Иногда и те уничтожались. Под власть шведов попала Валаамская обитель. Польская война при царе Алексее истощала и богатые монастыри. Московские монастыри в 1684 году вынуждены были просить у царей сколько-нибудь облегчить повинности, возлагавшияся на их вотчины в размере большем, чем на помещичьи и царские: «платим мы с вотчин всякие ваши, великих государей, подати против помещиков и вотчинников, с великою прибавкою, стрелецкий хлеб втрое, и ямские полоняничные (на содержание пленных) деньги вдвое, да сверх того ратным людям на жалованье полуполтинные, и полтинные и рублевые деньги». При таких обстоятельствах считалось за лучшее отдавать скудные малые обители на попечение кафедр и знаменитых монастырей, тем более, что раскол стал искать себе приюта прежде всего в скрытых уголках, каковыми были бедные монастырьки. Тогда потребовалось церковной власти закрыть некоторые из скудных обителей, другия же, в целях ближайшего надзора, приписать к кафедрам. По тем же причинам осторожность стала соблюдаться в дозволении открывать новые монастыри. Запрещено было постригать мужей при женах и жен при мужьях живых (Архиеп. Филарет). В марте 1694 г. последовал указ против «безместных» монахов, монахинь, попов и дьяконов, ведших себя «безчинно и неискусно». Их приказано «имать и приводить в Стрелецкий Приказ», откуда отсылать в Патриарший приказ. Не оскудевала Русская Церковь и истинными подвижниками, которых и доселе чтит русский народ, как угодников Божиих. Таковы: Галактион и Иосиф вологодские, Иринарх ростовский, Адриан монзенский, Леонид устьнедумский, Иринарх соловецкий, Дионисий, архимандрит троицкий, Никодим кожеезерский, Макарий жабынский, Елеазар анзерский, Симеон верхотурский, Корнилий переяславский, юродивые Христа ради: Прокопий вятский, Максим и Андрей тотемские и др. Во второй половине XVII в. выдающиеся иерархи возглавляли древнюю Черниговскую епархию. Тридцать пять лет – с 1657 по 1692 гг. – занимал кафедру благочестивый архиепископ (с 1667 г.) Лазарь Баранович, ученый архипастырь и замечательный администратор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Лаврентия – схимонахиня Борисовской Тихвинской пустыни в Курской епархии. В мире Ускова. – 192. Лазарь – архиепископ Черниговский и Новгород-Северский. 1620 † 3 сентября 1693. В мире Баранович, родился в Малороссии. Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря и в польских коллегиях, в начале 1640-х гг. состоял наставником в Киевской академии. С 1650 г. был ее ректором и игуменом Братского училищного монастыря, а с 1650 (1651) – и Киево-Кирилловского монастыря. В 1651 г. жил в Киево-Кирилловском, Купятицком и Дятиловецком монастырях, в 1653 г. управлял Елецким монастырем Черниговской епархии. В 1657 г. хиротонисан во епископа Черниговского, жил в Новгород-Северском Преображенском монастыре. Около 1666 г. назначен местоблюстителем Киевской митрополии. В 1667 г. возведен в сан архиепископа. В 1692 г. уволен на покой. Погребен в Черниговском Борисоглебском монастыре. Преосв. Лазарь был ревностным поборником святой веры и благочестия (святитель Димитрий Ростовский называл его столпом Православия), красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем. Вел активную борьбу с иезуитами и с унией, участвовал в деле исправления церковных книг. Широко известен сборник его проповедей «Меч духовный». Народное почитание архиепископа Лазаря связано с убеждением в нетленности его тела. – 68. Ленивцев Николай Михайлович – советник Казенной палаты в Курске. – 10. Леонид – архиепископ Ярославский. 16 февраля 1817 † 15 декабря 1876. В мире Лев Васильевич Краснопевков. Родился в Петербурге в дворянской семье. Учился в английском и французском пансионах, Горном кадетском корпусе, служил юнкером в Балтийском флоте. Образование завершил в Петербургской и Московской духовной академиях. В 1842 г. определен преподавателем в Вифанскую семинарию. В 1845 г. пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. С 1849 г. – ректор Вифанской семинарии и настоятель Московского Златоустова монастыря. В 1850 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. По смерти митрополита Филарета в 1867–1869 гг. управлял Московской епархией. В 1876 г. возведен в сан архиепископа Ростовского и Ярославского и в этом же году скончался. Погребен в Ярославском кафедральном соборе. Преосв. Леонид находился в близком духовном общении с митрополитом Московским Филаретом, который покровительствовал ему еще в годы обучения. Отзывы современников о преосв. Леониде говорят о нем как об одном из замечательнейших архипастырей своего времени. – 124, 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В это же время переживала тяжелое время Киевская Митрополия. Речь Посполитая активно препятствовала подчинению Киевского Митрополита Московскому Патриарху, хотя уже Могилевский, Смоленский и Черниговский иерархи постепенно признали над собою власть Патриарха. Патриарх Иоасаф посылал от себя увещательную грамоту малороссийскому народу, призывая быть на стороне московского народа. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович; 1657–1692) также писал к запорожскому войску, большая часть которого находилась на польской территории, о ненарушении присяги. Когда Юрий Хмельницкий стал гетманом вместо Выговского и получил гетманскую булаву от Московского Государя, Святейший Патриарх в своей грамоте призывал его хранить верность Российскому престолу. Патриарх заботился также о миссионерском служении в Церкви. Благодатная почва далекого севера на Новой Земле потребовала проповедника для ее жителей, самоедов, бывших идолопоклонниками и пожелавших принять свет Христовой веры. В связи с этим Патриарх Иоасаф 10 января 1672 года посылает грамоту игумену Сийского монастыря Феодосию, повелевая направить туда священника с причтом из Новгородской епархии, которой управлял тогда митрополит Питирим, будущий Всероссийский Патриарх (1672–1673). Святейший Патриарх сохранял связи с монастырями, где он был до Патриаршества. Известны вклады Патриарха в Троице-Сергиев монастырь: в 1662 году он дал орнаментированный крюковой Стихирарь, затем — печатное Евангелие. В монастырской Вкладной книге читаем о его вкладах: “176 (1668)-го году в 11 день Великий господин Святейший Иоасаф Патриарх Московский и всеа Русии пожаловал в дом Живоначальныя Троицы вкладом бархат золотой по червчатой земле, в травах шелк зелен, мерою 8 аршин, и тот бархат отдан в ризную казну, взял ризничей соборной старец Игнатей Стоговский. 177 (1668)-го году октября в 29 день Великий господин Святейший Иоасаф Патриарх Московский и всеа Русии прислал в дом Живоначальные Троицы 2 атласа золотых по червчатой земле, в травах шелк бел да лазорев, мерою по десяти аршин.

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-patriarh...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Макарий Каневский, Овручский, прмч. - житие Священномученик Макарий Каневский, Пинский, архимандрит (память 7 сентября и 13 мая по старому стилю) ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА МАКАРИЯ ОВРУЧСКОГО, КАНЕВСКОГО И ПЕРЕЯСЛАВСКОГО. Блаженный Макарий родился в конце XVI или начале XVII века в городе Овруче). Благочестивые родители Макария, по фамилии Токаревские, с ранних лет воспитали сына своего в благочестии и страхе Божием, внушили ему любовь к молитве и к храму Божию. Движимой этой любовью, с детства запавшей в его душу, отрок нередко отказывался от домашних занятий, чтобы идти в церковь; не раз он поступал в услужение к духовным лицам только за тем, чтобы у них научиться духовной жизни. Наконец, благочестиво настроенный юноша оставил дом своих родителей навсегда, удалился в местный Овручский монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы и здесь принял монашеское пострижение. Молитва и изучение святоотеческих творений были его любимыми занятиями в обители. В конце 30-х годов XVII столетия прп. Макарий подвизался в Купятицком монастыре и настолько был известен своими подвигами и добродетелями, что иноки Симеоновского Брестского монастыря в 1640 г. просили его или прп. Афанасия Филипповича себе в игумены. Рукоположенный сначала в сан иеродиакона, потом иеромонаха, блаженный Макарий получил от епископа Черниговского Лазаря Барановича (1657—1692) посвящение в сан архимандрита и звание настоятеля Овручской обители. Преподобный по смирению своему вначале долго отказывался от этой почести, но когда братия приступили к нему с настойчивой просьбой, возлагая в случае отказа все согрешения свои на его душу, тогда преподобный принял игуменство (ок. 1659 г.). Пребывание блаженного Макария в должности настоятеля Овручской обители совпало с тяжелым и страшным временем преобладания на Волыни поляков, которые старались навязать православным унию и латинство. Прп. Макарий был здесь одним из самых деятельных защитников Православия, добрым руководителем подчиненных ему братий, которые не раз думали даже оставить монастырь, часто приходили в уныние от насмешек и бесчестия со стороны униатов, нередко нападавших на Овручскую обитель и расхищавших церковное имущество. Среди таких бед и скорбей святой настоятель обители не падал духом и, ободряя братию надеждой на Промысл Божий и небесное заступничество, говорил им: «Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 1, 3). И сердце иноков наполнялось твердостью и готовностью все терпеть.

http://pravicon.com/info-2827

Больным лихорадкой, параличом и другим недужным прп. Серапион по молитве их подавал чудесную помощь. Мощи прп. Серапиона почивают под спудом в Спасо–Елеазаровской обители. Память его празднуется местно дважды в год: вместе с памятью прп. Евфросина — 15/28 мая и отдельно — в день блаженной кончины. Макарий Овручский преподобномученик, блаженный Блаженный Макарий родился в конце XVI или начале XVII века в городе Овруче. Благочестивые родители Макария, по фамилии Токаревские, с ранних лет воспитали сына своего в благочестии и страхе Божием, внушили ему любовь к молитве и к храму Божию. Движимой этой любовью, с детства запавшей в его душу, отрок нередко отказывался от домашних занятий, чтобы идти в церковь; не раз он поступал в услужение к духовным лицам только за тем, чтобы у них научиться духовной жизни. Наконец, благочестиво настроенный юноша оставил дом своих родителей навсегда, удалился в местный Овручский монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы и здесь принял монашеское пострижение. Молитва и изучение святоотеческих творений были его любимыми занятиями в обители. В конце 30–х годов XVII столетия прп. Макарий подвизался в Купятицком монастыре и настолько был известен своими подвигами и добродетелями, что иноки Симеоновского Брестского монастыря в 1640 г. просили его или прп. Афанасия Филипповича себе в игумены. Рукоположенный сначала в сан иеродиакона, потом иеромонаха, блаженный Макарий получил от епископа Черниговского Лазаря Барановича (1657–1692) посвящение в сан архимандрита и звание настоятеля Овручской обители. Преподобный по смирению своему вначале долго отказывался от этой почести, но когда братия приступили к нему с настойчивой просьбой, возлагая в случае отказа все согрешения свои на его душу, тогда преподобный принял игуменство (ок. 1659 г.). Пребывание блаженного Макария в должности настоятеля Овручской обители совпало с тяжелым и страшным временем преобладания на Волыни поляков, которые старались навязать православным унию и латинство. Прп. Макарий был здесь одним из самых деятельных защитников Православия, добрым руководителем подчиненных ему братий, которые не раз думали даже оставить монастырь, часто приходили в уныние от насмешек и бесчестия со стороны униатов, нередко нападавших на Овручскую обитель и расхищавших церковное имущество. Среди таких бед и скорбей святой настоятель обители не падал духом и, ободряя братию надеждой на Промысл Божий и небесное заступничество, говорил им: «Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 1, 3). И сердце иноков наполнялось твердостью и готовностью все терпеть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Во второй половине XVII века разрыв между Правобережной и Левобережной Украиной сложился окончательно. Правобережье с 1659 года находилось под юрисдикцией Польши и имело своего особого гетмана. В Левобережье, которое находилось под властью московского государя, шла борьба за гетманскую власть. Претенденты враждовали между собой, спорили, доносили друг на друга в Москву, производили смуты между казаками, волновали население. Чтобы получать достоверные сведения о положении этой страны, управлять делами ее для ее же блага, московское правительство остановилось на мысли иметь в лице церковного администратора в Киеве и политического деятеля человека, который бы не только вполне был верен московскому государю, но близко был знаком с духом и характером малороссийского народа, с тогдашним настроением его мыслей и желаний, со взаимными отношениями тогдашних главных лиц и партий между казаками и всем этим мог бы служить московскому правительству и благотворно содействовать ему в управлении краем. Таким человеком признали в Москве нежинского протопопа Максима Филимонова. Он обратил на себя внимание московских властей еще в 1654 году, когда Малороссия и Белоруссия присоединялись к Великой России, своими речами, в которых показал свою образованность, а еще больше свою приверженность к православной России. С того времени он всячески старался способствовать утверждению московской власти в Малороссии. Царь, которому передавались от отца Максима известия, видел и ценил его усердие, щедро награждал его, видел его близкое знакомство с краем, его способность к занятиям политическими делами, его находчивость и уменье заправлять ими. В этом отношении он казался гораздо выше и надежнее епископа Лазаря (Барановича,1692). Епископ Лазарь был человек весьма ученый и благочестивый, но всю свою жизнь провел в стенах училищ и в управлении разными монастырями, а с мирскою общественною жизнью в крае мало был знаком, практически и не обнаруживал никакой склонности следить за течением гражданских и политических дел. Не удивительно, что вместо Лазаря (Барановича) блюстителем Киевской митрополии, после совершения в Москве хиротонии, московским правительством был выбран протопоп Максим.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Представители духовенства также передали в Москву свою небольшую записку, в которой говорилось следующее: «Мы, духовенство архиепископии Черниговской, игумены и протопопы и все той епархии, желаем имети себе за архиепископа по архиепископе Лазаре Барановиче вместо наследника архимандрита Елецкаго Черниговского Феодосия»; и затем следовал в записке целый ряд подписей. Со всеми этими письмами в 1692 году 24-го июля приехал в Москву Феодосий Углицкий и немедленно явился с ними к царям и патриарху. Выраженное в этих письмах общее желание – видеть архимандрита Феодосия в сане архиерея Черниговской епархии на первых порах поставило патриарха Адриана в большое затруднение. Собственно против удостоения св. Феодосия епископского сана всероссийский патриарх не мог иметь и, действительно, не имел ничего. Но вся причина затруднения заключалась в том, что архимандрита Феодосия просили поставить Черниговским архиепископом в то время, когда еще был жив прежний архиепископ, который при том ходатайствовал о назначении себе преемника, но и сам не отказывался совершенно от управления делами епархии. Таким образом Черниговской архиепископии предстояло одновременно иметь двух архиепископов с равными правами и властию. Неудивительно поэтому, если в Москве было «сумнение и разглагольство» по поводу необычайного ходатайства Черниговского архиепископа и малороссийского гетмана. Такое явление выходило из обычного порядка вещей и даже прямо противоречило каноническим постановлениям. Из сохранившегося и напечатанного «хода дела о поставлении в Москве Феодосия Углицкого в архиепископа Черниговского» видно, что прежде всего была сделана справка, когда и в какие епархии должно поставлять епископов. Оказалось, что возможно поставлять только в следующих случаях: «первое, на вдовствующие престолы, идеже умрет архиерей; второе, и вновь где будет возможно архиерейскому престолу быти, ради пользы и духовного правления людей Божиих; третие, аще коего престола архиерей за кую-либо свою немощь, или за многолетню болезнь писанием отречеся престола своего...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1) «Книга Беседы Евангельские на Евангелиста Матфея. Писано мелким уставом». 2) «Триодь цветная харатейная в десть знаменная». 3) «Книга правило Никонское в десть, полууставное мелкое письмо». 8) «Две книги Антиоха письменные, одна на хартии, а другая на бумаге». Другая только сначала писана на бумаге. 5) «Книга Матфея иеромонаха правильная в десть, писана уставом. Застежки же серебряные». С 474 по 494 лист описаны здания бывшего деревянного монастыря. – 495 – 524. Конюшенный двор и другие вне монастыря здания. – 525 – 532. Описание пустыни св. патриарха Никона : – Переплет корешковый. 172-й. Опись церковному имуществу Воскресенского мнтр, писанная скорописью 1681-го года в поллиста на 122-х листах. С 116-го листа до конца написано росписание имен и Фамилий, служащих при мнтре. Без переплета в тетрадях. 173-й. Опись церковному имуществу Воскресенского мнтр, писанная скорописью 1698-го года в поллиста на 107-ми листах. Но листам скреплено постриженником св. патриарха Никона , иеромонахом Мардарием, иеромонахом Мисаилом, иеромонахом Акиндином и Ризничим иеродиаконом Сосипатром. Без переплета в тетрадях. 174-й. Книги приходные и расходные деньгам великих гдрей жалованья на городовое казенное строение со рчн (1690), рч (1691) с (1692) са (1693) св (1694) годов, писанные скорописью в поллиста, на 58-ми листах. Без переплета в тетрадях. 175-й. Приходорасходные книги 1693-го года, писанные в поллиста скорописью на 119-ти листах. Выписываю из тех и других книг любопытное и достойное замечания: Л. 19 об. Октябрь. Въ г. днь принято у гробового старца Ироклимана свечных днгъ девятнадцать алтын четыре деньги. В д днь продано с Фаворского скотного двора двадцать баранов села Вознесенского бобылю Пашке Корнильеву, взято два рубли восемь алтын две денги. – 22. Декабрь. въ днь гдрн благородна црвна и велнка кнжна Татиана Михайловна пожаловала властем и братии за стол на корм денег сорок рублев. Да на митню сорок рублев и те млтинные днги все розданы, в приход и в росход их не класть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Так, наконец, организовалось епархиальное устройство Киевской митрополии под властью Москвы. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович еще при жизни в 1691 г. выпросил себе помощника игумена Выдубецкого монастыря, Феодосия Углицкого, возведенного по этому случаю в архимандрита черниговского Елецкого монастыря 1138 . В следующем 1692 г. Баранович писал: «сия нощь преспевает мне и страх смерти нападает на мя, оставляет мя сила моя. Убо да имею в безсилии моем и трудах моих способствующа ми». Поэтому он просил патриарха Адриана поставить архимандрита Феодосия сослужителем себе с тем, чтобы после оставить его своим преемником. Гетман обращался с более определенной просьбой. Он просил посвятить Феодосия в епископа Черниговской епархии, потому что «в малороссийской стране Черниговския архиепископии епархия нынешнего времени зело требует в чинах церковных и во всех своих делах духовных должнаго ей управления». В Москве сначала усомнились ставить Феодосия на занятую кафедру. Называть его черниговским, пока Баранович не оставил кафедру, было не пристойно, а без названия именем города нельзя было и ставить епископа. Кроме того боялись, что новому епископу без вражды и смущения при старом жить невозможно. Решили списатья с Барановичем. Между тем Баранович сам уже просил поставить Феодосия прямо архиепископом. Вернее всего, старец архиепископ обещался оставить кафедру. Дело пошло быстро. 13 ноября 1692 г. известили гетмана и Барановича, что Феодосий, давно прибывший в Москву, поставлен в архиепископа черниговского. 12 марта 1693 г. Баранович благодарил п. Адриана за данного ему помощника. При этом на своем письме он по-прежнему подписался архиепископом черниговским и новгород-северским 1139 . Патриарх любезно ответил Барановичу. Феодосию Углицкому, называя его архиепископом черниговским и новгород-северским Адриан написал, что при жизни старого владыки ему нельзя дать утвердительной грамоты на звание черниговского архиепископа и только похвалил за послушную помощь старцу. Об утвердительной грамоте просил было гетман, но получил ответ от 26 мая, что «прошение о грамоте не у время исполнити». В сентябре 1693 г. Баранович «усне о Господе вечно». В январе следующего 1694 г. Феодосию дана утвердительная грамота, в которой Черниговская архиепископия поставлялась первой по степени среди русских архиепископий. Будущие черниговские владыки обязывались ставиться в Москве. О грамоте известили Феодосия и гетмана 1140 . Таким образом на черниговской кафедре почти год было два архиепископа с одним и тем же титулом. Феодосию Углицкому в 1697 году наследовал Иоанн Максимович , также игумен черниговского Елецкого монастыря 1141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1688-1689 гг. в связи с шедшими в Москве с кон. 60-х гг. XVII в. спорами о времени преложения Св. Даров (см. в ст. Евхаристия ) патриарх Иоаким послал грамоты Киевскому митр. Гедеону (Святополк-Четвертинскому), Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу) и киево-печерскому архим. Варлааму (Ясинскому) с предписанием изложить свою позицию по этому вопросу. В 1688 г. царевна София Алексеевна отправила гетману Мазепе посвященную данной теме «Книгу о манне Хлеба животного» Сильвестра (Медведева) . Вместе с сочинением Сильвестра на Украину была послан содержавший иную т. зр. труд греков Лихудов «Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым». В письме Мазепе от дек. 1688 г. И. высоко оценил «Книгу о манне...»: «Пречестнаго монаха Медведева веру, труды, разум хвалю и почитаю» (цит. по: Шляпкин. 1891. С. 178). Труд Сильвестра, с к-рым И. состоял в переписке, давал ответ на вопрос о времени преложения Св. Даров в духе католич. богословия. Эту т. зр. разделяло большинство малороссийского духовенства. В нач. 1689 г. И. включился в дискуссию о времени пресуществления Св. Даров, видимо по благословению Киевского митрополита написав «Книгу о пресуществлении, словесы Христовыми с действием Святаго Духа совершающомся». Главными оппонентами И. и Сильвестра (Медведева) в Москве выступили братья Лихуды. Для решения спора в авг. 1689 г. в Москву была направлена делегация Киевской митрополии, в состав которой входил И. Во время дискуссий взгляды И. были признаны «латинницкими», и его выслали из Москвы. На Московском Соборе 1690 г. книга И. попала в число сочинений, на распространение к-рых налагался запрет. «Книга о пресуществлении...» сохранилась в неск. списках, обнаруженных И. А. Шляпкиным (см.: Там же. 1891. С. 195. Примеч. 1). И. принимал деятельное участие в церковных, общественных и политических событиях в Киеве и Юго-Зап. Руси в кон. XVII в. В мае-июне 1690 г., во время выборов Киевского митрополита, И. являлся маршалком Собора. 25 июля 1687 г. И. присутствовал на избрании И. С. Мазепы гетманом, подписал избирательный акт. Вскоре Мазепа пожертвовал крупные средства на ремонт монастырской Кирилловской ц. 29 апр. 1692 г. Киевский митр. Варлаам (Ясинский) поручил И. провести с Мазепой переговоры об учреждении в Батурине архимандритии во главе со св. Димитрием (Савичем (Туптало)) . Об ответе Мазепы, занятого в 1691-1692 гг. борьбой с восстанием под рук. Петрика, неизвестно. 26 июля 1692 г. Мазепа издал универсал о передаче Кирилловскому мон-рю озер, ранее принадлежавших Ржищевской обители, «иж просил нас превелебный господин отец Инокентий (Монастырский), игумен свято-кирилский киевский, з братиею» (Там же. 239).

http://pravenc.ru/text/468735.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010