Сложившийся ансамбль монастырских построек, наряду со Святогорским и Хорошевским был одним из самых эффектных на Слобожанщине. Особенно красив монастырь был от поворота ведущей к нему дороги – отсюда комплекс скрупулезно запечатлел маслом неизвестный художник в конце XIX ст. и для плывущих по Ворскле, делавшей петлю у монастырской горы. Троицкий монастырь разделил печальную участь других святынь края – в 1922 г. он был ликвидирован, а постройки переданы колонии для беспризорных. В Великую Отечественную войну здания пострадали от артиллерийского обстрела и как бесхозные руины были до основания разобраны на кирпич жителями окрестных сел. Возрождение монастыря ведет свое начало с осени 1998 г., когда на заросший бурьяном пустырь с руинами башни пришли трое первых насельников. За полтора десятка лет трудом и молитвой святыня поднимается из руин – отремонтирована башня-колокольня, рядом по проекту архитектора Трегубова возведен братский корпус в стиле первых монастырских построек начала XVIII ст., заложено основание первого монастырского храма. см. Акты Московского Государства… СПб, 1894, т. 2, с. 224. Филарет Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Т.2… Ранее храм датировался 1628 г., новая датировка принята после исследований С. Юрченко и А. Шамраевой. Покровские храмы в Сумах и Ольшане. Кроме собора Ахтырского Троицкого монастыря это собор Змиевского Казачьего монастыря и Воскресенская церковь в Сумах. Церковь первоначально видимо была освящена во имя Антония и Феодосия Печерских, но с построением новой трапезной в восточной части монастыря стала Благовещенским собором. Разобрана в конце XVIII ст. Сейчас восстановлены с некоторым упрощением профилей. Здесь из-за меньшего диаметра основания обходную галерею, существовавшую ранее, когда верх был деревянным, сделать не получилось, но зато в келье третьего яруса выложили пять окошек-бойниц. На месте древней, конца XVII ст. А. Парамонов, А. Парийский Ахтырский Свято Троицкий монастырь от г. Ахтырки отстоит - по прямому направлению - не далее 2-х верст; по дороге, ведущей на Лебедин и Зиньков, - в 4-х верстах; от Харькова в 112.

http://sobory.ru/article/?object=04967

В монастыре в 1887 г. насчитывалось свыше 120 насельников, а в 1908 - свыше 150. Вплоть до 1917 г. при Ахтырском монастыре действовала церковно-приходская школа, имелось 3 гостиницы для паломников. При последнем настоятеле - архимандрите Аристархе - земельные владения монастыря составляли 750 дес. земли, в нем проживали 86 монахов и 34 послушника. В 1917 г. монастырь был закрыт, но не уничтожен. В 1919 г. мученической смерти был предан настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Аристарх. Храмы монастыря ограблены и осквернены. С 1922 по 1938 г.г. на территории монастыря существовал приют для детей-сирот и беспризорных. С 1938 г. в монастыре размещались казармы Ахтырского стрелецкого полка. С 1927 г. монастырь начали постепенно разбирать. В годы Великой Отечественной войны древняя обитель была окончательно разрушена. От монастыря сохранились только живописная гора и руины от колокольни - памятника архитектуры XVIII в. По благословению Преосвященнейшего Иова, епископа Сумского и Ахтырского, в мае 2002 г. началось третье возрождение Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. Разрушенная колокольня монастыря привлекла внимание к себе двух монахов, живших и служивших при храме Сумского Пастырско-Богословского училища. Взяв благословение епископа Сумского и Ахтырского Иова, они вместе с одним послушником 28 мая 2002 г. поселились на монастырской горе в солдатской палатке и начали ежедневный круг монастырского богослужения. С помощью благочестивых ахтырчан были устроены навесы, послужившие все лето и осень как монастырский храм и трапезная. 23 июня, в престольный праздник, день Святой Троицы, здесь была совершена первая после восьмидесятилетнего запустения Божественная Литургия, которая с тех пор служится в обители ежедневно. 26 июля, в пятницу, накануне памяти крестителя Руси св. князя Владимира, на колокольне был водружен Святой Крест. В сентябре в колокольне начались реставрационные работы. Братия, к которой тогда присоединились еще два послушника из числа студентов духовного училища, поняла, что у нее имеется только одна возможность устроения каменного храма и келий – сделать все это внутри колокольни: в первом ярусе храм, а на втором и третьем – кельи. 4 декабря 2002 г. в новом храме состоялось первое богослужение – это было всенощное бдение на Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Несколько дней перед этим на горе свирепствовали крепкие морозы, но Введение оказалось первым днем, когда монахи смогли войти в свой каменный храм. Так братия удостоверилась, что Матерь Божия сама покровительствует их трудам. 12 января 2003 г. епископ Сумской и Ахтырский Иов совершил освящение Престола храма. Это была первая архиерейская Божественная Литургия в монастыре после долгих лет запустения.

http://sobory.ru/article/?object=37596

16 октября 1799 года указом Святейшего Синода учреждается Слободско-Украинская и Харьковская епархия. Первым епископом нашего края стал преосвященный Христофор (Сулима; +1813), который был достойным владыкой, и имя этого архипастыря харьковчане почтительно хранят до нашего времени. За все последующие годы на Слобоской земле были построены прекрасные храмы, ставшие украшением городов и сёл, местные художники и скульпторы создали настоящие шедевры, связанные с христианской тематикой, поэты и прозаики в своих произведениях воспевали христианские добродетели и продемонстрировали нам множество примеров человеческого достоинства и преданности праотеческой вере. Золотыми буквами в сокровищницу церковной истории вписаны имена многих наших земляков. Среди этих славных имён угодников Божиих следует упомянуть харьковского святителя Мелетия (Леонтовича), уже при жизни его почитали праведником, а простой верующий народ за кротость и благочестие именовал «Милостивым». С 1841 по 1848 годы епархией управлял святитель Иннокентий (Борисов) . Знаменитый проповедник, «русский Златоуст XIX столетия», учёный-богослов и выдающийся архипастырь, трудами которого в Харьковской епархии восстановлена закрытая в годы правления Екатерины II Свято-Успенская Святогорская Лавра и Свято-Троицкий Ахтырский монастырь. Преемником святителя Иннокентия был епископ Филарет (Гумилевский; +1866). Истинный почитатель монашеской аскезы и один из первых русских церковных историков, автор фундаментального «Историко-статистического описания Харьковской епархии». Знаменитый митрополит Московский Макарий (Булгаков; +1882), с 1859 по 1868 годы — архиепископ Харьковский и Ахтырский. На многих стезях церковного служения владыка Макарий был первопроходцем: в учреждении монастырей и новых крестных ходов, в деле издания газет и журналов духовного содержания, материальной поддержке богословских исследований и трудов светских историков. Харьковскую епархию, как и всю Православную Церковь, не минули горькие плоды воинствующего безбожного наступления в начале XX столетия. В переломные для жизни государства и общества 1914—1918 годы правящим владыкой епархии Господь судил стать выдающемуся иерарху Вселенского Православия - приснопамятному митрополиту Антонию (Храповицкому; +1936) , ставшему впоследствии Первоиерархом Русской Православной Церкви за границей.

http://azbyka.ru/palomnik/Харьков

Его настоятелем назначен был духовник святителя Мелетия Харьковского иеромонах Сергий, возведенный в сан игумена. Выше помещена литография с изображением Ахтырского монастыря, изданная в начале ХХ века. Тогда в нем проживало около полутора сотен монахов и послушников. Однако после октябрьского переворота 1917 г. монастырь был вновь закрыт. В 1919 г. мученической смерти был предан его настоятель архимандрит Аристарх. Храмы монастыря были разграблены и осквернены. До Второй мировой войны здесь размещался детский городок — приют для детей-сирот и беспризорных, затем военные казармы. Вскоре после войны все еще уцелевшие здания были разобраны на кирпич. В 70 годы здесь был устроен заводом «Промсвязь» полигон для испытания антенн, который в 90-е годы перестал действовать. От монастыря сохранилась только древняя, обстрелянная танком в военные годы, израненная колокольня. Она и привлекла к себе внимание двух монахов, живших и служивших при храме Сумского Пастырско-Богословского училища. Взяв благословение епископа Сумского и Ахтырского Иова, они вместе с одним послушником 28 мая 2002 г. поселились на монастырской горе в солдатской палатке и начали ежедневный круг монастырского богослужения. С помощью благочестивых ахтырчан были устроены навесы, прослужившие все лето и осень как монастырские храм и трапезная. 23 июня, в день престольного праздника обители, здесь была совершена первая после восьмидесятилетнего запустения Божественная Литургия. 26 июля, в пятницу, накануне памяти крестителя Руси св. князя Владимира, на колокольне был водружен святой Крест. А в сентябре в колокольне начались реставрационные работы. Братия, к которой тогда присоединилось еще два послушника из числа студентов духовного училища, поняла, что у нее имеется только одна возможность устроения каменного храма и келий — сделать все это внутри колокольни: на первом ярусе храм, а на втором и третьем — келлии. 12 января 2003 г., в Неделю по Рождестве Христовом, епископ Сумской и Ахтырский Иов совершил освящение Престола храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

3. Проведение в образовательных учреждениях внеклассных мероприятий, посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы; 4. Проведение казачьих фестивалей традиционной культуры: «Мы внуки деда Ермака», «Казачок», «Донская красавица»; 5. Паломнические поездки членов казачьих обществ по храмам и монастырям Волгоградской митрополии: свято-Вознесенский монастырь , г.Дубовка; свято-Архангельский монастырь, х. Барбаши Светлоярского района; прпп. Сергия и Германа Валаамских монастырь, г. Волжский; свято-Троицкий Белогорский монастырь, с. Каменный Брод Ольховского района; Михаило-Архангельский монастырь, г. Краснослободск; свято-Вознесенский Кременской монастырь, ст. Кременская; Ахтырский Божией Матери монастырь, с. Гусевка Ольховского района; Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, г.Серафимович; 6. Съезды православной казачьей молодежи (проводятся в г. Волгограде вот уже четыре года подряд). Один из них (в 2009 г.) имел статус «международного» и три (в 2010, в 2011 и в 2012 гг) - статусы региональных съездов - «юга России»). 7. Ежегодно устраиваемый летний православный казачий лагерь «Донцы» с выраженной в нём православной церковной составляющей (в 2012 году в лагере работало четыре смены. Общее количество участников лагерных смен составило 135 человек); 8. Ежегодно совершается ставший уже традиционным Пасхальный крестный ход по водам многочисленных рек и водохранилищ нашего края с Урюпинской иконой Божьей Матери и новообретенной святыней - мощами и иконой священномученика Николая Попова. Проводимые совместные мероприятия широко освещаются в СМИ Волгограда и Волгоградской области, а также размещаются в сети Интернет. ледует отметить, что при проведении казачьих кругов (сходов), при принятии присяги атаманами и членами казачьих обществ, при освящении казачьих знамён, неизменно используются чинопоследования, разработанные Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Формирование традиций: а) проведение казачьего круга с обязательным участием уполномоченного священноначалием казачьего священника;

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/29/...

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Под этим предлогом комиссия по вопросам культов Сталинградского крайисполкома в 1934 г. решила удовлетворить прошение президиума Ольховского РИКа и закрыть храм, переоборудовав его под культурно-просветительское учреждение. Приходская же Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22.09.1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом». Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева). Ахтырский Божией Матери женский монастырь в селе Гусёвка Ольховского района города Волгограда открылся 21 февраля 1996 г. Его насельникам пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся монастырские иконы. С момента возвращения обители отремонтированы дом для игуменьи и сестёр, старая трапезная под административное помещение, сохранившиеся хозяйственные постройки, построена новая трапезная, баня, склады, оборудована иконная лавка, просфорня. Идет реставрация старинного келейного корпуса. 10 октября 2001 г. был заложен первый камень в основание каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Строительство храма закончено. Летом 2004 г. нашли старый колодец, над которым была построена часовня. С.М. Иванов  Ченстоховская церковь при Гусевском Ахтырском женском монастыре построена и освящена 8 сентября 1879 г. тщанием дочери генерал-майора города Москвы девицы Елизаветы Николаевны Годейн и настоятельницы монастыря игуменьи Нины; деревянная, теплая; настоящая внутри и снаружи оштукатурена, однопрестольная. Зданий, принадлежащих церкви, не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=30741

13 февр. 1996 г. в Волгограде состоялось учредительное собрание первого в России регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, к-рое возглавил архиеп. Герман. Собрание приняло областную целевую программу «Духовно-нравственное оздоровление населения», предусматривающую широкую просветительскую, миссионерскую, душепопечительскую работу в армии, тюрьмах, больницах. В 2000 г. в В. и К. е. был создан Союз правосл. женщин, главной задачей к-рого является укрепление правосл. семьи и благочестивого образа жизни, в 2001 г. действовало 6 районных отд-ний Союза. В 2000 г. на базе детской школы «Афон» открылся епархиальный Центр правосл. семьи. В июле 2004 г. начал работу епархиальный детский дом «Борисоглебское детское село». В 2004 г. в г. Волжском создан Антикризисный центр в защиту детства и материнства во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Под попечительством В. и К. е. действует Благотворительное об-во помощи детям-инвалидам во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы (основано в февр. 1994). Свято-Троицкий мон-рь в дер. Каменный Брод. Фотография. 2004 г. Ежегодно по всей территории епархии совершается многодневный крестный ход с чудотворной Урюпинской иконой Божией Матери из храма в честь Покрова Пресв. Богородицы в Урюпинске. В епархии почитаются св. источники: ап. Иоанна Богослова в балке у областной больницы в Дзержинском р-не Волгограда, вмц. Параскевы Пятницы на месте явления ее иконы близ Скорбященской ц. в пос. Городище (известный более 300 лет), Казанской иконы Божией Матери около кременского в честь Вознесения Господня мон-ря арх. Михаила в пос. Ерзовка Городищенского р-на, св. Иоанна Предтечи в каменнобродском во имя Св. Троицы мон-ре , Урюпинской иконы Божией Матери близ Урюпинска, на месте ее явления. Монастыри Действующие Монастырь в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Гусёвка. Фотография. 2004 г. Монастырь в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Гусёвка. Фотография. 2004 г. Упраздненные монастыри в честь Владимирской иконы Божией Матери (Царицын, муж., основан в 1-й пол. XVII в., упразднен во 2-й пол. XVII в.), во имя св. Иоанна Предтечи (Царицын, жен., основан в 60-х гг. XVII в., упразднен в сер. XVIII в.), во имя Св. Троицы (Царицын, муж., основан в 60-х гг. XVII в., упразднен в 1738), во имя Св. Троицы (у р. Грязнуха Камышинского р-на, жен., основан как община в 1867, преобразован в мон-рь в 1900, закрыт в 20-х гг. XX в.). Архиереи

http://pravenc.ru/text/155146.html

Пробудившись от сна, больная поспешила позвать своего духовного отца, рассказала ему о видении, затем в точности исполнила повеление Богоматери и через пять дней благочестно и с миром отошла в загробный мир. Императрица Екатерина II, узнав о чудесном покровительстве, обещанном Богоматерью детям умершей баронессы Вейдель, взяла двух ее дочерей на свое попечение и выдала их замуж: одну за графа Панина, другую за графа Чернышева. Эти две графини, до самой смерти своей сохраняя живое, благоговейное и благодарное воспоминание о чудесном устроении земной судьбы их, делали большие пожертвования для Покровского храма в Ахтырке. По высочайшему повелению Государя императора Николая Павловича с 1844 года ежегодно в субботу перед Троицыным днем с торжественным крестным ходом святая икона переносилась в Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, находящийся в четырех верстах от города Ахтырки, на берегу реки Ворсклы, основанный в половине XVII века, упраздненный в 1787 году при сокращении числа штатных обителей и вновь возобновленный штатным в 1843 году. В неделю Всех Святых святая икона в обратном крестном ходе переносилась в Ахтырский Покровский собор. В 1905 году 1 апреля чудотворная икона, находившаяся в Ахтырском Покровском соборе, чудом была спасена, так как собор был ограблен. Но вот в 1917 году в России наступила революция. Обезумевший русский народ в первое время революционного угара совершенно потерял всякое здравое рассуждение. Вдохновители революции подняли лютое гонение на религию, стали разрушать храмы и уничтожать иконы. Снова было ограбление, и икона Ахтырской Божией Матери исчезла. В разное время с чудотворной иконы было сделано много списков, которые и поныне источают благодать и помощь всем притекающим, нуждающимся и скорбящим. Праздник иконы: 2 июля ст. ст. (15 июля н. ст.) Владимирская икона Божией Матери в Харбине В монастырь была кем-то принесена икона в очень плохом состоянии. Думали даже, что такую икону нельзя держать в храме. Но 26 августа 1925 года, в день праздника иконы Владимирской Божией Матери, произошло нечто изумительное...

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Богодухов. Богодуховский Троицкий женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1889. В 1893 преобразован из общины в монастырь. Адрес: Украина, Харьковская область, Богодуховский район, Богодухов, ул. Катукова Координаты: 50.17037, 35.502276 Проезд:территория Министерства обороны Украины Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В последней четверти ст. в пределах Харьковской губернии возникает секта «подгорновцев», основателем которой был крестьянин с г.Тростянца Ахтырского уезда Василий Карпович Подгорный. Под личиной внешнего благочестия он начал распространять в среде тёмных и легковерных людей лжеучение, подрывающее коренные основы семейной жизни, уважение к церкве, её священнодействиям, таинствам и к православным служителям. В г. Богодухове на собственном участке земли он устроил богадельню, вскоре обращённую в женскую общину. В эту общину Подгорный выбирал только молодых девиц, вводил для них монастырский строй жизни с общей молитвой, общим столом и общими занятиями днём. Но ночью, особенно под воскресенье и праздничные дни, в общине были устроены тайные собрания. Православная церковь провела расследование, которое установило, что Подгорный под предлогом богоугодных целей растлевал и насиловал женщин и девиц, не стесняясь никакого возраста. (И может быть история о том, что когда рыли котлован под постройку помещения КПП в новый технопарк, нашли старый колодец с костями младенцев, правда). Св. Синод после произведённого дознания определил поместить Подгорного в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В 1903 году Подгорному разрешили вернуться на родину, но он решил остаться в монастыре, приняв монашество с именем Стефана. Он организовал «стефановское» движение, которое пропагандировало почитание семьи и добропорядочных поступков. В 1893 году на месте Богодуховской женской общины был открыт женский Свято-Троицкий монастырь, а улицу назвали Монастырская. М. Хвылевый в своих «Синих этюдах» так писал об этой улице: «… на – на де, так багато ще виробляють паляниць та смачних Очень мало имеется информации об истории монастыря. Один из архивных документов сообщает, что «11 апреля (29 марта) 1908 года… в местный Свято-Троицкий монастырь была призвана полиция и конные стражники для удаления из монастыря, по распоряжениию духовного начальства, 34-х монахинь, заподозренных в сочувствии штундистам. Некоторые из них проживали в монастыре более 25-ти лет и предьявили иск о возвращении денежных вкладов».

http://sobory.ru/article/?object=35030

Архиепископ Харьковский Макарий предоставил право самому К.Д. Хрущеву выбрать настоятеля монастыря. Выбор Константина Дмитриевича пал на игумена Евстартия, настоятеля Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. Владыка одобрил выбор и назначил игумена Евстратия настоятелем Свято-Димитриевской обители. В первые годы малочисленной братии монастыря пришлось пережить много неприятностей. На содержание братии К.Д. Хрущев выделял небольшие средства и не спешил обустраивать келии, монахи жили рядом с лошадьми и другими домашними животными. Игумену Евстратию долгое время никак не удавалось отказать К.Д. Хрущеву от устройства обители в с. Рясное, только визит настоятеля Святогорского Успенского монастыря отца Германа убедил основателя, что монастырь стоит устраивать подальше от села. В 1869 г. архиепископ Харьковский Нектарий основал Свято-Димитриевскую обитель на новом месте. В 1870 г. монастырь оставил настоятель архимандрит Евстратий, который поссорился с К.Д. Хрущевым. Исполнение обязанностей поручилось последовательно иеромонахам: Антонию, Иллариону, Илиодорию. В течении пяти лет, прошедших с момента основания обители на новом месте, строительство велось очень активно, и в 1874 г. она украсилась прекрасным храмом с серебристыми куполами, высокой колокольней с большим колоколом над святыми воротами, был построен братский корпус с 28 кельями, обитель ограждена широким каменным забором со множеством башен, начато строительство трапезного корпуса с небольшим храмом. Однако малочисленная братия все это время жила на господском дворе, богослужение проходило в маленькой церкви, построенной еще в 1868 г. около приходской колокольни. В 1871 и 1874 г.г. К. Д. Хрущев составил два духовных завещания, по которым жертвовал в вечное владение монастыря 4434 десятин земли и 100 000 руб. в процентных выкупных удостоверениях и пятипроцентных билетах государственного банка при условии, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а проценты шли на содержание монастыря, училища и богадельни. Харьковское епархиальное начальство не полагалось справедливо на силу духовного завещания и просило жертвователей сделать дарственную запись, что он со временем пообещал, но в 1876 г.

http://sobory.ru/article/?object=47242

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010