Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами. Читайте также — Псково-Печерский монастырь: открытая крепость Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине. Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора. Некрополь

http://pravmir.ru/donskoj-monastyr/

В настоящее время хорошо сохранились внутренние помещения приделов с резными белокаменными полами и комплексы иконостасов 60-х годов XVI века, времен Иоанна Грозного. Иконам Благовещенского собора принадлежит исключительная роль как самым древним из сохранившихся. Многие из них относятся к XIV–XV столетию и принадлежат кисти знаменитых иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева. Здание собора стоит на высоком подклете, который представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Собор с трех сторон окружен галереями. В архитектуре северной и западной парадных галерей видны черты итальянского Возрождения. Они перекрыты красивыми по очертаниям крестовыми сводами, несущие их столпы украшены филенками и увенчаны резными белокаменными капителями, подобные капители украшают и лопатки стен. Восточная галерея утрачена. Южная представляет собой отдельное закрытое помещение. Придел, расположенный в галерее, основан 1562-1564 годах. Южная паперть почти полностью утратила свой первоначальный облик: переложены своды, перестроены западная и восточная стены, стесаны лопатки четверика собора. Ранее утраченный портал на данный момент восстановлен. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества — перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Завершается портал килевидной аркой. Со стороны Москвы-реки на эту паперть ведет украшенное резьбой крыльцо. До наших дней дошли белокаменный резной портал, обрамление окна и часть фриза на стене, относящиеся к середине XV века. Сохранились резные детали — наличник окна в восточной части и колонка середины XV века, свидетельствующие о богатстве и изысканности декора. Ствол колонны и капитель покрыты мягким плоскостным узором крупных листьев аканта, раскрашенных желтой, светло-зеленой и красной красками. Следы многоцветной раскраски есть и на резных деталях южного крыльца. Благовещенский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля. Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют). Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и. С. П. Заиграйкина Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и. «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

отождествляемым с Феофаном Греком ). Первым, частично дошедшим до наших дней рус. И., состоявшим из 4 рядов (местного, деисусного, праздничного и пророческого), стал И. Успенского собора во Владимире (ок. 1410; приписывался преподобным Андрею Рублёву и Даниилу). Из ростовых деисусных икон сохранилось 13 (ГТГ, ГРМ), праздничных - 5 (ГТГ, ГРМ), пророческий чин был поясной (2 иконы, ГРМ). Предполагают, что этот И., как и ряд других, был несомкнутым, т. е. разделенным вост. опорами храма. Наиболее ранним И., полностью сохранившим первоначальную структуру и почти все иконы, является И. Троицкого собора ТСЛ (1425-1427, преподобные Андрей Рублёв и Даниил с мастерской). Изначально он был сомкнутым, т. е. представлял собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла, что существенным образом меняло восприятие внутреннего пространства храма. Повысилось значение поперечного предалтарного нефа, солеи и купола, в то время как вост. часть с вост. парой столбов оказалась полностью недоступной взгляду. Перестала читаться иерархическая соподчиненность алтаря, жертвенника и диаконника, скрытых сплошным иконостасом. В каменных церквах, имевших росписи, И. и фрески составляли единое целое; в деревянных храмах он сосредоточивал в себе главное сакральное содержание интерьера. Четырехъярусные И. появились также в Спасо-Преображенском соборе Твери («Кашинский чин», сер. XV в., сохр. 27 икон, ГТГ, ГРМ), в новом Успенском соборе Московского Кремля (1481, не сохр.) и в Успенском соборе Кириллова Белозерского монастыря (1497, сохр. 57 икон, КБМЗ, ГТГ, ГРМ). Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Деисусный ряд - ростовой или поясной - в это время помимо главных 7 фигур мог включать образы святителей, мучеников, столпников. Размеры икон были велики (высота деисусных икон в И., ныне находящемся в Благовещенском соборе Московского Кремля, 2,1 м, в Успенском соборе во Владимире - 3,14 м).

http://pravenc.ru/text/389068.html

Владимир Путин с удовлетворением отметил, что в последние годы в России установились добрые отношения между государством и Церковью. Святейший Патриарх Кирилл также рассказал В.В. Путину о произошедшем разделении Смоленской и Калининградской епархии на две самостоятельные епархии — Смоленскую и Вяземскую и Калининградскую и Балтийскую. «Соединение Смоленской и Калининградской епархий было исторически продиктовано тем, что Смоленскому митрополиту в свое время поручили возрождать православие на калининградской земле, — сказал Святейший Патриарх. — Но теперь ситуация другая: в Калининграде более 80 приходов, несколько монастырей, православные школы. То есть вполне сложившаяся епархия с очень специальным профилем, учитывая инославное окружение. Не только инославное, но и другие страны. Поэтому было сочтено полезным выделить ее из состава Смоленской епархии. Пока я временно управляю этой епархией при помощи викария, но в ближайшее время, видимо, будет назначен новый архиерей», — отметил Патриарх Кирилл. 6 апреля, в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Благовещенском храме в Петровском парке в Москве. 7 апреля, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. Предстоятелю сослужили епископ Волоколамский Иларион, епископ Егорьевский Марк, секретарь Патриарха по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, представители московского духовенства. По окончании богослужения Патриарх Кирилл поблагодарил епископа Марка за многолетнюю помощь на посту заместителя председателя Отдела внешних церковных связей и вручил владыке памятную панагию. После этого Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении духовенства вышел на крыльцо Благовещенского собора и под звон колоколов Ивана Великого по традиции выпустил в небо двух белых голубей. По завершении праздничного богослужения в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Донской ставропигиальный монастырь. 7 апреля исполнилось 84 года со дня преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Патриарх Кирилл совершил молебен и прочитал молитву у раки с честными мощами святителя Тихона в Большом соборе обители.

http://e-vestnik.ru/news/sluzh_patr_7030...

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении. Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»: Бывало: церковка седая Неопалимой Купины, В метели белой приседая, Мигает мне из тишины; Перед задумчивым киотом — Неугасимый фонарек; И упадает легким лётом Под светом розовый снежок. Неопалимов переулок Пургой перловою кипит; И Богоматерь в переулок Слезой задумчивой глядит. Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

http://pravoslavie.ru/1927.html

высших учебных заведений в Московском еврейском общинном центре в Марьиной Роще М. вновь говорил о гос. аккредитации образовательных программ для религ. учебных заведений, призвал все конфессии принять участие в выработке гос. образовательных стандартов. Также М. поддержал присутствие в подразделениях вооруженных сил России религ. деятелей в интересах организации воспитательной работы среди военнослужащих. М. активно содействовал развитию в стране духовной культуры и религ. просвещения в интересах укрепления общественного мира и безопасности. С янв. 2003 г. и до своего избрания президентом М. входил в состав Наблюдательного совета по изданию «Православной энциклопедии». 11 дек. 2007 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II, комментируя в интервью СМИ выдвижение М. кандидатом в президенты РФ, положительно оценил его деятельность в правительстве, особо отметив важность постановки им вопроса о государственном признании программ религиозных учебных заведений и о введении духовного компонента в школьные программы. 7 мая 2008 г. патриарх Алексий II присутствовал на президентской инаугурации М., по завершении которой совершил молебен по случаю вступления его в должность президента в Благовещенском соборе Московского Кремля. Вскоре после вступления М. в должность президента России патриарх Алексий II обратился к нему с просьбой о передаче Церкви ее реликвий, хранившихся в музеях Московского Кремля, чтобы сделать их доступными для поклонения верующих. М. не только принял положительное решение по этому вопросу, но и лично передал святыни патриарху после Божественной литургии по завершении Архиерейского Собора 24-29 июня 2008 г. 23 июля того же года М. и патриарх Алексий посетили Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мужской монастырь , где было принято решение о создании Попечительского совета для оказания помощи в восстановлении обители. Первое заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению монастыря, который возглавили М. и патриарх Алексий II, состоялось 20 окт.

http://pravenc.ru/text/Медведев.html

Сотрудники Музеев Московского Кремля были изрядно перепуганы. Они непрестанно повторяли, что в колокола нельзя звонить, потому что их можно разбить. С точки зрения музейного хранителя это абсолютно верно. На старинной скрипке Страдивари ведь тоже нельзя играть, потому что ее можно повредить. И нашему первому звону предшествовала серьезная подготовка. В Кремле мы с музейными работниками и сотрудниками Военно-инженерной академии им. Дзержинского (сейчас она носит имя Петра Великого) поднялись на колокольню и осмотрели все колокола, даже ударили в них ладошкой по одному разу. Специалисты из военной академии были привлечены, потому что с Музеями Московского Кремля у них существовали давние деловые связи: преподаватели и слушатели Академии проверяли состояние бронзы Царь-колокола и проводили реставрацию внешней поверхности кремлёвского великана. Ведь раньше к 1 мая Царь колокол красили в красивый чёрный цвет, чтобы колокол выглядел нарядно в день солидарности трудящихся. Красили так старательно, что на его поверхности оказался слой краски в несколько миллиметров толщиной! «Дзержинцы» тщательно и с любовью реставрировали колокол, и теперь мы можем любоваться серебряным цветом его старинной бронзы. И к кому как не к ним нужно было обратиться, чтобы проверить состояние колоколов и на главной кремлевской колокольне. Также с нами были специалисты из Института динамики геосфер при Академии наук, которые должны были проверить, как звон повлияет на колокольню, не будут ли колебания, возникшие в результате звона, способствовать ее разрушению (они же проверяли, насколько колокольня подвержена влияниям ветра). Конечно, поднявшись на колокольню и увидев вблизи эти замечательные колокола, которые еще с детства меня так привлекали, я был в полном восторге от такого счастья! - Владыка Арсений тоже поднимался? Как он отреагировал? - Владыка поднимался. О его чувствах мне сложно сказать, но кажется, что у нас был один и тот же эмоциональный подъем. Потом мы спустились с колокольни и в Успенском соборе провели первое небольшое совещание. Мне представлялись разные варианты развития событий - например, исследовать один из больших колоколов столпа или звонницы и ударить в него на Пасху, но я предложил в Праздник Светлого Христова Воскресения совершить праздничный трезвон в несколько колоколов и для этого выбрал пять колоколов 2-го яруса Ивановского столпа. Три из них уже висели наверху - Немчин 150-170 пудов веса, Корсунский и Безымянный колокол XVI века, Ляпуновский колокол конца XVII века (к ним нужно было только подобрать языки, впрочем, языки во множестве хранились в музейных фондах). Еще два колокола среднего веса мы взяли из тех, что стояли на постаментах у Благовещенского собора, и на руках подняли наверх.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Также Двукратный Собор (861 г.) напоминает: «Святый и вселенский шестый собор подвергает извержению тех из клира, которое без соизволения епископа, литургисают, или крещают в молитвенных храминах, внутри дома находящихся (Шестой вселен. собор, прав. 31); согласно с сим и мы определяем. Ибо тогда, как святая Церковь право правит слово истины, и оное преподает и защищает, и соблюдает честность жития, и поучает оной, не прилично и преступно было бы попустити живущим в безначалии и ненаказанности поныряти в домы, и разрушати благочиние церкви, и исполняти оную многим смущением и соблазнами. Того ради настоящий священный и Богосодействуемый собор, согласно со святым Вселенским Шестым Собором, определил: да будут назначаемы литургисающие в молитвенных храминах, в доме находящихся, явно же есть, яко назначение сие дается им от епископа того места. Аще же кто кроме сих, без соизволения епископа, вторгаяясь в домы дерзнет коснутися совершения литургии: таковый да извержется, а бывшие с ним в общении да подвергнутся отлучению Собором (12 правило). Домовые храмы в Русской Церкви Практика устроения домовых храмов была воспринята и Русской Церковью. Так, в прямом смысле домовыми могут считаться княжеские храмы. Один из самых известных – Дмитриевский собор г. Владимира, использовавшийся в качестве домового при великом князе Всеволоде Большое Гнездо. Другим примером служит Благовещенский собор Московского кремля, который вплоть до XVIII века являлся домовой церковью Московских государей. В описаниях Благовещенского собора XIX века опубликовано предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского в связи с тем, что в Москве в это время существовал княжеский двор, на котором обязательно должен был быть храм. Другим классическим для допетровского времени примером является комплекс теремных церквей Московского Кремля. Еще один известный пример: особый храм для царицы Марии Ильиничны Милославской, который был устроен рядом с ее дворцом в Саввино-Сторожевском монастыре в подмосковном Звенигороде (Троицкая церковь).

http://azbyka.ru/domovaya-cerkov

Богослужение в Благовещенском соборе посетили: заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю. Кузнецова; председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов; депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Успенского Патриаршего собора в Кремле Н.Ю. Чаплин. Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря (регент – А.С. Полторухин). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения о Святейшем Патриархе Кирилле: «Еще молимся Вседаровитому Господу нашему о еже милостивым оком призрети на ны, благодарныя сия молитвы, в 55 ю годовщину служения у Престола Божия Святейшего Патриарха Кирилла, приносящих, и помиловати его благодатию и щедротами Твоими, и исполнити вся прошения его, прощая ему вся согрешения вольная и невольная, благоприятным же быти мольбам и милостыням его пред Престолом владычествия Твоего, от всякия беды, напасти, скорби, и недугов избавити, и подати ему здравие с долгоденствием: молим Ти ся, Преблагий Спасе наш, услыши и помилуй. Еще молимся Всемилостивому Господу нашему о еже прияти сие благодарение нас, недостойных рабов Твоих о Твоих благодеяниих, яже излиял еси изобильно на рабе Твоем Святейшем Патриархе Кирилле в мимошедшее пятидесятипятилетие его служения у Престола Божия, о еже и в грядущая лета преизливати на нем благоутробие человеколюбия Твоего чрез богатыя милости и щедроты Твоя, молим Тя, Вседаровитый Господи, услыши и милостивно помилуй». Также были вознесены особые прошения о Святой Руси. Митрополит Воскресенский Григорий прочитал благодарственную молитву о благодеяниях Божиих, на Святейшем Патриархе Кирилле «в мимошедшее пятидесятипятилетие его служения у Престола Божия бывших»: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Его же милость безмерна и человеколюбия неизследимая пучина! Ко Твоему Величеству припадающе, со страхом и трепетом, яко раби недостойнии, благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на рабе Твоем, Святейшем Патриархе Кирилле, в мимошедшее пятидесятипятилетие его служения у Престола Божия бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля, славим, хвалим, поем и величаем, и припадающе, паки благодарим, Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще.

http://mospat.ru/ru/news/91626/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010