Вероятно, в кон. XV в. Сугдейская митрополия находилась в наиболее плачевном состоянии. Сугдея после изгнания из нее генуэзцев быстро пустела; экономическая деятельность была связана только с Каффой. В 1485 г. Сугдейская митрополия была временно присоединена к Готской. О положении Сугдейской митрополии позднее сведений крайне мало. В 1566 г. в Сугдею был направлен управляющий экзарх, прежде занимавший пост сакеллария некоего патриаршего имения (ставропигии) в Каффе. В функции экзарха входило объединить управление общинами 10 окрестных деревень. Возможно, это и была православная паства митрополии. Вскоре территорию и приходы Сугдейской митрополии поделили между Готским и Каффским митрополитами. В 1616 г. Сугдейская митрополия была окончательно присоединена к Каффской. В 1485 г. в Каффе вместо прекратившего существование католич. еп-ства была образована правосл. Каффская митрополия. Первый известный греч. архиерей Каффы - митр. Софроний - занимал эту кафедру в 1546 г. В 1616 г., когда митрополитом был Митрофан, к Каффе была присоединена Сугдейская и Фулльская митрополия и кафедра Каффы получила офиц. наименование митрополия Каффская и Фулльская. Тем не менее в структуре правосл. епархий К. того времени Каффская митрополия также занимала второстепенное положение и в 1678 г. была присоединена к Готской митрополии. В состав Готской митрополии в сер.- 2-й пол. XV в. помимо земель уничтоженного турками княжества Феодоро вошли территории бывш. Херсонеса. Несмотря на исчезновение этого древнего города, увеличение территории Готской митрополии, вероятно, сделало ее наиболее многочисленной и жизнеспособной епархией К. После разгрома турками Дороса (Мангупа) в 1475 г. местом пребывания митрополитов стал Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь в Майрам-Дере. Известно о существовании еще 3 греч. муж. правосл. мон-рей на юго-западе К. в XVI-XVIII вв.: Балаклавского во имя вмч. Георгия Победоносца , Феодора Стратилата (ныне в с. М. Садовое) и мон-ря Иоанна Предтечи близ Бахчисарая. Вероятно, также продолжали действовать нек-рые из пещерных мон-рей горного К.: в Инкермане (см. Инкерманский во имя сщмч. Климента, папы Римского ), Челтере и Шулдане. Монашеские посольства из К. с кон. XVI в. неоднократно посещали Москву для сбора милостыни. В XVII в. они получали от российского правительства регулярные субсидии (ругу).

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В декабре 1834 года настоятель митрополит Агафангел «на основании духовного регламента о житии в монастырях священнослужителей» разработал уставные дополнения: «По 18 пункту. Монахи и в монастыре пребывающие священнослужители не должны быть праздны. По 19 пункту. Они не должны иметь прислуги, кроме старых. По 20 пункту. Не позволять никому из братии звать к себе в гости. По 21 пункту. Да и сами они не должны ходить в гости без благословения настоятеля, а в отсутствие его – благочинного. Особо строго запрещается ходить в мирские дома. По 22 пункту. Вещей монастырских, как съестных, так и питейных и прочих, не продавать. По 23 пункту. Пищи, от трапезы оставшейся, да не берут никогда, кроме кваса. По 25 пункту. Пища, питание и одеяние да будут всем всегда равно. По 26 пункту. Никому в монастыре чужих денег и пожитков не держать, кроме книг. По 34 пункту. Жен в келию не пускать, разве гостиной келии, кому оное положено». В 1839 году Георгиевской обители был положен «добавочный штат 12-ти человек, для укреплениев, строящихся на Восточном берегу Черного моря». В следующем году семь иеромонахов начали там свою нелегкую духовную службу. Балаклавские священнослужители принимали участие в русско-турецкой войне 1828– 1829 годов и в Босфорской экспедиции 1833 года. 30 апреля 1830 года командующий флотом адмирал А.С. Грейг получил предписание о посылке крейсеров для охраны побережья Кавказа от иностранной контрабанды. Суда Черноморского флота стали нести круглогодичное боевое дежурство у Кавказских берегов, одновременно высаживая десанты на побережье. Во время этих операций и в боевых дежурствах иеромонахи монастыря исполняли пастырские обязанности. Причем рисковать им приходилось ежечасно. Случалось, оказывались и плененными, как, например, иеромонах Самуил. В Великий пост 1837 года он попал в плен к черкесам, когда ездил на требы в укрепления Бомборы и Пицунда. Позже какой-то турок выменял священника на кусок материи, после чего решил «выручить» за отца Самуила 700 целковых от российской стороны. Об этой истории упоминает А.Н. Демидов в книге «Путешествие в южную Россию и Крым… совершенное в 1837 году»: «Во время нашего посещения монахи были не все в монастыре: пятеро из них находились на флоте, а один находился в плену у черкесов, и монастырь собирал мало-помалу и с большим трудом 8 000 рублей, нужных для выкупа его».

http://pravoslavie.ru/4018.html

Популярная легенда о перевоплощении императора в старца Федора Кузьмича имеет и севастопольский «извод»: дескать, намерение государя начать в Сибири подвижническую жизнь благословили именно в Георгиевской обители поначалу митрополит Хрисанф, а позднее митрополит Агафангел. Нет нужды опровергать столь нелепые вымыслы, оскорбляющие святую память о настоятелях, окормлявших со всевозможным тщанием вверенную им паству. Трудно вообразить, чтобы владыки, умудренные духовным, житейским, иерархическим опытом, осмелились советовать самодержцу великой России, помазаннику Божию отречение от мира, короны и ответственности за империю. Впрочем, личность Федора Кузьмича не есть наша тема; заметим только, что императрицу Елизавету Алексеевну, скончавшуюся вскоре после венценосного супруга, народная молва тоже «определила» в некую новгородскую пустынь под именем Веры Молчальницы. Итак, по сведениям Муравьева-Апостола, обитель Георгиевскую при владыке Хрисанфе составляли «небольшой домик, к стене прислоненный, жилище архиепископа, за ним небольшие келии, над коими видны опустевшие, осыпающиеся пещеры, в коих прежние отшельники обитали; наконец, небольшая чистенькая, недавно построенная церковь». Монахи с узкой террасы, высеченной в скале перед монастырскими зданиями, могли видеть только небо и море. Из «Книг Балаклавского Георгиевского монастыря о приходе, расходе и остатке флотской суммы» видно, что, например, в августе 1820 года запасы его были пополнены говяжьим салом, сахаром, соком, чаем, кофе, икрой, луком, маслинами, пшеном, коровьим маслом и маслом конопляным. Всегда в обители было свое парное молоко и свой виноград. У балаклавских греков 7 сентября, к трапезе праздника Рождества Пресвятой Богородицы, иеромонах Парфений закупил побольше свежей рыбы. В монастыре в то время подвизалось 11 насельников. По «Формулярным ведомостям» обители можно установить их имена. Отец Парфений, 1770 года рождения. Постриг принял 11 апреля 1806 года. В Георгиевский монастырь поступил в январе 1820 года, рукоположен в иеромонаха митрополитом Хрисанфом. Отец Парфений был опытным флотским священником. Участвовал в русско-турецкой войне 1828–1829 годов и был отмечен медалью на Георгиевской ленте. С 16 ноября 1832 года по 9 сентября 1833 года на фрегате «Штандарт» в составе миссии, возглавляемой чрезвычайным российским посланником Н.Н. Муравьевым-Карским, побывал в Турции и Египте. Удостоился двух медалей от турецкого султана Махмута III. 5 июля 1835 года за усердную службу получил благословение Святейшего Синода.

http://pravoslavie.ru/4018.html

Отец Моисей, 1771 года рождения. В Балаклавской обители подвизался с 6 июля 1815 года. Десять лет служил флотским иеромонахом. Отец Симеон (Соколовский), 1791 года рождения. Закончил Киевскую духовную академию. Знал латинский и греческий языки. Рукоположен во священника в 1814 году. За отличное служение в первоклассном Пустынно-Николаевском монастыре указом императора Александра I в 1820 году был определен во флотские иеромонахи с последующим переводом в Георгиевский монастырь. Отец Григорий (Деминовский), из казаков, родился в 1776 году. Рукоположен во священника архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Платоном (Любарским) в 1810 году. Образования не получил, но умел читать и писать. Рясофорный послушник Димитрий Чернинский (Чернов) родился в 1737 году в городе Сабина в семье австрийского солдата. Безграмотный. В Георгиевском монастыре оказался после плена «в Аравии». Пострижен был в 88 лет по благословению Екатеринославского, Херсонского и Таврического архиепископа Феофила (Татарского). Об иеромонахе Исаакие известно, что, когда в 1820 году он поступил в Балаклавскую обитель, ему исполнилось 54 года. Митрополит Хрисанф сразу же отправил о. Исаакия в распоряжение командования Черноморским флотом. Местом его служения оказался корабль «Скорый». Иеромонах Гервасий значился в Георгиевском монастыре с 1820 года. Был образцовым флотским священником и служил примером для остальных насельников в течение долгих 30 лет. За отличную службу во всех боевых операциях получил в награду набедренник, палицу, наперсный крест и медали. В 1848 году митрополит Агафангел волновался, что «удрученный старческой немощью» о. Гервасий может скончаться в его отсутствие. Потому владыка распорядился «погребсти его в могиле, устроенной при новом кладбищенском храме, на паперти по правую сторону входа, для него предназначенной мною при самом устройстве таковой». Настоятель ходатайствовал перед архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым) о рукоположении «старца иеромонаха Гервасия во игумена – не собственно для него, но для меня и в пример другим». В августе 1850 года 75-летний о. Гервасий мирно отошел ко Господу и был похоронен в указанном митрополитом Агафангелом месте.

http://pravoslavie.ru/4018.html

Вообще, к Балаклавскому монастырю Александр I проявлял что-то вроде отеческой заботы. И дело не только в том, что монастырь окормлял флот. Еще в 1818 году вдохновенно рассказанная венценосному гостю митрополитом Хрисанфом повесть об обретении в древней монастырской пещере храма Дианы, где жрица Ифигения чуть было не принесла в жертву своего брата Ореста, конечно же, произвела сильное впечатление на государя, вообще расположенного ко всякого рода мистическим совпадениям. Жертвенник Ифигении, ставший алтарем для христианских подвижников, являл собой символ прямого наследования Россией духовных сокровищ Греции–Византии. В обитель митрополит Агафангел прибыл летом 1825 года. А 27 октября он уже принимал там государя в сопровождении малочисленной свиты. Это была их последняя встреча. Впрочем, вступивший на престол Николай Павлович не обошел владыку монаршей милостью. С 1847 года митрополит Агафангел был пенсионером по разряду награжденных орденом святой Анны I степени. Имел он еще орден святого Владимира II степени и греческий орден Спасителя II степени – Большой Командорский Крест. В 1845 году, к 20-летию служения настоятелем Георгиевского монастыря, владыка удостоился чести получить алмазный крест для ношения на клобуке. В феврале 1835 года митрополит Агафангел принял российское подданство. За весь период настоятельства владыки качество монастырской жизни претерпело существенные перемены. В 1838 году по проекту известного крымского архитектора И. Колодина в обители возвели новую трапезную. «Попечением митрополита устроены следующие здания: два каменные двухэтажные корпуса для жилья братии, крытые железом и с красивыми балконами, устроенные в 1837 и 1842 годах; два корпуса каменные одноэтажные, покрытые железом, на скале для помещения богомольцев, с двадцатью нумерами, выстроенные в 1847–48 и 49 годах. Неподалеку от монастыря конюшенный двор с службами, а на углу двухэтажный гостиный дом и колодец, глубиною до десять сажень, устроенный в 1851 и 1852 годах. Независимо от сего митрополит заботился и о будущем поддержании монастыря. Для чего он, исходатайствовав у благотворительных лиц довольно значительные суммы, внес оные на вечные времена в Государственный банк», – писал архимандрит Никон.

http://pravoslavie.ru/4018.html

Накануне боевых действий в Крыму английская «Таймс» откровенно заявляла: «Главная цель политики и войны не может быть достигнута до тех пор, пока будет существовать Севастополь и русский флот… Взятие Севастополя и занятие Крыма вознаградят все военные издержки и решат вопрос в пользу союзников». Учитывая политическую ситуацию и предчувствуя неизбежную «эпопею Севастополя», Святейший Синод издал указ от 31 декабря 1852 года «О благоустройстве Балаклавского Георгиевского монастыря и его монашествующих», в котором говорилось: «1. Представить Вашему Преосвященству (архиепископу Иннокентию) войти предварительно с начальством Черноморского флота в сношение о том, можно ли обеспечить содержание иеромонахов. 2. Озаботиться удобным и приличным помещением иеромонахов, приспособив дом для посетителей. 3. Предоставить Вашему Преосвященству вызывать для служения в монастыре монашествующих из Киево-Печерской лавры, монастыря Задонского, Софрониевской, Глинской, Рыхловской и Святогорской пустынь. 4. Посылать монахов самых благонадежных. Всех неблагонадежных немедленно удалить». Следуя указу, в Балаклавский монастырь прибыли 19 почтенных иноков из Киево-Печерской лавры, епархий Херсонской, Калужской, Воронежской, Харьковской и Курской. К маю 1853 года иеромонахи окормляли судовые команды двух сформированных и вышедших в море боевых черноморских эскадр. Россия готовилась к войне. Монастырь готовился к обороне. Но Господь уготовал для обители испытание пленом. 14 июня 1853 года Николай I отдал приказ главнокомандующему Южной армией князю М.Д. Горчакову занять вассальские турецкие придунайские княжества – Молдавию и Валахию. Восточная (Крымская) война началась. И уже 18 ноября 1853 года балаклавские иеромонахи отличились в легендарном Синопском сражении, в результате которого эскадра Черноморского флота России под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова нанесла сокрушительное поражение турецкой эскадре, а ее командующий адмирал Осман-паша был взят в плен. Через десять дней высочайшим указом участвующие в бою священнослужители «за примерное благочестие, с которым ободряли раненных на кораблях», получили в награду золотые наперсные кресты на Георгиевской ленте. Решение выглядит беспрецедентным потому, что рядовым священникам до тех пор вообще не полагалось носить наперсных крестов, за исключением награжденных бронзовыми наперсными крестами в память Отечественной войны 1812 года.

http://pravoslavie.ru/4022.html

Иеромонаха Георгиевского монастыря Никандра, служившего на линейном корабле «Чесма», Нахимов особо отметил за храбрость и героизм. Во время обороны Севастополя о. Никандр остался на городских бастионах с экипажем затопленного судна, являя пример отменного мужества и жертвенной самоотдачи. Адмирал Павел Степанович Нахимов 9 декабря 1853 года митрополит Агафангел получил письмо следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство! Принося благоговейную признательность мою и всех сослуживцев моих, участвовавших в битве при Синопе, за светлые молитвы ваши, возданные Господу Богу за дарованную Им победу над врагом Отечества нашего, спешу исполнить желание Вашего Высокопреосвященства присылкою списка имен убитых и от ран умерших товарищей наших в этой битве для принесения молитвы о душах их. При этом осмеливаюсь прибегнуть еще с почтительною просьбою к Вашему Высокопреосвященству о предстательстве молитвами вашими пред Господом, да окажет Он милость свою исцелить раненых и увечных, лежащих на одре страдания. С благоговейным чувством глубокого уважения и совершенною преданностью, поручая себя святым молитвам вашим, имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорный слуга Павел Нахимов». Через десять дней после Синопа русское оружие одержало крупную победу над турками под селением Баш-Кадык-Лар на Кавказе. Вскоре Англия и Франция вступили в войну и направили свои эскадры в Черное море. 9 февраля 1854 года Россия объявила о разрыве дипломатических отношений с Англией и Францией. Оборона Севастополя казалась неизбежной. 81-летний старец-митрополит Агафангел предпочел удалиться с передовой линии предстоящих баталий. В марте 1854 года он, получив пожизненный пенсион, навсегда покинул монастырь и отправился на покой в Иерусалим. Перед отъездом владыка пожертвовал в престольный монастырский храм четыре иконы в окладах с драгоценными камнями. Итак, подведем итоги 30-летней деятельности настоятеля Георгиевской обители. Они исключительны хотя бы потому, что при нем не только окончательно сформировался монастырский архитектурный облик, доминирующие черты которого актуальны и в настоящее время. Греческий иерарх, следуя завету митрополита Хрисанфа, концептуально определил значение монастыря в сакральной и культурологической жизни России и маркировал его духовную генологию. Как писал Л. Чернявский, маститый архиерей Агафангел «путями смиренномудрия и особенной приветливости ко всем посетителям монастыря достиг желанной цели». Результаты истового служения владыки очевидно проявились и в высоких подвигах его чад – братии Балаклавской обители – во время Крымской кампании

http://pravoslavie.ru/4022.html

Юхарина Балка. Церковь Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских Год постройки:2016. Адрес: Россия, г. Севастополь, Балаклавский район, п. Юхарина балка, Монастырское шоссе, территория воинской части. Координаты: 44.536864, 33.51515 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью 6 мая 2017 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в Крымском соединении сил противовоздушной обороны г. Севастополя состоялась церемония чина освящения дивизионного храма в честь преподобномучеников воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских. Храм, построенный по инициативе известного российского тележурналиста, автора документального фильма " Крым. Путь на Родину " Андрея Кондрашова, был построен в рекордно короткие сроки – за 11 месяцев. 24 июля 2016 года состоялась закладка дивизионного храма, которую совершил Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. 15 сентября 2016 года на храм были установлены купол и крест. Завершились последние работы, установлен иконостас и храм готов открыть свои двери для всех, чье сердце не может жить без молитвы, без Божией благодати. Рассказывая о том, как строился храм, инициатор строительства Андрей Кондрашов отметил, что весь процесс шел на удивление легко: «К работе над строительством активно подключились мои друзья и знакомые. Этот храм нарисовал на бумаге режиссер фильма " Крым. Путь на Родину " Сергей Краус, а воплотил его в жизнь архитектор Руслан Федотов. Потом к проекту стали присоединяться меценаты. " Нет " мы не услышали ни от кого " , - делится ктитор храма. Храм святых воинов находится на территории войсковой части. Это единение Церкви и воинства нашло свое отражение во внутренней отделке храма и иконостаса, на котором можно найти и георгиевский крест, и георгиевскую ленту. " При закладке храма мы узнали, что это особенное место. Юхарина балка — одно из двух последних мест сопротивления советских воинов фашистам в 1942 году. С 19 июня по 2 июля здесь погибло более 60 героев-зенитчиков. Здесь не было даже какой-нибудь таблички с упоминанием этого. И вдруг на этом месте вырос храм " , — рассказал Андрей Кондрашов. Несмотря на то, что храм построен, в первую очередь, для воинов дивизии ПВО, вход в него будет открыт для всех жителей Севастополя, которые захотят испросить помощи святых православных воинов Александра и Андрея Радонежских.

http://sobory.ru/article/?object=51847

Освободительное движение в то время охватило Аттику и Пелопоннес. В нем участвовал Байрон. В Молдавии ссыльный Пушкин жаждал устремиться вослед своему кумиру. Но Россия не поддержала это движение. Более того, Александр I, «укоренившийся в школе» властелина тогдашней европейской политики австрийского канцлера Меттерниха, сообщил Порте о верности российско-турецким договорам и уволил из состава русской армии князя Ипсиланти – «великодушного грека», как характеризовал его Пушкин. «Благородный муж» Иван Каподистрия, в то время со-глава (вместе с проавстрийским К.В. Нессельроде) Министерства иностранных дел и единственный среди приближенных к Александру I противовес Меттерниху, будучи греком-патриотом, покинул Петербург в середине августа 1822 года и перебрался в Швейцарию. В новых европейских реалиях для греческого владыки, находящегося под юрисдикцией Константинопольского Патриарха, оптимальным пристанищем могла оказаться только Россия. Тогда же он вынужденно довольствовался кафедрой в Венеции, хотя, согласно воспоминаниям графа Бенкендорфа, греки «питают отвращение к туркам, но почти столь же ненавидят своих прежних хозяев – венецианцев. Единственное иностранное влияние, которое они, похоже, способны сносить, это влияние России: одна Церковь объединяет две нации». В 1822 году митрополит Агафангел удостоился аудиенции у Александра I во время пребывания императора 2 октября – 2 декабря на конгрессе Священного союза в Вероне. Государь выказал митрополиту горячую симпатию и 8 декабря пожаловал ему наперсный бриллиантовый крест. Есть резон предположить, что протекцию владыке составил его земляк и ровесник, уроженец острова Корфу граф Иван Каподистрия, возможно, при посредничестве князя Голицына, кстати, выступившего переводчиком при первой встрече царя с греческим иерархом. Через полтора года, когда встал вопрос о преемнике почившего настоятеля Георгиевского монастыря митрополита Хрисанфа, император указом от 6 августа 1824 года определил на его место владыку Агафангела с единовременным пособием в 5000 рублей серебром и назначением казенного содержания в размере 2000 рублей годовых. Правда, Георгиевским монастырем уже несколько месяцев управлял прибывший от Константинопольского Патриарха греческий архиепископ Иаков (Сидон). Но его кандидатуру, конечно же, не удалось согласовать со Святейшим Синодом. Воля императора, как административного главы Русской Православной Церкви, решала все.

http://pravoslavie.ru/4018.html

Коршунов Ю.Л. Последний генерал-адмирал (Великий князь Алексей Александрович)//Новый часовой. 1996. С. 188–195. Корягин С.В. Иловайские. – М.: Б. и., 2001. – 120 с.: ил., портр. – (Генеа­логия и семейная история Донского казачества; Вып. 17). Косцюшко-Валюжинич К.К. Посещение Их Императорскими Величествами музея и раскопок в Херсонесе 18 сентября 1902 г.//Известия Таврической Ученой архивной Комиссии. 1902. Т. 34. С. 114–125. Кочетов Д.Б. Балаклавский во имя великомученика Георгия Победоносца мужской монастырь//ПЭ. М., 2002. Т. 4. С. 280–281. Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.)/Отв. ред. А.М. Молдован. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 400 с. – (Studiaphilologica). Красножен М.Е. Церковное право. – 2-е изд., испр. и доп. – Юрьев: К Маттисен, 1906. – 304 с. Краткая историческая записка о публичных богословских чтениях в Москве//МЦВед. 1903. С. 139–141; С. 178–181; С. 205–207; С. 228–229. Кремлевское торжество 19 февраля//МВед. 1902. 20 февр. С. 2. Кривошеева Н.А. К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и бывшего священника Григория Петрова //XV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гума­нитарного университета: Материалы 2005 г. Т. 1. М., 2005. С. 334–337. Круглов А. На службе миру – на службе Богу//ДЧ. 1902. Ч. III. Окт. С. 186–193. Кудрявцева Е.П.Король Петр I//Монархи Европы: Судьбы династий/[Т.А. Александрова, А.М. Балебанов и др.; Ред.-сост. Н.В. Попов]. М., 1996. С. 500–551. Курбатов В.Я. Петербург: Худож.-ист. очерк и обзор худож. богатства столицы. – СПб.: Лениздат, 1993. – 383, с.: ил. Лабынцев Ю.А., Щавинская Л.Л. Белорусско-украинско-русская православная книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. по материалам экс­педиции 1996 г. – М.: Индрик, 1999. – 312 с. Лаврова П.В., Соловьева Т.С. и др. Англикано-православные связи//ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 311–322. [ Лебедев А. А.] Приемы, знания и беспристрастие в критическом деле редактора «Домашней Беседы» В.И. Аскоченского: Разбор критики на соч. архим. Феодора «О Православии». – СПб.: В. Головин, 1862. – 148, III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010