Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид на Скадарское оз. и мон-рь Морачник. Фотография. XX в. [серб. Балшички манастири] Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, входят в группу т. н. Скадарских мон-рей (Зета) и связаны с именами зетских господарей Балшичей. Старчева Горица [Старчево], муж. мон-рь в юго-вост. части о-ва Старчево у юж. берега Скадарского (Шкодер) оз. (12 км от черногорского г. Вирпазар), возле горной гряды, защищающей остров от сев. ветров. Основан в XIV в. старцем Макарием, отличавшимся строгой подвижнической жизнью (видимо, первый настоятель мон-ря), с помощью зетского господаря Георгия I Балшича († 1378), долгое время был известен как мон-рь «святого старца Макария». В 1376-1378 гг., возможно, приморскими мастерами была возведена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, первая среди Б. м. триконхиального типа. Такие постройки впервые появились в Зете во времена раннего христианства, расцвет этой специфической формы связан с влиянием афонских монахов, переселившихся в эти края в XIV-XV вв. Тогда же церковь была расписана, но сохранились лишь остатки древней штукатурки. Позже к зап. фасаду храма был пристроен притвор с 2 боковыми часовнями-приделами, в юж. из к-рых был погребен по его собственному завещанию подгорицкий воевода Божидар Вукович (1460-1539), венецианский печатник. Сохранилось имя одного из его помощников - старчевского мон. Пахомия. В мон-ре переписывались и издавались богослужебные и духовные книги, редкие их образцы хранятся в б-ках европ. городов, напр. рукописное Четвероевангелие в б-ке св. Марка в Венеции. Мон-рь просуществовал недолго и был разорен турками. Согласно тур. законам, весь остров вместе с мон-рем стал вакуфом - недвижимым имуществом мусульм. духовенства и принадлежал мечети в с. Муричи. Остров арендовали местные пастухи-мусульмане, укрывавшие и доившие скот в помещении церкви. С возвращением этих земель черногорскому князю в результате русско-тур. войны 1877-1878 гг. ситуация мало изменилась. В сер. 60-х гг. XX в. в церкви были проведены первые работы по консервации храма, в 1981 г. было найдено погребение Б. Вуковича. Мон-рь открылся в сер. 90-х гг. XX в., настоятелем и единственным насельником стал мон. Григорий (Миленкович). Он восстановил помещение храма и возвел келейный корпус. Бешка

http://pravenc.ru/text/77448.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН ИЕРУСАЛИМЛЯНИН [Иерусалимец; серб. Никон Jepycaлuмaц] (ок. 1380 - после 1468?), серб. богослов, писатель. Предположительно Н. И. имел серб. происхождение, а свое прозвище получил после длительного пребывания в Иерусалиме, где входил в число братии серб. мон-ря святых Архангелов, основанного серб. кор. Милутином . Впосл. он поселился на Скадарском оз., где в 1439-1440 гг. переписал, внеся свои дополнения, сб. «Шестоднев» (ныне хранится в мон-ре Савина близ г. Херцег-Нови, Черногория). Этот кодекс является наиболее полным серб. исихастским сборником 1-й пол. XV в.: кроме «Шестоднева» свт. Василия Великого в него входят сочинения Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, Каллиста II Ксанфопула и др. авторов-исихастов. Н. И. был духовником Елены Балшич, вдовы зетского правителя Георгия II Страцимировича Балшича, дочери серб. кн. мч. Лазаря и кнг. прп. Милицы . По ее желанию в 1441-1442 гг. он составил Горицкий сборник для мон-ря Бешка, находившегося на одноименном острове на Скадарском оз. (см. в ст. Балшичские монастыри ). Местонахождение сборника в XV-XIX вв. не прослеживается, в 1902 г. он был приобретен С. Томичем в Скопье и позже попал в архив САНУ (Белград. Архив САНУ. Бр. 446). Горицкий сборник является выдающимся примером эпистолярного жанра, он построен в виде вопросов Елены и ответов Н. И. и служит своеобразной энциклопедией знаний в самых разных областях. Старец дает своей духовной дочери советы, разрешает недоумения по догматическим вопросам, пересказывает историю Церкви и жития боголюбивых предков (в т. ч. Жития прп. Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый , прп.) и свт. Саввы I , архиеп. Сербского). Сборник завершает оригинальная «Повесть о иерусалимских церквах и отшельнических местах», рассказывающая о жизни монашествующих на Св. земле, однако по сути она воспринимается как своеобразный скитский типик, исповедание Н. И. веры и его молитва ко Пресв. Богородице.

http://pravenc.ru/text/Никона ...

[Брезавица, Горица], муж. мон-рь на одноименном острове у юж. берега Скадарского оз. (15 км от г. Вирпазар) с церквами во имя вмч. Георгия Победоносца и в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Георгиевская ц. была построена на открытом плато в 80-90-х гг. XIV в. зетским господарем Георгием II Страцимировичем Балшичем (1385-1403). Видимо, в это время и был основан мон-рь. После кончины Георгия II его супруга, дочь св. кн. Лазаря Елена Балшич, отремонтировала в 1438-1440 гг. пришедшую в запустение церковь и построила в качестве своей усыпальницы Благовещенский храм. В мон-ре переписывались и печатались книги, наиболее известные из них «Шестоднев» (1439-1440) св. Никона Иерусалимлянина и Горицкий сборник (1441-1442; б-ка Сербской Академии науки и искусства), содержащий переписку Елены Балшич и ее духовного отца прп. Никона Иерусалимлянина. Одноглавая ц. вмч. Георгия также относится к типу триконховых храмов. Над притвором церкви возвышается высокая колокольня на 3 звона. Могила у юж. стены церкви предположительно принадлежит основателю мон-ря Георгию II. В храме частично сохранился подлинный каменный пол. Благовещенская ц. меньше, чем Георгиевская, с небольшой звонницей. Зап. фасад целиком декорирован каменной резьбой. Над входом высечена строительная надпись: «Сазда се храм Npecbemuje Богородице с трудом и откупом блaroчecmuboj госпоги Jeлe, дштери светопочившаго кнеза Лазара и подружие господина Гjypruja в лето 6948» В храме у юж. стены находится могила Елены Балшич. Позже к церкви были пристроены 2 придела; юж., от к-рого остались только развалины, служил усыпальницей. Оба храма были расписаны, но живопись не сохранилась. Мон-рь был разорен турками и пришел в запустение. В нач. XX в. черногорский король Николай I во здравие своей супруги Милены восстановил Благовещенскую ц., к-рую освятили в честь праздника Положения ризы Пресв. Богородицы, т. к. Горицкий сборник не был еще известен и не было сведений о первоначальном освящении храма. Однако в результате драматических событий сер. XX в., связанных с деятельностью И. Тито, церковь вновь запустела. В 80-х гг. XX в. на Скадарских о-вах велись археологические раскопки, и в 1986 г. были открыты фундаменты келий, находившихся западнее Георгиевской ц., и дорога от пристани до монастырских ворот. В наст. время обитель возрождается. Единственный насельник, он же настоятель обители - иером. Ефрем (Дабанович). 8 февр. 2002 г. митр. Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) совершил чин очищения храмов мон-ря, после того как они были оставлены захватившими их 1-7 февр. 2002 г. приверженцами группы Мираша Дедеича из т. н. «черногорской православной церкви». Морачник

http://pravenc.ru/text/77448.html

После Второй мировой войны Враньина была сожжена и заброшена. Реставрационные работы начались только в 1998г., когда настоятелем монастыря был назначен иеромонах Марк (Кесич). Монастырская церковь Святителя Николая Чудотворца по своим размерам и декору отличается от других церквей эпохи большого обновления храмов при черногорском князе Николае I. Над входом высечена надпись о строительстве монастыря на русском языке: «Этот храм Святого Николая Чудотворца построен заслугами благоверного господаря князя Николая I Петровича-Негоша лета Господня 1886г. на месте, где когда-то была бывшая резиденция Зетской митрополии». В церкви - неоклассический иконостас русской работы. Остатки большого келейного корпуса находятся юго-западнее церкви. Другие хозяйственные постройки также лежат в руинах. Братство монастыря: настоятель – иеромонах Петр (Драгойлович), Почтовый адрес: Манастир Враньина 81000, Подгорица, Голубовци Црна Гора Монастырь Старчева Горица Монастырь Старчева Горица (Старчево) находится на острове Старчево, вблизи южного берега Скадарского озера, в 12 км от черногорского городка Вирпазар. Монастырь построен в юго-восточной части острова, у горной гряды, которая защищает остров от северных ветров. Основал монастырь выдающийся подвижник старец Макарий с помощью зетского господаря Георгия I Балшича. Основатель обители вёл строгую подвижническую жизнь, и после его смерти монастырь долго называли именем «святого старца Макария».В 1376-1378 гг. здесь была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это была первая церковь в ряду специфических балшичских храмов с тремя конхами. Предположительно, её строили приморские мастера. Тогда же церковь была расписана, но до наших дней дошли только следы штукатурки под живопись. Монастырь сразу становится центром по переписыванию книг, редкие образцы которых хранятся в библиотеках Берлина, Венеции и др. европейских городов. Уже после строительства храма, к западному фасаду был пристроен притвор с двумя боковыми часовнями-приделами. В южной часовне был похоронен воевода Божидар Вукович (1460-1539) из Подгорицы, известный венецианский печатник. Одним из его помощников был старчевский монах Пахомий.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Церковь в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и руины башни. XV в. Фотография. XX в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и руины башни. XV в. Фотография. XX в. Муж. мон-рь в вост. ч. одноименного острова у юж. берега Скадарского оз. (19 км от г. Вирпазар и 13 км от границы с Албанией) с церквами в честь Успения Пресв. Богородицы и Преображения Господня. Обитель основана в период между 1404 и 1417 гг. зетским господарем Балшей III Балшичем. Небольшая Успенская ц. (ныне освящена в честь иконы Божией Матери «Троеручица» с приделом во имя св. Иоанна Дамаскина) принадлежит к типу триконховых храмов, следов росписи не сохранилось. Позже к ней был пристроен притвор, в наст. время разрушен. Восточнее храма находился келейный корпус, южнее - трапезная. Между ними была четырехэтажная башня с часовней на последнем этаже, остатки к-рой возвышаются и сегодня. Мон-рь просуществовал недолго и во время тур. завоевания пришел в запустение. В 1963 г. была проведена частичная реставрация здания храма, в ходе к-рой была восстановлена глава. Во время археологических работ на острове в 1985 г. были найдены остатки Преображенской ц., построенной приблизительно в то же время, что и Успенская. Несмотря на то что мон-рь сохранился в полуразрушенном состоянии, обитель возрождается, и в кон. 90-х гг. XX в. ее настоятелем назначен иером. Йован (Чулибрк), правосл. публицист, работающий в ж. и на радио «Светигора». Рядом с Морачником находится небольшой о-в Топоана, где были найдены остатки церкви также триконховой основы. В группу Б. м. входили также ныне не существующие обители бассейна Скадарского оз. св. Архангелов (под совр. г. Улцинь), Горичане и Копорине (их местоположение точно неизвестно). Однако сохранились документы, происходящие из двух последних мон-рей: завещание Елены Балшич и Синтагма Матии Властара. Лит.: В. Yмjemhocm: ucmopuja Црне Горе. Титоград, 1970. С.418; Р. Ckpunmopuju Скадарског jeзepa//Ckpunmopuju и манастирски библиотеке у Цphoj Гори. 1989. С. 46-47; Т. Манастири на тлу Црне Горе. Нови Сад; 1995. С. 107-124; Новини СПЦ 1998. 745. 1.04; 2002. 844. 15.02; Светигора. 2002. 123-124. С. 18-23; Манастир Манастир Старчева Манастир Jeзepcku Manastiri Baljica na Skadarskom Manasmiri na Skadarskom J. Omnucahuje од Jeлehe Писмо Никону словенског bujeka. 1996//www.rastko. Stamparija Vukovica//www.heritage.cg.yu/knjige/vukovic.htm; Aмфuлoxuje, митр. Црногоско-приморски. односа у држави Цркви да cbojy [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/77448.html

Ответственность за проведение всех вышеизложенных распоряжений в жизнь возлагается лично па заведующих отделами юстиции Народный Комиссар Юстиции. Курский . 27 апреля 1922 г. 18) Некоторыми представителями власти на местах запрещаются вообще какие-либо собрания граждан, сторонников данной рилигии, посвященные выяснении) хозяйственных или вероисповедных нужд. Такие общие запрещения, если они не вызываются условиями данного момента и конкретной опасности подобных собраний в контр-революционом отношении, являются незаконными. Еще см. III, 5. (Цирк. НКЮ 3/I – 1919 г. § 13). 19) Группе верующих следует понимать, что, согласно декрета отделения церкви от государства, приглашение, наем или увольнение того или иного служителя культа для целей культа зависит исключительно от всей этой самой группы верующих и по сему, во избежание эксплуатации их религиозных чувств, у них имеется полная возможность ставить условия служителям культа при найме их о признании ими всех декретов Советской власти в области отделения церкви от государства. За производство старого бракоразводного процесса виновные должны быть привлекаемы к ответственности по суду (29/Х – 1920, 1038). См. еще ХИ, 12–14. (Р. и Ц. 1922, стр. 39). 20) Ходатайство об открытии вновь еврейской молельни в жилой квартире 2, дома 1, по Ново-Слободской улице, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: 1) все церкви и (молельни, находящиеся при домах, подлежат, на основании постановления Наркомпроса, опубликованного в Изв. ВЦИК от 24/VIII – 18 г. 180, закрытию; 2) новые церкви и молельни могут быть открыты и построены в отдельных и изолированных от жилых домов местах, если нет у верующих иного места для отправления религиозных потребностей, кроме закрытой домашней молельни. (25/I – 23 г., 22. Р. и Ц. 1923 г.). 21) Выписка из протокола 20/29 заседания Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабоч., Крестьяиск., Красноармейск. и Казач. Депутатов. Слушал и: 7. Порядок направления дел по закрытию церквей и монасты рей и нарушения договоров группами верующих. (Вн. Смидович). Пр. 17, п. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

У Сталина была проблема. Не имея возможности русинскую республику втиснуть в украинскую социалистическую республику, Президиум Верховной Рады Украины на территории чужой для него русинской территории образовал сталинскую аномалию с названием " Закарпатская область Украины " . Так было уничтожено большевистским Киевом братское русинское национальное государство, а государственно-образующую русинскую нацию превратили в советскую оккупированную " ветку украинского народа " . Москва и Киев ликовали. Сегодня Москва молчит, а Киев и дальше творит большевистский этноцид русинов, преступную дискриминацию, насильственную ассимиляцию, имеющих признаки геноцида русинской нации. Приходится напоминать, что только подкарпатские русины из " всех исторических русинов мира " [ 20 ] сформировались в политическую нацию в 1918 году, т.е. раньше на 4 года, до того как сформировался Советский Союз, разрушитель русинской государственности и уничтожитель русинской национальности. Сегодня видные историки и правоведы России, психологически, не могут сломать в себе большевистский стереотип о русинах, как " старом названии украинцев " , и молча глядят на этно убийство русинов, творимых руками оранжевых демократов, по сути, братьями-украинцами. А ведь русины в трудное время (геноцида русской нации с 1918 по 1991 год), оказались сохранившими русскость и в названии своей национальной державы " Подкарпатская Русь " и выше тысячелетнее название своего этнонима " русины " . В числе первых народов Европы русины с любовью приняли русских эмигрантов из России и изгнанных из польской Галиции украинцев. Могли ли предвидеть русины в 20-х, 30-х годах, что они принимают в свой дом русских эмигрантов и галицких нелегалов, как братьев, будущих разрушителей своей государственности и национальности?! Какая ситуация сегодня? Русины и сегодня не приняли русофоба псевдо патриарха Филарета, галицкую русофобию и возрождающийся в Украине нацизм с реабилитацией фашизма и бандеровщины. Значит ли это, что " руський " народ русины жив? Да! Подкарпатские русины живут, строят храмы, соборы и монасты-ри, чем подтверждают свою способность не только выжить, но и восстановить свой досоветский статус суверенного национального русинского государства!

http://pravoslavie.ru/37589.html

Только самый последний подлец так может. Обмануть девочку, такую, отнять у Господа, поиграть, развратить и кинуть… так подло откупаться - неслыханно! Что такое?.. Нет выхода!.. Всегда найдется. И нечего реветь, а… смеюсь-веселюсь, никого я не боюсь… окромя Господа! Да как это так, некуда уйти! Первый миллионер жениться хочет, а она - некуда уйти! Да в него все институтки влюбляются, на шею вешаются, за конфетки даже. А присватайся - маменьки передерутся. С подлецом жить можно, а… Игуменья твоя, баронша прогорелая, не сказывала, небось, черничкам, какая была Ева… как яблочки ела. Теперь, губожуйка, молитвами утирается. Глупенькая, слезками изошла. Не Димочку ли жалко? Мальчик славный… а разве помешает? С такими-то миллионами и на Димку хватит! И люби, кто мешает! А сколько добра наделаешь, сколько сироток приголубишь, носики им утрешь. Вместе и будете… а старичок на вас радоваться будет. «Тети Паня» ласкала, прижимала, одуряла дурманными духами. Тряпками поманили - и швырнули. А тут не тряпки, а… все подай! Плюнуть в глаза «законным», миллионами помахать,- сами приползут, а тут и плюнуть. А куда пойдешь, в прислуги? с такой-то мордочкой? На то же и выйдет, да за пятак. В монасты-ырь?.. Губожуйка, небось, все монастыри оповестила, какая девочка прыткая, через стенку перемахнула. «Да не убивайся, глупенькая, пригожая моя… любимая моя будешь, маленькая, глазастенькая… Да ты погоди, послушай… Покатим в цирк, ученых слонов посмотрим, как красавчики через голову летают… барон встретит-затрепыхается, а там и ко мне, ужинать…» «Тетя Паня» все картинки разрисовала Дариньке. До свадьбы пока на шикарной квартире поживет, с коврами, с лестницами, с богинями, шик какой! А там и во дворец переедет, к законному супругу, будет князей-генералов принимать. А скучно станет, прикатит из Питера Димочка, сейчас…- «Тетя Паня», хочу розовый будуарчик Димочке показать!» - для красоток всегда открыто. Она проболтала больше часу, выпила коньяку, заставила, и Дариньку пригубить и приказала быть готовой к восьми часам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

— ахъ! где по кать мне словъ могущихъ выразить великость yrpызehiй виновной совести, ужаснеишимъ образомъ boniющeй на меня и представляющей мне престолъ стра-//шнаго cyдiu, праведно — мстящаго господа саваофа, некогда поразившаго дафана й abipoha одинъ только разъ воспрекословившихъ моисею (ср. Чис 16:1–35; 26:9–10; Пс 105:17–18); а мне отъчаянной, всегда прекословящей и неповинующейся отцу моему заветному, уже непременно грозящаго пламенемъ негасимымъ и страшнымъ скрежетомъ зубовъ на всю вечность!…… ужасно!.. ужасно! cie зakлючehie, но я почитаю себя его достойною, или еще более!.. — слабыя члены мои трепещутъ!. сердце, отягченное omчaяhieмъ, замираетъ!…….. и я мысленно повергаюсь къ стопамъ святаго святыхъ! закланнаго за меня агнца бoжiя вземлющаго грехи (ср. Ин 1:29), и пресмыкаясь въ ничтожестве и прахе, осмеливаюсь подъять главу мою, и умоляю его неизреченное мuлocepдie, да забудетъ, если можно, всю мерзость греховъ моихъ, и да сподобитъ меня недостойную хотя съ сихъ поръ въ единонадесятой часъ понести тяготу благую святаго nocлyшahiя; и получить//мзду съ последними (ср. Мф 20:6–16). — верю твердо, что отъ бога все возможно! и потому съ его noмoщiю желаю возстать и сколько будетъ силъ моихъ, загладить мои bcerдaшhiя противъ тебя, истинной отецъ мой! ockopблehiя; и положить твердое начало новой жизни: более нежели въ сходство npeдahiя святыхъ отецъ 56 , но совершенно следуя нашему съ тобою, святый отецъ Зосима! священному завету, быть неразлучной съ тобою ни въ семъ веке ни въ будущемъ 57 ; и если бъ здесь по князя тьмы случилось какое несправедливое rohehie твоей святыне, хотя бы самыя оковы и темница, то пускай напередъ ciu оковы обременятъ руки и ноги грешной недостойной и на веки неразлучной отъ тебя дочери твоей заветной. Hamaлiu Васильевой. 1822 го года. ноября 19 го дня. Свято-Николаевск дebuчiй монасты 58 Через месяц она снова писала к старцу. Из этого письма мы видим, что преподобный Зосима поручал более опытным в монашеской жизни сёстрам — к ним, безусловно, относилась и Наталья — заботиться о новоначальных и наставлять их в основах этой жизни.

http://pravmir.ru/turinskaya-tragediya/

Встречают икону у источника Божией Матери сестры монастыре многочисленные паломники с участием представителей Иерусалимского Пат-риархата. От источника по дороге, украшенной цветами, крестный ход с иконой направляется в храм Казанской иконы Божией Матери. Ее ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеского, укрепляя ря-дом у основания игуменский жезл. Икона останется в Горненском монасты-ре три месяца в память о трехмесячном пребывании у Праведных Захарии и Елисавет. В этот период Сама Богородица становится игуменией монасты-ря. Сестры монастыря берут блогасловение сначала у Царицы Небесной, затем у матушки Георгии. В праздник Рождества Иоанна Предтечи икону торжественно провожают в Троицкий собор. И мы, будучи в Горнем монас-тыре, удостоились получать благословение у Царицы Небесной - Она гос-тила в граде Иудовом. Ох, какие волнующие впечатления сохранились от всех этих переживаний и встреч! Впереди еще много дней - неделя - предстоит вместить невмес-тимое в свое сердце - узнать о земных днях пребывания Господа на этой земле. Вот уже много дней прошло по возвращении со Святой земли - те-перь я это точно знаю - невместимое! Душа переполнена всеми впечатле-ниями, я до сих пор волнуюсь, записывая все, а разбирая записи первых дней пребывания, разбираюсь в них с трудом: волнение водило моей ру-кой, и почерк был неверным, трудно разбираемым. Я боялась упустить сказанное слово, упустить хоть какое-то впечатление, ошибиться в чем-нибудь, это было время великих душевных волнений, каких я никогда не испытывала. Так все дни и ходила с тетрадкой и ручкой, боясь упус-тить крупицы знаний, чтобы ничего не растерять, потому что я дала обет Господу донести эти знания до жителей земли Мурманской. Иначе как оп-равдать мне великую милость Господа, даровавшую счастье побывать мне наСвятой земле. И опять наворачиваются слезы. Это милость из милос-тей, никогда не хватит моих слез благодарности и слов, высказанных из глубины души - нет таких слов и нет таких чувств, которых бы хватило для этого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010