Еще 15 октября 1691 г., была выстроена Димитрием новая келья для писания житий святых, 18 она уже была освящена, а 14 февраля 1692 Димитрий оставил игуменство Батуринское «для спокойнейшего писания житий святых», и поселился в своей келье. 942 В Батурине было слишком шумно в это время. В Киеве появились подметные письма о намерении Мазепы отдать Малороссию Польше, митрополит по этому поводу присылал допрашивать в Батурин игуменью Фроловского монастыря, соседку отца Димитриева, Саввы Григорьевича, туда же в декабре 1691 г. приехала сестра Мазепы Войнаровская, подымались волнения в Сече, куда отъехал гетманский канцелярист Петрик и т. п. 943 На место Дмитрия въехал на игуменство 6 марта о. Пахомий Ходорович. 944 Но видимо это не совсем нравилось митрополиту Варлааму, давнему покровителю Димитрия. 29 апреля 1692 г. митрополит сделал гетману письменное предложение чрез о. Иннокентия Монастырского учредить в Батурине чести ради гетманской протопопию, а в монастыре архимандрию, и архимандритом сделать пречестного отца Димитрия, с подчинением ему монастырей Глуховского, Максаковского и других. 945 Что отвечал Мазепа, занятый делом Петрика, не знаем. Между тем по слабости здоровья Лазаря Барановича, при его жизни и по его просьбе, 13 сентября 1692 т. был выбран новый епископ Черниговский Феодосий Углицкий, который, возвращаясь по посвящении своем из Москвы, был проездом в Батурине. 946 Димитрий усердно работал над минеями. Великим постом 1693 г. были привезены ему из Гданьска (Данцига) Acta Sanctorum болландистов: до тех пор он мог пользоваться только сборником житий святых Сурия (Surius, Vitae sanctorum), далеко не полным и не обработанным, и великими минеями митрополита Макария. Надо думать, что хотя второй том миней (декабрь, январь и февраль) был почти окончен, но Дмитрий пред печатанием проверял его с Acta sanctorum, может быть, при чтении корректур. 947 Для печатания миней он переселился в типографию лавры, в Киев, куда и прибыл 9 мая, но печатание началось только 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В грамоте об утверждении архимандрита Феодосия Углицкого в звании помощника Черниговского архиепископа патриарх Адриан сделал намек, что ему известно тайное желание Лазаря Барановича иметь своим преемником того, кого он просил себе в помощника. Так оно произошло и в действительности, с тою только особенностию, что архиепископ Лазарь пожелал передать своему преемнику Черниговскую архиепископию еще при своей жизни. Какими соображениями руководился в данном случае престарелый архипастырь – это для нас неизвестно. Несомненно только то, что главнейшим побуждением к этому были – слабое здоровье архиепископа Лазаря, которому уже было не по силам управлять делами епархии, и та любовь, то глубокое уважение, какие он питал к своему сотруднику, архимандриту Феодосию. Но как бы то ни было, только, по предложению архиепископа Лазаря Барановича и с согласия малороссийского гетмана Ивана Мазепы, в 1692 году было назначено собрание для выбора Черниговского архиепископа. В назначенное время (вероятно в июле месяце) собрались гетман, представители духовенства, сановники Малороссии и уполномоченные от народа для обсуждения предложения уважаемого старца-архипастыря. Никаких особых прений и продолжительных рассуждений не происходило при этом. Все единодушно приняли предложение своего архиепископа и единогласно «избраша в таковое церкве Божия служение мужа благочестива и в духовном жительстве известна и суща им на пользу, Черниговского Пресвятые Богородицы Елецкаго монастыря архимандрита Феодосия Углицкаго, иже в помощи бысть правительства Черниговския тоя епархии преосвященному Лазарю Барановичу, архиепископу Черниговскому и Новгородка, ради престарения и немощи его». Единогласно избранный всеми в сан Черниговского архиепископа – архимандрит Феодосий тогда же лично был отправлен в Москву к царям и к патриарху, которому была подчинена Черниговская архиепископия. Новоизобранный вез с собою несколько писем на имя царей и патриарха. Ему были вручены письма от архиепископа Лазаря Барановича, от гетмана, от представителей духовенства и даже от представителей малороссийского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При том, не только устроял прежние монастыри, но заботился об устроении и новых обителей; так, в 1680 году он устроил скит на монастырской земле Выдубицкого монастыря в Мозырском уезде; а при управлении Черниговскою епархиею положил основание для двух монастырей: Печеницкого и близ Любеча. Святая подвижническая жизнь Феодосия Углицкого доставила ему великое уважение сначала со стороны Киевлян, а потом и от жителей Черниговской области. Ему давали важные поручения, наприм., отправляли в Москву к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с ходатайством об утверждении епископа Луцкого Гедеона на кафедре митрополита Киевского. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, блюститель Киевской митрополии, еице в 1674 году в письме своем пророчески передавал Феодосию желание свое, чтобы «имя его написано было на небесах». Когда тот же архиепископ Лазарь Баранович сблизился с Феодосием и узнал его высокие нравственные качества, то пожелал иметь его своим постоянным помощником. Самый добрый отзыв дал об архимандрите Феодосии патриарху Адриану архиеп. Лазарь, когда вместе с гетманом Малороссии просил патриарха назначить Феодосия помощником ему, Лазарю, в управлении Черниговскою епархиею. Вместе с гетманом преосвященный Лазарь Баранович засвидетельствовал, что «пречестный архимандрит Феодосий – муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою». За свои высокие нравственные качества Феодосий и был возведен в Москве патриархом Адрианом 13-го сентября 1692 года в сан архиепископа и до самой кончины преосвященного Лазаря (3 сентября 1693 года) был у него ревностным помощником, а после смерти Лазаря Барановича «с отрадою и утешением» для паствы (как говорится в одном донесении от гетмана Малороссии из Батурина) «восприял архиерейский Черниговский престол преосвященный Феодосий Углицкий, который своими добротами может украсить Церковь и благорассмотрением устроить дел правление».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, блюститель киевской митрополии, еще в 1674 году в письме своем пророчески передавал Феодосию желание свое, чтобы »имя его написано было на небесах«. Когда тот же архиепископ Лазарь Баранович сблизился с Феодосием и узнал его высокие нравственные качества, то пожелал иметь его своим постоянным помощником. Самый добрый отзыв дал об архимандрите Феодосии патриарху Адриану архиепископ Лазарь, когда вместе с гетманом Малороссии просил патриарха назначить Феодосия помощником ему, Лазарю, в управлении черниговскою епархиею. Вместе с гетманом преосвященный Лазарь Баранович засвидетельствовал, что «пречестный архимандрит Феодосий муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею черниговскою». За свои высокие нравственные качества Феодосий и был возведен в Москве патриархом Адрианом 13 сентября 1692 года в сан архиепископа; до самой кончины преосвященного Лазаря († 3 сентября 1693 года) был у него ревностным помощником, а после смерти Лазаря Барановича «с отрадою и утешением» для паствы (как говорится в одном донесении от гетмана Малороссии из Батурина) «восприял архиерейский черниговский престол преосвященный Феодосий Углицкий, который (сказано в том же документе) своими добротами может украсить церковь и благорассмотрением устроить дел правление». До какой высокой степени нравственного совершенства святитель Феодосий достиг в своем святительском звании, – видно из того, что Господу Богу было угодно сохранить нетленными его мощи после погребения его тела в Борисоглебском соборе. Так по истине нужно сказать о свитителе Феодосии: исполнил он в совершенстве завет святого апостола Павла, был «образец для верных в вере и в житии», и доселе остается тем же «образцем» для верных чад Церкви Православной. в) На основании приведенных в тексте слов святого апостола Павла (из его 1-го послания к Тимофею) нужно восполнить образ святителя Феодосия углицкого еще некоторыми высокими нравственными чертами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Innocentii Kolczzcki; и в донесениях своих Св. Синоду до получения еще епископства он подписывался; иеромонах Иннокентий Колчицкий (on. док. Т. I.1868. С. 91–95, 246. CXIV, CXVI). Кольчицкий, пишется и произносится иначе на польском, иначе на русском языке. 8 См.: Книги разрядные. Т. II. 1855. С. 1025, 1026. Памятник дипломатических сношений с римскою церковию. Т. VIII. 1867. С. 563. 10 См. Историю Малоросс. Маркевича. Т. II. 1842. с. 417, 431, 433, 441. Деяния Петра Великого, Голикова. 2-е изд. Т. XI. М., 1839. с. 48, 67, 135, 136. 12 Журн. Мин. нар. просвещ. 1852. Июль. с. 34–35. Август того же года. с. 56–64, 78–80, в статьях о. протоиерея Андрея Страдомского «Лазарь Баранович». 13 Лазарь Баранович скончался 3 сентября 1694 г.; Феодосий Углицкий посвящен в архиепископа Черниговского 1692 года, а скончался 1696 г.; Иоанн Максимович , с 1695 г. архимандрит Елецкий, потом архиепископ Черниговский; св. Димитрий Туптало, после разных настоятельств и проповедничества в Малороссии и Литве, с 1697 г. архимандрит Елецкий; Антоний Стаховский около 1700 г. был черниговским наместником, а потом архимандритом Новгород-Северского монастыря (см. Лазарь Баранович журн. Мин. Нар. Просв, июль и август 1852 г. стр. 103, 236, 239, 247; Странник 1863 г. январь, стр. 5, статья: «Антоний Стаховский, митрополит Тобольский»; жития российских святителей, Муравьева, ноябрь 26 дня). 15 Это видно из почерка тех, собственноручно писанных святителем систем, которые остались после него в Иркутской семинарской библиотеке. 16 Собственноручно писаны им: 1) риторика Стефана Яворского под названием: «Concha». 1698; 2) словесность в Москве под заглавием «Flumen eloquentiae». 1706; 3) периматическая философия Феофана Прокоповича , ч. 1 и 2. 1707, ч. 3. 1708: метафизика и физика и ч. 4: этика на лат. яз. Феофана же Прокоповича; 4) богословские диспуты о добродетели и покаянии, препод. в Моск. акад. 1710; 5) богословские диспуты о вере, надежде и любви, препод. в Моск. дух. академии. 1711. Обе системы Феофилакта Лопатинского (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впрочем под скипетр русского царя переселялись православные не только из Волыни и Подоли, но и из Литвы. 6 И св. Иннокентий называется то Кульчицкий, то Кольчицкий. На одной из книг, принадлежавших св. Иннокентию и находящихся теперь в библиотеке Иркутской духовной семинарии, под заглавием: mensa spiritualium ciborum, 1694 года на первом листе находится собственноручная надпись святителя: ex libris Ionnocentii Kolczycki, manu propria. В начале 6 листа той же книги святителя подписано: ех libris Ioannis Kulczycki. На книге, собственноручно писанной, святителя Иннокентия под заглавием: Flumen eloquentiae 1706 г., есть надпись его же: ех libris Jnnocentii Kolczycki; и в донесениях своих Свят. Синоду до получения ещё епископства он подписывался: иеромонах Иннокентий Колчицкий (опись докумен. том 1, 1868 года, стр. 91–95, 246. CXV, CXV) Кольчицкий, пишется и произносится иначе на польском, иначе на русском языке. 7 См. книги разрядн. Том II, 1855 года, стр. 1025, 1026. Памятник дипломатических сношений с Римской церковью, том VIII, 1867 г., стр. 563. 9 См. ист. Малоросс. Маркевича, том II, 1842 г. стр. 417, 431, 433, 441. Деяния Петра Великого, Голикова, т. IX, изд. 2, М. 1839 г., стр. 48, 67, 135, 136. 12 Журн. Мин. Нар. Просвещ. 1852 г., июль, стр. 34–35 и август того же г. стр. 56–64, 78–80, в статьях о. протоиерея Андрея Страдомского: «Лазарь Баранович». 13 Лазарь Баранович скончался 3 сентября 1694 года; Феодосий Углицкий посвящён в архиепископа Черниговского 1692 года, а скончался 1696 г.; Иоанн Максимович , с 1695 г. архимандрит Елецкий, потом архиепископ Черниговский; св. Димитрий Туптало, после разных настоятельств и проповедничеств в Малороссии и Литве, с 1697 г. архимандрит Елецкий; Антоний Стаховский около 1700 г. был Черниговским наместником, а потом архимандритом Новгород-Северского монастыря (См. Лазарь Баранович, журн. Мин. Нар. Просв., июль и августъ 1852 г., стр. 103, 236, 239, 247; Стран. 1863 г. январь, стр. 5, статья: «Антоний Стаховский, митрополит Тобольский»; жития Российских святителей, Муравьёва, 26 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Грамотою утверждались за игуменом Димитрием все владения и угодья на реках Сейме, Ромне, Кущ, Ушуруна, присвоенные монастырю разными гетманами, пущи с бортями, сенными покосами, озерами и лесами, до 10 мельниц, поля, острова, сады, пчельники: Старое, Заборошное, Кривое, Лозовица, Осечье, село Обмачев, Красный Борок, Лицетовщина, Хмилово, сельца в Овручском повете Торчинка и Могильная земля, вотчины Любетово, Заболотово, Озаричи, село Спасского поля с Божком. Все эти вотчины угодья и оброчные статьи требовали внимания и умелого управления со стороны игумена. Жизнь близ гетманской резиденции не позволяла Димитрию быть замкнутым. К нему приезжали разные духовные лица Украины, являвшиеся гетману и имевшие нужду до него. Благодаря этому, он был в курсе всех политических и церковных событий Украины. Так в 1692 году он ждал к себе архимандрита Новгород-Северского монастыря Феодосия Углицкого, поставленного во епископа в Москве на черниговскую епархию вместо престарелого Лазаря Барановича и по просьбе последнего, так как новый епископ обязан был после посвящения в Москве явиться к гетману. Между тем события стали тревожными. Поговаривали уже о политическом отделении Украины от Москвы, чтобы отдаться Польше. На Мазепу составляли доносы. В Батурин приезжали узнавать о положении дел даже лица духовные. Киевский митрополит Варлаам Ясинский тоже был встревожен ходившими слухами о грядущих переменах. От него в Батурин приезжала игуменья киевского подольского Фроловского монастыря для проверки слухов в самой столице гетмана. С одной стороны, тревожное течение событий, обстоятельств, а с другой, – понуждения митрополита Варлаама продолжать составление Четьи Минеи заставило Димитрия оставить, ради книжных занятий, управление обителью. 14 февраля 1692 года последовал его новый отказ от игуменства. Хотя митрополит Варлаам и назначил другого игумена, Пахомия Ходоровича, но не желал и Димитрия оставить без повышения. Он подал гетману проект, чтобы в виду важности Батурина, как местопребывания гетмана, учредить там протопопию, для монастырей же сделать архимандрию и архимандритом поставить пречестного отца Димитрия, вверив ему власть над Батуринскими монастырями: Глуховским, Максановским и другими 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

и Тимофей 1729–38 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 300 (доношение еписк. Иродиона о продерзостях архим. Нила), 301 (прошение священ. Сосницкого Троиц. собора на архим. Нила, когда он был еще игуменом в 1719 г. Макошинского м-ря); VI, 1726 г., 21 (иеродиак. Алекс. Нев. м-ря Гавриила об увольнении его сюда по обещанию), 384 (дело об иеродиак. Спиридоне Бельском, постриженном здесь в монахи); VII, 1727 г., 16 (архим. Нил переведен в Спасо-Преобр. Новгородсев. м-рь, а на его место определен писарь Чернигов. консистории иеромон. Тимофей Максимович); “Запис. Черн. губ. Статист. Комитета», 1868 г., 6, 8, 13, 15, 16, 18, 19, 25, 27, 30, 37, 46, 52, 92 (владения м-ря в 1781 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1835 г., XVI, 202 (о городах Чернигов. губ.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 369 (архим. Феодосий Углицкий, с 1692 г. архиеп. Чернигов.), 371 (в 1697 г. июня 10 св. Димитрий Ростов. принял архимандрию м-ря, а 20 июня посвящен в архимандриты), 372 (в 1699 г. 17 сент. сдал м-рь и поехал на архимандрию в Спасо-Преобр. Новград-Север. м-рь); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. V, 322, XCV (письмо 1691 г. гетмана Мазепы патр. Адриану о посвящении в архим. м-ря Феодосия Углицкого), 332, С (грамота 1691 г. патр. Адриана об утверждении архим. Феодосия помощником архиеп. Лазаря Барановича), 338–343, CIV – CVI (пререкания митроп. Киевского Варлаама Ясинского и архим. Феодосия по поводу имений Выдубецкого м-ря), 348–358, (акты 1692 г., относящиеся до поставления архим. Феодосия в архиеп. Черниговские), 436, CXLIII (ход дела 1697 г. о поставлении в архиеп. Чернигов. архим. м-ря Иоанна Максимовича , после смерти Феодосия); “Сборник летоп. южн. и зап. Руси», 42 (в 1699 г. в м-ре погребен Чернигов. полковн. Яков Лизогуб), 44 (в 1703 г. тут же погребен полковн. Чернигов. Евфимий Лизогуб). 796. Железноборовский – Предтечевский – Яковлевский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Костромской губ., Буйского у., в 16 вер. к юго-юго-вост. от Буя по дороге в Кострому, при ррч. Тебзе и Колотовке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Желая в лице Феодосия приготовить достойного по себе преемника, архиепископ Лазарь Баранович в 1687 году вызвал его в Чернигов и определил архимандритом тамошнего Елецкого монастыря. Старец святитель поручал ему на рассмотрение дела по епархии и, увидев в нём хорошего помощника себе, с согласия гетмана Малороссии в 1691 г. отправил его в Москву к Патриарху Адриану с просьбою назначить его помощником ему в управлении епархией. Патриарх Адриан исполнил желание преосвященного Лазаря и святительскою грамотою своею уведомил гетмана Малороссии в таких знаменательных выражениях: «Мы слышали о добродетельной жизни архимандрита Феодосия, о том, что по управлению епархией Черниговской он способный и послушный помощник преосвященному архиепископу Лазарю, уже исполненному дней, опытный в делах и в отношении к нашей мерности возлюбленный сын. Потому мерность наша благословляет его, архимандрита, иметь попечение о том, дабы все дела, поручаемые ему архиепископом, исполнять благочестиво о имени Господа и угождать архиепископу, как старцу в духе послушания Христова. Если, творя доброе, окажется он терпелив в перенесении скорбей случайных и в исполнении должности явится непорочным, то, когда угодно будет Богу, получит и высшее достоинство архиепископа.» Престарелый архиепископ Лазарь, исполненный признательности к своему помощнику за ревностное участие Феодосия по управлению паствою, пожелал еще при жизни своей видеть архимандрита Феодосия в сане святительском. В 1692 году архиепископ Лазарь и гетман Малороссии Мазепа писали о сем прошение к царю и Патриарху, при чем свидетельствовали, что «пречестный архимандрит Феодосий – муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни», которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещён, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою. Ходатайство это было уважено, и архимандрит Феодосий летом 1692 года путешествовал в Москву, где 11 сентября было совершенно наречение его в епископа, а 13-го того же сентября он был рукоположен в архиепископа Всероссийским Патриархом Адрианом. Возвратившись из Москвы в Чернигов, архиепископ Феодосий и в новом сане продолжал оставаться послушным помощником преосвященного Лазаря, оказывая ему сыновное послушание и любовь и ничего не предпринимая без согласия и воли его. Но не долго было суждено Господом черниговской пастве с духовной радостью видеть двух архиереев предстоящими у престола Божия. Не истекло еще года по возвращении Феодосия, как не стало святителя Лазаря, – 3-го сентября 1693 года он отошёл ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Реконструкция собора была завершена всего за полтора года - мусор, земля, битый кирпич из храма были вынесены и построены новые купола, а также сделана кровля. В августе 1670 г. в присутствии гетмана Д. Многогрешного, почти через 60 лет пребывания в состоянии руины, собор был вновь освящен. Иоаникий Галятовский по этому поводу написал, что ранее в разрушенном храме «неразумные зверьки и птицы гнезда себе чинили, теперь здесь находится Сын Человеческий» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 28). В то время Елецкому монастырю принадлежало несколько сел, мельниц, перевозов, доходы из которых давали возможность проводить дальнейшее развитие монастыря. В 1672 г. гетман И. Самойлович своим универсалом подтвердил права монастыря на села, перевез через Десну и другое имущество. Находясь 19 лет на посту игумена монастыря, И. Галятовский успел еще многое сделать: построил каменные кельи, трапезную с церковью Петра и Павла; написал на староукраинском литературном языке и издал книгу проповедей " Ключ понимания " и еще двенадцать богословских книг, в которых отстаивал Основы православной веры в полемике с магометана ми, иудеями, арианами, католиками, униатами. За свою жизнь И. Галятовский собрал большое количество книг, напечатанных не только в Украине, но и в России и Западной Европе. После его смерти в 1688 г. это собрание книг перешло в собственность монастыря и стало основой его библиотеки. После И. Галятовского архимандритами монастыря были светочи православия Феодосий Углицкий и Димитрий Ростовский, отнесенные церковью к перечню святых. Феодосий Углицкий, который был назначен игуменом в 1688 г., до того был настоятелем киевского Выдубицкого Михайловского монастыря. Лазарь Баранович хорошо знал его по совместному труду в Киеве и, чувствуя приближение кончины, готовил Феодосия себе на замену. По рекомендации гетмана Ивана Мазепы Феодосий был рукоположен в 1692 г. в архиепископа. Таким образом формально в Чернигове до 1693 г. (когда Л. Баранович умер) было два архиепископа. Феодосий много сделал для улучшения материального состояния монастыря. Так, он написал гетману И. Мазепе письмо, в котором жаловался на большую бедность монастыря – нехватку в нем даже хлеба и дров. Несмотря на существовавший тогда запрет от московского правительства на увеличение поместий монастырей, И. Мазепа, который очень заботился о строительстве храмов, выдал универсал о предоставлении во владение монастыря еще села Мощенка в Городнянском уезде. По смерти Л. Барановича Феодосий Углицкий прожил только три года, с 1695 г. архимандритом монастыря стал Иоанн Максимович, который до того был проповедником в Киево-Печерской лавре. В монастыре он хозяйничал полтора года, после чего был назначен архиепископом Чернигова.

http://sobory.ru/article/?object=01653

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010