Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XIX Фрагмент надписи с места захоронения Иоанна XVIII, папы Римского, в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме. XI в. Фрагмент надписи с места захоронения Иоанна XVIII, папы Римского, в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме. XI в. († 1032; до избрания папой - Роман), папа Римский (с 19 апр. 1024). Второй из череды «тускуланских пап», Роман, гр. Тускуланский, сменил на Папском престоле своего брата Теофилакта, правившего под именем Бенедикт VIII . В источниках сообщается о вступлении И. на Римскую кафедру как о единовременном факте, не различаются его избрание и интронизация. Дата и место избрания также не уточняются. Из датировок более поздних грамот можно заключить, что интронизация И. состоялась между 9 и 29 апр. 1024 г. Выбор даты 19 апр., к-рая официально признается началом понтификата (An. Pont. 2008. P. основан на предположении К. Херрманна, что интронизация была проведена во 2-е воскресенье после смерти Бенедикта VIII ( Herrmann. 1973. S. 180). Согласно большинству источников, до избрания на Римскую кафедру Роман, консул и сенатор Рима, был посвящен во все степени священства в один день. Однако существует также версия, что до избрания папой он был епископом Порто (см., напр., у Сигиберта из Жамблу - MGH. SS. T. 6. P. 356). После избрания на Папский престол И., вероятно, сохранил за собой должность рим. сенатора, что, впрочем, не обеспечивало самостоятельности И. в церковной политике. В принятии решений, касавшихся Церкви в Италии и Германии, папа сильно зависел от воли недавно избранного герм. кор. Конрада II (1024-1039). 26 марта 1027 г., на Пасху, состоялась имп. коронация Конрада, где присутствовали кор. Англии и Дании Кнуд I Великий (1016-1035) и кор. Рудольф III Бургундский (993-1032). Наиболее ярко зависимость Римского папы от герм. короля проявилась в споре за первенство между патриархами Аквилеи и Градо . Патриарх Аквилеи Поппон (1019-1044), неоднократно нападавший на Градо и разорявший его, в 1024 г. потребовал включить город в свою епархию. Для разрешения давнего конфликта в кон. 1024 г. И. созвал в Риме Собор, на к-ром претензии Аквилейского патриарха были признаны незаконными. Поппон, не удовлетворенный решением Собора, добился поддержки Конрада II и на Соборе 1027 г., созванном по воле императора сразу после коронации, вновь поднял вопрос о верховенстве. Решением Собора 1027 г. Градо был подчинен Аквилее, за Аквилейским патриархом признавалось первенство над всеми итал. еп-ствами. По просьбе Конрада II в дек. 1028 г. И. утвердил перенос епископской кафедры из Цайца в более защищенный Наумбург. Вероятно, вопреки воле герм. короля И. санкционировал королевские коронации в 1025 г. польск. кн. Болеслава I Храброго и затем его сына Мешко II, что вызвало враждебную реакцию в Германии.

http://pravenc.ru/text/469708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО [англ. Westminster Abbey], собор св. ап. Петра в юго-зап. районе совр. Лондона; место коронации англ. монархов, начиная с кор. Вильгельма Завоевателя (XI в.; исключение составляют только Эдуард V и Эдуард VIII). Аббат (в наст. время декан) играет важную роль в церемонии коронации. В соборе В. а. похоронены мн. монархи, от Генриха III до Георга II (в т. ч. Эдуард III, Генрих VII, Мария I, Елизавета I, Мария Стюарт). С нач. XIV в. до 1395 г. В. а. было также и местом заседаний палаты общин англ. парламента. Вестминстерское аббатство. Вид с запада Вестминстерское аббатство. Вид с запада Согласно легенде (возникшей, вероятно, в XIII в.), В. а. было основано в 616 г. и чудесным образом освящено св. ап. Петром; упоминается в хартии кор. Оффы (785), но достоверность этого документа оспаривается. В хронике Уильяма Малмсберийского отмечено, что мон-рь был восстановлен св. Дунстаном, архиепископом Кентерберийским. В сер. XI в. англ. кор. Эдуард Исповедник, освобожденный папой от обета совершать паломничество в Рим, основал бенедиктинское аббатство на месте старого англосаксон. мон-ря. В 1065 г. был освящен трансепт, строительство нефа завершилось к 1085 г., а весь первоначальный монастырский комплекс был построен к 1100 г. После канонизации кор. Эдуарда Исповедника (1161) его мощи были помещены в раку в хоре собора. Места для хора Места для хора В. а., хранящее мощи основателя, вскоре стало одним из богатейших мон-рей Англии. До правления кор. Якова I Стюарта (1603-1625) В. а. обладало правом предоставления убежища. В ср. века находилось под особым покровительством Римского престола. Аббат Лоренс (1158-1173) получил право носить митру. В 1222 г. В. а. было полностью изъято из юрисдикции епископа Лондонского и архиепископа Кентерберийского. С этого времени начинается период активного строительства. В 1220-1245 гг. возводится часовня Девы Марии. Сразу по ее завершении кор. Генрих III начал строительство нового собора в готическом стиле, существующего и в наст. время. К 1269 г. была завершена вост. часть храма и рака с мощами Эдуарда Исповедника была перенесена за алтарь. Строительство нефа не раз прерывалось и было завершено только в 1505 г. Кор. Генрих VII, стремившийся к канонизации своего предшественника Генриха VI, начал строительство часовни (закончена в 1519), где должны были покоиться его мощи. Совр. облик аббатства завершают зап. башни, спроектированные К. Реном и Н. Хоксмуром (завершены в 1735).

http://pravenc.ru/text/158240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРГАНО [итал. Gargano; лат. Garganus mons], известняковый горный массив (площадь - 2 тыс. кв. км, высота - до 1056 м), п-ов на Адриатическом побережье Апулии (Юж. Италия). Близ мест. Монте-Сант-Анджело находится бенедиктинское аббатство Гаргано, на территории к-рого расположено известное с раннего средневековья место почитания арх. Михаила - центр паломничества. Основным источником по истории возникновения пещерного храма является «Книга о явлении святого Михаила на горе Гаргано» (Liber de apparitione Sancti Michaelis in Monte Gargano), составленная в кон. VIII - нач. IX в. неизвестным автором (BHL, N 5948). «Книга» была переведена на греч. язык не позднее X в. (Leanza). Согласно тексту, однажды (время неизвестно) некий местный житель бродил по горам в поисках потерявшегося быка, к-рого он обнаружил около входа в пещеру. Рассерженный человек выстрелил в него из лука, но порыв ветра перевернул стрелу так, что она попала в стрелявшего. Свидетели этого события поняли, что видели знамение и обратились за разъяснением к епископу (не назван по имени) ближайшего г. Сипонто. После 3-дневного поста епископу явился арх. Михаил и сообщил, что он является стражем и попечителем этого места. Пещера св. Михаила. Монте-Сант-Анджело Пещера св. Михаила. Монте-Сант-Анджело Через нек-рое время на жителей городов Сипонто и Беневенто напали неаполитанцы, тогда еще бывшие язычниками. По молитвам епископа и всех христиан, призвавших на помощь арх. Михаила, на язычников обрушился с неба огненный ливень, громы и молнии; половина их была уничтожена, а остальные обратились в бегство. В пещере, покровителем к-рой был арх. Михаил, на камне обнаружился небольшой отпечаток человеческой ноги. Вскоре из каменной крыши над алтарем пещерной церкви забил целебный источник, получивший название Капля. В Житии Лаврентия, еп. Сипонто, составленном в IX-XI вв. (BHL, N 4790-4791), т. е. гораздо позже «Книги», он назван тем самым епископом, к-рому являлся архангел, а также основателем пещерного храма, возникшего, согласно житию, в 493 г., а победа над неаполитанцами отнесена к 8 мая 492 г. Там же сообщается, что в 494 г. Г. посетил папа Римский Геласий I . То, что он был современником событий, следует из Liber Pontificalis (LP. Vol. 1. P. 255). Однако Геласий I в сочинениях, рассказывая о неск. храмах во имя арх. Михаила, ни разу не упомянул святилище на горе Г. Празднование в Г. в честь арх. Михаила совершается 8 мая, в день победы над язычниками, согласно Житию Лаврентия. Этот праздник известен с XI в. ( Grégoir H. Repertorium Liturgicum Italicum//Studi Medievali. 1968. N 9. P. 480-481), однако существует и др. день памяти арх. Михаила - 29 (30) сент., какой из 2 праздников отмечался раньше в Г.- неизвестно.

http://pravenc.ru/text/Гаргано.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНРИХ II Имп. Генрих II. Роспись ц. св. апостолов Петра и Павла в аббатстве в Отмарсе (Франция). Сер. XVI в. Имп. Генрих II. Роспись ц. св. апостолов Петра и Павла в аббатстве в Отмарсе (Франция). Сер. XVI в. (6.05.973, Хильдесхайм - 13.07.1024, замок Грона, близ Гёттингена), св. (пам. зап. 13 июля), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии. Сын баварского герц. Генриха Строптивого и Гизелы Бургундской. В браке с Кунигундой Люксембургской (с 998 или 1000) детей не было. Г. получил образование в Хильдесхайме и Регенсбурге у св. Вольфганга , еп. Регенсбургского. Пришел к власти после смерти своего бездетного троюродного брата имп. Оттона III . При поддержке св. Виллигиза , архиеп. Майнцского, ему удалось победить главных соперников в борьбе за престол: герц. Германа Швабского, поддержанного архиеп. Кёльнским Герибертом, маркгр. Эккехарда Майсенского, а также оппозицию в Баварии (битва при Кроссене, ныне Кросно-Одженьске, 1005), организаторами к-рой были брат Г. Бруно и маркгр. Генрих Швайнфуртский, поддержанные польск. кн. Болеславом I Храбрым . Г. предпринял 3 похода в Италию. Большинство итал. церковных иерархов были ставленниками Оттона III и поэтому поддержали его преемника в борьбе с Ардуином, маркгр. Ивреи. В ходе 1-го итал. похода Г., единственный из представителей Саксонской династии, был коронован железной короной лангобардов в Павии (1004). В 1012 г. Г. удалось собрать наемное войско и нанести арабам поражение на тосканском побережье, оградив на неск. лет Италию от их набегов. 2-й итал. поход (1013-1014) был организован по просьбе папы Бенедикта VIII для возвращения отнятых у католич. Церкви владений. После битвы на Тибрском мосту римляне заключили мир с папой, к-рый в благодарность за помощь помазал и короновал Г. императором (1014). После поражения в 1017 г. итало-норманнского ополчения под рук. Мелуса (Мело) от арабов Г. предпринял 3-й поход в Италию (1021-1022). Он выступил из Вероны, поддержанный итал. епископами и знатью, и совершил поход (1022) против княжеств Беневенто, Капуя и Салерно, подчинив их своей власти. На пути к Риму вспыхнувшая в войске эпидемия заставила Г. вернуться за Альпы. По пути в Германию Г. провел в Павии церковный Собор (1022), на к-ром были ужесточены правила целибата для католич. духовенства.

http://pravenc.ru/text/162127.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУНИГУНДА Св. Кунигунда. Скульптура Адамовых ворот в кафедральном соборе Бамберга. Ок. 20–40 г. XIII в. Св. Кунигунда. Скульптура Адамовых ворот в кафедральном соборе Бамберга. Ок. 20–40 г. XIII в. [Кунигунда Люксембургская; лат. Cunigunda, Chunigunda; нем. Kunigunde] († 3.03. 1033 или 1039, мон-рь Кауфунген, совр. земля Гессен, Германия), св. (пам. зап. 3 марта), супруга имп. Генриха II . Подробные сведения о К. содержатся в ее Житии (BHL, N 2001-2002). Согласно Житию, К.- дочь Гедвиги из Нордгау и Зигфрида, 1-го графа Люксембургского; ее отец считается сыном Вигериха, пфальцграфа Лотарингии и графа Бидгау ( Vanderkindere L. La Formation territoriale des principautés belges au Moyen Âge. Brux., 1902. Vol. 2. P. 328-333). Однако нек-рые исследователи ставят под сомнение родство Зигфрида Люксембургского с Вигерихом (см., напр.: Klein R. Wer waren die Eltern des Grafen Sigfrid?: Eine neue Hypothese zum Ursprung des ersten Luxemburger Grafenhauses//Luxemburgische Gesellschaft für Genealogie und Heraldik: Jb. Bech, 1998. S. 9-27), утверждая, что в XI в. род Зигфрида специально возвели к кор. Людовику II Заике, правителю Западнофранкского королевства (мать Зигфрида якобы являлась его внучкой), чтобы связать К. с имп. династией Каролингов . В 998 или 1000 г. К. вышла замуж за Генриха IV, герцога Баварии, который после смерти бездетного имп. Оттона III (23 или 24 янв. 1002) был избран королем Германии с именем Генрих II. 7 июня 1002 г. в Майнце он получил корону из рук архиеп. Виллигиза . 10 авг. 1002 г. в Падерборне состоялась королевская коронация К. Когда Генрих II стал императором Свящ. Римской империи, папа Бенедикт VIII провел в Риме имп. коронацию его и К. (14 февр. 1014). В Житии сообщается, что К. деятельно участвовала в гос. управлении: она присутствовала на заседаниях имперского совета; в отсутствие мужа, предпринявшего 3 похода в Италию (1004, 1013-1014, 1021-1022) против арабов, единолично правила гос-вом; принимала участие в работе синода во Франкфурте (1007); выступала посредницей в переговорах императора с ее братом гр. Генрихом I Люксембургским и в 1018 г. добилась возвращения брату Баварского герц-ства, к-рого он лишился за мятеж против императора. После того как с целью дальнейшей колонизации и христианизации земель на вост. границе Германии Генрих II основал еп-ство Бамберг (1007), К. пожертвовала свое приданое на его обустройство (об этом она объявила на Франкфуртском синоде, утвердившем создание новой епархии). В Баварском национальном музее в Мюнхене хранится «ларец св. Кунигунды», в котором, по преданию, она передала приданое Эберхарду, 1-му епископу Бамберга.

http://pravenc.ru/text/2462257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕВЕНТАНСКИЙ ОБРЯД [лат. ritus beneventanus], зап. богослужебная традиция, бытовавшая в ср. века в г. Беневент (совр. Беневенто , Юж. Италия) и его окрестностях до вытеснения рим. обрядом . Источниками для изучения Б. о. являются литургические рукописи X-XIII вв., отличающиеся от соответствующих памятников рим. традиции по текстам, рубрикам и мелосу песнопений. Характерными признаками богослужебных книг Б. о. являются также особый вид шрифта, выработанный здесь на основе рим. курсива в VIII в., и особая система певч. нотации. Ареал распространения этих книг шире, чем границы Беневентского гос-ва, он простирается на восток до побережья Адриатического м. Значительными культурными центрами этого региона, обладавшими собственными рукописными школами, были бенедиктинское аббатство Монте-Кассино (в XI в. здесь было усовершенствовано беневентанское письмо), мон-ри св. Викентия на Вольтурне и св. Софии в Беневенте, паломнический центр Монте-Сант-Анджело, города Аверса, Бари, Капуя, Неаполь, Салерно и Троя. Характерные черты богослужения Благословение пасхальной свечи. Миниатюра. Богослужебный свиток беневентанского обряда (Troia III). XII–XIII вв. Благословение пасхальной свечи. Миниатюра. Богослужебный свиток беневентанского обряда (Troia III). XII–XIII вв. Во всех литургических памятниках Б. о. использован лат. перевод Псалтири, отличающийся от Вульгаты , т. н. Старая Римская Псалтирь. В воскресные и праздничные дни на мессе полагалось 3 чтения - ветхозаветное (пророческое) и 2 новозаветных (апостольское и евангельское), к первым двум пелись градуалы , к третьему - тракт (аллилуйный стих). Тексты евангельских перикоп также несут на себе следы древнего Доиеронимова перевода. В нек-рые из дней памятей святых полагались чтения из их житий. Перед Причащением звучал призыв к целованию мира: «Offerte vobis pacem» (Давайте друг другу [целование] мира) и ответ: «In nomine Christi» (Во имя Христа). Чин мессы отличался от рим. 5 изменяемыми молитвами - это 2 коллекты перед литургическими чтениями, молитва после Евангелия (oratio post Evangelium; свидетельством о существовании в рим. мессе подобной молитвы, исчезнувшей, по-видимому, до VI в., служит наличие возгласа «Помолимся» в более поздних чинах, вплоть до тридентского), секрета (тайная [молитва]) и заключительная молитва (oratio ad complendum).

http://pravenc.ru/text/78018.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГНЕЗНО Гнезно [польск. Gniezno], г. в Польше (Великопольское воеводство), архиеп-ство Римско-католической Церкви, кафедра примаса Польши. Город Г. возник в VIII-IX вв. В X в. был столицей польск. гос-ва Пястов. После «крещения Польши» (966) в центре Г. был воздвигнут собор св. Вита (впосл. Успения Пресв. Девы Марии; 970-977), где в 997 г. было погребено тело Пражского еп. сщмч. Адальберта . Архиепископство в XI-XVIII вв. Осенью 999 г. папа Римский Сильвестр II при поддержке герм. имп. Оттона III учредил митрополию Г. и канонизировал сщмч. Адальберта, ставшего ее небесным покровителем. Первым архиепископом Г. был назначен сводный брат сщмч. Адальберта, бенедиктинский мон. Гауденций , названный в дипломе имп. Оттона III аббатству Фарфа от 2 дек. 999 г. archiepiscopus sancti Adalberti martyris (архиепископ св. мч. Адальберта). В марте 1000 г., во время состоявшегося в Г. съезда, в присутствии имп. Оттона III и польск. кн. Болеслава I Храброго папский легат кард. Роберт огласил декрет об учреждении архиеп-ства и рукоположил мон. Гауденция во архиепископа. Тогда же в составе новой митрополии были учреждены еп-ства в Кракове, Колобжеге и Вроцлаве, для к-рых были рукоположены епископы Поппо, Рейнберн и Иоанн. Находившийся на существовавшей с 968 г. кафедре в Познани еп. Унгер отказался подчиниться Гауденцию, и Познанское еп-ство было присоединено к митрополии Г. только после смерти Унгера (1012). Погребение сщмч. Адальберта. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. Погребение сщмч. Адальберта. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. В 30-х гг. XI в. междоусобицы, языческая реакция и войны дезорганизовали гос. и церковную жизнь Польши. Согласно свидетельству «Хроники» Козьмы Пражского , в 1038/39 г., во время польско-чеш. войны, чеш. кн. Бржетислав разорил Г. и вывез мощи сщмч. Адальберта в Прагу. В 1038-1075 гг. архиеп-ство Г. оставалось вакантным, управление польск. Церковью и титул архиепископа ок. 1049 г. получил Краковский еп. Арон. Ряд исследователей считают буллу о возведении Арона Краковского в сан архиепископа подложной и полагают, что архиепископом Г. в этот период был Стефан, содействовавший кн. Казимиру I Восстановителю в возрождении польск. гос-ва. Ухудшение положения в польск. землях в 30-х гг. XII в. привело к принятию папой Иннокентием II решения о подчинении всех польск. еп-ств Магдебургскому архиеп. Норберту, но стараниями кн. Болеслава III Кривоустого в 1136 г. оно было отменено. 7 июля 1136 г. папа Иннокентий II буллой «Ex commissio nobis» подтвердил все права на имущество и доходы архиеп-ства. Лат. текст буллы, называемой также «Гнезненской буллой» и «Золотой буллой польского языка», содержит 410 личных имен и географических названий и является одним из древнейших памятников польск. языка.

http://pravenc.ru/text/165185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИ Или [англ. Ely], средневек. бенедиктинский мон-рь, с XII в. кафедра еп-ства и кафедральный приорат в графстве Кембриджшир (Великобритания), с 1541 г. англикан. еп-ство. Самые ранние упоминания о мон-ре встречаются у Беды Достопочтенного в «Церковной истории народа англов». Важными источниками сведений по истории И. являются 2 памятника XII в.: «Книжица епископа Этельвольда» (Libellus quorundam insignium operum Beati Aedelwoldi episcopi) и «Илийская книга» (Liber Eliensis). Вид на собор в Или Вид на собор в Или По свидетельству Беды, И., «двойной» монастырь (мужской и женский), был основан св. Этельтритой († 679), дочерью короля вост. англов Анны. Этельтрита получила земли «острова Или» (ныне ист. обл. Айл-оф-Или в сев. части графства Кембриджшир) в наследство от своего 1-го мужа Тондберта, правившего в зап. части Вост. Англии. Согласно описанию Беды, «остров» представлял собой участок сухой земли размером ок. 600 гайд (ок. 300 кв. км), окруженный со всех сторон болотами или водоемами ( Beda. Hist. eccl. IV 19; после осушения болот местность перестала иметь «островное» положение). После смерти мужа в 655 г. Этельтрита удалилась в свои владения, чтобы вести благочестивую жизнь, но спустя 5 лет была принуждена своим братом к браку с Эгфритом, наследником кор. Нортумбрии Освиу. После восшествия на престол в 670 г. Эгфрит попытался убедить Этельтриту отказаться от принесенного ею еще до 1-го замужества обета девства и консумировать их брак. Этельтрита, однако, сумела настоять на своем и в 672 г. приняла монашеский постриг в мон-ре Колдингем. Потом она переселилась в свои владения на «острове Или», где в 673 г. основала монастырь. Св. Вильфрид , еп. Йоркский, поставил ее аббатисой. Известны имена 3 последующих настоятельниц: св. Сексбурги, сестры Этельтриты (согласно рассказу Беды Достопочтенного, в 695 она перезахоронила нетленные останки Этельтриты в мраморном саркофаге в монастырской церкви), св. Эрменхильды , дочери Сексбурги, и св. Вербурги, дочери Эрменхильды. Об истории И. в VIII - 1-й пол. Х в. никаких свидетельств нет; вероятно, мон-рь прекратил существование после захвата Вост. Англии датчанами в 870 г.

http://pravenc.ru/text/389245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ III (1160 или 1161, замок Гавиньяно, близ Сеньи - 16.07.1216, Перуджа; до избрания папой - Лотарио ди Сеньи), папа Римский (c 8 янв. 1198), средневековый канонист, теолог. Происходил из знатной семьи. Отец - Трасмондо (Трансмунд, Тразимунд), гр. Сеньи, мать - Кларисса (Кларина, Клариция), принадлежала к рим. патрицианскому роду Скотти (или Скорта). Начальное образование Лотарио получил в Риме, в бенедиктинском мон-ре святых Андрея и Григория на Целийском холме, потом учился в Парижском и Болонском ун-тах. В Париже пробыл от 6 до 10 лет, изучал свободные искусства, теологию и, возможно, каноническое право. Иннокентий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Иннокентий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) В сер. 80-х гг. XII в. Лотарио ди Сеньи переехал в Болонью, чтобы продолжить изучение юриспруденции. По окончании учебы в Болонье он получил степень доктора канонического права. Папская курия в этот период находилась в Ломбардии, и Лотарио ди Сеньи вошел в число доверенных лиц папы (в 1187 он был среди папских легатов в аббатстве Гранмон (близ Лиможа)). В нояб. или дек. 1187 г. Лотарио ди Сеньи был поставлен папой Григорием VIII в субдиакона. Осенью 1190 г. папа Климент III , дядя Лотарио по материнской линии, возвел его в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии святых Сергия и Вакха. Однако после смерти Климента III в церковной карьере Лотарио ди Сеньи наступил перерыв - избранный в 1191 г. папой Целестин III принадлежал к семейству Орсини, настроенному враждебно по отношению к родственникам своего предшественника. В 1191-1197 гг. Лотарио ди Сеньи практически не появлялся в Риме, удалившись, вероятно, в Ананьи. В этот период он написал значительную часть сочинений. В Рим буд. папа вернулся лишь в самом конце понтификата Целестина III. На конклаве, собравшемся в день смерти Целестина III (8 янв. 1198) в Септизониуме - укрепленной резиденции семейства Франджипани близ совр. ц. свт. Григория Великого на Целийском холме,- Лотарио ди Сеньи был избран папой. Согласно Житию, при избрании случилось чудо: около буд. папы опустился самый белый из 3 влетевших в помещение голубей (Gesta Innocentii papae III (далее: Gesta Innocentii). 6). Рукоположение во епископа и коронация состоялись через 6 недель после избрания, на следующий день после рукоположения И. во пресвитера,- 22 февр. 1198 г.

http://pravenc.ru/text/468777.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXVII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXXVII КОНСТАНТИН [Константин Болгарский] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)) КОНСТАНТИН (рубеж VIII и IX вв.; по др. версии, 2-я пол. IX в.), еп. Тионский (пров. Гонориада), агиограф КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 1858- сер. 30-х гг. ХХ в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола КОНСТАНТИН (Горянов Олег Александрович; род. 1951),митр. Петрозаводский и Карельский, глава Карельской митрополии КОНСТАНТИН (Малинков Костадин) (1843 или 1847 - 1912), митр. Врачанский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) КОНСТАНТИН (Островский Илья Константинович, род. 1977), еп. Зарайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ (Порфирородный)] [Порфирогеннет (905-959), визант. император (самостоятельно с 945), писатель КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Николаевской и Очаковской епархии УПЦ), находится в с. Константиновка Жовтневого р-на Николаевской обл. (Украина) 118-119 КОНСТАНТИН АФРИКАНСКИЙ (нач. XI в. - до 1098/99), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КОНСТАНТИН ДИМИТРИЕВИЧ (в монашестве Кассиан; 1389-1434), кн. новгородский (1407-1411; 1413-1414; 1419-1421), псковский (1407; 1412-1413; 1414), угличский (1421/22-1434) КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады

http://pravenc.ru/vol/xxxvii.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010