В VIII веке мощи мучениц из крипты кладбища святого Панкратия в Риме по распоряжению папы Римского Павла I (757–767) были перенесены в построенную новую церковь на Марсовом поле, а часть мощей мучениц была преподнесена в дар монастырю святой Иулии в Брешии. В 777 году мощи мучениц перенесены из римской церкви святого Сильвестра в Эшо. Выполненный из песчаника саркофаг (XIV в.), в котором с 1938 года хранится частица мощей святой Софии, установлен в церкви Эшо на белом постаменте с поддерживающими его небольшими колоннами. Он имеет следы стершихся от времени рисунков и барельефов, рассказывавших о некоторых сценах из жития мучениц. На стене, слева и справа над ковчегом, укреплены цветные скульптурные изображения мученика Христофора и основателя аббатства епископа Ремигия, а в центре – святой Софии и ее дочерей-мучениц. «О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы и доблестных дщерей мудрая мати София, к вам ныне притецем со усердною молитвою…». Слова этой молитвы звучат из уст паломников, прибывающих на автобусах в Эшо, чтобы вместе со священником совершить у святых мощей молебен, прочитать акафист, поклониться мощам, помолиться и помянуть своих близких, особенно любимых детей, носящих имена святых отроковиц и их матери Софии. Для православных паломников не столь уж важным представляется сравнительный анализ агиографической литературы и таинственная история с исчезновением мощей мучениц Веры, Надежды, Любови. Их мало заинтересуют выводы, сделанные исследователями из Научного общества болландистов (г. Антверпен, Нидерланды), основателем которого был Ж. Болланд (1596–1665), которые занимаются публикацией каталогов рукописной житийной литературы и изданием житий святых (Acta sanctorum). Изучив древнейшие мартирологи, они выдвинули такое предположение: сами мученицы Вера, Надежда, Любовь вовсе и не были реальными личностями, а являются только аллегориями или персонификациями христианских добродетелей. Для верующих людей ценным является совсем другое – православное богослужение и сугубо личная молитва в эльзасской церкви. Все это запоминается как сильнейшее эмоциональное и духовное переживание, приобщающее их к вечности. И, возвращаясь в свое отечество, паломники по-особому воспринимают строки из послания апостола Павла «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь…» (1 Кор. 13: 13).

http://pravoslavie.ru/3658.html

Он не ест и не пьет, потому что он один постится с дьяволом и жаждет крови душ. Ибо он принадлежит к тем, о которых Павел говорит, что они имеют вид богобоязненности, но силу ее отвергают, он волк в овечьей шкуре. Арнольд из Брешии, обращение которого мед, но учение которого яд, у которого голова голубя и хвост скорпиона, которого Брешия извергла, Рим отверг, Франция изгнала, которым гнушается Германия, и Италия не желает принять обратно, находится, говорят, у вас. (Имеется в виду епископ Герман Констанцский.) Остерегайтесь, прошу вас, чтобы, пользуясь вашим значением, он не причинил еще большего вреда. Ибо, раз у него есть и способность и желание вредить, он, пользуясь вашею благосклонностью, будет трижды опаснее и причинит тогда, я боюсь, неизмеримое зло. (Цитируется по кн.: А. Гаусрат. «Средневековые реформаторы». СПб., 1900 г., с. 267, 314, 315:322). 11 . Иоанн Салисберийский (писатель XII в.) об Арнольде. Арнольд, оставаясь, в Париже, толковал своим слушателям на холме святой Женевьевы Священное Писание у церкви святого Илария, где жил раньше вышеупомянутый Петр (Абеляр). Но у него были только бедные ученики и такие, которые открыто просили милостыни, переходя от одной двери к другой, и так влачили свое существование вместе со своим учителем... То, о чем учил Арнольд, вполне согласно с законом христианским, но не совместимо с действительной жизнью. Арнольд не щадил епископов за их скупость и постыдную наживу, так как они жили небезупречно и стремились кровью построить Церковь Божию... Святого Бернарда он обвинял в суетном славолюбии и упрекал его в зависти ко всем, кто стоял выше его в науке и Церкви и не примыкал к его знамени. (А. Гаусрат, с. 292−293). 12 . Арнольд во время римского восстания (свидетельство современников). Часто Арнольд держал речи на Капитолии и в общественных собраниях. Он уже открыто поносил кардиналов и говорил, что их коллегия по их высокомерию, скупости, лицемерию и порочности стала не домом Божиим, но домом торговли и вертепом разбойников; они сами занимают среди христиан места книжников и фарисеев. (Иоанн Салисберийский. Цит. по А. Гаусрату, с. 336).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Св. Юлия Карфагенская — мученица дева Иулия пострадала в 440 или в 613 г. Она происходила из знатного рода в Карфагене. При взятии города была захвачена в плен и продана в рабство одному богатому сирийскому купцу. Своим кротким характером, смирением, добросовестным отношением к делу и целомудрием она заслужила не только расположение, но и уважение своего господина. Однажды, будучи на острове Корсика по торговым делам, купец принял участие в языческом празднике; св. Иулия, оставаясь на корабле, обличала заблуждения язычников. Язычники вздумали отомстить ей за это. Они, напоив купца вином до опьянения, били ее, рвали ей волосы, резали тело и затем распяли. Тело бросили на острове. Иноки похоронили его. На месте, где нашли тело, вскоре забили два чудотворных источника, которые действуют и поныне, являясь местом паломничества на о. Корсика. В 763 г. чудотворные мощи ее были перенесены в г. Брешию (совр. Италия), в основанный лангобардским королем Дезидерием женский монастырь. До XX в. св Иулия считалась покровительницей города, ныне ее мощи вынесены из кафедрального собора, а в посвященной ей церкви св. Джулии устроен музей религиозной живописи. На данное время мощи святой нашли приют к северу от Брешии, в местечке Вилладжиа Преальпино. День памяти 16/29 июля. FbAutId_3 Св. Анна Кашинская. — Св. благоверная великая княгиня Анна родилась в конце XIII века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия. Ее мужа и сына убили в Орде, а самой ей пришлось скрываться с детьми и внуками от татарского гнева. Блгв. кн. Анна всей своей многострадальной жизнью несла подвиг праведной женственности — целомудрия, безусловного послушания воле Божией, беззаветно-кроткой покорности и верности мужу, а затем — подвиг безутешного вдовства, украшенный монашеским чином. 2/15 октября 1368 г. она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 г., во время осады Кашина литовскими войсками. 21 июля/3 августа 1649 г. были обретены ее нетленные мощи, а 12/25 июня 1650 г. княгиня Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего ее имя в своих целях. В 1909 г. 12/25 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование. Ныне мощи св. Анны покоятся в Вознесенском кафедральном соборе г. Кашина. FbAutId_5

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

По. Главные портовые города И.- Анкона, Пиза, Генуя и Венеция торговали с Византией и Левантом, основывали там фактории. Через южноитал. порты - Амальфи и Бари - велась посредническая торговля: в Византию экспортировались зерно, оливковое масло, оружие, в И. ввозились вост. товары. С XI в. в И. городские общины начали борьбу за право на самоуправление, адм., судебную и финансовую независимость (т. н. коммунальное движение; его расцвет приходится на XII в.). На этом этапе коммунальное движение часто сочеталось с борьбой за реформу Церкви против ее обмирщения, роста богатств, отхода от раннехрист. идеалов. В Милане в 30-70-х гг. XI в. произошло неск. восстаний против власти архиепископа, под управлением к-рого находился город. Объединение сторонников церковной реформы получило название «патария»; к нему примкнули бедные слои городского населения, выступив против симонии и светской власти прелатов, против браков и конкубината в среде католич. духовенства. После смерти Миланского архиеп. Ариберта да Интимьяно (1045) миланцы не приняли назначенного императором архиепископа, противника целибата католич. духовенства. В 1057 г. мон. Гильдебранд (впосл. папа Григорий VII) поддержал миланских патаренов, требовавших «свободных выборов» епископов. Папа Николай II отправил в город делегацию во главе с Петром Дамиани и Ансельмом да Баджо (впосл. папа Александр II (1061-1073)), которые принудили Миланского архиепископа подчиниться решениям Латеранского Собора 1059 г. Позднее папа Александр II оказывал патаренам поддержку. Действия патаренов способствовали ослаблению власти архиепископа над городской общиной и подготовили провозглашение миланской коммуны в 1097 г. С ростом городов связано распространение в И. мн. еретических движений: катаров , арнольдистов - последователей учения Арнольда Брешианского , вальденсов и др. В нач. XI в. катары распространились в Пьемонте, а в XII в. они создали на севере И. собственную религ. организацию с разветвленной структурой во мн. ломбардских городах - Милане, Брешии, Вероне, Виченце и Флоренции.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Франциск Ассизский собирает кровь Иисуса Христа. 1490–1500 гг. Худож. Карло Кривелли (Галерея Польди-Пеццоли, Милан) К этому времени Людовик Баварский предъявил претензии на владения Свящ. Римской империи в И. и оказал военную поддержку правителю Милана Галеаццо Висконти и др. лидерам гибеллинов. 8 окт. 1323 г. папа Иоанн XXII потребовал от Людовика Баварского отречься от управления империей, а после отказа отлучил его от Церкви. Конфликт папы и герм. короля нашел отражение в ряде полемических сочинений, посвященных проблеме взаимоотношений светской и духовной властей, напр. в трактате итал. мыслителя Марсилия Падуанского «Защитник мира» (Defensor pacis, 1324), где отрицалось верховенство папы над светскими государями и заявлялось о необходимости подчинить Церковь светской власти. В нач. 1327 г. герм. король прибыл в Милан, где он был коронован рим. королем, а в нач. 1328 г. вступил в Рим, к-рый с апр. или мая 1327 г. находился во власти горожан, восставших против кор. Роберта Анжуйского. 17 янв. от имени «римского народа» сенатор Рима Шарра Колонна возложил на Людовика Баварского имп. корону (согласно традиции, проводить имп. коронацию имел право только папа Римский), а 18 апр. собравшимся на площади перед базиликой св. Петра мирянам и римским клирикам он объявил, что папа Иоанн XXII низложен из-за его еретических воззрений. 12 мая папой был провозглашен францисканец Пьетро Райнальдуччи из Корваро (см. Николай V , антипапа). Однако, когда в нач. 1330 г. вследствие военных неудач и развала коалиции гибеллинов Людовик Баварский покинул И., большинство городов Папской области (в т. ч. Рим) объявили о покорности Иоанну XXII, а антипапа обратился в Авиньон за прощением и отпущением грехов. Ситуацией в Сев. Италии, раздираемой противостоянием гвельфов и гибеллинов, воспользовался кор. Богемии Иоанн I Люксембургский. В дек. 1330 г. он оказал помощь жителям Брешии, осажденной сторонниками императора, в следующем году подчинил Бергамо, Павию, Верчелли и Новару и города на границах Папской области - Парму, Реджо и Модену; после переговоров с Папским престолом Иоанн I Люксембургский передал эти города под власть папы, а затем вновь получил их уже как папское держание. Папа Иоанн XXII одобрял проект создания в Ломбардии гвельфского (пропапского) государства под властью Иоанна Люксембургского. Противниками этого плана были кор. Неаполя Роберт Анжуйский и городские коммуны Ломбардии, объединившиеся в т. н. Феррарскую лигу. В 1332 г. Бергамо, а затем и др. города (Брешиа, Модена, Павия) оказались под властью миланских правителей из рода Висконти; Иоанн Люксембургский покинул И. (1333).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Как и в др. регионах, входивших в державу Карла Великого, в И. 2-я пол. VIII - 1-я пол. IX в. были временем интеллектуального и культурного подъема (т. н. Каролингское возрождение ), хотя здесь его результаты имели более скромный характер, чем в др. частях Франкской империи. Большинство итал. деятелей Каролингского возрождения были тесно связаны с двором Карла Великого в Ахене . Павел Диакон провел несколько лет при имп. дворе, но основные его исторические произведения - «Римская история» (Historia Romana) и «История лангобардов» (Historia Langobardorum) - были созданы в Юж. Италии. «Римская история», написанная между 766 и 771 гг. в Беневенто по просьбе Адальберги, жены герц. Арихиса II и дочери последнего короля лангобардов Дезидерия, представляет собой переработку «Бревиария» Евтропия, где повествование было доведено до 553 г., окончания войны между готами и византийцами. В соответствии с политическими взглядами, господствовавшими при беневентском дворе, Павел Диакон рассматривает историю И. в тесной связи с историей Византии. «История лангобардов» была написана между 787 и 799 гг. в мон-ре Монте-Кассино в лучших традициях «варварской» историографии (Павел Диакон был знаком с сочинениями Григория Турского , Беды Достопочтенного , Исидора Севильского ). Много внимания уделено событиям, происходившим на Востоке, в частности в К-поле, а также деятельности Римских пап. Павел Диакон составил также Житие свт. Григория Великого, переработал Житие прп. Марии Египетской. Находясь в Монте-Кассино, он завершил работу над гомилиарием, начатую еще при дворе Карла Великого, а также составил комментарии к Уставу прп. Венедикта Нурсийского. Исследователи, напр. В. Хафнер, высказывали сомнения в том, что составителем комментариев был Павел Диакон, но изложенная в произведении аскетическая доктрина близка к идеям, развитым им в гомилиях (напр., утверждение о необходимости деятельного образа жизни и физического труда, а также тезис о «превосходстве» частной молитвы над общей). Павел Диакон был известен как знаток лат. словесности, ему принадлежит эпитома соч. «О значении слов» (De significatione verborum) Секста Помпея Феста. Поэтические произведения Павла Диакона выдержаны в духе античных традиций. Судьбе Павла Диакона близка судьба Гильдемара, франка по происхождению, монаха аббатства Корби. В 841 г. из-за распри между сыновьями Людовика Благочестивого (Гильдемар был сторонником Лотаря) ему пришлось уехать в И. Проживал в Брешии, затем в Вероне и Чивате (близ Комо), занимался поэзией и лат. грамматикой (известно послание Гильдемара к Урсу, еп. Беневентскому, о правилах чтения). Среди его сочинений -комментарий к Уставу прп. Венедикта Нурсийского и небольшой трактат о борьбе с 8 главными страстями, основанный на соч. «О правилах общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum) прп. Иоанна Кассиана Римлянина.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

С 70-х гг. XII до сер. XIII в. большое распространение на севере (прежде всего в Милане, Брешии, Вероне и Виченце), а также в Центр. Италии (во Флоренции) получила ересь катаров. Одним из их центров стал г. Конкореццо, оттуда происходит лат. вариант соч. «Вопрошание Иоанна» (Interrogatio Iohannis; текст изначально богомильского происхождения). Др. произведением катаров, сохранившимся до настоящего времени, является «Книга о двух началах» (Liber de duobus principiis), созданная, вероятно, в 20-40-х гг. XIII в. Получившую распространение в И. ересь часто называли «патаренской» по аналогии с радикальными реформаторами из городских низов, действовавших в Милане в XI в. Несмотря на широкое распространение ереси, написанных в И. антикатарских трактатов известно немного. Наиболее популярным рассуждением о катарской ереси является «Объяснение катарской веры, сделанное Бонакурсом» (Manifestatio haeresis catharorum quam fecit Bonacursus, 1176-1190). Большая часть подобных сочинений датируется XIII в., как, напр., «Диспут между католиком и патаренским еретиком» (Disputatio inter catholicum et paterinum hereticum, 1-я пол. XIII в.). К 70-м гг. XII в. относится рост популярности движения гумилиатов , нищенствующих монахов и мирян преимущественно из городских низов. Гумилиатов традиционно считают предшественниками нищенствующих орденов, оформившихся в XIII в.,- францисканцев и доминиканцев. Отношение пап к гумилиатам было неоднозначным. Так, папа Александр III поддерживал их стремление вернуться к идеалам апостольской жизни, однако запретил участникам движения проповедовать (1179), папа Луций III на Веронском Соборе (1184) осудил учение гумилиатов как ересь, а папа Иннокентий III в 1201 г. даровал гумилиатам устав, т. о. придав движению офиц. характер. В 70-х гг. XII в. получило известность учение Гуго Сперони, сторонника Арнольда Брешианского. Вслед за своим наставником Гуго Сперони отрицал священный характер церковных таинств и власть Церкви. Против ереси Гуго было направлено соч. «Против антихриста» (Adversus antichristum, до 1177) юриста Вакария. К кон. XII - нач. XIII в. получила распространение в И. секта пассаджини, адепты которой отрицали учения о Св. Троице и о Божественной природе Христа, придерживались иудейской системы кашрута, практиковали празднование субботы и обрезание.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом (Быт. 12, 17–20; 13, 1–2). Покровитель брака есть Бог, от Которого ничто не сокрыто «Это место представляет великое свидетельство и доказательство того, что следует блюсти непорочность. Оно каждого побуждает показать себя непорочным: не жаждать чужого ложа, не соблазнять чужую жену надеждой на то, что все останется в тайне и будет совершаемо безнаказанно, и не пользоваться беспечностью и глупостью мужа или его долгим отсутствием. Покровитель брака есть Бог, от Которого ничто не сокрыто. Никто не избежит Его, ни один человек не надсмеется над Ним. Он взирает вместо отсутствующего мужа, стоит на страже, и даже без стражи Он уличает виновника, прежде чем тот совершит, что задумал. В душе каждого, в уме всякого Он распознает преступление. Даже если ты, прелюбодейка, обманула мужа, ты не обманешь Бога; даже если ты избежала мужа, даже если ты одурачила судью на суде, ты не избегнешь Судьи всего мира. Он очень строго карает за обиду бедного, за оскорбление ничего не подозревающего мужа, ведь обида сильнее, когда презрен и оставлен без внимания Создатель брака, а не просто его Страж» . Чтобы ускорить уход Аврама, фараон дал им большие богатства. То же самое произошло с еврейским народом после десятой казни египетской: когда каждый первенец умер, египтяне стали давать евреям и серебро, и золото – только б ушли, только б ушли быстрее из их земли! И, по преданию, которое подтверждается Библией («египтянка, именем Агарь» – Быт. 16, 1), фараон решил отдать египетскую принцессу Агарь – а это как раз египетского происхождения имя! – служанкой для Сары. Потому что фараон понял, что лучше для его дочери быть служанкой у жены пророка Божьего, чем царевной в Египте! Епископ Брешии (Италия) Патерий (ум. 606), известный ученик и компилятор трудов Григория Великого, писал: «Что же означает сказанное через Моисея Господу: «Наказывающий вину отцов в детях и внуках»? Обоими этими высказываниями, хотя их смысл разный , дух слушателя наставляется к тому, чтобы понемногу отыскивать путь рассуждения.

http://pravoslavie.ru/99493.html

Пришел к нам патриарх Кирилл. Базили советовал ему положить несколько тысяч рублей в наш государственный банк. Но его блаженство отвечал: нечего положить; в казне Св. Гроба, ведь, только 250 000 пиастров; серебра в вещах очень мало – 12 пудов в храме Гроба Господня и 2½ пуда в Крестовой церкви Константина и Елены. Банковые билеты покойного патриарха (Афанасия) известны только по слуху, а фаворский архиепископ Иерофей самоуправно распоряжался доходами с имений в Молдавии и Валахии, так что вовсе неизвестна их численность. Потом патриарх стал горько жаловаться на этого архиепископа, что он не только не повинуется ему, но делает все напротив, игуменов-управителей имений, которые присылаются из Иерусалима, сменяет самовольно и заменяет своими клевретами, не отдает, никаких отчетов в приходах и расходах, не отвечает на деловые письма своего Патриарха и Синода и употребляет все средства к тому, чтобы сделаться здесь патриархом. Консул посоветовал его блаженству отправить отсюда в Константинополь благоразумного и верного архимандрита с надлежащим уполномочием и через него потребовать отчетов от Фаворского. Но я заметил, что архимандриту неприлично судить архиепископа и что неприличие иногда раздражает самолюбие так, что от раздраженного не получишь и ответа, и наипаче тогда, когда он корыстолюбив и богат. По моему мнению, – продолжал я, – гораздо лучше было бы, если бы его блаженство сам, отправился в Константинополь на малое время и потребовал бы отчётов от своего поверенного в делах. Слова мои патриарху были слаще, меда и сота. А Базили призадумался. Полагая, что поездка патриарха в Константинополь в настоящее бурное время представляется ему затруднительной, даже невероятной, я сказал ему по-русски: Наш посланник говорил мне, что патриарх Кирилл может побыть в Стамбуле месяца дватри, но не домогался бы оставаться там навсегда. Это откровение мое пересилило сомнение консула и он тотчас объявил патриарху, что будет писать к министру Титову о крайней надобности быть его блаженству в Константинополе и что министр, вероятно, испросит соизволение на это государя императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

веч.) перерешил вопрос, завершенный накануне в 12 час. ночи, я обратился непосредственно к автору воспоминаний, указав ему на мотивы, которые заставляют сомневаться в возможности такого факта. Ген. Деникин ответил формально: «эпизод с телеграммой имп. Николая II изображен мною совершенно точно со слов покойнаго ген. Алексеева. I т. «Очерков», где об этом говорится, вышел при жизни ген. Юзефовича, бывш. ген.-кварт. Ставки, которому я в свое время сдал этот документ»... Мог бы разъяснить Базили, который, по поручению ген. Алексеева, выезжал на встречу Царя и вместе с ним прибыл в Могилев. Вот что ответил на мой вопрос Базили: ... " Сообщаемое Деникиным должно быть основано на недоразумении. Я сам беседовал тогда по этому поводу с Царем, выразил ему всю скорбь, которую вызвало у нас его решение устранить сына... Может быть, Царь высказал Алексееву сожаление, что не внял его совету отречься в пользу Ал. Ник.» 231 . Совершенно очевидно, что ни утром, ни днем 3-го Царь не думал перерешать того, что установлено было в Пскове. В 2 часа 56 мин. им была послана со ст. Сусанино в Петербург телеграмма новому государю. Она была адресована «Его Императорскому Величеству» и гласила: «События последних дней вынудили меня решиться безповоротно на этот крайний шаг. Прости меня, если им огорчил тебя и что не успел предупредить... Горячо молю Бога помочь тебе и нашей Родине» 232 ... Но допустим на момент психологически невероятное: Царь, действительно, передумал к моменту приезда в Могилев и вручил Алексееву ту телеграмму, которую начальник Штаба не послал «было слишком поздно». Что это? – мотив ген. Алексеева или соображения ген. Деникина? Ни армии, ни стране еще ничего не было объявлено. Опубликование манифеста было задержано, и манифест появился в газетах на другой день одновременно с отречением в. кн. Мнх. Ал. Задержку в осведомлении фронта о положении дел Алексеев считал столь пагубной, что, получив ранним утром сообщение о том, что в Петербурге обстановка изменилась, и что кандидатура Мих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010