Митрополиту я говорил проповедь: 1 . Каким путем Вы получаете из России письма или пожертвования, тем же путем отсылайте и уведомления ваши о получении их. Дошли они до вас через посланника? Извещайте о том посланника. Через консула? Пишите ему. 2 . В России все дела истекают от одного начала, – от государя. Мы привыкли к этому полезному единоначалию и потому желаем и требуем, чтобы и другие сносились с нами через свое главное начальство. Итак, не удивляйтесь или не подозревайте ничего худого, когда наш генеральный консул хочет сноситься по делам палестинских церквей с одним патриархом, как с главным владыкой, а не с подчиненными ему лицами. Консул, как представитель государя, есть важная особа и ему некогда, да и не следует сноситься с различными архиереями. Довольно ему знать одного патриарха. Если он по дружбе примет на себя какое-либо частное дело, например, ваше каракское, то примет его не как консул, а как человек, христианин, приятель. 3 . Нам, духовным, прилично писать к мирским властям почтительно и смиренно. Ваш секретарь написал к консулу Базили одно письмо неучтиво и даже грубо. Забыл он, что всякое деловое письмо остается в архиве. Когда преемник господина Базили будет прочитывать ваши отношения к нему, тогда что подумает о вас, как и о предместнике своем, заметив колкости в ваших письмах? И каким голосом будет петь вам? Эта проповедь моя, произнесенная тоном мягким, дружеским, нарумянила митрополита [еще непривыкшего подчиняться одной власти]. Вечером посетил меня армянский епископ Георгий, недавно посвященный в Эчмиадзине. Соблюдена обоюдная учтивость и более ничего. Апрель 21, Четверток. Ночью в этот день снилось будто я кадил государю раз. Он, кланяясь мне, читал какую-то молитву. На пятом взмахе у меня вырвалось кадило и упало 439 . Я поднял его и продолжал кадить. Государь не смутился. Апрель 22, Пятница. Базили прислал мне арабскую книжицу, сочиненную Михаилом Мшака, обратившимся из унии в протестантство в Дамаске. Апрель 23, Суббота. Утром я был у патриарха Кирилла и объявил ему, что Св. синод наш прислал вклад ко Гробу Господню 700 руб. и что я испрашиваю у Синода 3 000 рублей для поправки церкви в монастыре Архангельском. А его блаженство открыл мне, что консул Базили просил его перестроить мое помещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пробыв два месяца в Константинополе, Миссия на австрийском пароходе выехала в Бейрут, где, не застав Базили, бывшего в Иерусалиме 1259 , выехала 7 февраля сухим путем в Иерусалим, куда прибыла 17 февраля 1848 года и на следующий день вручила Патриарху Иерусалимскому Кириллу письмо митрополита Санкт-Петербургского . Описывая это представление в официальном письме, отец архимандрит говорит: «Мы обрели благодать перед лицом Его Блаженства; по прочтении письма он отвечал, что он с любовью приемлет нас точно так же, как и свое духовенство святогробское, и предложил нам оставаться в монастыре Святого Гроба (Патриархии) до Пасхи, отведя то помещение, которое он сам занимал, будучи наместником, присовокупив, что о постоянном помещении нашем последует совещание и решение в свое время» 1260 . Таков был официальный прием, но из сообщения Базили, который в то время был в Иерусалиме, мы узнаем, что Патриарх выражал ему опасения относительно приехавшей Миссии, могущей возбудить неприятности в случае неуместного вмешательства ее в дела святогробские или неуместных притязаний, основанных на неопытности в делах иерусалимских. Эти опасения были, прибавляет Базили, устранены моими объяснениями. Знать эти объяснения, конечно, было бы весьма желательно, как проливающие свет на взгляд Базили на нашу Духовную Миссию. Единственное объяснение, могущее успокоить Патриархию, заключалось в признании, что Миссия нечего не значит и ничего не будет делать. Но именно это объяснение сомневаюсь, чтоб мог дать представитель русского правительства, а поэтому его предположение об успокаивающем действии его объяснений мы должны приписать к некоторому самообольщению. Как увидим ниже, не это объяснение, основанное на общих фразах, успокоило Иерусалимского Патриарха, а иное, о чем речь будет впереди. Отец архимандрит находил Иерусалим в этот свой приезд несколько иным против того, чем его оставил. Положение в нем слагалось так, что при несколько большей энергии, умении и знании местных обстоятельств, действительно, Россия могла бы многое сделать в Святой Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Бунзен составил проект, предусматривавший в качестве начального шага создание объединенной епископской кафедры в центре христианского мира – в Иерусалиме, которую занимали бы епископы, назначаемые поочередно Англией и Пруссией. Проект Бунзена, отвечавший на первых порах политическим вызовам Лондонских конвенций, был одобрен обоими правительствами, и в январе 1842 г. в Святой Град прибыл из Лондона первый общепротестантский епископ – назначенный Британией Михаил-Соломон Александер, крещеный еврей, бывший профессор еврейского и арабского языков в Королевском колледже. Следующим стал назначенный Пруссией известный немецко-швейцарский миссионер Самуил Гобат – и единение германской и английской составляющих первого экуменического симбиоза быстро пошло на спад. Немцы в Святой Земле естественным образом выделились и сплотились по национальному принципу, а епископия, с построенной для нее церковью Христа у Яффских ворот (первый храм, построенный в Иерусалиме европейцами в Новое время), осталась за англиканскими епископами. 339 Речь идет о работе К.М. Базили «Опыт духовной статистики Сирии и Палестины». Направляя ее 16 декабря 1841 г. В.П. Титову, Базили писал: «Обширность предмета и разнообразие исследований, входящих в состав оного, внушили мне мысль разделить труд сей на две части, из коих в первой заключаются общие сведения о народах сего края и более подробное изложение о Церкви Православной и об унии; затем вторая часть будет посвящена исследованию о жителях прочих исповеданий и религий. С давнего времени приложил я все мое старание к собиранию точнейших сведений о сем предмете; но источники скудны, неверны или недоступны, особенно в отношении друзов, ансариев, измаилитов и некоторых других племен». В декабре 1842 г. «Статистика» Базили была удостоена благодарности вице-канцлера графа К.В. Нессельроде. Работа была опубликована лишь 20 лет спустя в переработанном виде под названием «Статистические заметки о племенах сирийских и о духовном их управлении» в книге: Базили К.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

У консула Базили я застал архимандрита Афанасия дамаскинца. Он объявил ему, что будет просить антиохийского патриарха рукоположить его в сан архиепископа в Бейруте. 5. Воскресение. Консул Базили с князем Гагариным пришел ко мне и поведал, что ни Афив-бей, ни паша Хафиз не решились читать фирмана о Св. местах, а выполнить выполнят его. Вчера они ввели франков в Гефсиманию. Базили предлагал Афиву способ прочтения фирмана без обиды Франции. Соберите вы совет для разбирательства других дел, к вам внезапно придет патриарх Кирилл с фирманом; тогда по закону уже придется вам прочесть фирман без отлагательства. Но и эта мера отвергнута. Вероятно Афив-бей уговорил пашу не читать фирмана, предсказав ему, что в угодность России его сменят, но с пенсионом и через несколько времени дадут лучшее место. Это догадка Базили. С нею сопоставлено мое словечко: французы сильнее нас в Константинополе. Фирман о Св. местах был напечатан в европейских газетах. Вероятно, турки в отмщение за это, по наущению французов решились не читать его и не заносить в архив, т. е. лишить его силы закона. Патриарх Кирилл представил фирман паше Хафизу. Он принял его с поклонениями, но взглянув на него, сказал: «Я сомневаюсь». Этого он не мог сказать потому, что у него самого в руках есть подобный же акт. Какова подлость турков! Какова интрига! Говорят, турецкий архитектор объявил, что нет надобности перестраивать купол над гробом Господним и что достаточно починить его слегка. Англичане разделили книги арабам в Рамле, Лидде и Яффе; в Лидде намерены открыть школу. У меня обедал патриарх Кирилл. Фирмана не читали, Афив-бей курил трубку в самом храме, усевшись против Гроба Господня. 6, Понедельник. Утром меня посетил в первый раз французский консул Ботта. Мы разговаривали о находках в раскапываемых развалинах Ниневии. Эти находки подтверждают сказания библейские. Патриарх Кирилл торжественно объявил Афив-бею, что у него есть фирман касательно Св. мест, и что его надобно читать в мегкеме или совете и записать в число деловых бумаг, дабы он получил силу закона. Афив отвечал, что не будет читать его, не имея на то приказания. Тогда патриарх оказал: «Я буду жаловаться в Константинополь». «И у нас есть язык», – отвечал бей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Минул полдень. Мы побрели домой. Наступил темный вечер. После чаю о. Григорий начал рассказывать, как покупаются здесь епархии, и как епископы сбирают деньги с паствы, и как случилось, что константинопольский патриарший престол начал быть покупаем (Вначале турки производили жалованье патриархам. Они начали уменьшать свое жалованье и кончали тем, что по несчастному соперничеству сами стали платить за патриаршью шапку). Затейливый рассказ о. Григория прерван был приходом консула Базили. Отцы, зная о моих особенных отношениях к этому консулу, удалились. От Базили узнал я, что дамасская семинария открыта и что в ней приготовляются 15 воспитанников для занятия церковных должностей; что патриарх иерусалимский Афанасий – весьма слабый человек, и что у него из-под подушки крадут деньги (недавно украдена шкатулка; розыску нет ради страха иудейского); состоящий при нем секретарь, или банкир Папудов обогатился на счет казны Гроба Господня; есть партия между фанариотами, которая усиливается совершенно подчинить иерусалимский престол вселенскому, не любит архиепископа фаворского Иерофея, назначенного преемником Афанасия, и затевает, по смерти патриарха, заменить его кем-либо другим; один грузинский архимандрит получил Крестовый монастырь в пожизненное владение за 20000 пиастров: об этом злоупотреблении консулом писано к Иерофею; но ходатайство его остается не действительно; долги казны Гроба Господня почти сполна уплачены; доходы иерусалимского престола, особенно из Молдавии и Валахии, значительны; но, к сожалению, при патриархии в монастыре Гроба доселе не заведено училища. Была речь и о вифлеемском епископе, и когда я сказал, что он просил графа Шереметева письмом о вспоможении для починки крыши на храме, то Базили удивился и назвал его бессовестным, ибо крыша починена на счет других сумм. Консул также говорил мне, что патриарху иерусалимскому и его сподвижникам давно известно мое назначение и что все они тревожатся и боятся контроля со стороны России. «Но я старался успокоить их, – прибавил Базили, – и просил их открыть вам настоящее положение иерусалимской церкви, как человеку, имеющему доверенность у синода и известному по его ревности ко благу церкви православной».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

При отправке к месту службы первый русский вице-консул в Бейруте (Баруте, как тогда писали) капитан Реджис Коронелл получил высочайше утвержденную подробную инструкцию 56 . К сожалению, в результате начавшейся в 1787 г. русско-турецкой войны Коронелл так и не прибыл к месту назначения. Лишь при Александре I, в 1820 г., появилось российское вице-консульство на Ближнем Востоке – на этот раз в Яффе. 30 декабря 1839 г. Николай I утвердил всеподданнейший доклад вице-канцлера К.В. Нессельроде о переводе его из Яффы в Бейрут 57 . Первым консулом в Бейруте стал Константин Михайлович Базили, приведенный к консульской присяге в Иерусалиме на Пасху 20 апреля 1841 г. 58 . Этим подчеркивалась неразрывная связь Бейрутского консульства с защитой русских интересов в Святой Земле. Неделей позже Базили опубликовал первые в иерусалимской практике официальные правила, регламентировавшие права и обязанности русских паломников 59 . К периоду пребывания К.М. Базили на посту консула (с 1843 г. генконсула) относятся первая поездка на Восток архимандрита Порфирия (Успенского) в 1843–1844 гг. (Базили сопровождал его в Иерусалим), учреждение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1847 г., паломничество в Святую Землю Н.В. Гоголя (друга и однокашника Константина Михайловича по Нежинской гимназии) в 1848 г. В Яффе при этом был сохранен пост вице-консула, который на протяжении нескольких десятилетий занимал Николай Степанович Марабути, – грек, принятый в российское подданство 12 октября 1844 г. 60 Военные и политические результаты Крымской войны, заставившие правительство Александра II приступить к осуществлению обширной и серьезнейшей программы реформ в социально-экономической и духовной жизни России, не могли не коснуться и положения дел в Палестине. Теперь в Петербурге стали глубже осознавать значение Святой Земли в общем контексте Восточного вопроса. В 1856 г. создается Российское общество пароходства и торговли (РОПИТ), организовавшее регулярные паломнические рейсы из Одессы в Яффу, что позволило резко увеличить поток русских паломников. В 1857 г. возобновляется деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, прерванная Крымской войной, в 1858 г. создается Русское консульство в Иерусалиме, в 1859 г. – специальный Палестинский комитет в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В начале Первой мировой войны он был сотрудником, а в 1917 году – директором дипломатической канцелярии при Ставке Верховного главнокомандующего. Во время Февральской революции Базили участвовал в составлении акта об отречении Николая II от престола. С июля 1917 года – был поверенным в делах в русском посольстве в Париже. После большевистского переворота эмигрировал во Францию. В 1919 году принимал участие в создании и деятельности Русского политического совещания. В 1922–1939 годы занимался банковской деятельностью, имел в Париже собственный офис. Был членом временного Комитета по организации Русского литературного архива в Тургеневской библиотеке (1938), оказал библиотеке активную поддержку в получении нового помещения (13, rue de la Bûcherie, 5-е). Собирал материалы по истории и культуре России. Опубликовал книгу «Россия под советской властью» (Париж, 1937), за которую (в переводе на французский язык, 1938) был удостоен премии Французской академии наук. В Англии была выпущена его книга по экономике: «Двадцать лет Советской власти», о первых годах социализма. Последние годы он работал над мемуарами «Дипломат российской империи» (вышли посмертно на английском языке в 1973 году). В начале 30-х годов Базили задумал выпустить том по истории России. Скорее всего, он был рассчитан на западную аудиторию, поэтому Базили просил авторов быть предельно краткими. Публикуемые статьи Федотова напоминают конспекты. По каким-то причинам проект не был реализован, но среди бумаг Базили, переданных после его смерти в 1965 году в архив Гуверовского института войны, революции и мира Стэнфордского университета (N. A. Bazili papers, 65017, box 14, folder 8), сохранились машинописные тексты под названием «Культура», « Церковь » и «Русская наука», созданные Федотовым. В них рукой автора был внесен ряд дополнений, которые должны были служить сжатым выражением основной идеи, заключенной в том или ином разделе. Национальная культура есть синтез разнообразных влияний Невозможно найти формулу, покрывающую своеобразие характера и культуры народа. Но это своеобразие несомненный факт. Всякая национальная культура есть единство, которое не может быть смешано ни с каким иным. Правда, это единство не замкнутое и не неподвижное, но раскрывающееся в многообразии и в развитии. Множество влияний перерабатывается в том тигле, которым является сильный национальный организм. И не один, а несколько типов образуют, в своем взаимодействии, это сверхличное единство. Поэтому противоречивые суждения иностранцев о национальном характере народа оказываются обыкновенно одинаково верными и одинаково односторонними.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Абу-Селямцы просят моего ходатайства пред патриархом, чтобы он определил Михаила писцом. Вчера был пир у герондиссы камараша Евфросинии (лет менее 40). Многие монахи и монахини и даже наш привратник приходили поздравлять ее с днем ангела. Слышно, что она недовольна камарашем за то, что он учащает учительницу в девичьей школе. В городе говорят, что бедуины ограбили Тивериаду и взяли все имущество у мусульман, евреев и христиан. 27, Суббота. Утром я был у патриарха и испросил у него благословение изготовить церковное облачение для священника в Лидде. Он благословил, но велел препроводить ризы чрез рамльского игумена Стефана. Я согласился и, покончив это дело, просил его определить учителем в Лидду молодого араба Георгия Даду, который находится в услужении у греческого лекаря. Патриарх согласился и велел архимандриту Герасиму позвать его. Хорошо все строится! Был я у консула Базили. Он объявил мне, что предлагал патриарху сделать меня ефором еллино-арабского училища в Крестном монастыре. А я отвечал: «С удовольствием возьмусь за это знакомое и приятное мне дело». По словам Базили, Афив-бею еще не прислана сюда инструкция о Св. местах. А Озеров писал, что она будет выслана ему еще в Египет. В Сен-Жан-д’Акре жизненные припасы вздорожали потому, что требуют их в Хауран на содержание войска, по случаю войны с друзами. Подвозу в Акру нет от страха. Из Набулуса требуются 700 верблюдов для перевоза провизии в Хауран и 2000 всадников. Видно, друзы, живущие в горном околотке Леджа, не шутят. С ними заодно бедуины. 28, Воскресение. Патриарх, консул Базили и я, – мы обозревали вновь строющееся училище в Крестном монастыре. А до обозрения, патриарх пригласил меня быть ефором сего училища, говоря: «Я знаю, что вы любите Всесвятый Гроб Господень и меня, и по тому прошу вас, примите на себя обязанность попечителя училищ». Я согласился, и при обозрении училища предложил устроить ванну при больнице и залу для экзаменов. Патриарх сказал: «Хорошо». Обедали у консула Базили. После обеда патриарх долго сидел с нами и разговаривал. Записываю слова его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики России накануне Крымской войны.Часть 2 Михаил Якушев В 1847 г. в Вифлееме произошло событие, резко обострившее взаимоотношения между всеми христианскими церквами и исповеданиями в Палестине. В донесении К.М. Базили посланнику В.П. Титову генеральный консул сообщил, что 19 октября 1847 г. в Вифлееме вооруженные камнями и палками францисканцы напали на православного епископа и следовавшего с ним монастырского врача. Потерпевшие попытались укрыться в Базилике Рождества, где в то время армянское духовенство проводило вечерю. В храме было также много католиков, которые набросились не только на православного епископа, но и на армян. В результате этого нападения на православный храм и учиненного в нем погрома, по сообщению К.М. Базили, из принадлежащей грекам и армянам пещеры Рождественского собора (Святых яслей Вертепа Рождества. – М.Я.) была похищена Серебряная звезда, указывавшая место Рождества Христова. Она принадлежала грекам, подтверждая их право на обладание этим местом. Кроме того, из Вертепа была вынесена греческая лампада, а также два серебряных подсвечника из греческого алтаря над Вертепом. Вечером того же дня, когда греки и армяне совместно предпринятым демаршем представили свои жалобы губернатору Иерусалима, то у него они застали драгомана (переводчика. – М. Я.) латинского монастыря, опередившего их с вручением протеста от имени католического духовенства. В ходе судебных разбирательств дела католикам активно содействовал французский консул, поддержавший их обвинения в адрес православного духовенства [ 1 ]. Тем не менее, К. М. Базили не сомневался, что похищение звезды стало делом рук католиков, вознамерившихся завладеть православными алтарями греков и армян в Вертепе и постепенно узурпировать права на звезду. А для этого им было необходимо добиться сначала права на возобновление (т. е. восстановление – М.Я.) ее украшения (ornement) [ 2 ], нуждавшееся в реставрации. Теперь после «пропажи» Серебряной звезды с греческого алтаря католики стали проявлять повышенную активность. Энергично обозначая «обеспокоенность» Парижа по поводу этого инцидента и стремление к сотрудничеству с османскими властями, католическому духовенству удалось убедить набожную французскую королеву (Амелию – М.Я.) послать в посольство Франции в Константинополе в виде подарка дубликат звезды, гораздо более дорогой, чем пропавшая оригинальная. Что же касается виновника похищения, то он так и не был официально установлен и найден. Однако, по сообщению К.М. Базили, даже тогдашний губернатор Иерусалима Мехмет-паша, известный своими симпатиями в отношении Франции, был убежден в том, что именно сами латиняне сняли звезду. Поэтому он пообещал французскому консулу, что проведет собственное расследование и отыщет звезду при условии, что в ходе следствия не будет никакого иностранного вмешательства [ 3 ].

http://pravoslavie.ru/5224.html

30 марта 1851 г. новый патриарх прибыл в Дамаск. Как только дамасские христиане узнали, что все деньги, оставшиеся от предшественника, И., по его словам, израсходовал на выборы, они в знак протеста разобрали крышу недостроенной патриаршей церкви. Когда прибывший из Бейрута Базили пытался усмирить их именем рус. императора, ему было сказано, что рус. денег в Дамаске и не видели, т. к. все они поступают на нужды патриарха (Там же. С. 119). В сент. 1851 г. И. воспользовался отсутствием патриарха Кирилла и отправился в Иерусалим под предлогом свидания со своим воспитателем, старцем Анфимом, а в действительности желая узнать, есть ли у него шанс вернуть Иерусалимский престол. Но уже через неделю он под давлением архим. Порфирия и генконсула Базили был вынужден покинуть Св. град и вернуться в Сирию. В этот период АПЦ остро нуждалась в грамотном духовенстве. Но в то время как католич. и протестант. иерархи возводили церкви и основывали мон-ри, становившиеся впосл. учебно-просветительными центрами, И. медлил, хотя средства были ему предоставлены. Как известно из писем Базили от мая-июня 1852 г., Иерусалимский патриарх начал выдавать по 30 тыс. пиастров ежегодно на уч-ща в Антиохийских епархиях, а по разрешению Святейшего Синода РПЦ было доставлено более 4 тыс. р. серебром - проценты с капитала, собранного Илиупольским митр. Неофитом (Переписка К. М. Базили и А. Н. Муравьева. С. 89-91). Патриарх был непопулярен у араб. паствы, с первых же месяцев обвинявшей его в пренебрежении к нуждам арабов, в аморальном поведении и присвоении рус. милостыни, к-рая бесконтрольно использовалась им для личного обогащения. Последнего И. не скрывал - по словам архим. Порфирия, в сент. 1851 г. И. ему «исповедался, что принял Антиохийский Престол единственно в чаянии пособий из Москвы» ( Порфирий (Успенский). 1896. С. 143). Сер. XIX в. стала временем кризиса архаичной османской экономики. Разорение мусульм. ремесленников и торговцев происходило на фоне процветания христ. «среднего класса», выступавшего посредником западных кампаний.

http://pravenc.ru/text/293750.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010