С двух сторон от входа поместили мраморные плиты с текстами. На плите справа: «Создан храм сей, во имя Великомученика и Победоносца Георгия, проректорством и благодеянием князя А.Н. Голицына, помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа, 1810 года». Слева: «Генерал-адъютант, генерал от кавалерии, граф Иван Осипович Витте, родился в 1772 году; скончался 21 июля 1840 года, на 68-м году от рождения». Рядом был изображен герб графа. На медных позолоченных досках были перечислены царственные особы, посетившие обитель. Внутреннее убранство монастыря отличалось богатством. Резной позолоченный иконостас был выполнен из дерева севастопольскими мастерами. Его украсили иконы Спасителя, Божией Матери, держащей на руках Младенца, со стороны южных дверей - семь священников Херсонесских, со стороны северных дверей - три святителя: Николай, Спиридон и Митрофан. Все иконы живописной работы были богато украшены стразами, рубинами, бирюзой, венцы на головах Христа, Богоматери и святых, элементы одежды и кресты выполнили из серебра или покрыли позолотой. В алтаре в золоченой раме находилась икона святой Марии Магдалины. В 1850 году освятили Крестовоздвиженский храм, выполненный в форме трехнефной базилики. Главный вход был оформлен портиком с расписным фронтоном и тремя арками. Завершали здание небольшая башенка со сферическим куполом и четырьмя оконными проемами. После революции братия монастыря поддержала барона Врангеля. Установившаяся после Гражданской войны Советская власть уничтожила монастырь. В 1924 году монастырь был закрыт и в отдан в пользование Черноморскому флоту. В 1929 году монастырь передали курортному тресту, в 1930 году последним закрыли Крестовоздвиженский храм, крест на скале Святого Явлении разломали и сбросили в море. Пострадавший во время землетрясения 1929 года Георгиевский храм бульдозером сбросили в море, а на его фундаменте устроили танцевальную площадку для отдыхающих… Во время Великой Отечественной войны гостиница, братский корпус и трапезная превратились в руины, пострадал некрополь, оказался заброшенным прекрасный некогда парк. После войны на территории монастыря расположилась воинская часть. При подготовке монастыря к празднованию тысячелетнего юбилея в 1890 году позади храма святого Георгия была найдена полузасыпанная пещера. Расчистив ее, обнаружили небольшой пещерный храм, который в 1892-93 годах отреставрировали, украсив снаружи фасадом в византийском стиле в виде глухой стены из инкерманского камня с входным порталом в центре. Во втором ярусе портала устроили прижатую к скале часовню, состоящую из трех сомкнутых полуцилиндрических арок, опирающихся на столбы. Центральная арка украшена легкой византийской аркадой, наверху установлен крест, престол и кафедра вырублены в скале. Пещерный храм был освящен во имя Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=02946

Начало «Трудами и стараниями митрополита Хрисанфа…» В 1787 году была основана Феодосийская викарная епархия. Из «Ведомости о Балаклавском монастыре», представленной викарным Феодосийским епископом Иовом 30 ноября 1793 года Святейшему Синоду, узнаем: «Время основания неизвестно. В нем церковь великомученика Георгия из дикого камня малая. Монашествующих: монахов – 4, иеромонахов – 3, иеродиаконов – 1. Итого – 8. Заведен возле монастыря малый виноградный сад, имеется рогатый скот и овцы, но земли для хлебопашества и сенокоса, а равно других угодий нет, и монашествующие питаются с экономии и доброхотного подаяния». Георгиевский монастырь тогда существовал без ценных икон и утвари: все это, согласно результатам расследования, проведенного епископом Иовом, ранее вывезли греки, переселившиеся в Приазовский край. Маленькая древняя Георгиевская церковь с престолом, выделанном в скале, три–четыре монаха, три полуразвалившиеся келии, большая трапеза да ветхая деревянная галерея с крылечком, соединяющая трапезу с храмом, – все, чем встречал паломников монастырь в течение еще нескольких десятилетий. С 1808 года внимание к благоустройству святыни начала проявлять паства. Адмирал Феодор Ушаков (ныне прославленный в лике святых) внес в монастырскую казну значительное пособие – 3000 рублей; великий князь Николай Павлович пожертвовал 100 рублей, на такую же сумму расщедрился купец Кази. Архитектор И. Дамошников создал проект нового Георгиевского храма, одобренный Платоном, митрополитом Московским и Коломенским. Духовная консистория Екатеринославской епархии благословила «вместо старой строить новую церковь и прочие каменные здания». Но дела в обители оживились только в 1810 году – после назначения ее настоятелем 78-летнего митрополита Хрисанфа Новопатрского. «Весело было душе моей внимать словам старца, уже готового соединиться с перстию и духом возлететь к Несозданному, – писал прозаик Г. Гераков. – Он бодр еще, несмотря на то, что обтек Индостан, берега Малабаргские и Коромандельские, Персию и Бухарию… все почти европейские государства видели у себя почтенного архипастыря». Для Георгиевского монастыря владыка сделался подлинным зиждителем, привнеся в его бытие духовную мудрость и сердечный опыт, накопленные им за долгие годы служения Господу.

http://pravoslavie.ru/4018.html

Скала святого явления. Фото: Юрий Данилевский Хозяйство Балаклавского монастыря было (и, заметим, остается) очень хлопотным. Все, приезжающие сюда летом, восхищаются «картиной спокойствия и тишины» в теплые благодатные дни. В остальное же время года стихия по большей части враждебна обители. Потому всяких благоустроительных работ здесь хватает ненадолго. Настоятель Агафангел справедливо сетовал в одном из писем: «С вступлением моим в 1825 году в монастырь сей в звание настоятеля застал я в нем келии монастырские, или, лучше сказать, лачуги, полуразрушенные; морской берег, на котором стоит монастырь, обвалившимся и угрожающим опасностию монастырю; не было в нем ни ограды, ни врат, и одна только небольшая каменная церковь и ветхие настоятельские келии составляли все здание и украшение монастыря». Владыка, не покладая рук, созидал благополучие обители, но и в 1833 году, как отмечал Гермоген (Добронравин), епископ Таврический и Симферопольский, монастырь отличался бедностью, а «его храмы, братские келии, гостиница, службы… требовали значительного ремонта». Не случайно главнокомандующий Черноморским флотом адмирал М.П. Лазарев писал командиру Севастопольского порта вице-адмиралу А.П. Авинову в 1835 году: «Каждому из находящихся здесь (в Севастополе) господ генералов, штаб и обер-офицеров Черноморского ведомства, без сомнения, известно, в сколь бедном положении находится с давнего времени около Севастопольского порта монастырь во имя святого Георгия. Так как обитель сия, по случаю постоянного употребления иноков на службу по судам флота Черноморского, сделала б более сану, принадлежащего сему последнему, а потому, по известнейшему мне чувству глубокого благоволения в особенности мореходцев к сим святым местам, я прошу Ваше превосходительство пригласить… всех находящихся здесь господ генералов, штаб и обер-офицеров Черноморского ведомства в пожертвование из жалования их в течение двух лет хоть по одной копейки с рубля на улучшение и украшение означенного монастыря. Объявив притом совершенную уверенность мою, что каждый истинный христианин примет живейшее участие в этом незначительном, но богоугодном приношении, которое, конечно, еще будет увеличено единовременным добровольным сверх того пожертвованием».

http://pravoslavie.ru/4018.html

С отъездом митрополита Агафангела закончилась «греческая» эпоха в истории Георгиевского монастыря и начался новый период, когда все последующие его архимандриты были россиянами и службы стали проводиться на церковно-славянском языке. Первый из них – отец Геронтий (Артюховский), из семьи священнослужителя, выпускник Киевской духовной академии, кандидат богословия, до назначения в Балаклавскую обитель настоятельствовал в Бизюковском Григорьевском монастыре. На его долю выпало тяжелейшее испытание – управлять обителью, занятой неприятелем в течение одного года и одиннадцати месяцев. Причем монастырь попал во французский плен как раз в праздник Воздвижения Креста Господня – 14 сентября 1854 года. В тот день войска англичан заняли Балаклаву. А накануне Севастополь перешел на осадное положение. Началась всемирно известная 349-дневная оборона Севастополя 1854–1855 годов. Пленение То было странное пленение. Приказ, отданный отряду зуавов, состоящему из 15 человек, гласил: «Монастырь святого Георгия поставлен под покровительство союзных войск. Военным и всяким иным лицам, следующим за армией, воспрещается входить туда насильно, тревожить каким бы то ни было путем его обитателей или нарушать права собственности. В Херсонесском лагере, 2 октября 1854 года». Подобное благодеяние со стороны противника, прославившегося варварским отношением к другим православным святыням Севастополя, кажется неестественным, тем более что двумя месяцами ранее фрегаты Великобритании «прославили» себя двухдневной бомбардировкой Соловецкого монастыря на Белом море. Этот молитвенный защитник всего северного русского Поморья подвергся мученической пытке, тогда как южный форпост отечественного Православия – томительному пленению. Впрочем, имелась «техническая» причина, позволившая обители избежать надругательства. Дело в том, что в апреле 1855 года один из монастырских домов «незваные гости» приспособили для помещения телеграфной конторы. Впервые в военной практике англичане и французы наладили коммуникации по черноморскому дну с территории обители и установили подводную кабельную телеграфную связь с Лондоном и Парижем через Варну. Новация требовала полной секретности, и не случайно высадка у монастырского берега была строго запрещена.

http://pravoslavie.ru/4022.html

Георгиевский храм (Краснодар) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Георгиевский храм - православный храм в Краснодаре. История Свято-Георгиевского храма началась практически одновременно с основанием Екатеринодара. На северной окраине города путешествующими и паломничающими во Святую землю монахами были устроены скит и молельня , как подворье или, выражаясь современным языком – филиал Балаклавского монастыря, одного из древнейших на юге России. Содержание История [ править править код ] Велик Промысел Божий. Неисповедимы пути Господни в давние времена, приведшие греков в плавании по Чёрному морю на окраину далёкой страны -древней Руси. Шёл 891 год. Страшная буря разыгралась на море рядом с юго-западным побережьем Крыма, бывшего в ту пору малонаселённой греческой колонией. Шторм был настолько силён, что неминуемая гибель грозила мореплавателям, судно которых находилось уже в семидесяти саженях (как писал позже безымянный монастырский летописец) от острых прибрежных скал. И возопили тогда греки об избавлении от страстей ко Святому Великомученику и Победоносцу Георгию, и он, услышав сердечный их вопль, мгновенно явился на большом камне, и буря в тот же час утихла. Спасённые от видимой гибели греки в благодарность Чудотворцу основали близ того места, где погибали и были чудесным образом спасены, монастырь во имя Святаго Георгия, переживший под охраной Великомученика втечение долгих веков многие исторические события Крымского полуострова и Великой Русской Империи. Монастырь перенёс землетрясения, набеги кочевников, монголо-татарское иго, многих политических и исторических деятелей, русско-турецкие войны, осаду в кампанию 1854 г., Великую Отечественную войну. В пяти верстах от монастыря было расположено селение Балаклава, поэтому монастырь впоследствии стал именоваться Таврическим Балаклавским Первоклассным монастырём во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия. Во время Крымской кампании 1854 г., в день храмового праздника Георгиевский монастырь был взят союзными войсками и в продолжение 11 месяцев содержался в плену. Однако при этом французы строго охраняли монастырь от вторжения турок и осквернения святыни, и, когда Омер-паша со своей свитою хотел войти в храм для обозрения, они не впустили их до тех пор, пока он и его офицеры не сняли оружия и головные уборы.

http://azbyka.ru/palomnik/Георгиевский_х...

Список всех монастырей Крыма смотрите ЗДЕСЬ . Свято-Георгиевский Балаклавский мужской монастырь [ править править код ] По легенде, монастырь бы основан в 891 году таврическими греками-мореплавателями, которых у Фиолента настигла буря. Судно едва не разбилось о прибрежную скалу, но моряки взмолились святому Георгию Победоносцу, и буря утихла, а на скале они нашли икону святого Георгия. В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест. Считается, что в средневековье монастырь процветал и оставался действующим как при генуэзцах, так и во времена Крымского ханства, когда Георгиевский монастырь оставался одной из немногих действующих христианских обителей на полуострове. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря на мысе Фиолент относится лишь к 1578 году («Описание Крыма» послом Стефана Батория Мартином Вроневским). В 1794 году, когда Крым уже был в составе Российской империи, греческие монахи покинули Георгиевский монастырь, не пожелав перейти в подчинение Русской православной церкви вместо Константинопольского патриархата. После этого обитель перешла под крыло Святейшего Синода. Адрес: АР Крым, г. Севастополь, мыс Филент Подробнее... Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь [ править править код ] Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готсфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма. В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны. В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Также строятся новые храмы (св. вмч. Пантелеимона; свт. Спиридона Тримифунтского).

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кры...

Кстати, Лазарев построил на территории обители двухэтажный дом, где любил отдыхать. Руины его дачи сохранились до сих пор. При отеческом попечении владыки Агафангела Братия на фоне храма св. вмч. Георгия, 1893 г. Митрополит Агафангел был настоятелем Георгиевского монастыря 30 лет. Результаты его управления ощутимы по сию пору. Владыка происходил из благородного греческого рода Тибальдо. Еще учась в Духовной академии города Арготолиона Кефалонского Палатинского графства, существовавшего под протекторатом Венеции до 1797 года, он в 19 лет принял постриг от правящего архиерея митрополита Иоанникия. Широко образованный молодой инок был замечен Константинопольским Патриархом Каллиником V и был принят в его клир. В 1804 году о Агафангел был рукоположен в архимандрита с назначением экзархом в Валахию и Молдавию, в 1808 году – во епископа и поставлен на Трипольскую митрополичью кафедру в Сирии. Через семь лет Константинопольский Патриарх Кирилл VI благословил митрополита Агафангела на кафедру острова Корфу – главного из семи Ионических островов, объявленных независимой республикой под покровительством России, Англии и Турции. «С восточного побережья Корфу отчетливо видны берега Греции, а с противоположной стороны мы различали, но лишь как облако на горизонте, берега Италии… – писал А.Х. Бенкендорф. – Все население острова, за исключением нескольких венецианских семей, которые там обосновались, следуют греческой вере. В кафедральной церкви находятся мощи святого Спиридона; в день этого святого их с большим почетом проносят по всему городу. Войска тогда под ружьем, весь окрестный деревенский люд стекается, чтобы почтить своего покровителя; колокола по всей стране и пушки укреплений разносят вдаль весть об этом торжественном празднике». Потом владыка служил на острове Кефалония, откуда летом 1822 года был вынужден уехать «по смутным обстоятельствам греков», то есть из-за жестокого подавления 30-тысячной турецкой армией греческого восстания против ига Порты, начавшегося в 1821 году под предводительством русского князя греческого происхождения Александра Ипсиланти.

http://pravoslavie.ru/4018.html

Видимо, в таком опытном пастыре нуждалась разоренная балаклавская обитель. Новый настоятель рассудил, что «при расчетливом поддержании экономических отраслей монастырь всегда может находиться в цветущем состоянии и равняться с лучшими монастырями российскими». 25 августа 1861 года о. Никон с братией встречали императора Александра II, который двумя днями ранее собственноручно заложил в Херсонесском монастыре Владимирский собор на месте крещения святого великого князя. Венценосный гость пожаловал с супругой Марией Александровной, великим князем Сергеем и великой княжною Марией. Августейшая семья получила от насельников бочонок святой монастырской воды. Государь пожертвовал для строительства нового настоятельского дома, спроектированного зодчим Вяткиным, 500 рублей. Стараниями архимандрита Никона была возведена колокольня «с сделанием шпиля в готическом вкусе». Александр II распорядился выделить на отливку нового монастырского колокола 100 пудов меди. Отец Никон передал монастырь в ведение архимандриту Агапиту в полном благолепии. С 1872 года настоятелем обители был архимандрит Михаил. При нем находились 3 иеромонаха, 1 священник, 3 иеродиакона, 2 мантийных монаха, 2 послушника. Монастырь получал казенное содержание 3000 рублей годовых. Следующим настоятелем являлся архимандрит Антоний (Люцернов), «из студентов Новгородской семинарии». В 1883 году его поставили наместником Александро-Невской лавры. Об архимандрите Ювеналии (Знаменском), настоятеле Балаклавской обители в 1883–1891 годах, известно, что, окончив курс в Московской духовной академии в 1840 году со степенью магистра, он занимал должность профессора и инспектора в Вифанской семинарии. В 1847 году возведен в сан архимандрита, был ректором с 1849 года Вологодской, а с 1860 года Рязанской семинарий. В 1867 году оставил училищную службу и был настоятелем двух монастырей Казанской епархии: Зилантова Успенского и Свияжского Успенского. С 1891 года настоятелем Балаклавского монастыря был игумен Никандр (Чуватин). Свое служение он начинал в Архангельской епархии послушником, а в 1872 году принял постриг в Соловецком Преображенском монастыре, где через четыре года его рукоположили в иеромонаха и позднее назначили ризничим.

http://pravoslavie.ru/4022.html

27–28 августа 1855 года, после второго генерального штурма Севастополя, взятия французами Малахова кургана и перехода русских войск по понтонному мосту на Северную сторону, оборона города была свернута и, как следствие, активные боевые действия в Крыму завершились. 30 марта 1856 года состоялось подписание Парижского мирного договора. Восточная война стала достоянием истории. Последние войска союзников покидали Крым. Георгиевский монастырь освобождался от присутствия неприятеля. Предчувствие скорой встречи с возвращающейся в родную обитель братией, сражавшейся в Севастополе, ощущается даже в том, что монастырские запасы пополнились 80 литрами рома, закупленными у французов. В день, когда английский флот оставил Балаклавскую бухту, в монастыре отслужили молебен двенадцати апостолам и помянули всех, погибших на поле брани. Наступила мирная жизнь со своими духовными радостями и будничными хлопотами. «Драгоценное напоминание глубокой старины…» Чтение Псалтири в пещерном храме «Вся экономия вверенного мне монастыря разорена неприятелем: лес в 17 десятин, большей частью дровяной, уничтожен с корнями: виноградный сал в 3 десятины истреблен; до 100 деревьев фруктовых и небольшая дубовая рощица в 1 десятину искорежены. 36 голов рогатого скота и 25 лошадей угнали. Кроме того, все хозяйственные заведения на хуторе уничтожены, не говоря уже о том, что в самом начале прибытия они воспользовались шестью стогами сена, приготовленного на зиму, и стогом пшеницы, которой не успели смолотить», – писал архимандрит Геронтий в Херсонскую духовную консисторию. По мнению настоятеля, монастырь понес убытков на 20370 рублей серебром. Но с Божией помощью жизнь обители налаживалась. Братия возобновила виноградники, фруктовый сад, обзавелась домашним скотом, занялась пчеловодством. После того как в 1860 году о. Геронтия назначили настоятелем Новгородского Юрьева монастыря, на его место был поставлен архимандрит Никон – «протоиерейский сын», управлявший Георгиевским монастырем до 1867 года. Монашеский постриг он принял от епископа Тамбовского и Шацкого Афанасия (Телятьева) в 1829 году. Был настоятелем Лебедянского Свято-Троицкого Яблонового и Шацкого Черниева Николаевского монастырей, а также Черноморской Екатеринино-Лебежской Николаевской пустыни. Отец Никон пережил «зверские меры к разрушению Соловецкой святыни» от англичан.

http://pravoslavie.ru/4022.html

Благодаря сохранившемуся в Севастополе архиву обители, известны некоторые имена плененных в ней иноков. Это – иеромонахи Полифроний, Пахомий, Дамаскин, монах Яков. Иеромонах Венедикт, 1823 года рождения. С октября 1852 года в Балаклавском монастыре. Отлично справился с пастырскими обязанностями во время служения в укреплении Гагры и был награжден медалью «За службу на Кавказе». После завершения обороны Севастополя архиепископ Иннокентий отметил о. Венедикта набедренником. В декабре 1856 года он удостоился благословения Святейшего Синода. С 13 февраля 1857 года служил монастырским казначеем, а позднее был назначен монастырским экономом. Воины Предстают во всей полноте подвиги служения тех иеромонахов Георгиевской обители, которые оказались на кораблях Черноморского флота. После затопления большинства военных судов у входа в Севастопольскую бухту 11 сентября 1854 года флотские священники перебрались с их экипажами на бастионы, где, по воспоминаниям современников, обязательно «в исходящем углу был прибит к столбику образ Спасителя». У икон каждый вечер теплились лампады и свечи, и «наши матросы и солдаты, несмотря на изрядно летающие бомбы и пули, с полным усердием молились пред изображением ликов святых». На батареях балаклавские монахи не только совершали богослужение, отправляли требы, но и помогали раненым, участвовали в вылазках и боевых операциях. Их подвиги – духовные и ратные – по прошествии 150 лет обрели несомненные житийные черты. Сведения о деяниях священников, приведенные в мемуарах, дневниковых записях, письмах, отстоявшись в народной памяти, предстали цельным, мощным образцом служения вере, царю и Отечеству. Получилась уникальная словесная картина, запечатлевшая величие простой человеческой верности религиозному и гражданскому долгу. Участник Синопской эпопеи иеромонах Иоанникий 1-й (Добротворский) в Георгиевский монастырь поступил 31 июля 1844 года в качестве флотского священника. Овдовев, он через четыре года принял постриг. До начала Крымской кампании служил на линкорах «Иегудиил» и «Гавриил», на корабле «Селафиил», на 84-пушечном «Урииле» и на линейном корабле «Двенадцать апостолов». В Синопскую бухту о. Иоанникий вошел на парусном фрегате «Кулевичи» под командованием капитан-лейтенанта Л.И. Будищева. В легендарном морском бою о Иоанникий одновременно хладнокровно и вдохновенно исполнял свою пастырскую миссию. Таким образом, в Восточную войну он вступил опытным корабельным священником и был приписан к 44-му флотскому экипажу.

http://pravoslavie.ru/4022.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010