Антоний Печерский икона акафист   Киево-Печерская Лавра     Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь   К обеду мы были в Есфигмене   К обеду мы были в Есфигмене. В отношении к России этот монастырь замечателен тем, что здесь полагал начатки иноческих подвигов преподобный Антоний, впоследствии отшельник Киевский, пещера которого, невдалеке от монастыря на север, иссечена в набережной скале. « Есфигмен » в русском переводе значит «утесненный», потому что решительно со всех сторон, исключая восточной.   Он сжат соседственными высотами и выдвинут в море, которое с шумом и ревом бьется о хладную низменную скалу, на которой он красуется несокрушимы ми оплотами могучих своих стен. От Ватопеда Есфигмен отстоит на три, а от Карей на шесть часов ходу. При западной стене его расположен фруктовый сад; к этой же стороне монастыря направлены водопроводы из отдаленных гор ных ключей.     Есфигмен в аскетическом отношении прина длежит к первому классу афонских монасты рей, потому что общежительный. Ктиторы, или основатели его, - Феодосии младший, импера тор Греческий, и сестра его Пульхерия. Во всех частях своего внешнего расположения и уст ройства этот монастырь соответствует прочим.   Монастырь Есфигмен подробнее... Интересная фото-тема о монастыре Есфигмен. ..фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её.                         . Фото http://agioritikesmnimes.pblogs.gr/ Комментарии Всего комментариев: 2 2011/07/23, 13:58:56 Ah yes, neicly put, everyone. Janaye 2011/07/11, 07:30:35 Преподобный Антоний Печерский, моли Бога о нас! раба Божия Ирина Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=733

Об обер-прокуроре были слухи, что Толстой и Урусов остаются на неопределённое время. Кудрявцев объясняет выход Толстого тем, что он не захотел, чтобы государственный контроль поверял все суммы духовного ведомства. Представил он о сём записку Государю, угрожая иначе выходом. Давно уже митрополит писал против сего, указывая на то, что суммы, отпускаемые на монастыри, не требуют проверки, ибо отпускается напр. 80 р. ассигнациями на дрова. Тут поверять нечего, очевидно не будет злоупотребления этой суммы. А что касается до неокладных сумм, то государственному контролю нет до них дела, как до кармана частных лиц. А учреждение контроля над расходами по церковному ведомству повлечёт за собой увеличение огромного числа чиновников, которое ляжет тяжёлым бременем на финансы государства, а пользы никакой не будет, кроме одной пустой формальности, ради которой и теперь представляется монасты- —139— рями отчётность в штатной сумме. Вот мысли митрополита о сём деле. Московский Вознесенский монастырь разваливается. И теперь Иакову 1660 , поручено выбрать новое место для него. Игуменьи хочется перевести монастырь на Бутырки потому, что там есть церковь и 18 тысяч церковного капитала, много земли и от неё доходов. Митрополиту этого не хочется, потому что он имеет в виду что-то другое устроить тут. Предлагают место или на трёх горах, или в Черкизове, или в Крутицах. Не знаю, на чём остановятся. 1862 г., февраля 5. Что я предчувствовал, то сбылось. Московский Владыка сказал Кириллу: „только не желая ссориться с Костромским преосвященным, я уволил тебя. Он мог бы по дружелюбному согласию частным письмом испросить тебя у меня. А то прямо формально требует. Ты сносился прежде с ним“? Кирилл сказал, что переговоры шли через меня. „Ты не Петра Симоновича должен спрашивать, а меня; ты не должен был изъявлять согласия“. Не лучше ли Вам написать Московскому Владыке, что Вы просили частным письмом наместника прежде официальной бумаги. А повод тот, – поблагодарить Владыку за увольнение Кирилла, тем более, что он почитает это делом снисхождения с своей стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скит Авраамия стал Нижне-Воскресенским монастырём, скит Пахомия – Средне-Никольским, скит Исаакия – Спасо-Преображенским. Жили и Иргизских монастырях ревнители и строгие хранители древнего благочестия. Здесь был главный центр беглопоповцев, так как с XVIII века только на Иргизе имели право принимать беглых православных попов и подвергать их «неправо». Этих попов посылали с Иргиза во все города, даже в Петербург, когда в них оказывалась там нужда. Монастыри владели большим количеством земли, что давало им возможность вести в широких размерах сельское хозяйство. Самым крупным землевладельцем был Спасо-Преображенский монастырь, которому принадлежало 8300 десятин земли. С восшествием на российский престол Николая I государственная политика в отношении раскола резко ужесточилась. Иргизские монастыри были вынуждены принять единоверие. Свидетелями прошлого являются некоторые вещественные памятники, которые удалось сберечь в 1920-е годы. 1.      Крест-мощевик Инв. ПМК 1600. XVII век (клейм нет). Серебро: гравировка, золочение. 15.2 (без навершия – 12)×10.2×1.5 см. Поступил в 1919 году из Спасо-Преображенского монастыря. По преданию, зафиксированному в 1925 году К. Журавлёвым, крест «был привезён во время раскола из Соловок на Ветку, а потом на Иргиз». Мощей в настоящее время в кресте нет. Надписи лицевой стороны 613 : хс: оп (на оглавии): хервимъ: мр ; га ншго хса: сты богослоа На обороте: мощи стаго Федора Стратилата, мощи Богоносца , мощи мощи Пятницы, мощи Стефана, мощи стаго апстла Варънавы, мощи мучнка мощи стаго муч 2. Крест подпрестольный Инв. ПМК 3294. 1841 год. Дерево. 54,7 (51,7)×30×3,5 см. Поступил в 1920 году. Происходит из Преображенской церкви Спасо-Преображенского монастыря. На лицевой стороне текст: ЦРЬ СЛАЫ СТИС ЛТАРЬ ГДА БГА И СПСА НАШЕГО ХРСТА И ВОДРЖЕН ХС БЫСТЬ КРСТЪ СЕЙ В ЦРКВИ СТАГО БГЛПНАГО ЕГ ПРЕБРАЕИ В ЛТ ТСОТВО МИРА ЗТМА ГОДА А ТВОПЛО БГА СЛОВА АМА ГО ГОДА МЦА ДН ПРИ ДЕРЖАВЪ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАГО САМОДЕ РЖАВНЕЙШАГО ВЕЛИКАГО ГОСДАР ИМПЕРАТОРА НИКО ЛАЯ ПАВЛОВИЧА САМОДЕРЖЦА ВСЕЯ ПОБЛАГОСЛОВЕ НИЮ СВТЙШАГО ПРАВИТЕЛЬСТВЮЩАГО СИНОДА ИАКОВ САРАТО ВСКОМЪ И ЦАРИ ЦЫНСКОМЪ СЩЕНЪ БЫЛЪ СЕЙ ХРАМЪ НА СТОЯТЕЛЕМЪ ВО СКРЕСЕНСКАГО ЕДИНОВЕРЧЕС КАГО МОНАСТЫ РЯ АРХИМАНДРИ ТОМЪ И КОВАЛЕ РОМЪ ПЛАТОНО МЪ.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

20 Это видно из следующего послесловия, находящегося на обороте 440 листа: « написана бы книга ciя рекомаа уставъ око црковное при блговрнм и холюбивем кнзи велицем ивани васильевичи всеа руси и при митрополит Зосими при apxienn нашем генади новгородстем... списашеся ciя книга повелнием многогршнаго и худаго в иноцх сщноинока Досиея... лто же тогда течаще 7002-е uhдukmioh 12-й» и проч. 21 В послесловии к означенному уставу, находящемся на обороте 531 листа, читается: « Предржавнйша и всемогущая и живоначальныя Трца Оца глю и сна и стаго дха единаго ба в трехъ ипостасх единосущну и нераздлиму. Nobeлhieм и ycmpoehie бгом внчаннаго и бго укрпляемаго самодръвна цря гдря велика кнзя ивана васильевич всея руси самодръжца, вновопросвщенне град казани у bceмiлocmubaro спса бголпна его npeoбpaжehia га ба и спса ншего ic ха. И велико чудотворца николы ратнаго, booбщiu монасты, написа бы тпик сей, сир уста. а почета бы писати напсноши влт 7062, а дописана бы в казани лт 7064. при блговрно и хртолюбиво цри велико кнзе иване васиевиче всея руси самодеръжце. и при е бго дарованне сне црвче иване ивановиче. И npi сщенно митрополите мakapiu, И npi apxienne rypiu казански и свияски. И положена бы книга cia многогршны черньцем apxiмahдpumo bacyhoфieмъ, что бы игуменъ на псноши. а писа спсношскаго устава» и проч. Написание этого устава приписывается самому св. Варсонофию. 22 На первом листе внизу написано: « ciя книга глема уставъ Влкы илоея рязаньскаго». А Филофей рязанский упоминается в летописях под 1564 и 1568 годами. Истор. росс. Иерархии, ч. 1, л. 132. 23 В надписи к уставу сему на двух первых листах внизу читаем: « Да сию книгу уставъ. в до прты трцы анзески путыну црь и гдрь и великии кнзь михаило федорови вся роси». 24 В нём – собственный чин соловецкой обители. « Типикон обители вседержителевы сущей понта okiяha соловецкаго отока лавры преподобныхъ и богоносныхъ отецъ нашихъ Зосимы и Cabamiя чудотворцов. О церковномъ пънии i о трапезномъ блaroчuhiu i о прочемъ монастырстмъ блaroycmpoehiu». Так сказано на первом листе в заглавии рукописи. Так как в одной из находящихся в этом уставе молитве упоминается патриарх московский: то написание его относится, очевидно, ко времени патриаршества у нас. Но как в святцах этого устава не помещены имена тех святых, которые упоминаются в уставе, напечатанном при патр. Гермогене; то должно заключить, что он написан прежде напечатания этого последнего устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Тот вид общественного служения древнего монашества, о котором будет наша речь – исповедь мирян старцами, соединённая с пастырством, относится к духовной, а не к материальной милостыне и доступен для всех монахов, как киновитов, насельников лавр и скитов, так и отшельников, исключая только крайних безмолвников, прямолинейно проводивших принцип свой – „бегай от людей“. И вот почему в дальнейшем изложении мы встретим примеры исповеди мирян у иноков всех разрядов. Однако недаром так долго говорили мы об общественном служении иноков практического идеала и главным образом киновитского образа. Описанные нами виды служения были прочными связями монастыря с миром. В самом деле, миряне странники ходят в обители и в монастырских странноприимницах получают пропитание и покой от монахов, больные по долгу лежат в монастырских больницах, подкидыши и сироты получают воспитание и обучение (до зрелого возраста) при монасты- —15— рях, в сиротопитательницах, старцы в монастырских богадельнях доживают до своей смерти. Спрашивается, неужели в богадельнях, больницах и отчасти странноприимницах, которыми заведовали монахи монастырей, в отношении к этим, так сказать, монастырским людям не применялась вовсе монастырская дисциплина? Неужели исповедь и покаяние, обязательные для инока, не рассматривались как таковые и для мирского человека, живущего при монастыре? Неужели наконец монастырское пастырство в лице старцев не имело вовсе места относительно монастырских людей? Мы предполагаем, что в монастырских благотворительных учреждениях царила, конечно только смягчённая, монастырская дисциплина, имели место и старческая исповедь и старческое пастырство, что таким образом духовная милостыня здесь присоединялась к телесной и сопровождала её. К сожалению, о внутреннем строе монастырских благотворительных учреждений IV–IX столетий мало известно, но то, что пишет о сиротопитательнице Василий Великий , может только подтверждать высказанное предположение о господстве монастырской дисциплины в учреждениях при монастыре 1564 . В монастырских учреждениях живали люди, пришедшие для покаяния (падшие клирики, о чём ниже), а некоторые учреждения носили покаянный характер по самому существу своему, напр. метании – приюты для раскаявшихся блудниц. Можно далее предполагать, что монастырские люди, невольно подчиняясь требованиям монастырской дисциплины, усваивая монашеские принципы – обязательности исповеди и необходимости для спасения души руководителя старца, были естественными распространителями монастырской покаянной и старческой дисциплины и в чисто мирской среде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Р. Безсонова. Москва, 1861, с. 1–50. На Пешношу в заключение он был прислан, как рассказывал покойный о. Мефодий, за дуэль, на которой он был где-то во Владимирской губернии. Рукописи его: «Описание монастыря Св. Чудотворца Николая, что на Пешноше» напечатаны в 1837 г. Цензурный комитет прежде разрешения ее к напечатанию представлял на благоусмотрение митрополита Московского Филарета. Строгий критик, владыка Филарет на представлении написал 19 апреля 1837 года следующую резолюцию: «Книга о монастыре; а духовного в ней слишком мало. Сочинитель общежительных иноков называет отшельниками. Из того, что сгорела грамота, заключает, что сгорел весь монастырь. В описании распоряжений, относящихся к церковному уставу, не достает полноты и правильности; а между тем есть странные излишества, как, например, в разрядах послушаний: поездка в Доршево за молоком, сметаной, творогом и проч. Впрочем, цензурный комитет может поступить по данному ему уставу, не восстановляя мест, отмеченных уже к уничтожению». Чт. в Импер. Общ. Истории и Древностей Российских, 1880, кн. 2, статья: «Из бумаг митрополита Филарета», с. 2. 64 Воспоминания архимандрита Пимена. Издание Импер. Общ. Истории и Древностей Российских. Москва, 1877, с. 255. 65 В течение жизни из таких выписок образовалось несколько книг. Именно: пять книг под заглавием: «Зерцало чудотворений Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» и одна книга под заглавием: «Чудотворения святейшей Евхаристии». Все они бережно хранятся в монастырской библиотеке. 67 В 1866 году, готовя Историю Пешношского монасты ря ко второму изданию, я прожил на Пешноше несколько дней и ежедневно беседовал со старцем-архимандритом. 68 Подробности о постройках, произведенных о. Мефодием, см. в «Истории Пешношского монастыря». Москва, 1893, изд. 4-е, с. 97–100 72 Архимандрит Мефодий, безвыходно живший на Пешноше с 1810 года до самой смерти своей (+ 1869 г.) много слышал об Ионе от очевидцев его, о чем и нам рассказывал в 1866 году. Читать далее Источник: Тесные врата : Виды подвижничества в русской земле/Сост. Н. Сперанский. – Москва, 1996 – 254, с. (Печатается по изданию: Санкт-Петербург, 1893, тип. П.П. Сойкина). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Незадолго до этого завоевания (около 1200 г.) посетил Царьград наш паломник архиепископ Антоний Новгородский и оставил нам драгоценнейшую опись святынь города. Он видел св. Софию еще во всем блеске, не тронутом даже во времена Андронина Помнена, когда она подвергалась правильной осаде, полною всякого рода драгоценностей и украшений, и золотых сосудов и блюд, золотых икон и завес и венцов царских, золотых крестов и кадил; видел и царские златые палаты, и церковь Михаила новую, и Влахернскую Богородицу, богатые и святыней и эмалями. Долго ли Антоний пробыл в Царьграде, из книги его не видно, но, во всяком случае, это было пребывание наиболее продолжительное между посещениями других паломников, которые обыкновенно называют время своего пребывания. Напротив из слов Антония: «чудо свято и честно явил Бог в лето 6708 при моем животу (в Царьграде) месяца мая» приходится заключить, что это посещение продолжалось более года, а издатель книги паломника г. Савваитов полагает возможным думать, что Антоний был в Византии и во время ее взятия. Как бы то ни было, мы имеем много оснований считать, что эта книга представляет весьма полный и обстоятельный список церквей Константинополя, и потому заключать, что церкви и монастыри известные из истории, но Антонием не упомянутые, или не существовали уже в его время или пожарами, землетрясениями и разными обстоятельствами приведены в состояние разрушения. Правда, Антоний в конце своего списка оговаривается: «Се же на уведение и на память и на молитву благоверным человеком, еже есть во Царьграде, по Суду (Золотому Рогу) извну града, от многа ничтоже святых написах, или во градех, или во святей Софии и в Апостольской церкви иже паки в Царьграде». Но эта оговорка не относится собственно к церквам, а вообще к цареградской святыне, и притом этот текст и сам по себе указывает на ее обширный район и стоит в связи с дальнейшим кратким указанием на множество церквей и обителей в епархии византийской. А именно: «Мануил царь испытывал по всей области греческой и повелел звати всех попов... и монасты (?), колеко есть от конец суда и до другого конца. От Греческого моря (Архипелага) и до Русского (Черного) моря есть попов 40000, кроме монастырских; а монастырев 14000, а у святой Софии 3000 попов». В объяснение же этого места можно привести 9 – ю новеллу императора, которою признаны с одной стороны монастырские имущества, с другой воспрещены дальнейшие их приобретения; новеллою осуждаются прежние распоряжения, которые, вместо того, чтобы ограничивать монастыри уединенными местами, горами и окрестностями города, дозволили им разместиться на площадях и перекрестках столицы, что вводит соблазн в обители и наполняет их людом, вовсе не ищущим в них святой жизни. Сам Мануил основал свой монастырь по этой причине близ входа в Босфор из Черного моря. Очевидно, и здесь известия вполне совпадают с общею характеристикою Византии Евстафием Солунским как монашеского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Часовня эта стояла на пустом, возвышенном и открытом месте и смущала совесть окрестных раскольников до 1843 г. В этом же году, но ходатайству протоиерея соборной церкви города Николаевска, Элпидинского, эту деревянную, стоявшую без всякого употребления часовню разрешено было разобрать и перевезти в город Николаевск, где она употреблена была на достройку незадолго пред тем сгоревшей соборной церкви во имя Св. Иоанна Предтечи. В настоящее время, кроме весьма заметных возвышений и углублений на местах стоявших построек бывшего монастыря, здесь не сохранилось никаких вещественных памятников существования монастыря. Но память о том, что когда-то на этом месте стоял женский монастырь еще и по настоящее время весьма живо сохраняется у жителей окрестных поселений, как раскольников, так и православных, которые потому и называют это место «Старушечье». В настоящее время Верхне-Спасо-Преображенский единоверческий монастырь сдает это место окрестным жителям в аренду под сенокос, а после уборки сена здесь пасется скот жителей окрестных поселений. В истории дальнейшего движения в расколе по нижнему Поволжью уничтожение двух последних раскольнических монасты рей на Иргизе имело весьма важные последствия. Не видя никакой возможности предотвратить самый факт уничтожения своего религиозного центра и потому без всякого сопротивления преклоняясь пред неизбежностью этого факта, все Иргизские раскольники вдались в самый мрачный аскетизм и стали смотреть на переживаемое ими время, как «на последние лета» и что уже «народился дух нечистый», Дух нечистый, злой антихрист И пустил он свою прелесть В свою веру принуждает В свою церковь ходить заставляет Своих попов поставляет Рассматривая с такой мрачной точки зрения перешиваемое ими время, Иргизские раскольники говорили: И чего еще хощем ожидать Посреди мира долго пребывай? Уже жизнь сия скончивается И день судный приближается, Ужахнись, душе, суда страшного И пришествия преужасного, Окрылись, душе, крылы твердости, Растерзай, душе, мрежи прелести, Ты пари, душе, в чащи темныя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Ответственность за проведение всех вышеизложенных распоряжений в жизнь возлагается лично па заведующих отделами юстиции Народный Комиссар Юстиции. Курский . 27 апреля 1922 г. 18) Некоторыми представителями власти на местах запрещаются вообще какие-либо собрания граждан, сторонников данной рилигии, посвященные выяснении) хозяйственных или вероисповедных нужд. Такие общие запрещения, если они не вызываются условиями данного момента и конкретной опасности подобных собраний в контр-революционом отношении, являются незаконными. Еще см. III, 5. (Цирк. НКЮ 3/I – 1919 г. § 13). 19) Группе верующих следует понимать, что, согласно декрета отделения церкви от государства, приглашение, наем или увольнение того или иного служителя культа для целей культа зависит исключительно от всей этой самой группы верующих и по сему, во избежание эксплуатации их религиозных чувств, у них имеется полная возможность ставить условия служителям культа при найме их о признании ими всех декретов Советской власти в области отделения церкви от государства. За производство старого бракоразводного процесса виновные должны быть привлекаемы к ответственности по суду (29/Х – 1920, 1038). См. еще ХИ, 12–14. (Р. и Ц. 1922, стр. 39). 20) Ходатайство об открытии вновь еврейской молельни в жилой квартире 2, дома 1, по Ново-Слободской улице, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: 1) все церкви и (молельни, находящиеся при домах, подлежат, на основании постановления Наркомпроса, опубликованного в Изв. ВЦИК от 24/VIII – 18 г. 180, закрытию; 2) новые церкви и молельни могут быть открыты и построены в отдельных и изолированных от жилых домов местах, если нет у верующих иного места для отправления религиозных потребностей, кроме закрытой домашней молельни. (25/I – 23 г., 22. Р. и Ц. 1923 г.). 21) Выписка из протокола 20/29 заседания Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабоч., Крестьяиск., Красноармейск. и Казач. Депутатов. Слушал и: 7. Порядок направления дел по закрытию церквей и монасты рей и нарушения договоров группами верующих. (Вн. Смидович). Пр. 17, п. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

У Сталина была проблема. Не имея возможности русинскую республику втиснуть в украинскую социалистическую республику, Президиум Верховной Рады Украины на территории чужой для него русинской территории образовал сталинскую аномалию с названием " Закарпатская область Украины " . Так было уничтожено большевистским Киевом братское русинское национальное государство, а государственно-образующую русинскую нацию превратили в советскую оккупированную " ветку украинского народа " . Москва и Киев ликовали. Сегодня Москва молчит, а Киев и дальше творит большевистский этноцид русинов, преступную дискриминацию, насильственную ассимиляцию, имеющих признаки геноцида русинской нации. Приходится напоминать, что только подкарпатские русины из " всех исторических русинов мира " [ 20 ] сформировались в политическую нацию в 1918 году, т.е. раньше на 4 года, до того как сформировался Советский Союз, разрушитель русинской государственности и уничтожитель русинской национальности. Сегодня видные историки и правоведы России, психологически, не могут сломать в себе большевистский стереотип о русинах, как " старом названии украинцев " , и молча глядят на этно убийство русинов, творимых руками оранжевых демократов, по сути, братьями-украинцами. А ведь русины в трудное время (геноцида русской нации с 1918 по 1991 год), оказались сохранившими русскость и в названии своей национальной державы " Подкарпатская Русь " и выше тысячелетнее название своего этнонима " русины " . В числе первых народов Европы русины с любовью приняли русских эмигрантов из России и изгнанных из польской Галиции украинцев. Могли ли предвидеть русины в 20-х, 30-х годах, что они принимают в свой дом русских эмигрантов и галицких нелегалов, как братьев, будущих разрушителей своей государственности и национальности?! Какая ситуация сегодня? Русины и сегодня не приняли русофоба псевдо патриарха Филарета, галицкую русофобию и возрождающийся в Украине нацизм с реабилитацией фашизма и бандеровщины. Значит ли это, что " руський " народ русины жив? Да! Подкарпатские русины живут, строят храмы, соборы и монасты-ри, чем подтверждают свою способность не только выжить, но и восстановить свой досоветский статус суверенного национального русинского государства!

http://pravoslavie.ru/37589.html

   001    002    003   004     005    006