Княжна Анна Васильевна, за Волловичем КОЛЕНО VII: Князь Роман Романович, с ним пресеклась старшая ветвь князей Сангушек, пребывшая непоколебимою в православной вере Княжна Елена Романовна; 1) за князем Александром Янушевичем Заславским; 2) за воеводою Подлясским Теодором Радзиминским; 3) за каштеляном Троцким князем Александром Пронским, и (по переходе её в рямско-католицизм), 4) за воеводою Брестским Юрием Лещинским Княжна Мария Романовна Князь Григорий Львович, каштелян Брацлавский; женат на Головинской Князь Юрий Григорьевич; женат на Софие Сапега Княжна Феодора Григорьевна; 1) за князем Гедронцем; 2) за каштеляном Парнавским Петром Стабровским КОЛЕНО VIII: Князь Адам, каштелян Киевский, воевода Подольский и Волыноский, оставив православную веру предков своих, перешёл в римско-католицизм. С ним пресеклась ветвь князей Сангушек-Коширских; женат на Екатерине Уханской Князь Алексей Григорьевич, православный схимник † 1616 Княжна Марианна, перешла в римско-католицизм и была монахинею францисканского ордена Княжна NN, за Юрием Красицким Князь Симеон-Самуил, воевода Минский, староста Суражский, каштелян Мстиславский и Витебский, оставив православную веру предков своих, перешёл в римско-католицизм † 1638; женат: 1) на Анне Завиша; 2) на Елене Гевсевской Княжна Елена Юрьевна, за князем Жижемским КОЛЕНО IX: Князь Казимир † 1655 Князь Иероним, епископ Метонский, суффраган Виленский, наречённый епископ Смоленский † 1657 Князь Ян-Владислав † 1652; женат на княжне Анне Радзивилл Княжна Елисавета-Анна, монахиня бенедиктинского ордена Княжна София Княжна Екатерина, за хорунжим Оршанским Яном Стеткевичем Княжна Христина, за Брацлавским маршалом Рудеминою Княжна Евфросиния, за Юрием Шверином Княжна Елена КОЛЕНО X: Князь Иероним; женат на Константцие Сапега Княжна Екатерина КОЛЕНО XI: Князь Казимир-Иосиф, староста Больницкий, надворный маршал Литовский; женат на Брониславе Пеняшкович, которая с ним развелась, и, с позволения Папы, вышла за его родного брата Князь Павел-Франциск, великий гетман великого княжества Литовского; женат: 1) на Брониславе Пеняшкович, разведенной жене старшего брата своего; 2) на княжне Теофиле Любомирской; 3 на Дуниной (от 2-го брака сын: от 3-го брака 3 сын и 3 дочери)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

[лат. Virgilius] ( 609/10), свт. (пам. зап. 7 или 10 окт. в Арле, 5 марта на Лерене), еп. г. Арелат (совр. Арль, Юж. Франция). Род. в Аквитании, происходил из знатной семьи, принадлежавшей к консульскому сословию. Получил классическое образование. Отказавшись от брака, принял монашеские обеты и удалился в мон-рь на о-ве Лерин (совр. Лерен), где посвятил себя изучению творений св. отцов. В 575 г. был избран настоятелем Леринского мон-ря. В. приписывается введение на Лерине бенедиктинского устава или, что более вероятно, одной из его разновидностей, адаптированной к более древним правилам мон-ря. Позднее св. Сиагрий, еп. Августодунский, поручил В. управление мон-рем в честь св. Симфориана в Августодуне (совр. Отён). В 588/89 г. при поддержке св. Сиагрия В. был возведен в сан архиепископа Арелатского. В период епископства В. был реконструирован кафедральный собор св. Стефана в Арелате и построена ц. в честь Спасителя. Также В. основал мон-рь в честь свт. Гонората , еп. Арелатского, в к-ром ввел непрерывное богослужение (laus perennis), по образцу к-польского мон-ря акимитов . В. поддерживал активные контакты с папой Григорием Великим, признавшим его первенствующим епископом Галлии и своим викарием в этом регионе ( Gregor. Magn. Ep. 5, 53). Сохранилось неск. посланий папы Григория к В., в одном из к-рых понтифик советует обращать иудеев в христианство средствами убеждения, а не насилием (Ep. 1, 47). В др. посланиях Григорий Великий касается дисциплинарных вопросов, в частности борьбы с симонией, недопустимости рукоположения мирян во епископа без прохождения низших степеней священства (Ep. 5, 53), необходимости проведения ежегодного провинциального Собора (Ep. 9, 106). В. участвовал в рукоположении во епископа Августина Кентерберийского (596), направлявшегося из Рима через Арелат в Британию. Скончался В. в возрасте ок. 100 лет, после 21 года епископского служения. Погребен в построенной им ц. Спасителя, в Арелате. Почитание В. началось сразу после его смерти не только в Арелате, но и на Лерине. Он стал вторым по времени, после свт. Гонората, из леринских монахов, чей культ утвердился в этом мон-ре, в то время как многие его предшественники еще не почитались здесь как святые. Основным источником о жизни В. следует считать письма папы Григория к нему, поскольку Житие В., написанное в 1-й пол. VIII в., не вполне исторически достоверно, т. к., за исключением нек-рых фактов, представляет собой плагиат «Жития св. Максима Регийского», написанного Патрицием Динамием.

http://pravenc.ru/text/158732.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ [лат. Aurelianus Reomensis], мон.-бенедиктинец, муз. теоретик. Жил во Франции, в мон-ре св. Иоанна в Реоме, поэтому в лит-ре его иногда называли «Аврелиан из Мутье-Сен-Жан». О времени написания им трактата «Musica disciplina» - сер. IX в.- можно судить по предисловию, в к-ром А. из Р. посвящает свой труд внуку Карла Великого - аббату Бернарду (о последнем известно, что в 843 г. он был архикантором, а впосл.- архиепископом - Acta Sanctorum ordinis sancti Benedicti in saeculorum classes distributa/Ed. J. Mabillon, L. d " Achéry. Venezia, 1733-17402. T. 4. Pars 2. P. 251). Наибольшую ценность представляют гл. VIII-XX, содержащие первое в истории музыки учение о григорианских ладах («церковных тонах» - см. Григорианское пение ), сведения об их количестве и подразделении на автентические и плагальные (см. Плагальный лад ). А. из Р. подробно характеризует каждый из 8 тонов, приводя примеры из богослужебного репертуара. Кроме того, здесь дана характеристика еще 4 «новонасажденных» (букв. «новообращенных» - neophyti) тонов, добавленных, по словам А. из Р., Карлом Великим для архаичных, не «вписавшихся» в заимствованную от греков ладовую систему, песнопений (Cap. 8, 16/Ed. Gushee. P. 82, 110). Важную часть модальной теории А. из Р. составляет первое в истории учение о дифференциях (в оригинальной терминологии - varietates, divisiones), а также учение об интонационных формулах типа NOEANE (см. Мнемонические формулы ). В своем трактате А. из Р. отмечал влияние ритмической структуры текста на мелодию. Ранее часть трактата ошибочно (на основании нек-рых позднейших рукописей) приписывалась Алкуину . Уникальность трактата А. из Р. состоит в том, что этот труд (за исключением незначительных компиляций Боэция , Кассиодора , Исидора Севильского , на основе к-рых составлены гл. I-VII) является первым из дошедших до наст. времени муз.-теоретических руководств по антифонной псалмодии (см. Антифон ) и фиксирует певч. практику времени перехода от устной традиции к письменной.

http://pravenc.ru/text/62994.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ [лат. Anastasius Bibliothecarius] (до 817, Рим - между 877 и 879, там же), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и политический деятель, историк и переводчик. Племянник Арсения, епископа Орте, А. Б. уже в молодости прославился блестящим знанием греч. языка. В 847 г. папа Лев IV назначил его кардиналом-пресвитером ц. Сан-Марчелло аль Корсо. Однако уже в 848 г. конфликт с папой вынудил А. Б. бежать из Рима в Аквилею , во владения кор. Италии Людовика II (843-875, имп. с 850). А. Б. отказался вернуться в Рим даже после вызова папы, Римские Соборы 850 и 853 гг. лишили сана и отлучили от Церкви. После смерти Льва IV папой был избран Бенедикт III , однако сторонники императора отказались признать его и выдвинули свою кандидатуру - А. Б. Избранный папой в Орте А. Б. направился в Рим вместе с имп. послами, захватил Латеранскую базилику и арестовал Бенедикта III (21 сент. 855). Насильственные действия сторонников А. Б. вызвали беспорядки в Риме, а епископы отказались даже под страхом пытки признать понтификом человека, с к-рого не снято отлучение. В этих обстоятельствах имперская партия пошла на признание Бенедикта III; А. Б. был лишен права причащаться вместе с клириками и заключен в рим. мон-рь Санта-Мария ин Трастевере. После смерти Бенедикта III новый папа Николай I сделал А. Б. аббатом этого мон-ря. С 861 или 862 г. А. Б. был папским секретарем при Николае I и библиотекарем Римской Церкви при Адриане II и Иоанне VIII . В эти годы (60-е - нач. 70-х гг. IX в.) А. Б. сыграл значительную роль в развитии взаимоотношений папства и Византии. Вместе с Адрианом II, к-рый вернул А. Б. сан священника (дек. 867), он принял святых Кирилла (Константина) и Мефодия в Риме в 867/68 г. и поддержал их деятельность по христ. просвещению славян. А. Б. выступал за введение слав. языка в богослужение в Моравии. По просьбе Гаудериха, еп. г. Веллетри, центра почитания св. Климента Римского , А. Б. послал ему свой перевод 2 сочинений св. Кирилла (Константина) Философа: краткого рассказа об обретении мощей св. Климента в Херсоне и Похвалы святому (sermo declamatorius). Примечательно, что в письме, предварявшем перевод, А. Б. свидетельствует об участии св. Кирилла в открытии мощей, о чем тот умолчал в своей «краткой истории». В послании А. Б. также дается высокая оценка мастерству, с к-рым св. Кириллом написан гимн в честь открытия останков св. Климента, но перевести этот гимн на латынь А. Б. не решился из-за трудностей передачи его стихотворной формы (MMFH. Т. 3. Р. 177-181).

http://pravenc.ru/text/114882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЬДЕБЕРТ Вальдебéрт [Вальбер, Гобер; лат. Waldebertus; нем. Waldebert, Waldbert; франц. Walbert, Gaubert] († 2.05.670), св. (пам. зап. 2 мая, в еп-стве Безансон 22 мая), 3-й аббат Люксёйский. Род. в знатной франк. семье. Еще юношей вступил в монастырь Люксёй, основанный св. Колумбаном , где ему было позволено жить отдельно от братии как отшельнику. В 630 г. после смерти настоятеля св. Евстафия В. в течение 40 лет управлял мон-рем. При нем мон-рь достиг своего расцвета, была расширена б-ка, основаны скрипторий и иконописная школа. В. ввел в мон-ре смягченный монашеский устав на основе правила св. Колумбана, дополненного уставом прп. Венедикта Нурсийского . Благодаря В. мон-рь получил покровительство папы Иоанна IV и, освобожденный из-под юрисдикции местного епископа, был подчинен Папскому престолу. В. похоронен при ц. св. Мартина. Впосл., когда у могилы В. совершались чудеса, мощи святого были помещены в саркофаг. Почитание В. зафиксировано уже в нач. VIII в., но оно носило местный характер. Из опасения перед нападением норманнов на мон-рь мощи В. были скрыты в 888 г. Во время Французской революции 1789 г. саркофаг с мощами был осквернен, до наст. времени мощи не сохранились. Житие В. было написано в кон. X в. Адсоном , аббатом мон-ря Монтье-ан-Дер. В. приписывается составление устава для жен. мон-рей, содержащего положения, заимствованные из уставов св. Колумбана и прп. Венедикта Нурсийского. В «Книге уставов» св. Бенедикта Анианского он назван «Правилом некоего отца для девственниц» (Regula cuiusdam patris ad virgines) и под этим названием был впервые опубликован франц. гуманистом Л. Хольстеном. Авторство В. устанавливается на основании указания Ионы из Боббио : в Житии св. Евстасия (Vita Eustasii. 2) он упоминает, что В. написал монашеский устав для мон-ря Фармутье, основанного ученицей св. Колумбана св. Фарой (Бургундофарой). Из Жития св. Колумбана известно, что в мон-ре исповедь совершалась 3 раза в день (Vita Columbani. 2, 19). Из всех древних зап. монашеских уставов такую практику предписывало лишь «Правило некоего отца для девственниц», т. о., автором, написавшим этот монашеский устав, был В., аббат Люксёйский.

http://pravenc.ru/text/154015.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРЕЩИНСКИЙ [польск. Wereszczyski] Иосиф (ок. 1530, г. Збараж (ныне Тернопольская обл., Украина) - 26.03.1598), католич. епископ Киевский, писатель. Род. в правосл. семье помощника холмского судьи Андрея Верещинского. Воспитывался и обучался в Красном Ставе (ныне Красныстав, Польша), где в то время располагалась кафедра католич. епископа Холмского. Духовный сан принял в молодые годы, однако неизвестно, когда и от кого он был посвящен во иерея, а также когда и при каких обстоятельствах перешел в католицизм. Ф. Жепницкий утверждает, что В. имел степень д-ра теологии, но не уточняет, где он ее получил. Образованность, усердие и семейные связи способствовали церковной карьере В. 24 марта 1571 г. он подписался как епископский плебан (епархиальный приходской священник). В 1577 г. был каноником холмским и читал проповеди (изд. в 1584). В 1581 г. был избран комендаторийным аббатом бенедиктинского аббатства в Сецехове. После смерти Стефана Батория приложил много усилий для избрания на трон Сигизмунда III Вазы . В знак признательности Сигизмунд III в 1589 г. назначил В. епископом-номинатом Киевским, с сохранением права управления аббатством. 5 июня 1592 г. папой Климентом VIII В. был канонически утвержден в сане епископа Киевского, но рукоположен так и не был. О состоянии дел в Киевском еп-стве в кон. XVI в. сведений очень мало. Известно, что не было ни кафедрального собора, ни резиденции епископа; к 1592 г. сохранился только один католич. доминиканский мон-рь с одним монахом. Укр. казачий гетман Ян Орышовский упоминает о намерении Киевского еп. Иосифа В. превратить в кафедральный костел древний храм Св. Софии, но осуществить эту затею ему не удалось из-за недостатка средств. Своей епископской резиденцией он сделал Фастов - имение, перешедшее к католич. епископам в 1560 г. Там был построен укрепленный замок с костелом, устроена типография. В. даже хотел перенести туда кафедру, но этот замысел не был реализован. Ему удалось вернуть под юрисдикцию Киевского католич. еп-ства ранее утраченные земельные владения.

http://pravenc.ru/text/150413.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ II [до избрания папой - Иоанн Каэтан; лат. Caetanus, итал. Gaetani] (ок. 1058, Гаэта - 28.01.1119, аббатство Сен-Жиль), папа Римский (24 янв. 1118 - 29 янв. 1119). Род. в знатной семье из Кампании, в детстве был отдан в бенедиктинский мон-рь Монте-Кассино , к-рым в то время руководил кард. Дезидерий (впосл. папа Виктор III ). В мон-ре под рук. мон. Альберика работал над составлением житий святых. Впосл. Г. принес монашеские обеты и был рукоположен во субдиакона. Ок. 1082 г. кард. Дезидерий вызвал Г. на службу в Рим, где папа Григорий VII возвел его в достоинство кардинала-диакона и назначил канцлером (не позднее янв. 1083), на этом посту Г. оставался более 35 лет. Во время борьбы за инвеституру Г. был ближайшим помощником пап Урбана II , а потом Пасхалия II . При папе Урбане II Г. был рукоположен во диакона (23 сент. 1088), получив в том же году диаконию св. Марии (S. Mariae in Cosmedin). В 1111 г. Г. разделил с папой Пасхалием II тяготы заключения, на Синоде рим. духовенства (1116) также поддержал папу, обвиненного в компромиссной политике в отношении герм. имп. Генриха V. Г. был избран папой в рим. бенедиктинском мон-ре св. Марии без согласования с имп. Генрихом V. Девизом понтификата стали слова: «Бог во святыне Своей» (Deus in loco sancto suo). Избрание Г. вызвало вооруженное сопротивление сторонников имп. партии, к-рые во главе с Ченчо Франджипани захватили папу и заключили его в тюрьму, из к-рой Г. в тот же день был освобожден префектом Рима Пьетро Пьерлеоне, опиравшимся на помощь населения города. Г. доставили в Латеранский дворец, но царившие в городе беспорядки, вызванные соперничеством партий сторонников и противников императора, не позволили провести торжественные церемонии рукоположения Г., бывшего диаконом, в сан пресвитера и епископа. Генрих V, находившийся в это время на севере Италии, направился в Рим. После того как в ночь с 1 на 2 марта 1118 г. он вошел в город, Г. и большая часть кардиналов бежали из Рима в Гаэту. Император предложил папе вернуться в Рим, чтобы обсудить с ним возможность достижения мира при условии, что папа будет рукоположен в присутствии императора, но Г. отказался вести переговоры. Подстрекаемый семьей Франджипани, Генрих V согласился на провозглашение антипапой архиеп. Браги Мориса Бурдена под именем Григорий VIII (8 марта 1118).

http://pravenc.ru/text/161950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕСИЙ [лат. Genesius; франц. Genès, Genest, Geniès] († ок. 710), св. (пам. зап. 5 июня), гр. Арвернский. Небольшое житие, изданное болландистами по тексту из совр. им Шамальерского Бревиария (Breviarium capituli Camaleriense, Lectio 4), хотя и составлено в позднем средневековье для литургических целей, имеет мало фактических расхождений с достоверными памятниками меровингской эпохи, где упоминается Г. К ним относятся 2 Жития св. Преекта († 675/6), датируемые кон. VII в., и Житие св. Менелия Менатского († ок. 700), восходящее к VIII в., содержащее сведения о последних днях жизни Г. Согласно Бревиарию, родителей Г. звали Андустрий и Транквилла. Местом его рождения в этом тексте ошибочно указывается Кордуба (совр. Кордова, Испания); скорее всего это искаженное Кордубан (совр. Кордуан) - остров у берегов Аквитании в устье р. Гарумны (совр. Гаронна). Уже в детстве Г. проявлял добродетель и совершил чудо, исцелив слепого по имени Гонд. Позднее Г. стал комитом (лат. comes) Арвернии (историческая обл. Овернь, Франция), неизвестно, однако, занимал ли он эту должность уже при кор. Австразии Хильдерике II (662-675). Г. исцелил в городке Мавриак глухого, пребывая в своем имении Авла-Мавра близ крепости Комброния (совр. Комбронд, Франция, деп. Пью-де-Дом), предавался аскезе. Когда умер Гаривальд, еп. г. Арверн (совр. Клермон-Ферран), занимавший кафедру всего 40 дней, народ потребовал, чтобы епископом стал Г., но тот отказался, ссылаясь на то, что каноны запрещают возводить мирянина сразу в епископский сан. Он предложил кандидатуру св. Преекта, настоятеля мон-ря Кантоний (совр. Шантуан), и направил его к кор. Хильдерику II для утверждения (Vita Praeiecti prima. 2; Vita Praeiecti secunda. 11-12). Г. содействовал новому епископу в устройстве монашеской жизни в епархии. В частности, вместе с епископом и его поверенным кустодом (экономом) Еводием он основал мон-рь Камаларии (совр. Шамальер) к востоку от г. Арверна, где ввел общежительный устав на основе правил святых Кесария , еп. Арелатского, Колумбана и Венедикта Нурсийского (Vita Praeiecti prima. 3; Vita Praeiecti secunda. 13). Первоначально мон-рь был жен. и находился под упр. настоятельницы Гундиланы; вскоре по ирл. образцу мон-рь Камаларии стал еще и муж. Он имел 5 храмов: общие - Спасителя, Пресв. Девы Марии и Воздвижения Креста, жен. община - в ц. апостолов Петра и Павла, муж. община - в ц. св. Кикилии. В каролингскую эпоху (IX-X вв.) мон-рь считался бенедиктинским; согласно одной надписи IX в., здесь находились частицы мощей св. Феклы.

http://pravenc.ru/text/162029.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН [лат. Germanus] (VI в.), свт. (пам. зап. 30 окт.), еп. г. Капуя, обл. Кампания. Анонимное Житие, созданное не позднее 874 г., представляет собой компиляцию из сообщений о Г. папы свт. Григория I Великого в «Диалогах» и Liber Pontificalis . Возможно, автор использовал также переписку папы Гормизда с его легатами в К-поле (519-520). Согласно Житию, Г. род. в знатной семье граждан Капуи Анмантия и Юлианы. После смерти отца с согласия матери он раздал имущество бедным и стал монахом. Спустя нек-рое время после смерти епископа Капуи (видимо, Александра) был избран на его место. Автор Жития приписывает Г. участие в папском посольстве в К-поль, когда на Соборе было заключено соглашение между Римской и К-польской Церквами, ознаменовавшее конец акакианской схизмы (519; Vita Germani 4-5; Liber Pontificalis 54). Участие Г. в этом посольстве подтверждает Гинкмар , архиеп. Реймсский. Григорий Великий пишет о явлении Г. в видении диак. Пасхазию, а также рассказывает о видении св. Венедикту Нурсийскому души Г., возносимой ангелами на небеса. Г. упоминается также в анонимном Житии VIII в. св. Сабина, еп. г. Каноса (совр. Каноса-ди-Пулья, Италия), как его близкий друг. В Салернской хронике (X в.) говорится, что Г. поместил в ц. св. Апостолов в Капуе частицы мощей св. первомч. Стефана , где сам был впосл. погребен, так что позднее церковь получила его имя. Затем мощи Г. были перенесены в др. храм в Капуе, где хранились до 874 г., когда имп. Людовик II подарил их аббату Монте-Кассино св. Бертарию , к-рый поместил мощи в выстроенной им для защиты мон-ря крепости с греч. названием Евлогименополь (калька с лат. Civitas Benedicti). Вскоре эта крепость, ставшая городом, получила в честь Г. название Сан-Джермано, сохранявшееся до 1863 г., до вхождения в черту г. Кассино. Мощи из Сан-Джермано пропали в кон. XVIII в., во время наполеоновских войн в Италии. Частицы мощей Г. находились также в Пьяченце, в жен. мон-ре св. Сикста (с 1112 - муж. ордена бенедиктинцев).

http://pravenc.ru/text/164695.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАТАРИЯ АПОСТОЛЬСКАЯ [лат. Dataria apostolica], одна из дикастерий (служб) при Папском престоле, в ведение которой входили составление и отправка папских посланий, касающихся бенефициев, диспенсаций, а также рассмотрение спорных дел по этим вопросам. Существовала с XV в., упразднена в 1968 г. Согласно Кодексу канонического права католич. Церкви 1917 г., Д. а. относилась к разряду особых служб Римской курии, не являвшихся конгрегациями или трибуналами (как, напр., Апостольская канцелярия, Апостольская палата, Гос. секретариат, Секретариаты бреве и лат. посланий - CIC (1917). Can. 261). Первые упоминания о Д. а. относятся к нач. XIII в., к понтификату Гонория III . Имена сотрудников ведомства известны со времени авиньонского пленения пап . Изначально это был один человек, состоявший на службе в Апостольской канцелярии, но уже в XIV в. в связи с возросшим числом направляемых папе прошений при Апостольской канцелярии появилось особое отделение. При антипапе Бенедикте XIII в 1406 г. упоминается сотрудник, «qui datam ponit» (кто ставит дату), в 1410 г. такой человек уже называется datator. При папе Мартине V в отношении службы употребляли термин dataria, начали вести список датариев при Папском престоле. Постепенно датарии приобрели влияние в курии, по решению папы Каллиста III получили епископское рукоположение, а с сер. XVII в.- сан кардинала. В 1484 г. по распоряжению папы Иннокентия VIII на Ватиканском холме в Риме было построено специальное здание для размещения Д. а. При строительстве собора св. Петра в сер. XVI в. оно было снесено, а Д. а. перемещена во дворец, примыкающий к папской резиденции на Квиринале. Папа Бенедикт XIV буллой «Gravissimum Ecclesiae universae» от 8 дек. 1745 г. определил порядок работы Д. а. Во главе ведомства находился кардинал-продатарий, которому помогал прелат в должности субдатария. Последний подписывал бреве и офиц. копии документов. Д. а. состояла из 4 отд-ний. По распоряжению папы Бенедикта XIV от 13 июня 1755 г. Д. а. должна была приостанавливать деятельность в связи со смертью папы и могла возобновить работу лишь после выборов следующего, к-рый или сохранял прежнего кардинала-продатария, или назначал нового.

http://pravenc.ru/text/171420.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010