350 Вопреки иронии Базили, «чудеса», которые сулил Патриарх Кирилл, были им в Иерусалиме осуществлены, отчасти с помощью начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Порфирия (Успенского) : и Богословская школа в Крестном монастыре, и типография, печатавшая книги на греческом и арабском языках, и больница (в том числе для русских паломников) – были открыты в 1852–1853 гг. 351 Базили имеет в виду султанский фирман о восстановлении статус-кво и прав греческого духовенства в храме Гроба Господня, в Гефсимании и Вифлееме, который, под нажимом западной дипломатии, фактически так и не был введен в действие турецкими властями. См.: Якушев М. И. Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны//Православный Палестинский сборник. Вып. 100. М., 2003. С. 245–287; Мельникова Л. В. Святые места в центре Восточного вопроса: церковно-политический фактор как одна из причин Крымской войны//Отечественная история. 2008. 6. С. 61–75. 352 Имеется в виду митрополит Петро-Аравийский Мелетий (см. выше примеч. 336). В дополнение к сдержанно отрицательным отзывам Базили приведем другую оценку, содержавшуюся в некрологе о нем архимандрита Антонина: «Когда не было в Иерусалиме ни Миссии русской, ни консульства, преосвященный Мелетий, можно сказать, был все для русских. Да вознесется о нем благодарная молитва к престолу Судии и Ведца человеческих совершенств и недостатков от всех пределов любимой им России» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891. М., 2010. С. 372). 353 Речь идет о развалинах церкви Николая Чудотворца в Мирах Ликийских, которые А.Н. Муравьев посетил во время второго своего паломничества на Восток в 1850 г. По возвращении в Россию писатель, по благословению митрополита Филарета, приступил к сбору пожертвований на приобретение участка и восстановление храма. В 1852 г. был получен султанский фирман на строительство, однако, в связи с началом Крымской войны, церковь в Мирах Ликийских была освящена лишь в 1861 году. Подробнее см.: Лисовой Н.Н. Русской духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. М., 2006. С. 271–277 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вы поручили мне обдумать, осмотреть все на месте и писать Вам мое мнение – и потому без всяких дипломатических изворотов, прямо, смело и откровенно говорю Вам, что приведение в исполнение мысли о Крестном монастыре будет вредно во всех отношениях; возьмите еще в соображение, что на случай войны с турками или с пашою – то и греческое духовенство в Иерусалиме потерпит чрез наших, и наш монастырь подвергнется конфискации. Женский монастырь, напротив, не будет в виду и ни в каком случае не наведет больших хлопот ни на миссию нашу, ни на Св. Синод, и больших издержек не потребуется. Простите мою смелую откровенность и позвольте мне продолжать ее в переписке с Вами по подобным предметам. Может быть, Вашу мысль удобнее привесть в исполнение на Афонской горе, где есть уже что-то вроде русского монастыря и где нет тех элементов раздора, какие существуют в Иерусалиме 32 . Примите повторительное уверение в совершенном почтении и преданности, с которыми имею честь быть Вашим, милостивый государь, покорным слугою. ОР РГБ, ф. 188, картон 4, ед. хр. 30, л. 5–6 об. 4. О монастырях, назначенных в Иерусалиме для помещения поклонников. Всеподданнейший доклад вице-канцлера графа К.В. Нессельроде. С.-Петербург 30 апреля 1840 г. Подлинник Резолюция императора Николая I: «Исполнить». При отправлении отсюда вновь назначенного в Палестину консулом коллежского секретаря Базили, вменено ему было в непременную обязанность собрать самые достоверные сведения о положении подданных Империи, ежегодно приходящих на поклонение святым местам. Во исполнение сего, консул Базили немедленно по прибытии к своему посту отправился в Иерусалим и нашел там довольно значительное число поклонников наших. Все они помещены были, без различия пола, в отведенном для сего греческим духовенством монастыре святого Феодора, платили за то весьма умеренную цену, а неимущие получали не только квартиру, но и содержание безденежно. Заботясь таким образом о доставлении богомольцам нашим пристанища, старшины православного духовенства в Иерусалиме 33 не имели ни власти, ни довольно твердости для соблюдения между ними, в отсутствие консула нашего, порядка и благочиния. Поклонники, живя все вместе, нередко позабывали благочестивую цель совершенного ими пути и поведением своим подавали повод к соблазну и помрачению имени русского, тем более что к ним присоединялись люди без надлежащих видов, беглые солдаты и праздношатающиеся. По личному убеждению и объяснениям греческого духовенства, консул Базили утвердился в мысли, что существенною причиною происходивших беспорядков было помещение всех вообще поклонников в одном и том же монастыре и неимение за ними надлежащего надзора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Из иностранного дипломатического корпуса присутствовал лишь французский консул Ботта с сотрудниками вверенного ему учреждения, которые уселись по одну сторону с Латинским патриархом Валергой. Два часа длилось угощение присутствующих, сопровождавшееся коллективным курением трубок турецкими чиновниками во главе с Афиф-беем. Затем комиссар, стоя перед Кувуклией, произнес пятиминутную речь, в которой объявил о повелении султана отремонтировать купол за свой счет. При этом было подчеркнуто, что в ходе работы инженера ему будут помогать представители от трех патриархатов: Греческого, Армянского и Латинского, а на подготовленном для Порты плане купола должны будут также поставить свои подписи представители сиро-яковитской и абиссинской религиозных общин города. В донесении на имя А.П.Озерова К. М. Базили (получившего эту информацию из уст патриарха Кирилла и не присутствовавшего со своими коллегами на этом заседании городского совета. – М. Я.) особо заострил внимание на факте осквернения главной христианской святыни султанским эмиссаром при молчаливом участии французского консула и трех патриархов, предложив управляющему русской Миссией выступить перед Портой с требованием запретить мусульманам курение в христианских Святых местах. По свидетельству К. М. Базили, на другом заседании в «пещере Гробницы Богородицы в Гефсимании все прошло так же, как и в Храме Воскресения Христова, с той лишь разницей, что на нем обошлось уже без курения трубок. Долго подавались кофе и шербет. Когда же Турецкая прислуга занесла в Святую Пещеру трубки, то Паша заметил, что место сие является святым и для Мусульман и не позволил там курить» . В точности исполняя инструкции, К. М. Базили, все еще надеявшийся как-то поправить дело, настойчиво пытался убедить комиссара и губернатора в необходимости огласить хатт-и шариф. При этом он делал особый упор на необходимости исполнения султанского указа, поскольку документ напрямую затрагивал отношения между двумя монархами – османским и российским, и касался данного Абдул Меджидом Николаю I обещания сохранить статус-кво.

http://pravoslavie.ru/5226.html

NB. Это невозможно. Ибо, по решению четырех держав, на Ливане должен быть один правитель. б. Нынешний правитель эмир Хайдар, родом друз, верно римско-католик, не любим на Ливане. в. Он отменно любит игумена Ильияского монастыря о. Макария за то, что сей укрыл и спас от преследования Ибрагима-паши египетского жену и детей его тогда, когда сам он (эмир Хайдар) содержался в Акре под присмотром. Помня благодеяние о. Макария, он теперь уважает и исполняет его просьбы за христиан. NB. О. Макарий есть неутомимый ходатай за православных и в существе правитель их. В бытность мою в монастыре он избавил от смерти одного православного юношу, которого марониты хотели убить за то, что он дерзнул любить маронитку и быть любимым ею. Я видел этого молодца. О. Макарий укрыл его в своем монастыре и успел обработать дело так, что эмир Хайдар признал его невинным; ибо не он де а другой любился с марониткою. в. Некто Филиппидис, учитель греческого языка в православном училище в Бейруте, рекомендованный митрополиту нашим консулом Базили, был католиком, потом сделался протестантом, наконец опять принял православие; женат на армянке; детей своих воспитывает в школе американских миссионеров; получая жалованье от митрополита, тайно содержится сими миссионерами, которые подослали его в православное училище для поколебания веры в православном юношества. Хорош гусь! Разноперый! Митрополит намерен удалить его. NB. Я, с своей стороны, просил митрополита удалить волка в овечьей коже из стада Христова. г. О. Макарий рассказал мне историю эмира Бешира. Не хочется излагать ее. Лень! Консул Базили, между прочим, говорил, что – 1. эмир Хайдар не имеет друзей на Ливана и просит у Порты увеличения числа военной стражи своей и, особенно, удаления эмир-Бешира из Константинополя в какую-либо отдаленную провинцию Европы, откуда ему трудно будет бунтовать жителей Ливана. – 2. Маронитские монахи взбунтовались против своего патриарха в монастыре Св. Антония. – 3. В селении Захле староста есть православный христианин. Тамошний епископ униатский старается удалить его от сей должности и избрать старосту из своих униатов. Но консул Базили поддерживает и будет поддерживать его до последней возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

После вечерни посетил меня блаженнейший Кирилл вместе с петроаравийским митрополитом Мелетием, с архимандритом Никифором и с драгоманом. Камилавка его была накрыта черным клобуком, а на груди висел турецкий орден Османие. Пришел к нам и консул Базили и на ухо сказал мне, что патриарх готов отдать мне монастырь Архангельский и что ему дан консульский совет отобрать мнения от синодальных архиереев поодиночке о моем помещении в этом монастыре. Затем гостями говорено было вот что. Надобно издерживать ежегодно 160 000 пиастров на поддержание православия в епархиях Назаретской и Птолемаидской и купить место для училища подле церкви в Назарете. Патриарх Кирилл издержал 90 000 пиастров во время посещения церквей в Палестине. Латины хотят строить церковь в Бетжале и от местных христиан выхлопотали ложное свидетельство о существовании католического храма в их селе. Патриарх Кирилл предлагал в заточение сослать ложных свидетелей, но консул Базили отсоветовал ему сию меру, ставя на вид опасность перехода бетжальцев в унию, и предложил писать об этом деле в Константинополь и там просить защиты у Порты, присовокупивши, что и наш посланник уже предуведомлен им об этом. День 20-й, Пятница. В половине девятого часа пополуночи поздравляли меня с приездом иерусалимо-арабские священники. Я дал им 200 пиастров (10 р. сер.). Была у меня надобность переговорить кое о чем с консулом Базили. Она завела меня к нему и задержала у него до 12-го часа. А советовался я с ним о пересылке моих писем и отчетов в Петербург и о доставлении мне денег на содержание вверенной мне миссии, о приискании грека и араба для ежедневного разговора с нами по-гречески и по-арабски, о обстоятельственном вовлечении меня в дела Палестинской церкви. Решено: всю переписку мою пересылать через наши консульства; присылки денег ждать из нашего посольства; грека и араба приискать не в Иерусалиме, а в других местах, в избежание наушничества на нас отцам святогробским; в дела местной церкви вмешиваться лишь тогда, когда Патриарх и Синод его пригласят меня к сему. Затем консул поведал мне, что постановлено взимать с молдавских монастырей 25 000 000] голландских червонцев на нужды правительства, да 5 000 в пользу вселенского патриаршего престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Чтобы «подстраховать» получение нужного илама Афиф-бей собрал у себя дома местных эфенди, чья продажность, по словам К. М. Базили, «могла сравниться лишь со страхом перед именем турецким» . На этой закрытой встрече он заявил иерусалимскому чиновничеству, что «Греческий Патриарх был полностью удовлетворен всем, что было исполнено в Иерусалиме» . Именно такая формулировка и появилась в выданном городским судом иламе. С другой стороны, комиссар имел весьма неприятный разговор с губернатором, сделав ему выговор за то, что тот принял и дал ход письменному протесту патриарха Кирилла . Вместе с тем, перед поспешным убытием из Иерусалима Афиф-бей попросил Хафиз-пашу принять надлежащие меры по недопущению католических нововведений в Вифлеемском храме. Когда же на католическое Рождество 25 декабря 1852 г. патриарх Валерга, несмотря на недовольство французского консула, попытался было осуществить свой торжественный вход в базилику Рождества через главные ворота с молитвами на латыни, песнопениями и развешиванием католического убранства на внутренней колоннаде собора, на его пути встали специально прибывшие туда губернатор Иерусалима и начальник городской полиции . Недовольная католическая процессия была вынуждена молча проследовать через боковую дверь православного храма в свой католический монастырь (Приложение, документ 1. – М. Я.). Патриарх Кирилл пригрозил, что не оставит так это вопиющее нарушение высочайшего повеления султана, а затем отплыл из Яффы в Константинополь протестовать перед Портой . Несмотря на опасность быть скомпрометированным османскими властями , по пути в столицу в Бейруте Предстоятель Иерусалимской церкви (которого К. М. Базили в донесении А. П. Озерову даже назвал «своим духовником») решил сделать краткую остановку в доме российского генерального консула. Делясь неутешительными вестями из Иерусалима, патриарх также подтвердил подозрения К. М. Базили относительно двойной игры в Святоместном деле армянского духовенства, «с удовольствием взиравшего на попрание прав Греков» .

http://pravoslavie.ru/5226.html

16, Вторник. На днях прибыли сюда христиане из Сцалта и хотели видеть своего нового владыку ( τον Φιλαδελφα). Но он не принял их. Они, рассердившись, уехали домой. Один из них остался здесь и сказал: «Слыханное ли дело, чтобы пастух не видел своей овцы или отец сына? Я поймаю этого епископа и непременно увижу его». Утром я был у патриарха Кирилла и благодарил его сердечно за выбранное место для дома и за предполагаемое устройство его. В десятом часу был у меня старый и седой священник из Лидды отец Иаков и поведал, что паства его состоит из 400 душ (в этом числе все и старые, и малые обоего пола, а платящих харадж, – подать, душ 70). Я дал ему рубль серебром и показал материю на ризу, подризник и пр., кои намерен изготовить для Лиддской церкви. Сегодня собирался синод у иерусалимского патриарха. Разсуждали о том, чтобы наших поклонниц перевесть из Екатерининской обители в Феодоровский монастырь, а поклонников из сего монастыря в Архангельский, и что нужно и должно построить новый дом для русского духовенства. Консул Базили предлагал патриарху заказать в Англии железный купол над Гробом Господнем. Об этом говорил мне патриарх, присовокупив, что он будет предлагать Порте покрыть купол медью, и что издержки такой крыши он берет на себя. По словам консула, когда государь наш прочел дело о гареме над Гробом Господним и рассмотрел представленные мною рисунки зданий на крыше Святогробского храма (рисунки делал студент Петр Соловьев), сказал: у турков я ничего не прошу, а денег не щажу; пусть наймут этот гарем и прочие при нем здания. Вследствие сего разрешено было генеральному консулу Базили нанять все эти здания даже за 2000 руб. сер., как он говорит. Но Алемиды, соглашаясь на это, просили консула, чтобы визирь дозволил им отдать их в найм. Посольство же наше не захотело просить сего у визиря. Консул Базили объявил мне, что илиопольский митрополигь Неофит, пребывающий в Москве, положил в опекунский совет 100000 руб. ассигнациями, и что проценты с них в первый раз, по определению синода, высланы ему, консулу, для передачи в Дамаск – патриарху, но с тем, чтобы консул (совместно с патриархом) давал ежегодно отчет в употреблении сих процентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

См. Копия с донесения генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 161. II–9. Оп. 46. Д. 20. Ч. 2. Л. 9об.—10; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 742. Л. 99об.; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 197об. Письмо архимандрита Порфирия из Константинополя государственному канцлеру К.В. Нессельроде от 29 октября 1849//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3607. Л. 12об.; Письмо архимандрита Порфирия из Константинополягосударственному канцлеру К.В. Нессельроде от 29 октября 1849//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 234об. Отчет об ученых занятиях Русской духовной миссии в Иерусалиме за 1849 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 244об.—245, 340; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι... С. 487. Отчет об ученых занятиях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1850 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 582; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι... С. 488489. Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Т. 1: 1815–1859. –– М., 2016. С. 362. Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков Лавры прп. Саввы Освященного, что близ Иерусалима СПб., 1880. Патерик, изложенный по главам. Перев. с греч. Автограф. БРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 10. Док. 33128. Л. 1—305. См. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к архимандриту Порфирию (Успенскому) от 29 января 1852 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 139. Письмо архим. Феофана (Говорова) к А.Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 1об.

http://bogoslov.ru/article/5558528

Письмо вице-канцлера графа К.В. Нессельроде к поверенному в делах при Порте Оттоманской В.П. Титову 88. Рассказ схимонаха Саввы о жизни русской колонии в Иерусалиме. (Чума 1838 года) Из дневника архимандрита Порфирия (Успенского) 89. Русские монахини в Иерусалиме. Из дневника архимандрита Порфирия (Успенского) 90. Из письма генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву Русские дипломаты и Греко-Армянский кризис в Иерусалиме (1835–1837) 91. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя посланника в Константинополе А.П. Бутенева 92. Об участии секретаря посольства в Константинополе графа А.И. Медема в разрешении конфликта в Вифлееме. Выписка из донесения Досифея, митрополита Назаретского, и Кирилла, архиепископа Лиддского, Афанасию, патриарху Иерусалимскому 93. Послание Синода Иерусалимской церкви к посланнику в Константинополе А.П. Бутеневу 94. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя Филарета, митрополита Московского 95. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя императора Николая I 96. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 97. Донесение митрополита Московского Филарета в Св. Синод 98. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 99. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 100. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 101. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 102. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.П. Муравьеву 103. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 104. Рапорт митрополита Московского Филарета Св. Синоду 105. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву Генеральный консул в Бейруте К.М. Базили (1839–1853) 106. Указ императора Николая I вице-канцлеру графу К.В. Нессельроде 107. Отношение министра народного просвещения графа С.А. Уварова к губернскому секретарю К.М. Базили 108. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 109. О назначении консула в Яффу и о сыне коллежского асессора Мостраса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Все дела по сношению России с православным Востоком с самого начала их возникновения всегда ведались в Московском царстве исключительно Посольским приказом. В него являлись все лица, как светские, так и духовные, приезжавшие с православного Востока за чем-либо в Москву; в Посольский приказ обязательно поступали и все грамоты восточных патриархов и других духовных лиц и уже отсюда передавались нашим духовным властям, если они им были адресованы. Из Посольского же приказа посылались все грамоты, как царские, так и наших патриархов, к разным восточным иерархам и в восточные монастыри, через Посольский же приказ шла обыкновенно и царская милостыня на православный Восток. Непосредственные сношения с восточными патриархами точно также, кроме двух-трех случаев, всегда велись обыкновенно через наших послов в Турции и посольских дьяков или через особых гонцов, нарочно посылаемых из Посольского приказа. Так всегда велось дело исстари, так оно повелось и после, когда Посольский приказ превратился в Коллегию иностранных дел, а последняя в Министерство иностранных дел. Наши московские митрополиты, потом патриархи и Святейший Синод никогда не имели непосредственных прямых сношений с восточными иерархами, никогда не имели своих органов для этих сношений, все делалось и велось при посредстве Посольского приказа, Коллегии или Министерства иностранных дел. Понятно из сказанного, что наше Министерство иностранных дел исторически, так сказать, приучено было смотреть на себя, как на хозяина во всех наших сношениях с православным Востоком, привыкло, чтобы и церковные сношения происходили всегда при его посредстве, под его руководством и наблюдением. А когда в Сирии и Палестине было учреждено русское консульство, то наш консул (Базили) сделался естественным и единственным посредником во всех наших сношениях с Церквами Палестинской и Антиохийской, что создало ему особое, исключительное положение среди греческого и арабского духовенства и среди туземного народонаселения – положение не только почетное, но властное и влиятельное, так как от него зависело направить милости и милостыню России в ту или другую сторону. В своем дневнике архимандрит Порфирий замечает: «В Петербурге директор Сенявин говорил мне, что Базили (консул в Сирии и Палестине) берет на себя много лишнего, забывая, что он не министр, а второстепенный консул, и здесь (в Константинополе) уверяли меня, что он весьма гордо обращается с тамошними архиереями, будто бы они под руки водят его в церковь . Поедем, услышим, увидим». Потом Порфирий познакомился на месте с поведением и действиями нашего консула и нашел, что Базили «слишком повелителен и даже дерзок» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010