Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. При архиеп. Новгородском Макарии (кон. 20-х - 30-е гг. XVI в.) В. в. были перенесены в придел Софийского собора во имя святых Гурия, Самона и Авива, отремонтированы и переделаны. прямоугольное завершение заменили на полукруглое, древние пластины (напр., Сошествие Св. Духа; «Царь Давид порази Голиафа») - на новые, нек-рые были добавлены (4 пластины вверху и образы святых Гурия, Самона и Авива ). В сюжетах дополнительных пластин (Моления праведных Иоакима и Анны, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, святые Гурий, Самон и Авив) подчеркивалась тема Рождения Спасителя, благословения брака и семьи, что, очевидно, было связано с «молением о чадородии» - ожиданием наследника в семье вел. кн. Василия III Иоанновича. Техника исполнения новых пластин была иной: черневой рисунок фигур процарапывался по золотому фону. стиль изображений, по мнению М. В. Щепкиной, отличался от древнейших пластин и был близок миниатюрам макариевских лицевых рукописей. Вероятно, после присоединения Вел. Новгорода к Москве техника и декорация В. в. оказали влияние на рус. искусство и традиции храмового убранства, послужили образцом для церковных дверей Успенского (нач. XVI в.) и Благовещенского (сер.- 2-я пол. XVI в.) соборов Московского Кремля, а также Троицкого собора Ипатьевского мон-ря в Костроме (кон. XVI в.). После 1570 г., по-видимому, уже в Александровской слободе, В. в. были дополнены новыми изображениями: на валике ниже фигур Спасителя и Богородицы появилась фигура небесного покровителя царя Иоанна IV Грозного - св. Иоанна Предтечи (тип «Ангел пустыни»). Возможно, тогда же было добавлено изображение Св. Троицы на центральном валике, хотя Лазарев склонялся к мнению о появлении его в 60-х гг. XVII в. в связи с переосвящением храма. Ист.: НПЛ. С. 347; Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. М., 1925. С. 91. Лит.: Мурзакевич Н. Н. Васильевские двери в г. Александрове//ЖМНП. 1837. 10-12; Лазарев В. Н. Васильевские врата 1336 г.//Сов. Арх. 1953. Т. 18. С. 386-442; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси, XIV-XVI вв. М., 1976; Чернецов А. В. Золоченые двери XVI в. М., 1992; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. С. 297-326; Макарий, архим. Васильевские врата//Макариевские чтения: Русская культура XVI в.- эпоха митр. Макария: Мат-лы Х Российской науч. конф., посвященной памяти свт. Макария. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 111-117.

http://pravenc.ru/text/149823.html

Временем рождения А. Р. большинство исследователей считают дату ок. 1360 г., однако эта дата условна. «Описание о российских святых» сообщает, что преподобный скончался в 1430 г. «в старости велицей». Считая, что «старость великая» наступала в 70 лет, исследователи арифметическим расчетом получают 1360 г. Существует также мнение, что А. Р. родился в 70-80-х гг. XV в., поэтому он не упоминается в источниках до 1405 г. («Житие преподобного Андрея Рублева», составленное в 1988; Г. В. Попов). В сообщении Троицкой летописи о росписи Благовещенского собора Московского Кремля А. Р. назван «чернецом», след., Андрей - это монашеское имя, мирское имя иконописца неизвестно. О родителях А. Р. известия не сохранились. Нек-рые исследователи выводят прозвище Рублёв от слова «рубель» (обозначает инструмент, употреблявшийся для накатки кож) и считают, что это может свидетельствовать о происхождении А. Р. из старой ремесленной фамилии ( Веселовский С. Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 272). Спаситель. Прп. Андрей Рублев. Икона из «Звенигородского чина». Ок. 1400 г. (ГТГ) Спаситель. Прп. Андрей Рублев. Икона из «Звенигородского чина». Ок. 1400 г. (ГТГ) Уточнить место рождения А. Р. и начало его творческой биографии пока не представляется возможным. Сохранившиеся известия связывают его имя с Москвой или с выполнением московских заказов. Все известные монументальные работы А. Р., за исключением 2 последних росписей, выполнены по заказам московских князей. На иконах начиная с XVII в. встречаются надписи: «А письмо сий образ бывшего государева мастера московского Рублева» ( Плугин. Мировоззрение. С. 24-25). Время монашеского пострига А. Р. определить трудно, вероятно, это произошло незадолго до 1405 г. Житие прп. Сергия и более поздняя агиографическая традиция свидетельствуют, что скорее всего иноческая жизнь А. Р. была связана с Андрониковым мон-рем. В «Отвещании» прп. Иосифа Волоцкого «учителем» А. Р. назван иконописец Даниил, его друг и сопостник. Возможно, прп. Иосиф говорит здесь об отношениях духовного ученичества. «Отвещание» сохранило черты духовного облика А. Р., к-рый через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». В праздничные дни, когда нельзя было заниматься иконописанием, А. Р. и Даниил созерцали иконы «и, на тех неуклонно зряще, Божественныя радости и светлости исполняхуся» (ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13. Стб. 557-558). Духовная жизнь А. Р. была теснейшим образом связана с кругом прп. Сергия Радонежского - преподобными Андроником Московским , Никоном Радонежским, Саввой Сторожевским , Афанасием Высоцким .

http://pravenc.ru/text/115312.html

В печатных богослужебных греч. и слав. Минеях, употребляемых в наст. время, помещена служба А. Р. с каноном Иосифа 8-го гласа, указанным уже в Евергетидском Типиконе. В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах , помещенный в греч. печатной Минее и отличный от стихир, находящихся в слав. печатной Минее. Общий тропарь мученице «      », находящийся в слав., но отсутствующий в греч. печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе. В греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. Р. под 12 и 29 окт. (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 127, 298). Ист.: BHG, N 76x - 78e; PG. 105. Col. 336-372 [похвальное слово Никиты Пафлагона]; Ibid. 115. Col. 1293-1308 [житие Симеона Метафраста]; ActaSS. Oct. T. 12. P. 520-528; ЖСв. Окт. С. 593-602. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 446; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 564-565. О. В. Венцель Иконография В визант. и древнерус. искусстве А. Р. и вмц. Анастасия Узорешительница имеют общую традицию изображения. Наименование Римляныня сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 110, 976-1025); Минологии 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 263v;); Минологии 2-й пол. XI в. (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v); Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 226v); в ц. Архангелов в Вуларионе (Греция), XII в.; ц. Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е гг. XI в.; ц. Созонта в Гераки (Еракион, Греция), XIII в.; на псковской иконе «Святая Анастасия, с избранными святыми», нач. XVII в. (ПИАМ). А. Р. могла изображаться в монашеском облачении: мантии, схиме, как, напр., в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 83об.); в двусторонней таблетке «Минея на октябрь», сер. XVII в. (НГХМ); на иконе «Преподобная Анастасия, священномученик Власий, мученики Флор и Лавр», XVIII в. (ЦМиАР), возможно, представлена прп. Анастасия Патрикия . В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., под 29 окт. рядом с образом А. Р., держащей в правой руке сосуд, указано: «Ри(з)[а] ла(з)[орь], испод кенова(р)[ь] збелиломъ». На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713-1714 гг., святая представлена с крестом и пальмовой ветвью в руках. В описи 1680-1681 гг. Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей А. Р.

http://pravenc.ru/text/114936.html

В месте соединения дуг З. могли поместить драгоценный камень (напр., гранат в З. XVII в. из суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы) или лицевую дробницу-медальон. В центральном медальоне могли разместить 4-конечный греч. крест, как, напр., на З. 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), 2-й пол. XVII в. (ЯМЗ), из Софийского собора Вел. Новгорода (З. «серебряная с изображением креста четвероконечнаго, поверху позолочена...» - Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584); 8-конечный Голгофский крест на З. 2-й пол. XVII в. из неизвестной церкви или из ц. Рождества Христова (1726, обе в ЯМЗ), из Софийского собора в Вел. Новгороде (по описи 1736 г., «наверху в кругу золотом резной в финифте крест осмиконечной, а на ножках четыре креста четырехконечные резные без финифти» - Описи новгородского Софийского собора. 1988. Вып. 1. Л. 12 об. С. 3; Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584). 8-конечный Голгофский крест с орудиями Страстей изображен на З. из Покровского собора на Рву (1-я пол. XVII в., ГИМ), из ярославской ц. св. Петра, митр. Московского (2-я пол. XVII в., ЯМЗ), из Соловецкого мон-ря (1705, ГММК). Изображение Господа Саваофа представлено на З., серебряной, позолоченной, с живописными эмалями, из Благовещенского собора Московского Кремля (вклад прот. Феодора Дубянского) (1761, ГММК); на неск. З. из Софийского собора Вел. Новгорода (одна «серебряная вызолоченная, наверху коей Господь Саваоф литой обложен финифтью, на краях наложены финифтяныя фигуры, из них в каждой по жемчужине, на ножках вырезаны Святые... Три звезды серебряные, вверху коих изображен Господь Саваоф, по бокам Святые, резьба золоченая... Две звезды поверху позолоченные с резьбою, на одной наверху изображен Господь Саваоф, а на ножках Святые...» - Там же); на З. из ц. Воскресения словущего на Таганке (1749, мастер Яков Сергеев (?), ГММК); из Чудова мон-ря в Московском Кремле (1741-1749, ГММК). Господь Саваоф, смотрящий вниз с облаков и благословляющий обеими руками, в розовом гиматии и зеленом хитоне - на эмалевом медальоне в гладкой оправе на золотой З. из Софийского собора Вел. Новгорода (1-я пол. XVIII в., ГММК; «звезда резная серебряная золочена, на ней в пяти местах навожено финифтом» - Описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX вв. 1988. Вып. 1. С. 38 об. (опись 1736 г.); 1993. Вып. 2. С. 61 (опись 1749 г.), 128 (опись 1751 г.)). На некоторых З. представлены сюжеты НЗ: «Поклонение пастухов» (с надписью: «Поклонение пастырей») - на медальоне (нач. XVIII в., Вологда) серебряной З. московской работы (кон. XVII в., ГИМ); «Тайная вечеря» - на эмалевом медальоне золотой З., по стилю соответствующей потиру, вложенному в 1695 г. митр. Иоанном в Успенский собор Ростова Великого (ГММК), внизу на перекрестье - медальон с эмалевыми изображениями Господа Саваофа и Св. Духа.

http://pravenc.ru/text/182741.html

Затеянная Иваном III Васильевичем (1440-1505) большая перестройка Кремля коснулась и Благовещенского собора. В 1484 году старый собор был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось пять лет. В августе 1489 года с него сняли строительные леса и перед москвичами предстал белоснежный храм, увенчанный тремя куполами, окружённый с трёх сторон крытой галереей. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В облике собора проявилось много черт псковского зодчества. Иконостас и иконы старого храма были сохранены и перенесены в новый. Фрески Благовещенского собора выполнены в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно поновлялись: при Алексее Михайловиче (1629-1676), при Екатерине II (София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) (1729-1796) и трижды - в 19-м столетии. Благовещенский собор служил государевой домовой церковью, поэтом в системе его росписи большое место было отведенено теме светской власти. Её смысл - преемственность власти московских великих князей и царей от византийских императоров - через древних князей владимирских и киевских. На стенах храма - изображения византийских императоров, русских князей Владимира Всеволодовича Мономаха (1053-1125), св. Александра Ярославовича Невского (1221-1263), св. Даниила Александровича Московского (1261-1303), Ивана Даниловича Калиты (1283-1340/41), св. Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), Ивана III Васильевича (1440-1505). Здесь же помещены образы святых покровителей присоединённых к Москве русских земель - Новгорода, Пскова, Твери, Ярославля, Ростова. Интересной особенностью Благовещенского собора являются изображения на стенах паперти двенадцати мудрецов - тех, которые " не ведая закона, творили законное по природе " . Эти изображения служат напоминанием о том, что не только Ветхий завет раскрывал тайну воплощения Спасителя, но и у других народов возникало предощущение его " света невечернего " . Среди этих мудрецов, изображённых со свитками в руках - Аристотель, поэт Менандр, Плутарх, Платон, Вергилий.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Низложение Львом Исавром патриарха Германа; 13. Видение образа Пресв. Богородицы во сне папе Римскому Григорию; 14. Встреча образа Пресв. Богородицы в Риме; 15. Возвращение папы Григория в Рим с обретенной иконой Богоматери; 16. Поклонение рим. послов обретенной в К-поле иконе Богородицы; 17. Поставление образа Пресв. Богородицы в соборе апостолов Петра и Павла; 18. Знамение в соборе апостолов Петра и Павла о скором отшествии из Рима чудотворного образа; 19. Исход чудотворного образа из Рима; 20. Встреча Римской иконы Богоматери в К-поле; 21. Моление имп. Феодоры перед обретенным образом Богоматери; 22. Поставление иконы в Халкопратийском храме К-поля. Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.) Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.) Следующим по времени лицевым иконописным «Сказанием...» являются клейма иконы «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» (1587, ГМЗРК). Средник иконы окружен 15 клеймами, сюжеты и иконографические схемы 11 совпадают с изображениями на дробницах XVI в. московской кремлевской пелены. Иллюстрации к 10 сюжетам «Сказания...» содержат 7 из 24 клейм Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК); иконография Л. и. на этом образе необычная: изображение Богоматери относится к типу «Умиление». Композиционные схемы 16 сцен на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» (1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)) во многом следуют за серебряными дробницами на пелене из Благовещенского собора Кремля. Возможно, что иконографическим прообразом для всех этих памятников стала несохранившаяся иллюминированная рукопись 2-й пол. XVI в. ( Самойлова. 2007. С. 13). С XVII в. Л. и. окончательно отождествляется с Тихвинской иконой Божией Матери ( Квливидзе. 2003. С. 228) и отдельные сюжеты «Сказания...» включаются в состав клейм Тихвинской иконы.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Лит: Conway R. S. Virgil " s Messianic Eclogue. L., 1907; Громцев Н. Четвертая буколика. Воронеж, 1908; Norden E. Die Geburt des Kindes: Gesch. einer relig. Idee. Leipz., 1924; Carcopino J. Virgile et le mystère de la IV-me éclogue. P., 1930; Тронский И. М. История античной литературы. Л., 1946. С. 368-385; Машкин Н. Эсхатология и мессианизм в последний период Римской республики//Известия АН СССР. Сер. ист. и филос. 1946. 5. С. 441-460; Аверинцев С. С. Внешнее и внутреннее в поэзии Вергилия//Поэтика древнеримской лит-ры. М., 1989. С. 22-52; он же. Две тысячи лет с Вергилием//Поэты. М., 1996. С. 19-42; Дилите Д. Античная литература. М., 2003. С. 282-315. А. В. П. Изображение В. в христианском искусстве прежде всего в средневек. западноевроп., связано с отношением к поэту как к пророку, предсказавшему рождение Христа. В западноевроп. памятниках В. часто изображали рядом с сивиллой в композиции «Корень Иесеев», напр. в рельефе сев. портала собора в Лане (Франция), XIII в., или на миниатюре псалтири тюрингско-саксон. школы из Вольфенбюттеля (Б-ка герц. Августа. Helmst. 568 (521). Fol. 6v, XIII в.,), к-рая, согласно приведенной надписи, иллюстрирует 4-ю эклогу «Буколик». Фигура В. обязательно присутствует в иллюстрациях «Божественной комедии» Данте, начиная с работы С. Боттичелли (между 1480 и 1495 Гравюрный кабинет, Берлин), а также входила в состав композиций, где были соединены различные пророки и сивиллы (напр. серия изображений Лудгера том Ринга-старшего, ок. 1538, Музей искусства и истории культуры земли Вестфалия, Мюнстер). В средневек. искусстве Греции, Сербии, Македонии, Болгарии, Молдавии изображения античных авторов встречаются в росписях нартексов. Изображения В. в рус. искусстве в числе античных философов и писателей, а также языческих прорицательниц - сивилл связано с предсказаниями о воплощении Спасителя, входящими в «Пророчества еллинских мудрецов». Изображения В. известны в рус. живописи в XVI-XVIII вв. Наиболее раннее представлено в росписи зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1564): В. в длинном сером хитоне, поверх к-рого короткая светло-зеленая туника с охристыми каймами и оплечьем и длинный розовый плащ, застегнутый на груди, на голове широкополая шляпа. В руках развернутый свиток с текстом «пророчества». С XVII в. образы «еллинских мудрецов» помещаются в цокольном ряду иконостаса (напр., ц. Св. Троицы в Останкине; изображения В. и Дия (Зевса) из иконостаса нач. XVIII в. (ЦМиАР)). В XVI-XVII вв. античные персонажи наряду с ветхозаветными пророками изображались на церковных дверях, выполненных в технике золотой наводки (врата Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля, собора Ипатьевского мон-ря в Костроме).

http://pravenc.ru/text/150393.html

Совершить виртуальную экскурсию по храму Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Москва, Кремлёвская наб., 1, стр. 8 Телефон +7 495 695-41-46 ; +7 495 697-03-49 Электронная почта: head@kremlin.museum.ru Официальный сайт: www.kreml.ru Паломнику [ править править код ] Благовещенский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля, поэтому для его посещения требуется приобрести билет, по которому вы сможете осмотреть все достопримечательности Соборной площади. Билеты продаются в кассе музея, расположенной в Александровском саду у выхода метро “Арбатская” Арбатско-Покровской ветки или тот же выход со станции “Библиотека им. Ленина” (выход из метро по длинному переходу по указателям в Александровский сад). Билеты можно приобрести на официальном сайте музея . Собор доступен для посещения с 10:00 до 17:00. В период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Богослужения [ править править код ] Службы в Благовещенском соборе совершаются несколько раз в году, самая масштабная и праздничная — в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю). Ее проводит Патриарх. Также богослужения проходят в честь следующих праздников: В обычные дни собор доступен для посещения с 10:00 до 17:00. В период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Как добраться [ править править код ] Благовещенский собор расположен в самом центре Москвы, на территории Кремля, поэтому добраться до него не составит большого труда. Наиболее удобный и быстрый способ перемещения по Москве — это метро. Ближе всего, в 600 метрах от собора, расположена станция «Александровский сад» (4 линия, голубая). Недалеко находятся и станции «Библиотека им. Ленина» (1 линия, красная), «Боровицкая» (9 линия, серая), «Арбатская» (3 линия, синяя). От них до Александровского сада (кассы) — около 5 минут пешком. Схема московского метрополитена

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

XVI в.). В изображениях 2-го типа - Г. в хитоне и гиматии (цветовая гамма одежд непостоянна), с руном в одной руке и свернутым или развернутым свитком - в другой (надпись представляет вариации на тему из Суд 6. 37-38). Этот вариант имеет более широкое распространение и известен как в отдельных миниатюрах, иллюстрирующих сюжет «Чудо с руном» (напр., миниатюра из Киевской Псалтири к Пс 71. 6 - РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 96 об.), так и на иконах в пророческих рядах высоких иконостасов на Руси (из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, 1425-1427, из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, 1497, КБМЗ - по пояс; из Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК, из главного иконостаса Софийского собора в Новгороде, XVI в., НГОМЗ - в рост). Возникший в визант. иконописи в XII в. тип изображения Богоматери с пророками на полях получил широкое распространение в палеологовскую эпоху, развившись в сложные иконографические программы с ветхозаветными символами Богоматери. Среди пророков был и образ Г., ростовой или поясной. Самый ранний пример - икона «Богоматерь на троне с пророками и святыми» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XII в.; из поздних примеров - икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (XVI в., ГРМ). Законченная схема сюжета «Похвала Богоматери» в монументальной живописи впервые представлена в росписи притвора ц. Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг. Образ Г. присутствует и на греч. иконе «Похвала Богоматери» из Успенского собора Московского Кремля (посл. треть XIV в., ГММК). В монументальной живописи Г. иногда представлен в группе пророков, традиц. изображаемых в куполе храма (ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, ок. 1167). Образ Г. встречается в памятниках прикладного искусства, напр. на окладах Евангелий (Евангелие 1577 г., ВГИАХМЗ) и на резных панагиях (круглый складной костяной панагиар из Софии Новгородской, сер. XVI в., НГОМЗ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 212, 228, 245; Sachs S.//LCI. Bd. 2. Sp. 125-126. И. А. Журавлёва Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества

http://pravenc.ru/text/161851.html

Князь Борис Тулупов, бывший когда-то царским фаворитом, был уличен в связи с опальной знатью. За это его посадили на кол, заостренный так, что пройдя через тело,он вышел у горла. Князь оставался живым пятнадцать часов, мучаясь от нестерпимой боли. Мать его привели посмотреть на это ужасное зрелище. За тот же проступок почтенная женщина была отдана по приказу царя на поругание стрельцам. Тело несчастной бросили псам, и те растащили его на куски. Существуют легенды о том, что на территории кремля есть подземный ход и всевозможные тайники, в которых спрятана царская библиотека. Среди царских книг, унаследованных от Софьи Палеолог, были греческие пергаменты, латинские хронографы, древнееврейские манускрипты. Книги хранились в трех сводчатых подвалах возле покоев царя.Об этом свидетельствуют источники. Но знаменитая библиотека таинственно исчезла и до сих пор не найдена. Принято считать, что след ее обрывается именно в Александровской Слободе. Троицкий собор - крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с повышенными подпружными арками. В архитектуре Троицкого собора Александровской слободы, первоначально бывшего дворцовой церковью Покрова при Государевом дворе, соединены черты раннемосковского зодчества (конца XIV - начала XV вв.) и новшества, привнесенные итальянскими архитекторами, работавшими в Кремле при Иване III и Василии III. Белокаменный орнаментальный фриз, опоясывающий фасады и апсиды храма, восходит к резному поясу Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1422); использование повышенных подпружных арок в основании барабана, определяющее пирамидальное построение центральной части четверика, характерно для раннемосковского зодчества. Следует подчеркнуть, что архитектура собора ориентируется на образцы более чем вековой давности, а не на непосредственных предшественников конца XV в., что позволяет предположить сознательное обращение к образцу (таковым, вероятно, мог быть собор Троице-Сергиева монастыря). Однако влияние " фряжской " архитектуры рубежа XV-XVI вв. здесь также очень значительно. Резные порталы и капители пилястр на фасадах напоминают рисунок порталов Благовещенского собора Московского Кремля, в свою очередь близкий орнаментальным мотивам северо-итальянского Возрождения. Полуциркульная форма архивольтов закомар, завершающих фасады (вместо раннемосковских килевидных), вновь осваивается русскими зодчими только после появления Успенского собора Фиораванти. Небольшое повышение подпружных арок по отношению к щелыге сводов, нехарактерно для раннемосковской архитектуры. Еще одна характерная черта архитектуры собора - активное использование белокаменной кладки. Из белокаменных блоков выложены внутренние поверхности стен и основные своды.

http://sobory.ru/article/?object=00080

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010