Документы о польской автокефалии. 1919–1926: Рукопись 02.1922. Грамоты Святейшего Патриарха Тихона, касающиеся православных церковных дел в Польше (разным лицам) Документы о польской автокефалии. 1919–1926: Рукопись 148. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода архиепископу Харьковскому и Ахтырскому Нафанаилу [Троицкому] по делу о лишении священного сана настоятеля Вознесенской церкви г. Лебедина Константина Смирнова 88 Преосвященному Нафанаилу, архиепископу Харьковскому и Ахтырскому. По благословению Святейшего Патриарха, Священный Синод слушали: представленное Вашим Преосвященством от 20 декабря 1920 г. (2 января 1921 г.) за 989 дело о лишении священного сана настоятеля Вознесенской церкви города Лебедина Константина Смирнова. По обсуждении настоящего дела признано решение Харьковского епархиального начальства о лишении сана священника Константина Смирнова правильным, но в то же время приняты во внимание а) сравнительная молодость подсудимого, б) недавнее его поступление в клир церковный и в) слабая осведомлённость его с постановлениями соборными и правилами церковными касательно церковной дисциплины, а посему найдено возможным оказать ему. Смирнову, снисхождение, о постановлено: 1) поручить Харьковскому епархиальному начальству предложить ему: а) испросить прощение за свои проступки у Вашего Преосвященства, б) отказаться от всех допускаемых им отступлений в богослужении от требования церковного устава и в) дать подписку в полном подчинении впредь всем распоряжениям епархиального начальства; 2) в случае подчинения священника Смирнова вышепоименованным требованиям, предоставить Вашему Преосвященству подвергнуть Смирнова за допущенные им проступки взысканию по Вашему усмотрению, а буде он, Смирнов, не пожелает подчиниться вышеупомянутым требованиям, поручить Харьковскому епархиальному начальству, по истечении двухнедельного срока со дня объявления Смирнову распоряжения Высшей Церковной Власти, привести своё решение о лишении его, Смирнова, священнического сана в исполнение, о чем для надлежащего распоряжения уведомить Ваше Преосвященство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Нижегородская Нижегородская Рязанская Симбирская Симбирская Тамбовская Тверская Тульская Вологодская Воронежская Ярославская Нижегородская Калужская Новгородская Вятская Владимирская Новгородская Тверская Астраханская Орловская Новгородская Костромская Вологодская Архангельская Архангельская Владимирская Архангельская Пензенская Тверская Костромская Тамбовская Пензенская Тамбовская Вятская Казанская Пермская Псковская Тамбовская Тульская Новгородская Уфимская Новгородская Казанская Калужская Полтавская Новгородская Владимирская Тверская Нижегородская Московская Новгородская Псковская Калужская Вятская Архангельская Забайкальская Пензенская Псковская Псковская Вологодская Вологодская Новгородская Владимирская С.-Петербургская Костромская Новгородская Олонецкая Курская Нижегородская Новгородская Вятская Вологодская Владимирская Олонецкая Псковская С.-Петербургская Архангельская Новгородская Калужская Пермская Ярославская 1786 год Андроницкий-Троицкий Черниговская Антониев-Любечский Черниговская Аркадиевская-Богородицкая-Успенская Харьковская Ахтырский-Троицкий Боровая-Гороховатская-Богородицкая Харьковская Братский-Богоявленский-Киевский Харьковская Васильевский-Трех-Святительский-Киевский Вознесенский-Кременский Киевская Вознесенский-Пушкаровский Киевская Густынский-Троицкий-Прилуцкий Дивногорский-Успенский Донская Кирилловский-Троицкий-Киевский Полтавская Красногорский-Богословский Полтавская Красногорский-Николаев.-Гадяцкий Воронежская Максаковский-Сосницкий-Спасский Киевская Межигорский-Преображенский-Спасский Полтавская Мироновский-Богословский Полтавская Михаиловская-Предтечева Черниговская Михаиловский-Ефремов Киевская Михаиловский-Сорочинский Мутинский-Златоустовский Черниговская Николаевский-Иорданский Харьковская Николаевский-Макошинский Полтавская Николаевский-Преображен.-Змиевский Полтавская Озерянская-Богородицкая Черниговская Онуфриевская-Тишковская Киевская Петропавловский-Краснокутский Черниговская Петропавловский-Подольский Харьковская Пивский-Городищенский-Николаевский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«Высокопреосвященный Владыко! Я сохранила такую добрую память о посещении Вашем меня и семейства моего, что льщу себя приятной надеждой, что и в этот раз Вы не откажете порадовать меня Вашим посещением и убедительно прошу Вас, Милостивый Владыко, доставить мне счастье Вас видеть в Боброве и отдохнуть в моем мирном уединении. Мне нужен Ваш благий совет и утешение в глубокой скорби, постигшей меня, и отрадно будет не письменно, а на живых словах, выразить Вам чувства моего глубочайшего почтения и душевной преданности. Вашего Высокопреосвященства покорнейшая слуга Вера Анненкова. P. S. Дочь моя, Княгиня Вера Николаевна Голицына – помещица села Славгорода крайне сожалеет, что Вы не изволите посетить Славгород (Ахтырского уезда) и просит меня в письме, которое я сейчас получила, передать Вашему Высокопреосвященству просьбу её касательно священника села Славгорода отца Герасима, которая изложена в прилагаемой записке». Записка эта следующего содержания: «Села Славгорода Троицкой церкви настоятель священник Герасим Кузнецов, прослужа более 35-ти лет в сане священника, вследствие расстроенного здоровья своего, желает уступить свое место сыну, настоятелю слободы Степановки, Донской епархии, Миусского Округа, священнику Николаю Кузнецову 1051 , который, по окончании курса учения в Харьковской духовной Семинарии, два года проходил должность учителя и законоучителя в народном училище, более года состоял в должности учителя и надзирателя при Харьковском духовном училище, ныне за усердную трехлетнюю службу в сане священника награжден набедренником... Во уважение к семейным его обстоятельствам – смерти жены его и многочисленности семейства отца своего – 70-ти летнего старика, сын священника Николай Кузнецов может занять место священника в селе Славгороде, если Вашему Преосвященству благоугодно будет». Прочитавши письмо Её Превосходительства, я не знал что мне делать: удовлетворить её желанию – значит ещё на сутки расстроить мой маршрут, отказать – значит огорчить столь почтенную особу. В этой нерешимости я пошел в сад, чтоб там несколько освежиться с дороги и размыслить основательно, на что мне решиться. Меня сопровождала хозяйка дома. Через несколько минут, возвращаясь уже по аллее к дому, мы видим вдали движущуюся нам на встречу фигуру в черном платье. Я, по своей близорукости, не мог скоро различить, кто эта фигура, но моя спутница с удивлением говорит мне: «ведь это Вера Ивановна Анненкова!» Действительно оказалась она. Вера Ивановна, приблизясь к нам, говорит мне: «нет, теперь вы не можете уже отказать мне в просьбе посетить меня». Действительно, как мог я отказать в этой просьбе 66-тилетней старице за 25-ть верст нарочито приехавшей звать меня. За обеденным столом решено было, чтобы я, побывавши в г. Лебедине, приехал оттуда на ночь в село Боброво – поместье г-жи Анненковой.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

С своей стороны мы находим необходимым немного пополнить это объяснение. Название «Ахтырь» или «Белый Яр» действительно татарское и дано этой низине потому, что она представляла собой, да и теперь еще представляет сплошное море белого сыпучего песку. Не так еще давно этот песок во время бурь и сильных ветров целыми тучами поднимался в воздухе и переносился с одного места на другое, нагромождаясь местами довольно значительными по высоте холмами. II если сейчас не такт, заметно это, то благодаря лишь тому, что во многих местах сделаны насаждения хвойного леса и других древесных пород, укрепляющих сыпучие почвы. Гора Ахтырь из всей цепи сродных ей холмов, идущих отсюда по всему побережью Ворсклы дальше на северо-запад, ближе всего подходит к Ахтырской котловине, почти вплотную прилегает к ней и, очевидно, повторим, благодаря этому, приобрела себе и название «Ахтырь». Состав почвы её суглинисто-песчаный, даже каменистый. Внутри горы залегает большое количество камня песчаника, который выступает местами громадными глыбами наружу, свидетельствуя тем самим и о составе горы и о её происхождении. В некоторых местах каменные глыбы составляют довольно значительные нагромождения. К важной особенности горы Ахтырь нужно отнести еще и то, что она совершенно изолирована от остальных холмов и отделена самой же рекой Ворскла, которая к северу от неё прорывается сквозь сушу порядочным проливом, через который вода из главного русла с особой быстротой устремляется к горе и, раздвоившись при подходе к ней вилообразно, обвивает ее, как поясом, со всех сторон, оставляя для входа на гору лишь незначительный лентообразный проходи, с южной стороны. В прежнее время вход на гору представлял узкую тропу, по которой можно было пробираться только пешеходом и с немалым трудом приходилось проезжать туда при особой нужде на подводе, а во время весенних и других разливов Ворсклы он совершенно закрывался окружавшей гору водой, и доступ к монастырю пресекался. Теперь же, благодаря обмелению реки и значительному наносу мула, он несколько расширился внизу и постоянно свободен для прохода и проезда. Вода, выходя из русла Ворсклы, устремляется главным образом по восточной стороне холма и уносится на юг, с западной же стороны образуется только залив, который с каждым годом все более и более мелеет, уменьшается, и, нужно думать, не далеко то время, когда от пего не останется и следа.

http://sobory.ru/article/?object=04967

Кратирова. Первое заседание училищного совета происходило 23-го августа в покоях преосвященного Амвросия. Первыми были открыты церковно-приходские школы, по инициативе самих приходских священников, при харьковской Александро-Невской на Заиковке церкви, при Троицкой церкви слободы Ново-Глухова Купянского уезда и при Иоанно- Богословской церкви с. Черемушного Валковского уезда. Насколько увеличилось у преосвященного Амвросия дела с открытием церковно-приходских школ, можно видеть из того, что в 1884 году число резолюций умножилось почти на тысячу в сравнении с 1883 годом. Псаломщики по-прежнему не унимались и осаждали владыку своими прошениями о рукоположении их во дьяконы. 30-го генваря на прошении одного псаломщика он положил такую резолюцию: «Прошения о посвящении во диаконы стали умножаться до крайности. Объявить по епархии, что отныне предоставляется право просить об этом только причетникам, бывшим хотя в первых классах семинарии. Если и сей проситель учился только в духовном училище, то и это прошение оставить без последствий. Не смотря на это, такого рода резолюции были еще неоднократно повторены и в последующие годы. Не мало забот в этом году причиняло преосвященному Амвросию и Ахтырское духовное училище. Еще в 1883 году оно оказалось в таком полуразрушенном состоянии, что продолжать занятия в нем было опасно. Потолки везде были подперты столбами; стены и особенно углы главного каменного двухэтажного здания дали большие трещины. Решено было строить новый корпус; но денег не было. Преосвященный Амвросий исходатайствовал у Св. Синода на этот предмет 30 тысяч рублей и обратился ко всему епархиальному духовенству с просьбою о пожертвовании. К сожалению, такие пожертвования поступали скудно. Тем не менее, по распоряжению преосвященного Амвросия, был учрежден временный строительный комитет и приглашен из Харькова опытный инженер-архитектор для составления плана и наблюдения за работами. Осень, впрочем, прошла только в приготовлении строительного материала. Крайние нужды епархиальных духовно-учебных заведений заставили преосвященного Амвросия подумать о постоянном и надежном источнике денежных средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Мстислав (Волонсевич) 4.03.1956 хирот. во еп. Великолуцкого и Торопецкого; с 8.08.1957 еп. Свердловский и Ирбитский; с 21.02.1958 еп. Омский и Тюменский; с 27.07.1959 еп. Вологодский и Череповецкий; с 15.10.1964 еп. Вологодский и Великоустюжский; с 25.02.1965 в сане архиепископа; с 25.05.1965 архиеп. Горьковский и Арзамасский; с 14.01.1966 на покое; с 7.10.1967 архиеп. Кировский и Слободской; с 25.03.1978 на покое; † 2.04.1978. Назарий (Андреев) с 9.02.1918 еп. Енисейский и Красноярский; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 8.05.1940 без покаяния. Назарий (Блинов) с 31.01.1910 еп. Черкасский, вик. Киевской епархии; 1919–1921 управ. Киевской епархией; с 1925 г. архиеп. Тобольский; с 1928 г. на покое. Назарий (Кириллов) с 28.09.1917 на покое (б. архиеп. Херсонский); с 1920 г. архиеп. Курский и Обоянский; с 1923 на покое; с 1925 управ. Курской епархией; † 2.07.1928. Нафанаил (Троицкий) с 17.04.1912 еп. Архангельский и Холмогорский; с 1918 г. в сане архиепископа; с 1921 г. архиеп. Харьковский и Ахтырский; с 1924 г. в сане митрополита; с 1924 г. в заключении; с 1927 г. управ. Воронежской епархией; с 1927 г. на покое; † 7.04.1933. Нектарий (Григорьев) 29.06.1947 хирот. во еп. Петрозаводского и Олонецкого; с 3.07.1948 еп. Тираспольский; с 7.06.1949 еп. Кишиневский и Молдавский; с 25.02.1956 в сане архиепископа; с 3.08.1963 в сане митрополита; † 9.03.1969. Нектарий (Коробов) хирот. во еп. Саратовского и Вольского 26.03.1994, † 19.11.1994. Нектарий (Трезвинский) 3.06.1924 хирот. во еп. Велижского, вик. Полоцкой епархии; с 1925 г. еп. Яранский, вик. Вятской епархии; с 1927 г. на покое; 1929–1930 в Соловецком лагере; † 1939. Неофит (Коробов) 25.04.1927 хирот. во еп. Городецкого, вик. Нижегородской епархии; с 19.07.1929 еп. Ветлужский; с авг. 1937 г. в заключении; расстрелян в нояб. 1937 г. Неофит (Следников) с 16.10.1917 еп. Старобельский, вик. Харьковской епархии; † 1918. Нестор (Анисимов) с 16.10.1916 еп. Камчатский и Петропавловский; с 1921 г. в эмиграции; с 1933 г. в сане архиепископа; с окт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Когда я вспоминаю жизнь моего брата Сергея, мне всегда кажется, словно в нем чувствовалась мысль и воля этого святого – его святого – исповедника соборности, который учил – прежде всего любить, а потом уже созерцать. Была в нашей юности пора отчуждения от этого троицкого и подчиненного ему ахтырского мира. В гимназии мы проделали нигилизм. Тогда, в ответ на призывы моей матери – жить больше сердцем, чем холодным рассудком, Сережа, проникнутый естественно-научной бюхнеровщиной шестидесятых годов, развязно отвечал: – Мама, сердце есть полый мускул, разгоняющий кровь вверх и вниз по телу. Мама огорчилась и, чтобы ее утешить, я тут же заявил, что я глубоко уважаю Иисуса Христа. Тут, совершенно для меня неожиданно, Мама горько заплакала. Она была готова скорее помириться с чем угодно – с пламенным отрицанием, с враждою против веры; но «уважения» к Иисусу Христу она перенести не могла. Много ребяческого было в этом отрицании и в сопровождавших его выходках. Мы демонстративно ели колбасу на Страстной неделе на бульваре, ходили по церквам шаловливой толпой, чтобы смущать старушек, и, постояв пять минут, шумно выходили, детски радуясь, когда за нами вслед раздавался негодующей старушечий возглас: – «Башибузуки проклятые!» Но это продолжалось недолго. Уже в восьмом классе гимназии философское искание привело его, а вслед за ним и меня, обратно к той самой духовной точке опоры, которая так сильно чувствовалась в нашем детстве, в Ахтырке, в Хотькове и в лавре. Это было не простое возвращение вспять. Мой брат вернулся к своему святому с сердцем и мыслью глубоко образованного человека XIX столетия, с душою, полной музыкой Рубинштейна, с умом, окрепшим и воспитавшимся на изучении великих философов эллинских и германских. Платон, Кант, Фихте, Шопенгауер, Соловьев, тогда уже написавший свои ранние произведения, были изучены им уже в гимназии; в гимназии же прочитана и история новой философии Куно-Фишера. И все это было им отдано на алтарь, к которому он вернулся. Все это «образование» было осмысленно одной его мыслью – мыслью св. Сергия: «Все для любви, которая собирает». Помню, с каким воодушевлением он мне доказывал, что все великие люди в мире, все Наполеоны, Канты и многие другие, не стоют одной любящей души, и приводил в пример одну тетушку нашу – Марью Алексеевну Лопухину, не видавшую в жизни своей личной радости потому, что всю свою радость и душу она отдала другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Ростовский и Новочеркасский; † 14.12.1966. Иерофей (Афонин) в 1923 г. хирот. во еп. Шадринского, вик. Екатеринбургской епархии; с авг. 1924 г. еп. Никольский, вик. Вологодской епархии; в мае 1928 г. смертельно ранен при аресте. Иерофей (Померанцев) 26.12.1919 хирот. во еп. Юрьевского, вик. Владимирской епархии; с 1923 г. еп. Иваново-Вознесенский, вик. Владимирской епархии; с 1923 г. в обновленческом расколе. Иерофей (Соболев) 29.07.1991 хирот. во еп. Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Иларий (Ильин) 5.03.1944 хирот. во еп. Дмитровского, вик. Московской епархии; с мая 1944 г. еп. Ульяновский и Мелекесский; с 28.12.1945 еп. Чебоксарский и Чувашский; с 22.02.1950 в сане архиепископа; † 14.04.1951. Иларион (Бельский) 1.10.1924 хирот. во еп. Каргопольского; 1926–1927 еп. Поречский, вик. Смоленской епархии; с 1927 г. в Соловецком лагере; с 1931 г. на Беломорканале; с 1935 г. в ссылке; арестован в 1937 г. Иларион (Кочергин) 13.11.1949 хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; с 22.07.1950 еп. Мукачевский и Ужгородский; с 5.09.1956 еп. Хмельницкий и Каменецкий; с 14.08.1961 на покое; † 24.11 1965. Иларион (Прохоров) 30.09.1945 хирот. во еп. Сумского и Ахтырского; с 27.12.1951 еп. Кировоградский и Николаевский; с 17.11.1953 еп. Уфимский и Стерлитамакский; с 25.02.1957 в сане архиепископа; с 9.12.1959 архиеп. Ивановский и Кинешемский; с 29.05.1963 архиеп. Омский и Тюменский; с 9.10.1963 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; с 7.10.1967 архиеп. Ростовский и Новочеркасский; с 16.12.1969 архиеп. Пензенский и Саранский; с 25.06.1970 на покое; † 27.01.1973. Иларион (Троицкий) 25.05.1920 хирот. во еп. Верейского, вик. Московской епархии; с 6.06.1923 в сане архиепископа; с дек. 1923 г. в Соловецком лагере; † 28.12.1929 в заключении. Иларион (Шукало) 29.09.1991 хирот. во еп. Ивано-Франковского и Коломыйского; с 1992 г. еп. Херсонский и Таврический; с 23.11.1995 в сане архиепископа; с 12.10.1996 архиеп. Донецкий и Мариупольский. Илиан (Востряков) 25.11.1979 хирот. во еп. Солнечногорского, вик.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

«Да сляды мои, сляды, Довяли меня сляды До бядушки до бяды…» Дедушка удалялся в свои внутренне покои, а мы в свой флигель, но картина врезывалась в память надолго. Вот и сейчас она у меня перед глазами, словно я ее вечера видел. Дедушка не только требовал, чтобы все кругом подчинялись стилю, но он и сам ему подчинялся, и оттого не было в жизни большего систематика. Раз заведенный порядок повторялся у него изо дня в день, из часа в час. Все те же часы вставания, все та же каждодневная прогулка с сидением точно определенного количества минут на названной в его честь княжой скамейке в парке. И никакая погода не была в состоянии изменить этого обязательного для него расписания. Однажды в холодный дождливый осенний день, моя мать сопровождала дедушку во время прогулки. Когда он, по обыкновенно, сел на княжую скамейку, она тоже хотела посидеть вместе с ним, но он дрожащей от холода рукой вынул из кармана часы и, посмотрев на них, сказал : «Allez, allez ma chere a la maison, je crains que vous vous refrodirez; quant a moi, je dois encore rester dix minutes sur ce banc.» И досидел. Но надо сознаться, что на ахтырских скамейках и в самом деле посидеть хотелось – так все было живописно. А глаз, привыкший к стилю, радовался тут на каждом шагу. Мостики, переброшенные через ручьи, с грациозными перилами в березовой коре, круглая одноэтажная беседка «гриб», двухэтажная беседка «эрмитаж» с мезонином и перилами в березовой коре, с дивным видом с лесистого холма на дом, утопающий в зелени на противоположном берегу реки, пристань для лодок в стиле дома. Весь этот огромный сад с вековыми деревьями, березами, липами, тополями, соснами и елями был раскинут по холмам по обоим берегам реки Вори, запруженной и образующей в Ахтырке широкую водную поверхность с островом по середине, куда мы часто ездили на лодке. Все это было с любовью и с удивительным вкусом устроено моей прабабушкой (Кн. Иван Николаевич, умерший в 1844 г., был женат на кн. Наталии Сергеевне Мещерской, р. 28 янв. 1775 г., умерла 19 апр. 1852 г., похоронены в Троицкой Лавре в семейном склепе под Трапезной церковью.), матерью дедушки. И он, родившийся в конце XVIII века, увековечил ее память небольшим памятником-колонкою на возвышении на берегу реки с выгравированными стихами собственного сочинения в до Пушкинском стиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

В ветхом завете Господь устами пророка Малахии так укорял священников за принесение недостойных жертв к святому жертвеннику: „вы приносите на жертвенник мой нечистый хлеб, и говорите: чем мы бесславим Тебя? Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Или, когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это князю; будет ли он доволен тобою, и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак, молитесь Богу, чтобы Господь помиловал вас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф“ ( Мал. 1, 7–9 ). Ныне жертвы новозаветные суть жертвы бескровные: хлеб, вино, елей, ладан, свеща и проч., но смысл и значение их то же, а заботливость о достоинстве их от нас, чад нового завета, удостоенных высшей благодати Божией, должна быть еще большая, чем от чад церкви ветхозаветной. Не вынуждайте ваших священников принимать от вас недостойные Господа жертвы и не подвергайте и их и себя осуждению. Все будем „молиться Богу, чтобы Он помиловал нас, и да не исходят недостойные жертвы от рук наших “. Итак, прошу и молю вас, возлюбленные, обращайте должное внимание на дары, вами Богу приносимые. И свеча неблаговонная и коптящая, и просфора черствая и нечистая, и вино окисше, – это то же, что жертвенное животное слепое и хромое. Покупайте свечи в самых храмах у церковных старост, которые и с своей стороны не будут брать на душу греха, держа в церковном ящике свечи, недостойные храма Божия; берите просфоры у людей для изготовления их уполномоченных, а где нет просфирниц, там избирайте их из благочестивых вдовиц и дев, преимущественно сиротствующих и требующих вашего попечения и призрения. Что же касается красного вина, то покупайте его у торговцев богобоязненных, понимающих для чего это вино назначается. Ныне, по милости Божией, есть в нашем отечестве и свои виноградники, доставляющие хорошее красное вино. Правда, вдали от городов, по селам, не легко приобретать хорошее вино, но для такого важного дела, как изготовление вещества для Св. Таинства Тела и Крови Христовой, можно употребить и особенную заботу и лишний расход и труд. Все хорошее и доброе с трудом делается, легко только грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010