Глава 14. Подвижники пустыни Возникновение монашества. Несколько раз мы уже упоминали о монахах и отшельниках, живших в безлюдных местах. Кто они были? С чего началось монашество? Какое значение имели монастыри в жизни Церкви? В первые века церковной истории все христиане сознавали себя другими, чем остальные люди – нехристиане. Они жили иначе. У них были другие отношения друг с другом, они иначе понимали смысл жизни, ставили себе другие цели. Их не привлекали те развлечения, которые были тогда общеприняты: жестокие зрелища в цирках, скачки, языческие церемонии и жертвоприношения. У них была другая жизнь, другое отношение к богатству, к успеху. Христианам всегда грозило преследование за их веру, но они были готовы отказаться от всего и умереть за Христа. Все это сразу изменилось, когда в Римском государстве христианство стало общепринятой официальной религией. Христианами теперь стали называть себя все. При этом многие продолжали жить как язычники. В это время и началось то движение, которое называется монашеством. Были люди, почувствовавшие призвание полностью отдаться духовной жизни, приближаться к Богу, не отвлекаясь никакими житейскими заботами и мирской суетой. Святые мученики исповедовали свою веру, страдая за нее, а отшельники старались жить так, чтобы все время быть в общении с Богом, любить Его, приближаться к Нему, ни на что не отвлекаясь. Конечно, христианство повлияло на жизнь мира, но и мир влиял на жизнь Церкви. Поэтому некоторым христианам захотелось отойти от мирской жизни, уединиться, чтобы приблизиться к богопознанию. Первые отшельники. Преподобный Антоний. Еще в III в. некоторые христиане стали уходить из городов и селиться в безлюдных местах, проводя время в молитве. Их стали называть монахами , от греческого слова монос – один. Одним из первых монахов был преподобный Антоний (250–356), о жизни которого рассказал св. Афанасий Великий . Антонию было двадцать лет, когда, зайдя в церковь , он услышал евангельские слова: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф.19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава III Монах Иоанникий – валаамский постриженник, племянник старца Феодора, в Лавре нес послушание при свечной продаже. Он весьма расположился к юношам и много рассказывал им о различных старцах, особенно о валаамских и об о. Леониде. Благодаря этим рассказам Димитрий Александрович захотел познакомиться с последним и вступил с ним в духовную переписку. В конце жизни жил в Оптиной пустыни, принял схиму с именем Леонид. Духовные стремления юного подвижника, его ревность, усердие к молитве выдерживали тяжкое испытание. Первыми врагами на пути спасения явились его домашние, по евангельскому слову. Александр Семенович приставил для служения к своему сыну человека, который был предан ему до самозабвения, это был старик лет 60-ти по имени Доримедонт, прослуживший век свой верой и правдой своему господину. Он был, так сказать, надзирателем всех поступков Димитрия Александровича, от его зоркого глаза ничто не ускользало, обо всем он доносил своему барину – отцу, которого считал полновластным владыкой сына. Закаленный в крепостном быту, он почитал Димитрия Александровича, более, чем крепостного, собственностью Александра Семеновича. По его мнению, Димитрий Александрович без воли отца не должен был желать ничего. Этот слуга во всякое время был доносчиком и предателем своего молодого барина перед стариком отцом. Тяжелы были эти известия Александру Семеновичу. Он вспомнил тогда о выраженном на пути в Петербург желании сына и убедился теперь, что то не был детский каприз. Он тогда же написал обо всем начальнику училища графу Сиверсу, своему бывшему товарищу по службе в пажах, и просил его наблюсти за воспитанником Брянчаниновым; написал также родственнице своей Сухаревой, прося ее отвлечь его сына от предпринятого им намерения. Училищное начальство приняло свои меры, переведя Брянчанинова с частной квартиры в казенную, в стены Михайловского инженерного замка, под строгий надзор, а Сухарева, особа влиятельная, озаботилась довести до сведения тогдашнего митрополита Петербургского Серафима 44 , что ее племянник Брянчанинов, весьма любимый государем императором, свел знакомство с лаврскими иноками, что лаврский духовник Афанасий склоняет его к монашеству и что если об этом будет узнано при дворе, то и ему, митрополиту, не избежать неприятностей. Митрополит встревожился, призвал к себе духовника Афанасия и сделал ему строгий выговор, воспретив впредь принимать на исповедь Брянчанинова и Чихачева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава вторая. Мысли о шестодневе 2.1. Единовременность и постепенность творения В библейских святоотеческих комментариях встречаются две мысли, два утверждения такого рода: –  Мир сотворен Богом сразу весь из ничего. – Из изначально созданного мира, как из зерна дерево, возникает все мироздание. Но возникает не спонтанно, не самопроизвольно, не просто в виде естественного раскрытия (хотя существование такового вовсе не отрицается), а, как творческое шестодневное мирообразование Божие. Мысль о сотворении всего мира сразу св. отцы находили в тексте премудрого Иисуса, сына Сирахова: Живый во веки созда вся обще ( Сир. 18:1 ) 58 . Св. Афанасий Великий : »Известно, что ни одна из сотворенных вещей не существовала прежде другой, но разом, в один и тот же момент, произведены все роды тварей " 59 . Особенно близка была мысль о единовременном сотворении всего мира и его дальнейшем раскрытии, блаж. Августину: «Ведь все вещи были сотворены сразу, будучи изначально включены в материю мира. Но они ждут своего подходящего момента, чтобы появиться. Подобно беременным матерям, носящим свои зародыши, мир беременен причинами тех вещей, которые еще только будут существовать; и они все, без исключения, производятся в мире тем высшим Существом, в Котором нет никакого рождения и никакой смерти, никакого начала и никакого конца» [De Trin. III, 9]. Прп. Ефрем Сирин оттеняет противоположную мысль о постепенном сотворении мира: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение« 60 . Соединение понятий о двух видах творения (изначальном одновременном и дальнейшем постепенном) находим у св. Ипполита Римского : »В первый день, что ни сотворил Бог, сотворил из ничего; а в другие дни уже не из ничего творил, а устроял из того, что создал в день первый» 61 . 2.2. Переход от простого к сложному В творении мира наблюдается не только постепенность, но и определенная динамика, восхождение. Шестоднев – величественная панорама того, как Бог переходит от творения простейшего, ко все более совершенным и высоким ступеням бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Горки Ленинские. Церковь Первосвятителей Московских. Церковь. Действует.   Престолы: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, святителей Московских Год постройки:Между 2012 и 2021. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Ленинский район, рп Горки Ленинские, ул. Административная, д. 2А Координаты: 55.51063, 37.779204 Проезд:из г. Москвы от станции метро Домодедовской автобусом 439 и на маршрутном такси 439 до остановки «Экспериментальная база» Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 7 километрах от г. Видное находится тихий уголок, в древней старине носивший название Вышние Горки. Само место известно с XVI века благодаря усадьбе, которая почти триста лет принадлежала роду Спасителевых, служивших при царском дворе еще Алексею Михайловичу. Первый каменный дом в сельце Вышние Горки, упоминаемый в документах конца XVIII века, принадлежал Марфе Афанасьевне Спасителевой, вероятно, последней представительнице этого старинного рода. Предком Спасителевых был священник Сальватор (по-латыни - Спаситель), который прибыл в Россию в свите невесты Ивана III Софьи Палеолог. В усадьбе находился храм, но до наших дней он не сохранился. Долгие годы жители поселка были вынуждены далеко добираться до ближайшей церкви Флора и Лавра в с. Ям. В 2010 году стараниями благочинного Видновского церковного округа протоиерея Михаила Егорова и назначенного настоятелем храма священника Александра Стуруа была создана инициативная группа. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была образована община храма во имя Первосвятителей Московских.  В домовом храме, который находится в здании школы поселка, 20 мая 2010 года священник Александр Стуруа отслужил первую Литургию. Служба ведётся на двух территориях: в домовом храме и на строительной площадке. http://1svt.cerkov.ru В посёлке Горки Ленинские к 2010 году по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и многочисленным просьбам жителей, образовался приход. По благословению духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, схимандрита Илии (Ноздрина), весной 2010 года выбрано место для строительства храма около музея им.

http://sobory.ru/article/?object=34719

Древне-церковная богословская наука на греческом востоке в период расцвета (IV-V вв.): ее главнейшие направления и характерные особенности Речь на годичном акте Санкт-Петербургской Духовной Академии 17-го Февраля 1910-го года Содержание I. Общая характеристика церковно-богословской жизни в IV–V веках. Церковная Богословская наука в до-Никейскую эпоху. Богословская деятельность апологетов II века. Малоазийское Богословие святого Иринея. Научно-богословское движение в разных частях Христианского Мира и развитие потребности в решении внутрицерковных проблем. Ориген – характеристика его богословской деятельности и направления Александрийской школы. Течения в Александрийской школе после Оригена. Малоазийское Богословие к началу IV века: святой Мефодий Олимпийский. Антиохийская школа II. Влияние новых условий церковной жизни на взаимоотношение богословских направлений. Ново-Александрийская школа: характер Богословия святого Александра, святого Афанасия, Дидима, Каппадокийских отцов, Амфилохия, Аполлинария, святого Кирилла Александрийского, Евсевия Кесарийского. Видоизменения в методе Александрийской экзегетики. Антиохийская школа: периоды в ее истории и характеристика богословской деятельности ее представителей. Малоазийское Богословие в IV веке. Святой Кирилл Иерусалимский. Маркелл Анкирский. Святой Епифаний Кипрский III. Отличительные особенности Богословской науки IV–V веков в использовании источников и научных средств: отношение к Священному Писанию, Церковному Преданию и современной философии; живость религиозного сознания, свобода исследования. Заключительные выводы в отношении к условиям нормального развития Богословской науки в настоящее время      В истории Вселенской Церкви IV век и первая половина V представляют чрезвычайный по своему значению период. Радикальная перемена во внешнем положении Христианства в Греко-Римской Империи имела самые благоприятные последствия для внутренней жизни Церкви, предоставив Ее членам полную возможность все силы духа сосредоточить на разрешении внутрицерковных задач. Не отвлекаемая внешней борьбой за самое существование, Церковь начала жить полной жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Древние александрийские анафоры Предисловие Среди различных христианских богослужебных систем («обрядов») древняя богослужебная система Александрийской Церкви выделяется своими цельностью, самостоятельностью и, что немаловажно, тем, что она лучше других засвидетельствована в источниках такого раннего времени, как III–IV вв. 1 Возникший уже в I в. и развивавшийся сначала в греко-язычной, а затем также и в коптской среде александрийский обряд просуществовал до VII–XI вв., когда оказавшаяся под властью арабов греческая община Александрии и Египта была предельно ослаблена. После XII в. Александрийская Православная Церковь отказалась от своего древнего обряда и перешла, как и все другие Православные Поместные Церкви, на константинопольский («византийский»), сохранив в своём богослужении лишь совсем незначительные в масштабе целого обряда особенности. Так, на вопрос Александрийского патриарха Mapka III (XII в.), обращённый к знаменитому канонисту того времени, патриарху Феодору IV Вальсамону, о том, можно ли совершать литургии, известные под именами ап. Марка и ап. Иакова, тот ответил резко отрицательно 2 ; иными словами, самобытная александрийская традиция ослабла в то время настолько, что в авторитетности было отказано литургии ап. Марка, совершавшейся некогда такими великими отцами Церкви, как свтт. Афанасий Великий и Кирилл Александрийский 3 ! Тем не менее, древний александрийский обряд продолжал жить в коптской и отчасти эфиопской среде, а в XX в. уже отмечавшиеся древность, самостоятельность и цельность этого обряда вызвали к нему новый всплеск интереса со стороны богословов, патрологов и историков богослужения. Ниже вниманию читателя предлагаются русские переводы сохранившихся древних анафор Александрийской Церкви. Анафора, т. е. центральная молитва Божественной литургии, является ядром главного христианского богослужения – Евхаристии, – а значит, и богослужебной традиции вообще. На сегодняшний день существует огромное число публикаций, касающихся как отдельных анафор, так и истории их происхождения в целом, однако практически все они сделаны западными учёными и поэтому плохо известны русскому читателю – как справедливо отмечал проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Апологет Православного Возрождения XIV века Святитель Григорий Палама 17.11.2022 951 Время на чтение 44 минут Фото: Икона св.Григория Паламы. XV век Григорий Палама (1296 – 1359 гг.)– происходил, как и Григорий Синаит, с земель Малой Азии. Но в отличие от Синаита его юность была связана с Константинополем, где при императорском дворе Палама получил образование. Оба его учителя, и светский, и религиозный, приобщили юношу к практике безмолвной молитвы и привили ему вкус к созерцательному уединению. Он родился в 1296 году в Константинополе в аристократической семье. Его отец – Константин Палама, родом из отдаленных районов Малой Азии, был сенатором и членом императорского двора Андроника II Палеолога. Император Андроник II особенно ценил Григория Паламу и потому поручил воспитание своего внука и преемника Андроника III. Духовной жизни он обучался вначале от отца и монахов, с которыми общался. Среди них был и бывший святогорец Феолипт Филадельфийский, посвятивший его в чистую молитву. Свт. Феолипт родился в г. Никее Вифинской около 1250 г. Он получил прекрасное образование, но рано потеряв своих родителей, ушел на Афон и стал жить безмолвной жизнью. Его встреча с исихастом Никифором оказала на него самое глубокое влияние, как и на св. Афанасия Константинопольского . Одно время свт. Феолипт жил в монастыре Эсфигмен. Его посещение Константинополя и опровержение им религиозных воззрений, выстроенных на политических расчетах, императора Михаила V Палеолога в конечном итоге привело к его заключению в темницу. После освобождения из заключения он возвратился в Филадельфию, а впоследствии проводимая им подвижническая жизнь сделала его духовных отцом для всего города . Деятельность Феолипта носит ярко политический характер и направлена на созидание и возрождение единства православной Церкви: «Собственная мысль святого епископа Филадельфийского характеризуется сакраментализмом и ощущением ответственности христианина за историческую судьбу Церкви; эти черты отличают его от многих духовных писателей Востока, совершенно не интересовавшихся, как кажется, ничем, что не относилось бы непосредственно к внутреннему совершенствованию монаха.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/17/...

И. А. Шляпкин III. Вопрос о пресуществлении св. Даров в Москве на почве литературной Общие замечания – История до начала спора – Распространение малорусских книг, обвиняемых в ереси, в подлинниках по Московской Руси – Списки и переводы малорусских книг в Московской Руси – Книга Выклад и распространение латинского мнения о пресуществлении – Симеон Полоцкий и патриарх Иоаким – Начало спора о пресуществлении и «Хлеб Животный», Медведева – «Подверг» Евфимия и «Манна» Медведева – «Акос» Лихудов – «Тетрадь» Афанасия дьякона – «Известие истинное» Медведева – Иннокентий Монастырский – «Церковносоставние» Кассандра и «Истины показание» – Гавриил Домецкий – Мнения архиереев м. Адриана, м. Маркелла, Павла Рязанского, Игнатия Корсакова – Пропаганда латинствующих, князь В. В. Голицын и царевна София. Вопрос о времени пресуществления 541 св. даров на литургии, как мы уже сказали, вызвал в XVII веке обширную полемику и резко выдвинул две до тех пор несколько скрытые партии православного духовенства – старомосковскую и малорусскую. 542 Полемикой заинтересовались все русские люди того времени, и образованные, и простые. Патриарх Иоаким, представитель старомосковской или греческой партии, с горечью замечает: «Ныне освоеволишася неции человеков везде друг с другом в схождениях, собеседованиях, торжищах, временно и безвременно у мужей и жен то и слово о таинствах, и о действе и совершении их, и свары, и распри, вражды, и ересь хлебопоклонная». 543 Эти слова, Иоакима – не одно риторическое украшение речи. Вопрос о том, кланяться ли на литургии во время произнесения слов Спасителя: «Приимите, ядите...» и «Пейте от нея вси...», действительно, мог заинтересовать и простых людей, в виду распространенности вопросов того же формального характера, поднятых в конце XVII века уже значительно выродившимся к тому времени расколом. Припомним кстати и указ царя Алексея Михайловича 1651 года, чтоб св. Тайнам воздавалось и на улицах должное почтение: пред ними должна быть несена свеча и идти прихожане по десяти или и меньше, а мимохожие и мимоезжие должны были уступать путь, и выходя из саней и телег покланяться и почитать святые Тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Калинин Василий Дмитриевич Родился примерно в 1900 г. Встречался со святителем Афанасием в тюрьмах и медвежьегорских лагерях. После освобождения проживал в г. Иваново. Работал юрисконсультом. 1. 20 марта 1957 г. К великой радости нашей, всех знающих Вас, дорогой Владыка, осенью 1954 г. узнали мы, что Вы в добром здравии. Будучи в Москве, в октябре м[еся]це в Патриархии я узнал, что Вы в Петушках. Заезжал проездом в Иваново, но сказали, что Вы уехали в Москву, и видеть Вас не имел возможности. Часто – очень часто вспоминали Вас, а я особенно, ибо только благодаря Вашей моральной поддержке я смог вынести испытания 1936–41 годов. То необычное, что я имел, находясь вместе с Вами в Ярославле, Вологде, Ленинграде и затем в Медв[ежьей] Горе, мобилизовало все мои силы на перенесение испытаний, и Господь помог мне. Часто вспоминаю отца Иосифа 565 , его духовный, чистый образ всегда ясно стоял в моем сознании; большой, большой мой привет ему. Ничего не знаю о судьбе Юрия Александровича 566 . Дорогой Владыка! Вы меня вряд ли помните – юриста из Иваново – периода 1936 года краткое наше общение. Зная о Вас только доброе, пастырское, большая группа верующих г. Иваново обратилась к Святейшему с просьбой благословить Вас на Ивановскую епархию. Подробно я Вам все расскажу лично, проездом в Москву я дерзаю заехать 29/III к Вам. Податель сего отец Николай Каллистов имеет до Вас личную надобность, мне неизвестную. Искренний привет отцу Иосифу. С искр[енним] уваж[ением] Вас[илий] Димитриевич 567 Калинин, юрисконсульт, г. Иваново. 20 марта 57. Д. 22. Л. 8–8 об. Подлинник. Автограф. 2. 20 апреля 1957 г. Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, наш дорогой Владыка. Искренно и с сердечной теплотой желаем Вам в добром здравии и радостно великие дни Праздника провести. Всей душой стремился видеть Вас и собирался с Ник[олаем] Иванов[ичем], но ему пришлось поехать одному. Он беспокоится – получили ли Вы его письмо с адресом – вот он: Ленинград 36-С, ул. Лиговская, дом. 21-Б, кв. 7. Здесь Вас многие знают – часть заочно, любят и даже просят у Святейшего на епархию – исключительно по мотивам иметь себе пастыря, душу свою отдающего за овцы своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Коломна. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о храме в Гончарах относится к XV в. По преданию, супруга царя Иоанна III — София Палеолог — долго молилась о чадородии во многих обителях и дала обет о том, что поставит Божии храмы. Узнав о том, что ждет младенца, царица воздвигла в Коломне деревянный Зачатьевский храм. На рубеже XVI-XVII вв. эта церковь сгорела. После пожара была найдена в пепле невредимой от огня икона Нерукотворного образа Спасителя, когда-то пожертвованная жителями из деревни Митяево. В память об этом чудесном событии, вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, была построена другая — в честь Нерукотворного образа Господня. В XVII в. храм перестраивается и закладывается из камня, сохранив свое старое название. Внешний облик храма подвергся переделкам в духе классицизма. Бесстолпный двусветный четверик церкви был перекрыт лотковым сводом, прорезанным световым центральным барабаном пучкового пятиглавия. 7 июля 1689 г. храм освятили в честь Богоявления Господня. Иконостасы в приделах киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи относятся к концу XIX в. Зимой службы переносились в соседний деревянный храм Пресвятой Богородицы. Память об этой церкви сохранилась в Богоявленском храме в названии одного из приделов. В 1800 г. при настоятеле отце Никите Афанасьеве были пристроены два придела — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя священномученика Харлампия — и возведена новая колокольня. В храме находятся особо почитаемые святыни: резная икона Божией Матери «Страстная» и ковчег с частицами мощей более шестидесяти святых. В Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В советское время Богоявленский храм не закрывался. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=316 Богоявленский храм в Гончарах расположен сейчас на границе исторического центра Коломны - это означает, что когда-то он стоял на окраине, а ещё раньше - за пределами города.

http://sobory.ru/article/?object=03248

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010