Москва. Кремль. Чудов монастырь. Собор Чуда Михаила Архангела в Хонех. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре Кремля собор (уничтожен). Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским, находился на месте площади перед зданием бывшего Президиума Верховного Совета СССР и западной части самого здания. История монастыря началась, вероятно, с построения небольшого каменного храма. Обитель изначально была общежительной, в ее духовном устроении принимали участие ученики преподобного Сергия Радонежского. В 1431 г. соборный храм перестраивался, а в 1501–1505 гг. был отстроен заново. Святитель Алексий заповедал похоронить себя в соборе основанной им обители, и был погребен «в церкви близ алтаря». Его святые мощи почивали в соборе до 1680 г., когда были перенесены в новоотстроенную Алексеевскую церковь. Одновременно с этим храмом при царе Федоре Алексеевиче (по некоторым данным, государь сам составил чертеж обновленного комплекса монастырских строений) была воздвигнута церковь во имя апостола Андрея Первозванного, примыкавшая с восточной стороны к Алексеевскому храму. Последней по времени постройки церковью Чудова монастыря был храм во имя святителя Иосафа Белгородского, устроенный в 1911 г. при кельях наместника монастыря. История Чудова монастыря богата знаменательными событиями и связана с именами многих выдающихся людей Русской Церкви и государства. В 1493 г. и 1547 г. монастырь сильно пострадал во время больших пожаров. В Смутное время его разграбили польские интервенты. Во время наполеоновского нашествия он служил резиденцией маршала Даву, который устроил свою спальню в алтаре соборной церкви. Захватчики грабили монастырское достояние и оскверняли святыни. После ухода французов из Москвы обитель, служившая с 1744 г. кафедрой московских архиереев, была восстановлена заботами архиепископа Августина (Виноградского). Чудов монастырь занимал особое положение среди московских обителей. В XVII веке он именовался Великой лаврой. Обитель издавна служила центром духовного просвещения и образования. В ней жил приглашенный на Русь при великом князе Василии III преподобный Максим Грек, занимавшийся здесь переводами и книжными исправлениями. В келье преподобного Максима собирались московские книгочеи. Здесь велись беседы на духовные и общественно-политические темы. Беседы, которые для их участников и, прежде всего, для самого преподобного Максима Грека окончились репрессиями со стороны светской и церковной власти. При патриархе Филарете в 1619–1633 гг. в Чудовом монастыре действовало греко-латинское училище («патриаршая школа»), где преподавали известный Арсений Грек и иеромонах Епифаний Славинецкий.

http://sobory.ru/article/?object=45847

Немало перемен произошло в этот период и в состоянии наших епархий. Вследствие нашествия монголов, которые на пути своем истребляли все — и города, и села, и жителей, закрылись четыре древние епархии: Черниговская, Переяславская, Белгородская и Юрьевская; первая — только на время, а последние — навсегда . Другие епархии, подвергшиеся таким же опустошениям, может быть, и не были закрываемы даже на время, но более или менее долго оставались без архипастырей, хотя по имени существовали: о епископе Владимиро-Волынском упоминается только с 1260 г., о Перемышльском — с 1271 г., о Рязанском — с 1284 г., о Галицком — с 1331 г., о Туровском — с 1345 г. Епархия Владимирская на Клязьме не имела своего епископа до 1250 г., потом в продолжение четырнадцати лет управляема была митрополитом, с 1274 г. имела своих епископов, которые назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими, а с 1299 г. окончательно перешла в ведение Русских митрополитов . Между тем одна за другою возникали новые епархии. Около 1250 г. открыта епархия Холмская по воле галицкого князя Даниила, который, украсив Холм после нашествия Батыева, переместил в него епископскую кафедру из Угровеска. В 1261 г. открыта епархия в Сарае — самой столице татарских ханов; около 1271 г.— в Твери; около 1347 г.— в Суздале; около 1360 г.— в Брянске, куда собственно перенесена кафедра епархии Черниговской; в 1383 г.— в Перми. С 1288 г. упоминается епархия Луцкая, с 1353 г.— Коломенская, с 1389 г.— Звенигородская, которая, впрочем, открыта была только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившиеся под властию Новгородского владыки, желали иметь у себя особую епархию и в 1331 г. просили митрополита поставить им епископом избранного ими Арсения, но получили отказ. Таким образом, к концу XIV и в начале XV в. число епархий в Русской Церкви возросло до восьмнадцати, если не считать Звенигородской. Девять из них, со включением епархии митрополичьей, находилось в Руси Северо-Восточной: Владимиро-Московская, заключавшая в себе Владимир, Москву, а иногда Нижний Новгород и Городец, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. А девять — в Руси Юго-Западной, кроме Киева, принадлежавшего с некоторыми другими городами к епархии митрополичьей: Черниговская, или Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая .

http://sedmitza.ru/lib/text/435873/

Новости Православный фестиваль «Преображенские встречи», посвященный столетию Поместного собора Русской Церкви, состоялся в Москве 22.08.2017 10:55 Москва, 22 августа, Благовест-инфо. Ежегодный православный фестиваль «Преображенские встречи» открылся в субботу 19 августа в конгрессно-выставочном центре «Сокольники». В течение двух дней более двух тысяч участников из разных городов России и из-за рубежа обсуждали тему «Время новой соборности».  Форум был посвящен столетию начала работы Поместного собора 1917-1918 годов. Организатор фестиваля – Преображенское содружество малых православных братств . Как сообщается в пресс-релизе форума, тема соборности станет сквозной для дискуссий и 13 фестивальных площадок, посвященных различным сферам церковной жизни – богослужению, общинной жизни, воцерковлению молодежи, отношениям Церкви и общества, взаимодействию церкви и культуры, изучению церковной истории XX века, а также участию мирян в жизни Церкви. Участники вместе размышляли о том, «как продолжить прерванную традицию не столько по форме, сколько по смыслу и духу, какие новые пути созидания соборности возможны сегодня, как в первую очередь возрождать не деятельность структур, а саму жизнь христиан». Приветствие председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна к участникам форума зачитал его первый заместитель игумен Серапион (Митько). Он выразил надежду на продолжение сотрудничества Синодального миссионерского отдела с Преображенским братством, отметив, что эта многочисленная община «на протяжении всей своей истории  оставалась верна своему апостольскому и миссионерскому призванию». 19 августа состоялись два пленарных заседания, во время которых были показаны слайд- и видеофильмы, рассказывающие об истории подготовки и проведения Поместного собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., о его основных дискуссиях и определениях, которые за 100 лет не были отменены. Уникальность Собора, который фактически «заново пересоздавал Русскую Церковь», которому удалось совершить «творческий акт совмещения предания с меняющейся социальной действительностью», подчеркивал в видеоинтервью Алексей Беглов, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

П.Ю. Субботин Скачать epub pdf Имя белгородского епископа Никодима (Кононова), бывшего нашим архиереем в тяжелые революционные годы ХХ века и прославленного Церковью как священномученика, основательно забыто белгородцами. Рядом с именами святителя Иоасафа (Горленко) и митрополита Макария (Булгакова) про владыку Никодима порой даже не вспоминают по причине малой осведомленности о судьбе и масштабе личности этого белгородского владыки. Будущий епископ Никодим (в миру Александр Михайлович ) родился в семье священника-миссионера Архангельской губернии. После окончания духовной семинарии он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, в 1896 г. принял монашеский постриг, после чего был архимандритом и ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий. Задолго до своего прибытия в Курскую губернию он проявил себя как неутомимый исследователь святого подвижничества и истории монастырей русского севера. Им был собран и переработан огромный фактический материал, опубликованный в виде многочисленных научных статей и отдельных трудов, среди которых можно указать «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв.», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, XIV–XVII вв.» и «Архангельский Патерик». 9 января 1911 года архимандрит Никодим был посвящен в Москве в епископа Рыльского, викария (помощника главного епископа) Курской епархии. Прибыв на место служения, епископ Никодим принял самое активное участие в подготовке и проведении торжества прославления святителя Иоасафа в лике святых. В 1913 г. владыка Никодим был переведен на епископскую кафедру в Белгород, где и оставался до самой своей гибели. Будучи белгородским архипастырем, епископ Никодим много труда и энергии положил в изучение биографии святителя Иоасафа, характера его почитания в народе и обстоятельств его прославления. Им было подготовлено и опубликовано несколько книг и брошюр, посвященных личности святителя Иоасафа, а в бывших покоях святого были собраны его личные и связанные с ним вещи, ставшие основой экспозиции первого музея святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XLVIII. Епархия Туркестанская Туркестанская и Ташкентская епархия учреждена в дек. 1871 г. Епископ Софония назначен в дек. 1871 из викариев Херсонских. Епархии Упразднённые Коломенская. – Крутицкая. – Владимиро-Волынская. – Галицкая. – Перемышльская. – Луцкая. – Туровская. – Хельмская. – Переяславская (около Киева). – Белгородская (около Киева). – Юрьевская (около Киева). – Тмутараканская. – Юрьевская (Дерптская). – Корельская. Епархия Коломенская Коломенская епархия учреждена около 1350, упразднена в 1799 г. I. Епископы Коломенские 1. Афанасий упом. 1353. 2. Филимон хирот. около 1360 (не из архимандритов-ли Горицких?). 3. Герасим хирот. около 1375; † 1388. 4. Павел хирот. 1389 из архим. Владимиро-Рождественских; † 1392. 5. Григорий хирот. 1392; † 13 февр. 1405. 6. Иларион хирот. 26 авг. 1406 из архим. Симонова монастыря; † 9 мар. 1408. 8. ( Авраамий , на соборе 1441).      Один. См. Акт. Ист., ч. I. 39. стр. 74. 9. Варлаам , 1447–1449. 10. Геронтий (из архим. Симоновских) упом. с 1453, а 29 июня 1473 возведён в митрополита всея Русии. 11. Никита Семешков , из иеромонахов, хирот. 25 июля 1473; † в мае 1480. 12. Герасим Смердков хирот. 29 июля 1481. из игум. Пафнутиева монастыря: † 16 мая 1489. Погребён в Пафнутиеве. 13. Авраамий хирот. 18 нояб. 90. из игум. Угрешского монастыря; † 1501, осенью. 14. Никон хирот. 1 мая 1502, из игум. Павлова Обнорского монастыря; в янв. 1504 отрёкся и вскоре удалился в Кириллов Белоезерский. 15. Митрофан хирот. 7 февр. 1507 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; 1 июля 1518, за немощью, отошёл в Троице-Сергиев. 16. Тихон хирот. 28 февр. 1520, из игум. Угрешского монастыря; упом. 1522. 17. Вассиан Топорков хирот. 2 апр. 1525; в мае 1542 оставил епархию; в 1553 жил на Песноше. II. Епископы Коломенские и Коширские 18. Феодосий хирот. 2 июля 1542 из архим. Новоспасских; упом. до 1555, свержен. 19. Варлаам упом. с 1560; † 21 окт. 1564. Погребён в Коломенском соборе. 20. Иосиф хирот. 18 мар. 1565 из архим. Спасо-Ярославского монастыря; упом. 22 нояб. 1569.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Передача гуманитарной помощи жителям Луганска ЖМП 4 апрель 2022 /  5 апреля 2022 г. 16:00 Спасаем всем миром ЦЕРКОВЬ ПОМОГАЕТ БЕЖЕНЦАМ, ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ И ПОСТРАДАВШИМ В ХОДЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ МИРНЫМ ЖИТЕЛЯМ С первых часов специальной военной операции Русская Православная Церковь задействовала весь спектр возможностей для оказания неотложной и долговременной помощи как находящимся в зоне вооруженного конфликта людям, так и беженцам и вынужденным переселенцам, перебравшимся в другие регионы Украины или в Россию. Сбор средств на помощь беженцам и мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходил в российских храмах в течение трех воскресных дней — 6, 13 и 20 марта.  PDF-bepcuя. До этого Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению передал по миллиону рублей на срочную закупку гуманитарной помощи в Ростовскую  и Шахтинскую епархии , принявшие первый поток беженцев на территории России. В течение марта церковные благотворительные организации взяли под опеку несколько десятков тысяч переселенцев с Украины, из Донецкой и Луганской народных республик, а сбор помощи охватил большинство епархий на территории Российской Федерации.  Система кризисных центров «Дом для мамы» Православной службы помощи «Милосердие» собрала 11,2 млн рублей и отправила около 10 тонн вещей и продуктов в Ростовскую, Рязанскую и Московскую области для беженцев из Донбасса. Кроме того, 3,6 млн рублей направлено в Белгородскую, Воронежскую, Ростовскую области на приобретение продуктов и товаров первой необходимости, на 400 тысяч рублей закуплены средства гигиены и детское питание для малышей в Белгородской области. Донская митрополия Как только в Ростовскую область начали прибывать первые гости из Донецкой и Луганской народных республик, по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия был организован сбор и оперативное распределение продуктов и вещей, а за каждым пунктом временного размещения (ПВР) закрепили священника. В ПВР совершается таинство Крещения, здесь крестилось уже несколько сотен человек. 

http://e-vestnik.ru/society/pomosh_cerkv...

Питирим (Свиридов Петр Петрович), митр. Крутицкий и Коломенский Родился 21 декабря 1887 года в семье крестьянина, с.Пахотный Угол, Тамбовского уезда. В 1903 году окончил Пахотно-Угловскую второклассную Церковно-приходскую школу ипоступил учителем школы грамоты Тамбовского уезда. В 1904 году поступил в Иоанно-Богословскую церковно-учительскую школу, Козловского уезда (ныне Мичуринского района), курс которой окончил В 1907 году. В этом же году был назначен учителем двухклассной церковноприходской школы Балашовского уезда, Саратовской области, где работал два года. Затем был переведен учителем той же школы в деревню Козловку. В 1911 году рукоположен во диакона и назначен на приход в с.Широкое, Саратовского уезда. В 1913 году поступил в 4-й класс Саратовской духовной семинарии, курс которой окончил в 1915 рукололоиен во священника и назначен заведующим второклассной церковно-приходской школы с.Араш, Петровского уезда. После Октябрьской революции служил в одном из приходов того же уезда. В дни Великой Отечественной войны бил протоиереем в г.Куйбышеве. В 1941 году принял монашество. 12/25 декабря 1941года хиротонисан в г.Куйбышеве во епископа Куйбышевского. В январе 1942 года переведен в Калугу. Подписал определение от 22 сент.1942 г. по делу митр.Сергия Воскресенского с другими. Подписал определение о предании суду Собора Поликарпа Сикорского. В 1943 году – епископ Курский и Белгородский. с сентября 1943 года был участником Собора единогласно избравшим митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Этот же Собор постановил отлучить от Церкви всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов и лишить их сана. В феврале 1949 года за свои архипастырские труды и патриотическую деятельность воззеден в сан архиепископа. 13 января 1947 года – архиепископ Минский и Белорусский. С 8 по19июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москвепо случаю 900-летия автокефалии Русской Православной Церкви.Соучаствовал всовещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

поиск:   разделы   рассылка Леонид Виноградов Дарвин – это голова! Источник:  Нескучный сад Сегодня эволюция – не теория, не гипотеза, а факт, убежден протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области, выпускник биофака МГУ. Креационизм же отец Роман считает заблуждением. Если на нем настаивать, научная интеллигенция в Церковь не пойдет. Эту позицию, с которой, наверное, многие не согласятся, отец Роман изложил в интервью нашему корреспонденту Протоиерей Роман БРАТЧИК родился в 1949 году в Баку. В 1972 году окончил биологический факультет МГУ. Работал в лаборатории эволюционной зоологии и генетики Биолого-почвенного института Дальневосточного научного центра. Потом – в Институте биологии внутренних водоемов поселка Борок Ярославской области. Крещение принял в 1985 году. В 1989 году рукоположен митрополитом Курским и Белгородским Ювеналием. Служил в селе Куньи Курской области. С 2005 года – настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области. Преподает курс " Наука и религия " на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета. - – Отец Роман, вы убеждены, что эволюционная теория совместима с верой в Бога? - – Эволюция – не теория, а факт. Есть стратиграфическая колонна – совокупность слоев осадочных пород, в которых мы наблюдаем (что бы ни подсовывали нам креационисты) постепенную смену флор и фаун при очевидной тенденции к развитию. Земля буквально перепахана, и после каждого исследования появляются новые данные. Так что эволюция – достоверно установленный факт. А как может наука быть несовместима с верой? Законы природы созданы Богом, и по Его воле люди их открывают. Независимо от того, верит ли ученый в Бога. Мне кажется, проблема в том, что все кому не лень считают себя знатоками биологии. Например, я ни разу не слышал, чтобы дилетанты ставили под сомнение законы физики, математики. Люди не стесняются признаться, что в физике ничего не понимают. Но часто те же самые люди думают, что в биологии они разбираются. А ведь биология не менее сложная наука, чем физика или математика. Как люди без специального образования берутся о ней судить? В том числе и об эволюции. Один мой молодой прихожанин тоже начал ругать Дарвина. Я ему сказал, что готов обсуждать с ним Дарвина, если он прочитает " Происхождение видов " . Парень оказался упорный, прочитал и сказал мне: " Да! Дарвин – это голова! " . Понял! Можно не соглашаться с выводами Дарвина, но отрицать, что он большой ученый, труженик Науки?.. Это проявление собственного невежества.

http://religare.ru/2_99702.html

РЕШЕНИЕ ЖЮРИ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ XIX МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ «РАДОНЕЖ» ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ЖЮРИ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ XIX МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ «РАДОНЕЖ» от 25 ноября 2014 года Присутствовали: Председатель - В.Н.Крупин Члены жюри:  протоиерей Виктор Салтыков, В.И.Хотиненко, иерей Владимир Соколов, А. В.Богатырев, А. Н. Золотухина, Т.О. Иенсен,  В.И.Теличкина. Слушали: о награждении фильмов  и телепрограмм XIX Международного фестиваля «Радонеж». Постановили: Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ Присваивается  звание Лауреата XIX  Международного фестиваля кинофильмов  и телепрограмм " Радонеж " с вручением Серебряной медали  Преп.  Сергия Радонежского за 20-летний подвиг телепроповеди в программе " Слово пастыря». Постановили: наградить следующие фильмы и телепрограммы: ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ  «…МЫ НЕ ПОДПИСЫВАЛИ  ДОГОВОРА В ВЕРСАЛЕ…» Авторы сценария: Виктор Листов, Виктор Лисакович. Режиссер Виктор Лисакович. (ООО «Совинфильм» при поддержке Министерства культуры РФ. Россия, Москва) Приз Иконописной мастерской " Александрия " (прот. Владимир Верига) Приз от издательства «Дар» (Руководитель – Г.М.Гупало)   ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА «КРЕСТЬЯНСКАЯ ИСТОРИЯ. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» Автор сценария, режиссер Валерий Тимощенко. (АНО ЦТК «Согласие» по заказу и при поддержке Телеканала «Россия-Культура». Россия, Москва) Приз иконописной мастерской «Русский стиль» ( Руководитель – П.И.Симеофориди)   ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ  «МОНАСТЫРЬ» Авторы сценария: Александр Столяров, игумения Татиана (Алатарцева). Автор закадрового текста протоиерей Андрей Ткачев. (Мономах Фильм. Украина, Киев) Грамота Синодального отдела по связям Церкви и общества (Председатель - прот. Всеволод Чаплин) Приз иконописной мастерской «Русский стиль» ( Руководитель – П.И.Симеофориди)   ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА  «ВОИНЫ ХРИСТОВЫ»   Оператор Руслан Макиев (ООО «Аланофильм» при поддержке Министерства культуры РФ. Россия, Москва) Грамота Синодального миссионерского отдела ( Председатель – Иоанн Митрополит Белгородский и Старооскольский)

http://fest.radonezh.ru/article/news/res...

Сергии (Ляпидевский Николай Яковлевич), митр. Московский и Коломенский Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея. День Ангела25 сентября. Обучался в Тульской семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию. За свою диссертацию «О поминовении усопших» получил степень магистра богословия. 24 июня 1844 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха и 30 октября определен баккалавром Московской духовной академии. 25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия. С 23 апреля 1848 г. – инспектор Московской академии. 15 января 1850 года возведен в сан архимандрита. С 20 марта 1851г. – экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию. С 4 окт.1857 г. – ректор Московской духовной академии. С 18 апр.1858 г. – настоятель Высокопетровского монастыря, а с 8 авг.1859 г. – настоятель Заиконоспасского монастыря. I января 1861года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С II января 1880 года – архиепископ Казанский и Свияжский. С 21 авг.1882 г. – архиепископ Кишиневский. С 1883 года – почетный член Казанской духовной академии. С 1884 года – почетный член Московской духовной академии. 9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 12 янв.1891 г. – архиепископ Херсонский и Одесский. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 15 мая 1893 года – член Священного Синода. С 9 авг.1893 года – митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троицкой Лавры – священно-архимандрит. Митрополией управлял пять лет. Скончался II февраля 1898 года в С.-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры. Гроб его положен рядом с гробом митрополита Леонтия. Высокопреосвященный Сергий обладал той единоспасающей православной церковностью, которая предохраняет пасомых от всяких и явных и скрытых опасностей. Он был глубоко проникнут верой в вечную истину вечно Православной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения целой истины. Подобно митрополиту Филарету, он хранил церковность, как святыню. Во имя церковной правды он старался поддержать и возвысить высокий дух в служителях Церкви, памятуя однако и границы человеческих сил, а потому не впадая в обманчивую строгость непримиримого ригоризма (оцепенения, неподвижности), он охранял права Церкви с той же осмотрительностью; его любимым наставлением было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника. Эту осмотрительность, эту обязательную зрелость и взвешенность всякого решения не могли не уважать сами нетерпеливые ревнители, склонные видеть в ней медлительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010