е. до 26 сентября. О последующих распоряжениях по настоящему делу Управления делами Совнаркома Епархиальный совет имеет честь просить уведомить. 7456.   6 23 октября 1919 г.– Протокол заседания [Коллегии] Казанского подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: А. М. Миронов, П. М. Дульский, К. В. Харлампович, В. В. Перцов, В. П. Соколов, П. А. Радимов, М. И. Лопаткин. Председательствовал П. М. Дульский… Заслушан доклад члена Коллегии В. П. Соколова. Т[оварищ] Соколов присутствовал в [Казанском губернском] испол[нительном] ком[итете], где встретился с т[оварищем] Шейнкман. По его просьбе ему предъявили телеграмму из Москвы след[ующего] содержания: «Все ризницы и древлехранилища Совет[ской] республики взяты на учет [и находятся] в исключительном ведении и под охраной Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины [в] Наркомпросе. Получив телеграмму Казанского музейного подотдела о вскрытии ризницы Казанского кафедрального сбора и предполагаемой конфискации художественно-исторических ценностей шестнадцатого-восемнадцатого века, хранящуюся в ней, Коллегия всемерно протестует против подобных явлений, нарушающих общую политику всероссийского музейного строительства. [Необходимо] снестись с музейным губотделом на предмет отбора всех ценностей, которые не представляют художественно-исторического значения и могут быть изъяты из ведения Всероссийской коллегии. Председатель коллегии Троцкая». На ней положена резолюция председателя [Казанского губернского исполкома] Антипова. Резолюция: «Ответить в Наркомпрос Троцкой, что по открытию соборного дела организована комиссия в составе: 1) представителя Всероссийской коллегии охраны памятников и пр[очая], 2) представителя духовенства собора, 3) представителя ЧК для взятия на учет и сфотографирования вещей, находящихся в ризнице. Копии описи и фотограф[ические] снимки будут в ближайшее время присланы Вам. Антипов». Затем он просил распоряжения о снятии печатей [Казанской губЧК] с кафедрального собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

19 амурских умельцев представили около 150 работ, выполненных в разных техниках — бисерные иконы, деревянные пасхальные яйца с резьбой, сувенирные тарелки с декупажными образами и многое другое. 11 апреля. ПРАВМИР. В выставочном зале Благовещенска открылась экспозиция пасхальных поделок амурских мастеров, сообщает сайт Благовещенской епархии . 19 амурских умельцев представили около 150 работ, выполненных в разных техниках — бисерные иконы, деревянные пасхальные яйца с резьбой, сувенирные тарелки с декупажными образами и многое другое. По благословению епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана в открытии мероприятия приняли участие руководитель епархиального отдела по связям с общественностью и певчие архиерейского хора. «Уверен, что человек, сотворивший такую красоту – неспособен на разрушительные действия. Способность к творчеству это то, что делает человека подобным своему Творцу», — сказал пресс-секретарь епархии иерей Святослав Шевченко. С концертом духовной музыки перед собравшимися выступил архиерейский хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Олега Леонова. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 мая, 2024 2 августа, 2019 19 апреля, 2019 9 апреля, 2017 20 мая, 2016 13 мая, 2016 26 апреля, 2016 22 октября, 2014 27 мая, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-blagoveshhenske-otkr...

Высший сан пресвитера в Русской Церкви – протопресвитерский. Этот сан всегда был и остаётся сопряжённым с высокими церковными должностями, хотя, имея, как титул, постоянный характер, он, естественно, сохраняется за награждённым этим отличием священником, когда тот, ввиду ухода на покой или по другой причине, перестаёт исполнять протопресвитерскую должность. В синодальный период у нас было четыре протопресвитерских должности: настоятеля Большого придворного собора в Санкт-Петербурге, который был одновременно протопресвитером Московского Благовещенского собора, духовником императорской семьи и начальствовал над придворным духовенством, а также, одно время, над духовенством гвардейских полков; протопресвитера армии и флота, начальствовавшего над военным и морским духовенством, на которого впоследствии было возложено управление духовенством гвардейских и гренадерских полков; настоятели московских кремлёвских соборов: Успенского и Архангельского. В наше время сан протопресвитера принадлежит настоятелю Патриаршего собора. 22.3. Правительственная иерархия диаконской степени. В диаконской степени, кроме собственно диаконов, мы знаем также протодиаконов и архидиаконов. В синодальный период сан протодиакона у нас жаловался главным диаконам кафедральных соборов, а также диаконам дворцовых церквей. В иных случаях этим титулом награждались, хотя и крайне редко, ввиду исключительных заслуг. Ныне званием протодиакона могут быть награждаемы и диаконы приходских храмов. Арихдиакон – высший титул диаконской степени. Первоначально, в IV столетии, этот титул присваивался первому диакону кафедрального собора епархии. В ту эпоху архидиакон, помимо участия в совершении богослужения, исполнял обязанности, связанные с попечением о бедных. В следующем столетии на архидиаконов стали возлагаться административные обязанности: управление хозяйством епархии, надзор над низшими клириками, представительство епископа на Соборах, отправление по поручению епископа судебных полномочий. Нередко преемником почившего епископа избирался архидиакон, над которым, разумеется, после этого совершалось последовательно две хиротонии: во пресвитера и, сразу потом, во епископа. Такое преемство часто имело место и на важнейших кафедрах, таких, как Римская и Александрийская.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

11 ноября местной ЧК получена из Москвы телеграмма следующего содержания: Казань, Губчрезком. Обнаруженные в скрытых комнатах собора вещи опишите. Оцените, составьте акт и сдайте подотделу Всероссийской коллегии охраны памятников искусства. Всечрезвычком Президиум. ЧК предложила подотделу принять эти вещи. 27 сего ноября Коллегия подотдела, обсудив этот вопрос, постановила: не считая своей собственностью, принять церковные вещи собора, имеющие худож[ественно]-историческ[ое] значение, на хранение впредь до выяснения вопроса Московским комиссариатом юстиции о принадлежности этих вещей Казанскому епархиальному совету, о чем послан телеграфный запрос. Сообщая об этом, подотдел просит прислать своего представителя в четверг в 11 часов утра 27 ноября. Председатель Б. Адлер [f]. Делопроизводитель [ подпись]. Ноября 27 дня 1919 г. 196.   9 7 декабря 1919 г.– Протокол заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: проф[ессор] Б. Ф. Адлер, проф[ессор] К. В. Харлампович, проф[ессор] А. М. Миронов, П. М. Дульский(?), В. П. Соколов, П. А. Радимов, В. В. Перцев, А. М. Рухлядев, М. И. Лопаткин. Председательствовал проф[ессор] Б. Ф. Адлер… Заслушано: п[ункт] 3. Сообщение Б. Ф. Адлера: а) о перевозке им комиссией [g] из каз[анского] кафедрального собора в Губ[ернский] музей части ризницы (зарегистрир[ованные] и сфотографированные вещи) и о хранении их в Губ[ернском] музее под усиленной вооруженной охраной, б) о просьбе архимандрита Иоасафа выдать ему для надобностей богослужения митры. Постановлено: Принять к сведению. Постановление предыдущего заседания о хранении по частям ризницы в Губ[ернском] музее и в Нар[одном] банке оставить в силе. Митру золотую как не имеющую художественно-исторического значения выдать духовенству.   10 21 декабря 1919 г.– Протокол заседания Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   [Присутствовали: Адлер, Дульский, Соколов, Миронов…].

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

В 1914—1920 годах читал обязательный к изучению для студентов юридического и медицинского факультетов курс богословия. В 1914 году выступил с предложением открыть при Томском университете первый в России теологический факультет. Подружился с известным русским учёным Н. Ф. Кащенко. В 1917 году делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян и член Собора Русской Православной Церкви как клирик от Томской епархии, участвовал в 1-й сессии, член II, VI, VIII, XV отделов. В 1918 году приват-доцент историко-филологического факультета Томского университета. В ноябре 1918 года участник Сибирского соборного церковного совещания, член Высшего Временного Церковного Управления, в 1919 году член Томского епархиального собрания, затем выехал в Омск. Арестован Омской губернской ЧК 9 апреля 1920 года по обвинению в контр-революционной деятельности; 5 июля освобождён, но не оправдан, с этого времени в его документах появилась отметка о том, что принимал «участие в белом движении». С июня 1920 года по май 1921 года был настоятелем Троицкого кафедрального собора в Томске. Активно протестовал против «экспроприаций» большевиками церковный ценностей, чем вызывал сильное раздражение властей. С мая по ноябрь 1922 года И. И. Галахов, в составе группы из 33 томских священнослужителей и мирян во главе с архиепископом Виктором (Богоявленским), находился под арестом в томской тюрьме. В августе Томским губернским Ревтрибуналом приговорён к расстрелу с полной конфискацией личного имущества, однако затем, по ноябрьскому решению Сибтрибунала, расстрел был заменён на пятилетнее заключение в тюрьму. С ноября 1922 по ноябрь 1924 года содержался в каторжной тюрьме «Александровский централ» (Александровский исправительный дом заключений, Александровский домзак ОГПУ) в Иркутской губернии. Вышел из тюрьмы досрочно, по амнистии в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК РСФСР. В декабре 1924 года церковный совет Троицкого собора Томска предложил ему настоятельское место в храме, но Галахов отказался и остался в Иркутске настоятелем Благовещенского храма. В 1925 году награждён митрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/

Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского 31 августа 2014 г. 20:16 31 августа 2014 года, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова и возглавил хиротонию архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского. Перед началом богослужения Предстоятель освятил памятник святителю Питириму Тамбовскому на соборной площади города. По окончании Литургии в нижнем Благовещенском храме Преображенского собора Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам святителя Питирима Тамбовского. Также Святейший Патриарх посетил воссозданную часовню на источнике святителя Питирима близ Преображенского собора. Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского»

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

О памятниках и памяти Повесите ли вы у себя в гостиной по доброй воле портрет человека, который убил вашего отца, изнасиловал вашу жену? 8 октября, 2014 Повесите ли вы у себя в гостиной по доброй воле портрет человека, который убил вашего отца, изнасиловал вашу жену? Поскольку уже многие высказались о желательности или же, соответственно, недопустимости сноса памятников Ленину, постараюсь изложить свою позицию тезисно. Возможно, что здесь, на страницах «Правмира», об этом напоминать и излишне, но на всякий случай всё же скажу, что стараюсь смотреть на обозначенную проблему прежде всего с христианской точки зрения, а не в разрезе геополитики, практической целесообразности, соответствия запросам старшего или молодого поколения и проч. И еще одна оговорка: я очень плохо знаком с украинской проблематикой, и потому я говорю о России. 1. Должны ли быть демонтированы памятники Ленину и другим большевикам? Священник Федор Людоговский Если выбирать из «да» и «нет», то мой ответ: да! Те деятели, памятники которым «украшают» города и веси нашей страны, повинны в развязывании красного террора, в убийствах без суда и следствия (или же с фиктивным судом и следствием) тысяч и тысяч собственных соотечественников – священнослужителей, крестьян, рабочих, учёных, писателей… Но, что, быть может, еще хуже, они виновны в разжигании ненависти к «врагам народа». И эта привычка к ненависти жива в советских людях до сих пор – мы хорошо видим это в последние годы (начиная, пожалуй, с дела Pussy Riot) и в последние месяцы (после присоединения Крыма). Да, Ленин был дворянином (что мне близко), умным и, возможно, гениальным человеком (что может внушать уважение и восхищение), он был одной из крупнейших фигур в мировой истории XX века (и потому он нем будут знать и помнить еще долго) – но он при этом был палачом (см. хотя бы его известное письмо Молотову), и одно это ниспровергает всё его величие – будь то истинное или мнимое. Упомянутые выше Pussy Riot исполнили хулиганскую песенку на амвоне кафедрального московского собора – и сразу же нашлись десятки и сотни людей, которые были глубоко оскорблены в своих религиозных чувствах. Но на месте Благовещенского собора в Рославле, который построил и в котором служил мой пращур протоиерей Федор Петрович Людоговский, нынче стоит памятник Ленину – и подобные случаи, похоже, никого не оскорбляют. Это-де история.

http://pravmir.ru/o-pamyatnikah-i-pamyat...

Митрополит Воронежский Сергий возглавил торжественный акт по случаю 275-летия Воронежской духовной семинарии 24 сентября 2020 г. 14:12 17 сентября 2020 года в зале церковных собраний Благовещенского кафедрального собора г. Воронежа состоялся торжественный акт, посвященный дню празднования Собора Воронежских святых, 275-летию Воронежской духовной семинарии и 150-летию со дня рождения преподавателя духовной школы П.В. Никольского — автора монографии «История Воронежской духовной семинарии». Торжественное мероприятие возглавил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий . В президиум также вошли епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий и ректор Воронежской духовной семинарии иерей Роман Ткачев. В мероприятии участвовали секретарь епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, представители администрации, преподаватели и студенты Воронежской духовной семинарии. Иерей Роман Ткачев в своем докладе представил краткий обзор истории духовной школы и отметил наиболее значимые периоды и персоналии. Проректор по научной и методической работе иерей Константин Рева выступил с актовой речью «Взгляды П.В. Никольского на проблемы подготовки будущих пастырей и пути их преодоления», которая была посвящена памяти видного церковного историка, преподавателя Воронежской духовной семинарии П.В. Никольского (1870-1942) и его педагогическим воззрениям. Епископ Борисоглебский Сергий призвал студентов духовной школы к методичному и постоянному постижению знаний в процессе учебы, отметил ценность пребывания в стенах духовной школы и подчеркнул, что обучение в семинарии запоминается на всю жизнь. В заключительном слове митрополит Воронежский Сергий подвел итог предыдущим выступлениям. Глава Воронежской митрополии подчеркнул непреходящее значение исторических и педагогических трудов П.В. Никольского, которые сохраняют актуальность и ценность для современного церковного читателя, особенно для студентов духовной школы. Митрополит Сергий отметил, что семинаристы должны помнить об ответственности выбранного ими жизненного пути, осознавать свое место в мире, быть благодарными преподавателям и старшему поколению за преподаваемые ими жизненные уроки. В завершение торжественного акта состоялось выступление женского и смешанного хоров Воронежской духовной семинарии под управлением заведующей регентским отделением семинарии Е.А. Чертовой. По материалам сайта Учебного комитета Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Религиозным общинам предлагалось предоставить в распоряжение комиссии по изъятию ценностей инвентарные книги, а для ревизии музеев выделялась особая подкомиссия, которой поручалось провести эту работу в течение 2 недель. Губернский отдел народного образования получил задание составить списки вещей для передачи в фонд помощи голодающим. Ценности, уже находящиеся в губфинотделе, следовало учесть как можно скорее и отослать в Москву в Гохран . Ответственный секретарь комиссии по изъятию ценностей В. Тихонов отправил отношение начальнику губернской милиции, в котором просил затребовать у начальников районных отделений милиции Витебска точные данные о количестве и адресах церквей, костелов, синагог, молитвенных домов, находящихся на подответственной им территории. Полученные сведения следовало передать в канцелярию комиссии по изъятию ценностей . Всего в комиссию поступили сведения о 58 культовых зданиях . 22 марта состоялось расширенное заседание губернской комиссии по изъятию ценностей, на котором помимо членов комиссии присутствовали представители витебского Николаевского кафедрального собора – настоятель Николай Околович , ключарь Стефан Кальвин, церковный староста Крачковский, а также староста Успенского собора Кореневский, настоятель старообрядческой церкви Госленко, настоятель единоверческой Благовещенской церкви Овсянкин, витебский общественный раввин Меламед, представитель евангелическо-лютеранского прихода Яунзем. На это заседание был вызван также управляющий Полоцко-Витебской епархией Иннокентий (Ястребов), но он уполномочил присутствовать вместо себя священника Стефана Кальвина. Ксендз С. Трусковский прибыть не смог, в письменном объяснении он утверждал, что в римско-католических костелах Витебска ценностей нет, а костельным имуществом может распоряжаться только Могилевский римско-католический архиепископ. Первым выступил представитель губпомгола Гуревич, рассказавший о положении голодающих в Поволжье. По словам докладчика, до сего времени помощь им оказывал лишь пролетариат: рабочие, красноармейцы и отчасти крестьяне.

http://sedmitza.ru/text/4021493.html

Рис. 17. Черневые энколпионы малые с закруглёнными концами (ІV.4.1) и миниатюрные прямоконечные (ІV.6.1, ІV.6.2, ІV.6.3, ІV.6.4, ІV.6.5). Рис. 18. Энколпионы, украшенные перегородчато-выемчатой эмалью – гр. V. Скандинавский исследователь Вл. Дучко рассматривает ортодоксальные элементы в шведской материальной культуре поздней викингской эпохи как «манифестацию высокого престижа Византийской империи на Севере», а конкретно кресты-энколпионы не как прямое свидетельство миссионерской деятельности, но как указание на стремление местной знати упрочить свой статус ношением предметов столь высокой значимости 406 . Древняя Русь в первые века своей христианской истории (до начала XIII века) не даёт нам примеров ни повторения в серебре моделей меднолитых энколпионов, ни создания оригинальных серебряных нагрудных крестов-реликвариев. И это на фоне множества древнерусских кладов, содержавших драгоценные предметы личного убора светского характера (а вместе с ними иногда и меднолитые кресты). Очевидно, ценность их в православном сознании той эпохи была очень высока уже сама по себе. Показательна в этом отношении и находка древнерусского энколпиона с обращением «святая Богородица, помогай», происходящая из раскопок 1926–1931 годов кафедрального собора в Гнезно (Польша), обнаруженная, но, к сожалению, не задокументированная одновременно с вещами из разрушенных епископских погребений (навершиями посохов, перстнями и др.) 407 . Самые ранние древнерусские воспроизведения в серебре моделей меднолитых энколпионов относятся, как уже упоминалось, по-видимому, к началу XIII века 408 , а самые ранние серебряные кресты-мощевики, чаше всего квадрифолийные, – к концу XIII началу XIV века 409 . Их появление совпадает с затуханием киевской линии развития древнерусского художественного ремесла и знаменует собой начало нового этапа, отмеченного также существенным уменьшением общего количества меднолитых крестов-мощевиков, представленных уже новыми иконографическими типами и формами. Большинство в общем немногочисленных драгоценных наперсных крестов-мощевиков, по наблюдению их исследователей, дошло до нас в составе иконного приклада (будучи фамильными святынями, они нередко подвешивались с молением к наиболее чтимым храмовым иконам) 410 . Так происходило постепенное перераспределение реликвий – перемещение из частного владения в храмы. Часть новых крестов представляли собой оправу для древнего меднолитого энколпиона или даже для его части, как правило, содержавших высокочтимые святыни (таковы отдельные кресты из Троице-Сергиевой Лавры и Благовещенского собора Московского Кремля) 411 . Иногда для хранения меднолитых энколпионов XI – начала XIII веков специально изготавливались в XV–XVI веках великолепные драгоценные футляры 412 , в которых они пребывают и сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010