Книга Трудов Св. Ефрема Сирина Московской печати 1701 года. По листам надпись: «1710 года Марта в 24 день положил сию книгу глаголемую Ефрем Сирин в Крестовоздвиженский девичий монастырь……      Стефан Иванов сын Дорофеев, по прошение того вышеописанного девичьего монастыря Белева попа Иродиона Иванова, а подписал я Стефан своею рукою». Четь-Минея (Сентябрьская треть) без выходного листа. По листам надпись: «200 (1692) года месяца апреля в 1 день книгу Четей-Минею вкладу Игумении Патрикии в Белевский Воздвиженский девичий монастырь в церковь всемирного Воздвижения честного и животворящего Креста Господня при священниках: Леонтий Кондратов, Алексее Иродионове в вечное поминовение по родителях своих (следует обычное прещение о невыносе из монастыря книги) а подала сию тоя обители Игумения Патрикия от своего труда». Пролог в трех частях в лист Московской печати XVII века, без выходного листа; напечатан, как видно из предисловия, при Царе Алексии Михайловиче третьим изданием. На одной из частей изображена летопись замечательных событий г. Белева: а) 1834 года сентября 19 дня был в Белеве Император Николай Павлович, б) 1837 года Октября 18 была в Белеве Государыня Императрица Александра Федоровна и Великая Княжна Мария Николаевна. с) 1842 г. июня 26 дня в 9-м часу было затмение солнца. d) В 1848 году была сильная холера и померло много людей повсеместно. е) В 1850 году до 19 июня не было дождей и был скотский падеж. f) В 1851 году прибыл на Тульскую епархию Преосвященный Димитрий 1 Апреля на Вербное Воскресение. Трубы словес или собрание поучений Лазаря Барановича архиепископа Черниговского, Киевской печати 1674 года. Надпись по листам: «продал сию книгу глаголемую Трубы словес Петровского высокого монастыря житейной Старец Киприан того же Петровского монастыря судебному Старцу Варлааму Ртищеву, за чистые деньги, взял по приговору, подписал своею рукою. 1701 году июня 8 дня Спасского монастыря, что в Белеве черный поп Варлаам Ртищеве, по обещанию своему дал сию книгу глаголемую Трубу духовную города Белева в Воздвиженский девичий монастырь на поминовение родителей своих и подписал в церковь Божию, при Игуменье Патрикии и при священнике Иродионе и его брате, а писал я Варлаам своею рукою».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В марте 1681 г. свт. Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая женского монастыря в Батурине. Некоторое время спустя архимандрит Варлаам, настоятель Киево-Печерской обители, пригласил свт. Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых. 23 апр. 1684 г. Димитрий поселился в Киево-Печерском монастыре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архимандрита Варлаама приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы) , архим. Иннокентия (Гизеля), архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнославянских Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился с игуменом (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским) , вскоре ставшим его ближайшим другом. В 1686 году, по благословению митрополита Гедеона, свт. Димитрий вновь возглавил Батуринский Николаевский монастырь. Управляя делами обители, он продолжал писать Жития. Вскоре в печать вышла первая часть произведения. 4 февр. 1692 г. свт. Димитрий оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский монастырь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го тома «Книги житий...» (изд. в 1695). В середине 1694 г. свт. Димитрий был избран игуменом глуховского Петропавловского монастыря. За 1-й том своего труда он удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й части «Книги житий...». В 1699 г. свт. Димитрий был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь. Святительское служение В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с пожеланием найти на Сибирскую кафедру человека праведной жизни, способного стать просветителем язычников. После того как выбор пал на архимандрита Димитрия, тот был вызван в Москву, где и встретился с государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он, вместе с Ма-зепой, побывал в Москве в самое смутное время падения Софьи (в 1689 г.) и успел понравиться Иоакиму, который дал ему благословение продолжать свой труд. По возвращении на родину, Димитрий проживал в Батурине и трудился над своими Минеями. Преемник Иоакима, патриарх Адриан, не только не придирался к печатанию, но, поставивши на киевскую митрополию печерского архимандрита Варлаама, особенно просил его содействовать печатанию Димитриевых Миней. В 1692 году Димитрий опять оставил игуменство, чтобы исключительно заняться Минеями; но в 1694 году его заставили принять игуменство в Глуховском монастыре, а в 1697 году преемник Лазаря Барановича, Иоанн Максимович, вызвал его в Чернигов и сделал архимандритом Елецкого монастыря. Занимаясь Минеями, Димитрий не переставал писать и говорить проповеди. Через два года его перевели в Новгород-Северский Спасский монастырь, и здесь в 1700 году он окончил три чети (четверти) своих Миней и напечатал в Лавре; вслед за тем судьба нежданно призвала его в далекий край. Петр Великий искал достойное духовное лицо для замещения кафедры сибирского митрополита и приказал киевскому митрополиту Варлааму прислать к нему в Москву такого архимандрита, который бы годился на это место. Варлаам указал на Димитрия. В феврале 1701 года Димитрий, по царскому приказанию, приехал в Москву, а марта 23-го был рукоположен в архиерейский сан. Но Димитрий, достигши уже 50 лет от роду, был слаб здоровьем; тяжело было бы ему ехать в далекую неведомую и притом суровую страну. Он впал в недуг. Петр, узнавши об этом, сам приехал к нему и заметил, что Димитрий более печален, чем болен, и приказал сказать ему откровенно причину своей тоски. " Меня, -сказал Димитрий, - посылают в суровый край, вредный для моего здоровья, а на мне лежит послушание -окончить " Жития Святых " " . - " Оставайся в Москве " , -сказал ему на это Петр. Димитрий остался в Москве, сблизился и подружился со своим земляком Стефаном Яворским, занимавшим тогда место блюстителя патриаршего престола, и продолжал заниматься своими Минеями.

http://sedmitza.ru/lib/text/435684/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАМ ЗЕРНИКАВ [нем. Zernikaw - Черниговский] (1652, Кёнигсберг [Крулевец] - 1692/93), правосл. богослов, апологет. Из семьи лютеран, в Крулевецкой академии слушал курс философии и богословия. Под влиянием книги иером. (впосл. Александрийского Патриарха) Митрофана Критопулоса «Ομολογα τς Ανατολικς Εκκλησας τς καθολικς κα ποστολικς» (Исповедание Вост. кафолической апостольской Церкви; изд. на лат. языке: Confessio catholicae et apostolicae in Oriente Ecclesiae. Helmstadii, 1661) А. З. усомнился в основных положениях лютеранства. В б-ках Оксфорда, Парижа, Рима и др. городов А. З. изучал деяния Всел. Соборов и творения святых отцов, что окончательно убедило его в истинности правосл. догматов. Перебравшись на территорию Русского гос-ва, А. З. явился в 1680 г. в Чернигов к еп. Лазарю (Барановичу) , перешел в Православие и с 1681 г. жил в Батурине при дворе гетмана И. Самойловича. В Чернигове стал называть себя Зерникавом. Несмотря на то что его знания весьма высоко ценили (он был военным инженером, владел неск. европ. языками, знал рим. право), карьера у него не сложилась, попытки поступить на службу к царю Феодору Алексеевичу не удались. Ок. 1683 г. А. З. принял монашество. Скончался в одном из южнорус. мон-рей (возможно, в Батурине). Обладая значительными познаниями в области святоотеческих творений, А. З. ок. 1682 г. написал трактат на лат. языке «De processione Spiritus Sancti a solo Patre» (Об исхождении Св. Духа от одного только Отца). В 19 главах трактата А. З. показывает истинность правосл. учения об исхождении Св. Духа и доказывает необоснованность введения католич. Церковью Filioque в Символ веры. Рукопись хранилась в б-ке КДА, где ее читал Феофан (Прокопович) , к-рый использовал трактат А. З. при составлении своего сочинения на эту тему (изд. на рус. языке: История о начатии и происхождении раздора между греками и римлянами о исхождении Святого Духа. М., 1773). После переезда в С.-Петербург (1716) Феофан (Прокопович) ходатайствовал и добился 2 указов Петра I о присылке подлинника сочинения А. З. в Сенат, что не было исполнено. Трактат А. З. переписывался, списки его были в б-ках многих духовных школ. Впервые трактат был напечатан в Кёнигсберге в 1774-1775 гг., в 1797 г. вышел его перевод на греч. язык, выполненный архиеп. Славянским Евгением (Булгарисом) , к-рый снабдил перевод многочисленными примечаниями. По указу императрицы Екатерины II перевод книги А. З. на рус. язык был сделан киево-печерским иером. Иеронимом (Копцевичем), но не был напечатан и вышел только в 1902 г. Соч.: [Автобиографическая записка]//ТКДА. 1860. Кн. 3. С. 173-204; Православно-богословские исследования об исхождении Св. Духа от одного только Отца. Почаев, 1902. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Т. 1. СПб., 1884. С. 209; Евгений. 1995. С. 27-30. Б. Серов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63462.html

Но эта помощь была не достаточна для кончающего дни свои старца-святителя. Исполненный признательности к Феодосию за ревностное участие его в управлении паствою, преосвященный Лазарь пожелал еще при жизни своей видеть Феодосия в сане святительском, чтобы приготовить в нем достойного себе преемника. В 1692 году он с гетманом обратились в Москву с письменными прошениями к царям Иоанну и Петру Алексеевичам и к патриарху Адриану о возведении архимандрита Елецкого Феодосия Углицкого в сан архиепископа 1227 , причем оба они от своего имени свидетельствовали, что, «пречестный архимандрит – муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет; опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной мудрости, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и Черниговскою епархиею». Ходатайство уважаемого старца-святителя было уважено, и в том же году Феодосий отправился в Москву для хиротонии. Здесь 11 сентября было совершено наречение его в епископа, а 18 того же месяца он был хиротонисан во архиепископа. Новопосвященный архиепископ пробыл в Москве около двух месяцев, по желанию патриарха, относившегося с уважением к святителю Феодосию и воспользовавшегося удобным случаем задержать его в Москве для бесед и совместного совершения Богослужения. Велика была радость престарелого архипастыря Черниговского Лазаря Барановича, когда он увидел своего возлюбленного помощника в святительском сане. Глубоко обрадована была этим и паства, благоговейно любившая и уважавшая святителя Феодосия. Таким образом, Черниговская Церковь осчастливлена была управлением двух знаменитых иерархов – столпов православия, умолявших милосердие Божие о мире всего мира и о благосостоянии своей богоспасаемой паствы. Между тем Феодосий и в святительском сане, помогая преосвященному Лазарю, а часто и совсем заменяя его, сохранял к нему беспредельную любовь и преданность сына, оказывая полное послушание своему благодетелю, ничего не предпринимая без согласия первосвятителя черниговского, стараясь в делах управления паствою поступать по его указанию и изволению.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Теперь святой Димитрий решился посвятить себя исключительно Четьим-Минеям. «Февраля 14-го (1692 г.), — повествует он сам, — в первую неделю поста, перед обедней, оставил я и сдал игуменство мое в Батуринском монастыре для спокойнейшего моего пребывания и писания житий святых». Живя в уединенной своей келии, он составил вторую книгу, заключающую в себе следующие три месяца — декабрь, январь и февраль, и 9 мая 1693 года сам привез ее в Киево-Печерскую типографию. Но как ни стремился трудолюбивый инок к тихой и уединенной жизни, люди, ценившие его высокие душевные качества, не давали ему покоя. Так, пока святой Димитрий наблюдал за печатанием своего труда, новый архиепископ Черниговский, святой Феодосии Углицкий 25 , убедил его принять на себя управление Петропавловской обителью, в 27 верстах от города Глухова 26 . Во время пребывания его в этом монастыре, в январе 1695 г., окончено было печатание второй четверти Четьих-Миней. И за эту книгу патриарх Адриан удостоил Димитрия таких же похвал, как и за первую, прислав ему другую одобрительную грамоту. Это побудило Димитрия усердно продолжать свой труд, и он начал готовить третью книгу, заключающую в себе месяцы — март, апрель и май. В начале 1697 года святой Димитрий был назначен настоятелем Киевского Кириллова монастыря, а через пять месяцев после этого, 20 июня, его посвятили в архимандрита Черниговского Елецкого Успенского монастыря 27 . Так исполнилось, наконец, благожелание Лазаря Барановичи: Димитрий получил митру. Но, возведенный в сан архимандрита, святой Димитрий, памятуя слова Писания: «кому дано много, много и потребуется» (Лк 12:48), предался своим трудам и подвигам еще с большим рвением и усердием. Не оставляя занятий житиями святых, он не забывал и монастырского благоустроения и всюду помогал советом и рассуждением, словом и делом. Прошло еще два года, и святой Димитрий был переведен в Спасский Новгород-Северский монастырь 28 . Это был последний монастырь, которым он управлял. Здесь он окончил третью четверть Миней-Четьих, которая и была напечатана в январе 1700 года. После этого архимандрит лавры Иоасаф Кроковский, 29 с братиею в знак особенного уважения к составителю житий святых, прислал ему в дар икону Пресвятой Богородицы, пожалованную царем Алексеем Михайловичем Киевскому митрополиту Петру Могиле, во время венчания своего на царство.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatitelya-dim...

Список обывателей Луцкого повета, как присягающих, так и неявившихся к присяге, при сем приложен, где, между прочим, упоминается «Хведор Хомяк с Посегвы и теж с ыменя Коптевич, которое мает в повете Овруцком (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 9). Ещё оно – под именем села Коптевщины, как имение дворянина Станислава Корытка – упоминается в акте от 1688 года 2 июня в жалобе пана Михаила-Карла Свяцкого – товарища панцирной роты, на пана Станислава Корытка, сначала сманившего к себе, в своё село Коптевщину, его слугу Григория Климашевича, обещанием женить его на своей служанке, а потом – убившего Климашевича (Архив, ч. 6, т. 1, прилож., стр. 199). 318 Село Раковщина упоминается в акте от 1683 года 16 июня в приговоре купного суда, состоявшего из дворян Пашинских, Дидковских, Кубылинских Ходаковских, Закусилов, Барановских и других, а также из мещан из городов Народич и Вязовки и из крестьян соседних сёл, в том числе из крестьян села Раковщины – Степана Дрозда, Опанаса и Олексия. Копа уличила дворянина Матвея Артюшенка Мошковского в том, что он с помощью жены, зятя и кузнеца, жившего в Вязовке, украл котёл в Вязовской церкви, также несколько котлов и другие вещи у евреев в Народичах и мёд из бортей у дворян Димитрия и Никона Науменков Мошковских и Семёна Игнатенка Мошковского. Копный суд приговорил виновного Матфея Мошковского к смертной казни чрез повешение, a его жену и зятя – к возвращению украденных вещей или к уплате их стоимости (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 190). Ещё оно упоминается в акте от 1692 года 13 марта в жалобе панцирной хоругви Киевского подчашия Степана Гурского, на бояр Мошковских о том, что последние, вместе с казаками из полка Василия Искрицкого, имевшими стоянку в селе Раковщине, напали на хоругвь, проходившую через село Мошки, стреляли в солдат, многих опасно поранили и изувечили несколько лошадей (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 309). Село Великая-Черниговка – под именем Черниговщины и Черневщины – упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

1684 – априля 3 на св. Георгиа почалем в Печерском монастиру жити. Вручено мне послушание писати жити святих мая 6 (л. 128 об.). 1685 – По святом Петре и Павле была елекция на митрополиту киевскаго и обран Гедеон Святополк, князь Четвертенскии. 1686 – февраля 9 паки прият игуменство Батуринское убежден есм от гетмана и митрополиты. Апр. 26 церковь успение Богородицы в Глухове мурованую заложилем по указу старших. (Сбоку: a nat. С. 1695 secundum moschovitos 5500 писати). 1687 – По святом Петре гетмана Ивана Самоиловича отменено, а поставлено Ивана Мазепу. 1688 – июля 2 почалися друковати житиа святых 1 часть, три месяца: сентеврии, октоврии, ноевр. 1689 – марта 29 в пяток велики пополудню преставилася матка моя Мариа и в монастиру Кирилском в церкве в среду светлую погребена. Того году месяца августа былисмо на Москве з гетманом. 1690 – марта 17 патриарх московский Иоаким умер. Априля митрополит киевскии Гедеон Святополк умер. Настал патриарх Адриан, а митрополит Варлаам Ясенский. О месеце августе саранча великая ишла колко недел. Тогож року по Вознесении Господне обраныи згодне метрополитом Варлаам Ясински архимандрит печерски, а на положение пояса Пресвятои Богородицы августа 31 Адрианом патриархом поставлен; на престол вехал на свят. Филиппа. 1691 – Януариа 13 образ сребрнии святои великомучници Варвары (з) значною частю святых ея мощей з Батурина в монастир перенеслем з процессею значною. 1692 – февраля 14 в первую неделю святаго великого поста оставилем игуменство Батуринское для спокоинешого житии святых писаня и на скитку цале оселем. В вторник крестопоклонной седмицы от. Пахомии Ходорович постриженец мои осел на моем месцу игуменство (л. 129). 1693 – мая 9 прибылем в Печерскую лавру з монастыра Батуринског для изданя типом житии святих помощию Божою. Июля 10 на память преподобнаго Антониа печерскаго почалася друковати другая тримесячная житии святых книга декаврии, иануарии, февруари. Сентевриа 3 в неделю преставился преосвященныи архиепископ черниговскии Лазарь Баранович, октовриа 1 на покров Пресвятои Богородици погребен в катедралнои своеи церкве на левои стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

П. Адриан, хотя и находил незаконным «оставление в Черниговскую епархию нового епископа, когда жив и не отрекся от управления епархией старый архиепископ Лазарь, все–таки посвятил в 1693 г. 13 ноября Феодосия в сан архиепископа, не дав лишь ему в это время ставленной грамоты 283 . Такая милость к Барановичу и Феодосию Углицкому была проявлена к тому же после того, как незадолго пред тем, в 1692 г., Феодосий Углицкий навлек на себя строгий выговор со стороны патриарха за несправедливый, будто бы, донос на м. Варлаама (в расхищении имущества Выдубецкого монастыря). П. Адриан тогда в таких выражениях укорял Феодосия: «Тако тебе архимандриту, аще бы и не в иной епархии живяй, делать неподобно. А то во иной епархии сущи и неправедно на архиерея клеветами и еще писмами досаждати и возмущати братию дерзнул еси! Добро ли дело сие! Истинно не добро, но и наказанию должно. Евангельски видевый раб волю господина своего и не сотворив что приемлет? А умысля вражду и соблазн между немощных братии творити кто будет не с жерновом ли ослиим осуждает в море?» В заключении письма патриарх требовал, чтобы Феодосий испросил прощение у м. Варлаама под угрозой за дальнейшее прозорство и дерзость строгого наказания 284 . И вот после такого выговора и такая незаслуженная Феодосием милость! П. Адриан, конечно, еще более упрочивал свое влияние в Чернигове. Не только Феодосий, сам Баранович чувствовал глубокую благодарность к московскому патриарху, каковую и выразил в письме от 12 марта 1693 г. 285 Самая ставленная грамота п. Адриана, утверждающая Феодосия в звании архиепископа Черниговского, последовала из Москвы уже в 1794 году, в январе, когда архиепископ Лазарь, по выражению п. Адриана, «много трудися и в конечной старости предел жизни своея прият, успе о Господе вечно 3 сент. 1694 г.». Грамотой Феодосию весьма подробно определяются обязанности архиепископа Черниговского. «Во всей той Черниговской епархии, – писалось в грамоте, – в городех и селех да научает мудрости, целомудрия, правды и мужества, яко ведущ мудростне измлада священная письмена»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva De ziua aniversrii a 320 de ani de la adormirea sfântului ierarh Teodosie Preafericitul mitropolit Onufrii a oficiat Liturghia în oraul Cernigov 19 februarie 2016 10:38 18 февраля 2016 года, в день 320-летия преставления ко Господу святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Чернигова. Его Блаженству сослужили наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , митрополит Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , епископ Туровский и Мозырский Леонид ( Белорусский экзархат ), епископ Обуховский Иона , а также духовенство Чернигова и гости Черниговской епархии в священном сане. За богослужением молились многочисленные верующие Черниговщины. Посреди храма была установлена рака с мощами святителя Феодосия. После чтения Евангелия Блаженнейший владыка обратился к пастве со словом проповеди. По завершении Литургии перед мощами святителя Феодосия был совершен краткий молебен. В этот день также совершалось празднование Елецкому Черниговскому образу Божией Матери, найденному по преданию преподобным Антонием Печерским в 1060 году в лесу вблизи Чернигова. Святитель Феодосий Черниговский родился в 30-х годах XVII века на территории Правобережной Украины в семье священника. Образование получил в Киеве в братской школе, ректором которой был один из крупнейших западнорусских духовных писателей 2-й половины XVII столетия архиепископ Лазарь (Баранович). Был пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. В 1692 году архимандрит Феодосий, игумен Черниговского Елецкого Успенского монастыря, был хиротонисан во епископа Черниговского и возведен в сан архиепископа. Святитель отошел ко Господу 5 февраля 1696 года (ст. ст.). Канонизация святого при стечении множества паломников состоялась 9 сентября 1896 года. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4379911...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010