Archive Пн Состав и президиум Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы Состав и президиум Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы утверждены решением Священного Синода от 12 марта 2024 г. ( журнал 4 ). Состав Межсоборного присутствия 1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 2. митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (по должности) 3. митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан (по должности) 4. митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа (по должности) 5. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (по должности) 6. митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, руководитель Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья (по должности) 7. митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси (по должности) 8. митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси (по должности) 9. митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (по должности) 10. митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления (по должности) 11. митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений 12. митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий 13. митрополит Берлинский и Германский Марк 14. митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви (по должности как член Высшего Церковного Совета) 15. митрополит Воронежский и Лискинский Сергий 16. митрополит Липецкий и Задонский Арсений 17. митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион 18. митрополит Виленский и Литовский Иннокентий 19. митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн 20. митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон 21. митрополит Будапештский и Венгерский Иларион 22. митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству (по должности как член Высшего Церковного Совета)

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/p...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жизнеописание высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и К оглавлению I. Детские годы и юность (1816–1837 гг.) 19 сентября 1816 г. у священника Флоровской церкви села Суркова Новооскольского уезда Курской губернии отца Петра Булгакова и супруги его Стефаниды Григорьевны родился сын. Ребенок родился слабым и потому в тот же день был спешно окрещен с именем Михаил. Большая — шестеро детей — семья Булгаковых, происходившая по отцу из сельских священнослужителей жила небогато, а после скоропостижной смерти отца в 1823 г. осталась почти без средств к существованию. В бедности, трудах и лишениях проходило детство детей, в том числе и семилетнего Михаила, но мать твердо решила дать своим сыновьям образование и потому, как только Михаилу исполнилось восемь лет, его повезли на учебу в приходское училище в город Корочу. Уже здесь преподавателями было замечено трудолюбие и исполнительность мальчика, который не отличался выдающимися способностями, и из-за своей болезненности учился весьма посредственно. В июле 1827 г. мальчик был переведен в Белгородское окружное училище. Успехи Михаила и в это время были, как свидетельствуют документы, далеко не выдающиеся, так как его постоянно мучила тяжелая болезнь золотуха. Ко времени учебы Михаила Булгакова в уездном училище относится замечательный случай, предание о котором долго сохранялось в Курской епархии. Рассказывали, что будущий митрополит как-то готовил уроки, уединившись в дровяном сарае, в то время как рядом мальчики играли в камни. Один из камней, случайно брошенный в сторону сарая, попал Михаилу в голову. Камень рассек мальчику голову, и все ожидали, что после этого случая его болезненность усилится. Но случилось обратное: вместе с заживлением раны у мальчика прошла болезнь. Тогда открылись у Михаила необычайные способности, которые вместе с приобретенным в период болезни трудолюбием, вскоре вывели его в число первых учеников.

http://sedmitza.ru/lib/text/435720/

VII. К истории законодательных работ по духовному ведомству в царствование Императрицы Екатерины II В 1767 г. Св. Синод, приступая, по воле Императрицы Екатерины II, к составлению наказа назначенному от Синода депутату в учрежденную Императрицей комиссию для составления нового Уложения, нашел нужным предварительно испросить от каждого из своих членов, как бывших на лицо в Св. Синоде (присутствовавшем в то время в Москве), так и отсутствовавших, отдельные соображения о том, какие, по его мнению, желательны были бы, для блага церкви, преобразования и новые законоположения в области церковного и гражданского законодательства в России. Соображения эти от присутствовавших на лицо требовались изустные, от отсутствующих – письменные, изложенные раздельно по пунктам; по обсуждении тех и других в общем собрании Св. Синода, они должны были войти в состав того наказа, какой Синод имел в виду дать своему депутату. На лицо в Св. Синоде в то время присутствовали преосвященные: Димитрий (Сеченов), архиепископ Новгородский и Великолуцкий, Иннокентий, епископ Псковский и Рижский, Амвросий, архиепископ Крутицкий и Можайский, Палладий, епископ Рязанский и Шацкий и архимандрит Новоспасский Симон. Прочие члены Св. Синода преосвященные: Гавриил (Кременецкий), архиепископ С.-Петербургский и Ревельский, Афанасий, епископ Ростовский и Ярославский, Сильвестр, епископ Переяславский и Дмитровский, и Порфирий, епископ Белгородский и Обоянский – находились в отсутствии, в своих епархиях и, соответственно указу Св. Синода, прислали письменное изложение своих соображений. В библиотеке рукописей С.-Петербургской духовной академии сохранился обширный рукописный том, содержащий в себе черновые бумаги «митрополита Новгородского Гавриила, относящиеся до депутатства его в комиссии по составлению нового Уложения» (как известно, преосв. Гавриил после смерти преосв. Димитрия, последовавшей в конце 1767 года, заступил его место в Екатерининской комиссии, в звании синодального депутата). В этой рукописи (по каталогу 415) находятся как наказ и пункты, данные синодальному депутату в комиссии, преосв. Димитрию, так и пункты помянутых четырех преосвященных, и кроме того разного рода сведения, неизвестно откуда собранные, о количестве епархий и церквей, о размерах приходов по количеству душ, о количестве получаемого приходским духовенством содержания – в католических государствах западной Европы и два дополнительных к наказу и пунктам, данным преосв. Димитрию, указа Св. Синода относительно полномочий его в комиссии. Статистические данные, собранные преосв. Гавриилом, относительно материального быта духовенства в иностранных государствах, указывают на то, что Св. Синод или по крайней мере депутат его, преосв. Гавриил, свои планы об улучшении быта духовенства в России имел в виду мотивировать в комиссии указанием на положение духовенства в других государствах Европы, что в царствование Екатерины II, так много придававшей значения во всем примеру запада, должно было иметь особенное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

XXIII Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» завершил paбomyXXIII Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» завершил работу Пост-релиз Оргкомитета Фестиваля. 27 ноября в Москве, в Большом зале Дома кино завершил свою работу XXIII Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж». На Церемонии Закрытия были подведены итоги фестиваля. Четыре дня в Белом и Малом залах Дома кино шли просмотры Конкурсной (игровых, документальных, анимационных фильмов), Телевизионной и Информационной программ с 10.00 до 21.00. Фестивальные дни были наполнены многочисленными обсуждениями фильмов и встречами зрителей с их создателями. В рамках фестиваля прошел круглый стол «Столетие убиения Царской семьи как историческое и духовное событие и его отражение в российском кинематографе». Этой же теме было посвящено много фестивальных фильмов, получивших признание и зрителей, и жюри. В жюри этого года вошли: Хотиненко Владимир Иванович ( председатель жюри)- кинорежиссер, народный артист РФ, Борис Костенко (сопредседатель жюри) – телеведущий, зам. генерального директора общественного православного телеканала «Спас», Валентина Теличкина - актриса, народная артистка РФ, Александр Богатырев - сценарист, кинорежиссер, протоиерей Николай Германский - писатель, клирик Белгородской епархии, протоиерей Владимир Соколов – писатель, Алла Золотухина - киновед, заслуженный работник культуры, Татьяна Иенсен - кинокритик, сценарист, Борис Криницын — сценарист, кинорежиссер. Члены жюри приняли участие в Церемонии награждения победителей и лауреатов фестиваля. По устоявшейся традиции  по окончании церемонии вручения призов лауреатам  Президент Кинофестиваля " Радонеж " Е.К.Никифоров по благословению Святейшего  Патриарха Кирилла вручил орден Русской Православной Церкви Святителя Макария Митрополита Московского III многолетнему члену жюри фестиваля " Радонеж " А.В.Богатыреву " во внимание к трудам во благо Святой Церкви " .  Ведущие церемонии Борис Костенко и Алена Минулина объявили итоги:

http://fest.radonezh.ru/2018/11/28/xxiii...

     Вышла в свет новая книга митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна «Небо нашей жизни. Бог, человек, Церковь» (Москва, 2017). Первая презентация издания прошла в митрополичьей литературно-художественной гостиной. В предисловии автор пишет: «Эта книга о самых важных моментах в жизни человека, увиденных через призму вечности. Приближение к небу нашей жизни рождает много вопросов о нашем прошлом, настоящем и будущем. Кто-то обходит эти вопросы, как бы не замечая. Кто-то задает их постоянно, себе и другим, в том числе священникам. Ответы важны как верующим, так и неверующим, потому что узнанное меняет людей и преображает их жизнь». Известно, что владыка рос в культурной среде Иркутска, его отец, литератор, был дружен с крупнейшими русскими писателями современности — В. Распутиным, А. Вампиловым, В. Высоцким. Более того — его отец был крестником Валентина Григорьевича Распутина, с которым и владыке привелось много общаться... Из биографии архипастыря также известно, что он, выпускник истфака Иркутского государственного университета, уже тогда, в советское время, писал в Новосибирской аспирантуре исследование по истории Церкви, читал Евангелие. И, даже будучи преподавателем в советском вузе, пел в церковном хоре. Об этом рассказывается в новой книге в главе «Как я пришел к вере» и в других публикациях. Зададим и мы несколько вопросов владыке Иоанну. — Ваше Высокопреосвященство, предыдущая ваша книга «Любовь долготерпит» вышла в 2013 году. Была также книга «Корабль спасения» (2008). Что вызвало к жизни новую книгу, как она создавалась? — Сегодня мы наблюдаем, как растет тревожное настроение многих людей. Безотчетный страх, боязнь за завтрашний день порой рождают очень неуверенное отношение к жизни, когда человек без веры, без доверия и уверенности (обратим внимание на однокоренные слова) принимает какие-либо решения. Когда я вижу, как страхи одолевают и берут верх над надеждой, мне как пастырю хочется призвать всех победить верой, надеждой, любовью те страхи, которые распространены в нашем обществе, а исходят они, конечно же, от врага рода человеческого, то есть дьявола, но принимают различные окраски — в зависимости от социального положения, религиозности, воцерковленности. У людей возникает много проблем, когда они свои жизни строят и измеряют не по христианским мерам, а применяют мерила страха. Вместо того, чтобы руководствоваться заповедями Христовыми, прочитать Евангелие и взять за образец поведение Самого Христа, люди пользуются неправильным подходом к жизни, основанном на страхах, принимая решения, разрушающие их жизнь, становясь сторонниками того, что им приносит меньше беспокойства.

http://pravoslavie.ru/108039.html

     Книга протоиерея Александра Авдюгина «Отец Стефан и иже с ним» , вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, стала победителем в номинации «Лучшее художественное произведение» конкурса изданий «Просвещение через книгу» Как Вы стали священником? Как Вы стали писателем? Эти те два вопроса, которые ввергают меня в серьезный ступор. Ответить однозначно и четко, типа «Господь привел» и «Бог даровал» (а это именно так), значит некорректно отнестись к тому, кто спрашивает и желает услышать последовательный рассказ, как бывший инженер пришел к Престолу и начал сочинительством заниматься. Но любой жизненный шаг имеет массу понимаемых и пока не понимаемых причин, следствий и предпосылок, разобраться в которых и мне непросто, а изложить вкратце, конкретно и четко вообще невозможно. И все же есть главное, без чего было бы неисполнимым ни первое, ни второе: к священству привели меня книги, к серьезным занятием литературой – священство. И первое, и второе было бы невозможным, если бы Бог не благословил мне встречу с именно теми людьми, которые с любовью, подсказками и ненавязчивыми наставлениями взяли под руку и повели… Помните, как при рукоположении возглас «Повели!», так и в жизни. Изначально приходской священник из небольшого белгородского поселка повез меня в недавно открытую Оптину пустынь, где я задержался почти на год, пытаясь понять, насколько искренни эти странные люди в черном и почему у них при любых обстоятельствах светлые и с любовью смотрящие глаза. Затем игумен (ныне архимандрит) в Оптиной по какой-то только ему известной причине решил, что я могу и должен быть священником и, предложив мне поработать в издательском отделе, именно к пастырству меня и готовил. В конце 90-х по монастырской рекомендации митрополит Луганский Иоанникий (тогда епископ) рукоположил меня в священнический сан с условием, что в самое ближайшее время я поступлю на заочное отделение семинарии. Так всё и определилось, поэтому могу лишь с уверенностью повторить: Господь меня к иерейству привел делами и руководством тех, кто Ему уже служил.

http://pravoslavie.ru/117005.html

А.Ю. Карпов Скачать epub pdf До своего поставления на кафедру игумен владимирского Рождественского монастыря. По всей вероятности, занял эту должность после того, как прежний рождественский игумен Митрофан стал епископом Владимирским (14 марта 1227). Кирилл первым из рождественских игуменов получил сан архимандрита. Можно полагать, что это произошло в марте 1227 г., во время пребывания во Владимире киевского митрополита Кирилла I u чemыpex не названных по именам епископов. Весной 1230 г. (между 9 марта и 14 апреля) ростовский князь Василько Константинович вместе со своими братьями Всеволодом и Владимиром обратился к своему дяде великому князю Владимиро-Суздальскому Юрию Всеволодовичу и владимирскому епископу Митрофану с просьбой отпустить игумена Кирилла на ростовскую кафедру, освободившуюся после суда над бывшим ростовским епископом Кириллом I u ero последующего ухода в суздальский Дмитриевский монастырь (16 сентября 1229). «И отпусти князь великыи Юрги Кирила на епископьство Ростову. Изидоша же на сретенье Кирилово князи, и княгыни, и боляре, и вси мужи ростовьскыя, и игумени, и попове, и святыя зборныя церкве клиросъ, и вси гражане от мала и до велика, и введоша и 1 с великою честью в святую зборную 2 церковь Святыя Богородица». С этого времени (или раньше?) Кирилл становится духовником князя Василька Константиновича. Надо полагать, что именно к этому времени фактического руководства епархией еще не рукоположенным в сан Кириллом относится прозвище «причетник», которое дают ему поздние летописцы. Весной следующего 1231 г. князь Василько Константинович отправил Кирилла в Киев к великому князю Владимиру Рюриковичу и митрополиту Кириллу I для рукоположения в сан епископа. (По сведениям поздней Никоновской летописи, Кирилла в этой поездке сопровождал ростовский боярин Дмитрий Иванович.) В это время в Киеве был созван церковный собор, на котором присутствовали в основном южнорусские иерархи: епископы Порфирий Черниговский, Алексей Полоцкий и не названные по именам епископы Белгородский и Юрьевский, а также архимандрит Киево-Печерского монастыря Акиндин, игумены киевских монастырей: Михаил Выдубицкий, Петр Акерович (игумен Спасского на Берестове монастыря), Симеон Андреевский, Корнилий Феодоровский, Афанасий Васильевский, Симеон Воскресенский, Климент Кирилловский и игумен черниговского Борисоглебского («Мученического») монастыря Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Rostovs...

Архив Пн В Храме Христа Спасителя прошел I Московский миссионерский съезд 17 декабря 2013 г. 21:16 16-17 декабря 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице России состоялся I Московский миссионерский съезд. 16 декабря съезд открылся в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя под председательством главы Синодального миссионерского отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна . В открытии приняли участие руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям , управляющий Северо-Западным и Северным викариатствами Московской епархии архиепископ Егорьевский Марк , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев , декан Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Николай Соколов, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин). Заседание открылось докладом архиепископа Марка. В своем выступлении он отметил текущие проблемы и задачи миссионерской работы в столице, в том числе разработку мер по практическому исполнению общецерковных нормативных и рекомендательных документов, как то «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» , «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» , «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» . Владыка Марк отметил необходимость создания в Московской епархии координационного миссионерского центра: «Каждый миссионер сегодня фактически предоставлен сам себе. В такой ситуации под предлогом миссии нередко совершаются неоправданные эксперименты, без церковного утверждения вводятся экспериментальные миссионерские программы или инициативы, не укорененные в Священном Предании Церкви, совершаются действия или публичные высказывания, которые вызывают соблазны в церковной и светской среде». Он призвал миссионеров «взять за правило смиренно советоваться о своих инициативах с людьми, поставленными Церковью ответственными за миссионерское служение».

http://patriarchia.ru/db/text/3445806.ht...

Архимандрит Сергий (Рыбко) 24 октября 2022 г. 15:00 Архимандрит Сергий (Рыбко) 04. 08. 1960 —  12. 07. 2022 12 июля 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу архимандрит Сергий (Рыбко), настоятель храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище и храма во имя прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москвы. PDF-bepcuя. Архимандрит Сергий (в миру Юрий Иосифович Рыбко) родился 4 августа 1960 года в г. Нелидово Тверской обл. В таинстве Крещения был наречен в честь святителя Георгия Константинопольского. Будущий пастырь пришел к Православию в юные годы путем серьезных духовных поисков. Прочитав Евангелие, Георгий начал менять свою жизнь. Он узнал о прошедшем сталинские лагеря духовнике Курско-Белгородской епархии Серафиме (Тяпочкине, † 1982, с. Ракитное) и стал приезжать к старцу. Необыкновенный духовный облик подвижника, его молитвы, любовь и мудрые наставления, продолжительные уставные богослужения и благодатная обстановка Ракитного изменили жизнь юноши, заложив основу его духовных взглядов. Отец Серафим благословил Георгия со временем принять монашество и священство, что исполнилось уже после кончины подвижника. С 1979 по 1988 г. Георгий работал звонарем и псаломщиком в храмах Москвы и Московской области. В 1988 г. Георгий приехал в открывшуюся Свято-Введенскую Оптину пустынь, и в сентябре наместник, архимандрит Евлогий (Смирнов, в последствии митрополит Владимирский и Суздальский), зачислил его в братию. Помню его двадцативосьмилетним юношей, который прекрасно знал устав, колокольный звон, был начитан в Святых Отцах. Поэтому наместник Оптиной пустыни дал ему послушание пономаря.  13 апреля 1989 г. послушник Георгий был пострижен в иночество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. 3 сентября 1989 г. рукоположен во иеродиакона. 23 марта 1990 г. архимандритом Евлогием пострижен в мантию с сохранением имени Сергий. 8 апреля 1990 г. рукоположен во иеромонаха епископом Калужским и Боровским Илианом (Востряковым).  В конце 1980-х в Оптину потекли верующие, интеллигенция, студенты, творческие люди. Юноши и девушки приходили с духовными вопросами и к иеромонаху Сергию, слыша от него живое, благодатное слово о Боге, получая деятельные, жизненные советы.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Астрахань. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождество-Богородицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1707 и 1722. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Астраханская область, г. Астрахань, сквер им. Пушкина Координаты: 46.349277, 48.042423 Проезд:Церковное место находится в центре города, на территории сквера имени А.С.Пушкина Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Белый город располагался к востоку от кремля и заключал в себя сравнительно небольшое пространство: ограниченное с севера улицей Эспланадной (ул. Трусова), с юга – Белгородской (ул. Ленина) и с востока – Малой Демидовской (ул. Михаила Аладьина). С 1630 года Белый город был обнесён каменною стеною, а до этого был ограждён деревянным тыном из заострённых на конце и врытых в землю брёвен и назывался острогом. Этот острог был устроен в 1559 году присланным для строительства астраханского кремля дьяком Иваном Выродковым. Им же была построена и первая церковь в остроге – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Предположительное время её построения – 1560 год. Была она первоначально деревянною и однопрестольною. Само построение этой церкви имело особые для того причины. Правивший в это время в Русском государстве царь Иоанн Васильевич Грозный, как и многие образованные люди на Руси, в первую очередь святой митрополит Московский Макарий, был убеждён, что Астрахань – это древняя Тмутаракань, один из уделов русских князей. Посылая русских ратников на покорение Астраханского ханства в 1556 году, царь Иоанн Грозный вспоминал, как древний и славный его предок святой князь Владимир Киевский, просветивший русскую землю святым крещением, раздавая области детям своим, эту Астрахань, именовавшуюся тогда Тмутаракань, дал сыну своему Мстиславу, который воздвиг здесь храм в честь Пречистой Богородицы. Помня об этом и давая наказ о строительстве города Астрахани дьяку Выродкову, царь повелел ему выстроить церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, подобно той, что стояла в Тмутаракани. Этим закреплялась духовная преемственность прежней Тмутаракани – древнего удела русских князей и новоустроенной Астрахани.

http://sobory.ru/article/?object=41494

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010