на веки неотступно, по своему обещанию, каково он учинил, с подписанием руки своей, при возведении своем на престол Черниговский во архиепископы...» Св. Феодосий таким образом, согласно данному при наречении клятвенному обещанию, был поставлен в зависимость не от Киевского митрополита и не от Восточных патриархов, а от Московского патриарха. В то же время, как первенствующий между великороссийскими архиепископами, новый Черниговский святитель подучил право совершать богослужение в саккосе, как и преосвященный Лазарь Баранович. Это преимущество в те времена допускалось только по отношению к весьма немноиш из архиереев. До упразднения патриаршества на Руси, в саккосе служили только патриарх и митрополиты, а архиепископы и епископы обыкновенно служили в фелони, и только в виде особого исключения это отличие было предоставлено Черниговским архиепископам. Что же касается того, что св. Феодосий Углицкий сразу был возведен в звание архиепископа, то это объясняется тем обстоятельством, что еще в 1667 году большим Московским собором была учреждена в Чернигове архиепископия, и кафедра Черниговская тогда же была поставлена первою между другими архиепископиями. Новопоставленный архиепископ пробыл в Москве до декабря, всего – около четырех месяцев. Патриарх Адриан уважал и любил св. Феодосия и, пользуясь представившимся удобным случаем, нарочито удерживал его в Москве для совместного богослужения и для бесед о вопросах Южнорусской Церкви. В начале декабря месяца 1692 года архиепископ Феодосий выехал из Москвы. Он вез с собою грамоту, выданную ему царями о посвящении, а также и несколько писем от царей и патриарха к гетману Мазепе и к архиепископу Лазарю Барановичу. Великие государи писали гетману Мазепе о посвящении св. Феодосия Углицкого в архиепископа. «Мы, великие государи, наше царское величество, – отвечали цари гетману Мазепе на просьбу его соизволить на поставление Феодосия Углицкого в архиепископа, – тебя – подданного нашего...., за твою к нам, великим государем, службу и усердное и радетельное в том деле (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По одному чувству справедливости он не мог этого выносить, и подал «челобитье» об этом царям и патриарху. Словам св. Феодосия сначала поверили и особою царскою грамотою определено было, что имения Выдубицкого монастыря не должны быть в зависимости от митрополита Киевского. Но Варлаам Ясинский, узнав об этом, прислал письмо к патриарху, в котором просил не верить челобитью Феодосия Углицкого, обвинял его в возмущении братии Выдубицкого монастыря, также в оскорблении и бесчестии, нанесенном ему, митрополиту, а себя, по совести своей, считал неповинным в том, в чесом против него бил челом вышереченный Черниговский архимандрит. Варлаам Ясинский в то время был силен и он заручился большим расположением патриарха. Естественно, патриарх Адриан во всем склонился на сторону Варлаама Ясинского и скоро (в мае 1692 года) ответил ему, что «челобитью архимандрита Черниговского монастыря не поверили.... и грамота с наказанием ему, архимандриту, посылается ныне же». А св. Феодосию Углицкому патриарх Адриан, так недавно хваливший его, послал письмо с выговором. Таким образом недоразумеиия между архиеп. Лазарем Барановичем и Киевским митрополитом Варлаамом Ясинским, возникшие из-за отчисления трех протопопий от Черниговской архиепископии к Киевской митрополии, доставили большую, совершенно незаслуженную неприятность и св. Феодосию. Отстраняя в данном случае вопрос о правильности или законности притязаний того или иного архипастыря, мы видим, что во всяком случае св. Феодосий во всем этом является совершенно неответственным лицом. В деле архиеп. Лазаря он простой вручитель письма своего архиепископа, и много, если истолкователь его взглядов по этому вопросу, в своем же челобитьи – защитник благосостояния обители, созданного его же ревностными трудами. Несомненно, святителю Феодосию тяжело было переносить незаслуженное им унижение его доброго имени и выговор патриарха, но проникнутый духом кротости, смирения и терпения он с истинно-христианским смирением перенес эту клевету и незаслуженный выговор, простил клеветников и предал все забвению, находя утешение в новых трудах о имени Господа и в попечениях о пастве Черниговской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Сарове открывается мужской монастырь Нижний Новгород, 19 июля 2006 г. 17 июля на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было рассмотрено прошение архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о возобновлении монастыря в городе Сарове Нижегородской области. Об этом сообщает сайт Нижегородской епархии . После 80-летнего запустения, в год 300-летия Саровской пустыни, Священный Синод благословил возрождение монашеской жизни в обители. Наместником Свято-Успенской Саровской пустыни назначен иеромонах Варнава (Баранов). Саровская пустынь в 2006 году отметит свое 300-летие. Пустынники жили здесь с XVI столетия. Имена первых подвижников, спасавшихся в вырытых ими пещерах саровских лесов, остались неизвестны. Первоначальником же Саровской обители стал иеросхимонах Иоанн (в миру Иван Федорович Попов), который родился в 1669 году в селе Красном под Арзамасом. В 1692 году, примерно через полтора года после первого посещения саровской горы, Иоанн начал копать на ее склоне пещеру, положив тем самым начало знаменитым саровским подземным келлиям и подземной церкви во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. Правила саровского общежития были самыми строгими, в духе древнехристианских общежительных монастырей. Так, была исключена всякая собственность, запрещено есть вне трапезы. Отцу Иоанну удалось обеспечить пустынь земельными угодьями. Он воздвиг в обители еще две церкви, перенес все келлии на гору, устроил ограду и гостиницу для приезжих. Иоанн надеялся вместо деревянных поставить каменные церкви и начал заготовлять кирпичи. Но лишь его преемникам удалось совершить дело созидания великолепных саровских соборов. Быт в пустыни был суровый. Все нужное для жизни приобреталось трудами братии: сами возделывали землю, сеяли хлеб, на жерновах мололи муку, занимались токарным и столярным делом, шили одежду, плели лапти, служившие обычной обувью. Особую славу Саровская обитель получила благодаря молитвенным подвигам подвижников благочестия, к которым за духовными наставлениями шли паломники со всей России. Саровская пустынь прославилась именами великих подвижников и старцев: Назария, Дорофея, Илариона, Матфея, Александра, Марка и, наконец, просияла таким светильником православной веры, как преподобный Серафим, прославленный в лике святых в 1903 году и почитаемый во всем мире. 20 июля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18097.html

В 1679 г. поступило на Печатный двор еще несколько иноязычных книг, именно: апостол, Новый Завет – греческие, печатные, и требник рукописный, Библия на чешском языке, Библия «в аглицких во 6 переплетах, в лосине коришневой, на еврейском, сирском, халдейском, арапском, ефиопском, еллинском и латинском языках» (дано 50 р.), евангелие на греческом языке, Библия и книга Петра Скарги – на польском 246 . Так составилось в период времени с 1658 по 1679 год на Московском Печатном дворе то собрание иноязычных книг и рукописей, опись которого дошла до нас и из которой мы получаем сведения как о постепенном росте этого собрания, так и о том количестве наличного состава его, которое оказалось при ней (описи) 247 . Всего к 1679 г. на Печатном дворе, в его библиотеке, согласно описи, было: рукописей русских около 126, греческих около 66, других иноязычных 3 (1 белорусская и 2 Крижанича); кавычных книг и оригиналов изданных Московским Печатным двором книг около 100, и кроме того еще 67 листов различных грамот «чистых и преводов»; печатных книг русских Московской, Киевской, Кутеинской и др. печати около 208, греческих около 47 и других иноязычных (польских, латинских, латинопольских и др.) около 20, а всех вообще около 637 книг. 12 августа 1681 г. в приказе Книг печатного дела был царь Федор Алексеевич, который при этом указал из Книгохранительной палаты сего приказа «взяти в Верх» к великому государю 13 книг по особой росписи; в числе их кроме киевских и львовских печатных книг (3), русских и белорусских рукописей (4) и «Политики на чешском языке в полдестьи были еще следующие польские и греческие книги: две книги Лютия, жития святых на польском языке сочинение Лазаря Барановича, две книги – одна печатная, другая письменная на греческом языке, именуемыя Поливиева, да собрание многих вещей, книга в четверть восточных судов, печатная на греческом языке 248 . В 1692 (200) г. на Печатный двор поступили книги, принадлежавшие Сильвестру Медведеву. По составленной в сентябре 1689 года описи книг его, бывших в то время в Заиконоспасском монастыре, «подле церкви в верхней кладовой палатке», всего оказалось на лицо 539 названий книг, главным образом латинских и польских, именно в числе их было – латинских: 334 печатных 1–12, 14, 17– 44, 46–74.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

(Из слова на Успение Богоматери, святителя Леонтия Карповича, произнесенного в начале XVII столетия) 629. Черниговский святитель-чудотворец Вот уже с лишком 200 лет открыто почивают в Чернигове, в пещере под кафедральным собором, нетленные мощи святителя Феодосия Углицкого. Жил он в одно время со святителем Митрофаном Воронежским , и сведений о его жизни сохранилось столь же мало, как о святителе Воронежском. Мы гораздо больше знаем о его чудесах по смерти, чем о его деяниях при жизни. Он был сын священника из дворян Подольской губернии; учился в Киево-Братском училище и по любви своей к подвигам благочестия рано поступил в монашество. В 1662 г. он был избран в игумена Корсунского монастыря (в Каневском уезде), а в 1664 г. переведен во игумена Киевского Выдубицкого монастыря. Монастырь этот был почти разорен пред тем униатами, и Феодосии много потрудился над обновлением обители. За его святую жизнь и опытную мудрость в управлении бывший тогда блюстителем Киевской митрополии Черниговский архиепископ Лазарь Баранович назначил его, еще тогда игумена, своим наместником по митрополии. Этот святитель, желая приготовить себе преемника, вызвал потом Феодосия в Чернигов и в 1688 г. определил архимандритом тамошнего Елецкого монастыря. Старец святитель поручал ему на рассмотрение дела по епархии, и когда увидел, что Феодосии может быть ему хорошим помощником, то в 1691 г. отправил его в Москву к Патриарху Адриану с просьбой определить его таким помощником. А чрез год престарелый архиепископ пожелал, чтобы Феодосии был посвящен в сан святительский. Послано было прошение к Царям Иоанну и Петру Алексеевичам и Патриарху Адриану, и в этом прошении архиепископ Лазарь и гетман Мазепа свидетельствовали, что Феодосии – «муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной мудрости, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и Черниговской епархиею». Летом 1692 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Но эта помощь была не достаточна для кончающего дни свои старца-святителя. Исполненный признательности к Феодосию за ревностное участие его в управлении паствою, преосвященный Лазарь пожелал еще при жизни своей видеть Феодосия в сане святительском, чтобы приготовить в нем достойного себе преемника. В 1692 году он с гетманом обратились в Москву с письменными прошениями к царям Иоанну и Петру Алексеевичам и к патриарху Адриану о возведении архимандрита Елецкого Феодосия Углицкого в сан архиепископа [ 18 ], при чем оба они от своего имени свидетельствовали, что «пречестной архимандрит — муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет; опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной мудрости, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и Черниговскою епархиею». Ходатайство уважаемого старца-святителя было уважено, и в том же году Феодосий отправился в Москву для хиротонии. Здесь 11-го сентября было совершено наречение его в епископа, а 18-го того же месяца он был хиротонисан во архиепископа. Новопосвященный архиепископ пробыл в Москве около двух месяцев, по желанию патриарха, относившегося с уважением к святителю Феодосию и воспользовавшегося удобным случаем задержать его в Москве для бесед и совместного совершения Богослужения. Велика была радость престарелого архипастыря Черниговского Лазаря Барановича, когда он увидел своего возлюбленного помощника в святительском сане. Глубоко обрадована была этим и паства, благоговейно любившая и уважавшая святителя Феодосия. Таким образом, Черниговская Церковь осчастливлена была управлением двух знаменитых иерархов — столпов православия, умолявших милосердие Божие о мире всего мира и о благосостоянии своей богоспасаемой паствы. Между тем Феодосий и в святительском сане, помогая преосвященному Лазарю, а часто и совсем заменяя ого, сохранял к нему беспредельную любовь и преданность сына, оказывая полное послушание своему благодетелю, ничего не предпринимая без согласия первосвятителя черниговского, стараясь в делах управления паствою поступать по его указанию и изволению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В 1688 году святой Феодосии был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами. С того времени деятельность святого переносится в Чернигов, где он становится ближайшим помощником Преосвященного Лазаря (Барановича), помогая ему во всех трудах по управлению и благоустроению епархии. Так, он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нем вопроса о времени пресуществления Святых Даров. В начале 1689 г. святой Феодосий вместе с Батуринским игуменом святым Димитрием (Туптало), будущим митрополитом Ростовским, ездил в Москву по тому же делу к Патриарху Иоакиму. В 1692 году 11 сентября святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском Московском соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского. Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский женский монастырь, где он сам освящал храм. В 1694 году им был основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком мужском монастыре, а в 1695 году – величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря. Святитель Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Большое внимание Святитель уделял духовенству и был строго разборчив в выборе кандидатов. Покровительствовал духовным школам, приглашая из Киева ученых монахов, среди которых был снятой Иоанн (Максимович) , будущий митрополит Тобольский. Последний стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве Духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Писатель Яблоков в одной из своих книг указывает, что церковь в селе Баран построена в ознаменование победы над татарами в 1549 году. В это время татар здесь не было: в 1480 году они были изгнаны за Волгу, где основали Казанское ханство, а оно перестало существовать в 1552 году. Называя церковь Иоанна Богослова мужским монастырем, Яблоков опять грешит против истины. Монастырем Барановская церковь не была. А то, что Барановский приход называли «монастырщиной» объясняется просто. Население окрестных деревень - слободы, Ваульцева, Пакшина, Яснева и других - не было крепостным, помещичьим, а принадлежало костромскому Ипатьевскому монастырю. Позднее, в екатеринскую эпоху, крестьян у монастырей отобрали и передали в Казну. Стали они государственными, но новое название как-то не нравилось, так и звали их монастырскими. В 1692 году крестьянин Андрей Семенов из деревни Отрышева того же села получил почетное право построить на свои средства новую церковь взамен сгоревшей в 1713 году. На месте деревянной Никольской церкви в селе в 1782 году построена каменная церковь с колокольней и оградой. Она расположена в центре села на деревянном кладбище. Село получило название Баран-Никольское по церкви чудотворца Николая и от возвышенной местности, где село стоит, похожей на бараний лоб. В 1678 году в приходе Богословской церкви было 32 деревни,а в них 140 дворов. Село принадлежало воеводе дьяку разрядного приказа (Военного министерства) розмыслу (военному инженеру). И.Г. Выротков построил новую крепость в Галиче. «В 1556 году тоеже осени построен город в Галиче, а ставил Иван Выродков» - записано в русской летописи. После смерти Выродкова его вотчина опять перешла в казну. В 1586 году царём Фёдором Ивановичем, сыном И. Грозного село Никольское-Баран с деревнями 4 погостами Богословский и Старое Дворище по просьбе жены царя, царицы Ирины Фёдоровны (урожденной Годуновой), были даны Ипатьевскому монастырю «на помин души родителей царицы». На рубеже XVI и XVII веков в селе стояли две деревянные церкви - шатровая Николы Чудотворца и «клецки» евангелиста Иоанна Златоуста. По местной легенде, последняя церковь построена была в честь победы (1546 год) над татарами у речки Язовки. В документах указывалось, что село стоит на реке Корбе, хотя на самом деле до неё не близко. Селу принадлежала «мельница казиха с обеими береги… колесо немецкое». Эта мельница сохраняла свое название Шемякинской, по имени галического князя Шемяки, вплоть до XX века.

http://sobory.ru/article/?object=02858

Табынская икона Божией Матери – чудотворная святыня Русской Православной Церкви. Ее почитание наибольшее распространение получило в епархиях Башкирии, Оренбуржья, Поволжья, Сибири, Казахстана. Первоначально икона явилась на соленом ключе при Вознесенской пустыни (современный Башкортостан) в 1570-х гг., в 1579 г. помещена в собор Уфы и названа Казанской. В 1593 г. собор сгорел, а икона вновь явилась на соленом ключе. С 1597 г. образ находился в Пречистенском монастыре, с 1692 г. в Солеварном городке, а с 1741 г. в крепости Табынской (впоследствии село Табынское в Гафурийском районе Башкортостана), отсюда происходит и ее название. Варсонофий (Гриневич; 1875 г. – 13 марта 1958 г.), 30 декабря 1945 г. хиротонисан во епископа Гродненского и Барановичского (впоследствии Гродненский и Лидский), с 18 ноября 1948 г. епископ Семипалатинский и Павлодарский. Епископ Чкаловский и Бузулукский с 31 октября 1950 г. 16 ноября 1953 г., согласно прошению, уволен на покой. С 29 июля 1954 г. епископ Калининский и Каширский, временно управлял Великолукской епархией, в феврале 1956 г. возведен в сан архиепископа. С 8 февраля освобожден от временного управления Великолукской епархией. Михаил (Воскресенский; 27 декабря 1897 г. – 21 октября 1976 г.), хиротонисан во епископа Чкаловского и Бузулукского 1 декабря 1953 г. (с 7 декабря 1957 г. епископ Оренбургский и Бузулукский); с 15 августа 1959 г. по 1960 г. временно управлял Челябинской епархией; с июня 1960 г. временно управлял Казанской епархией; с 23 ноября того же года епископ Казанский и Марийский; с июня 1961 г. управляющий Ижевской епархией, 25 февраля 1963 г. возведен в сан архиепископа; с 7 октября 1967 г. архиепископ Уфимский и Стерлитамакский; 23 октября того же года назначен вторично архиепископом Казанским и Марийским и временно управляющим Ижевской епархией. 25 июля 1975 г. уволен на покой, согласно прошению. Гурий (Егоров; 1 октября 1891 г. – 12 июля 1965 г.), 25 августа 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского, с 25 февраля 1952 г. архиепископ; с 26 января 1953 г. архиепископ Саратовский и Сталинградский, временно управляющий Астраханской епархией; с 31 июля 1954 г. архиепископ Черниговский и Нежинский, с

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Сильвестр в 1751 перев. из Тихвина; до 1756. Иоасаф Миткевич 10 февр. 1756 перев. из Антониева, а 26 апр. 1758 хирот. в еписк. Белгородского. Архиереи Парфений Сопковский 23 апр. 1758 перев. из Антониева, а 6 нояб. 1759 хирот. в викария Новгородского, с оставлением при нём настоятельства. 7 мар. 1761 перев. в Смоленск. Тихон Соколов , викарий Новгородский, с 17 апр. 1761, 3 февр. 1763 перев. в Воронеж. Иннокентий Нечаев , викарий Новгородский, с 6 апр. по 8 мая 1763; перев. в Тверь. Архимандриты Иоанн Никитин в 1763 перев. из Деревяницкого, а 15 июля 1764 хирот. в викария Новгородского. Антоний , из келарей Троицкой Сергиевой Лавры, с 1764, а 12 авг. 1767 хирот. в викария Новгородского. Лаврентий Баранович в июле 1767 перев. из Антониева, а 6 авг. 1774 хирот. в еписк. Вятского. Тарасий Вербицкий в июле 1774 перев. из Антониева, а 2 апр. 1775 перев. в Иверский. Арсений Бузановский 2 апр. 1775 перев. из Спасо-Ярославского, а 26 мая 1782 – в Юрьев. Феофил Раев в июле 1782 перев. из Антониева, а 21 апр. 1787 хирот. в викария Новгородского. С 1787 г. мнтрём сим управляли викарии Новгородские, и доныне. 3 Иверский Богородичный, на острове озера Валдайского, основан патриархом Всероссийским Никоном около 1653 г. Ныне первоклассный. [IV, 216; VI, 1002.] Архимандриты Иаков , в авг. и дек. 1653. Дионисий , с янв. 1654; † 26 авг. 1658. Филофей , с 1658; † 18 апр. 1669. Феодосий , бывший игум. Буйницкий, определён 1 июля 1669; † 18 окт. 1671. Евмений определён 1 янв. 1672, из наместн.; † 19 июля 1681. Зосима , в 1681 и 82. Иосиф , с 1682; † 6 янв. 1692. Феогност Клокачев пост. 21 февр. 1692; † 28 окт. Антоний Богдановский , в дек. 1692–99. [ Боголеп в 1697 перев. в Тихвин]. Гавриил Донецкий (бывший архим. Симоновский) в мар. и апр. 1699. С 1704 архим. Юрьевский. Тарасий , в апр. 1699–1704. Аарон Еропкин , в янв. 1704, а 27 дек. 1708 перев. в Юрьев. Вениамин в янв. 1709 перев. из Клопского, а 2 сент. 1712 в Хутынь; мнтрь же приписан к Александро-Невской Лавре. (Состоял до 30 июля 1730, и был строителем).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010