Но ещё ранее, в сентябре, были отправлены куда-то в Предтеченский монастырь Лучка Голосов. Все они были возвращены по собственному челобитью, писанному Голосовым, 19 декабря. За что они сидели „под началом у духовных старцев“ – не известно: „за вину“, глухо сказано в одном месте, „за страдничьи вины“ – пишут они сами в своём челобитьи 1432 . Но принимая во внимание характер наказания, а также то обстоятельство, что Голосов выступает здесь в компании всё с тем же Засецким, с которым он весной возмущался против киевской науки и представителей, и любителей её в Москве, – приходится думать, что оппозиция против просвещения усилилась и захватила ещё новых лиц, главным образом из низшего церковного клира. Вероятно, новое выступление против него, сорганизованное Голосовым, и повело к рассылке по монасты- —19— рям, для вразумления, противников школьной науки. При этом естественно, что против них выступил протопоп Ст. Вонифатьев, один из руководителей современного умственного движения в Москве. Может быть, что это вразумление примирило Голосова с киевской наукой и позволило сделать ему видную дипломатическую карьеру. Начав службу с 20 июля 1653 г. дьякон в Патриаршем разряде, Лукьян Тимофеевич Голосов с 1660-х годов упоминается на службе в Посольском приказе. В 70-х и 80-х годах они в качестве посла посетили четыре раза Польшу и по одному разу Швецию и Австрию. Одно время (1670–1672) он был дьяком Аптекарского приказа 1433 . Всё это должности, которые предполагают в нём знание латинского языка. И, действительно, „председательство“ во „Врачебном судилище или приказе“, по словам Рейтендельса, обусловлено было тем что Голосов хорошо знал по латыни. – единственный будто бы из уроженцев Москвы 1434 . Мало того, Западную науку Голосов полюбил не ради практических только интересов, а искренно. Судить в этом можно по тому поздравлению, которое он поднёс 23 дек. 1682 г. царевне Софье Алексеевне. Оно состояло из титула царевне, приветствия ей, слова о воплощении Иисуса Христа, тринадцати стихотворений для отроков, 8 стихотворений для темы ирмосов Рождественского канона 1435 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До сороковых годов настоящего столетия вход и входная лестница в собор были деревянные, настоящих пристроек для ризницы в колокольной части храма не было совсем, маленьких четырех главок во ??большой главы также не было; крыша на соборе была деревянная: и кам?? вход с каменной лестницей, и пристройки для ризницы в колокольн?? сти храма, и четыре небольших главки, вокруг большой главы собора. ??л зная крыша на нем , и из белой жести кровля на главах и крест?? все это окончено строением только в 1845 году, старанием строителя ?? стыря Варсонофия. 233 При сем не можем не заметить, что эта новейш?? ределка храма, хотя придала ему не мало стройности и благолепия, но в ??с тем совсем почти лишила его древнего внешнего обличия, так что т?? глядя на собор совне, трудно поварить, что ему около четырехсот лет ??сейчас увидим. Впрочем самого древнего своего вида собор лишил ??раздо ранее последней переделки; он лишился его со времени пристрое?? нему так называемой трапезной и колокольни с папертью и входом. ??жаль, что мы не имеем никаких письменных свидетельств о том, ??именно и кем сделана означенная пристройка; несомненно впрочем, ч?? произведена не позже первой половины прошлого столетия, это достаточ?? но из того одного, что мы не много выше сказали о приделе препод?? Онуфрия: если устройство придела, бывшего в этой части храма, нужн?? сить к первой половине прошедшего столетия, то тем более пристрое?? мой этой части храма нельзя относить к позднейшему того времени. К?? же времени относить означенную пристройку и монастырское предание.?? трапезная, паперть и колокольня суть действительно позднейшие прис ?? к храму, а не современные его основанию, в этом, кроме монасты?? предания, достаточно удостоверяем и материал, из которого выстроен?? выя и сложен последний, и самая кладка тех и другого. Между тем ?? трапезная, паперть и колокольня сложены из кирпича, алтарь и вос?? часть храма от фундамента до самых сводов сложены из плиты и б?? ника; между тем, как в первых кладка совершенно правильная, в ?? них неправильность кладки доходить до того, что южная стена их: ??мер толще северной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1519 г. пан Федко Хребтович, земский подскарбий ВКЛ , передал Лавришевской обители поле « нового розробу», а также « угол своих хмелищ сенненских» . Оригинал дарственной хранится в НИАБ (см. Приложение 8). В документе упоминается митрополит Киевский и всея Руси Иосиф II Солтан, при котором, как предполагается, состоялось прославление преп. Елисея.   Отметим здесь, что позже, в 1522 г., Федко Хребтович получил от короля право подавания обители, на чем мы подробнее остановимся ниже.   Вклад в монастырь Оношко Витонизского и его сыновей Андрея и Феодора в 1521 г. стал наиболее поздним пожертвованием, оригинал которого записан на пергаменте. Соответствующая вкладу запись занесена в реестр монастырского архива . Текст грамоты, в которой упомянут архимандрит обители Прокопий, с большим количеством неточностей опубликован в 1880 г. , а оригинал был найден нами в НИАБ (см. Приложение 9). Глава семейства со своими детьми пожертвовали « волоки две сеножати в щерсовской пущи за немном… такъже и половину луга древоскипища сумежную зъ его м[и]л[о]стю паномъ ходкевичомъ» .   Описание владений обители, приведенное во вступительной статье к реестру монастырского архива, содержит также упоминания о вкладе, который сложно идентифицировать. Речь идет о «службе тяглой с Турца» .   Таким образом, на протяжении времени от основания монастыря до конца XVI века происходило постепенное формирование его владений, которые складывались из пожертвований. Среди попечителей обители встречаются представители местной знати, высокопоставленные должностные лица ВКЛ и РП, а также представители великокняжеских и королевских родов.   В этом контексте важным является вопрос подчиненности монастыря, который мы рассмотрим ниже.   3. Лавришевский монастырь как объект права «подаванья»  Изучение архивного наследия обители дает основания для соответствующих выводов.   Так, в письме короля Польского Казимира IV Ягеллона Новгородскому воеводе Петру Монтигирдовичу, датированному 1451 г., говорится, «про игумена лаврошевског[о] шт(о) онъ здавна а хто [коли преднии] его первыи игумены были въ томъ монасты ри митрополиту и вл[а]д[ы]ц пошлинъ никакихъ не даивали толко о поученьи о д[у]ховныхъ рчехъ м(и)трополита и владыки слуши[в]али а нашъ той звчный монастырь ино коли здавна нашъ монастырь ино и теперь митрополиту а и вл[а]д[ы]ц не надоб на том игумен ничого братии знати ему нас во всемъ а ты его от митрополита и от вл[а]д[ы]ки борани толко б одно о пау ченьи и о д[у]ховных рчех [къ] митрополиту и къ вл[а]д[ы]ц прибгалъ…» .  

http://bogoslov.ru/article/2973415

Оно отчасти исправляло, так сказать, ошибку раннейших понтифексов, признавшими права норманнов на южно-итальянские области поднесением Роберту Гискарду титула дуки Апулии, Калабрии и Сицилии. Это было нужно для гарантирования политической самостоятельности возникавшей Церковной области. Однако, эта самостоятельность нуждалась в некоторых реальных данных, чтобы обстоятельства не обратили ее в простое бумажное условие. Лучшими из такими данных были, конечно, земельно-имущественный ценз , который давал бы возможность вполне осуществлять свою власть. Без этого последнего ни одна церковь , ни один монастырь не были гарантированы от прямого вмешательства и даже секвестра со стороны могущественных пришельцев, которые могли, из политических расчетов, признать права Восточной Церкви на епископии и монастыри южной Италии. Фактически это было вполне правдоподобно. Помимо симпатий местного населения, в массе греческого, которое естественно было всегда близко к Византии, в Калабрии и Сицилии вплоть до XIV века существовало греческое богослужение, греческие клирики и греческие монахи устава св. Василия Великого . Благодаря изданным Геем некоторым документам из Ватиканского архива, можно приблизительно точно установить даже численное превосходство греческих клириков, сравнительно с латинскими. Так, напр., по этим документам, которые, как заявляешь Гей, не могут дать полного перечня греческих клириков и монахов Калабрии и Апулии XIV века, в Реджо было 29 клириков латинскими и 37 греческими. В существовавших там же 10 греческих монастырях мужских и 3 женских, которые следовали уставу св. Василия Великого , игумены носили греческие имена: Антоний, Варсанофий, Варфоломей, Иоахим, Филофей и пр., Епифрония, Марта. В диоцезе Гераче в это же время было 11 греческих монасты- —222— рей, в Катанцаро – 29 клириков греческих и 11 латинских, монастыри греческие упоминаются в количестве 2 с архимандритами. В диоцезе Никастро упоминаются 4 монастыря мужских и 1 женский; в диоцезе Сквилляче – 16 клириков греческих, 5 мужских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Григорий Цамвлак (Семивлах) — племянник св. Киприана, с 1416 г. был сделан Московским митрополитом. Известен как выдающийся проповедник, но уже не в духе прежней простоты и безыскусственности. «Стремление к витиеватости — сравнения, противоположения, метафоры, вообще тропы и фигуры встречаются у него на каждом шагу» (м. Макарий). До нас дошли 21 слово его на воскресные и праздничные дни — например, слово о том, как приступать ко св. Евхаристии. Вообще южные славяне Киприан, Григорий Цамвлак и еще Пахомий Логофет, известный главным образом как автор и переделыватель русских житий, принесли к нам свои литературные приемы, главная черта которых -наклонность к риторическому витиеватому красноречию. Даниил, митрополит Московский (1522—1539), избранный из игуменов Волоколамского монасты-ря, верный ученик преп. Иосифа Волоцкого, известный ученый и образованный деятель. Он много заботился о расширении монастырской библиотеки и приобрел много книг для этой библиотеки и для себя лично. От него дошло до нас 16 догматических и поучительных слов, известных под общим именем «Соборника», где он обличает ереси, пороки и недостатки современного ему общества. Некоторые его слова отличаются ярким реализмом своих картин, а потому очень ценны для характеристики жизни той эпохи. Так, очень живо представлено поведение «православных» в церкви: «А когда придешь в божественную церковь, то и не знаешь, зачем пришел: зеваешь, потягиваешься, поставляешь ногу на ногу, выставляешь и потрясаешь бедра и кривляешься, как похабный». Очень живо обрисованы в его словах московские щеголи того времени, которые завели моду бриться, выщипывать волосы с подбородка, румяниться и носить богатые украшения. В этих словах митрополит делается как бы сатириком, наделенным и юмором и наблюдательностью. Макарий, митрополит Московский (1528—1563).Как церковный деятель занимает весьма видное положение в истории Русской Церкви. Он произвел канонизацию многих святых, им был созван известный Стоглавый Собор 1551 г. в целях всестороннего улучшения положения Церкви, причем историки считают его главным виновником почти всех постановлений этого собора. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных книг. Трудами его был создан сборник «Четьи-Миней», а также сводной «Кормчей Книги». После него осталось несколько посланий и поучений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

Жители села Липча вносили свою посильную лепту тудом и скромными пожертвованиями на обитель, но многие из них сами нуждались и большими средствами не располагали. Но Господь воздвиг человека: приехавшего из Франции русского эмигранта Г. Валеневого, в сердце которого вложил боголюбивый помысл пожертвовать 11 907 крон на дальнейшее строительство. Это дало возможность построить новый жилой корпус на 14 келий и открыть скиты в селе Приборжавском Иршавского района, селе Горбки Виноградовского района и селе Иза Хустского района. На праздник Малой Богородицы в 1936 году посетивший монастырь владыка Досифей порадовался множеству молящихся людей, среди которых обращала на себя внимание интеллегенция из Хуста, Севлюша (Виноградова), Берегова. Владыку торжественно встретили архимандриты Алексий, Матфей, Амфилохий с сестрами, а духовник монасты-ря, афонский старец Кассиан, обратился к нему с приветстенным словом. Литургию отслужили в раскрытой часовне. Дивное пение монахинь под руководством отца Владимира Потапова никого не оставило равнодушным. Монастырь со временем стал рассадником православия в крае, своеобразным миссиоерским центром. Этому способствовало мудрое духовное окормление и святые молитвы афонского старца Кассиана, постриженика оптинского старца Иосифа, в течение 32 лет подвизавшегося на Святой Горе. После отъезда старца в Почаевскую лавру духовником обители временно был протоиерей Сергий Ноаров. В 1929 году в монастырь, который стал широко известным в православном мире, для принятия Православия приехал знаменитый художник профессор Р.Лукин, который до этого был католиком. Приобщил к православной Церкви его архимандрит Алексий совместно с игуменом Дионисием и иеромонахом Пантелеимоном. В 1931 году в обители был принят устав епископа Иосифа. Клиросное послушание является одним из наиболее почетных, поэтому должное внимание игумения Параскева уделяла церковному пению. На протяжении ряда лет церковным хором управлял духовно одаренный регент отец Михаил Потапов, проводивший спевки раз в неделю.

http://sobory.ru/article/?object=26553

12 апреля 1899 г. было подано прошение об открытии при кладбищенской церкви Святотроицкой женской общины, основанной, как и богадельня, в память покойной Марии Владимировны. Поэтому общине было присвоено название Мариинской. Открытие общины произошло 25 августа 1899 г., ко дню второй годовщины со дня смерти Марии Владимировны. Открывал общину преосвященный Мелетий (1835 - 1900 гг.) На содержание общины Никифор Михайлович внёс капитал - 30 тыс. рублей - и 265 десятин земли. Сестёр вместе со старицами-богаделками было 86 человек. В 1900 г. образован Троице-Мариинский общежительный монастырь. После смерти Марии Владимировны поражённый горем Никифор Михайлович начал чувствовать недомогание от развивавшейся болезни почек. Он не обращал на неё внимания и по обыкновению продолжал усиленно работать, к врачебной помощи обращаться не любил. 31 мая 1901 г. он в последний раз присутствовал на заседании городской Думы и после слёг. 13 ноября того же года скончался на 67-м году жизни. Погребение Никифора Михайловича состоялось с величайшей торжественностью. Прибыл Рязанский епископ преосвященный Полиевкт, архимандриты Богословского и Радовицкого монасты рей, духовенство Егорьевска и ближайших сёл. Перенесение тела Никифора Михайловича в монастырский собор было совершено в преднесении хоругвей, перезвоне колоколов городских храмов, торжественном пении двух хоров, в сопровождении множества духовенства. За гробом шла масса народа. Тело провожал весь город, желающих нести гроб было так много, что его поставили на большую платформу, под которой непрерывно менялись люди, поддерживая её на своих головах. Могила Никифора Михайловича находилась у стены в правом приделе храма во имя святителя Никифора Патриарха Цареградского. На арке мраморного киота, в котором была установлена семейная икона Бардыгиных, было написано избранное самим Никифором Михайловичем изречение Спасителя: " Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам " . Первой игуменьей монастыря стала монахиня Олимпиада (сестра Никифора Михайловича).

http://sobory.ru/article/?object=01794

Признавая христианскую благотворительность столь же необходимой для спасения инока, как и молитву, древнерусские подвижники узаконяли ее для монастыря в целом. Преп. Феодосий Печерский тратил на содержание двора для приема нищих и больных десятину монастырских доходов. Преп. Сергий, организуя общежитие в Радонежской обители, вводит в ней, как необходимую составную принадлежность нового строя, благотворительность в трех главных видах – страннолюбия, нищелюбия и ухода за больными; отправление этих обязанностей возлагает на служебных чинов монастыря и дает свое предписание им в виде непререкаемой заповеди. Подобным образом поступает Евфросин Псковский, который благотворил сам «и братии своей заповеда ничтоже звати своим, но все монастырским, подобяся гласу Спасову: «милостивых домы не оскудеют»», т. е. очевидно ставя благотворительность в неразрывную связь с общежительным уставом, требующим, чтобы у монахов все было общее, и чтобы монастырские излишки шли бедным. А Корнилий Комельский такую милостыню признает единственно возможной в устроенном общежительном монастыре («милостыня в монасты- —729— рех и нищелюбство обща суть») и запрещает иноку подавать милостыню лично, хотя бы и из монастырских средств, опасаясь того, чтобы частная милостыня не послужила предлогом для развития частной собственности среди монахов, не содействовала нарушению общежительного устава. Средства для благотворительности монастырь получает из двух источников: из приносов от мирян и от трудов братии. Подвижники предписывали инокам даже трудиться с этой целью: дабы о нищих любовь показать (Павел Обнорский), «тружаться странных ради и болящих упокоения» (Иосиф Волоколамский), «да не токмо сами свой хлеб ядят, но да и неимущих питают» (Корнилий Комельский). Отходя из этого мира, подвижники повторяли братии то, чему примером и словом учили ее при жизни – не забывать страннолюбия, прилежать милостыни. И замечательно: рядом с этими наставлениями подвижники предписывают и неопустительное соблюдение молитвенного устава. «Трапезы от любостранна не затворите, о милостыне попецетеся, просяща потребная тща не отпустите. Соборныя молитвы не отлучайтеся никакою нужею»... Так завещевал о монастырском строении преп. Пафнутий, рассуждая, что монастырь может соединить и щедрую благотворительность и неопустительную церковную молитву. Можно ли после того утверждать, что благотворительность отвлечет инока от молитвы?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

122 И. Мансветов , первый из русских литургистов обратившийся к изучению песненных последований, по поводу сообщений Симеона Солунского говорит, что последний «путает дело» («О песненном последовании»). В данном случае путаница очевидна, и она заключается не только в нарушении порядка чтения молитв, но и в произношении возгласов. Сдвинуты со своих мест те и другие. Все по могло произойти задолго до Симеона Солунского вследствие потери внутренней связи панихиды с ночным временем. 128 Эта часть ночного правила псалмопения сохранилась в современном великом повечерии как первые шесть псалмов его. 129 Читаемое в современной утрене Шестопсалмие составляло вторую часть ночного правила псалмопения, которую монах должен был читать после полуночи. Единство обеих частей ночного правила сказывается в том, что каждое из этих Шестопсалмий в свою очередь подразделяется на два трехпсалмия, соединяемых посредством «Слава, и ныне», «Аллилуиа», «Господи, помилуй» и «Слава, и ныне». Кроме того, первое Шестопсалмие завершается пением «С нами Бог» и тропарями «День прешед», второе же – пением «Бог Господь» и тропарем праздника или святого дня. 155 Заметим, что «Последование Страстей Господа нашего Иисуса Христа» еще в Χ– ΧΙ столетиях сохраняло свое древнее наименование – панихида ( τη δε ατη εσπρα εις την παννυχδα των παθν του Κυρου ημν ησου Χρστου) (Mateos. Le Typicon, II. P. 76). 162 Иоанн Мосх (родился около 550, f 619), монах монастыря преп. Феодосия Киновиарха, посетил многие монастыри Египта, Синая, Антиохии, Кипра и Рима, автор «Луга духовного». Софроний (560–638), монах сначала в Египте, затем в Палестине близ Иордана, позднее в лавре преп. Саввы Освященного, с 634-го года патриарх Иерусалимский. 165 Мансветов. Церковный устав. С. 78. Заметим, что в уставах константинопольских монастырей, где (как и в Студийском) агрипния не совершалась, встречается выражение «панихида агрипнии» ( παννυχις της αγρυπνας), например в Уставе Евергетидского монастыря под 29 декабря. Это был праздник «обновлений», т. е. воспоминание освящения главного храма монастыря. По этому случаю панихида была весьма продолжительной, состояла из двух канонов, нескольких чтений и пения кондака Богородицы (Дмитриевский. Описание, I. С. 364). В уставе императора Иоанна Комнина, данном им Пантократорскому монасты-. рю, крестный ход, совершавшийся в монастыре каждую пятницу, с последующей за ним панихидой также назван агрипнией ( αγρυπνα μετ παννυχδος). В данном случае император имел в виду не палестинскую агрипнию, а продолжительность установленного им богослужения, связанного с литийными прошениями и 15-кратным «Господи, помилуй» перед каждой из принесенных в крестном ходе икон (Там же. С. 679).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Кто-то будет в Кострому назначен? Все думается мне, не преосвященного ли Иакова 1160 назначат. Он отказался от Перми, и я опасаюсь, не будет ли это иметь влияния на его будущность, то есть не останется ли навсегда в викариях, что очень будет мне жаль, ибо от души его уважаю и люблю. Очень бы желал видеть его в Костроме, что, кажется, было бы по его вкусу, поблизости Москвы. Жаль преосвящ. Игнатия, не старец еще летами, и взят от служения св. Церкви, которой был полезен“. 10-го числа неожиданно получено было мною письмо из какого-то, неведомого мне, скита Чечель, Херсонской епархии, от знакомой мне игумении Валерии 1161 (бывшей настоятельницы Московского Страстного монастыря, потом Топловского монастыря Таврической еп.). Она писала мне от 4-го числа: „Честь имею поздравить Ваше Высокопреосвященство с Царской милостию. Приятно видеть, что наконец усердие ваше оценено, несмотря на все козни вражия, без которых, кажется, невозможен честный труд. И меня наконец Господь утешил устройством на своем месте, после пятилетнего мытарства по чужим монасты- —8— 1883 г. рям, которое, кроме лично скорби, привело меня еще к убеждению, что в наше время исполнение заповеди Христовой о любви к ближнему и обет не стяжания не только не ценятся людьми вообще, но монашествующими в особенности; никто не верит, что можно пожертвовать собою без корыстной цели, а еще менее верят, что можно служить, не накапливая себе капиталов; и нет той нелепицы, которой бы не сочиняли про тех отсталых личностей, которые в наше время считают за грех наживаться от вверенных им имуществ. Я все это сполна испытала на себе и могу поистине сказать, – все други, все приятели до черного лишь дня; все знали, какую нужду я терплю, живя без должности, и никто не протянул мне руку помощи, чтобы хотя сколько-нибудь облегчить тяготу моего положения. Благодарю Господа, что Он Милосердый помог мне пережить это тяжелое время и дал мне сил трудами рук своих поддержать свое существование доныне. Высокопреосвященнейший Димитрий 1162 , узнав обо мне все подробности, принял участие в моем положении и предложил устроить общежительный монастырь в Ските, принадлежавшем его архиерейскому монастырю, который он жертвует в память Священного Коронования под женский монастырь, необходимый в этой местности по многим причинам, которые будут выражены в его представлении в Св. Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006