Правда А. С. Пушкин, посетивший в 1820 году со своим другом Раевским Георгиевский монастырь, писал: " Здесь видел я баснословные развалины храма Дианы " . В легенде также говорится, что более трёх тысяч лет назад здесь возвышался языческий храм в честь богини Дианы, где тавры и скифы приносили в жертву застигнутых бурей моряков и купцов. Из предания нам также известно, что в 890 году, греки-мореплаватели были застигнуты у мыса Фиолент страшной бурей. Моряки спаслись лишь горячей молитвой, обращённой к святому Георгию. Шторм внезапно утих, и на скале им явился святой. Поднявшись на огромный скалистый камень, они нашли там икону с изображением Георгия Победоносца. С тех пор это место почитания св. Георгия получило название - Скала Явления. Вернувшись в эти места через год, спасённые основали здесь пещерный монастырь оберегаемый чудотворной иконой св. Георгия, в котором она и хранилась. Все исторические документы об основании монастыря сгорели во время пожара 1780 года. О постройке Георгиевского храма свидетельствовала табличка, прикреплённая перед входом на стене. " Создан храм сей во имя Великомученика и Победоносца Георгия, Проректорством и благодеяниями князя Александра Николаевича Голицына, помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа, 1810 года " . Известно, что на строительство монастырского храма пожертвовал три тысячи рублей флотоводец, адмирал Ф. Ф. Ушаков, по сто - севастопольский купец Кази и Великий князь Николай Павлович - будущий император Николай I. В Георгиевской обители бывали все русские императоры от Александра I до Николая II. В 1825 году Свято-Георгивский монастырь посетил А. С. Грибоедов. Познакомившись с достопримечательностями монастыря, Александр Сергеевич спустился к морю и искупался в холодной, как лёд, воде. Побеседовав с настоятелем, писатель отправился в Севастополь. В разное время обитель возле мыса Фиолент, посещали А. К. Толстой, И. С. Аксаков, А. Н. Островский, И.

http://sobory.ru/article/?object=02946

(Георгиевский монастырь– Георгиевский Балаклавский 1-го класса общежительный мужской монастырь основан, по преданию, в 891 г. греками, спасенными от гибели во время бури на море вмч. Георгием, явившимся наскале у мыса Фиолент. Монастырь возник при пещерной церкви, где в IV в. подвизались первые херсонесские епископы – сщмч. Василий и его преемники. Первое документальное свидетельство о монастыре относится к 1578 г. Сведений о монастыре в вв. почти не сохранилось, до 1794 г. монастырь находился в юрисдикции Константинопольского патриархата. В 1806 г. монастырь был возведен в 3-й класс, в 1850 г. переведен в 1-й класс без назначения положенного для первоклассных монастырей содержания. В начале XIX в. монастырь являлся местом пребывания флотских иеромонахов. В ходе Крымской войны 14.09.1854 г. был захвачен войсками союзников, которые сохранили его от разорения и поругания турками. В 1891 г. праздновалось тысячелетие существования монастыря. В монастыре было трихрама: 1) пещерный Рождества Христова, сооруженный по проекту архитекторов Н.М. Чагина и В.А. Фельдмана в 1893 г. на месте древнего пещерного храма IV в.; 2) вмч. Георгия, сооруженный трудами министра духовных делкн. А.Н. Голицына по проекту архитектора И. Домошникова в 1810–1816 гг.; 3) Крестовоздвиженский, сооруженный в 1848 г. по проекту архитектора В.А. Рулева. 17.10.1898 г., в ходе посещения монастыря Императором Николаем II, состоялась закладка соборного храма Вознесения Господня (построен небыл). В монастыре хранился список с чудотворной иконы вмч. Георгия с изображением событий его жизни, явленной на скале грекам в 891 г. (с 1970 г. – в Украинском музее изобразительных искусств в Киеве). В монастырской ризнице сохранялись старинные предметы церковной утвари, богослужебные книги и архиерейские облачения. В Георгиевском храме был погребен бывший министр духовных дел князь А.Н. Голицын. В начале XX в. в монастыреподвизались игумен, 23 монаха и 30 послушников. Монастырь владел 904 дес. земли и получал от казны 3000 руб. Его закрыли в 1929 г., но в Крестовоздвиженском храме богослужения совершались до 1930 г. Храм вмч. Георгия разрушили в начале 1930-х гг. (сохранились фундамент и подвальная часть). В 1993 г. в монастыре возобновилась монашеская жизнь. См.: Православные монастыри. С. 790–792; Катунин Ю.А. Монастыри Крыма в XIX-XX вв. (по материалам крымских архивов). Симферополь, 2000. С. 19–32; Кочетов Д.Б. Б алаклавский во имя великомученика Георгия Победоносца мужской монастырь//ПЭ. М., 2002. Т. 4. С. 280–281.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Через год, 17 октября, в обители в присутствии императорской четы Николая II и Александры Федоровны епископ Никон (Софийский) заложил Вознесенский храм в память о чудесном избавлении в 1891 году цесаревича Николая Александровича от покушения в Японии. Монастырский собор с двумя приделами во имя святителя Николая и великомученицы Александры задумывался как патронажный правящей царской фамилии. Тогда император пожертвовал обители 3000 рублей. В 1909 году был закончен проект Вознесенской церкви. Но построен он не был. В 1899 году новым настоятелем обители стал игумен Филадельф. При нем там подвизались 7 иеромонахов, 3 иеродиакона, 1 диакон, 16 монахов, 1 указной послушник и 32 испытуемых. С 1903 года монастырем управлял игумен Сильвестр, а с 1909 – игумен Нафанаил. Во время Первой мировой войны иеромонахи отправились в боевые походы на военных кораблях. В самом же монастыре был устроен лазарет. Вообще в те тяжелые для России дни в Балаклавскую обитель стекалось много паломников. Они с сугубым усердием обращались к чудотворной силе святого Георгия Победоносца и молились о замирении и милосердном покровительстве всем сражавшимся воинам. 15 мая 1915 года государь император Николай II с августейшим семейством последний раз посетил монастырь. По рассказу графа С.Д. Шереметева, когда Николай II, будучи в Севастополе, неожиданно приехал на молебен в Георгиевском монастыре, два схимника, долго не покидавшие своих келий в скалах, прозрели присутствие императора и, выйдя к нему, поклонились будущим страданиям царя-мученика. А, может быть, и страданиям всей Российской державы. 19 июля 1916 году архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе) освятил восстановленный в монастыре храм во имя святого Димитрия Солунского, упраздненный при архимандрите Никоне. Осенью 1916 года в Георгиевскую обитель прибыл из Соловецкого монастыря новый настоятель архимандрит Мельхиседек. Он стал последним управителем этого святого места. Октябрьская революция не скоро докатилась до Балаклавы.

http://pravoslavie.ru/4022.html

Свято-Никольский храм-памятник (Севастополь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Никольский храм — православный храм-памятник в Севастополе в форме пирамиды, на Братском мемориальном кладбище. Один из главных архитектурных символов Севастополя. Уникальный образец культовой архитектуры второй половины XIX века: храм-пирамида и одновременно памятник защитникам Севастополя в период Крымской войны. При храме действует гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Храм строился с 1857 по 1870 годы. В августе 1898 года Братское кладбище и храм Святого Николая посетил Николай II с императрицей Александрой Федоровной и детьми. Произведя вместе с генерал-адмиралом Великим князем Алексеем Александровичем и Великим князем Михаилом Александровичем смотры судов возрожденного Черноморского флота и войск на Куликовом поле под Севастополем, 23 августа император с Графской пристани переправился на Северную сторону. В открытой коляске в сопровождении немногочисленной свиты императорская чета приехала к храму Святого Николая, где они слушали заупокойную литургию, которую совершал настоятель адмиралтейского собора, в сослужении протоиерея с яхты «Штандарт» и благочинного 13-й пехотной дивизии. При входе в церковь, их Величества были встречены священником, с крестом и святой водою. В 2 ч. 25 мин. окончилась литургия, и Государь император с Государынею Императрицей, при выходе из храма, изволили пешком обойти вокруг кладбищенской церкви. После революционных событий отношения атеистического Советского государства и церкви оказались сложными и подчас трагичными. Храму Святого Николая повезло, его не снесли, как в Балаклавском Георгиевском монастыре - древнейший храм Святого Георгия Победоносца, в котором в сентябре 1820 года, при посещении обители, бывал Александр Пушкин, как храм Святого Николая в Инкермане, часовню Святого Георгия Победоносца в Кады-Кое... В годы Второй обороны (1942—1944) храм-памятник сильно пострадал: верхушка здания была разрушена, огромный крест рухнул на землю, часть его откололась. Здание восстановлено после Великой Отечественной войны в прежнем виде.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Храм возводился по проекту архитектора В.А. Рулева, инженера-поручика морской строительной части. В июне 1845 года к владыке настоятелю обратился архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил (Розанов): «Имев честь получить от Вашего Высокопреосвященства известие о заложении предположенного Вами храма на возвышенности Георгиевской обители, и именно на монастырском кладбище, с тем Вас, милостивый архипастырь, имею честь поздравить, желая и моля Господа, что, как святую церковь врата адовы не одолевают, так чтобы Вы в здравии и долгоденствии неколебимы были». С одобрения Святейшего Синода митрополит Агафангел отправился в паломничество по святым местам Воронежа, Киева, Москвы и Петербурга. Эта поездка, длившаяся с 19 мая по 11 сентября 1846 года, имела еще целью существенно пополнить монастырскую казну пожертвованиями для строительства Крестовоздвиженской церкви. Новый каменный храм возвели «со всевозможным вкусом и благолепием». Резьбу деревянного иконостаса исполнил мастер Рыбаков из Охты. Утварь заказали благолепную. Образа написал Н.М. Алексеев, академик живописи из Петербурга, известный своими работами в Исаакиевском соборе. Иконы же и стенные росписи доверили академическому живописцу Силину, которого рекомендовал вице-президент Императорской Академии художеств граф Ф.П. Толстой – прославленный автор эскизов к декору врат храма Христа Спасителя. Под церковью была устроена усыпальница – склеп со сводами, где нашли упокоение граф В.А. Перовский и княжна А.А. Оболенская. Вокруг храма соорудили ограду, которая с одной стороны была глухой каменной стеной, а с другой – чугунной решеткой художественного литья. Монастырская летопись не сохранила точной даты освящения Крестовоздвиженской церкви. Впрочем, резонно предположить, что торжество состоялось 21 мая 1850 года, в день прославления святых равноапостольных «первого царя во христианех» Константина и его благочестивой матери царицы Елены, обретшей в Иерусалиме Крест Христов, и праздник сретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской. Не случайно тогда обитель «изволил осчастливить своим посещением» именинник – великий князь Константин Николаевич. В том же 1850 году монастырь во имя великомученика Георгия Победоносца обрел статус «первоклассного, общежительного».

http://pravoslavie.ru/4018.html

Еще в 1850 году монастырь возвели в первый класс. Для посетителей устроили гостиницу, а для офицеров Черноморского флота – флигеля. Лишь Крымская война и осада Севастополя, во время которой обитель оказалась плененной французами и англичанами, прервала мирную жизнь монахов. В монастырских постройках разместился ряд штабных офицеров союзников. По некоторым данным, обитель приглянулась и Флоренс Найтингейл (первой медсестре), прибывшей из Англии в Балаклаву в начале 1855 года. Через три месяца после заключения Парижского мирного договора, в июне 1856 года, английские суда с войсками вышли из Балаклавской бухты. В 1890 году отпраздновали 1000-летие обители. На скале Святого Явления, где, согласно легенде, спасшиеся греки обнаружили икону Георгия Победоносца, водрузили каменный крест с изображением святого, поражающего дракона, датами «891—1891» и памятной надписью. В скале вырубили ступени. Стали восстанавливать пещерную церковь во имя Рождества Христова. В дни празднования у монахов появилась мысль устроить в обители обширный соборный храм в память 1000-летия монастыря и в честь чудесного избавления цесаревича Николая Александровича от опасности в Японии. Но деньги собирали несколько лет, и только в октябре 1898 года Николай II вместе с императрицей Александрой Федоровной заложили первые камни соборного храма. В том же году у Святых ворот соорудили небольшую часовню во имя святого великомученика Георгия. В 1929 году Георгиевский монастырь был ликвидирован и передан курортному тресту. Еще в мае закрыли все церкви. Пещерную отдали музейному объединению, остальные – санаторию Осоавиахима. Уникальный храм святого Георгия просто снесли (от церкви остался фундамент, подвальная часть и ступени белого мрамора). Вскоре санаторий тоже закрыли. По некоторым данным, с 1930 по 1933 год на территории монастыря находился лагерь для лиц, которые чем-то не угодили Советской власти. В июне 1936 года монастырские постройки вновь отдали Осоавиахиму под дом отдыха на 400 мест. С конца 1939 до ноября 1941 года в бывшем монастыре находились Военно-политические курсы Черноморского флота. На монастырских землях расположились три совхоза.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1810 году начался разбор древнего Георгиевского храма. Пока шли строительные работы, братия молилась в храме во имя святого Димитрия Солунского, упраздненном в 1866 году. Современники с волнением отмечали опасность местоположения церкви святого Георгия, буквально висящей на узком уступе над морем. Судя по документам, описаниям путешественников, изобразительным материалам, старый монастырский храм являлся базиликой в три корабля. Внутри него располагались два–три ряда колонн с каждой стороны. В наружной храмовой стене наверху имелись два окна, над входной дверью еще одно окно. В камне перемычки было высечено изображение святого Георгия с драконом. Крышу покрывала черепица. Три стены были сложены из бутового камня на известковом растворе с цемянкой – так строили в Херсонесе до татарского завоевания. Следовательно, древнюю церковь возвели не позднее XV столетия. Ее особенностью являлся расположенный в естественной скале алтарь, направленный, по херсонесской традиции, на северо-восток. Как раз в алтарной части разбираемой церкви строители обнаружили пещерный храм еще более древнего происхождения. Владыка Хрисанф рассудил, что в данном месте, «где арка в скале», найден таврический храм девы Дианы. Посетившему обитель 21 сентября 1820 года Геракову настоятель доказывал, что «нигде нельзя предполагать храма Ифигении, как на месте выстроенной им церкви». Пушкин, в компании генерала Н.Н. Раевского и его сына Николая знакомившийся с монастырем несколькими днями ранее, писал: «Тут же видел я баснословные развалины храма Дианы». Услышанные от владыки «мифологические предания» отстоялась в рифмах пушкинского стихотворения «Чедаеву». О беседах с настоятелем об античной достопримечательности вспоминал и литератор-географ Павел Свиньин. Нельзя забывать, что старец-митрополит был греком, и образно его мировоззрение могут проиллюстрировать росписи Благовещенского собора Московского Кремля, где лики святых гармонично соседствуют с лицами древнегреческих философов, прозревших в языческую эпоху Грядущего в мир с истиной. Митрополит Хрисанф имел несомненное уважение к великим мудрецам своей отчизны. Добавим, и уважение к ее мифам. Эпизод одного из них, где Артемида в момент жертвенного заклания Ифигении похищает ее с алтаря, подменив ланью, релевантен библейскому сюжету жертвоприношения Авраамом Исаака. Таким образом, в монастырском пещерном храме пересекались времена мифологические и исторические. А его алтарь, принявший бескровную жертву еще первых подвижников веры и очистившийся от языческой скверны, явился обретенной в России православной протосвятыней .

http://pravoslavie.ru/4018.html

Крым Таврическая губерния Обителей мужских 8, женских 4. Мужские обители Балаклавский Георгиевский монастырь в Севастопольском уезде. Эта первоклассная общежительная обитель расположилась на склоне скалы, величественно возвышающейся над уровнем Черного моря, среди пустынной местности, в 4 верстах от мыса Фиолента, в 7 в. – от Балаклавы, в 79 – от Ялты и в 12 – от уезд. г. Севастополя. Мы удивляемся, напав на след какой-нибудь киевской или новгородской древности X века, но вот перед нами Георгиевский монастырь, который еще в 1891 г. отпраздновал тысячелетие своего существования. Перед нами место, где около 3 тыс. лет тому назад возвышалось капище кровавой богини девственницы с убежищем жрецов и жриц, где тавры и скифы приносили своим богам в жертву застигнутых бурей      путешественников, – обезглавливали их и трупы бросали в море, а головы, как трофеи, нанизывали на шесты, – и где, наконец, впервые раздалась христианская проповедь Св. ап. Андрея Первозванного. На пути своего апостольского шествия Св. Андрей ставил жертвенники, на месте которых впоследствии возникали христианские храмы, причем, во избежание разрушения их язычниками, храмы устраивались в горах, в лесах и в пещерах. Тогда-то была устроена в горе, около мыса Фиолента, и пещерная церковь , которая несмотря на самые неблагоприятные исторические обстоятельства, сохранилась до IX в. и послужила основанием Георгиевского монастыря. Основание его относится к 891 году. В этом году таврические греки, во время своего плавания по Черному морю по торговым делам, были застигнуты у мыса Фиолента страшной бурей. Разъяренные волны несли их с неудержимой силой на скалистый берег. Ввиду неизбежной гибели они с верой и молитвой воззвали к Св. вмч. Георгию Победоносцу. Услышав сердечный вопль их, он явился на большом камне, в 70 саженях от берега, и по молитве его буря тотчас же утихла. Погибавшие и спасенные от неминуемой гибели взошли на камень и там обрели икону вмч. Георгия, перенесли ее на берег и в благодарность за спасение основали на возвышенном морском берегу, близ места своего спасения и при древнем пещерном храме, монастырь во имя вмч. Георгия. Он сначала управлялся херсонскими епископами, затем с 1804 г. – епископами готской епархии, потом, когда Крым был покорен турками, он стал в зависимость от константинопольского патриарха, а в настоящее время, начиная с момента присоединения Крымского полуострова к русским владениям, монастырь находится в ведении Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

По окончании трапезы почетным гостям раздавались нарочно отчеканенные серебряные медали и бронзовые жетоны. Как на тех, так и на других, помещены изображения монастыря с северного фасада и надпись: «В память тысячелетия Георгиевского монастыря в Крыму», но на медалях с обратной стороны лишь числа «891–1891», на жетонах же образ Св. Великомученика Георгия Победоносца на коне. Кроме того, гостям раздавались альбомы видов монастыря в роскошных переплетах с соответственными надписями. (Русский Паломник 1891 г., 40) По поводу совершившегося торжественного празднования 1000-летия обители, трудами и стараниями нынешнего ее настоятеля, игумена Никандра, предпринята и ныне окончена реставрация древнего пещерного храма под руководством архитектора Чагина и при ближайшем наблюдении за работами архитектора Фельдмана. Главным жертвователем на возобновление сего храма был севастопольский купец А. А. Максимов. По мысли и стараниям его же, о. Никандра, на камне, где явился гибнувшим греческим мореходам Святой Георгий Победоносец и где обретена была ими его святая икона, высечены ступени, чтобы удобнее было всходить на скалу, водружен Крест и помещена копия явленной чудотворной иконы, по сторонам же сделаны надписи о явлении Святого Георгия и о чудесном избавлении мореплавателей. Для удобства пути с горы к морю уже проведена дорога, по которой можно проехать на лошади, а для пешеходов сделаны лестницы из камня. Настоятель монастыря о. Никандр ныне изыскивает средства на сооружение в обители соборного храма по выработанному уже проекту, снимок с коего при сем воспроизводится. Проект храма – величественный, вполне соответствующий историческому значению обители. Проект соборного храма в память 1000-летия Георгиевского Балаклавского монастыря На сооружение храма вчерне потребуется, по сметному исчислению до 70000 рублей. Скудость средств обители вызывает необходимость сторонней помощи ревнителей православной святыни. О. Никандр с братией монастыря, с подлежащего разрешения уже обратился к Христолюбивым жертвователям с воззванием о пожертвованиях на сооружение соборного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14 сентября 1891 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, началось монастырское торжество, возглавляемое епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом. Вначале отслужили заупокойный молебен обо всех ранее здесь подвизавшихся и о почивших во время Крымской кампании. Затем встретили принесенную из Мариуполя чудотворную икону святого великомученика Георгия византийской работы XI–XII веков, бывшую когда-то домовой митрополита Готфейского Игнатия. Великую святыню, как и ковчежец с мощами святого великого князя Владимира из Херсонесского монастыря, с благоговением поместили в Крестовоздвиженский храм. Следующий день начался Божественной литургией. Далее свершился уникальный крестный ход по морю, который навсегда запечатлелся в памяти многочисленных паломников. Под величальное пение святому Георгию архиерейского хора все спустились к морскому берегу, откуда в лодках отправились к Святоявленской скале, с которой связана легенда об основании обители греческими моряками. После совершения молебна у этого чтимого места верующие поплыли в обратный путь. Вид соборного храма , предполагаемого к постройке в память 1000-летия основания Георгиевского Балаклавского монастыря в Крыму В обители всех ждала трапеза. Для почетных гостей и духовенства настоятель предложил обед в своих покоях. Общее настроение прекрасно выразил министр внутренних дел тайный советник Е.В. Богданович. Он отметил, что «праздник этот является не для одной Тавриды, а для всей необъятной Руси праздником торжества из торжеств! Здесь каждая пядь земли служит для нашего Православия драгоценным напоминанием глубокой старины… Чтимый во всем христианском мире угодник Божий Георгий неустанно во все века своим заступничеством охранял посвященную его святому имени райскую обитель – эту колыбель русской веры». Словом, монастырь в те сентябрьские дни пережил исключительный подъем. И последующие восемь лет игумен Никандр молитвенно созидал его благосостоятельное житие. В 1897 году на свои средства настоятель построил двухэтажный больничный корпус для насельников.

http://pravoslavie.ru/4022.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010