Архив Пн Вышел в свет 70-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 1 ноября 2023 г. 15:35 Вышел в свет 70-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «У». Его открывает статья об Угрешском Николаевском мужском монастыре, основание которого традиционно связывают с Куликовской битвой. Благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца, а на обратном пути князь приказал воздвигнуть в этом месте монастырь. Завершает 70-й том статья о мучениках Фавсте, Евиласии и Максиме, пострадавших при императоре Максимилиане Геркулии. Девица Фавста смогла обратить в христианство двух доверенных лиц императора и претерпела многие пытки. В 70-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы об Узуарде, монахе бенедиктинского аббатства Сен-Жермен-де-Пре, церковном писателе и агиографе; Джоне Уиклефе, выдающемся английском богослове и философе, активно повлиявшем на идеологию богемского гусизма и на Реформацию в целом; Уильяме Уилберфорсе, англиканском святом, выдающемся борце с рабством. Уилберфорс поддерживал тюремную реформу и законопроекты об ограничении применения смертной казни и суровых наказаний, а также стал одним из основателей Общества по предотвращению жестокого обращения с животными; Ултане, одном из первых ирландских агиографов; священномученике, апостоле от 70 Урване; немецком реформатском теологе, одном из родоначальников протестантской схоластики Урсине. Статьи о восьми папах Римских с именем Урбан важны для понимания истории христианства в Западной Европе. Том содержит статьи про Урбана II, с деятельностью которого связано начало истории крестовых походов, и Урбана III, который по легенде скончался, узнав о потере христианами Иерусалима в 1187 г. Годы понтификата последнего на текущий момент папы с этим именем (Урбан VIII) приходятся на XVII в. В том вошел также материал об антипапе Урсине (IV в.). Тему римского католичества продолжает обширный материал об урсулинках.

http://patriarchia.ru/db/text/6073476.ht...

В продажу поступил 70-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 02.11.2023 17:04:36 МОСКВА В продажу поступил 70-й алфавитный том «Православной энциклопедии», сообщает Седмица.ru . Новый том продолжает публикацию статей на букву «У». Его открывает статья об Угрешском Николаевском мужском монастыре, основание которого традиционно связывают с Куликовской битвой. Благоверному князю Дмитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца, а на обратном пути князь приказал воздвигнуть в этом месте монастырь. Завершает 70-й том статья о Феодоре, святителе Суздальском, 1-м епископе Ростовском. В 70-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы об Узуарде, монахе бенедиктинского аббатства Сен-Жермен-де-Пре, церковном писателе и агиографе; Джоне Уиклефе, выдающемся английском богослове и философе, активно повлиявшем на идеологию богемского гусизма и на Реформацию в целом; Уильяме Уилберфорсе, англиканском святом, выдающемся борце с рабством. Уилберфорс поддерживал тюремную реформу и законопроекты об ограничении применения смертной казни и суровых наказаний, а также стал одним из основателей Общества по предотвращению жестокого обращения с животными; Ултане, одном из первых ирландских агиографов; священномученике, апостоле от 70 Урване; не­мецком реформатском теологе, одном из родоначальников проте­стантской схоластики Урсине; основателе методизма Джоне Уэсли. Статьи о восьми папах Римских с именем Урбан важны для понимания истории христианства в Западной Европе. В частности хотелось бы отметить статьи про Урбана II с деятельностью которого связано начало истории крестовых походов и Урбана III, который по легенде скончался, узнав о потере христианами Иерусалима в 1187 г. Годы понтификата последнего на текущий момент папы с этим именем (Урбан VIII) приходятся на 17 в. В том вошли также материалы о папе Римском Фабиане, пяти Римских папах с именем Феликс и антипапе Урсине (4 в.) Тему римского католичества продолжает обширный материал об урсулинках.

http://radonezh.ru/2023/11/02/v-prodazhu...

Дни памяти: 10/23 февраля (прп. Меревенна) и 23 октября/5 ноября (прп. Этельфледа). Прп. Этельфледа. Изображение на праздничной хоругви аббатства Ромси в Хэмпшире (любезно предоставила Elizabeth Hallett, Romsey Abbey) По всей Британии разбросаны десятки кафедральных соборов, бывших монастырских и приходских церквей, увековечивающих подвиги ранних святых, мудрых, храбрых и необычайно деятельных жен этой земли, которые внесли огромный вклад в становление английской Церкви в ее православный (донорманнский) период (огромный контраст по сравнению с тем, сколь низкое положение будут занимать женщины в Позднем Средневековье). Это были святые монахини и игумении, королевы и принцессы, отшельницы и мученицы, а также женщины-миссионерки. Данная статья посвящена двум героическим святым женам, которые служили настоятельницами прославленного женского монастыря в городке Ромси (Romsey) в Хэмпшире на юге Англии, который и по сей день остается святым местом. Монастырь Ромси в раннеанглийском королевстве Уэссекс появился в 907 году, когда король Эдуард Старший, сын святого благоверного короля Альфреда Великого (Alfred the Great), основал там небольшую общину монахинь под руководством своей дочери Эльфледы. Мало что известно о его истории до возрождения в начале 960-х годов святым благоверным королем Эдгаром Миролюбивым (Edgar the Peacable). Эта обитель, которая позже была посвящена Божией Матери и святой Этельфледе, процветала вплоть до варварской Реформации при короле Генрихе VIII. От бывшего монастыря сохранилась большая великолепная действующая церковь в честь Девы Марии и святой Этельфледы, в которой по сей день чтут святую память его первой и третьей игумений. Многие факты из жизни этих настоятельниц и истории монастыря можно найти в книге Генри Джорджа Даунинга Ливинга (1861–1947) «Летописи аббатства Ромси: рассказ о бенедиктинском женском монастыре с заметками о приходской церкви и городе» (Records of Romsey Abbey: an Account of the Benedictine House of Nuns, with Notes on the Parish Church and Town) на английском языке. История обители также красочно описана в недавно вышедшей книге «Аббатство Ромси: первые 1100 лет» (Romsey Abbey: the First 1,100 Years) на английском языке историка Элизабет Халлетт из Ромси, которой мы очень признательны за помощь при подготовке этого материала.

http://pravoslavie.ru/157115.html

Жан-Франсуа Колозимо, профессор Свято-Сергиевского института (Париж): «С точки зрения Православия, Запад всегда стремился к завоеванию и власти» 6 серпня 2007 р. 11:00 Известный французский богослов Жан-Франсуа Колозимо, профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, говорит о драматических взаимоотношениях восточного и западного христианства в интервью газете Le Mond. — Как объяснить тот факт, что в сознании христианского Востока до сих пор живо воспоминание о взятии Константинополя? — Кульминация взятия Константинополя — осквернение. Священная война крестоносцев завершилась святотатством, привела к гражданской войне. Взятие Константинополя, с точки зрения восточных христиан, подтверждает изначальную враждебность Запада. Они и раньше сталкивались с миметическим соперничеством латинско-варварского мира, возникшего в результате распада Римской империи, с враждебностью Каролингов, с притязаниями Экс-ля-Шапель на наследие Афин, Иерусалима и Рима. Потом, после падения Константинополя (1453), они столкнулись с униатством — папским захватом целых православных приходов при поддержке европейских держав, а также с другими вооруженными конфликтами. В 1854 году, во время Крымской войны, когда Франция и Россия спорили о контроле над святыми местами, парижский архиепископ Сибур потребовал, чтобы наполеоновские солдаты «искоренили православную ересь». Такое не забывается. По крайней мере, не совсем. В 1991 году войны в бывшей Югославии вновь вскрыли линию перелома, разделявшую франкских и греческих миссионеров в VIII веке. Даже сегодня обвинения в прозелитизме не дают Бенедикту XVI приехать в Москву. Помимо страха осажденных, подчас утрированного, Православие считает, что главными стремлениями западного христианства все еще являются действие, завоевание, власть, символом которых до сих пор остается взятие Константинополя. — Можно ли свести отношения между Востоком и Западом к этому противостоянию? — Нет. Потому что Запад немыслим без восточного Православия, а взаимное насилие может сравниться только с глубиной взаимодействия. Дело не только в том, что европейское наследие невозможно представить себе без проповедей Иоанна Златоуста, икон Рублева, романов Достоевского, поэм Кавафиса... И не в том, что Запад обязан Востоку Евангелием, Церковью, Отцами Церкви, Соборами, монашеством.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205445...

Митрополит Волоколамский Иларион: «Камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния» 10 марта 2016 г. 14:01 Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона порталу  « Интерфакс-Религия» . — Сегодня исполняется 70 лет со дня окончания Львовского Собора. В своем послании к пастве Украинской греко-католической церкви Папа Франциск оценил этот Собор следующим образом: «Семьдесят лет назад идеологический и политический контекст, как и идеи, враждебные самому существованию вашей Церкви, привели к организации псевдособора во Львове, за которым последовали десятилетия страданий пастырей и верных». Как бы Вы прокомментировали это высказывание? — Еще десять лет назад Папа Бенедикт XVI в послании тогдашнему главе Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардиналу Любомиру Гузару по случаю 60-летия Львовского Собора назвал его «псевдособором». Эти слова, как и нынешнее высказывание Папы Франциска, свидетельствуют о том, что, несмотря на достигнутое взаимопонимание по многим животрепещущим вопросам современности, между православными и католиками сохраняются глубокие разногласия — в частности, во взгляде на нашу общую, наполненную трагическими событиями историю. И камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния: об этот камень вновь и вновь разбиваются попытки наладить диалог, укрепить взаимопонимание, сблизить позиции. Это показывают как события недавнего прошлого — разгром униатами трех православных епархий на Западе Украины в начале 1990-х годов и насильственный захват нескольких сотен храмов, так и события далекого прошлого. Униональная политика Рима, осуществлявшаяся на протяжении многих веков, обернулась бесчисленными бедствиями для православных христиан. Напомню, что первая церковная уния между Римом и Константинополем была заключена по инициативе византийского императора Михаила VIII Палеолога в конце XIII века. Уния представлялась этому императору политически необходимой, поскольку с ее помощью он надеялся укрепить свою власть и не допустить нового крестового похода: память о разгроме Константинополя крестоносцами в 1204 году была еще свежа. В ответ на просьбу императора Папа Григорий X пригласил церковную делегацию из Константинополя на Собор в Лион, поставив предварительным условием воссоединения Церквей принятие восточными епископами папского примата и католического учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Патриарх Константинопольский Иосиф отказывался от унии. Тогда в Лион была послана делегация во главе с бывшим патриархом Германом. На Лионском Соборе 1274 года делегаты от Константинополя подписали унию с Римом на условиях, поставленных Папой.

http://patriarchia.ru/db/text/4394818.ht...

Мощи преподобного Венедикта Нурсийского – святыня баварского монастыря Бенедиктбоерн Св. Бенедикт Нурсийский Монастырь Бенедиктбоерн, расположенный на юге Германии, у подножия Баварских Альп, является одним из самых старейших и известных в стране. Он был основан в 739–740 годах. Первоначальное название монастыря – Бурон. Вот уже более 1200 лет здесь хранятся мощи преподобного Венедикта († 543 или 547), которого почитают и Православная Церковь (память 14/27 марта), и Католическая. Мощи (лучевую кость правой руки) преподобного Венедикта (Бенедикта) Нурсийского подарил монастырю покровительствовавший Церкви франкский король Карл Великий (742–814) незадолго до провозглашения его в 800 году императором. Благодаря этой ценной реликвии монашеская обитель Бурон получила широкую известность, а впоследствии и новое именование – Бенедиктбоерн. Папа Римский Павел VI в 1964 году провозгласил Венедикта Нурсийского небесным покровителем Европы за влияние, оказанное им и бенедиктинскими монахами на формирование христианской культуры. У католиков день памяти святого Венедикта приходится на 11 июля. В этот день в Бенедиктбоерн прибывают паломники со всей Германии, а также из Австрии, Швейцарии и северной Италии. Специально для мощей преподобного Венедикта, хранящихся в баварском монастыре, мюнхенский мастер Петер Штрайзель в 1794 году изготовил оригинальный реликварий в форме правой руки святого. Сквозь вмонтированное в серебряный реликварий стекло можно увидеть увитые лентой, украшенной драгоценными камнями мощи святого. Самое раннее изображение преподобного – в черном монашеском облачении, со списком устава, вдохновляемому, подобно евангелисту, ангелом, – датируется VIII веком. Характерные для католиков иконографические символы преподобного Венедикта – книга, посох, пучок розог, ворон с куском хлеба в клюве, а также треснувший кубок или, как его разновидность, кубок со змеей, который указывает на попытку отравления святого, о чем рассказывается в его житии. Все эти элементы можно увидеть на росписях стен обители Бенедиктбоерн.

http://pravoslavie.ru/4109.html

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: " Камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния " Источник:  Официальный сайт Московского Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархатамитрополита Волоколамского Илариона порталу " Интерфакс-Религия " . – Сегодня исполняется 70 лет со дня окончания Львовского Собора. В своем послании к пастве Украинской греко-католической церкви Папа Франциск оценил этот Собор следующим образом: " Семьдесят лет назад идеологический и политический контекст, как и идеи, враждебные самому существованию вашей Церкви, привели к организации псевдособора во Львове, за которым последовали десятилетия страданий пастырей и верных " . Как бы Вы прокомментировали это высказывание? – Еще десять лет назад Папа Бенедикт XVI в послании тогдашнему главе Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардиналу Любомиру Гузару по случаю 60-летия Львовского Собора назвал его " псевдособором " . Эти слова, как и нынешнее высказывание Папы Франциска, свидетельствуют о том, что, несмотря на достигнутое взаимопонимание по многим животрепещущим вопросам современности, между православными и католиками сохраняются глубокие разногласия – в частности, во взгляде на нашу общую, наполненную трагическими событиями историю. И камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния: об этот камень вновь и вновь разбиваются попытки наладить диалог, укрепить взаимопонимание, сблизить позиции. Это показывают как события недавнего прошлого – разгром униатами трех православных епархий на Западе Украины в начале 1990-х годов и насильственный захват нескольких сотен храмов, так и события далекого прошлого. Униональная политика Рима, осуществлявшаяся на протяжении многих веков, обернулась бесчисленными бедствиями для православных христиан. Напомню, что первая церковная уния между Римом и Константинополем была заключена по инициативе византийского императора Михаила VIII Палеолога в конце XIII века. Уния представлялась этому императору политически необходимой, поскольку с ее помощью он надеялся укрепить свою власть и не допустить нового крестового похода: память о разгроме Константинополя крестоносцами в 1204 году была еще свежа. В ответ на просьбу императора Папа Григорий X пригласил церковную делегацию из Константинополя на Собор в Лион, поставив предварительным условием воссоединения Церквей принятие восточными епископами папского примата и католического учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Патриарх Константинопольский Иосиф отказывался от унии. Тогда в Лион была послана делегация во главе с бывшим патриархом Германом. На Лионском Соборе 1274 года делегаты от Константинополя подписали унию с Римом на условиях, поставленных Папой.

http://religare.ru/2_108608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ VIII Бенедикт VIII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт VIII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (ок. 980 - 9.04. 1024, Рим; мирское имя Теофилакт), папа Римский (17/21 мая 1012 - 9 апр. 1024). Согласно Liber pontificalis , второй сын гр. Тускуланского Григория, брат папы Иоанна XIX . Будучи мирянином, был избран папой в период противостояния в Риме семейств Кресценциев и Тускуланов. Летом 1012 г. он использовал вооруженную силу для подавления сопротивления Кресценциев; его соперник, избранный при поддержке Кресценциев папой под именем Григория VI , бежал в Германию, но кор. Генрих II законным папой признал Б. в обмен на подтверждение прав Бамбергского еп-ства. Одним из главных успехов Б. было восстановление отношений с герм. королевским домом. Генрих II по приглашению папы посетил Рим и был коронован императором в соборе св. Петра (14 февр. 1014), поклявшись быть защитником Церкви. На Соборе в Риме, последовавшем за коронацией, Б. по просьбе Генриха принял решение об обязательном возглашении Символа веры (включая filioque ) на мессе, что ранее не было общепринятой практикой в Риме. Затем папа и император созвали Собор в Равенне (1014), на к-ром был установлен минимальный возраст для вступления в монашество и приняты каноны против симонии и др. злоупотреблений. Б. стремился сделать Рим политическим центром Италии. Он восстановил папскую власть в Кампании и Тоскане, заключив союз с Пизой и Генуей, разбил арабов в морском сражении у сев. берегов Италии (причем понтифик лично принимал участие в сражении) и освободил Сардинию (1016). Вступив в союз с норманнами, Б. также поддерживал восстания на юге Италии, направленные против визант. господства (1017-1018). Когда византийцы разбили восставших, папа отправился в Германию, надеясь получить помощь императора. На встрече в Бамберге Генрих II после подтверждения т. н. Оттоновой привилегии (Privilegium Ottonianum) о передаче имп. Оттоном I Бамбергского еп-ства под непосредственную власть папского престола и пообещал предоставить военную помощь. Им был созван Собор в Бамберге, где вновь были приняты постановления против симонии и конкубината . Во время пребывания в Германии Б. освятил собор св. Стефана в Бамберге и посетил бенедиктинское аббатство Фульда . Экспедиция Генриха II и Б. в Юж. Италию (1022) не принесла значительных результатов, но позволила им продолжить реформы. На Соборе в Павии (1022) были приняты каноны, запрещающие брак и конкубинат всем клирикам. Б. также поддерживал клюнийскую реформу . Понтификат Б., обладавшего большим влиянием, чем его предшественники, способствовал укреплению папской власти в Италии.

http://pravenc.ru/text/78040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ VIII Лев VIII, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 146 (РГБ) Лев VIII, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 146 (РГБ) († 1.03.965, Рим), папа Римский (4 дек. 963 - 22 мая 964, 23 июня 964 - 1 марта 965). Сведения о Л. содержатся в Liber Pontificalis , а также в «Historia Ottonis» (История императора Оттона I) Лиутпранда Кремонского, в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского, написанном Адальбертом Магдебургским, и в «Хронике» Бенедикта Сорактского. Л. род. в Риме. Его отец Иоанн был протоскриниарием Римской Церкви (т. е. главой скриния - папской канцелярии и архива). Л. накануне избрания на Папский престол занимал эту же должность и был мирянином. Избран папой на Соборе в Риме, который был проведен по инициативе имп. Оттона I (962-973). Собор заочно низложил папу Иоанна XII (955-963), поддерживавшего противников императора, бывш. кор. Италии Беренгария II Иврейского и его сына Адальберта II (правили совместно в 950-964). 6 дек. 963 г. при участии епископов Остии, Порто и Альбано Л. вопреки канонам за 1 день последовательно был посвящен во все церковные чины и рукоположен во епископа Римского. Почти весь понтификат Л. прошел в борьбе с теми, кто оспаривали его право занимать Папский престол. Иоанн XII побуждал римлян выступить против Оттона I и свергнуть Л. В февр. 964 г., после того как император с армией покинул Рим, Л. был изгнан из города и бежал в лагерь Оттона I в Умбрии. 26-28 февр. 964 г. Иоанн XII провел в Риме Собор, признавший незаконными его низложение и избрание Л., а также отменивший все распоряжения Л.; епископы Порто и Альбано, участвовавшие в поставлении Л., раскаялись и получили прощение, епископ Остии был заочно осужден. После Пасхи (3 апр. 964) имп. Оттон I вместе со Л. выступил в поход на Рим, Иоанн XII вновь бежал из города. После внезапной смерти Иоанна XII (14 мая 964) на Папский престол был избран Бенедикт V (22 мая 964). Войска имп. Оттона I осадили и взяли Рим, Бенедикт V был схвачен и выдан императору. 23 июня 964 г. состоялся Собор, в присутствии Оттона I восстановивший Л. на Папском престоле. Бенедикт V, избрание которого признали незаконным, был низложен и приговорен к ссылке в Германию; Л. лично принимал участие в процедуре его низложения. После Собора имп. Оттон I вновь покинул Рим.

http://pravenc.ru/text/2463267.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VI Григорий VI, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий VI, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († нояб. 1047 или 1048, Кёльн или аббатство Клюни, Бургундия; до избрания папой - Иоанн Грациан), папа Римский (1 мая 1045 - 20 дек. 1046). Подробные сведения о его жизни отсутствуют. Род. в Риме. В 1012 г. папой Бенедиктом VIII возведен в достоинство кардинала-пресвитера. Его кардинальский титул не установлен, но известно, что он был архипресвитером храма св. Иоанна (S. Ioannis ante Portam Latinam), к-рый тогда еще не был титулярной кардинальской церковью. Был крестным отцом Теофилакта (впосл. папа Бенедикт IX ). В нач. сент. 1044 г. в Риме вспыхнул мятеж, вызванный недовольством римлян правлением рода Тускуланских графов и направленный против папы Бенедикта IX, происходившего из этого рода. Бенедикт IX бежал из Рима, но вернулся в город с войсками и нанес поражение восставшим (10 янв. 1045). Однако римляне, вдохновляемые и поддерживаемые др. рим. родом - Стефани, боковой ветвью рода Кресценциев , не подчинились папе и в янв. 1045 г. избрали на Папский престол кард.-еп. Сабинского Иоанна, к-рый был тут же интронизован (папа Сильвестр III ). Бенедикт XI отлучил его от Церкви, и тот был вынужден бежать из Рима (март 1045), продолжая считать себя законным папой. Заняв вторично Папский престол, Бенедикт IX уже не обладал прежней властью, будучи орудием в руках рода графов Тускуланских. Понимая опасность своего положения, он согласился на уговоры аббата мон-ря Гроттаферрата и решил сложить с себя сан, отрекшись в пользу своего крестного отца, архипресв. Иоанна Грациана (1 мая 1045), к-рый в этот же день стал папой под именем Григорий VI. За отречение Бенедикту IX была выплачена огромная сумма, но она была передана в качестве компенсации роду Тускуланских графов за потерю их родственником Папского престола. Г. был вынужден также вести переговоры с Сильвестром III и поддерживавшим его родом Кресценциев. В марте 1045 г. Сильвестр III отказался от претензий на Папский престол.

http://pravenc.ru/text/166755.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010