Закрыть itemscope itemtype="" > «Кряшенский язык пропитан благодатью» В Казани прошли мероприятия, приуроченные к 150-летию начала богослужения на церковно-кряшенском языке 02.03.2019 1651 Время на чтение 9 минут В первый день весны – 1 марта 2019 г. – под сводами Тихвинского храма г. Казани, являющегося главным духовным центром православного кряшенского народа, по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) состоялись скромные торжества, приуроченные к 150-летию начала богослужения на церковно-кряшенском языке. Полтора века назад – в 1869 г. – созданная стараниями выдающегося русского миссионера Н.И. Ильминского и его соратников из числа кряшен Казанская крещёно-татарская школа, по выражению известного историка, профессора Казанской духовной академии П.В. Знаменского, «в первый раз услышала полное богослужение на своём родном языке». И сегодня, по прошествии полутора веков, в возрождённом стараниями современного духовного кряшенского подвижника – настоятеля Кряшенского прихода г. Казани протоиерея Павла Павлова – храме во имя Тихвинской иконы Божией Матери в честь этого памятного события было совершено торжественное соборное богослужение на церковно-кряшенском языке, в котором приняли участие представители кряшенского духовенства со всей Татарстанской митрополии. С раннего утра храм наполнили прихожане, которые с особым почтением внимали словам молитв на родном языке и проповеди о. Павла. Ожидалось, что богослужение возглавит сам правящий архиерей, но он, к сожалению, в связи с отъездом не смог принять в нём личное участие. К юбилейной дате, помимо прочего, были изготовлены памятные бронзовые медали, которые раздавались участникам торжеств. На их лицевой стороне помещены иконографическиеизображения трёх подвижников православной кряшенской миссии XVIII – ХХвв. – святителя Иоасафа Белгородского (И.А. Горленко), святителя Макария (М.А. Невского) и «апостола кряшен» Н.И. Ильминского, а на оборотной – изображение Тихвинского храма с двуязычной надписью: «Казан Enapxiяceheh Кряшен Жыйыннары 150 жыл (1869 – 2019) Дöрöсденнетоточы Рус Чиркя-енен кочагында/Кряшенские Приходы Казанской Епархии 150 лет (1869 – 2019) в орбите Русской Православной Церкви».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/02/kr...

Иаков, архиепископ Нижегородский и Арзамасский (Вечерков Иосиф Иванович) Родился 4 апреля 1792 года в семье диакона слободы Серебрянски Новооскольского уезда Курской губернии. В 1814 году окончил Белгородскую духовную семинарию. В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1819 году со степенью магистра. 22 августа того же года пострижен в монашество в Александро-Невской лавре, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Орловской духовной семинарии. В том же году 10 сентября назначен ректором Севских духовных училищ. С 1822 года – ректор Орловской духовной семинарии. С 20 августа 1823 года – ректор Екатеринославской духовной семинарии. 4 октября 1827 года назначен настоятелем Бизюкова монастыря и 1 ноября того же года возведен в сан архимандрита. 27 марта 1832 года в Санкт-Петербургском Казанском соборе митрополитами Серафимом, Филаретом и другими иерархами хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. С 13 января 1847 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 3 апреля 1849 года возведен в сан архиепископа; 19 ноября того же года вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Здесь он заболел горловой чахоткой и 20 мая 1850 года скончался. Погребен в Александро-Невской лавре (в Феодоровской церкви). Архиепископ Иаков – замечательная, выдающаяся личность. Он был пламенный учитель веры и ревностный борец против раскола, неуклонный и точный исполнитель всех церковных постановлений, неустанный горячий молитвенник, великий постник и подвижник. С юных лет он очень любил природу. От созерцания красот видимого мира возносился умом и сердцем к созерцанию красоты небесной. В годы преподавательской деятельности в свободное от занятий время занимался археологией и историей. Все, что казалось ему важным и в личной жизни, и в общественной, он записывал в особую тетрадь, которую вел в виде дневника. В период архипастырской деятельности преосвященный Иаков много потрудился в борьбе с расколом. Занимался в это время и миссионерской деятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

игум. Иоанн (Рубин) Обращение к участникам научно-практической конференции «неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение?» Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех организаторов, участников и гостей научно-практической конференции «Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение?», организованной Николо-Угрешской православной духовной семинарией. Проблемы, поднятые на конференции, актуальны сегодня как никогда. В послании апостола Иоанна звучит предупреждение для всех нас: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4,1 ). В современном мире харизматическое движение использует лжеэкуменическую окраску, стремясь стать фундаментом для объединения всех христиан в «Единую церковь ». Оно получило на территории России опасное распространение и действует как «анонимное христианство ». Проповедники учения неопятидесятничества целенаправленно подрывают традиционные духовные ценности и устои народов, вступают в конфронтацию с социальными институтами, скрыто и явно противостоят Русской Православной Церкви. Непрекращающиеся прозелитические действия лжемиссионеров в России приводят не только к искажению смысла христианства, но и к разрушению национальной культуры. Важность проблемы противостояния этим лжеучителям и защиты православной веры на сегодняшнем этапе жизни Церкви очевидна. Уверен, что данная конференция вооружит знаниями и умениями всех, в ком есть желание защищать Истину. Молитвенно желаю организаторам, участникам и гостям конференции плодотворной работы и всесильной помощи Божией в трудах, совершаемых во благо Святой Церкви. Благословение Божие да пребывает со всеми вами. Председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, митрополит Белгородский и Ставропольский Иоанн 14 октября 2013 г. Игумен Иоанн (Рубин) Ректор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, кандидат богословия Уважаемые участники и гости конференции!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

игум. Иоанн (Рубин) Резолюция научно-практической конференции «Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение?» Конференция проведена 15–16 октября 2013 г. Николо-Угрешской православной духовной семинарией (далее НУПДС) по благословению Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения при поддержке Администрации города Дзержинского Московской области. С приветствием к участникам конференции обратился Председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. В конференции приняли участие богословы (теологи), философы, историки,филологи, религиоведы, юристы, культурологи, педагоги, психологи, журналисты, учащиеся духовных образовательных организаций и государственных вузов, представители органов государственной власти и местного самоуправления, члены общественных организаций, эксперты по проблеме сектантства, члены экспертных советов по проведению государственной религиоведческой экспертизы, а также лица (граждане), пострадавшие от деятельности деструктивных культов. Всего – 228 представителей Москвы, Московской, Белгородской, Курской областей Российской Федерации, в том числе: • духовенство Русской Православной Церкви, сотрудники синодальных отделов, епархиальных миссионерских отделов и комиссий Московской, Белгородской, Курской епархий; • преподаватели и студенты Московской православной духовной академии (далее МПДА), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (далее ПСТГУ), Российского православного университета святого Иоанна Богослова (далее РПУ), Московского государственного лингвистического университета (далее МГЛУ), Академии управления МВД Российской Федерации, Белгородского государственного университета (далее БГУ), духовных семинарий: Николо-Угрешской, Белгородской, Курской, Сретенской, Николо-Перервинской; • сотрудники Душепопечительского центра реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского (далее Центр св. Иоанна Кронштадтского ), Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского , Московского общественного Комитета по спасению молодежи от деструктивных культов, Белгородской РОО содействия развитию демократии и решению социальных проблем «Скорая Молодежная Помощь»;

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

иеродиакон Софроний (Макрицкий) Раздел второй Подвижники благочестия и родные по духу Схиархимандрит Андроник (Лукаш) Епископ Стефан (Никитин) Митрополит Леонид (Поляков) Схиигумен Феофил (Россоха) Схиигумен Савва (Остапенко) Архимандрит Адриан (Кирсанов) Архимандрит Кирилл (Павлов) Схиархимандрит Власий (Перегонцев) Архимандрит Нектарий (Марченко) Схиархимандрит Илий (Ноздрин) Протоиерей Владимир Волгин Схииеромонах Амфилохий (Трубчанинов) Протоиерей Анатолий Шашко Александр Андреевич Гадицкий Петр Ильич Мельник Памяти Глинского старца – схиархимандрита Андроника (Лукаш, 1888–1974) 103 “Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедовал вам”. ( Ин. 15:14 ) Старец Глинской пустыни – схиархимандрит Андроник (Лукаш , 1888–1974). Ныне прославлен в лике святых. Духовно окормлял отца Димитрия Тяпочкина (архимандрита Серафима) с 1960 г. Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш) родился 12 февраля 1888 года в селе Луппа Роменского уезда Полтавской губернии, в семье крестьян Андрея и Акилины. Его отец служил сельским почтальоном и был жестокого нрава, вспыльчивым и раздражительным. Мать, напротив, была смиренной, глубоко верующей, набожной женщиной, верной христианкой и заботливой женой. В семье росло пятеро детей: Филипп, Иоанн, Варвара, Алексей и Василий. Акилина провидела в Алексее его светлое пред Богом будущее. Окрестив его в честь святого Алексия, человека Божия, она неустанно заботилась о воспитании сына. Семя упало на добрую почву и уже в детстве дало всходы: мальчик потихоньку вставал ночью, становился на колени, скрестив ручки на груди, и с удивительным для его лет усердием молился о маме, отце, братьях и сестре. Он отличался кротостью и непоколебимым спокойствием, которые сохранил до преклонных лет. Начальное образование Алексей получил в сельской церковно-приходской школе. Знания давались ему с трудом, и после окончания школы отец устроил его работать кучером. Мальчик был настолько серьезным, что отец часто давал ему самые ответственные поручения. Следуя закону Божию, он повиновался родителям во всем. Но еще в отроческие годы Алексея стала тяготить суета этого мира. В своих мыслях он часто погружался в тот мир, где непрестанно славится имя Божие, думал о монастырях и иноческой жизни. С годами в нем окрепло желание стать монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из месяцеслова Православных святых Святитель Иоасаф Белгородский 22 (К 200-летию его преставления) 4 сентября, 10 декабря Из родовитых семей малороссийского края произошел святитель Иоасаф. Полковниками Прилукского казачьего полка были предки, с отцовской стороны, Иоакима Горленко, родившегося 8 сентября 1705 г. Дочерью гетмана Даниила Апостола была его мать Мария. Благочестив был отец Иоакима, Андрей Горленко, сестра же и брат последнего приняли иноческий образ. Учениками Киево-Братской Могилянской академии состояли отец и дядя Иоакима. В ту духовную школу и был отдан в обучение восьмилетний отрок. Мать городов Русских, с Печерской Лаврой, другими обителями и храмами, дала много умному и восприимчивому ко всему доброму Иоакиму, утвердив то хорошее, что вложено было в него боголюбивой семьей. При постоянном молитвенном общении с великими святынями колыбели русского христианства рано созрела у него решимость посвятить себя Богу. Достигнув 18 лет, он открыл свое благое намерение родителям, но, неожиданно для себя, встретил препятствия с их стороны. Нелегко далась ему борьба между исполнением воли любимых им родителей и все больше захватывавшим его стремлением к иночеству. Наконец, решение принято Иоакимом. Он покидает академию и скрывается под сень старого Межигорского монастыря вблизи Киева. 27 октября 1725 г. он принимает иноческий постриг и нарекается Иларионом. Только тогда он дает, через верного слугу, весточку родителям, от которых получает долгожданное благословение. В мантию постригается он 21 ноября 1727 г. в Киево-Братском монастыре, где в годы учения задумал он уйти на узкий путь спасения. Наречен он был Иоасафом, в ознаменование, очевидно, пренебрежения мирскими почестями и славой, явленных одноименными ему святыми иноками: царевичем Индийским, на заре христианства, и князем Заозерским, в середине XV века. В 1728 г. последовало рукоположение о. Иоасафа в сан иеродиакона и назначение преподавателем низшего класса Академии. В 1733 г. к этому присоединились обязанности экклесиарха Братского монастыря. В иеромонахи он был поставлен 8 ноября 1734 г. и включен в клир древнего Софийского собора. Через год вошел он в состав Духовной консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Иоасаф, святитель, епископ Белгородский и Обоянский (Горленко Иоаким Андреевич) († 1754; память 4/17 сентября, 10/23 декабря, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых) Родился в городе Прилуках Полтавской губернии в семье полковника 8 сентября 1705 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Образование получил в Киево-Братском училище. Родители мечтали, что сын их пойдет по стопам отца и будет военным. Но Господь готовил ему другой путь. Когда мальчику исполнилось всего 8 лет, отцу его было видение: при заходе солнца на воздухе увидел он Богоматерь, а пред Нею сына своего Иоакима, в молитвенном положении припадающего к Ее стопам. «Довлеет мне молитва твоя», – говорила ему Богоматерь, и в это время слетел с горней высоты Ангел и одел святительской мантией коленопреклоненного отрока. Из этого видения отец понял, что его сыну готовится поприще воина духовного. Очень рано юный Иоаким возгорелся любовью к иночеству. На 18-м году жизни он уже был пострижен в рясофор с именем Илариона, а 21 ноября 1727 года в Киево-Братском монастыре принял монашество с именем Иоасафа. 8 января 1728 года рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища. 8 ноября 1734 года Иоасаф был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. 24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф возведен в сан игумена Дубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. С чувством глубокой ответственности вступил он в управление обителью и много сделал для ее благоустройства. 14 сентября 1744 года Иоасаф был возведен в сан архимандрита. 24 января 1745 года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. 2 июня 1748 года, в Неделю Всех святых, архимандрит Иоасаф в соборной церкви Петропавловской крепости Санкт-Петербурга был хиротонисан во епископа Белгородского. Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства епископ Иоасаф предпринял поездку по епархии и затем ежегодно совершал такие поездки. Состояние храмов Божиих, совершение богослужений в них, нравственность пастырей и пасомых – все было предметом внимания и заботы архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К истории законодательных работ по духовному ведомству в царствование императрицы Екатерины II Источник В 1767 г. Св. Синод, приступая по воле императрицы Екатерины II, к составлению наказа назначенному от Синода депутату в учрежденную императрицей комиссию для составления нового Уложения, нашел нужным предварительно испросить от каждого из своих членов, как бывших на лицо в Св. Синоде (присутствовавшем в то время в Москве), так и отсутствовавших, отдельные соображения о том, какие, по его мнению, желательны были бы, для блага Церкви, преобразования и новые законоположения в области церковного и гражданского законодательства в России. Соображения эти от присутствовавших на лицо требовались устные, от отсутствовавших – письменные, изложенные раздельно по пунктам; по обсуждении тех и других в общем собрании Св. Синода, они должны были войти в состав того наказа, какой Синод имел в виду дать своему депутату. На лицо в Св. Синоде в то время присутствовали преосвященные: Димитрий (Сеченов), архиепископ Новгородский и Великолуцкий, Иннокентий, епископ Псковский и Рижский, Амвросий, архиепископ Крутицкий и Можайский, Палладий, епископ Рязанский и Шацкий и архимандрит Новоспасский Симон. Прочие члены Св. Синода преосвященные: Гавриил (Кременецкий) архиепископ С.-Петербургский и Ревельский, Афанасий, епископ Ростовский и Ярославский, Сильвестор, епископ Переяславский и Дмитровский и Порфирий, епископ Белгородский и Обоянский – находились в отсутствии, в своих епархиях и, соответственно указу Св. Синода, прислали письменное изложение своих соображений. В библиотеке рукописей С.– Петербургской духовной Академии сохранился обширный рукописный том, содержащий в себе черновые бумаги «митрополита Новгородского Гавриила, относящиеся до депутатства его в комиссии по составлению нового Уложения» (как известно, преосв. Гавриил после смерти преосв. Димитрия, последовавшей в конце 1767 года, заступил на его место в Екатерининской комиссии в звании синодального депутата). В этой рукописи (по каталогу находятся как наказ и пункты, данные синодальному депутату в комиссии, преосв. Димитрию, так и пункты помянутых четырех преосвященных, и кроме того разного рода сведения, неизвестно откуда собранные, о количестве епархий и церквей, о размерах приходов по количеству душ, о количестве получаемого приходским духовенством содержания – в католических государствах западной Европы и два дополнительных к наказу и пунктам, данным преосв. Димитрию, указа Св. Синода относительно полномочий его в комиссии. Статистические данные, собранные преосв. Гавриилом, относительно материального быта духовенства в иностранных государствах, указывают на то, что Св. Синод или по крайней мере депутат его, преосв. Гавриил, свои планы об улучшении быта духовенства в России имел в виду мотивировать в комиссии указание на положение духовенства в других государствах Европы, что, в царствование Екатерины II, так много придававшей значение во всем примеру запада, должно было иметь особенное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Как на небе сияет множество звезд, так в мире православном сияют светом благочестия святых обителей. Одно из первых мест среди них занимает, несомненно, Соловецкий монастырь, основанный трудами Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. На далеком севере, среди льдов Белого моря, на безлюдном, пустынном некогда, острове красуется своими белыми церквами, окруженная высокими серо-каменными стенами, эта издревле славная обитель и привлекает к себе тысячи православных паломников. – «Тысячи народа из всех далеких краев России ежегодно притекают сюда, чтобы так или иначе восприять здесь частицу лучезарного света и понести ее в темные уголки, во всех концах обширного нашего отечества». А многие навсегда остаются здесь для иноческих подвигов и трудов на монастырских послушаниях. Здесь всегда были и есть, великие в своем смирении и простоте, подвижники благочестия, жизнь которых может всякому послужить образцом для подражания. Еще при жизни первоначальников обители преп. Зосимы, Савватия и Германа процветало здесь строгое, подвижничество, и среди учеников преподобных было несколько лиц, отличавшихся святостью своей высоко христианской жизни. Таковы были: Иоанн – свещеносец, Стефан – трудник, Зосима – учитель и духовный отец преп. Феодорита-просветителя кольских лопарей, Герасим, удостоенный не раз явлений преподобных Зосимы и Савватия и другие. В XVI и XVII веках духовная жизнь развивается пышным цветком. Четверо учеников св. Филиппа, игумена Соловецкого (1548–1566), а потом митрополита Московского, были прославлены от Бога, за свою святую жизнь, нетлением мощей: это были преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, и, Иоанн и Лонгин Яренгские, – утонувшие на Белом море, при исполнении монастырского послушания. Подвизается преподобный Елеазар Анзерский, своими молитвами испросивший царю Михаилу Феодоровичу сына, Алексея Михаиловича. Вместе с ним подвизаются его блаженные ученики Никифор, Никодим и Никон. Последний, однако, через несколько лет, по несогласию с Анзерской братией, оставил остров, но со своим учителем навсегда остался в дружественных отношениях. Будучи сначала Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон не забывал своего наставника и содействовал устроению его скита. Его любовь сказывалась во всем. До нас сохранилась одна грамота Никона, в которой он пишет, что, посылая на братию рыбы 11 осетров, для строителя старца Елеазара, особо присылает еще «рыбу белужку» 1 , что уже само собой опровергнет то несправедливое мнение, что Никон и Елеазар были во вражде. 2 Другие два ученика преп. Елеазара всю жизнь подвизаются вместе с ним. Никифор умер ранее, и преп. Елеазар, горячо любивший его, просит Бога открыть загробную судьбу своего ученика и был удостоен видения блаженной участи усопшего и назвал его праведным. Никодим же, по смерти преп. Елеазара (1656 г.) занял его должность и скончался уже позже – в 1677 году; но неразлучные при жизни, они все трое и по смерти неразлучны; их гробницы находятся в одной часовне и друг подле друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Коллектив авторов Скачать epub pdf От редакции. Патерик новоканонизированных святых 1 Канонизация святых в Русской Православной Церкви (Исторический обзор канонизации святых в Русской Православной Церкви) Период от крещения Руси до макариевских Соборов Характерная особенность православного вероучения – почитание святых. Святые – это друзья Божии, которые своими подвигами воплотили Евангельский идеал совершенства ( Мф 5:48 ). И ныне они сияют своими добродетелями и чудесами на духовном небосводе, сподобившись Благодати Божией и прославляемые земной Церковью , своими соотечественниками. Как на небе многие звезды сияют ярко, а другие видны только вооруженным глазом, так и помимо святых, канонизированных в Церкви, много и таких, имена которых ведает только Сам Господь. Святые – это радость Церкви, они своими непрестанными подвигами постоянно “осоляют” ( Мф 5:13 ) нашу жизнь. Особая радость в Церкви – канонизация ее членов, то есть причисление их к лику святых; это неотъемлемая сторона жизни Церкви. История канонизации русских святых в XX столетии, можно сказать, уже нуждается в своем осмыслении. Конец XIX – начало XX вв. – это царствование последнего Всероссийского самодержца Николая II (†1918). В сравнении с государями, его предшественниками, при нем в Русской Церкви было совершено более всего канонизаций. Первым в этом столетии был причислен к лику святых преподобный Серафим Саровский (†1833; пам. 2 января), затем последовало прославление в 1911 г. епископа Иоасафа Белгородского (†1754; пам. 10 декабря), в 1913 – патриарха Ермогена (†1612; пам. 17 февраля), в 1914 – святителя Питирима Тамбовского (†1698; пам. 28 июля), в 1916 – митрополита Иоанна Тобольского (†1715; пам. 10 июня). На Поместном Соборе 1917–1918 гг. были канонизированы святитель Иосиф Астраханский (†1672; пам. 10 мая) и Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 марта). Важным литургическим и канонизационным соборным деянием явилось установление общей памяти в честь Всех святых в земле Российской просиявших во вторую неделю после Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010