), принадлежащего бывшей библиотеке новгородского кафедрального собора 1281), восполняют итог литературных трудов о. Сильвестра и так сказать восстановляют литературную известность этого достойнейшего из служителей отечественной церкви. Первое из печатаемых посланий, учительное, было известно Преосв. Филарету Черниговскому , по крайней мере он о нем упоминает (обзор рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Список предметов искусства и старины, сданных Яблоковым, Угрюмовым и Сердобольским и принятых Худяковым, при сем прилагается. Настоящий акт составлен в двух экземплярах: один для общины кафедрального собора, а второй для Музейной комиссии. Означенные в списке предметы искусства и старины сдали: кафедральный протоиерей А. Яблоков, священник А. Сердобольский, ктитор С. Угрюмов. Означенные в списке предметы искусства и старины принял М. Худяков. С подлинным верно: пред[седатель] Муз[ейной] ком[иссии] [В. Егерев]. Означенная в сем акте коллекция занесена во временную Главную книгу Центрального музея ТССР за 7 – 16/IX–24. Директор Центр[ального] музея ТССР [Н. Воробьев].   48 16 сентября 1924 г. – Список предметов искусства и старины, переданных из кафедрального собора Казани в Центральный музей Татарской АССР   1) Плащаница 16 века, шитая шелками 2) Покров на раку св. Гурия, шитый шелками с изображением 3) Воздух белого шелка с шитым изображением Агнца Божия. 4) Воздух белого шелка с шитым изображением Господа в потире. 5) Воздух лилового атласа с шитыми изображениями Положения во гроб. 6) Воздух лилового атласа с шитыми изображениями Агнца Божия. 7) Воздух лилового атласа с шитыми изображениями Тайной Вечери. 8) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Распятия. 9) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Знамения. 10) Воздух малинового атласа с шитым изображением Агнца Божия. 11–13) Воздухи французского шелка с крестами, шитыми жемчугом. 14) Покров французского шелка с крестом, шитым жемчугом. 15) Покров-плащаница розового атласа с шитым изображением Положения во гроб. 16) Покров-плащаница зеленого шелка с шитым изображением Положения во гроб. 17) Покров-плащаница бордового шелка с шитым изображением Положения во гроб. 18–20) Три воздуха зеленого атласа с шитым изображением Знамения, Агнца Божия и Положения во гроб. 21) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Распятия. 22) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Агнца Божия. 23) Воздух красного шелка с шитыми изображениями Агнца Божия. 24) Воздух красного шелка с шитыми изображениями Христа, изливающего кровь. 25) Пелена с шитым изображением Владимирской Б[ожией] М[атери]. 26) Пелена с шитым изображением Казанской Б[ожией]М[атери].

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010